Анализ современной денежно-кредитной политики ЦБ РФ
Основы регулирования денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. Принципиально важно не просто снижать темпы инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики. Вопросы экономической политики вновь находятся в центре внимания, в первую очередь, в связи с формированием нового правительства, последними событиями на российских и зарубежных финансовых рынках, предварительным подведением итогов текущего 2007 года.
В I квартале 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное производство в январе-- мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Наиболее быстрыми темпами увеличивался выпуск продукции в обрабатывающих производствах. Высокими темпами росло предложение отдельных видов услуг, особенно связи и розничной торговли.
Расширение производства поддерживалось значительным увеличением внутреннего спроса. Рост реальных денежных доходов населения обусловливал увеличение потребительских расходов. В январе--апреле расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении возросли, по оценке, на 13% к соответствующему периоду предыдущего года. Инвестиции в основной капитал увеличились на 19,9%.
Потребительские цены в мае 2007 года повысились по сравнению с декабрем предыдущего года на 4,7% (в мае 2006 года-- на 5,9%). Инфляция за скользящий 12-месячный период в мае 2007 года составила, по оценкам, 7,8%. Замедление роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом было связано, прежде всего, со снижением темпов прироста цен на товары до 3,2% по итогам января-мая 2007 года по сравнению с 4,8% за соответствующий период 2006 года. Уменьшились темпы роста цен на товары и услуги, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен. Базовая инфляция в мае 2007 года по сравнению с декабрем предыдущего года составила 2,5% (в соответствующий период 2006 года-- 3,6%). В мае 2007 года за скользящий 12-месячный период она была равна, по оценкам, 6,8%, что на 1,0 процентного пункта меньше, чем в декабре предыдущего года. По оценке, в 2007 году базовая инфляция составит около 7%. За январь--май 2007 года платные услуги населению подорожали на 9,1% (в соответствующий период 2006 года-- на 9,3%). Существенным было удорожание услуг связи-- на 10,4% (в соответствующий период 2006 года-- на 0,1%). Рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства за январь--май 2007 года замедлился до 12,6%, что на 3,1 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2006 году (Табл.2.1.1)
Табл.2.1.1
Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции
(с начала года нарастающим итогом, %)
|
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
|
Баз инф
|
Инф-я
|
Баз инф
|
Инф-я
|
Баз
инф
|
Инф-я
|
Баз
инф
|
Инф-я
|
|
Январь
|
0,9
|
1,8
|
0,9
|
2,6
|
0,8
|
2,4
|
0,6
|
1,7
|
|
Февраль
|
1,7
|
2,8
|
1,6
|
3,9
|
2,0
|
4,1
|
1,1
|
2,8
|
|
Март
|
2,4
|
3,5
|
2,4
|
5,3
|
2,8
|
5,0
|
1,7
|
3,4
|
|
Апрель
|
3,2
|
4,6
|
3,3
|
6,5
|
3,2
|
5,4
|
2,2
|
4,0
|
|
Май
|
3,8
|
5,3
|
4,0
|
7,3
|
3,6
|
5,9
|
2,5
|
4,7
|
|
Июнь
|
4,3
|
6,1
|
4,4
|
8,0
|
3,9
|
6,2
|
-
|
-
|
|
Июль
|
5,1
|
7,1
|
5,0
|
8,5
|
4,5
|
6,9
|
-
|
-
|
|
Август
|
5,8
|
7,6
|
5,5
|
8,3
|
5,1
|
7,1
|
-
|
-
|
|
Сентябрь
|
6,8
|
8,0
|
6,3
|
8,6
|
5,9
|
7,2
|
-
|
-
|
|
Октябрь
|
8,1
|
9,3
|
7,1
|
9,2
|
6,5
|
7,5
|
-
|
-
|
|
Ноябрь
|
9,3
|
10,5
|
7,7
|
10,0
|
7,1
|
8,2
|
-
|
-
|
|
декабрь
|
10,5
|
11,7
|
8,3
|
10,9
|
7,8
|
9,0
|
-
|
-
|
|
|
С учетом сложившегося уровня инфляции при отсутствии неожиданно высокого роста цен на отдельные товары и услуги и при соблюдении установленных предельных границ повышения регулируемых цен и тарифов целевой ориентир по инфляции (6,5--8%) в 2007 году будет выполнен.
