Тема 1.
1. Предмет философии, ее место и роль в культуре.
Философия самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.
Философия «любовь к мудрости» (фило «люблю», софия «мудрость»). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.
Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Философия это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.
Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.
В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.
Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.
Вопрос соотношения материи и сознания основной вопрос философии.
Две стороны этого вопроса:
1. Что первично материя или сознание?
2. Познаваем ли мир?
Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).
Отношение человека к миру троякое: познавательное, практическое, ценностное.
Ответ на эти вопросы ответ на главный вопрос: что есть человек?
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.
2. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии.
Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.
Можно выделить две группы основных функций философии: мировоззренческие и методологические
Мировоззренческая функция заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир). Теоретико-познавательная в выработке категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Ценностно-ориентационная в выработке и изучении ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы
К методологическим функциям философии относятся:
1) функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук;
2) критическая функция суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов;
3) интегративная обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов);
4) прогностическая (реализуется в построении моделей будущего).
Существуют следующие основные разделы философского знания.
1. онтология философия бытия (учение о фундаментальных принципах существования природы);
2. гносеология теория познания (раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности);
3. аксиология философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;
4. праксиология философия социального действия (теоретическое рассмотрение человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений).
3. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии.
Среди мировоззренческих функций философии следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.
Гуманистическая функция одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
Художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием идеалов гармоничного единства и красоты.
4. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии.
Философия открывает человеку все богатство его естественной духовности и связанного с ней образа жизни. В результате, овладевая своей духовностью, человек обретает внутреннюю свободу. Философия участвует и в формировании материальной культуры, определяя характер и содержание подлинно человеческого бытия, его родовую сущность.
Осваивая свой философский потенциал, человек приучается формировать свой внутренний духовный мир. Философия закладывает в душе человека особый нормативный порядок, логическую последовательность и обоснованность, стройность и целеустремленность мыслей к высшим премудростям жизни. Философия формирует духовную культуру на самом высшем уровне умственной деятельности на уровне вечных и всеобщих мудростей, без которых невозможна подлинно человеческая жизнь.
Социально-нравственная (моральная) функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.
5. Назначение философии.
В понимании содержания, смысла и значения философии сложились разные подходы.
1. От Пифагора идет традиция, определяющая философию как любовь к мудрости.
2. Согласно Платону философия понимается как способ мышления о вечных истинах.
3. Аристотель видел в философии способ познания первоначала, первопричины мира.
4. Гегель определял философию в качестве духовного мира человека и человечества.
5. Для И.Фихте философия - это предпосылка и основа для всех знаний.
6. А.Камю видел в философии универсальный способ решения жизненных проблем.
Таким образом, каждый философ может своеобразно понимать суть, предназначение и роль философии. Но всех философов объединяет общая ориентация, определяемая той или иной исторической эпохой. На разных этапах истории центр внимания философии перемещается …
· от природы к мифу, (этап зарождения философии VIII век до н.э.);
· от мифа к логосу, ( древняя философия с VI века до н.э. по IV век);
· от логоса к тео (богу), ( средневековье с V по XV век);
· от бога к науке, ( эпоха Возрождения и Нового врем. XVI-XVIII в.в.);
· от науки к искусству, (постклассический иррационализм XIX века);
· от искусства к технике, (техницизм и технократизм XX века);
· от техники к новым формам жизни (модерн и постмодернизм XXI века).
6. О смысле дальнейшего изложения.
В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются в природе, в обществе, или в мышлении.
Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:
1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.
2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.
Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.
В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:
1. Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;
2. Гносеология как учение об общих законах и формах познания;
3. Логика как учение о нормах и законах мышления;
4. Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;
5. Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.
На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.
Тема 2. Античная философия.
1. Милетская школа философии.
Первая философская школа возникла в г. Милете. Ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Основная идея милетской школы единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы первопричины «архе».
Фалес считал первоосновой воду «все происходит из воды и все в нее возвращается». Вода в понимании Фалеса это «физис» (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса «познай самого себя».
Анаксимандр ученик Фалеса. Написал трактат «О природе». В качестве «архе» Анаксимандр считал «оперон» «то, что помимо элементов», абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).
Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы огонь, вода, земля, воздух.
Анаксимен ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. «Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную».
Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).
2. Школа Пифагора.
Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью.
