15
План
|
Введение
|
|
|
Механизмы и направления денежно-кредитной политики
|
|
|
Создание и развитие денежной системы Украины
|
|
|
Современные тенденции в денежно-кредитной политике
|
|
|
Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины
|
|
|
Заключение
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Введение
При определении объективной необходимости денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономики в особенности важным есть понимание ее сущности, целей, механизма и инструментов реализации. Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование хозяйственной конъюнктуры путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита,повышения процента, сдерживания эмиссии платёжных средств и т.д.
1. Механизмы и направления денежно-кредитной политики
В соответствии с мировым опытом в сфере денежно-кредитного регулирования ни монетаризм, ни теория государственного регулирования сами собой не воплощаются в экономическую политику стран. Преимущество предоставляется рыночным механизмам сравнительно с административными методами регулирования. Примером может быть либерализация банковского законодательства в европейских странах в начале 90-х лет XX столетие.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через Национальный банк способно воз действовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы.
Выбор и объединение экономических инструментов, которые применяются при определенных условиях, зависит от стратегии центрального банка. Вообще центральные банки могут использовать:
-- административные или рыночные инструменты;
-- инструменты прямого или косвенного влияния;
-- коротко-, средне- или долгосрочные мероприятия.
Например, в сфере учетной политики центральный банк может применять прямое регулирование на денежном рынке и вместе с тем -- косвенное влияние на рынок капиталов.
Долгосрочными мероприятиями денежно-кредитной политики есть такая стратегия центрального банка, которая рассчитанная на период с одного года до нескольких десятилетий. Примером инструментов долгосрочного регулирования являются традиционные инструменты денежной политики (например, обязательных банковских резервов, финансирование и т.п.). Мероприятиями краткосрочной политики могут быть операции с ценными бумагами, операции "своп" в границах валютной политики и т.п..
Административными инструментами денежной политики есть эмиссия денежной наличности, внедрение минимума кредита центрального банка, который предоставляется правительственным и банковским учреждениям, прямое регулирование ссудных операций банков, определение маржи, процентов для финансирования отдельных областей экономики и т.п..
Использование методов административного регулирования объемов и структуры денежного обращения наибольшее распространенно в странах с переходной экономикой.
Рыночными (или экономическими) инструментами денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты как:
-- осуществление операций на открытом рынке;
-- регулирование нормы банковских резервов;
-- регулирование учетной ставки процента на займы, которые предоставляются центральным банком.
Каждый из указанных механизмов имеет собственный перечень средств, усовершенствование которых происходит не один десяток лет.
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных ресурсов).
Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко в ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|