Замедление инфляции в соответствии с поставленными целями будет способствовать укреплению доверия к проводимой денежно-кредитной политике, снижению инфляционных ожиданий, формированию условий для перехода к инфляционному таргетированию, что соответствует стратегии обеспечения стабильности общего уровня цен в долгосрочной перспективе.
Платежный баланс в январе--марте 2007 года формировался под влиянием снижения цен на мировом рынке нефти, что вызвало ухудшение условий внешней торговли Российской Федерации.
Значительное замедление роста экспорта товаров и ускорение роста импорта было основной причиной сокращения положительного сальдо счета текущих операций в I квартале 2007 года более чем на четверть -- до 21,8 млрд долларов США (в январе--марте 2006 года оно составило 30,5 млрд долларов США).
Экспорт товаров, по оценке, составил 69,9 млрд долларов США, что на 3,8% больше, чем в I квартале 2006 года (67,4 млрд долларов США). Падение цен на мировом рынке нефти в I квартале 2007 года обусловило снижение по сравнению с аналогичным периодом 2006 года контрактных экспортных цен на российскую нефть и продукты ее переработки. Стоимость поставляемой за рубеж нефти уменьшилась на 0,8 млрд долларов США, природного газа-- на 0,9 млрд долларов США. Стоимость экспорта прочих товаров, прежде всего продукции черной и цветной металлургии, возросла на 4,2 млрд долларов США. В январе--марте 2007 года рост экспорта был обусловлен увеличением физических объемов вывоза (на 2.-1%), а также повышением контрактных цен (на 1,7%).
Импорт товаров, по оценке, возрос с 31,0 млрд долларов США в январе--марте 2006 года до 42,1 млрд долларов США в I квартале 2007 года. Увеличение импорта в основном было связано с ростом физических объемов ввоза на 26,4%, а также с повышением контрактных цен на 7,4%. Темп прироста импорта по сравнению с I кварталом 2006 года увеличился до 35,8% (в январе--марте 2006 года он составил 20,6%). Динамика импорта в значительной мере определялась наращиванием ввоза машин, оборудования и транспортных средств.
Дефицит баланса услуг оценивается в 2,7 млрд долларов США (в январе--марте 2006 года он составил 2,6 млрд долларов США). Экспорт услуг увеличился на 15,1% -- до 6,7 млрд долларов США. Импорт услуг возрос на 11,2% -- до 9,3 млрд долларов США.
Отрицательное сальдо баланса инвестиционных доходов, как и в январе--марте 2006 года, составило 2,6 млрд долларов США. Доходы, начисленные к получению, оцениваются в 10 млрд долларов США, к выплате-- в 12,6 млрд долларов США. Объем доходов, полученных органами государственного управления и органами денежно-кредитного регулирования, превысил соответствующие выплаты на 3,5 млрд долларов США (в I квартале 2006 года -- на 1,2 млрд долларов США). Их рост был связан с существенным сокращением внешнего государственного долга и увеличением объема резервных активов. Дефицит баланса инвестиционных доходов частного сектора оценивается в 6,0 млрд долларов США (в январе--марте 2006 года он равнялся 3,8 млрд долларов США).
Внешние обязательства экономики увеличились на 42,5 млрд долларов США. Определяющим фактором их роста было активное привлечение иностранного капитала частным сектором, прирост внешних финансовых обязательств которого по сравнению с I кварталом 2006 года возрос в 2,3 раза и составил 43,8 млрд долларов США. Обязательства органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования сократились на 1,3 млрд долларов США.
Прирост иностранных активов резидентов (без учета валютных резервов) оценивается в 31,1 млрд долларов США. Требования к нерезидентам со стороны банков возросли на 19,2 млрд долларов США, внешние активы прочих секторов экономики увеличились на 11,3 млрд долларов США.
В 2007 году в условиях прогнозируемого снижения цен на нефть до 55 долларов США за баррель положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами может составить 77,2 млрд долларов США. Экспорт товаров оценивается в 313,1 млрд долларов США. В его структуре совокупная доля нефти, нефтепродуктов и природного газа по сравнению с 2006 годом может снизиться. В 2006 году она составила 62,8%, в 2007 году прогнозируется на уровне 59,2%. Удельный вес продукции черной и цветной металлургии может вырасти -- с 13,8% в 2006 году до 16,0% в 2007 году. Вместе с тем экспорт металлов остается существенно менее значимым по сравнению с экспортом основных топливно-энергетических товаров.
В 2007 году активное сальдо счета текущих операции может составить 50,7 млрд долларов США. Чистый приток частного капитала может составить 70,0 млрд долларов США, что связано с ожидаемым увеличением объема публичного размещения акций российскими компаниями. Рост валютных резервов по сравнению с 2006 годом может ускориться: прогнозируется их увеличение на 114,9 млрд долларов США (в 2006 году они возросли на 107,5 млрд долларов США).
В 2007 году курсовая политика Банка России, как и прежде, направлена на сдерживание инфляции при недопущении чрезмерного укрепления рубля и предотвращении резких колебаний курса национальной валюты. При значительном влиянии внешнеэкономических условий на состояние внутреннего финансового рынка Банк России продолжает использовать режим управляемого плавающего валютного курса. Такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.
Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке. Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономики или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте т.е. на внутренние или внешние показатели (рис 3).
Рис.3
Принцип валютной интервенции
Высокие цены на энергоносители и ослабление доллара США на мировом валютном рынке способствовали притоку значительных объемов валютной выручки, что создавало предпосылки для превышения предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Дополнительным фактором роста предложения иностранной валюты на внутреннем рынке стал высокий объем чистого притока частного капитала, связанный с активным привлечением российскими компаниями финансовых ресурсов на международных рынках.
Объем нетто-покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в январе--мае 2007 года составил 93,1 млрд долларов США, что почти на 77,1% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Основное влияние на процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке оказывали проводимые Банком России интервенции в сегменте «рубль/доллар США».
В феврале 2007 года Банк России пересмотрел состав бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро, рублевая стоимость которой используется в качестве операционного ориентира курсовой политики. Состав корзины был изменен в сторону увеличения веса евро: 0,55 доллара США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом (0,6 доллара США и 0,4 евро). Пересмотр состава бивалютной корзины был направлен на сближение операционного ориентира курсовой политики со среднесрочным -- номинальным эффективным курсом рубля.
За январь--май 2007 года прирост реального эффективного курса рубля по предварительным оценкам составил 2,3%, при этом реальные курсы рубля к доллару США и евро выросли на 3,4 и 2,4% соответственно.
Номинальный курс доллара США к рублю по состоянию на 1 июня 2007 года составил 25,90 руб./дол. США, снизившись на 1,6% по сравнению с 1 января 2007 года, номинальный курс евро к рублю повысился на 0,3%, составив на 1 июня 34,81 руб./евро. Эти изменения стали результатом действия внутренних и внешних факторов, в том числе колебаний курсов на мировом валютном рынке. В целом реализация курсовой политики Банка России в январе--мае 2007 года позволила уменьшить амплитуду колебаний эффективного курса рубля и снизить темпы его укрепления.
В 2007 году укрепление реального эффективного курса рубля может составить 4--5% из расчета декабрь к декабрю.
Реализация денежно-кредитной политики
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен в диапазоне 6,5--8%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5,5--7%. В зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации темпы прироста BBII в 2007 году предусматривались в интервале 5--6,6%. Такое сочетание макроэкономических параметров при сохраняющемся режиме управляемого плавающего валютного курса предполагало рост спроса на деньги (по агрегату М2) в интервале 19--29%.
Фактически при складывающихся ценах на нефть сорта «Юралс» около 58 долларов США за баррель (в среднем за январь--май 2007 года) темпы роста российской экономики близки к четвертому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, рассматриваемому в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год». Высокие темпы экономического роста, внутреннего спроса и продолжающаяся дедолларизация экономики способствуют сохранению высоких темпов роста спроса на деньги (Таблица 2.2.2)
Табл.2.2.2
Основные макроэкономические показатели
|
|
2007 г.
(официальный прогноз)
|
|
Валовой внутренний продукт, млрд. руб.
|
5350
|
|
в % к предыдущему году
|
101,5
|
|
Объем промышленной продукции,
в % к предыдущему году
|
104
|
|
Индекс потребительских цен,
декабрь в % к декабрю предыдущего года
|
118
|
|
Индекс цен предприятий-производителей промышленной продукции,
декабрь в % к декабрю предыдущего года
|
121
|
|
Индекс роста денежной массы М2 за год, %
|
121-125
|
|
|
В январе--мае 2007 года в продолжение тенденции 2006 года темпы прироста денежного агрегата М2 в годовом выражении увеличивались и на начало июня 2007 года, по предварительным данным, составили 60% (на начало июня 2006 года -- 42,8%).
