1
6
Тема:
Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста.
План
- 1. Введение. 3-4
- 2. Обзор литературы 5
- 3. Методика проведения и анализ практического исследования 6-16
- 4. Заключение - резюме. 17-19
- 5. Выводы 20
- 6. Список использованной литературы 21
- 1. Введение.
- Стратегией развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило одним из основных долгосрочных приоритетов сохранение здоровья и обеспечение благополучия граждан.
- В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях улучшения состояния здоровья граждан Республики Казахстан и реализации их конституционных прав на охрану здоровья Президент Республики Казахстан Указом от 16 ноября 1998 года N 4153 утвердил Государственную программу "Здоровье народа"
- Программа включает меры краткосрочного (1998-1999 годы), среднесрочного (2000-2003 годы) и долгосрочного (2003-2008 годы) характера и соответствует основным принципам Стратегии Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех в XXI веке".
- Цель Программы - улучшение состояния здоровья населения Казахстана, разработка и реализация краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов мероприятий, способствующих скорейшему выходу здравоохранения на качественно новый уровень предоставления медицинских услуг населению.
- Дошкольные учреждения, школы, профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные объединения, а также предприятия, являющиеся базой для трудового обучения и производственной практики, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов.
- Гигиеническое воспитание и обучение, направленное на повышение культуры населения и профилактику заболеваний, должно носить всеобщий, комплексный и непрерывный характер.
- Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется:
- в процессе воспитания детей, обучения школьников и подростков, студентов, подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и уровня;
- путем пропаганды медицинских и гигиенических знаний через средства массовой информации.
- Предприятия, учреждения, организации обязаны за счет собственных средств осуществлять профессиональную гигиеническую подготовку руководителей, специалистов и работников, деятельность которых связана:
- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
- с воспитанием детей, обучением школьников и подростков;
- с коммунально-бытовым обслуживанием населения;
- с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами и процессами.
- Основными проблемами в воспитании санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в настоящее время являются медицинские и социальные проблемы, а также существующие социальные условия.
- Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в основном возлагаются на родителей, педагогов, окружение и медперсонал. Повышается роль школы, семьи.
- Задачей обследования школ, является подтверждение статистического анализа, проведения анкетирования.
- Объектом исследования является - школа. Предметом исследования - беседа.
- Проведённый нами литературный поиск выявил, что по данной проблеме отмечается малое количество исследований, а обнаруженные публикации в основном касаются педагогических аспектов и меньше социальных и медицинских. В большинстве своём авторами найденных источников являются педагоги.
Основные направления рефор-мы общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.
В связи, с чем все больше возрастает роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников подросткового возраста.
Актуальность темы, объясняется проблемами не просто медицинскими, а методическими и концептуально больше медсестринскими.
Поэтому целью настоящего исследования является:
Определить роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить уровень здоровья по данным медицинской документации;
определить наличие и развитость гигиенической культуры у детей;
определить влияние условий проживания, социального статуса на наличие гигиенических навыков у детей;
определить влияние условий пребывания в школе на уровни здоровья обследованных детей;
что может сделать медсестра для повышения санитарной культуры у подростков?
2. Обзор литературы
В книге «Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей/Авт.: Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев, Е. М. Белостоцкая и др.; Под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухарева.--М.: Медицина, 1986, 496 с., ил.», рассматриваются организационные основы санитарно-эпидемиологической службы по разделу гигиены детей и подростков, значение государст-венного санитарно-гигиенического надзора за работой детских и подростковых учреждений. Отдельные главы посвящены гигиеническим основам учебно-воспитательного режи-ма, трудового обучения и профессионально-технического образования, а также гигиене физического воспитания, организации летней оздоровительной работы, ги-гиене питания, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков. Даны гигиенические принципы планировки, строительства и оборудования разных типов детских и подростковых учреждений
В руководствах изложены методические основы, содержание и задачи гигиены детей и подростков на современном этапе. Описаны система предупредительного и текущего санитарного надзора за учреждениями для детей и подростков. С новых позиций рассматриваются такие вопросы, как гигиена строи-тельства, благоустройство и оборудование учреждений для де-тей и подростков, гигиена их обучения и воспитания, организа-ция питания и летнего оздоровительного отдыха.