По взглядам философы этой школы были близки к своим предшественникам орфикам, последователям учения, проповедывавшего чистейшую нравственность и суровый аскетизм; основателем его считается легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых приобретение внутреннего опыта, достижение катарсиса, очищения от наследия ранних этапов развития.
Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: «Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым», «Пусть что важнее всего твоим главным судьей станет совесть». Утром и вечером в часы, наиболее подходящие для размышлений следовало окинуть мысленным взором все, что сделано и что предстоит еще сделать.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.
В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.
Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.
3. Гераклит и элеаты.
Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский.
Гераклит Эфесский - был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который «не создан ни людьми, ни богами».
Основные идеи Гераклита:
1. Всеобщей изменчивости, «все течет, все изменяется». Мир динамичен - «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
2. «Постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем».
3. Источником движения, изменения является борьба противоположностей.
4. Идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово).
5. Идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). «Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком».
Представителями элеатской школы являлись Парменид и Зенон.
Характерным для элеатов является учение о едином бытии непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.
Парменид (76 в до н.э.) говорил, что «мыслить и быть одно и то же». Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.
Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория «летящая стрела»: если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.
Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.
Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.
4. Атомисты. Левкипп и Демокрит.
В 5 веке до н.э. возникает новая форма материализма. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп. Он сформулировал основное положение атомического материализма, согласно которому все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты. Продолжателем учения Левкиппа был Демокрит, который стремился к созданию учения, исходной мыслью которого было: «в мире нет ничего кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом.»
Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы «складываясь и сплетаясь, рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей изменением их порядка и положения. Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Человек то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе находится большое число мелких, круглых атомов. Вместе с вздохом в тело входит воздух. А с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего воздуха и препятствует выходу души наружу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела.
Учение ЛевкиппаДемокрита представляло собой огромный шаг вперед в развитии древнегреческого материализма. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было остановлено только на пороге XX века, когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства.
5. Школа Сократа.
Сократ жил в 469-399 гг до н.э. Основной метод нахождения истины для Сократа диалог. Знание это не механическая передача знаний от человека к человеку. Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением. Истина рождается в диалоге (коммуникации).
Алгоритм ведения продуктивного спора, предложенный Сократом был следующим:
1. Сомнения вступая в диалог, Сократ говорил «я знаю, что я ничего не знаю», т.е., что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь.
2. Ирония над знанием человека.
3. «Майевтика» метод, помогающий собеседнику «родить» истину. Сократ помогал человеку самому «дойти до истины».
4. Индукция от фактов к общим положениям.
5. «Дифиниция» окончательное определение исследуемого предмета.
Методом Сократа была диалектика как искусство спора. Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу знания, т.е. человек совершает неблагие деяния, т.к. не знает о том, что они неблагие. В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм.
6. Софисты.
Буквально «софист» это «тот, чьей профессией является мудрость». Вся деятельность софистов привела к тому, что под этим понятием стали считать людей, которые учили других одерживать победу в споре. За обучение они брали деньги.
Основателем софистики был Протогор (5 в до н.э.). Его основной тезис «человек мера всех вещей». Истина относительна (болезнь зло для больного, а для врача благо).
Одна из главных черт софистики релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным.
Другая особенность софистики агностицизм (это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира).
Классическое выражение агностицизма триада Горгия:
1. Ничто не существует.
2. Если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека.
3. Если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому.
В триаде Горгия также есть проблема коммуникации принцип несообщаемости знания другому (истина субъективна и непередаваема).
Значение деятельности софистов состоит в том, что они переориентировали философию с космоса на человека, подняли искусство спора на качественно высокий уровень, стимулировали развитие риторики и логики.
7. Платон.
Платон (427347 гг. до н. э.) гениальный ученик Сократа, основоположник идеалистической европейской философии.
По учению Платона, мир чувственно воспринимаемых вещей не есть мир истинно сущего, подлинной реальности. В нем нет ничего прочного и устойчивого, все относительно, любая вещь обречена на изменение и гибель.
Подлинный, истинно-реальный мир представлен бестелесными образованиями, постигаемыми умом. Их Платон назвал эйдосами или идеями. Каждому классу (группе) чувственных предметов соответствует в истинном, идеальном мире, некоторый вид или идея. По отношению к чувственным вещам идеи суть одновременно и их последние причины (предельные основания), и эталоны (образцы, модели), и цели, и понятия, понятия об общей основе вещей каждого класса, о том, чем они, эти вещи, должны быть по своей сущности или природе. Идеи не вовлечены в вихревой поток становления, в водовороте которого живет мир чувственного. Чувственно воспринимаемые вещи обязаны своим существованием (в той мере, конечно, насколько они подлинны) «причастностью» (приобщением к) идеям. Они бледные, несовершенные копии этих идей. Мир идей, по Платону, иерархизирован таким образом, что на вершине его находится идея Блага. Свои идеи Платон поместил в «место над небесами»; названное им Гиперуранией.