Ослаблению инфляционных последствий роста рублевой денежной массы в 2007 году способствует существенное и более интенсивное по сравнению с январем--маем 2006 года снижение скорости обращения денег. Под влиянием структурных изменений в составе денежной массы скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась к началу июня 2007 года по отношению к началу июня 2006 года, по предварительным данным, на 18,2% (в 2006 году аналогичный показатель составил 9,1%). Позитивные изменения в структуре денежного агрегата М2 проявляются в сокращении доли более ликвидного компонента -- наличных денег (по предварительным данным, 27,1% на 1.06.2007 против 31,3% на 1.06.2006) (Табл. 2.2.3)
Табл.2.2.3
Динамика денежной массы и ее элементов в России
|
Показатели
|
На
01.01.2007
|
на 01.04.2007
|
на 01.07.2007
|
на 01.10.2007
|
на 01.01.2008
|
|
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
|
Денежная база
|
22,2
|
100
|
27
|
100
|
38
|
100
|
49,9
|
100
|
61,6
|
100
|
|
наличные деньги в обращении с учетом касс в КБ
|
13,9
|
62,6
|
16,8
|
62,2
|
24,8
|
69,3
|
31,6
|
63,3
|
38,2
|
62
|
|
кор. счета КБ
|
5,6
|
29,2
|
6,6
|
24,4
|
7,8
|
20,5
|
10,1
|
20,2
|
13,4
|
21,8
|
|
обязатель-ные резервы
|
2,7
|
12,2
|
3,6
|
13,9
|
5,4
|
14,2
|
8,1
|
16,2
|
10
|
16,2
|
|
|
Данная таблица наглядно иллюстрирует как реагирует Банк России повышением нормы обязательных резервов на увеличение денежной базы, при этом идет сокращение денег на счетах коммерческих банков.
Проводимая Банком России курсовая политика способствует дальнейшему развитию процессов дедолларизации. Продолжилась тенденция к снижению спроса экономических агентов на иностранную валюту. В целом за январь--апрель 2007 года суммарный объем нетто-продаж населению наличной иностранной валюты через обменные пункты сократился до 0,04 млрд долларов США по сравнению с 3,3 млрд долларов США за январь--апрель 2006 года. Согласно предварительным данным платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков сократился за I квартал 2007 года на 1.6 млрд долларов США (в I квартале 2006 года он возрос на 0,05 млрд долларов США).
В рамках продолжения тенденции 2006 года к дедолларизации сбережений граждан в январе--мае 2007 года не происходило заметного роста вкладов населения в банках в иностранной валюте: по предварительным данным, темпы их прироста за этот период составили менее 1%. Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы в определении денежного обзора, по предварительным данным, на 1.06.2007 составил 10,1% и был значительно меньше, чем годом ранее (15,2%)
Основным источником роста денежной массы в январе--мае 2007 года было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования. Темп их прироста на 1.06.2007 по отношению к соответствующей дате 2006 года, по предварительным данным, составил 55,4%.
В условиях значительного притока капитала, связанного с ростом стоимости капитальных активов и продолжающимся процессом развития и повышения емкости российского рынка капиталов, возросший объем покупки Банком России иностранной валюты и ускорение динамики денежной массы отражали растущий трансакционный спрос хозяйствующих субъектов на национальную валюту.
Другим важным источником опережающего роста денежной массы в 2007 году по сравнению с предыдущим был прирост требований банковского сектора к нефинансовым организациям и населению, который на 1.06.2007 составил 49,4% в годовом выражении (на 1.06.2006 -- 45,6%).
