|
1. Соц. педагог как педагогическая профессия, его роль и функции.
Соц.педагог в своей проф.деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, соц.становления. В центре внимания соц.педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Деятельность соц.педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окр.микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Соц.педагог по своему проф.назначению призван предотвратить проблему, своев-ременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различно-го рода негативных явлений (нравственного, физичес-кого, соц.плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить ок-ружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные соц.роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.
Соц.роли: посредник (между личностью и соц.службами), защитник (прав личности), участник совмест. д-ти (Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому ре-шать свои проблемы), дух.наставник (Соц. патронаж, забота о формирова-нии нравственных, общечеловеческих ценно-стей в социуме), соц.терапевт (Содействие личности в контактах с соответству-ющими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций), эксперт (Отстаивание прав, определение ме-тодов допустимого компетентного пед. вмешательства в решение его проблемы).
Выделяют следующие функции социального пе-дагога.
Образовательно-воспитательная. Он обеспечивает це-ленаправленное пед.влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно ис-пользовать в восп.процессе средства и возмож-ности соц.институтов, возможности лич-ности как активного субъекта восп.процесса.
Диагностическая. Он изучает медико-психол. и возрастные особенности, способности человека, вника-ет, в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.
Организаторская. Организует соц-пед.деятельность детей и взрослых, их инициативу, творче-ство; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адап-тации, осуществляет взаимодействие мед, обра-зов., культурных, спортивных, правовых учреж-дений в соц-пед.работе.
Прогностическая. Участвует в программировании, про-гнозировании и проектировании процесса соц.раз-вития конкретного микросоциума, деятельности различ-ных институтов, занимающихся соц.работой."
Предупредительно-профилактическая и социально-тера-певтическая. Учитывает и приводит в действие соц-правовые, юрид. и психолог. механиз-мы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуж-дающимся, обеспечивает защиту их прав.
Организационно-коммуникативная. Способствует вклю-чению Добров-х помощников в соц-пед.работу, деловые и личностные контакты, сосре-доточивает инф-ию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми,семьями.
Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал пра-вовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер гос.принужде-ния и реализации юридической ответственности в отно-шении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Официально установлено 2 сферы, где введена должность социального педагога:
- образование (дошкольные, общеобразовательные учреждения; школы-интернаты, общеобразовательные учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и др.);
- здравоохранение;
- учреждения системы соц. защиты населения
- учреждения пенитенциарной системы
- комитет по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры).
Специализация по профилю деятельности.
Профессия соц. педагог имеет ряд специализаций, которые определяются в зависимости от регионально-этнических и личностных особенностей человека.
- соц. педагог по работе с семьей,
- соц. педагог руководитель детских объединений и организаций,
- соц. педагог - валеолог,
- соц. педагог - дефектолог,
- соц. педагог - эколог,
- соц. педагог организатор культурно - досуговой деятельности,
- соц. педагог организатор физкультурно-оздоровит. деятельности.
Специализация в зависимости от категории людей:
- соц. педагог по работе с подростками, с инвалидами, с сиротами, с беженцами,- соц. педагог геронтолог.
Специализация в зависимости от места работы:
- школьный соц. педагог,
- соц. педагог дополнительного образования,
- соц. педагог в детском саду.
- социальные (организуют добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, регулирующие людей в процессе взаимодействия, социальных отношений)
- религиозные (регламентируют отношения людей с представителями религиозных структур (служителей церкви))
- воспроизводства (институты брака и семьи)
|
2.Развитие современной системы служб соц.помощи населению. Виды соц. институтов.
СИСТЕМА 1. Структура, представляющая собою единство закономерно расположенных и функционирующих частей.
2. Форма общественного устройства; общественный строй, формация.
3. Форма организации чего-л. (хозяйственных, государственных, политических единиц, учреждений и т.п.).
4. Совокупность учреждений, организационно объединенных в единое целое, или однородных по своим задачам организаций.
Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Начало 1990-х гг. знаменовалось серьезными переменами в жизни рос.общества, которые особенно существенно отразились на соц.самочувствии слабозащищенных категорий граждан. Для оказания им соотв.помощи в этот период в РФ склад-ся разл.виды соц.служб: гос-ые, коммерческие, смешанные; работающие при благотворитель-ных фондах, религиозных и общест-ых орг-ях.
В ФЗ «Об основах соц.обслуживания населения в РФ» 95 г. указывается, что гос.система соц.служб состоит из гос.предприятий и учр-ий соц. обслужива-ния. Она строится на принципах адресности, доступности, добро-вольности, гуманности, приоритетности предоставления соци-альных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жиз-ненной ситуации, конфиденциальности, профилактической на-правленности.
Учр-ми соц.обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и де-тям;
3) центры социального облуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершенно-летних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родите-лей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологи-ческие интернаты, детские дома-интернаты для умственно отста-лых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатка-ми);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Типичным примером государственной территориальной соци-альной службы является центр социального обслуживания, кото-рый обычно включает отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, срочной социальной помощи.
В начале 1990-х гг. в соответствии с указом Президента РФ «О профил-ке безнадзорности и пра-вонарушений несовер-их, защите их прав» (.1993 г.) стала создаваться соц.служба для работы с подростками, соц.дезадаптированными, с целью заботы об их достойном существовании в здоровой социальной среде.
В результате этого система гос.учр-ий для детей и подростков, лишенных род-го попечения, кроме домов ребенка, детских домов, школ-интернатов разного ведом-ственного подчинения, стала включать еще и центры помощи семье и детям; соц-реабилитационные центры для несоверш-их; соц.приюты. В частности, в первых из них ведется многоаспектная работа, которая включает медико-соц.патронаж, соц-терапевтическую и соц-бытовую помощь, соц-реаб. и соц-про-филактическую д-ть, предусматривает оказание юрид-х услуг.
Соц-реабилитационные центры для несов-их имеются в большинстве регионов РФ. В них пребывают подростки с девиантными формами пов-ия, перенесшие психич.травмы, употреб.алкоголь, нар-котики, замеченные в токсикомании, дезадаптированные. В работе с ними домин-ют 3 направления:
а) диагностика; б) организация реабилитационных мероприятий (групповые тренинги по развитию коммуникативных навыков, снижению агрессивности, повыш.самооценки, увеличению соц.компетентности; инд-ое консультирование; развив.игры); в) постреабилитационная поддержка ребенка.
Еще в начале 90-х стали создаваться соц.приюты для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной си-туации, а также воспитывающихся в неблагополучных семьях и лишенных родительского попечения.
Также воз-никли нов.формы соц-педа.помощи лицам с огр.возможностями. Такая помощь осуществляется в ПМПК. В специализиро-ванных реаб.центрах осуществляется комплексная помощь нуждающимся, проводится ранняя диагностика и раннее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и соц.дезадаптации. В медико-психолого-пед.центрах проводятся диагностические, раз-вивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы меро-приятий.
Т.о., разветвленная сеть учреждений соц.помощи призвана предоставлять соц.услуги разным кате-гориям населения; оказывать им поддержку в получении матер.ресурсов и самообеспечении; предупреждать разного рода зависимости; способствовать укреплению сем.отношений, их гармонизации; стимулировать формирование активной жизненной позиции.
Соц. институт - это образование, созданное для использования ресурсов общества ради удовлетворения конкретной соц. потребности, стабилизации деятельности людей.
Определяющими чертами соц. института принято считать организованность, предсказуемость образцов соц. ролей и ожиданий, четкость соц. норм.
В современном обществе выделяют следующие соц. институты:
- экономические (обеспечивают воспроизводство и распределение материальных благ, организацию труда, денежный оборот)
- политические (связаны с выполнением функции власти)
|
|
3.Профессиональный портрет. Сферы деятельности социального педагога. Специализация в работе.
Проф.знания с. п-га: Нормативно-правовая база деятельности, Теория и история сой. педагогики, Возрастная психология, Социология, Методы соц. управления и планирования про-ф.исследовательской деятельности.
Проф. умения соц.п-га: Аналитические -- теорет. анализ процессов, про-исходящих в социуме и оказывающих негатив. вли-яние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение про-блемы ребенка; анализ совмд-ти по уст-ранению проблемы Прогностические прогнозирование решения пробле- мы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную соц-пед д-ть с учетом возникшей проблемы. Проективные определение конкр содержания д-ти, осуществление которой обеспечит плани- руемым результат учет личных возможнос-тей, опыта и матер условий; отбор содержания, методов и средств достижения поставлен задач; созда- ние программы д-ти для конкр р-ка Рефлексивные самоанализ собств д-ти соц педагога на каждом из ее этапов; осмысле- ние ее положительных и отрицательных сторон. Коммуникативные владение культурой межличн общения умение слушать и слышать ребенка; войти в ситуацию общения и установить кон- такт; выявить информацию и собрать факты, необходи- мые для понимания проблемы ребенка; создавать и раз- вивать позитивные отношения; наблюдать и интерпрети- ровать вербальное и невербальное поведение ребенка
Официально установлено 2 сферы, где введена должность социального педагога:
- образование (дошкольные, общеобразовательные учреждения; школы-интернаты, общеобразовательные учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и др.);
- комитет по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры).
- здравоохранение;
- учреждения системы соц. защиты населения
- учреждения пенитенциарной системы
Специализация по профилю деятельности.
Профессия соц. педагог имеет ряд специализаций, которые определяются в зависимости от регионально-этнических и личностных особенностей человека.
- соц. педагог по работе с семьей,
- соц. педагог руководитель детских объединений и организаций,
- соц. педагог - валеолог,
- соц. педагог - дефектолог,
- соц. педагог - эколог,
- соц. педагог организатор культурно - досуговой деятельности,
- соц. педагог организатор физкультурно-оздоровит. деятельности.
Специализация в зависимости от категории людей:
- соц. педагог по работе с подростками, с инвалидами, с сиротами, с беженцами,- соц. педагог геронтолог.
Специализация в зависимости от места работы:
- школьный соц. педагог,
- соц. педагог дополнительного образования,
- соц. педагог в детском саду.
|
4. Педагогика как область гуманитарного, антропологического и философского знания. Категориальный аппарат педагогики.
Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленная на развитие человека.(Краевский В. В.)
В современной науке все нагляднее прослеживается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей и дисциплин.
Педагогика тесно связана не только с философией, педагогической антропологией, но и с другими гуманитарными науками, такими как социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, гигиена, этнография.
Философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. Философские категории необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущей силы, субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений. Также методологические функции выполняют социология, этика, эстетика.
В педагогической антропологии К.Д.Ушинского утверждался воспитывающий характер обучения и деятельностная природа человека. Ушинскому принадлежит разработка категорий содержания и методов обучения, что послужило основой практически всех отечественных педагогических концепций. Идеи психологии широко используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся, воздействия внешних проявлений, связанных с формированием умений и навыков. Педагогика заимствует у психологии и социологии методы исследования, математика обогащает педагогику статистическими методами.
Как особая наука педагогика выделилась в начале 17 века с помощью английского философа Френсиса Бэкона, который попытался классифицировать науки и выделил педагогику из системы наук. Педагогика как наука возникла не без помощи знаменитых философов, таких как Дж. Локк, Ж.-Ж.. Руссо, И.Г.Песталоцци, и других.
К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, формирование.
Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результата воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитание в широком социальном смысле - передача накопленных знаний, умений, способов мышления, нравственных, эстетических правовых норм, духовного наследия от старших поколений к младшим
Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.
Образование - целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих сил и способностей.
Формирование - процесс развития, становление личности в конкретных условиях жизни общества.
Система образования - представляет собой систему образовательных учреждений (государственных и негосударственных) удовлетворяющих различные образовательные потребности человека.
Педагогический процесс - воспитание личности в единстве обучения и воспитания.
- педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, метолов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук;
- педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро обшей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания;
- педагогическая антропология представлена как самостоятельная наука в системе философско-педагогическо-антропологического знания, выступающая методологией антропоориентщюванной педагогики.
