Главная   Добавить в избранное Формирование нравственной культуры старшеклассников | контрольная работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Формирование нравственной культуры старшеклассников - контрольная работа


Категория: Контрольные работы
Рубрика: Педагогика
Размер файла: 33 Kb
Количество загрузок:
16
Количество просмотров:
3269
Описание работы: контрольная работа на тему Формирование нравственной культуры старшеклассников
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



22

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: "Педагогика"

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Минск 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Нравственность и народные традиции

2. Нравственная культура современного общества

3. Составляющие духовной культуры человека

4. Самовоспитание нравственной культуры подростков

5. Формирование нравственной культуры старшеклассников с учётом возрастных особенностей

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Будущий интеллектуальный багаж любой страны в своей основе определяется уровнем образования и воспитанности сегодняшней молодёжи. Причём определяющим станет не система полученных знаний, а мировоззрение человека, формирующееся в первую очередь в семье, социальной среде, образовательно-воспитательных учреждениях. Нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Воспитание подрастающих поколений всегда являлось важнейшей из общественных задач, но эта вечная проблема особенно остро встаёт в переходные периоды общества, когда новые условия резко меняют требования к человеку со стороны общества. Главная особенность современной социально-педагогической ситуации заключается в демократических преобразованиях и изменениях, которые происходят в процессе реформирования системы образования. Однако инновационные процессы в сфере образования осуществляются в условиях резкого обострения воспитательных проблем, продиктованного, прежде всего, экономической нестабильностью и духовным дисбалансом в обществе. В этой работе будут рассмотрены проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников, факторы, влияющие на нравственность и способы её повышения. Также будет обозначено влияние на уровень нравственной культуры подростков их окружения, среды, современных тенденций развития общества.

1. Нравственность и народные традиции

Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, знаниям, умениям, которые вырабатывались его предками. Основным критерием деятельности и поведения был принцип: "Так поступали твои деды и отцы, поэтому ты должен поступать также". Проблема поколения не могла возникнуть в этих условиях, как проблема, выходящая за границы технологии передачи накопленного социумом опыта.

В традиционном и стабильном обществе прошлое было схемой будущего. Старшее поколение воплощало в себе мудрость времени, владело всем комплексом знаний и младшие осваивали их в том же объёме, не сомневаясь в их важности и полезности. Новая ситуация требует особенной гибкости, взаимной терпимости к различиям, умения сохранять связь времён, не отторгая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым, как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становиться неизбежным, общество резко разделяется по возрастным группам. Чтобы избежать этого, в социокультурных отношениях необходима взаимная, а не односторонняя терпимость, способствующая диалогу. Преемственность поколений является законом социокультурного развития, поэтому все общественные педагогические и личные усилия должны быть направлены на гармонизацию и диалог поколений. В период обновления общества одной из важнейших воспитательных задач должно быть сохранение преемственности поколений на основе национальных традиций, представлений об идеале гражданина своей страны. Основой преемственности поколений является духовность человека. А духовность - это свойство души, состоящее в бережном отношении, хранении и передачи новым поколениям общечеловеческих ценностей [2, с.8]. Именно сегодня общество переживает регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег, мишенью деструкции становятся история, культура, язык. В такой ситуации важно не допустить потерю у подростков интереса к отечественной истории, культуре, традициям, приобщать их к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославившихся героическими подвигами. Традиционная народная культура гуманистичная и демократична по своей сущности, обладает высоким воспитательным потенциалом, ядром её является идеал нравственного человека. Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, которая уважается и почитается. В труде люди общаются друг с другом, постепенно складывается система норм взаимоотношений, на первое место выдвигается взаимопомощь, дружба, любовь. Идеал человека образно выкристаллизовывается в народных пословицах поговорках, являющихся своеобразными педагогическими миниатюрами. Сказки, песни, афоризмы, героический эпос, изделия народных промыслов становятся наиважнейшим средством обучения и нравственного воспитания. Во всех этих видах народного творчества воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, человеческие добродетели, высмеиваются пороки [1, с.11].

