СЦЕНАРИИ УРОКА
Раздел программы: Имидж и этикет современного делового человека
Тема: Служебно-деловой этикет
Класс: 10 класс
Время: 45 минут
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомиться с понятием о служебно-деловом этикете.
2. Ознакомиться с имиджем делового человека.
3. Ознакомиться с особенностями взаимоотношения сотрудника и руководите-ля.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать понятие о служебно-деловом этикете.
2. Знать особенности взаимоотношения сотрудника и руководите-ля.
Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
1. Уметь воспроизводить основные понятия о служебно-деловом этикете.
2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: наглядные пособия и плакаты
Литература:
1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап
Учитель: Что такое «этикет»?
Ученики: ???
Учитель: Слово «этикет» означает правила хорошего тона. Этикет -- явление исторически изменчивое. Совре-менный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сбли-жение людей, взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня -- это, прежде всего средство общения, регуляции отношений людей. Как справедливо заметил академик Д.С.Лихачев, «В основе всех хороших манер лежит одна забота -- забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо».
открытости для новых идей...
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Теперь запишите сегодняшнее число и тему урока: «Служебно-деловой этикет», ознакомимся с понятием о служебно-деловом этикете, имиджем делового человека и особенностями взаимоотношения сотрудника и руководите-ля, (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV. Изучение нового материала
Учитель: Слово «этикет» означает правила хорошего тона. Этикет -- явление исторически изменчивое. Совре-менный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сбли-жение людей, взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня -- это, прежде всего средство общения, регуляции отношений людей. Как справедливо заметил академик Д.С.Лихачев, «В основе всех хороших манер лежит одна забота -- забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо».
Учитель: Этикет -- понятие широкое. Есть этикет дипломатиче-ский, придворный, телефонный, гостевой, служебный, свадебный, гражданский... Нас интересует, прежде всего, служебно-деловой этикет.
Учитель: Итак, чем является служебно-деловой этикет?
Ученики: ???
Учитель: Это свод определенных правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культу-ры, науки и так далее, то есть в сфере вашей профессио-нальной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени и обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета в большой степени являются условными и носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.
В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хоро-шим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Буфетчица, вахтер, гардероб-щица -- все это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся на целый день. Можно пройти мимо, не обратив внимания. Но можно поздороваться, улыбнуться, сказать несколько приятных слов.
Учитель: Имидж делового человека. Каждый из нас создает из се-бя определенный образ, как сейчас говорят -- имидж. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотепы, грубияна, скандалиста... Сколько лю-дей -- столько и образов.
Во многом наш образ зависит от восприятия нас другим человеком. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих. Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей» предло-жил шесть правил искусства нравиться.
Первое -- искренне интересоваться другими людьми. Что-бы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимение «я». Стараться выяснить, как ваш собеседник думает по то-му или иному вопросу, как он живет, чем интересуется.
Второе -- улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии и ехидства, идущая изнутри человека, скажет: «Я рад тебя ви-деть, мне приятно говорить с тобой».
Третье -- обращаться к собеседнику по имени. Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а если оно сложное -- попросить повторить его; если есть возмож-ность -- записать.
Четвертое -- уметь слушать собеседника, при этом зада-вать вопросы, на которые ему хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глу-бокий вздох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит.
Пятое -- говорить с собеседником о том, что его интере-сует. Это самый верный путь к сердцу человека.
Шестое -- внушать друзьям, коллегам сознание их собст-венной значимости для вас, коллектива, семьи... Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить друзей, благодарить людей за то доброе, что они де-лают для нас. Хорошие слова приятны окружающим. А са-мое главное, после хороших слов, сказанных людям, вы са-ми почувствуете, что становитесь добрее.
Все, здесь сказанное, относится как к руководителю предприятия, офиса, компании, так и ко всем ее служащим.
Учитель: Особенности взаимоотношения сотрудника и руководите-ля. Стиль общения руководителя с сотрудниками определя-ется общим принятым стилем отношений в коллективе. Предпочтительно руководителю обращаться к сотрудникам по имени и отчеству. Либо он может обращаться по фами-лии, но с добавлением слов «господин» или «товарищ». Не стоит обращаться к подчиненным по имени, да еще в сокра-щенном варианте на американский манер. Это говорит о легковесном подражательстве. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству. Такова наша традиция. По имени можно обра-щаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого обращения.
Учитель: Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с выше-стоящим, руководителю не стоит дожидаться, пока с ним поздоровается подчиненный, тем более партнер. Приветст-вуйте своего собеседника первым. Руку при приветствии подает первым руководитель сотруднику. Когда руководи-тель входит в помещение, он первым приветствует сотруд-ников. Они не поднимаются с мест, так как это не школа. Руководитель, особенно если он сравнительно молод, может первым приветствовать сотрудников старше себя по возрасту, а также женщин. Его авторитет от этого не пост-радает, а даже, наоборот, привлечет к нему доброжелатель-ное внимание сотрудников.
Учитель: В каких случаях, перед тем как войти в комнату, надо стучать?
Ученики: ???
Учитель: Воспитанные и деловые люди никогда не открывают дверь служебной комнаты без предварительного стука, даже если его просят зайти. Постучать надо обязательно. Но зайти можно, не дожидаясь ответа на свой стук. В дело-вом мире принято, что секретарь не стучит в дверь, входя в кабинет своего начальника (хотя и в этом случае могут быть исключения). Это правило распространяется и на те каби-неты, вход в которые открыт для секретаря по служебному праву.
Субординация в деловых отношениях. В управленческих отношениях всегда следует соблюдать иерархию. Руководи-телю необходимо быть предельно корректным. Не следует отдавать распоряжения через голову нижестоящего руководителя. Этим вы подрываете и свой авторитет. Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным, то есть никого не следует выделять даже тоном речи. Руко-водитель обязан относиться ко всем сотрудникам ровно и сдержанно, вне зависимости от личных симпатий и анти-патий.
Учитель: Организация деловых контактов. Излишняя доступ-ность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Руководителю и его секретарю надо ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет без уведомления. Надо создать порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго соблюдать эти правила в часы приема). Желательно, чтобы все посетители, которым не-обходим прямой контакт с руководителем, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуще-ствимости.
В то же время надо помнить, что недоступность руково-дителя для общения с подчиненными и посетителями ведет к потере информации.
Учитель: Ведение деловых бесед. Правила этикета предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Руководитель, принимающий гостя или просто ведущий беседу с сотрудником, должен оказывать знаки внимания. Похвала, восхищение, интерес, благодарность -- не только проявление воспитанности и знание этикетных норм, но и показатель уважительного отношения к собе-седнику.
Чтобы научиться эффективному деловому общению, руководителю необходимо обратить внимание на риторику (искусство говорить), дикцию (произношение), интонацию (тон речи). Вот несколько важных общих принципов дело-вого общения:
-- избегайте жаргонных слов и оскорбительных выраже-ний;
-- умейте слушать других и показывать, что вам это ин-тересно;
-- правильно произносите имена и фамилии;
-- все служебные тайны, как профессиональные, так и личные, храните при себе;
-- будьте осторожны с конфиденциальной информаци-ей, которую случайно могут услышать сослуживцы или по-сетители во время встреч или телефонных разговоров;
-- говорите кратко и по существу;
-- не «якайте», то есть реже используйте местоиме-ние «я»;
-- говорите, опираясь на факты, не увлекаясь деталями, но помните, что, удачно упомянув о детали, вы укрепите ва-шу позицию;
-- избегайте назидательного тона;
-- ищите выход из сложившейся конфронтации.
Предприниматель (бизнесмен) часто вступает в крат-ковременные контакты с разными людьми, посетителями. При пяти-семиминутном разговоре содержательная информация составляет около четверти полученной ин-формации. Остальная -- в результате наблюдения за ходом делового контакта, различных внешних проявлений (стиль, манера, одежда, жесты, мимика). Эта бессловесная информация, как правило, дает гораздо больше словесной. Надо правильно ее понимать и интерпретировать. Язык жестов и условностей -- своеобразная книга. Бизнесмену нужно учиться ее читать, не забывая при этом, что и он сам является объектом пристального наблюдения.
Учитель: Деловая переписка. Помните, что деловое письмо должно быть кратким и понятным. Критерием эффек-тивности является ясность изложения, грамотность и вежливость. Любое письмо следует начинать с обраще-ния «уважаемый», а в случаях особой человеческой или профессиональной дружбы -- «дорогой». Затем следует имя и отчество или фамилия. Перед фамилией обяза-тельно употребление слов: «товарищ», «коллега», «госпо-дин». Обращаясь, употребляйте самый высокий титул того, к кому вы обращаетесь. Не забывайте об общепри-нятых «пожалуйста», «будьте добры», «заранее благода-рю», «с уважением», «до свидания», «до встречи», «искренне Ваш» и т.п.
Используйте сложившуюся в нашей стране форму дело-вого письма.
Заголовок
Внутренний адрес Дата отправления
Вступительное обращение (в конце запятая, а не восклицательный знак).
Текст письма печатается через 1,5--2 интер-вала на одной стороне листа с выделением полей сле-ва 2--3 см, справа -- 1,5--2 см.
Заключительная форма вежливости.
Подпись
Приложения
Если в деловом письме вы хотите предварительно дать аннотацию, то поместите ее между вступительным обраще-нием и основным текстом и подчеркните.
Учитель: Рекомендуется не складывать деловое письмо в конвер-те больше, чем в два раза (текстом внутрь). Наиболее важ-ные письма желательно не сгибать, а отправлять в больших конвертах. На письма следует отвечать быстро (не более чем через 5 дней). В случае задержки попросите извинения и объяс-ните причину несвоевременного ответа.
Вежливость обязывает вас посылать письменную благо-дарность за полученные по почте услуги и поздравления с уведомлением об их получении. Ответное поздравление посылается к следующему празднику или торжественной дате.
V. Применение новых способов, умений и действий.
Учитель: Итак, а теперь задание: Вы собираетесь работать в фирме. Опишите предполага-емую внешность будущего руководителя
VI. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием о служебно-деловом этикете, имиджем делового человека и особенностями взаимоотношения сотрудника и руководите-ля,
VII. Задание домашнего задания
Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать §19. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?
Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!
|