Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Южно-Уральский профессиональный институт
Факультет управления и информационных технологий
Кафедра информатики и вычислительной техники
Контрольная работа
по дисциплине «Математическая логия и теория алгоритмов»
Студент
гр. ВМз-01-08, факультет УиИТ
____________________ М.О.Белозерова
«__»___________2009
Преподаватель
___________________ С.А. Рудаков
к.п.н. «__»___________2009
Челябинск
2009
1. Задание по логике высказываний
Ниже приведены по три клаузы в одном варианте. Каждую клаузу необходимо доказать следующими методами: резолюций и с помощью таблиц истинности.
a. А, В v С => А & В; С
b. B v С, (А -> В) -> (С -> А) => А
c. А -> (В v С), В -> (D -> А), С -> (В -> А), А -> (В -> С), D - > (A v В),
D -> (А -> В), С -> (В v D), A v С v D, С -> (А -> В) => А & В & С; А & В & D
Докажем с помощью метода резолюций истинность следующей клаузы:
a. А, В v С => А & В; С
Доказательство ее справедливости следует начать с приведения ее в нормальную конъюнктивную форму.
A, В v C, -B v -C, -A => 0
P1 P2 P3 P4
Справа от каждого нового дизъюнкта будем писать номера используемых дизъюнктов, получим:
|
№ п/п
|
Выводы
|
Почему
|
|
1.
|
0
|
Р2, Р3
|
|
2.
|
0
|
P1, P4
|
|
3.
|
0
|
1, 2
|
|
|
Докажем с помощью метода резолюций истинность следующей клаузы:
B v С, (А -> В) -> (С -> А) => А
Доказательство ее справедливости следует начать с приведения ее в нормальную конъюнктивную форму.
В v С, A v -B v -C, -A => 0
P1 P2 P3
Справа от каждого нового дизъюнкта будем писать номера используемых дизъюнктов, получим:
|
№ п/п
|
Выводы
|
Почему
|
|
1.
|
А
|
Р1, Р2
|
|
2.
|
0
|
P3, 1
|
|
|
Докажем с помощью метода резолюций истинность следующей клаузы:
c. А -> (В v С), В -> (D -> А), С -> (В -> А), А -> (В -> С), D - > (A v В),
D -> (А -> В), С -> (В v D), A v С v D, С -> (А -> В) => А & В & С;
А & В & D
Доказательство ее справедливости следует начать с приведения ее в нормальную конъюнктивную форму.
А v В v С, -В v -D v А, -С v -В v А, -А v -В v С, -D v A v В, P1 P2 P3 P4 P5 D v -А v В,
- С v В v D, A v С v D,
-С v -А v В, -А, -В, -С v -А, -В, -D =>0 P6 P7 P8 P9 P10 P11 P12 P13 P14
Справа от каждого нового дизъюнкта будем писать номера используемых дизъюнктов, получим:
|
№ п/п
|
Выводы
|
Почему
|
|
1.
|
C v -D
|
P4,P5
|
|
2.
|
A v -C
|
P2,P7
|
|
3.
|
B v C
|
P6,P8
|
|
4.
|
-A v -D
|
P12,1
|
|
5.
|
-C v -A
|
P9,P11
|
|
6.
|
-C
|
2,5
|
|
7.
|
B
|
3,6
|
|
8.
|
-A v -D
|
P10,4
|
|
9.
|
-A v -D
|
P14,8
|
|
10.
|
0
|
P1,P3
|
|
11.
|
0
|
P13,7
|
|
12.
|
0
|
9,10
|
|
13.
|
0
|
11,12
|
|
|
Докажем с помощью таблиц истинности следующую клаузу:
А, В v С => А, В v С
P1 P2 C1 C2
Докажем с помощью таблиц истинности следующую клаузу:
B v С, (А -> В) -> (С -> А) => А
P1 P2 C1
Теперь составим таблицу истинности (табл. 1.1) , в которой под Р понимается обобщенная причина, т.е. конъюнкция всех Р.
|
n
|
А
|
B
|
C
|
P1
|
P2
|
P
|
C1
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
2
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
3
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
|
4
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
5
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
6
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
7
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
Клауза считается ложной, т.к. единицы следствия (С1) не накрывают все единицы обобщенной причины (Р), т.е. единицы обобщенной причины не образуют подмножество единиц следствия.
Докажем с помощью таблиц истинности следующую клаузу:
А -> (В v С), В -> (D -> А), С -> (В -> А), А -> (В -> С), D - > (A v В),
P1 P2 P3 P4 P5
D -> (А -> В), С -> (В v D), A v С v D, С -> (А -> В) => А & В & С; А & В & D
Р6 Р7 Р8 Р9 С1 C2 C3 C4 C5
Теперь составим таблицу истинности (табл. 1.3) , в которой под Р понимается обобщенная причина, т.е. конъюнкция всех Р.
|
n
|
А
|
B
|
C
|
D
|
P1
|
P2
|
Р3
|
Р4
|
Р5
|
P6
|
P7
|
P8
|
P9
|
P
|
C1
|
C2
|
C3
|
C4
|
C5
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|
2
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
3
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|
4
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
|
5
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
6
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
7
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
8
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
9
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
10
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
11
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
12
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
13
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
14
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
15
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
Клауза считается истинной, т.к единицы следствия (С1) накрывают все единицы обобщенной причины (Р), т.е. единицы обобщенной причины образуют подмножество единиц следствия.
2. Составление легенды по клаузе
Клауза 1: А, В v С => А & В; С
Машина едет по Копейскому шоссе. На дороге опасно, так как она покрыта льдом или мокрая. Итак, машина едет по шоссе или по ледяной дороге или по мокрой.
Клауза 2: B v С, (А -> В) -> (С -> А) => А
Студент Иванов находился на уроке или в коридоре. На уроке была контрольная работа, Иванов получил четвертку, то он был на уроке, он был в коридоре, не смотря на то, что он получил четверку. Это говорит о том, что у студента Иванова есть, стремление хорошо учится.
3. Составление клаузы по легенде
Ниже приведена легенда. Запишите с использованием 4--6 различных букв клаузу, отвечающую тексту или контексту вашей легенды, для чего сформулируйте необходимые посылки и два следствия: одно истинное, другое ложное. С помощью таблицы истинности найдите МНФ, минимальное и все трансверсальные покрытия.
Увеличение денег в обращении влечет за собой инфляцию. Но рост денежной массы происходит по двум причинам: из-за денежной эмиссии или снижения товарооборота. Снижение товарооборота приводит к безработице и спаду производства. Из-за инфляции падает курс денежной единицы. Рекомендации экономиста Иванова: увеличить денежную эмиссию и поднять производство, тогда избежим безработицы и курс денежной единицы останется неизменным.
Можно составить следующую клаузу:
A > B, A > (C v D), D > (E&F), B > G => (C & -F) > (-E & G)
Введем обозначения:
A - Увеличение денег (денежная масса, курс денежной единицы);
B - Инфляция;
C - Денежная эмиссия;
D - Снижение товарооборота;
E - Безработица;
F - Спад производства;
G - курс денежной единицы.
Увеличение денег в обращении влечет за собой инфляцию (A > B). Но рост денежной массы происходит по двум причинам: из-за денежной эмиссии или снижения товарооборота (A > (C v D)). Снижение товарооборота приводит к безработице и спаду производства (D > (E&-F)).
Из-за инфляции падает курс денежной единицы (B > G). Рекомендации экономиста Иванова: увеличить денежную эмиссию и поднять производство(C & F), тогда избежим безработицы и курс денежной единицы останется неизменным (-E & G).
|
n
|
А
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
P1
|
P2
|
Р3
|
Р4
|
P
|
C1
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
8
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
9
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
10
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
11
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
12
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
13
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
14
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
15
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
16
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
17
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
18
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
19
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
20
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
21
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
22
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
23
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
24
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
25
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
26
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
27
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
|
28
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
29
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
30
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
31
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
32
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
33
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
|
34
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
35
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
|
36
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
|
37
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
|
38
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
39
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
40
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
|
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|