Основное внимание в литературе уделено методическим приемам работы медицинской сестры при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора. Рассматриваются вопросы организации государственного санитарного надзора за работой школьных учреждений.
В литературе подробно освещены гигиенические аспекты трудового, поли-технического и профессионального образования детей и под-ростков, а также медицинские аспекты воспитания школьников. Представлен новый материал по разработке системы оздоровительных мероприятий при обуче-нии детей с 6 лет в подготовительных классах общеобразова-тельных школ, а также при обучении и воспитании детей и подростков с от-клонениями в состоянии здоровья и развития.
Так же излагаются методические подходы к изучению и гигиени-ческой оценке организации физического воспитания, даны реко-мендации суточной двигательной активности, закаливания детей и подростков.
Таким образом, материалы литературы охватывают широ-кий круг наиболее существенных и актуальных проблем, имею-щих серьезное значение для решения задачи государственной важности -- воспитания физически здорового, гармонически развитого, санитарно гигиенически образованного молодого поколения.
3. Методика проведения и анализ практического исследования
3.1. Результаты обследования городской школы №85.
Инженерно-санитарные коммуникации в школе.
В школе №85 есть столовая.
Пища приготавливается в школьной кухне
В столовой есть умывальник для мытья рук перед едой.
В умывальнике есть тёплая вода.
На каждом этаже по 2 умывальника для мытья рук.
На каждом этаже по 2 туалета: один женский и один мужской.
В каждом туалете и в женском и в мужском по 4 очка.
На 1, 2, 3, этаже по 3 умывальника для мытья рук после посещения туалета.
Есть мыло для мытья рук.
Руки сушатся после мытья самостоятельно.
Питьевой режим осуществляется в столовой.
В школе есть постоянный медработник.
Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей осуществляется
санитарно-просветительной работой, методики Минздрава, ВОЗ,
классные часы, конференции, дискуссии, диспуты,
санпосты, сандружинники.
3. 2. Обследование сельской школы №30.
Школа маленькая, одноэтажное здание.
Столовой нет.
Питание осуществляется всухомятку.
Туалеты надворные: 1 мужской, 1 женский.
На всю школу один умывальник
Нет мыла для мытья рук.
В школе нет постоянной медсестры, но существует ФАП, где есть медсестра и врач на всё село.
Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей за 2000 год, проводилось на низком уровне.
3. 3. Анализ результатов обследования школ №85 и №30.
В городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.
Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.
3. 4. Распределение учеников по группам здоровья.
Таблица №1. Анализ распределения учеников по группам здоровья в городской школе № 85.
|
Группа здоровья
|
Пол
|
Всего
|
|
|
|
абс
|
%
|
|
I
|
М
|
21
|
54,8
|
|
|
Д
|
15
|
41,7
|
|
|
О. П.
|
36
|
54,5
|
|
II
|
М
|
14
|
38,9
|
|
|
Д
|
14
|
43,8
|
|
|
О. П.
|
28
|
42,4
|
|
III
|
М
|
2
|
6,3
|
|
|
Д
|
2
|
9,4
|
|
|
О. П.
|
2
|
3,1
|
|
Всего
|
М
|
37
|
53,0
|
|
|
Д
|
31
|
47,0
|
|
|
О. П.
|
68
|
100
|
|
|
В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%), отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек. Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а в общем они составляют (3,1%).
Сравнительный анализ здоровья детей в исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской сестрой..
3. 5. Половозрастное распределение
В исследовании участвовало 134 учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а девочек - 50,7%.