Учением об идеальном мире, мире идей Платон решает проблему общего, универсального как и почему оно существует в отличие от единичного. Общее для него существует само по себе, а не в единичном, через единичное как реальность, возвышающаяся над единичным. Например, прекрасное как идея это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не прекрасный кувшин, т. е. не качество вещей и явлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя).
Платон оставил нам одну детально разработанную Идею образец совершенного государства. В идеальном платоновском государстве царит справедливость, каждый занимается своим (отвечающим его природным наклонностям) делом, а правят мужи-философы.
8. Аристотель.
Аристотель ученик Платона. Центральная категория учения Аристотеля «эйдос» (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Гиперурания за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее. Учение Аристотеля демократично (у каждой вещи своя идея), а в социально-политическом учении Платона можно увидеть зачатки тоталитарного государства с единой идеей. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона наоборот.
Аристотелевская материя двояка:
1. бесформенное вещество (первоматерия),
2. то, из чего вещь состоит.
Материя потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение.
Причины вещей (любая вещь обязана своим существованием четырем причинам):
1. материальная (из чего),
2. формальная (форма),
3. деятельная (мастер),
4. целевая (ради чего).
Мировоззрение Аристотеля телеологично все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.
9. Философия раннего эллинизма.
С конца 4 в. до н. э. в античном обществе разразился длительный кризис экономический, социальный, политический. Кризис этот привел к утрате Афинами и другими греческими городами-государствами, или полисами, политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Крушение полиса привело к радикальному перевороту в греческом духовном мире. Полисный идеал сменился космополитическим, в котором отечеством становился весь мир. Политика и государство превратились в морально индифферентные феномены, этика перестала служить политике. Тождество человека и гражданина было нарушено; появился индивид как единичный и эгоистически-автономный человек.
Эллинская культура переросла в эллинистическую. Эллинистическая эпоха богата на философские школы и течения. Главные среди них эпикуреизм и стоицизм.
Эпикур представитель античного атомизма. Принимая исходные положения Демокрита, Эпикур стремился доказать, что причинная необходимость всех явлений, как на том настаивал Демокрит, не отрицает возможности человеческой свободы. Теория познания Эпикура сенсуалистична. Чувства не ошибаются, заблуждения «всегда лежат в прибавлениях, делаемых мыслью», т. е. они проистекают из произвольного толкования ощущений.
Своей известностью в истории человеческой культуры Эпикур обязан этике. Философия, считал мыслитель, имеет цель. Эта цель счастье человека. Критерий же счастья в чувстве удовольствия. Последнее трактуется не столько как чувственное наслаждение, сколько как избавление от физической боли, беспокойства души, страданий и оков принуждения.
В конце 4 в. до н. э., уже после основания «Сада», в Афинах родилась другая школа, которой было суждено стать знаменитейшей. Основателем ее был Зенон из Китиона, молодой семит, родившийся на острове Крит. Не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике. По гречески Портик "Стоя", поэтому приверженцев школы стали называть стоиками. Принято различать три периода в истории Стои: древний: конец 4 в. - 3 в. до н. э. (Зенон, Клеанф, Хрисипп); средний: 2-1 вв. до н. э. (Панэций, Посийдоний); римский: 1- 2 вв. н. э. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Так же, как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии считали создание этики, опирающейся на физику и теорию познания.
У стоиков мир есть единое тело, пронизанное одушевляющим его огневидным дыханием «пневмой», Логосом, Богом. «Бог созидающий, разумный огонь, временами порождающий космос, содержащий в себе семена разумные всех вещей, согласно которым рождается все», гласит один античный источник. Как видно уже из приведенной цитаты, стоики полагали, что развитие мира происходит циклически. Каждый цикл начинается с космического воспламенения. Мир, сгорая, очищается, остается лишь пламя. На пепле возрождается новый мир, все повторяется сначала.