2. Нравственная культура современного общества

Сегодняшнее общество на фоне общих кризисных явлений переживает, в том числе, и духовный кризис. В последние годы наблюдается заметное понижение уровня нормативной культуры в обществе: всё большее число различных явлений общественной жизни, ранее, безусловно, выходивших за рамки социально-нормативной системы, стали считаться нормальными, допустимыми. Приметой современного времени является невостребованность высокой культуры, господство в обществе материальных ценностей. Прежде всего, это проявляется в оценке подростками различных форм досуговой деятельности, в низком качестве их художественных предпочтений. Эмоциональная обеднённость подростков и юношества в результате общих издержек эстетического и недостаточности нравственного воспитания зачастую выливается в асоциальные действия. Таким образом, сохранение духовных основ общества в процессе эстетического, нравственного и экологического воспитания старшеклассников оказывается одной из важных задач нашего времени [2, с.10].

В условиях рынка, как показала общественная практика, утвердиться могут люди способные, предприимчивые, деловые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к новым условиям, способные к риску, умеющие принимать решение. Можно утверждать, что современная ситуация ориентирует на воспитание личности делового человека. Сегодня в наборе наиболее важных жизненных ценностей учащейся молодёжи можно назвать: потребность в здоровье, свободе, семье, высокооплачиваемой работе, самоуважении и справедливости. В качестве ценностей как цели жизни они отмечают: нормальную семейную жизнь, дружбу, свободу, счастье, чувство собственного достоинства, саморазвитие и стремление к реализации своих способностей. Во взглядах на ценности как средства достижения жизненных целей преобладает оптимизм, самоконтроль, ответственность, воспитанность и честность. Однако социальные позиции и нравственные принципы, которыми учащиеся старших классов руководствуются в своей жизни, оставляют желать лучшего. Основным ориентиром воспитания сегодня должно быть согласованно принятое в обществе представление об идеале гражданина, его жизненной позиции: гражданина - представителя делового мира, гражданина - среднего и мелкого предпринимателя, гражданина-интеллигента, гражданина-рабочего, гражданина-военного и так далее. Вместе с тем все эти идеалы роднят и объединяют такие черты, как патриотизм, преданность идеалам гуманизма, свободы и демократии. Стремление к личному успеху в жизни на благо родины. Всё это говорит о том, что социально-педагогическая ситуация породила новые проблемы гражданского и нравственного воспитания детей и молодёжи. Среди них - экономическое, экологическое воспитание, неформальные объединения молодёжи, воспитание исторической памяти, патриотизма, эстетического отношения к жизни, правовой культуры. [2, с.11]. Роль средств массовой информации в современной жизни достаточно значима, так как они в значительной степени формируют отношения подростков к происходящим событиям. Телевидение формирует у подрастающего поколения образ новой реальности: "настоящий уважаемый человек - человек с деньгами, обладающий престижными вещами". Современные подростки в основном интересуются тем, что им может в дальнейшем обеспечить жизненный успех. Прежде всего, их интересует курс американского доллара, они мечтают работать за границей, что, по их мнению, обеспечивает материальное благополучие. В сегодняшней социально-экономической ситуации с особенной остротой актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, человеческое достоинство. Особенно важными воспитательными направлениями сегодня выступают: формирование патриотических чувств, национального самосознания, эстетическое воспитание учащихся средствами отечественного художественного наследия. Культурная неосведомлённость непосредственным образом влияет на массовое, в том числе и политическое сознание молодёжи.