Пед. деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития учащихся.
Пед. технология - совокупность методов и приемов практической деятельности, характеризующаяся целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария.
|
|
5. Философские принципы воспитания и образования
Воспитание в шир.пед.смысле-это специально организованное, целенапр-ое и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь уч-восп.процесс.
Воспитание в уз.пед.смысле - это процесс и результата воспитат.работы, направленный на решение конкр.воспитат.задач.
Вос-ие в шир.соц.смысле - передача накопленных ЗУ, способов мышления, нрав-ых, эстетических,прав.норм,дух.наследия от старших поколений к млад.
Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения ЗУН, способов познавательной деятельности.
Образование - целенапр.процесс и результат овладения уч-ся системой научных знаний, познав.умений и навыков, формир-ие на этой основе мировоз-ия, нравственных и др.качеств личности, развитие ее творч.сил и способ-ей.
В числе осн.философ.принципов восп-я и образования можно отмстить след: антропологический, аксиологический, культурологический, гуманистический, синергетический и герменевтический. Они перекликаются друг с другом и в определенной мере заполняют друг друга.
Антропологический принцип воспитания и образования опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром. Сущность воспитания состоит в создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. В таком аспекте процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на абсолют, как следствие, не может иметь завершения. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человеческого.
Гуманистический принцип опирается на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитания. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития способствовать их достижению. Учитель стремится создать комфортные и благоприятные условия для личностного роста учащегося. Ярким примером реализации этих идей является практическая деятельность педагогов-новаторов 80-х годов. Ш.А.Амонешвили. В.Ф.Шаталов. С.Н.Лысенкова. И.П.Волков пытались в рамках школьного образовательного пространства создать модель гуманистической системы педагогики сотрудничества.
Аксиологический принцип в восп-ии и обр-ии предполагает, что становление личностного в ч-ке связано с усвоением системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Сформированная индивидуальная система гуманистических ценностных ориентации характеризует мотивационно-ценностное отношение личности к окруж. миру.
Культурологический принцип тесно связан с аксиологическим, так как имеем в основании аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический принцип обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе усвоенной им культуры, но и вносит в нее нечто новое, то есть он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим, освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ч-ка, во-вторых, становление его как творч.личности.
Синергетический принцип в воспитании и образовании основывается на идее о системах открытого типа, способных к самоорганизации и находящихся в режиме постоянною обмена энергией. С позиций синергетического принципа в воспитании и образовании ребенка знания и опыт поведения могут формироваться не только с целенаправленной подачи учителя, но и спонтанно, непредсказуемо благодаря процессам открытия их самим учеником при поддержке учителя. Этот принцип является одним из самых педагогических и гуманистически ориентированных, но его реализация в системе образования является одной из самых невероятно трудных.
Герменевтический принцип в воспитании и образовании личности основываемся на герменевтике как одном из способов философствования, где главным является истолкование, понимание текстов. Понимание принимается как непосредственное проникновение в жизнь. Понимание собственного духовного мира достигается в процессе самонаблюдения, понимание чужого мира сопереживания чувствования. Образование как понимание выступает как обретение возможностей для самореализации в культуре, становление человека как духовного существа. Понимание ведет к способности суждения способности не только пребывать в мире, но понять его и свое место в нем, к самоопределению творческому и ценностному. Герменевтический принцип ориентируется на пробуждение индивидуального сознания и его самоопределение в мире смыслов.
Таким образом, педагогическая наука, исследующая проблемы развития и формирования личности в процессе его образования, представляет собой область гуманитарного, антропологического и философского знания. Педагогические системы, технологии и концепции строятся на базовых философских принципах: аксиологическом, гуманистическом, антропологическом, герменевтическом, синергическом, культурологическом и ориентированы на развивающегося человека.
|
6. Образование как социокультурный феномен. и ведущий механизм присвоения соц.опыта
Понятие «образование» было введено в научный лексикон в XIX в. швейцарским педагогом И.Г.Песталоцци. Образование - целенапр.процесс и результат овладения уч-ся системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и др. качеств личности, развитие её творческих сил и способностей.
Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) определяет образование как целенаправленный процесс в-я и об-я в интересах ч-ка, общ-ва и гос-ва. В рамках соц-пед.подхода образование понимается как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества через систему гос-ых и частных уч-восп.учреждений. Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление инд.образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и соц.видам д-ти.
Образование представляет собой социокультурный феномен, и эта двойственность исходит из понимания образования как соц.института, с одной стороны, и как становления культурной природы человека, с другой. Образование представляет собой институт, выполняющий пед.д-ть в установленных рамках, имеющий традицию существования в конкр.соц-культурных условиях со своими особен.содержанием, методами и формами.
Образование как ведущий механизм присвоения соц.опыта
Образование, являясь одним из важных факторов развития общества и гос-ва, выполняет опр.социокультурные функции. Выделяют их след.образом.
1. Образование - это один из эффективных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры посредством овладения культурных смыслов. Содержание образования формируется и непрерывно пополняется из культурного наследия различных государств и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, из жизни и практики общества. Специфической чертой совр.общества яв-ся стремление к интеграции и развитие мирового образовательного пространства. В связи с этим появились идеи формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования).
2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Исходя из того, что социализация представляет собой процесс адаптации человека к существующим общественным нормам и правилам жизни, образование можно определить как самый мощный агент социализации. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Оно позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Таким образом, образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
3. Образование функционально выступает как механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Учебно-воспитательные и образовательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование как социальный институт передачи и воспроизводства базовых, культурных ценностей и целей развития.
Образовательные системы - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в совр.обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Исходя из него, формируется содержание образования и выбираются формы и методы организации образов.процесса.
5. Образование как активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Духовное начало в человеке актуализируется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование выступает определенного рода катализатором процесса становления личности и его созидательной и творческой деятельности в обществе.
|
|
7. Сущность восп-я и его место в структуре образовательного процесса.
Центральной категорией научного осмысления воспитат.процесса и проф.пед.деятельности по вос-питанию детей выступает понятие "воспитание". От того, как про-изводится трактовка данного понятия, зависит многое в последую-щем анализе и понимании сущности спрятанного за данным терми-ном явления. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологи-ческому рассмотрению.
Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой час-тью слова: "воспитание" -- это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рож-дении. В данном значении слова, процесс воспитания свойственен и животным, -- "питают" своим молоком млекопитаю-щие; детеныш кенгуру "воспитывается" матерью.
Задолго до научного осмысления складывалось, практиковалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневнос-ти, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общест-венное мнение. Воспитательная практика была такой нехитрой, что считалось, будто здравого смысла вполне достаточно, чтобы воспи-тывать детей. В XIX веке К.Д.Ушинский развенчивает иллюзорную уверенность педагогического невежества, отмечая жестко, что тот, кто мало что знает о воспитании, больше всего уверен, что о вос-питании знает все. Чем более человечество продвигалось в изучении столь простого предмета, как воспитание, тем больше раскрывалась головокружительная глубина и сложность его. Знаменитый физик А.Эйнштейн, выслушивая психолога по вопросу детской игры, ска-жет: "строение атома -- это детская игра по сравнению с детской игрой". Тем самым признавалась высочайшая мера сложности про-цесса становления и развития личности. Термин "воспитание" далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор.
Определить сущность предмета -- значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других, что отличает его от множест-ва других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть (этот признак называют существенным). А так как любой предмет при-надлежит одновременно разным группам, то, следовательно, необ-ходимо предварительно очертить ракурс рассмотрения, позицию на-учно-теоретического взгляда, позволяющего осуществить задуман-ное раскрытие сущностных черт изучаемого предмета.
Воспитание принадлежит к соц.явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С социальной т.з, воспитание -- это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осу-ществляемая через специально создаваемые гос-ые и об-щественные структуры, контролируемая и корректируемая об-ществом. Например, создание сети уч.заведений составляет одно из проявлений воспитания как соц.явления.