Таблица №2. Половозрастное распределение детей подросткового возраста №83 и №30 школ.
|
№ Школы
|
Пол
|
12-13 лет
|
14-15 лет
|
Всего
|
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85 город-ская
|
М
|
12
|
32,4
|
25
|
67,6
|
37
|
100
|
|
|
Д
|
9
|
29
|
22
|
71
|
31
|
100
|
|
|
О.П.
|
21
|
30,9
|
47
|
69,1
|
68
|
100
|
|
№30 сель-ская
|
М
|
12
|
41,4
|
17
|
58,6
|
29
|
100
|
|
|
Д
|
9
|
24,3
|
28
|
75,7
|
37
|
100
|
|
|
О.П.
|
21
|
31,8
|
45
|
68,2
|
66
|
100
|
|
Итого
|
М
|
24
|
36,4
|
42
|
63,6
|
66
|
100
|
|
|
Д
|
18
|
26,5
|
50
|
73,5
|
68
|
100
|
|
|
О.П.
|
42
|
31,3
|
92
|
68,7
|
134
|
100
|
|
|
В обоих школах большую часть представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%), и меньшую составляли дети 12-13 лет (31,3%).
3.6. Анкетирование.
1. Вопрос. Умываетесь ли вы утром после сна?
а) Да - 1, б) нет - 2, в) иногда - 3.
|
№ школы
|
а
|
б
|
в
|
Всего
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85
|
67
|
98,5
|
0
|
0
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
|
№30
|
64
|
97
|
0
|
0
|
2
|
3
|
66
|
100
|
|
Ито-го
|
131
|
97,7
|
0
|
0
|
3
|
2,3
|
134
|
100
|
|
|
Нами установлено, что подавляющее большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не умываются.
2. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?
а) Да - 1, б) нет - 2.
|
№ школы
|
а
|
б
|
Всего
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85
|
67
|
98,5
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
|
№30
|
66
|
100
|
0
|
0
|
66
|
100
|
|
Ито-го
|
131
|
99,3
|
1
|
0,7
|
134
|
100
|
|
|
При исследовании двух школ, по вопросу «имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них - «есть зубная щётка», а 0,7% ответили - «нет».
3. Вопрос. Чистите ли вы зубы?:
а) Ежедневно 1 раз в день - 1,
б) 2 раза в день - 2
в) 1 раз в неделю - 3
г) Не чищу - 4
д) Редко - 5
|
№ шко-лы
|
Пол
|
а
|
б
|
д
|
Всего
|
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85 город-ская
|
М
|
23
|
67,6
|
10
|
29,4
|
1
|
3
|
34
|
100
|
|
|
Д
|
14
|
43,8
|
17
|
53,1
|
1
|
3,1
|
32
|
100
|
|
|
О.П.
|
37
|
56
|
27
|
41
|
2
|
3
|
66
|
100
|
|
№30 сель-ская
|
М
|
15
|
52
|
13
|
5
|
1
|
3
|
29
|
100
|
|
|
Д
|
11
|
28,2
|
28
|
71,8
|
0
|
0
|
39
|
100
|
|
|
О.П.
|
26
|
38,2
|
41
|
60,3
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
|
Итого
|
М
|
38
|
60,3
|
23
|
36,5
|
2
|
3,2
|
63
|
100
|
|
|
Д
|
25
|
35,2
|
45
|
63,4
|
1
|
1,4
|
71
|
100
|
|
|
О.П.
|
63
|
47
|
68
|
50,7
|
3
|
2,3
|
134
|
100
|
|
|
Все опрошенные дети чистят зубы. Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко чистящих 2,3%.
4. Вопрос. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?