3. Составляющие духовной культуры человека

Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников. Термины "духовная культура", "духовный мир личности", "духовные потребности", "духовные интересы" в настоящее время широко употребляются в литературе. Духовность - это соединение красоты, любви, долга и истины. В таком контексте она приближает человека к гармонии. Личность нравственная, как правило, духовная. Духовность - это определяющая, главенствующая её сущность. В ряду потребностей человека духовность является наивысшей. Духовному началу люди отдавали предпочтение во все времена. Духовность - стремление человека жить по совести, это производная совести, её логическое проявление. Это понятие вне социального происхождения, образования и профессии. Быть духовно развитым означает быть способным каждый день жить по законам высокой требовательности. Моральная культура учащихся характеризуется специфическими способами отношений к реальности, к личной деятельности, связанной с избирательным восприятием образцов поведения. Она имеет некоторые особенности: подразделение отношений и поступков на гуманные (благородные, возвышенные) и негуманные, нравственные ценности, принципы и нормы, эталоны поведения черпаются из практики общественных и межличностных отношений. Нравственность выражается в моральности человека по мере регулирования отношений, поступков, она охватывает все стороны деятельности и духовной жизни человека, нравственные нормы и образцы побуждают школьника соотносить своё поведение с определёнными нравственными эталонами [2, с.57]. Неотъемлемым компонентом духовного богатства школьника является эстетическая культура.

Она включает в себя развитие эстетических чувств и вкусов школьника, формирование эстетического сознания учащегося (способности осознавать красоту форм и гармонию красок, отличать истинную красоту от фальшивой), развитие художественных творческих способностей учащихся. Рост эстетической культуры обогащает нравственный мир школьника, возвышая личностные качества. Эстетическая культура учащегося проявляется в системе отношений с окружающими людьми в различных условиях (домашних, в школе, в общественных местах). Полноценное духовное образование не возможно без этической культуры. Цель этического образования состоит в формировании морального сознания старшеклассника, обеспечении не только знания и понимания моральных принципов и норм, но и в достижении осознанности их усвоения, способности руководствоваться ими. Этическая культура влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений. Она помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации. Моральное просвещение повышает культуру нравственного сознания и поведения. Нравственная культура стимулирует моральную способность молодёжи к усвоению знаний, готовность обогащать и умножать духовные резервы личности.

Расширяя и углубляя моральные знания и представления, молодёжь развивает интеллект, эрудицию, воображение, а это, в свою очередь, даёт возможность использовать полученные знания в поведении. Конкретная цель нравственного просвещения - формирование нравственно надёжной и зрелой личности, отличающейся культурой морального суждения, способной использовать моральные знания для анализа обстоятельств, оценки своего поведения и качеств, а также поведения других людей. Научить молодёжь размышлять над морально-этическими проблемами, развить потребность в моральном удовлетворении означает привить навыки анализа мотивов своего поведения, предвидения возможных последствий поступков для окружающих, разграничения добра и зла. О том, как важно формирование духовной и нравственной культуры писал В.А. Сухомлинский, считавший, что самое страшное для человека - это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. Этически ориентированное сознание проявляется в уважении к другим людям, признании их человеческого достоинства и потребности быть признанным ими, в стремлении к последовательности своей линии поведения в процессе воплощения добрых намерений в соответствующие поступки [6, с.98].

Физическая культура способствует развитию духовных сил учащихся, помогает познать радость жизни, содействует творческой активности. Красота телосложения, движений, отличная осанка вызывают эстетическое наслаждение. Физическое совершенство органически дополняет духовное богатство и моральную чистоту старшеклассников. Способствуя нравственному, эстетическому, умственному развитию личности, физическая культура и спорт не могут быть заменены или компенсированы иными средствами духовного воздействия. Творчество в спорте - это напряжённый, радостный, одухотворённый труд, который предстаёт как выявление духовных, моральных, физических сил. Реализация школьником своих возможностей, его самоутверждение, как правило, сочетаются с подъёмом душевных сил, духовным обогащением. Спорт и искусство часто дополняют друг друга в своём эстетическом воздействии на личность. Существует тесная взаимосвязь спорта с музыкой и хореографией. Они обогащают физическую культуру, развивают чувство ритма и темпа, обладают сильным эмоциональным воздействием, оригинальной художественной образностью, богатой чувствами, настроением [2 с.59].