Воспитание относится и к психологической сфере, так как обра-щено непосредственно к способности юного человека отражать ок-ружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, мо-жет быть проанализировано в качестве процесса целенаправленно-го развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Воспитание -- элемент общечеловеческой культуры и под-лежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой склады-вались на протяжении длительных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки.
Если взглянуть на воспитание философски, то мы увидим целе-направленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением мо-лодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены.
Ну а если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то и тут мы обнаружим характеристику воспитания, несколько от-личную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детены-шу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные на-выки; производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжи-тельность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни.
Место воспитания (в его интегральном и дифференцированном понимании) в структуре образовательного процесса фундаментальное, т.к. воспитание является предметом педагогики.
Воспитание -- это целенаправленная содержательная профес-сиональная деятельность педагога, содействующая максимально-му развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и страте-га собственной жизни, достойной Человека.
Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования личности, так как только при условии полного соответствия профессиональной деятельности социально-психологической природе данного процесса возможен высокий про-фессиональный результат.
|
8. Базовые тории воспитания и развития личности.
Теория свободного воспитания - направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущие принципы:
- вера педагога в творческие способности ребенка
- сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребенком собственного опыта
- стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образованию
- трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой
- понимание роли педагога как старшего товарища
- организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления.
Основоположник - Ж.Ж.Руссо, который считал, что в личности изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые подавляются авторитарным воспитанием; основным источником развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими. Сторонники теории Д.Дьюи. Подлинным родоначальником свободного воспитания в России выступал Л.Н.Толстой. По его мнению, школа должна создаваться для ребенка и помогать его свободному развитию.
В отеч. педагогике на протяжении советского периода ее развития господствовала теория формирующего воспитания, направленная на подготовку социального индивида как части коллективного целого. Согласно этой теории воспитанник рассм. как объект целенаправленного и жестко регламентированного управления, собственные желания и активность которого не учитывались, что приводило к формированию социального индивида, а не личности с многообразными формами проявления ее активности. Основные черты теории:
- стандартизация воспитательного процесса, при которой воспитание ориентируется на социальный заказ общества
- догматический подход к отбору содержания воспитательного процесса
- императивный стиль управления деятельностью воспитанников (авторитарное воздействие, пресечение инициативы)
- основным методом воспитания выступает беседа
- ролевое взаимодействие, когда каждому участнику пед. процесса предписываются определенные функциональные обязанности
- игнорирование внутреннего мира личности
- осуществление пед. процесса как «мероприятия для детей», а не как деятельность самих детей
- направленность га «конечный результат», модель поведения
Теория воспитания личности в коллективе была разработана в отеч. педагогике в 20-30г. Теоретические основы концепции воспитания личности в коллективе были разрботаны А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским. На более поздних этапах - И.П.Иванов, Л.И.Никонова, Ю.М.Гордин, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев.
В пед. практике теории и практике А.С.Макаренко:
- дано определение сущности коллектива (единство цели, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости)
- сформулированы основные признаки коллектива (наличие выборных органов, чувство защищенности, преемственность и традиции)
- описана технология формирования коллектива
- сформулирован закон жизни коллектива (движение-форма жизни коллектива, остановка-смерть)
- определены принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии)
- разработан механизм взаимодействия личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на том, что к личности предъявляют единые требования и коллектив, и педагог)
- в ряде художественно-педагогических произведений описан практический опыт создания коллектива («Педагогическая поэма», «Флаг на башнях»)
- пед. замысел (цели и содержание деятельности в неопределенный воспитательной ситуации)
- механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система разновозрастных отрядов)
- демонстрация образов пед. действия в «живой» коммуникации (выступления перед пед. общественностью с анализом опыта создания колонии им. Горького и коммуны Дзержинского)
- осмысление опыта практической деятельности
В.А.Сухомлинский разрабатывая теорию воспитания личности в коллективе, ввел понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся. Деятельность воспитательного коллектива Павлышской средней школы опиралась на следующие принципы:
- доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников
- установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности
- развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей
- умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил» - предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования
-максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач воспитания личности («Школа под открытым небом», «Праздник матери», «Праздник первого хлеба»)
Сегодня создается новая гуманистическая концепция воспитания личности в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализация индивида в самоуправлении и
|
|
творчества в коллективе.
