2
Государственный финансовый контроль
Содержание
Введение
1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи
2. Виды финансового контроля
3. Система органов государственного финансового контроля и оценка его эффективности
Заключение
Список литературы
Введение
Данная работа посвящена рассмотрению вопроса о государственном финансовом контроле.
Финансовый контроль -- это система надзора контрольных органов за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с целью обоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета.
С позиций теории управления, контроль как одна из его функций представляет собой механизм обратной связи, т. е. систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки эффективности управленческих решений, условий и результатов их реализации. В этом смысле финансовый контроль выражается совокупностью действий субъекта управления по надзору за состоянием финансовых ресурсов и динамикой денежных потоков объектов хозяйственного управления в финансовой системе.
Субъектами финансового контроля могут выступать сама хозяйственная структура, вышестоящие организации и ведомства, регламентирующие ее деятельность, органы исполнительной, представительной и судебной власти на федеральном, региональном или местном уровнях. Наиболее содержательным и общественно значимым видом контроля является государственный финансовый контроль, который осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий.
1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи
Поскольку финансовая система государства включает финансовые системы всех административно-территориальных образований и субъектов хозяйствования, государственный финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Он призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений, защищенные законными средствами государственного принуждения. В отношении институтов, являющихся объектами государственной собственности, этот контроль охватывает все стороны их деятельности, а по отношению к негосударственной сфере экономики распространяется лишь на область выполнения денежных обязательств перед государством, соблюдения денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Государственный финансовый контроль представляет собой систему институтов, инструментов и объектов по проверке законности и целесообразности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Будучи одной из форм государственного контроля, он способствует обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогает вскрыть нарушения финансовой дисциплины. Назначение финансового контроля -- содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов государства.
Анализ источников высокой эффективности экономики развитых стран свидетельствует о том, что государственный финансовый контроль является важным инструментом установления баланса между действием рыночных сил и государственным регулированием.
Формирование российской системы государственного финансового контроля происходило в период перехода от административно-командной к рыночной экономике, которому присущи следующие негативные явления. В чем состоят научные предпосылки, отражающие реальные особенности данного периода? Их несколько. Прежде всего следует указать на незавершенность правовых основ функционирования многоукладного рыночного хозяйства, в частности, неупорядоченность отношений собственности. Заметна неустойчивость платежной системы и неэффективность организации движения финансовых ресурсов государства, что порождает кризис взаимных неплатежей участников хозяйственного оборота. Негативным фактором является использование в денежном обороте страны нескольких валют. Это создает благоприятные возможности для безнаказанной утечки капитала. Не способствует улучшению дел отсутствие у субъектов современных рыночных отношений морально-этических традиций легитимного предпринимательства. Слишком высока коррумпированность государственного аппарата, законодательных структур и юридических органов в сочетании с криминализацией частного предпринимательства и огромными масштабами теневой экономики.
Все эти обстоятельства актуализировали проблему формирования действенной системы государственного финансового контроля и обусловили его функции как необходимого инструмента нормализации хозяйственной жизни страны, повышения эффективности национальной экономики, обеспечения ее социальных приоритетов.
Имеется еще один важный аспект проблемы актуализации роли государственного финансового контроля в переходной экономике. Он обусловлен задачами приватизации и эффективного управления госсобственностью. Речь идет об оценке стоимости контролируемых активов, а следовательно, об определении экономической целесообразности их текущего и перспективного использования.
Как утверждает теория оценки собственности, стоимость любого актива определяется его доходностью, которая непосредственно зависит от ликвидности актива и инвестиционного риска. В свою очередь, указанные критерии экономической оценки актива определяются его миссией, т. е. общественным предназначением данного актива. Влияние миссии на доходность и ликвидность некоторых активов прямо противоположно направлению стоимостной зависимости. Из этой коллизии вытекает финансовое противоречие, имеющее весьма существенные практические последствия.
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|