Без здоровой природы нет физически и нравственно здорового человека. Поэтому вопросы экологической культуры в последнее время во всём мире вызывают глубокий интерес. Природа - это объект, средство и суть нашей деятельности и в жизни человека и общества имеет универсальное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное. Чтобы не утратить свои высокие интеллектуальные и нравственные качества, сохранить себя как носителя культуры, личность творческую, человек должен добиваться не господства, а гармонии и сотрудничества с природой. Важно также осуществить реабилитацию, восстановление и реконструкцию естественной окружающей среды в объёме, необходимом для удовлетворения интересов человека и возможностей науки и технологии. Потребность познания природы - одна из высших духовных потребностей. Развитие экологической культуры определяется уровнем отношения учащихся к природе. Обладая экологической культурой, они осознают общие закономерности развития природы и общества, понимают историю общества как следствие истории природы, первооснову своего становления и существования.

Культура труда также способствует развитию духовной культуры старшеклассников. В процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но также изменяется сам человек, развивается его сознание. В процессе труда люди вступают в определённые взаимоотношения друг с другом и со средствами производства. Конечный результат любого вида труда человека всегда осмыслен. Для его осуществления необходимы знания, умения, воля, внимание, инициатива, смекалка, дисциплина. В этом смысле труд необходим для развития лучших качеств психики человека. Отношение людей к труду закрепляется в сознании в виде нравственных норм. Отношение к труду как к творчеству становится характерным, проявляясь как в сфере материального, так и духовного производства. В результате формируется тип творческого человека не только по своим жизненным целям, но и по образу действий, специфике подхода к жизни. Творческий труд всегда увлекает людей, захватывает целиком, становиться неотъемлемой частью их жизни, стремлений. В формировании нравственного облика старшеклассников важная роль принадлежит привычкам. Привычки являются индивидуальной принадлежностью личности. Наличие полезных привычек дисциплинирует волю и самообладание, даёт внутреннюю собранность и целеустремлённость. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед своей страной. Долг перед родителями, перед коллективом, перед высшими нравственными принципами. Верность долгу возвышает человека. С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством - с этого начинается долг [8, с.140].

Основополагающими нравственными качествами являются также честь и личное достоинство. Они отражают один из важнейших видов моральных отношений человека - его отношение к самому себе как социально значимому существу. По мнению А.И. Кочетова, в них проявляется знание себя и отношение к себе, преломленные через отношение к себе со стороны других людей. Базисный характер чести и достоинства личности определяется тем, что вместе с такими понятиями, как патриотизм, трудолюбие, гуманизм и коллективизм, они отражают сущность ведущих моральных отношений, существующих в обществе. Закрепившиеся основные моральные отношения человека проявляются в наличии у него определённых нравственных принципов и соответствующих им личностных качеств, между которыми существует взаимосвязь. Наличие базисных нравственных качеств чрезвычайно важно для каждого человека, поэтому их формированию у старшеклассников следует уделять первостепенное значение [3, с.64]. Наиболее существенными составными элементами чести и личного достоинства являются честность, самолюбие, самоуважение, скромность, гордость и так далее. Честь и достоинство находятся как бы на вершине всей системы личностных качеств, как бы венчают весь процесс нравственного воспитания учащихся и являются его итоговым критерием. В этом смысле честь и достоинство - результат воспитания у старшеклассников патриотизма и культуры межнациональных отношений, гуманизма и трудолюбия, дисциплинированности и культуры поведения, а также успешной учебной, трудовой, спортивной деятельности и других социально значимых её видов. К основным смысловым характеристикам чести следует отнести: наличие у человека положительной репутации, уважение к человеку со стороны других людей, внутреннее переживание необходимости усилить свою социальную значимость. Обладать достоинством - значит иметь нечто ценное, полезное и необходимое для себя и других людей. Достоинствами человека считаются его здоровье, сила, разумный образ жизни, образованность, трудолюбие, честность, правдивость и другие положительные качества.