а) ежедневно - 1
б) редко - 2;
в) никогда - 3
Нами установлено, что учащиеся обеих школ делают утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа «ежедневно» в городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской школе 12,1%.
|
№ шко-лы
|
Пол
|
а
|
б
|
д
|
Всего
|
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85 город-ская
|
М
|
6
|
17,6
|
17
|
50
|
11
|
32,4
|
34
|
100
|
|
|
Д
|
3
|
8,8
|
26
|
46,5
|
5
|
14,7
|
34
|
100
|
|
|
О.П.
|
9
|
13,2
|
43
|
63,3
|
16
|
23,5
|
68
|
100
|
|
№30 сель-ская
|
М
|
4
|
13,8
|
17
|
58,6
|
8
|
27,6
|
29
|
100
|
|
|
Д
|
4
|
10,8
|
25
|
67,6
|
8
|
21,6
|
37
|
100
|
|
|
О.П.
|
8
|
12,1
|
42
|
63,6
|
16
|
24,3
|
66
|
100
|
|
Итого
|
М
|
10
|
15,8
|
34
|
54
|
9
|
30,2
|
63
|
100
|
|
|
Д
|
7
|
9,9
|
51
|
71,8
|
13
|
18,3
|
71
|
100
|
|
|
О.П.
|
17
|
12,7
|
85
|
63,4
|
32
|
23,9
|
134
|
100
|
|
|
5 Вопрос. Моете ли вы руки перед едой?
а) да, всегда - 1, б) не всегда - 2
в) когда напоминают - 3, г) нет такой привычки - 4.
|
№ шко-лы
|
Пол
|
а
|
б
|
в
|
Всего
|
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85 город-ская
|
М
|
6
|
17,6
|
17
|
50
|
11
|
32,4
|
31
|
100
|
|
|
Д
|
3
|
8,8
|
26
|
46,5
|
5
|
14,7
|
37
|
100
|
|
|
О.П.
|
9
|
13,2
|
43
|
63,3
|
16
|
23,5
|
68
|
100
|
|
№30 сель-ская
|
М
|
4
|
13,8
|
17
|
58,6
|
8
|
27,6
|
30
|
100
|
|
|
Д
|
4
|
10,8
|
25
|
67,6
|
8
|
21,6
|
36
|
100
|
|
|
О.П.
|
8
|
12,1
|
42
|
63,6
|
16
|
24,3
|
66
|
100
|
|
Итого
|
М
|
10
|
15,8
|
34
|
54
|
19
|
30,2
|
61
|
100
|
|
|
Д
|
7
|
9,9
|
51
|
71,8
|
13
|
18,3
|
73
|
100
|
|
|
О.П.
|
17
|
12,7
|
85
|
63,4
|
32
|
23,9
|
134
|
100
|
|
|
Выяснено, что в городской и сельской школе, 12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда - 63,4%, когда напоминают - 23,9%.
6 Вопрос. Моете ли вы руки после посещения туалета?
а) да, всегда - 1, б) не всегда - 2
в) когда напоминают - 3, г) нет такой привычки - 4
|
№ шко-лы
|
Пол
|
а
|
б
|
Всего
|
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85 город-ская
|
М
|
29
|
90,6
|
3
|
9,4
|
32
|
100
|
|
|
Д
|
32
|
88,9
|
4
|
11,1
|
36
|
100
|
|
|
О.П.
|
61
|
89,7
|
7
|
10,3
|
68
|
100
|
|
№30 сель-ская
|
М
|
30
|
100
|
0
|
0
|
30
|
100
|
|
|
Д
|
35
|
97,2
|
1
|
2,8
|
36
|
100
|
|
|
О.П.
|
65
|
98,5
|
1
|
1,5
|
66
|
100
|
|
Итого
|
М
|
59
|
95,2
|
3
|
4,8
|
62
|
100
|
|
|
Д
|
67
|
93
|
5
|
7
|
72
|
100
|
|
|
О.П.
|
126
|
94
|
8
|
6
|
134
|
100
|
|
|
Нами установлено, что учащиеся обеих школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 -89,7%, а по школе №30 - 98,5%. Не всегда моют - 6% учащихся подросткового возраста.
7. Вопрос. Сколько раз в день вы принимаете пищу?
