ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Финансы»
Вопросы налоговой и финансовой политики
КИРОВ 2009
1. Значение и характеристика регулирующих налогов
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане.
Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц. Распределение сумм регулирующих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.
Налоговые отношение - отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс. В то же время они, основываясь на первичных распределительных (денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности состоянию экономического базиса. Вся совокупность производственных отношений (экономических, финансовых, бюджетных ценовых, кредитных, налоговых) зависит от уровня производительных сил, самым непосредственным образом определяет этот уровень. Таким образом, совершенствование экономики - создание органичного единства между всеми фазами воспроизводства: производством, распределением, обменом и потреблением.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоёмких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Изъятие государством в пользу общества определённой части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.
По методу установления налоги подразделяются на:
прямые - подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи;
косвенные - вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина и др.),
В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень - федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Система налогов - это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трёхуровневая система взимания налогов: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.
К федеральным налогам и сборам относятся следующие налоги:
1. Налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ);
2. Акцизы (гл.22 НК РФ);
3. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4. Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
5. Налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ);
6.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
7. Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
8. Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ);
9. Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
К региональным налогам относятся:
1. Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
2. Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);
3. Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
|