Поскольку все вещи без исключения суть продукты божественного начала, то, стало быть, все глубочайшим образом разумно, неизбежно и необходимо, все совершается так, как задумано. Нельзя хотеть, чтобы было иначе. Свобода мудреца в этих условиях состоит в согласовании собственных велений с естественным порядком вещей, с тем, чего хочет судьба, в рациональном или осмысленном принятии ее. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит», говорил Сенека.
10. Неоплатонизм.
Неоплатонизм - завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина. Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. Античный неоплатонизм существовал как школьная философия и был ориентирован на комментирование диалогов Платона и систематическую разработку его учения. К школе Плотина в Риме принадлежали Амелий и Порфирий. Уже в этот ранний период были разработаны основные понятия неоплатонической системы: Единое превыше бытия и мышления, оно может быть познано в сверхразумном выходе за пределы дискурса (экстазе); в переизбытке своей мощи Единое порождает путем эманации, т.е. как бы излучая, остальную реальность, представляющую собой последовательный ряд ступеней нисхождения единого. За единым следуют три ипостаси: бытие-ум, содержащий в себе все идеи, живущая во времени и обращенная к уму мировая душа, и порождаемый, организуемый ею видимый космос. Внизу мировой иерархии - бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия. Система Плотина была изложена им в ряде трактатов, изданных после смерти Плотина Порфирием под названием «Эннеады». Зафиксированная в Эннеадах антиаристотелевская позиция Плотина в дальнейшем развитии неоплатонизма сменяется признанием роли Аристотеля как последователя Платона, философия Аристотеля, в особенности его логика, понимается как введение в философию Платона. Начиная с Порфирия, в неоплатонизме начинается систематическое толкование сочинений Платона и Аристотеля.
Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин).
11. Характерные черты античной философии.
Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.
Отличительные особенности античной философии:
1. Античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос всемирный закон, разумный порядок).
2. Отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело «сома»).
3. Пантеизм (отождествление Бога и природы).
4. Вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.
В античной философии выделяют следующие периоды:
1. Натуралистический философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).
2. Гуманистический деятельность софистов и Сократа переориентация проблем философии с космоса на человека.
3. Классический связан с деятельностью Платона и Аристотеля.
4. Эллинистический появление ряда философских школ (кинизм основатель Диоген, эпикуреизм Эпикур, стоицизм Сенека).
5. Религиозный период античной языческой мысли развитие неоплатонизма и его модификация.
6. Зарождение христианской мысли.
Тема 3. Средневековая философия.
1. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
Особенности философии Средневековья:
1. философское учение средневековья теоцентрично (все в мире определяет Бог);
2. философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления церковная догма), монотеистична;
3. постулирование Бога как мировоззренческого начала.
Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). «Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее».
Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет Библия.
Философия Средневековья это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза истолкование).
Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны).
Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли монолог (назидание, проповедь).
В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля.
2. Креационизм.
Философия Средних Веков основывалась на креационизме. Креационизм мировоззрение, согласно которому весь существующий наблюдаемый нами материальный мир был сотворен (создан) нематериальным Творцом некоторое определенное время тому назад.
Креационизм является противоположным эволюционизму, эволюционному мировоззрению, согласно которому наблюдаемый нами материальный мир постепенно самоусложнялся от первобытного хаоса к современному состоянию.
В отличие от эволюционизма, креационизм удовлетворяет научным критериям, в частности, второму закону термодинамики.
Креационизм можно подразделить на научный и библейский. Научный креационизм основное внимание уделяет эмпирическим фактам, научным исследованиям, доказывающим сотворенность материи. Библейский креационизм большее внимание уделяет библейской картине мира и тем положениям Библии, из которых также явствует сотворенность материи.
3. Провиденциализм. Время.
Провиденциализм является одним из принципов средневековой философии. Провиденциализм религиозная интерпретация истории как осуществления божественного плана, промысла божия. Этот божий промысел спасительно направляет историю на достижение царства божия и недоступен человеческому пониманию. Исторический процесс при таком подходе предстает как раскрытие богочеловеческих отношений. Он характеризуется, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от Бога, а, с другой стороны, восхождением человека к Богу. Основная миссия истории понимается как спасительная, искупительная, исправительная, испытательная и назидательная. Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией религиозным учением о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека (индивидуальная эсхатология) и человечества (универсальная эсхатология). История изображается как процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели царству Эсхатона («царству божию»). У христианских мыслителей «царство божие» представляет собой мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек полностью соединится с Богом. Достижение «царства божия» это конечная цель и смысл человеческого существования.
Апокалипсические (в данном случае пророческие) симптомы скорого конца являются источником страха перед земными страданиями и посмертным наказанием. Он принуждает христиан мириться с несчастьями и несправедливостью, толкает к покаянию и питает религиозное рвение.
4. Символизм. Средневековая герменевтика.
Символизм одна из особенностей средневекового мышления. Все явления мира знак и символ божественного присутствия, творения и неоставления. Постижение смысла божественных символов основная задача любого и «светского», и религиозного мыслителя. Главные символы были представлены текстом Библии. Ее толкование составляло сердцевину духовной культуры средневековья. Символизм породил особый способ познания комментирование как речевую встречу божественного откровения и человеческого постижения. Философствование осуществлялось в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования. Комментирование предопределило книжное изучение мира. Так, например, обсуждение вопроса о наличии пятен на Солнце осуществлялось как изучение трудов Аристотеля, а не самой звезды.
Предельной реальностью для средневекового человека был Бог, ближайшей его Слово. «Вначале было Слово...». Мир есть ничто иное, как воплощение этого Слова. Он мыслился существующим потому, что было сказано, что он существует.
5. Реализм и номинализм.
Поскольку Слово лежало в основании мира и было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат. universalia всеобщее). В решении этой проблемы обозначились три подхода: реализм, номинализм и концептуализм. Реалисты настаивали на существовании общего (универсалий) до и вне отдельных вещей в форме мыслей-слов самого Бога. Средневековый реализм продолжал по существу линию Платона в решении вопроса о соотношении идей и вещей. В противоположность реалистам номиналисты стремились доказать, что общее (универсалии) это всего лишь имена, словесные метки, что в действительности или реально существуют только единичные вещи. «Универсалии» общие понятия, это слова и даже «звуки голоса», «номена» (nomina). Отсюда и «номинализм». Крайности реализма и номинализма по своему пытался преодолеть концептуализм. Концептуалисты исходили из того, что общее существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы эти вещи изучаем, в виде концепта (лат. conceptus понятие), выражаемого словом (именем). То есть общее (универсалии) не обладает самостоятельным существованием, однако оно реально существует в сфере ума в качестве категорий, или общих понятий, представляющих собой результат его, ума, абстрагирующей (обособляющей и обобщающей) деятельности.
6. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
Этимология слова «религия», по мнению древних авторов, указывает на следующие два основных его значения: во-первых, религия является определенным способом связи человека с Высшим Началом, а во-вторых, вытекающим отсюда благоговением и почитанием.
В период западноевропейского средневековья в целом разделяли подобное понимание религии. Но акцент был смещен на вероучительный момент. Под религией понималась преимущественно вера или догма, которая определяла ее содержание. Дело в том, что религии Откровения, в том числе и христианство, предполагают определенные правила, регламентации, стандарты, ориентируясь на которые, их последователи интерпретируют свой жизненный опыт. Начиная с эпохи раннего средневековья вплоть до XVIII века главным в религии считались вероучительные вопросы. Под воздействием философии, которая в тот период была авторитетной дисциплиной, на первый план выдвигалась мировоззренческая сторона религии.
7. Средневековая теодицея.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В ту эпоху господствовал космоцентризм как тип фи-лософского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъ-ятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а не-редко и враждебен. Идеальное существование человека это жить в согласии с этим миром. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудро-сти как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма идейного течения, которое рассматривает чело-века как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.
В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоз-зрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий. Смысл жизни человека состоял в постижении божест-венного, приближении к нему и тем самым в спасении себя. Человек не верил в себя, он верил в бога. Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создава-лись предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира и посте-пенного противопоставления ему.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
1. Антропоцентризм - принцип возрожденческой философии.
Возрождение, или Ренессанс (XV-XVI вв.) это время, когда Европа вдруг заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Возрождение и было собственно возрождением античности как идеального образца.
Возрождение, таким образом, антропоцентрично; на первом месте или плане здесь человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.
Наряду с антропоцентризмом специфика Возрождения представлена также секуляризацией, т. е. эмансипацией науки, политики и морали от религии.
Идеалом становится не религиозное, а светское знание, знание, опирающееся на конкретные факты, опыт и разум. Ошибочно было бы утверждать, однако, что Ренессанс время безбожия или безразличия к религии.