Достоинство предполагает осознание человеком своей социальной значимости и выступает как проявление его морального самосознания. Важнейшими показателями воспитанности у старшеклассников чести и достоинства являются: положительная нравственная репутация в кругу сверстников, учителей и родителей, а также адекватное ей чувство самоуважения; высокий уровень осмысления школьниками сущности анализируемых качеств и их моральных проявлений в сознании и поведении человека; наличие устоявшейся нравственной потребности и внутреннего стремления вести себя в соответствии с требованиями чести и достоинства, постоянно проявляющихся в повседневной жизни и в критических ситуациях, требующих морального выбора [3, с.74]. Для повышения эффективности процесса формирования чести и достоинства растущего человека важно не только ориентироваться на ведущие критерии этих нравственных качеств, но и учитывать основные факторы их развития у учащихся. Важнейшие функции в укреплении чести и достоинства человека призвано выполнять государство. На формирование чести и достоинства влияют типичные этнические черты, место жительства, среда (семья, школа, окружение), пол, психофизиологические особенности.

4. Самовоспитание нравственной культуры подростков

Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть противоречия между долгом и мимолетным желанием, совестью и ленью. Самовоспитание связано с определением нравственного идеала и созданием программы личного совершенствования. Идеал предусматривает такие параметры развития индивидуального духовно-морального мира, благодаря которым формируется нравственная цельность личности. Она проявляется в единстве сознания и поведения и достигается на уровне этического самосознания старшеклассника как субъекта нравственных отношений. При этом возрастает роль сознательных мотивов, добровольности в следовании моральным предписаниям. Превращение морали из внешних требований и механизма регулирования поведения в систему личных ценностей и саморегулирования происходит в процессе глубокого эмоционального восприятия нравственных норм [6, с.99]. Существует определённая зависимость между нравственным идеалом, и содержанием самовоспитания школьников. Дело в том, что учащимся необходимы ещё и образцы нравственного поведения конкретных людей. Пресса даёт нам примеры повседневного нравственного поведения людей (публикации об инициативе, таланте и изобретательности людей), с помощью которых формируется эталон личности человека. Нравственное самовоспитание подростков связано с умением давать отчёт, с самоконтролем, самоотношением, культурой общения и требовательностью к себе.

Самообязательства и их выполнение, умение держать слово, искренность в отношениях со всеми - важные способы самовоспитания в этом плане. В старших классах на основе честности уже становится возможным переход от воспитания к самовоспитанию принципиальности и других нравственных качеств. Нравственное самовоспитание можно организовать на базе любого вида работы. Самовоспитание становится устойчивым тогда, когда учащиеся имеют чёткую программу и овладевают его приёмами и методами. Программа выступает как единство цели, временных границ и средств самовоспитания.

В результате работы по формированию мотивов воспитания подростки сосредоточивают свои усилия на преодолении недостатков в тех видах деятельности, где они чаще всего проявляются. Программа самовоспитания каждого подростка должна состоять, прежде всего, из краткой самохарактеристики с указанием на недостатки. В нравственном самовоспитании школьников любого возраста ведущее значение имеет сформированность коллектива. У подростков на первый план выступает общение как ведущая сфера их самовыражения, самопроявления и самоутверждения. Здесь решающее значение имеют ценности, принятые в среде старшеклассников [5, с.112]. Как средство самовоспитания можно использовать общественные поручения. Временные поручения даются подростку главным образом для того, чтобы он понял недостатки своего характера.