Таким образом, в 2007 году сохранялось заметное влияние роста кредитов реальному сектору экономики на динамику денежной массы. Наибольшими темпами увеличивались объемы кредитов физическим лицам -- 73,1% по состоянию на 1.05.2007 по отношению к аналогичной дате предыдущего года (в 2006 году соответствующий показатель составил 91,2%). Доля этих кредитов в общем объеме кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к началу мая 2007 года увеличилась до 26,0% (на 1.05.2006 -- 22,7%). Суммарный объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, к началу мая 2007 года увеличился на 44,6% по отношению к 1.05.2006 (в 2006 году соответствующий показатель составил 30,7%) ( Табл.2.2.4)
Табл.2.2.4
Оценка показателей денежной программы на 2007 год (млрд рублей)
|
-
|
1.01.2007
|
1.06.2007
|
1.01.2008
|
1.01.2008
|
Прирост за 2007 год
|
|
|
Факт
|
Факт
|
Программа
**
|
Оценка
|
Оценка
|
|
Денежная база (узкое определение)
|
3208
|
3264
|
3687
|
4087
|
879
|
|
-- наличные деньги в обращении (вне Банка России)
|
3062
|
3110
|
3504
|
3896
|
834
|
|
-- обязательные резервы
|
146
|
154
|
183
|
191
|
45
|
|
Чистые международные резервы
|
7998
|
10517
|
9574
|
11 009
|
ЗОН
|
|
-- в млрд долларов США
|
304
|
399
|
364
|
418
|
114
|
|
Чистые внутренние активы
|
--4789
|
--7253
|
--5887
|
--6922
|
--2133
|
|
Чистый кредит расширенному правительству
|
--3696
|
--4851
|
--5326
|
--4951
|
-1255
|
|
-- чистый кредит федеральному правительству
|
--3350
|
--4186
|
--5086
|
--4551
|
-- 1201
|
|
-- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России
|
--346
|
--664
|
--240
|
--400
|
--54
|
|
Чистый кредит банкам
|
- 810
|
2006
|
6 3 7
|
- 1542
|
-732
|
|
-- валовой кредит банкам
|
28
|
0
|
5
|
5
|
_23
|
|
-- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности
|
--838
|
--2006
|
- 642
|
-- 1547
|
--708
|
|
Прочие чистые неклассифицированные активы
|
--283
|
--397
|
76
|
--429
|
-- 146
|
|
|
* Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2007 года.
** Вариант 2, представленный в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год», пересчитанный по официальному курсу рубля на начало 2007 года.
Усиление счета капитальных операций платежного баланса обусловило увеличение прироста международных резервов Российской Федерации (в долларовом эквиваленте) за январь--май 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 года примерно в 1,5 раза, что оказало определяющее воздействие на ускорение динамики денежной базы. Годовой темп прироста (по отношению к той же дате предыдущего года) денежной базы в узком определении на 1.06.2007 составил 38,6% по сравнению с 32,9% на 1.06.2006. Соответственно возрос уровень ликвидности банковского сектора. Среднемесячный объем совокупных резервов кредитных организаций в январе--мае 2007 года по сравнению с январем--маем 2006 года увеличился на 74,7%. Следствием этого стало снижение верхней границы диапазона колебаний процентной ставки MIACR по однодневным кредитам в рублях с 8,9% годовых в январе -- мае 2006 года до 7,5% годовых в январе--мае 2007 года при снижении в целом волатильности ставок MIACR.
При сохранении складывающихся в январе--мае 2007 года экономических тенденций годовой прирост денежной массы и денежной базы может оказаться выше, чем было предусмотрено в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год». Усилившаяся в 2007 году тенденция замедления скорости обращения денег, а также активизация внутреннею спроса за счет ускоренного роста его инвестиционной компоненты дают основание повысить оценку годового прироста денежного агрегата М2 до 37--39%. В связи с этим оценка величины денежной базы в узком определении в денежной программе увеличена до 4087 млрд рублей. Если воздействие факторов притока капитала и ускорения темпов экономического роста до конца года усилится по сравнению с наблюдаемым в январе--мае, годовой прирост денежной массы М2 может достигнуть и более высокого уровня. Тем не менее при условии соответствия формируемого денежного предложения возросшему спросу на деньги замедление инфляции может продолжиться.
Прогнозируемый прирост чистых международных резервов увеличен по сравнению с уровнем, предусмотренным во втором варианте программы, поскольку в соответствии с уточненным платежным балансом более низкое, чем первоначально прогнозировалось в этом варианте, сальдо по счету текущих операций компенсируется более значительным притоком частного капитала. В этих условиях снижение чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования может составить 2,1 трлн рублей, что на 1,0 трлн рублей превышает первоначальный прогноз по данному варианту.
С учетом рассмотренных факторов уточнены и другие показатели денежной программы на 2007 год.
В условиях высокого уровня банковской ликвидности органы денежно-кредитного регулирования в 2007 году продолжили реализацию мер, направленных на частичное абсорбирование прироста денежного предложения, формируемого за счет операций Банка России на внутреннем валютном рынке (Приложение 1).
Бюджетная политика и, в частности, механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, как и в 2006 году, играют существенную роль в абсорбировании банковской ликвидности. Так, снижение чистого кредита расширенному правительству в январе--мае 2007 года составило 1,2 трлн рублей, что примерно соответствовало аналогичному показателю за январь--май 2006 года и составило 36,0% от денежной базы в узком определении на начало 2007 года.
Банк России при реализации денежно-кредитной политики в январе--мае 2007 года активизировал проведение депозитных операций и размещение облигаций Банка России (ОБР). Задолженность Банка России по депозитным операциям и операциям с ОБР с кредитными организациями возросла за январь--май 2007 года на 1,4 трлн рублей против 0,3 трлн рублей за тот же период 2006 года.
В 2007 году Банк России продолжил политику последовательного сужения коридора процентных ставок как путем повышения его нижней границы (фиксированной ставки по депозитным операциям на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст», «до востребования»), так и за счет снижения его верхней границы -- ставки рефинансирования и ставки по кредитам «овернайт» Банка России. В соответствии с решениями Совета директоров Банка России ставка рефинансирования и ставка по кредитам «овернайт» с 29.01.2007 были снижены с 11 до 10,5% годовых и с 19.06.2007 -- с 10,5 до 10% годовых, а со 02.04.2007 повышены процентные ставки по депозитным операциям Банка России на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» с 2,25 до 2,5% и на стандартных условиях «одна неделя» и «спот-неделя» - с 2,75 до 3,0% годовых.
Процентные ставки по аукционным инструментам изъятия Банк России в 2007 году формировал в соответствии с условиями паритета между процентными ставками внутреннего и внешнего денежных рынков с учетом динамики валютного курса рубля.
B 2007 году произошло изменение схемы размещения ОБР. Вместо продажи долгосрочных ОБР с шестимесячной офертой Банк России начал выпускать краткосрочные облигации со сроком до погашения 7 месяцев и шестимесячным опционом «пут». Первый выпуск краткосрочных ОБР объемом 250 млрд рублей состоялся 15 марта. Как и прежде, размещение ОБР будет проводиться ежеквартально с последующим регулярным доразмещением. При этом аукционы по размещению новых выпусков ОБР будут сопровождаться предложением о досрочном выкупе уже обращающегося выпуска.
Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял банкам внутридневные кредиты, объем которых за январь--май 2007 года составил 4,4 трлн рублей; и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 10%. В начале 2007 года кредитные организации и их филиалы активно пользовались также "кредитами «овернайт». Объем предоставленных Банком России кредитов «овернайт» за январь-май увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в 2,1 раза и составил 31,0 млрд рублей.
В целом у кредитных организаций в январе-мае 2007 года не возникало значительной потребности в получении ликвидности от Банка России. Совокупный объем средств, предоставленных кредитным организациям посредством операций прямого РЕПО, за январь-май составил 304,7 млрд рублей (в январе--мае 2006 года -- 395,8 млрд рублей). Ломбардные кредиты также предоставлялись в небольшом объеме, однако количество предоставленных кредитов возросло по сравнению с январем-маем 2006 года в 1,5 раза, а количество кредитных организаций, которым они были предоставлены, - более чем в 2 раза.
В 2007 году Банк России при необходимости продолжит применение операций «валютный своп». Обеспечением кредитов Банка России и сделок прямого РЕПО являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России. В структуре портфеля ценных бумаг, используемых кредитными организациями при рефинансировании, основную часть составляют облигации Российской Федерации, ОБР, облигации юридических лиц - резидентов Российской Федерации и облигации кредитных организаций.
В рамках управления краткосрочной ликвидностью кредитные организации активно использовали усреднение обязательных резервов, т.е. выполняли часть резервных требований путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка на корреспондентском счёте и субсчетах, открытых в Банке России.
B мае 2007 года Советом директоров Банка России было принято решение о повышении с 1 июля 2007 года норматива обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации с 3,5 до 4,0%, по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте с 3,5 до 4,5%, что наряду с другими мерами будет способствовать ограничению роста денежной массы и снижению возможных инфляционных последствий, связанных с этим процессом.
Проблемы денежно-кредитной политики
Летом 2007 года в мирохозяйственной и валютно-финансовой сфере имело место кризисные явления, и по итогам 2007 года возможно существенное замедление мирового экономического роста. Так, в сентябре прошлого года ОЭСР понизил прогноз по темпам роста в 2007 году для экономики США с 2,1 до 1,9% и еврозоны - с 2,7 до 2,6%. Для сравнения отметим, что в 2006 году темпы прироста ВВП составили 3,3% - в США и 2,8% - в еврозоне. Такой ход событий прогнозировался в 2006 году ЦСА Росбанка, в материалах которого говорилось о «глобальном мыльном пузыре», предстоящем падении курса доллара, вероятном ухудшении экономической ситуации в США, проводились сравнения с предкризисной ситуацией в 1987-м и 1998гг. По оценкам Алана Гринспена, сделанным в сентябре с 2007 г., не удается успешно «бороться с пузырями». В связи с этим для российских банков ухудшились условия по привлечению ресурсов с внешних и рынков, что не было учтено в официальных прогнозах.
Недооценка ряда мирохозяйственных факторов может привести к тому, что сальдо счета текущих операций в 2007-2010 гг. будет выше уровня, заложенного в основном варианте ЕДКП. Так, профицит счета текущих операций за три квартала 2007 г. уже превысил прогнозы ЦБ РФ на весь2007.
Еще год назад в материалах Банка России подчеркивалось, что основными задачами проводимой денежно-кредитной политики «являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты». В этом году Банк России ограничивается формулировкой лишь главной цели денежно-кредитной политики - задачей снижения инфляции.
При этом в среднесрочной перспективе планируется переход к более гибкому формированию валютного курса в связи с прогнозируемыми ухудшением условий торговли и уменьшением притока иностранной валюты.
Предполагается:
1. перенести акцент с «программирования денежного предложения на использование процентной ставки»;
2. осуществить «переход от управления валютным курсом к режиму свободного плавающего курса»:
В итоге возможны ощутимые колебания курса рубля, в том числе - в сторону повышения. Однако в ЕДКП на 2008 г. отсутствует ранее сформулированное положение о том, что «проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты». «Надо прежде всего обеспечить снижение инфляции, уберечься от чрезмерных колебаний рубля и при этом находить возможности для дальнейшего снижения налогов», - подчеркнул Виктор Зубков, выступая на пленарном заседании Госдумы 14 сентября 2007г.
Стратегическим направлением процентной политики в будущем году останется последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям на денежном рынке. В условиях отмены ограничений на движение капитала нижняя граница коридора будет повышаться с учетом риска масштабного притока иностранного капитала.
Однако данный риск авторами документа трактуется недостаточно полно. Растущая зависимость от притока иностранного капитала (как краткосрочного, так и долгосрочного) затрудняет проведение экономической политики, в том числе решение сформулированных в документе задач по повышению роли процентных ставок. В качестве нейтрализующего механизма предлагается использовать повышение нормативов обязательных резервов. Это может способствовать ограничению роста банковской ликвидности и минимизации притока «горячих денег», однако не позволит решить проблему волатильности притока ресурсов в целом.
В последние годы, в условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, устойчиво увеличиваются накопленные объемы абсорбирования банковской ликвидности, превышающие, по оценкам Банка России, 4 трлн руб.
В то же время в июле-августе произошло заметное снижение объема свободной ликвидности российских банков. Внутренние проблемы банковской системы стали очевидными при ухудшении ситуации на международных финансовых рынках. Увеличение стоимости международных заимствований привело к обострению ситуации в некоторых российских банках.
В итоге Совет директоров Банка России 10 октября в целях улучшения ситуации, в частности, принял решение о временном снижении нормативов обязательных резервов, а также о повышении коэффициента усреднения. Начиная с 11 октября 2007 г., на три месяца снижены нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - с 4,0 до 3,0%, по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валю те - с 4,5 до 3,5%. Для кредитных организации, намеревающихся осуществить перерасчет обязательных резервов исходя из вновь установленных нормативов, предусматривается возможность проведения внеочередного регулирования в течение 11-15 октября с.г. Также с 1 ноября 2007 г. коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов повышен с 0,3 до 0,418.
Однако, несмотря на принятые меры и благоприятные среднесрочные прогнозы по ценам на нефть, нельзя абсолютно игнорировать риски обострения проблем с ликвидностью, как в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе.
Банк России планирует более активное использование механизмов рефинансирования. В целях повышения эффективности операций рефинансирования кредитных организаций предполагается продолжить работу по созданию единого механизма рефинансирования.
Усилия ЦБ РФ будут направлены на создание системы, которая предоставит любой финансово-стабильной кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул» обеспечения.
Такой подход можно поддержать, однако он нуждается в дальнейшее развитии, поскольку необходимо более интенсивное использование механизма рефинансирования и его превращение в реальный инструмент экономической политики:
1. с учетом тенденции к ухудшению ситуации с ликвидностью, проявившейся в III квартале 2007 г., и тем более в случае кризисного развития событий требуется реализация срочных мер, направленных на расширение возможностей, предоставляемых кредитным организациям;
2. нужна более тесная координация механизмов рефинансирования с задачами структурной политики. Поэтому следует ускорить работу по созданию юридической базы, предусматривающей создание производных инструментов (деривативов), что позволит осуществить целевое направление ликвидности на приоритетные цели;
3. необходимо дальнейшее совершенствование механизмов предоставления средств в режиме online.
В результате действий, предпринятых как Банком России, так и коммерческими банками, удалось улучшить ситуацию с показателем достаточности капитала (Н 1), который за первое полугодие 2007 г увеличился с 14,9 до 16,8%. Этому, в частности, способствовало проведение банковских IPO и заключение ряда крупных сделок по привлечению иностранных инвестиций в российский банковский сектор.
С учетом актуальности вопросов повышения уровня капитализации банковской системы эти подходы можно было бы расширить, а также более детально прописать конкретные мероприятия и механизмы для закрепления и решения данного вопроса.
Может быть превышен важнейший ориентир денежно-кредитной политики по инфляции (8%) в связи с притоком валютных ресурсов (из-за роста цен на нефть и внешней корпоративной задолженности) и с более высоким, чем ожидалось, расширением потребительского и инвестиционного спроса.
Так, в сентябре текущего года инфляция в годовом исчислении находилась примерно на уровне 2006 г., существенно превысив ориентиры ЦБ РФ. Еще в начале 2007 г. в материалах ЦСА Росбанка подчеркивалось: «...в 2007 г. будет действовать ряд факторов, затрудняющих выполнение Банком Poccии задачи по борьбе с инфляцией ... росту потребительских цен могут способствовать увеличение денежного предложения и импорт иностранных инвестиций, трансграничное кредитование, приток нефтедолларов, повышение стоимости услуг и другие факторы».
Несмотря на то, что многие актуальные процессы в документе отражены верно, некоторые проблемы возникающие риски требуют более пристального внимания, а именно:
1. вопросы эффективной реализации режима свободного плавающего курса;
2. создание антикризисных стабилизаторов, позволяющих нивелировать негативный эффект от притока и оттока «горячих денег».
Возникает опасность волатильности и в связи с уходом Банка России с валютного рынка. Это увеличивает риск стихийного роста курса рубля выше допустимого уровня, что может негативно отразиться на конкурентоспособности российских предприятий как внутри страны, так и за рубежом.
Приток капитала и цена на нефть в перспективе могут быть выше, чем предполагается в ЕДКП. Так, цена на нефть может быть сравнительно высокой, в частности, в связи со следующими факторами:
- геополитическими;
- устойчивым ростом спроса со стороны быстро развивающихся стран (Китай, Индия и т.д.);
- ограниченным ростом предложения как в странах ОПЕК, так и нефтедобывающих государствах, не входящих в эту интеграционную группировку;
- действиями спекулятивного характера.
Перечисленное может воздействовать на курс рубля, способствуя его колебаниям, в том числе в сторону повышения. В результате существует вероятность, что вновь придется использовать механизмы ЦБ РФ с целью поддержания относительного равновесия на валютном рынке. Эффективность осуществления режима свободного плавающего курса во многом будет зависеть от качества мониторинга ситуации на
валютном рынке и факторов, определяющих состояние равновесия рынка.
Решение задач, поставленных перед Правительством РФ, способно ускорить развитие ряда экономических процессов и может внести коррективы в денежно-кредитные показатели.
Анализ основных показателей деятельности
ОАО «Тюменьэнергобанк»
Открытое акционерное общество «Тюменьэнергобанк» является кредитной организацией, созданной на основе добровольного объединения средств учредителей в соответствии с решением учредителей от 27 апреля ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|