Просто религиозные вопросы перестали быть центральными в научно-поисковой деятельности философов, а авторитет античных мудрецов стал явно перевешивать авторитет Священного писания. От Бога нередко оставалась только божественная красота, наполнявшая многообразный и чувственно воспринимаемый мир.
2. Человек - творец, художник.
Философское мышление эпохи Возрождения антропоцентрично. Оно устремлено не к Богу, а к человеку. Человек ведущее звено всей цепи бытия. Созданный Богом, он, обладая свободой воли, может стать творцом и скульптором самого себя. Идея самоконституирования человека, вера в то, что человек может стать тем, кем хочет, характерная идея Возрождения. Ренессанс открыл индивидуальность, уникальность и самоценность человеческой личности. Формируется новый тип личности «ренессансный человек». Он отличается титанизмом (совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (реализует себя сразу в нескольких областях).
Ренессансная концепция человека содержала и опасную по своим последствиям мысль обожествление человека. Человек стал рассматриваться как всемогущее существо, ничем не детерминированное. Девиз эпохи Возрождения «Могу!». В нем выражена вера в безграничные возможности человека. На смену идее Богочеловека шла идея человекобожества.
Обычно эпоха Возрождения запоминается по великим произведениям ее гениев. Но на массовом уровне Ренессанс дал неожиданный моральный обвал, связанный с реваншем язычества (ведь речь шла о «возвращении» к античности) над христианской аскезой. Нравственно ослабевший человек Ренессанса оказался уже не способным выносить те тяготы существования, которые христианизированный человек средневековья выносил с достоинством. В итоге возник заказ на новую машинную технику, которой предназначалась та же самая роль, что рабам в античности: на нее перекладывалось бремя физического труда.
3. Гуманизм.
Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал.
Мыслители и художники эпохи Возрождения противопоставляли эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.
Интеллектуальная элита Ренессанса отвергала схоластические споры о категориях и их дефинициях (определениях), она стремилась знать сами явления природы и общества, жизнь как она есть.
4. Философия Кузанского.
Николай Кузанский (1404-1464) был видным деятелем римско-католической церкви. Его учение не выходило за пределы религиозного мышления, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее.
Его основные работы: «Об ученом незнании», «О предпосылках», «Об охоте за мудростью».
Николай Кузанский создает оригинальный метод познания, который называет «ученым незнанием». В основном, когда устанавливается истина относительно различных вещей, неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным, поэтому, когда исследование ведется в рамках вещей конечных, познавательное суждение вынести нетрудно, либо очень трудно, если речь идет о сложных вещах. Но в любом случае оно возможно. Истина может быть в точности измерена самой же истиной. Наш разум не является истинным и, следовательно, не может постичь истину точно. Но мы можем приблизиться к истине (самой по себе недостижимой), сосредоточиваясь на мысли, что в бесконечности имеет место совпадение противоположностей.
Всякое существо включает в себя универсум и Бога. Человек микрокосмос на двух уровнях: общеонтологическом (так же, как микрокосмосом является любая вещь) и на специально онтологическом уровне, поскольку он обладает разумом и сознанием. Основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного знания, чему-то абсолютному, безусловному. А безусловное знание мы можем достичь лишь символически. Абсолютное слияние божественного и человеческого произошло только в Христе. Человек тоже Бог. Такое понимание человека и мира приводит к пантеизму, согласно которому Бог отдельно от природы не существует и разлит в ней. Познание развернутого мира, есть дело разума, а не веры. Вера постигает Бога в свернутой форме.
5. Философия Джордано Бруно. Пантеизм.
Джордано Бруно исповедовал натуралистический пантеизм: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всём и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего». Природа приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним её единства. Материя - «божественное бытие в вещах», отрицание самостоятельности формы, материя «всё производит из собственного лона».
По мнению Джордано Бруно «Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы - в ней, она - в нас». Мир одушевлён вместе со всеми его членами, душа - ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная каждой вещи. Мировая душа - всеобъемлющая духовная субстанция, в диалоге “О причине, начале и едином” она подменяет понятие самого Бога. В поиске наиболее глубокого начала мы обнаруживаем двойную субстанцию - одну духовную, другую телесную, но в последнем счёте и та и другая сводятся к одному бытию и одному корн”.
Если центр универсума находится повсюду, а окружности нет нигде, то нет необходимости объявлять центром универсума Солнце (как Коперник), а вместе с Аристотелем (и Коперником) видеть в сфере неподвижных звёзд границу ко ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 |
|