В настоящее время в отеч. педагогике все большее распространение получает теория национального воспитания (Е.П.Белозерцев, И.А.Ильин, Б.А.Сосновский), в рамках которой:
- обеспечивается право личности на самостоятельное этническое и культурное развитие
- идет освоение культурного наследия своего народа
- закладываются основы полноправной жизни нации
- преодолеваются националистические проявления в обществе
- гармонизируются образовательные интересы личности, этноса, общества, многонационального государства
- достигается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.
Сущность воспитательного процесса с позиции теории национального воспитания определяется диалогом: старшего и младшего, (родитель-дитя, воспитатель-воспитанник); исторического прошлого, современной реальности и желаемого будущего; православной и светской культуры, ценностей и традиций; русской культуры и культуры других народов; рационального и чувственного; ума и души. Содержание и технология теории национального воспитания включает в себя 3 взаимосвязанных компонента:
- компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю национальной культуры
- компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями другими культурами России
- компонент, позволяющий гражданину России включаться в современные мировые цивилизационные процессы
Нравственными ориентирами в теории национального воспитания выступают следующие фундаментальные положения:
- основы личности закладываются в семье, поэтому воспитательная работа школы должна быть тесно связана с семейным воспитанием
- воспитание базовых личностных качеств (ответственнось, воля, характер) в ходе установления взаимной заботы в общем деле взрослых и детей
- духовная самоотдача, служение людям, милосердие как естественное состояние души
- взращивание духовных потребностей личности средствами народного творчества: сказок, песен, обрядов, пословиц, поговорок
- воспитание личности в процессе приобщения к труду взрослых, освоения народных ремесел
- совместное общение детей и взрослых в игровой деятельности: серьезное отношение взрослых к детской игре, освоение народных игр, изготовление игрушек.
|
|
|
9. Закономерности и принципы воспитания
Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результата воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитание в широком социальном смысле - передача накопленных знаний, умений, способов мышления, нравственных, эстетических правовых норм, духовного наследия от старших поколений к младшим
Закономерности воспитания - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и отдельными сторонами воспитательного процесса.
Выделяют внутренние и внешние закономерности.
Внешние характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов.
К внутренним относят связи между компонентами воспитательного процесса (цели, содержание, методы), между характером деятельности педагога и ученика.
Среди закономерностей выделяют следующие:
- воспитание всегда связано с обучением;
- эффективность воспитания закономерно опосредована выбором методов, форм и средств;
- чем активнее личность, тем успешнее осуществляется этот процесс.
Принципы воспитания - это положения, в которых выражаются основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Принципы воспитания должны отвечать ряду требований:
1. обязательность;
2. комплексность;
3. равнозначность.
Виды принципов:
1.персонализация - основано на отношении к воспитаннику как к личности, как к субъекту собственной деятельности, собственного развития и активному участнику воспитательного процесса (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан);
2. природосообразность - принцип воспитания, согласно которому воспитатель в ходе своей деятельности должен максимально учитывать возрастные особенности ребенка (Демокрит, Платон, Аристотель, Коменский, Руссо, Песталоцци);
3. культуросообразность - принцип воспитания, который утверждает, что душа ребенка это чистая доска, что различия в ребенке определяются воспитанием и условиями жизни (Локк, Гельвеций, Пестлоци, Дистервег, Ушинский);
4. гуманизации - уважение прав и свобод человека, предъявление воспитательно посильных и разумно сформированных требований, уважение к позиции воспитанника, уважение права воспитанника быть самим собой, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от телесных наказаний (Демокрит, Сократ, Платон, Ротердамский, Рабле, Коменский)
5.дифференциации - принцип воспитания, основанный на выборе пед. воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в обществе как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным и личностным качествам учащихся.
|
10. Система методов и форм воспитания. Педагогическое взаимодействие в воспитании
Методами воспитания называют пути взаимосвязанной ...........
|
Страницы: [1] | 2 |
|