Главная   Добавить в избранное Философия и методология науки | учебное пособие


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Философия и методология науки - учебное пособие


Категория: Учебные пособия
Рубрика: Философия
Размер файла: 594 Kb
Количество загрузок:
100
Количество просмотров:
2446
Описание работы: учебное пособие на тему Философия и методология науки
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



2

Национальный Университет

Узбекистана имени М. Улугбека

Философский факультет

Институт философии и права АН РУз.

Учебно методический центр.

Философия и методология науки

(Для студентов философского факультета)

Составитель-д.ф.н. Нигинахон Шермухамедова

Тошкент 2003

Тексты лекций подготовлен в соответствие с новыми требованиями содержащимися в государственных образовательных стандартов для философских специальностей. В них основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества перспективы её развития и ряд других проблем.

Тексты лекций составлены на основе ранее изданных книг и монографий современных учённых ведущие исследования по проблемам философии и методологии науки (список литературы представлен в конце) и расчитан для студентов философских специальностей бакалавров, магистров и аспирантов, а также всем кто желает составить собственное представление о развитии философии науки.

Ответственный редактор: к.ф.н., доц. А. Утамурадов

Рецензенты: д.ф.н., К.Ж. Туленова

к.ф.н., доц. Ш.Б. Каххарова

Рекомендовано ученым советом философского факультета НУУЗ от 2.07.2003г. протокол № 7.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  • Введение 5
  • Глава 1 генезис науки. 6
    • § 1. История становления науки и её функции. 6
    • § 2. Многообразие форм знаний: научные и вненаучные знания. 14
    • § 3. Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века 20
    • § 4. Зарождение и развитие классической науки. 36
    • § 5. Неклассическая наука 46
    • § 6 Постнеклассическая наука 53
    • § 7. Понятия науки, научного знания. 60
    • § 8. Динамика научного знания 75
    • § 9. Сциентизм и антисциентизм 83
  • ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 87
    • § 1. Соотношение философии и науки 87
    • § 2. Предметная сфера философии науки 98
    • §3. Возникновение философии науки как направление современной философии. 103
    • §4. Научная картина мира и ее эволюция 110
    • § 5. Наука и эзотеризм 118
    • § 6. Новации в современной философии науки. Синергетика и эвристика 129
    • § 7. Актуальные проблемы науки XXI века 139
  • Глава 3. Методология научного познания 150
    • § 1. Методология научного познания: основные понятия. 150
    • § 2. Становление идеи развития и принципа историзма в философии и естествознании. 172
    • § 3. Современная технология познания мира эвристика и методология науки 173
    • § 4. Основные эвристические установки. 178
    • § 5. Наиболее известные методологические принципы и подходы. 181
    • § 6. Общенаучные методы и приемы исследования 193
    • § 7. Понимание и объяснение 202
    • § 8. О современной методологии 210
    • § 9 Философия и методология науки 218
    • § 10. Логика и математика 219
    • § 11. Естествознание 223
    • § 12. Психология и антропология 232
    • § 13. Наука об обществе 233
    • § 14. Индивидуальные знания и научная информация 236
  • Глава 4 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ, ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ. 237
    • § 1. Гносеологический аспект 237
    • § 2 Эпистемологический аспект 238
    • § 3. Онтологический аспект 239
    • § 4. Эстетический эсхатологический аспекты 242
    • § 5. Психологический аспект 243
    • § 6. Исторические циклы взяимосвязи науки, философии и религии 243
    • § 7. Экологические реальности и мифы 244
    • § 8. Экология и этика 249
    • § 9. Интердисциплинарный харакер экологической проблемы и возможные пути ее решения 251
  • ГЛАВА 5 НАУКА, ЧЕЛОВЕК, ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 256
    • § 1. Наука как ответ на человеческие потребности 256
    • § 2. Наука и нравственность 265
    • § 3. Пределы научности в жизни и истории 276
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 280
  • ЛИТЕРАТУРА 283

Введение

Как известно философия - теоретическая рефлек-сия об отношениях человека и мира - занимается самыми разными проблемами: сущностью человека и смыслом жизни, спецификой познания и деятельности, вопросами о Боге, смерти и бессмертии. Эти вопросы важны и интересны для любого человека, и подобная тематика может привлекать и волновать вас даже за пределами учебных занятий. Однако сейчас вам не-обходимо встретиться с тем обликом философии, который край-не необходим для вас как для профессиональных ученых, но еще не знаком вам в достаточной мере, - с философией науки.

Наша реальная практика работы с бакалаврами показывает, то что студенты в достаточной мере овладевают содержанием этой дисципли-ны, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего образования. У них уже есть определен-ная философская эрудиция, некоторый запас знаний, полу-ченных в студенчестве. В историко-философском разделе они приобрели представление о структуре и специфике филосо-фии, рассмотрели генезис и основные этапы ее исторического развития. В теоретической (фундаментальной) философии изучили проблемы онтологии, теории познания и методоло-гии. В социальной философии главными проблемами, с кото-рыми вы соприкоснулись, были: человек и общество, соци-альная структура, гражданское общество и государство, роль ценностей в человеческой жизни, будущее человечества и др.

Весь этот объем философских знаний является вполне до-статочным для того, чтобы каждый из магистрантов, мог перейти к более глубокому изучению философии, под-няться на еще одну ступень философской подготовки. По-требность в таком «философском росте» возникает у самих магистрантов, как только прикоснутся к фундаментальным проблемам собственной науки.

Текст предлагает содержательное описание требований Госстандарта по курсу философии и методологии науки и за-полняет возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине, кроме того:

- рисует философский образ современной науки и мето-дологии;

- показывает исторические и мировоззренческие итоги ее развития, которые можно подвести на сегодняшний день;

- излагает проблематику оригинальных текстов современ-ных эпистемологов;

- знакомит с основными западными концепциями науки.

Рассматривая эти и другие проблемы, мы имели в виду не отдельные науки, которые, конечно, сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму познания, специ-фический тип духовного производства и социальный инсти-тут. Можно сказать, что речь идет о «науке вообще», которая при всем многообразии своих обликов, несомненно, отлича-ется от других сфер человеческой жизни - производства, ре-лигии, морали, искусства, обыденного сознания и т. д.

Глава 1 генезис науки.

§ 1. История становления науки и её функции.

Вплоть до XX в. проблема истории науки не была пред-метом специального рассмотрения ни философов, ни уче-ных, работавших в той или иной области научного знания, и только в трудах первых позитивистов появляются попыт-ки анализа генезиса науки и ее истории, создается историо-графия науки.

Специфика подхода к возникновению науки в позитивиз-ме выражена Г. Спенсером (1820-1903) в работе «Происхож-дение науки». Утверждая, что обыденное знание и научное по своей природе тождественны, он заявляет о неправомернос-ти постановки вопроса о возникновении науки, которая, по его мнению, возникает вместе с появлением человеческого общества. Научный метод понимается им как естественный, изначально присущий человеку способ видения мира, не-изменяемый в различные эпохи. Развитие знания происхо-дит только путем расширения нашего опыта. Спенсером от-вергалось то, что мышлению присущи философские момен-ты. Именно это положение позитивистской историографии явилось предметом резкой критики историками науки дру-гих направлений.

Разработка истории науки началась только в XX в., но по-нималась она тогда или как раздел философии, или как раз-дел обшей теории культуры, или как раздел той или иной на-учной дисциплины. Признание истории науки как специаль-ной научной дисциплины произошла только в 1892 г., когда во Франции была создана первая кафедра истории науки.

Первые программы историко-научных исследований мож-но охарактеризовать следующим образом:

- первоначально решалась задача хронологической систе-матизации успехов в какой-либо области науки;

- делался упор на описание механизма прогрессивного развития научных идей и проблем;

- определялась творческая лаборатория ученого, социокультурный и мировоззренческий контекст творчества.

Одна из главных проблем, характерных для истории на-уки, - понять, объяснить, как, каким образом внешние усло-вия - экономические, социокультурные, политические, ми-ровоззренческие, психологические и другие - отражаются на результатах научного творчества: созданных теориях, выдви-гаемых гипотезах, применяемых методах научного поиска.

Эмпирической базой истории науки являются научные тексты прошлого: книги, журнальные статьи, переписка уче-ных, неопубликованные рукописи, дневники и т. д. Но есть ли гарантия, что историк науки имеет достаточно репрезента-тивный материал для своего исследования? Ведь очень часто ученый, сделавший открытие, пытается забыть те ошибочные пути поиска, которые приводили его к ложным выводам.

Так как объектом историко-научного исследования явля-ется прошлое, то такое исследование всегда - реконструкция, которая стремится претендовать на объективность. Также как и всем другим историкам, историкам науки известны две воз-можные односторонние установки, на основе которых прово-дится исследование: презентизм (объяснение прошлого языком современности) и антикваризм (восстановление целостной картины прошлого без каких-либо отсылок к совре-менности). Изучая прошлое, иную культуру, иной стиль мышления, знания, которые сегодня в науке уже не воспро-изводятся, не воссоздает ли историк науки нечто, что является лишь отражением его эпохи? И презентизм и антикваризм сталкиваются с непреодолимыми трудностями, отмеченными многими выдающимися историками науки.

Всплеск историографических исследований был зафиксирован в 30-х гг. XX в. В 1931 г. на Втором международном кон-грессе историков науки в Лондоне доклад о социально-экономических корнях механики Ньютона сделал ученый Б. М. Гассен, применивший в своем исследовании диалекти-ческий метод. Этот доклад произвел очень большое впечатле-ние на участников конгресса, из числа которых образовался «невидимый колледж», не имеющая организационного офор-мления группа, объединившая часть английских ученых, за-нимающихся изучением истории науки. Работа этой группы дала толчок к возникновению такого направления в западной историографии науки, которое получило название экстреналистского. Представители данного направления поставили своей задачей выявление связей между социально-экономи-ческими изменениями в жизни общества и развитием науки. Лидером его по праву стал английский физик и науковед Д. Бернал (1901-1971), опубликовавший работы «Социальная функция науки», «Наука и общество», «Наука в истории об-щества» и др. К числу известных представителей экстреналистского направления можно отнести Э. Цильзеля, R Мертона, Дж. Нидама, А. Кромби, Г. Герлака, С. Липли.

Экстерналистская концепция генезиса науки вызвала резкое неприятие со стороны некоторых историков науки, которые представили альтернативную концепцию, получив-шую название интерналистской, или имманентной. Соглас-но этой концепции, наука развивается не благодаря воздей-ствиям извне, из социальной действительности, а в результате своей внутренней эволюции, творческого напряжения са-мого научного мышления. К представителям этого направ-ления относятся А. Койре, Дж. Прайс, Р. Холл, Дж. Рэнделл, Дж. Агасси.

Для представителей экстерналистского и интерналистского направлений характерно следующее: они считают, что на-ука - уникальное явление в истории культуры, зарождается она в период перехода от средневековья к Новому времени. В противовес позитивистским взглядам на науку, они утвержда-ют, что научный метод - отнюдь не естественный, непосред-ственно данный человеку способ восприятия действительно-сти, а формируется под воздействием различных факторов. Но понимают эти факторы они различно. Так, представители экстернализма Э. Цильзель и Дж. Нидам видят их в ломке соци-альных барьеров между деятельностью верхних слоев ремес-ленников и университетских ученых в эпоху зарождения и становления капитализма. Р. Мертон же обосновывает такие существенные черты научного метода, как рационализм и эм-пиризм, влиянием протестантской этики.

Интерналист А. Койре (1892-1964) - французский фило-соф и историк науки - видит условие возникновения науки в коренной перестройке способа мышления. Для него эта пере-стройка выразилась в разрушении античного представления о Космосе как о иерархическом упорядоченном мире, где каж-дая вещь имеет свое «естественное» место, в котором «земное» по физическим свойствам резко отличается от «небесного». Идея Космоса заменяется идеей неопределенного и бесконеч-ного Универсума, в котором все вещи принадлежат одному и тому же уровню реальности. Как считает А. Койре, разруше-ние Космоса - это наиболее глубокая революция, которая была совершена в человеческих умах, и породили ее измене-ния философских концепций, которые выступают в качестве фундаментальных структур научного знания. Следующим мо-ментом мыслитель выделяет геометризацию пространства, т. е. замещение конкретного пространства догалилеевской физики абстрактным и гомогенным пространством евклидовой гео-метрии. С его точки зрения, не наблюдение и эксперимент, хотя их значение в становлении науки он не отрицает, а создание спе-циального языка (для него это язык математики, в частности гео-метрии) явилось необходимым условием экспериментирования. Койре считает, что историю научной мысли до момента воз-никновения уже сформированной науки необходимо разде-лить на три этапа, соответствующих трем различным типам мышления: 1) аристотелевская физика, 2) физика «импето», разработанная в течение XV в., и 3) математическая физика Галилея.

Представитель экстерналистского направления, австрий-ский историк науки Э. Цильзель (1891-1944), замечает, что развитие человеческого мышления шло не однолинейно, а во многих качественно различных направлениях, где появление науки явилось лишь одной из его ветвей. В статье «Социоло-гические корни науки» он вычленяет общие и специфические условия формирования науки и научного метода. Общие условия таковы:

1. С появлением раннего капитализма центр культуры пе-ремещается из монастырей и деревень в города. Наука не могла развиваться среди духовенства и рыцарства, так как ее дух светский и невоенный. Поэтому она могла развиваться только среди горожан.

2. Конец средневековья был периодом быстрого техноло-гического прогресса. В производстве и в военном деле стали использоваться машины, что, с одной стороны, ставило задачи для механиков и химиков, а с другой - способствовало формированию каузального мышления.

3. Капитализм с его духом предпринимательства и конку-ренции разрушил присущий средневековому образу жизни и мышления традиционализм и слепую веру в ав-торитеты. Индивидуализм, формирующийся в обще-стве, явился предпосылкой научного мышления. Дове-ряя только себе, освобождаясь от веры в авторитеты,

ученый развивает критический дух, без которого невоз-можна наука. Никакое предшествующее общество не знало критического духа, так как оно не знало экономи-ческой конкуренции.

4. Феодальное общество управлялось традицией и привыч-кой, тогда как в становящемся капитализме важную роль играют рациональные правила управления и веде-ния хозяйства. А возникновение экономической раци-ональности способствовало развитию рациональных научных методов. Появление количественного метода, фактически не существовавшего ранее, неотделимо от духа расчетов и вычислений, присущих капиталистичес-кой экономике.

Рассматривая специфические условия, способствовавшие становлению экспериментального естествознания, Цильзель рассматривает три большие социальные группы: а) универси-тетских ученых-схоластов, б) гуманистов и в) ремесленников и их взаимоотношения на протяжении XV-XV вв.

Университетский дух до середины XV в. оставался по пре-имуществу средневековым и оказывал сильное сопротивление пониманию изменений внешнего мира.

Гуманисты - представители светской образованности - появились в итальянских городах в середине XTV в. Они не являлись учеными, а были секретарями знати, папы, служа-щими муниципалитетов. Многие из них становились литера-торами, другие наставниками детей знати. Но и университет-ские ученые, и гуманисты были приверженцами авторитетов, считает Цильзель.

Ремесленники, выходя из-под власти цеховых традиций и толкаемые к изобретательству экономической конкуренцией, были «пионерами эмпирического наблюдения, эксперимен-тирования». Среди них были привилегированные группы, получившие больше знаний по роду их деятельности. За все-стороннюю деятельность Цильзель называет их художниками-инженерами.

Попытку преодоления односторонностей интернализма и экстернализма предпринял американский ученый Т. Кун (1922-1995) в работе «Структура научных революций». Эк-стерналистская историография, считает он, необходима при изучении первоначального развития какой-либо области на-уки, обусловленной социальными потребностями общества. Для зрелой науки приемлема интерналистская историография. Обладая определенной автономией, оба подхода, по мнению Куна, дополняют друг друга.

В настоящее время сосуществуют (несмотря на то, что возникли в разное время) три модели исторической реконструкции наук:

1) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

2) история науки как развитие через научные революции;

3) история науки как совокупность индивидуальных, час-тных ситуаций (кейс стадис).

Смысл исторически более ранней кумулятивистской модели может быть выражен следующими положениями: каждый последующий шаг в науке может быть сделан, лишь опираясь на предыдущие достижения; новое знание совершеннее ста-рого, оно полнее, точнее, адекватнее отражает действитель-ность; предшествующее развитие науки - предыстория, подготовка ее современного состояния; в прошлом знании значи-мы только те элементы, которые соответствуют современным научным теориям; все, что было отвергнуто современной на-укой, считается ошибочным, относится к заблуждениям.

Но прерывность может вторгнуться в науку актами творче-ства, возникновением нового знания, иногда в корне отлич-ного от старого. Как быть в такой ситуации, если стоять на точке зрения кумулятивизма?

Австрийский физик и философ конца XX - начала XX в. Э. Мах (1838-1916) решал эту проблему, формулируя принцип непрерывности, который заключается в том, что естествоиспы-татель должен уметь увидеть в явлениях природы единообразие, представить новые факты так, чтобы подвести их под уже из-вестные законы.

Французский физик и философ этого же периода П. Дюгем (1861-1916) отчетливо представлял, что в истории науки бывают крупные сдвиги, перевороты, но задачу истории на-уки он видел в том, чтобы включить их в такую историко-на-учную реконструкцию, которая ведет к постепенности, непре-рывности и обосновывает эти сдвиги, перевороты из предше-ствующего развития знания. Именно исходя из этой идеи мыслитель сумел показать значение развития средневекового знания для становления науки Нового времени. Дюгем писал: «В генезисе научной доктрины нет абсолютного начала; как бы далеко в прошлое ни прослеживали цепочку мыслей, ко-торые подготовляли, подсказывали, предвещали эту доктри-ну, всегда в конечном итоге приходят к мнениям, которые в свою очередь были подготовлены, подсказаны, предвещены; и если прекращают это прослеживание следующих друг за другом идей, то не потому, что нашли начальное звено, а по-тому, что цепочка исчезает и погружается в глубины бездон-ного прошлого».

Вторая модель понимает историю развития науки через научные революции. Но любое научное знание, полученное таким путем, должно быть доказано, т. е. выведено, систематизиро-вано, понято из предшествующего знания. Поэтому истори-ки науки, придерживающиеся эволюционистских взглядов, хотя и признавали революционные ситуации в истории науки, но считали, что понять их можно, лишь включив в непрерыв-ный ряд развития, сведя к эволюционному процессу. Различа-ются эволюционные концепции тем, как они понимают это сведение: это или понимание научных революций как убыс-трения эволюционного развития, когда в короткий промежу-ток времени происходит большое количество научных открытий, или анализ революционной ситуации проводится так, что истоки новых идей находятся все в более и более ранних работах предшественников.

Другие исследователи, в частности представители постпо-зитивизма (вторая половина XX в.), утверждают, что научная революция приводит к фундаментальной ломке старой теории, или парадигмы, или научно-исследовательской программы, ко-торые принципиально не сводимы к предшествующим теориям, парадигмам, исследовательским программам. Так, Т. Кун, на-пример, считал, что в ходе научной революции возникает новая теория, уже завершенная и вполне оформленная, в то время как И. Лакатос утверждал, что победившая в результа-те научной революции научно-исследовательская программа должна развиваться, совершенствоваться до «пункта насыще-ния», после чего начинается ее регресс. При этом существует возможность определять проблемы, подлежащие обсужде-нию, предвидеть аномалии.

В 60-70-х гг. XX в. делались попытки переписать истории отдельных наук по куновской схеме: периоды, в которых про-исходит накопление знаний, (причем здесь могут появляться и аномалии, не вписывающиеся в существующую парадигму факты) - нормальная наука, сменяются коренной ломкой па-радигмы - научной революцией, после чего опять идет про-цесс накопления знаний в рамках новой парадигмы. Но пред-посылка, из которой исходили авторы, оставалась в принци-пе старая: наука развивается поступательно, непрерывность нарушается только в периоды научных революций.

Третья модель реконструкции науки, которая зарождается в историографии науки, получила название кейс-стадис (case-studes) - ситуационных исследований. «Кейс-стадис - это как бы перекресток всех возможных анализов науки, сформу-лированных в одной точке с целью обрисовать, реконструиро-вать одно событие из истории науки в его цельности, уникаль-ности и невоспроизводимости».

Научное открытие при использовании такой реконструк-ции изображается как историческое событие, в котором сме-шались идеи, содержание, цели предшествующей науки, куль-туры, условий жизни научного сообщества этого периода. Полученный научный результат не берется изолированно для включения его в цепочку развития научных идей, а рассмат-ривается в соотнесении с имеющими место в этой ситуации научными гипотезами, теориями, в контексте социокультурных, психологических обстоятельств, при которых он был получен. Но может ли изучение локальных (фокусных) точек привести к выявлению всеобщих характеристик изучаемого периода? Анализ работ авторов, которые используют этот ме-тод реконструкции, показывает, что реально очень сложно выявить эти характеристики, поэтому в ходе ситуационного исследования чаще всего создается фрагментарная историчес-кая картина.

В перспективе, ситуационные исследования должны занять свое место в историко-научных изысканиях. Но уже сегодня можно выделить их методологи-чески значимые особенности:

1. Эти исследования сосредоточены не на готовом факте, итоге научного открытия, а на самом событии, по воз-можности целостном и неповторимом. Это событие, даже представляющееся частным и незначительным, несет в себе симптомы переломных, переворотных со-бытий в истории науки. Оно оказывается перекрестком разных направлений историко-научных поисков. Ситу-ационные исследования сочетают в себе синтетичность, универсальность и локальность, точечность, легко обо-зримую предметность анализируемого события.

2. Неправильно представлять кейс-стадис только как ре-конструкцию творческих актов, стоящих где-то рядом с научным текстом, объясняющим его предысторию. В основном речь идет о текстах, отобранных с целью как можно более полного воспроизведения ситуации.

3. Кейс-стадис характеризуется как некоторая воронка, в которую стягиваются и предшествующие и последую-щие события, хотя осуществляется анализ настоящего науки, «теперь», даже если это «теперь» и отстоит хроно-логически во времени от настоящего состояния науки.

4. Важно, что в качестве целостного и уникального берет-ся событие, малое по объему.

5. Внутри ситуационных исследований трансформируются обычные для историографии науки понятия, такие как непрерывность и дискретность, критерии научности, индивидуальное творчество и готовая научная теория, научное сообщество и т. д.

6. Характерным для ситуационных исследований являет-ся включение науки в контекст культуры, что и застав-ляет перестраивать типичные для исторической рекон-струкции понятия. При этом ситуационные исследова-ния можно подразделять на два рода: а) предметом изучения берутся некоторые мутационные точки, в кото-рых меняется тип культуры, тип мышления (диалоги Гали-лея, первые статьи Эйнштейна и т. д.); б) более рядовое со-бытие в истории науки, которое не выводит за рамки на-учного мышления данной культуры, но сосредоточивает в себе, фокусирует его основные особенности.

Если прибегнуть к графической модели истории науки, то традиционная кумулятивная историография науки может быть представлена прямой однонаправленной линией, в то время как историческая реконструкция на базе кейс-стадис будет представлять собой нечто вроде плоскости с возвыша-ющимися на ней холмами и пиками, которые изображают события большей и меньшей значимости. Между события-ми (а ими могут быть и конкурирующие теории) устанавли-ваются диалогические отношения, что на графической моде-ли можно показать как линии, соединяющие различные хол-мы и пики.

Опыт известных историко-научных работ, выполненных по методу ситуационных исследований, показывает, что ре-конструкция прошлого события как уникального предполагает сложную теоретическую работу по обобщению при построении целостного, «объемного» события, что достаточно сложно и представляется делом будущего. Все больше в исследования по истории науки проникает идея взаимодополняемости суще-ствующих методов.

Известный ученый, естествоиспытатель и мысли-тель В. И. Вернадский (1863-1945) предложил идею рассмот-рения истории науки как становления и развития научного мировоззрения. Опираясь на идеи социокультурной обуслов-ленности научного познания, большой вклад в исследование истории науки внесли ученые П. П. Гайденко, Е. А. Мамчур, Л. А. Маркова, С. Р. Микулинский, Л. М. Ко-сарева, И. Д. Рожанский и др.

Вопрос о периодизации истории науки в историографи-ческой литературе является дискуссионным. Воспользуемся получающей все большее признание периодизацией, соглас-но которой науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются элементы (предпосылки) науки, затем следует классическая наука, неклассическая и постнеклассическая (см. работы В. С. Степина, В. В. Ильина и др.).

Три функции науки. Биография науки - это ее жизнеописание, и о жизни науки мы с полным правом говорим потому, что жизнь науки - это часть жизни человека.

Как уже говорилось выше, душа человека требует от интеллекта завершенных знаний о мире, иначе она будет находиться в состоянии тревоги и страха. Интеллект, движимый природным любопытством, жаждой познания поставляет человеку все но-вые и новые знания. Поскольку душевная составляющая чело-века сильнее интеллектуальной, интеллект оказывается в слож-ном положении: угождать себе - значит непрестанно находиться в познавательном процессе и обновлении знаний о мире; угож-дать душе - правдами и неправдами обосновывать достоверность наличного знания.

В целом, если расположить в иерархической последователь-ности функции науки в связи с их ценностью для человека то, есть достаточно оснований для следующего ряда:

1. Психологическая функция - научное знание прежде всего ублажает душу человека, в смысле создания мифов о почти полном познании мира.

2. Духовно-интеллектуальная функция - научное знание и научная деятельность ублажают врожденную познавательную потреб-ность человека.

2 Утилитарно-прагматическая функция - научное знание используется при разработке технологий получения материальных продуктов для ублажения человеческого тела (тепла, света, трас порта, средств связи).

§ 2. Многообразие форм знаний: научные и вненаучные знания.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появле-ние научного знания не отменило и не упразднило, не сдела-ло бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъем-лющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.

Каждой форме общественного сознания: науке, филосо-фии, мифологии, политике, религии и т. д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы зна-ния, имеющие понятийную, символическую или художе-ственно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явле-ний действительности. В развитии научного познания череду-ются революционные периоды, так называемые научные ре-волюции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении кото-рых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претен-дуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональ-ности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное зна-ние не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно произ-водится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и сред-ства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к «ведомству» вненаучного знания, объединя-ются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистемати-ческое знание, которое не формализуется и не описыва-ется законами, находится в противоречии с существую-щей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеоло-гическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение ко-торых не является убедительным с точки зрения крите-риев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука - это ошибочное знание, час-то представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лже-научное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают «маньяком», «сумасшедшим». В качестве симптомов лженау-ки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также пре-тенциозность. Лженаучные знания очень чувствитель-ны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научны-ми знаниями. Считается, что лженаучное обнаружива-ет себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и привер-женцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический ре-жим. В истории нашей страны периоды «триумфа ква-зинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в геологии 50-х гг., шельмова-ние генетики, кибернетики и т. п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы иссле-дования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извеч-ную потребность в обнаружении общего легкодоступно-го «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной неста-бильности. Но хотя данный феномен достаточно опа-сен, принципиальное избавление от антинауки невоз-можно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллекту-альную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних ас-тронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существова-ло обыденно-практическое знание, доставлявшее элементар-ные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, одна-ко, разрозненный, несистематический характер, представля-ющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизнен-ных отношений и является исходным пластом всякого позна-ния. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в че-ловеческое сознание так крепко, что становятся предрассуд-ками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напро-тив, наука длинным и трудным путем доказательств и опро-вержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

Последнее включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыден-ное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несисте-матично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предва-рительных систем доказательств. Иногда знание повседневно-го опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто молчаливо руководит действиями субъекта.

Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания. Заметим, что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу не-специализированного повседневного опыта, имеющего обще-человеческий характер. Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Иногда обыденное знание определяют посредством указа-ния на общие представления здравого смысла или неспециа-лизированный повседневный опыт, которые обеспечивает предварительное ориентировочное восприятие и понимание мира. В данном случае последующей дефиниции подвергает-ся понятие здравого смысла.

К исторически первым формам человеческого знания от-носят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвы-ситься над повседневным бытием, не заботиться о практи-ческой выгоде и вести себя в соответствии со свободно при-нятыми игровыми нормами. В игровом познании возможны сокрытие истины, обман партнера. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познава-тельной деятельности. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и пра-вил его построения. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реально существующей компонен-той знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельно-сти нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в об-щении с мастером.

Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее явля-лась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективнос-ти и прочно расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических изыска-ний. Как правило, народная наука существует и транслиру-ется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иног-да можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, на-ставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что в народной науке видят ее огромную и тонкую, по сравнению со скорым рационалистическим взглядом, проницательность, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание ис-тиной.

В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом человека», а последний в свою очередь - как органичная его частичка, через которую посто-янно проходят силовые линии мирового круговорота. Счита-ется, что народные науки обращены, с одной стороны, к са-мым элементарным, а с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земле-делие, скотоводство, строительство. Символическое в них выражено минимально.

Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классифика-ции, можно столкнуться с выделением следующих трех видов познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. Причем их соотношение с научной деятельностью или степень их «научности» возрастают по вос-ходящей. То есть фиксируется некая эволюция от паранормаль-ного знания к разряду более респектабельной псевдонауки и от нее к девиантному знанию. Это косвенным образом свиде-тельствует о развитии вненаучного знания:

1) Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм.

Для описания способов получения информации, выхо-дящей за рамки науки, кроме термина «паранормальность» используется термин «внечувственное восприятие» (или «парачувствителъность», «пси-феномены»). Он предполага-ет возможность получать информацию или оказывать вли-яние, не прибегая к непосредственным физическим спосо-бам. Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены. Различают экстрасенсорное воспри-ятие (ЭСВ) и психокинез. ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение. Телепатия предполагает обмен информацией между двумя и более особями паранормальными способа-ми. Ясновидение означает способность получать информа-цию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, ко-шелек, фотография и т. п.). Психокинез - это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сфе-ры нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.

Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследо-вание паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы.

2) Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также «умелая обработ-ка фактов. Ко всем этим априорным условиям деятель-ности в данной сфере присоединяется свойство иссле-дования через истолкование. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтвер-ждения высказанным взглядам и может быть истолко-ван в их пользу. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может оши-баться и что псевдонаука «может случайно натолкнуть-ся на истину». У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.

По форме псевдонаука - это прежде всего рассказ или ис-тория о тех или иных событиях. Такой типичный для нее спо-соб подачи материала называют «объяснением через сцена-рий». Другой отличительный признак - безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.

3) Характеристика девиантного и анормального знания. Тер-мин «девиантное» означает отклоняющуюся от приня-тых и устоявшихся стандартов познавательную деятель-ность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, раз-деляемыми большинством членов научного сообщества. Отличительной особенностью девиантного знания яв-ляется то, что им занимаются, как правило, люди, име-ющие научную подготовку, но по тем или иным причи-нам выбирающие весьма расходящиеся с общеприняты-ми представлениями методы и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как пра-вило, в одиночестве либо небольшими группами. Ре-зультаты их деятельности, равно как и само направле-ние, обладают довольно-таки кратковременным перио-дом существования.

Иногда встречающийся термин «аномальное знание» не означает ничего иного, кроме того, что способ получения зна-ния либо само знание не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Весьма интересно подразделение анормального знания на три типа:

а) Первый тип возникает в результате расхождения регулятивов здравого смысла с установленными наукой норма-ми. Этот тип достаточно распространен и внедрен в ре-альную жизнедеятельность людей. Он не отталкивает своей аномальностью, а привлекает к себе внимание в ситуации, когда действующий индивид, имея специаль-ное образование или специальные научные знания, фиксирует проблему расхождения норм обыденного мироотношения и научного (например, в воспитании, в ситуациях общения с младенцами и пр.).

б) Второй тип возникает при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами другой.

в) Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человечес-кой деятельности.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то из-начально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализ-ма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказы-вать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и исто-рии окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и много-численная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная на-ука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в ту-пик, выход из которого может подсказать вненаучное зна-ние. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности -на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов на-уки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что эле-менты нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который пришел к выводу, что в конце XX сто-летия в Европе возникло и стало шириться движение, провоз-гласившее банкротство науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают боль-шей информационной емкостью, также оспаривается сторон-никами подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на до-стоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально ис-тинная информация может оказаться за пределами науки.

Иногда вненаучное знание именует себя как Его Величе-ство Иной способ истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии ин-женера и ученого значительно снизился, то напряжение, свя-занное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.

§ 3. Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века

В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппа-рат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зави-симости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мисти-ческой форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могут читать священные книги и как носители практи-ческих знаний иметь власть над людьми.

Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возника-ет необходимость систематического наблюдения за явления-ми природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, откры-тию циклически повторяющихся затмений Солнца и т. д. Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана ирридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произве-денного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорцио-нально социальным и профессиональным рангам. Для прак-тического употребления создавалось множество таблиц с го-товыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операц ...........



Страницы: [1] | 2 |







 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Философия и методология науки | учебное пособие

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег