16
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности
Контрольная работа по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
на тему: «Санитарно-гигиенические
требования к организации обучения в СПТУ»
|
Дата сдачи работы:
«_____»___________2006г.
|
|
Работу выполнила Усольцева Эльвира Мирза-Агаевна
студентка группы ЗВТ - 305С
|
|
Работу принял:
______________/ _____________
(подпись) (расшифровка)
|
|
Работу проверил:
______________/ _____________
(подпись) (расшифровка)
|
|
|
Екатеринбург, 2007
Введение
Мы давно привыкли к техническим достижениям и охотно пользуемся ими в быту, учебе, на работе и отдыхе. Изобретатели и конструкторы приложили огромные усилия, чтобы окружающие нас устройства, механизмы и сооружения стали не только удобными, но и безопасными.
Появились надежные тормозные системы, предохранительные пробки, автоматически выключающиеся чайники, утюги, телевизоры, тысячи других устройств с повышенной аварийной защитой. Немало бед они предотвратили, сберегли миллионы жизней.
Однако человеческая деятельность, обеспечивая растущие материальные и интеллектуальные потребности людей и научно-технический прогресс не сделала жизнь планеты более безоблачной, а, наоборот, наполнила ее новыми опасностями.
Как защитить себя, окружающую среду от опасных технических объектов и негативных последствий научно-технического прогресса?
Для этого необходимы комплексные меры (правовые, организационные, экономические, воспитательные и т.п.) во всех сферах нашей жизни.
Конституция Российской Федерации, провозглашающая человека, его права и обязанности высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту вменяет в обязанности государства.
В статье 42 Конституции говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии». Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
Для реализации этих важнейших принципиально новых положений Конституции России принят целый пакт законов.
Любая сфера жизнедеятельности человека нормируется различными законодательными и правовыми актами. Предметом моих исследований является Качканарское профессиональное училище, где я работаю преподавателем информатики с 1995 года. Организация обучения в СПТУ осуществляется в соответствии с утвержденными Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава России санитарными нормами и правилами, которые я подробно раскрою в своей контрольной работе.
Санитарно-гигиенические требования к организации обучения в СПТУ
Участок
Учебные заведения должны располагаться на самостоя-тельном изолированном участке селитебной территории горо-дов и поселков, в промышленных районах, вблизи от базовых предприятий.
Земельный участок для учебных заведений следует от-водить с наветренной стороны для ветров преобладающего направления с учетом близрасположенных промышленных объектов и соблюдения необходимых санитарно-защитных разрывов, установленных «Санитарными нормами проектиро-вания промышленных предприятий СН 245-71».
Расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива, наземных и подземных гаражей, станций технического обслуживания ав-томобилей, площадок для стоянки и хранения автомобилей следует принимать согласно приложению 1.
Отвод земельных участков для учебных заведений дол-жен осуществляться с учетом их перспективного развития в плане районов города и села.
При выборе участков для учебных заведений следует учитывать природно-климатические особенности местности: геологические условия, геоморфологические особенности рельефа территории, микрорельеф почвы и ее свойства, рас-тительность, географические особенности (открытые водоемы, подземные воды), а также использование данного участка в прошлом. Необходимо предусматривать удобную транспорт-ную связь с магистральными улицами, а также подключение к инженерным сетям.
Земельный участок должен располагаться в хорошо осве-щаемой солнцем и проветриваемой местности, иметь необхо-димый для стока ливневых вод естественный уклон (или легко выполняемый при вертикальной планировке), сухую незагрязненную и незасоленную почву (солнчак) и достаточно низкое состояние грунтовых вод (не выше 1,5 - 2 м от поверхности земли).
На стадии выбора земельного участка для учебных заведений системы профтехобразования следует определить источник хозяйственно-питьевого водоснабжения. При выборе источника водоснабжения надлежит руководствоваться ГОСТом 17.1.3.03-77 «Выбор источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» и учитывать качество воды источника с учетом современных требований, возможности организации зоны санитарной охраны водоис-точника и возможности обеспечения санитарной надежности воды.
Выбор источника водоснабжения должен проводиться с таким расчетом, чтобы после обеззаражения вода отвечала ГОСТу 2874-73 «Вода питьевая».
Выбор земельного участка под учебное заведение систе-мы профтехобразования проводится комиссией, в состав ко-торой входит санитарный врач.
Расчет вместимости учебных заведений и размеры площадей земельных участков следует принимать в соответ-ствии с приложением 2.
Земельные участки учебных заведений ограждаются зелеными насаждениями или ограждениями высотой 1,2 метра.
Площадь озеленения земельного участка должна со-ставлять не менее 50% территории участка.
При размещении учебных заведений в сельской местно-сти, вблизи лесных и садовых массивов, площадь озеленения может быть сокращена до 30%.
На территории учебных заведений запрещается посад-ка колючих кустарников, деревьев, а также кустарников и деревьев с ядовитыми плодами.
Учебные здания должны размещаться с отступом от красной линии не менее 15 метров.
При расположении учебных зданий вблизи транспортных магистралей расстояние от границы проезжей части до гра-ницы застройки следует принимать не менее 50 метров.
Территория должна быть благоустроена. Проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие и обо-рудованы устройствами для искусственного освещения (20-- 40 лк на земле).
На территории участка выделяются следующие зоны: учебно-производственная, спортивная, хозяйственная, жилая.
Все зоны должны иметь удобную связь со зданием и меж-ду собой. Все зоны по периметру следует оградить зелеными насаждениями, шириной не менее одного метра.
В учебно-производственной зоне следует располагать учебные и производственные корпуса, специализированные учебные полигоны, а в сельских профтехучилищах -- авто-дромы и автотрактородромы.
Спортивная зона должна находиться вблизи от спор-тивного зала. Не следует располагать спортивную зону со стороны окон учебных помещений.
Каждая спортивная площадка должна быть выделена по периметру зелеными насаждениями.
Ориентация спортивных площадок должна быть с севера на юг.
Жилую зону следует размещать вблизи от учебной и спортивной зон.
Хозяйственная зона должна располагаться в глуби-не участка со стороны входа в производственные помещения, иметь самостоятельный въезд с улицы и по периметру выде-ляться зелеными насаждениями.
В этой зоне размещаются хозяйственные постройки (на-весы для инвентаря, мусоросборники и др.), а также склады для хранения заготовок и сырья, готовой продукции, гаражи для автомашин, тракторов и других сельскохозяйственных машин, необходимых для хозяйственных и учебных целей. При отсутствии централизованного водоснабжения и тепло-фикации здесь же могут располагаться насосная и водона-порная башня, котельная при соблюдении санитарной зоны в соответствии со СНиП П-31-74 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Нормы проектирования»
Мусоросборники должны иметь плотно закрепляющиеся крышки и устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке под навесом, на расстоянии не менее 25 метров от окон учебного корпуса, помещений столовой и общежития. Мусоросборники должны устанавливаться отдельно для пищевых отходов и дли сухого мусора. Собранный мусор должен ежедневно вывозиться с участка.
Места для отдыха должны находится вблизи жилой, учебной и спортивной зон. Они предназначены для организации подвижных и тихих игр, индивидуальных занятий учащихся на открытом воздухе.
Площадки для тихого отдыха располагаются вдали от производственной и спортивных зон. Целесообразно их обору-довать навесами и беседками.
Следует на участке предусмотреть устройство учебно-го тира.
Учебный тир следует предусматривать на группу учебных заведений, расположенных на расстоянии до 1 км.
В случае отсутствия в средних и малых городах, в посел-ках и в сельских населенных пунктах группы учебных заве-дений допускается проектирование тира для одного учебного заведения, при соответствующем технико-экономическом обо-сновании.
Тир может быть оборудован в подвальном или полупод-вальном помещении здания в соответствии с требованиями «Указаний по проектированию сооружений для стрелкового спорта (тира, стрельбищ) ВСН-71», утвержденного Госгражданстроем СССР в 1971 г.
Размещение зданий учебных заведений на участке должно обеспечивать правильную ориентацию основных учеб-ных и жилых помещений, а также благоприятные условия освещения и инсоляции, предусматривающие не менее трех часов непрерывного солнечного облучения на период с 22/III по 22/IX в районах южнее 60° с. ш. и с 22/IV по 22/VIII -- в районах севернее 60° с. ш„ согласно Главы СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков, и сельских на-селенных пунктов. Нормы проектирования» п. 5.22.
Выбор участка для размещения зданий общежитий, при-вязка типовых проектов общежитий, а также проектов пере-оборудования зданий другого назначения под общежития, подлежат обязательному согласованию с органами и учреж-дениями санитарно-эпидемиологической службы.
Нормативные требования, предъявляемые к размещению и планировочной организации территории общежитий, сле-дует принимать в соответствии с Главой СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских на-селенных пунктов. Нормы проектирования».
Основные помещения
Здания учебных заведений должны иметь следующие группы помещений, исходя из функционального назначения:
· учебные помещения для теоретических занятий;
· учебно-производственные мастерские;
· учебно-спортивные;
· культурно-массового назначения;
· административно-служебные;
· вспомогательные;
· складские;
· столовые, общежития, санатории-профилактории. Состав и площадки учебных помещений представлены в приложении 3.
Взаимное расположение отдельных групп помещений должно обеспечивать удобную функциональную связь между собой и зонами участка, создание оптимальных условий для организации учебного процесса и отдыха.
Учебные помещения должны быть изолированы от учебно-производственных мастерских, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока.
Учебные кабинеты, лаборатории не допускается размещать в подвалах и в цокольных этажах.
Учебно-производственные и учебно-спортивные поме-щения следует выделять в отдельные блоки или здания, свя-занные переходами с основным корпусом.
При наличии отдельно стоящих зданий без переходов в каждом из них должна быть организована раздевалка для хранения верхней одежды.
Производственные мастерские, в которых процесс обу-чения связан с выделением химических веществ (электро-газосварочные, монтажные и др.) и пыли, должны быть обо-рудованы эффективной вентиляцией согласно главы СНиП П-33-75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воз-духа. Нормы проектирования».
Монтажные мастерские, в которых производится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупно-габаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ учащихся, должны располагаться на первом этаже.
Состав и площадь учебно-производственных помещений и необходимых учебных полигонов следует принимать по нормам технологического проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности и с учетом установки оборудования, применяемого для учебных целей.
В зависимости от профиля ПТУ и ТУ должны быть выделены помещения или склады для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции.
Каждая мастерская должна быть оборудована шкафами для хранения спецодежды и умывальниками с подачей холодной и горячей воды (не менее 4 умывальников на группу).
Состав и площади помещений при спортзалах должны приниматься согласно главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и среднеспециальные учебные заведения. Нормы проектирования».
Спортивные залы рассчитываются на учебно-академиче-скую загрузку (I смена) и внеакадемические секционные за-нятия (II смена).
Устройство и содержание спортивных залов должно отвечать требованиям «Санитарных правил устройства и со-держания мест занятий по физической культуре и спорту», утвержденных заместителем Главного санитарного врача СССР 30 декабря 1976 г. № 1567-76, действующим нормам на проектирование спортивных сооружений.
При спортивных залах должны быть предусмотрены по-мещения, в которых устраиваются вешалки для одежды, а также раздевалки для девушек и юношей. Кроме душа раздевалка должна быть оборудована умывальниками для мытья рук и ног. При входе в раздевалку по прямой линии у входной двери должен быть установлен экран и находиться резиновый коврик.
Спортивный зал должен располагаться на первом этаже или на втором при отсутствии вблизи и под ним учебных по-мещений, кабинетов врача и администрации, иметь удобную связь с участком.
При спортивных залах должны находиться комнаты инструктора, снарядная, инвентарная (для хранения обору-дования и инвентаря), кладовые спортивного инвентаря (для открытых спортивных сооружений; хранения, выдачи и сушки коньков с ботинками; для хранения и выдачи лыж).
Актовый зал учебных заведений, размещаемых в го-родах и поселках, должен быть рассчитан на одновременное пребывание не менее 1/3, а для располагаемых в сельских населенных пунктах--1/2 количества учащихся.
Актовые залы вне зависимости от их вместимости должны оборудоваться установками для 16 мм и 35 мм пленки.
Площади помещений актового зала следует принимать согласно главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и среднеспециальные учебные заведения. Нормы проектирования».
Актовый зал с комнатами для кружковых занятий, аппа-ратной и кинопроекционной можно выделить в отдельный блок или сблокировать с помещениями пищеблока и спорт-зала.
Помещения столовой и кухни выделяются в отдельный блок на 1-м этаже и должны выходить на хозяйственный двор.
На кухне должна строго соблюдаться поточность произ-водства и не допускать пересечения путей движения сырья с готовой продукцией, а также грязной посуды с чистой и т. д.
Запрещается использование технической воды как для технологических целей, так и для мытья посуды, оборудова-ния, тары, а также душа и для других целей.
Горячая вода из бойлеров должна поступать по самостоя-тельной сети, трубы которой должны быть окрашены в цвет отличный от других труб.
Нельзя допускать устройства канализационных стояков и трубопроводов в помещениях для хранения и обработки пищевых продуктов и приготовления пищи.
Сточные воды столовой должны перед сбросом проходить обязательную очистку.
Запрещается размещать складские помещения столовых в подвальных и полуподвальных помещениях, подверженных затоплению грунтовыми водами.
Количество мест в обеденных залах следует принимать из расчета обеспечения не менее одной трети численного состава учащихся.
Состав и площади помещений столовой, расстановку обо-рудования в них следует принимать согласно главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и среднеспециальные учебные заведения. Нормы проектирования».
Расстановку технологического и холодильного оборудова-ния производить в соответствии с нормами оснащения пред-приятий общественного питания, утвержденными приказом Министерства торговли от 23.11.71 г. № 187.
Общежития для учащихся рекомендуется располагать в отдельном здании не далее 500 м от основного здания ПТУ и ТУ.
Состав и площади помещений общежития следует прини-мать согласно главы СНиП ПЛ 7-71 «Жилые здания. Нормы проектирования».
Запрещается переоборудование под общежитие помещений, расположенных в цокольных и подвальных этажах, а также помещений, не имеющих достаточного естественного освеще-ния.
Жилые комнаты группируются в отдельные секции для юношей и девушек.
Жилая секция общежитий включает умывальные, убор-ные, комнаты для чистки одежды и обуви, кабины личной гигиены для девушек. Целесообразно при жилых комнатах размещать душевые.
Для стирки личных вещей в общежитии оборудуется постирочная.
Медицинские помещения (здравпункты), как правило, должны размещаться в учебном корпусе. Процедурная уст-раивается смежно с кабинетами врачей.
Учебные, производственные и жилые помещения учеб-ных заведений не должны быть проходными.
На каждом этаже здания учебных заведений, и по от-дельным его блокам должны быть санитарные узлы для юно-шей и девушек, а также для педагогического и обслуживаю-щего персонала.
Вход в санузлы не должен располагаться против входа в учебное помещение (в классы, кабинеты, лаборатории, мас-терские) и рядом с ними.
На каждом этаже учебных заведений всех функцио-нальных блоков должны быть предусмотрены помещения для промывки, сушки и храпения уборочного инвентаря с подвод-кой горячей и холодной воды, устройством поддона и встроен-ными шкафами или секциями.
В зависимости от климатических условий при входах в здании учебных заведений устраивают одинарные, двойные (при расчетной температуре --30°С) тамбуры и тамбуры с тепловой завесой.
При устройстве двойных тамбуров с тройными дверями установку нагревательных приборов следует располагать во внутреннем тамбуре.
Воздушные или воздушно-тепловые завесы должны быть у входа в мастерские, двери которых открываются чаще 5 раз (или не менее чем на 40 мин в смену).
Воздушно-тепловые завесы должны быть:
а) у входных дверей вестибюлей зданий в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха и количества людей, проходящих в течение часа:
· при температуре от минус 15 до минус 25°С-- 400 чело-век и более;
· при температуре от минус 26 до минус 45°С -- 250 чело-век и более;
· при температуре ниже минус 45°С--100 человек и бо-лее;
б) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений, оборудованных системами кондициони-рования воздуха;
в) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений со значительными выделениями влаги (плавательные бассейны и др.);
г) у проемов технологического оборудования для умень-шения поступления через них вредностей и холода.
При устройстве воздушных и тепловых завес следует оп-ределять создаваемый ими уровень звука и предусматривать меры для снижения шума.
Температуру воздуха, подаваемого воздушно-тепловыми завесами, рекомендуется применять не более 50°С для на-ружных дверей и 70°С для ворот и технологических проемов,
Скорость движения воздуха из щелей или отверстий воз-душных или воздушно-тепловых завес должна быть не более 5 м/с для наружных дверей и 8 м/с для наружных дверей производственных помещений.
Естественное освещение
Все учебные, учебно-производственные, жилые и ре-креационные помещения учебных заведений должны иметь прямое естественное освещение.
Наилучшими его видами в учебных и учебно-производст-венных помещениях являются боковое левостороннее освеще-ние и ленточное с обязательным применением солнцезащит-ных устройств.
При глубине помещений более 6 метров обязательно уст-ройство правостороннего подсвета. Высота правостороннего подсвета должна быть не менее 2,2 м выше глухой перегород-ки, высота которой от пола -- 0,8 м.
Допускается для правостороннего подсвета использование матового стекла на высоту 0,8--1,0 м от глухой перегородки и выше обыкновенного оконного стекла 1,4--1,2 м (при об-щей высоте стекла 2,2 м) или стеклоблоков, нижний край которых находится на расстоянии 1 м 35 см -- 1 м 50 см от
В учебных и учебно-производственных помещениях недо-пустимо направление основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся.
В транзитных коридорах, умывальных при санузлах, раз-девалках при спортивных залах допускается освещение вто-рым светом.
В бытовых помещениях и коридорах при столовых, складских, хозяйственных и инвентарных кладовых, снаряд-ных, душевых и уборных при спортзалах, санузлах обслужи-вающего персонала допускается освещение искусственным светом.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в учебных (классы и лаборатории) помещениях на рабочих поверхностях столов или парт должен быть в соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».
При одностороннем боковом естественном освещении нор-мируются минимальные значения КЕО в точке, расположен-ной на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от све-товых проемов, на пересечении вертикальной плоскости ха-рактерного разреза помещения и условной рабочей поверхно-сти (или пола).
При двустороннем боковом освещении минимальное зна-чение КЕО нормируется в точке посередине помещения на пересечении вертикальной поверхности характерного разреза помещения и условий рабочей поверхности (или пола).
При верхнем или верхнем и боковом естественном осве-щении нормируется среднее значение КЕО в точках, распо-ложенных на пересечении вертикальной плоскости характер-ного разреза помещения и условной рабочей поверхности (или пола). Первая и последние точки принимаются на рас-стоянии 1 м от поверхности стен или перегородок.
В учебных мастерских и других учебных помещениях КЕО .должен создаваться с учетом характера выполняемой зрительной работы в соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектиро-вания».
Освещенность должна быть равномерной. Равномер-ность освещения определяется отношением минимальной ос-вещенности в люксах (лк) к максимальной и должна соот-ветствовать не менее 0,3.
Качественные показатели освещенности определяются со-отношениями яркости между отдельными поверхностями интерьера. Наилучшие условия видимости создаются при соот-ношениях яркостей тетрадь -- поверхность -- парта или стол 2:1--4:1, классная доска -- тетрадь 1:3--1:10. При этом определяющее значение имеют коэффициенты (отражения (Q) внутренних поверхностей интерьера учебных помещений.
Для окраски поверхностей парт и столов рекомендует-ся светлая гамма цветов (светло-голубая, светло-серая, свет-ло-зеленая, бежевая, цвет натуральной древесины) с коэффи-циентом отражения не менее 0,30.
Классная доска должна иметь матовую поверхность, ок-рашена в темно-зеленый или коричневый (при использовании мела) цвет с коэффициентом отражения 0,1--0,2, лучше чер-ный. При использовании угля или графопроектора доска должна быть белого цвета.
Поверхность стен, потолков, пола и оборудования учебных и учебно-производственных помещений должна быть матового поста.
Для окраски поверхностей интерьера учебных и учебно-производственных помещений рекомендуются теплые тона окраски при средневзвешенном коэффициенте отражения не менее 0,45. Потолок и верхние части стен, а также оконные рамы и двери следует окрашивать в белый цвет, коэффициент отражения которого равен 0,8.
Коэффициент отражения бледно-желтого, бледно-розового, бледно-голубого и других светлых тонов окраски должен быть не менее 0,6.
На все полимерные материалы (пленки, краски, лаки и др.), используемые для отделки интерьера, полов и учебной мебели должны иметь разрешения Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России.
В целях предотвращения снижения светоотражающей способности ограждений учебных и учебно-производственных помещений следует:
· плакаты, стенгазеты, витрины и т. п., как правило, раз-вешивать на стене противоположной классной доске. Верхний край вывешенных материалов должен быть не выше 1,75 м от пола. Допускается размещение схем технологических процес-сов и т.п. на внутренней стене специализированных каби-нетов;
· шкафы для учебного материала и наглядных пособий следует располагать у противоположной сте-ны; поверхность их должна иметь светлую гамму тонов;
· нельзя размещать на подоконниках в учебных поме-щениях комнатные цветы. Рекомендуется цветы размещать в подвесных кашпо или переносных цветочницах высотой 65--76 см. Подвесные кашпо не должны располагаться в площади светового проема окна.
В кабинетах технических средств обучения (ТСО) сте-на, служащая фоном к экрану (телевизор, кино, проекции), должна быть окрашена в цвет охры или бежевые тона с коэф-фициентом отражения не менее 0,6. Стена не должна быть загружена лишними деталями и предметами.
Солнцезащитные приспособления должны быть обо-рудованы в учебных и учебно-производственных помещениях, спальных общежитиях для всех климатических районов.
Наилучшими видами солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между окон-ными рамами.
Допускается для защиты от солнца применять шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Запрещается применять стеклоблоки, пленки из полихлор-винила и другие полимерные материалы.
Солнцезащитные устройства должны иметь светлую ок-раску с коэффициентом отражения не менее 0,4. Шторы для кабинетов химии, физики, не должны снижать освещенность при расшторенных окнах.
Для предотвращения снижения освещенности в учеб-ных и учебно-производственных, жилых помещениях деревья сажаются на расстоянии не менее 10 м от окон здания, кустарники -- 5 метров.
Искусственное освещение
Искусственное освещение и электротехнические уст-ройства должны соответствовать требованиям главы СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Нормируемые уровни освещенности зависят от характера зрительных работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном.
Уровень освещенности рабочих мест при выполнении точнозрительных работ, отнесенных ко II «в» разряду точно-сти (часовое, ювелирное производство и др.) должно быть не менее 4000 лк при системе комбинированного освещения.
52. В кабинетах технических средств обучения (ТСО) све-товая обстановка должна создаваться с учетом возможности ведения записи во время использования визуальных ТСО, причем яркость рабочей поверхности не должна превышать яркости экрана и освещенность ее не должна быть ниже 300 лк. На занятиях с применением ТСО могут быть исполь-зованы следующие визуальные экранные технические средства обучения:
а) телевизоры с размером экрана по диагонали 59--61 см (марки «Темп», «Рубин», «Электрон», «УНТ-59», «Весна», «Крым», «Чайка», «УЛПТ-61», «Горизонт», «Березка», «Изумруд», «Славутич», «Школьник» и др.);
б) диапроекторы: «Свитязь», «Альфа», «Лэти» -- при условии строгого соблюдения расстояния прибора до экра-на--3 м;
в) графопроекторы: «КОД», «ЭДП-454», «ЛИТМО».
В целях наилучшего условия восприятия при применении ТСО следует использовать диффузно-отражающие или матово-белые экраны марок: «ЭПП-1», «ЭПП-2м», «ЭПП-3», «ЭГЩ-4», «ЭПБ-С» с коэффициентом отражения не менее 0,8.
В слесарных мастерских световая обстановка создается системой общего освещения, причем уровень освещенности на рабочем месте не должен быть менее 500 лк.
В производственных мастерских, кабинетах спецтехноло-гии уровень освещенности устанавливается в зависимости от размера, точности работ и контраста объекта с фоном по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности нормируемой для учебных помещений. При этом допускается использовать систему комбинированного освещения.
Оптимальные уровни искусственной освещенности спор-тивного зала составляют 400 лк на уровне пола.
Для общего освещения учебных помещений с нор-мальными условиями среды (отсутствие пыли, повышенной влажности и химически активных веществ) должны исполь-зоваться люминесцентные светильники, предназначенные для общего освещения помещений общественных зданий: се-рии ЛПО01, ЛПО02, ЛПО0З, ЛПО13, ЛПО16, ЛПО18, ЛПО21 «Ореол»,- Л201ОМ, ЛСО02, ЛВО13, ЛВО01, ЛВО31, ЛВОЗЗ.
Для освещения классных досок должны использоваться светильники серии ЛПО12, которые устанавливаются парал-лельно ей на расстоянии 2,2 м от пола и 0,6 м от поверхности классной доски. Освещенность классной доски должна быть не менее 500 лк.
При расположении училища севернее 50° с. ш. необ-ходимо предусмотреть облучение с использованием эритемных ламп в системе общего освещения из расчета 1 лампа ЛЭ-30 на 5 м2 при высоте расположения 2,8--3 м.
При невозможности использовать эритемные лампы в системе общего освещения следует организовать фотарии («Указания по профилактике светового голодания людей» № 547-65 от 7.Х.65 г.).
Вновь выполненная или реконструируемая осветитель-ная установка должна быть принята комиссией, в состав которой входят представители: заказчика, проектной и монтажной организаций, санэпидстанции, технической инспек-ции Совета профсоюза, органа государственного пожарного надзора и органа государственного энергетического надзора и при необходимости других заинтересованных организаций.
Воздушно-тепловой режим
В помещениях учебных заведений относительная влажность воздуха должна быть в пределах 30--45%.
Температура воздуха в классах, кабинетах, лабораториях химии и физики, в лекционных аудиториях, актовом зале, киноаудитории должна быть в пределах 17--20°С. В мастер-ских по обработке металла, дерева и др., где работа связана с повышенной энерготратой, температура воздуха не должна быть выше 16--18°С, в спортивном зале и комнатах для про-ведения секционных занятий 15--17°С, в раздевалке при спортзале 19--23°С, в кабинетах врачей 21--23°С, в рекреа-ционных помещениях 16--18°, в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и комплектования книг, в кабинетах администрации, комнатах общественных организа-ций 17--2ГС, в жилых комнатах общежития 18--20°С, в умы-вальных 20--23°С, в душевых -- не ниже 25°С, в вестибюле и гардеробе 16--19°С.
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и фор-точки не должны заклеиваться и забиваться гвоздями.
Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные -- во время уроков.
До начала учебно-производственных занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания во время уроков и перемен должна определяться погодными условиями (температурой и влажностью воздуха, скоростью его движения, направлением ветра). При температуре воз-духа до 10°С минимальная длительность сквозного проветривания 1--3 минуты.
Спортивные залы и помещения для проведения секцион-ных занятий должны быть хорошо проветрены перед началом занятий.
Сон и отдых учащихся должен проводиться в хорошо про-ветренных и аэрируемых через фрамуги и форточки помеще-ниях.
В уборных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляцион-ные решетки ежемесячно очищаются от пыли.
В лабораториях и учебно-производственных мастер-ских, у станков и механизмов, работа, на которых связана с выделением повышенного тепла, пыли, газов, должна быть эффективная общая и местная вентиляция, обеспечивающая содержание вредностей не выше допустимых уровней и кон-центраций.
Работа вытяжной вентиляции должна обеспечивать содер-жание пыли и вредных веществ в воздухе учебно-производ-ственных помещений ПТУ и ТУ на уровне, установленных предельно допустимых величин.
Нагревательные приборы типа радиаторов «Москва», «Комфорт» должны своевременно, по мере загрязнения, очи-щаться от пыли, но не реже 1 раза в неделю.
Оборудование помещений
Учебные кабинеты (классы) лаборатории в учебных заведениях оборудуются рабочими столами и стульями в соответствии с ростом учащихся.
Учебная мебель должна обеспечивать правильную посадку учащихся за рабочими столами и соответствовать ГОСТу 11016-71 «Стулья ученические», а при наличии в кабинетах парт ГОСТу 5994-72 «Парты школьные», организация посадки проводится в соответствии с методическими рекомендациями «Об использовании школьной мебели». Запрещается использова-ние скамеек, табуретов и стульев без спинок.
Расстановка оборудования в учебных и производст-венных помещениях должна проводиться с соблюдением угла рассматривания не менее 35°.
Столы и парты в учебных кабинетах и лабораториях про-дольной конфигурации должны стоять в 3 ряда перпендику-лярно стене с оконными проемами, чтобы основной световой поток был слева от учащихся. Величина ширины проходов, начиная от стены со светопроемами, должна быть следующая: первого, второго и третьего -- 0,6--0,7 м, последнего (между внутренней продольной стеной и 3 рядам парт или столов) -- 0,5 м.
В первом климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого ряда парт или столов должно быть не менее 1 м.
Ширина прохода между доской и первыми столами (пар-тами) в рядах должна быть равна 2,4-2,7 м; между стеной, противоположной доске, или встроенными шкафами и послед-ними партами или столами -- 0,7 м, а при наличии «оборотного» класса или кабинета это расстояние должно быть не менее 1 м.
В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации мебель устанавливается в 4 ряда, при этом расстояние от первых столов (парт) до классной доски должно быть ее менее 3 м.
В лабораториях расстояние между рядами учебной мебели -- 1,0 м; между чертежными столами в кабинетах черче-ния--0,7 м.
Оборудование в мастерских должно расставляться пер-пендикулярно или под углом 30--45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между стан-ками в рядах -- не менее 0,8 м).
70. Конструкция классных досок может быть различной (передвижные, открывающиеся, меняющиеся по высоте с наклоном). Все классные доски должны иметь лотки для удержания меловой пыли, тряпки или губки.
Целесообразно под классной доской устроить шкафчики для хранения мела, линеек, угольников и т. п., наглядных по-собий и пр. Шкафчики можно делать во всю ширину кабинета.
Оборудование кабинетов химии, должно отвечать «Правилам по технике безопасности для кабинетов химии об-щеобразовательных школ системы Министерства просвеще-ния СССР», утвержденным Министерством просвещения СССР 1.XI.72 г.
73. Оборудование мастерских должно проводиться в со-ответствии с технологией по отраслевым нормам и техникой безопасности. Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а площадь помещений -- не менее 4,5 м2 (СНиП 245-71 п. 3.2).
Комплектность оборудования различных кабинетов, мас-терских и др. помещений должна обеспечиваться в зависимо-сти от вместимости училища в соответствии со «Сборником сметных норм затрат и типовых наборов оборудования и пред-метов внутреннего убранства общественных и административ-ных зданий», том 5 Учебные заведения, выпуск 2, «Профес-сионально-технические училища», утвержденным Госстроем СССР в 1975 г.
Любое переоборудование материально-технической базы ПТУ и ТУ, связанное с совершенствованием и модерни-зированием оборудования и внедрением новых технических средств обучения, используемых при профессиональной под-готовке учащихся, должно проводиться по согласованию с санитарно-эпидемиологическими станциями.
Директора учебных заведений должны своевременно пред-ставлять техническую документацию на внедряемое или модернизируемое оборудование в санэпидстанции для их согласования.
Санэпидстанции, в месячный срок, должны рассмотреть представленную документацию, ознакомиться с действующим образцом этого оборудования, условиями, характером и ре-жимом труда на них подростков и дать свое заключение о возможности его применения в учебно-производственном процессе, а также рекомендации по рациональному его исполь-зованию.