Все приёмы побуждения к нравственному самовоспитанию используются в зависимости от ситуации и уровня воспитанности ученика. В современных условиях становится особо актуальной задача трудового и экономического воспитания старшеклассников. Трудовое воспитание и самовоспитание должны связываться с практическим участием подрастающего поколения в совершенствовании общественного производства, в деятельности предприятий, так как отношение к себе невозможно сформировать без включения подростков в трудовые производственные отношения. Трудовое воспитание призвано поставить подрастающее поколение в позицию субъекта труда, преобразователя природы, общественных отношений, творца реальной действительности, что должно сопровождаться управляемым, регулируемым преобразованием духовного мира самого субъекта труда. В этом случае содержание, характер трудовой деятельности, способ её организации являются регуляторами психического развития личности.

Труд и самовоспитание по своей природе - два волевых процесса, требующих идентичной психической активности и совершенствования единого механизма саморегуляции, управления собой. Организуя самовоспитание, мы тем самым готовим личность к труду, а более высокая трудовая воспитанность обеспечивает и более эффективное самосовершенствование. Специфика деятельности и отношений к производству, к людям труда предъявляет определённые требования к самоизучению и саморегуляции поведения школьников. Участие в деятельности способствует правильному прогнозированию её результатов, направленности действий, позволяет лучше определить своё призвание.

И чем лучше учащийся знает особенности своего внутреннего мира, тем продуктивнее его деятельность. С развитием успеха в деятельности у подростков появляется уверенность в своих силах, целеустремлённость и возрастает общественная активность. Личность формируется интенсивнее. Деятельность становится основой самовоспитания, если общественные и социальные идеалы человека соединяются с личными идеалами, обогащают их. Ценность деятельности для самовоспитания определяется степенью её трудности для учащихся. К самовоспитанию побуждает деятельность, нарастающая по трудности, она заставляет вырабатывать новые качества характера и трудовые умения, постоянно тренировать и совершенствовать себя. Деятельность становится основой самовоспитания, если в ней сочетаются личные, коллективные и общественные интересы [5, с.122]. Нельзя забывать и об эстетическом самовоспитании. Эстетическое воспитание и самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения. В этом отношении эстетическое самовоспитание подчинено общему закону: оно неотделимо от воспитания, является его результатом, его углублением, завершением. Но главная особенность эстетического самовоспитания состоит в том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания. Наука и искусство, объединившись, могут воспитывать человека и побуждать его к самовоспитанию, самосовершенствованию во всех отношениях. В своей взаимосвязи эстетическое воспитание и самовоспитание способствуют решению воспитательных задач во всех направлениях совершенствования личности. Важным звеном в нравственном воспитании является физическое самовоспитание. Функции физического самовоспитания осуществляются тем эффективнее, чем гармоничнее они связываются в единое целое, в систему точно отработанного управления физическим развитием личности. Результативность физического воспитания и самовоспитания определяется тем, как оно сказывается на целостном развитии личности, а не только на здоровье и физических качествах подростков. Физическое самовоспитание способствует гармоническому развитию личности, служит решению самых различных воспитательных задач.

5. Формирование нравственной культуры старшеклассников с учётом возрастных особенностей