а) 3 раза в день - 1, б) 4 раза в день - 2
в) как придётся - 3, г) 5 раз в день - 4
|
№ шко-лы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Всего
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85
|
33
|
48,5
|
22
|
32,4
|
12
|
17,6
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
|
№30
|
38
|
57,6
|
22
|
33,3
|
5
|
7,6
|
1
|
1,5
|
66
|
100
|
|
Ито-го
|
71
|
53
|
44
|
32,8
|
17
|
12,7
|
2
|
1,5
|
134
|
100
|
|
|
В целом по двум школам дети принимают пищу 3 раза в день 53% (№85 - 48,5%, а №30 - 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %, как придётся - 12,7% , однако по №85 -17,6%, а по№ 30 - 7,6%, и 4 раза в день по 1,5%.
8. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную расчёску?
а) да - 1, б) нет - 2
Имеют индивидуальную расчёску 77,6%,( по №85 - 73,5%, а по №30 - 81,8%, это показывает, что в сельской школе на 8,3% больше, чем в городской), не имеют 22,4% (№85 - 26,5%, а №30 - 18,2).
|
№ школы
|
а
|
б
|
всего
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85
|
50
|
73,5
|
18
|
26,5
|
68
|
100
|
|
№30
|
54
|
81,8
|
12
|
18,2
|
66
|
100
|
|
итого
|
104
|
77,6
|
30
|
22,4
|
134
|
100
|
|
|
9. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальное полотенце?
а) да - 1, б) нет - 2
|
№ школы
|
а
|
б
|
всего
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85
|
47
|
69,1
|
21
|
30,9
|
68
|
100
|
|
№30
|
49
|
74,3
|
17
|
25,7
|
66
|
100
|
|
итого
|
96
|
71,6
|
38
|
28,4
|
134
|
100
|
|
|
Имеют индивидуальное полотенце 71,6%, (по №85 - 69,1%, а по №30 - 74,3), это показывает, что в сельской школе на 5,2% больше, чем в городской, а не имеют 28,4% (№85 - 30,9%, а №30 - 25,7).
10. Вопрос. Как часто стрижете ногти?
а) 1 раз в неделю - 1, б) 1 раз в месяц - 2
Нами установлено, что подростки стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе - 82,4%, а по №30 школе - 87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской, а стригут 1 раз в месяц 15% (№85 - 17,6%, а №30 - 12,1%).
|
№ школы
|
а
|
б
|
всего
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85
|
56
|
82,4
|
12
|
17,6
|
68
|
100
|
|
№30
|
58
|
87,9
|
8
|
12,1
|
66
|
100
|
|
итого
|
114
|
85
|
20
|
15
|
134
|
100
|
|
|
11. Вопрос. Как часто вы купаетесь?
а) 1 раз в неделю - 1, б) 2 раза в неделю - 2,
в) в 2 недели 1 раз -3, г) ещё реже -4
Нами установлено, что подростки купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе - 60,3%, а по №30 школе - 57,5%), это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города.
|
№ шко-лы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Всего
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85
|
26
|
38,2
|
41
|
60,3
|
0
|
0
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
|
№30
|
27
|
41
|
38
|
57,5
|
1
|
1,5
|
0
|
0
|
66
|
100
|
|
Ито-го
|
53
|
39,6
|
79
|
59
|
1
|
0,7
|
1
|
0,7
|
134
|
100
|
|
|
Моются 1 раз в неделю 39,6% ( по №85 школе - 38,2%, а по №30 школе - 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1 подросток - 0,7%, и ещё реже - по №85 школе 1 подросток - 0,7%.
12. Вопрос. Моете ли вы ноги перед сном?
а) ежедневно - 1, б) 2 раза в неделю - 2,
в) в неделю 1 раз -3, г) не мою -4.
|
№ шко-лы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Всего
|
|
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
№85
|
47
|
69,1
|
11
|
16,2
|
7
|
10,3
|
3
|
4,4
|
68
|
100
|
|
№30
|
44
|
66,7
|
19
|
28,8
|
3
|
4,5
|
0
|
0
|
66
|
100
|
|
Ито-го
|
91
|
67,9
|
30
|
22,4
|
10
|
7,5
|
3
|
2,2
|
134
|
100
|
|
|
Нами устано ...........
Страницы: [1] | 2 |
|