Приложение 1
Извлечения из главы СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы проектирования».
Расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских яслей-садов, школ, школ-интернатов, лечебно-профилактических учреждений или до жилых и других общественных зданий и сооружений следует прини-мать не менее 50 м. Расстояния от автозаправочных станций, предназначенных для заправок и только легковых автомобилей и имеющих мощность до 500 заправок в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать до 25 м. Указанные расстояния следует принимать от бензораздаточных колонок и границ подземных резервуаров для хранения жидкого топлива.
Расстояние от наземных гаражей, станций технического обслуживания автомобилей, площадок для стоянки и хране-ния автомобилей до зданий ПТУ и ТУ следует принимать не менее данных, представленных в таблице 1.
Таблица 1
|
Расстояние, (м)
|
|
Надземные гаражи и площадки при количестве автомобилей
|
Станция технического обслужи-вания при количестве постов
|
|
более 100
|
100--51
|
60--21
|
20 и менее
|
более 30
|
30-11
|
10 и менее
|
|
-*
|
-*
|
50
|
25
|
-*
|
-*
|
50
|
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ: * определяется в каждом случае по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
Въезды и подземные гаражи легковых автомобилей и вы-езды из них должны быть удалены от окон жилых домов и учебных заведений не менее чем на 15 метров.
Приложение 2
Извлечения из главы СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы проектирования».
Количество учащихся в профессионально-технических училищах следует принимать в соответствии с заданием на проектирование; для предварительных расчетов допускается принимать из расчета 3% численности населения городов с числом жителей более 10 тыс. человек, а в средних специальных учебных заведениях -- из расчета 5% численности населения городов в том числе жителей более 30 тыс. человек.
В малых городах, поселках и сельских населенных пунк-тах профессионально-технические училища следует преду-сматривать из расчета обслуживания жителей населенных пунктов, входящих в систему группового расселения.
Размеры земельных участков профессионально-техниче-ских училищ и средних специальных учебных заведений (на 1000 учащихся) следует принимать согласно таблицы. Согласно СНиПа П-66-78 «Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения» минимальная вместимость учебного заведения принята 540 учащихся; вместимость на 1200 учащихся исключена.
Таблица
|
Вместимость учебных заведений учащихся
|
480
|
720
|
960
|
1200
|
1440
|
1920
|
|
Размеры земельных участков, га
|
6
|
5
|
4
|
3,6
|
3,2
|
3
|
|
|
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Размеры земельных участков сельскохозяйст-венных и гидромелиоративных профессионально-технических и средних специальных учебных заведений допускается увеличивать, но не более чем на 50%.
2. Размеры земельных участков, полигонов, опытных полей, лесных опытных участков и др. не входят в общую норму земельных участков учебных заведений, приведенных в таблице.
Приложение 3
Извлечения из главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и средне-специальные учебные заведения. Нормы проектирования».
Площадки учебных заведений
|
Помещения
|
Количество учащихся
|
Площадь
в кв.м
|
|
1. Учебные кабинеты и групповые аудитории
|
30
|
50
|
|
2. Учебные кабинеты русского и иностранного языка
|
15
|
36
|
|
3. Лекционные поточные аудитории
|
60
|
72
|
|
4. Лекционные поточные аудитории
|
90
|
108
|
|
5. Лекционные поточные аудитории
|
120
|
140
|
|
6. Учебные кабинеты по специальности
|
30
|
60-72
|
|
7. Кабинеты технических средств обучения (ТСО)
|
30
|
72
|
|
8. Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования
|
30
|
72-90
|
|
9. Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования
|
15
|
36-60
|
|
10. Препараторские
|
-
|
18
|
|
|
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Площадь помещений учебных кабинетов и групповых аудиторий, размещаемых в зданиях панельной и каркасной конструкции допускается увеличивать до 54 кв. м.
2. Учебные кабинеты русского языка предусматриваются только для учебных заведений, где преподавание ведется не на русском языке.
3. Площадь помещений, перечисленных в позициях 6, 8 и 9 настоящего приложения, определяется в зависимости от набора и габаритов технологического оборудования.
4. Препараторские предусматриваются из расчета обслуживания каждой препараторской лаборатории 2 смежных учебных кабинетов или 2 однородных лабораторий.
5. Лаборатория площадью 81 кв.м и более допускается размещать в учебно-производственных помещениях.
Литература:
1. Санитарные правила по устройству и содержанию учебных заведений системы профтехобразования. Ленинград, 1982
2. Санитарно-эпидемологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079 - 01. М. - Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002. - 64 с.
3. Санитарные нормы и правила. СНиП П-66-78 Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования. М., 1985
|