Процесс нравственного развития старших школьников носит личностно обусловленный характер. Не случайно ведущие исследователи содержания школьного воспитания указывают на необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование личностных свойств и качеств. Не составляют исключение из этого правила честь и достоинство личности, психологической основой которых является достаточно высокий уровень самосознания учащихся, их способность к рефлексии, нравственной самооценке и самоуважению. Как правило, интровертированное (направленное на себя) мышление наиболее отчётливо проявляется в старшем школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из центральных личностных новообразований. Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным периодом для целенаправленного формирования чести и достоинства личности [4, с.26]. В психолого-педагогической литературе чаще всего подчёркивается противоречивый характер развития личности старшеклассника. Внимание акцентируется на тех трудностях, которые у них возникают в этот жизненный период - их перестаёт удовлетворять занимаемое положение в системе межличностных отношений; прежняя полудетская, полувзрослая социальная роль начинает осознаваться как не соответствующая их возросшим возможностям. Возникает противоречие между стремлением утвердиться в жизни и характером их отношений с окружающими людьми. Внутренние переживания сказываются на развитии нравственных качеств учащихся. Учителя говорят о возрастном максимализме старших школьников, их завышенных требованиях к себе и другим людям. Не сложившиеся взаимоотношения старшеклассников с учителями и родителями препятствуют достижению успехов в учёбе и жизни, развитию самоуважения, укреплению уверенности в себе. Нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идёт вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Нравственное воспитание учащихся приносит мало пользы, если оно опирается только на уже имеющийся уровень моральной воспитанности учащихся и не является "источником возникновения нового", в частности не способствует формированию чести и достоинства личности. Можно сказать, что нравственное воспитание старших школьников должно идти впереди их личностного развития, стимулируя возникновение тех нравственных новообразований, формирование которых наиболее актуально или жизненно необходимо [4, с.27]. На основе моральных знаний человека складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знание нравственных норм, принципов может позволить осознать ошибочность, ложность той или иной жизненной позиции. У старшеклассников с высоким уровнем готовности к противодействию аморальным проявлениям присутствует чувство уверенности в себе, самостоятельность в суждениях и действиях [7, с.26]. Учащиеся стремятся иметь обобщающее мнение не только относительно окружающей их действительности, но и самих себя, своего места в мире. По этим вопросам они пытаются высказать свою точку зрения, а не только разделять мнение других.

Стимулирующую функцию в формировании нравственности старшеклассников выполняют их оценочные способности, выражающиеся в умении ориентироваться в людях, правильно воспринимать и оценивать их достоинства и недостатки. Опыт оценочных суждений и самооценки складывается у подростков в процессе общения со сверстниками, мнение которых является наиболее значимым для развития положительной репутации и чувства самоуважения, однако быть объективными им мешает усиливающаяся в этом возрасте критичность и самокритичность, не позволяющая давать взвешенную оценку нравственных поступков других людей и своих собственных. Влияют на формирование нравственных качеств стремление старшеклассников к идентификации себя с другими людьми, а также с той социальной ролью, которую они собираются реализовать в недалёком будущем, для формирования моральных качеств необходимо использовать положительные примеры. Хорошие предпосылки для обретения положительной репутации и самоуважения имеют старшеклассники с ярко выраженными учебными способностями, высоким уровнем обучаемости. Однако удовлетворённость собой, положительное самовосприятие, чувство личного достоинства и отличников, и хорошистов, и троечников определяется уровнем их притязаний: для психологического комфорта притязания должны соответствовать реальной действительности [4, с.29]. На развитие нравственной культуры молодых людей оказывают влияние темпы и уровень физического развития, их внешность, наличие комплексов, в частности комплекса неполноценности, особенно характерного при наличии физических недостатков. Таким образом, у старших школьников есть целый ряд личностных предпосылок, способствующих развитию самоуважения, чувства чести и личного достоинства. Необходимо учитывать возможные трудности в личностном развитии старшеклассников и предупреждать конфликтные и стрессовые ситуации, отрицательно сказывающиеся на формировании нравственной культуры учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование нравственной культуры старшеклассников длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом старшеклассника является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии. Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М., 2002. - 56 с.

2. Воспитание в современных условиях. /Под ред. О.П. Котиковой. Мн., 1999. - 199 с.

3. Кадол Ф.В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников. Мн., 1998. - 208 с.

4. Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников/ Открытая школа. М., 2000. № 1. С.26 - 30.

5. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Мн., 1990. - 175 с.

6. Неделя Л.И. Этика студента. Мн., 1988. - 135 с.

7. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям/ Вопросы психологии. М., 1997. №3. С.22 - 31.

8. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Мн., 1988. - 241 с.









 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Формирование нравственной культуры старшеклассников | контрольная работа

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег