СЦЕНАРИИ УРОКА
Раздел программы: Основы предпринимательства
Тема: Себестоимость продукта
Класс: 10 класс
Время: 45 минут
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомиться с понятием о себестоимости продукции.
2. Ознакомиться с видами себестоимости и ее структурой.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать о себестоимости продукции.
2. Знать структуру себестоимости.
Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
1. Уметь воспроизводить понятия о себестоимости продукции.
2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: наглядные пособия.
Литература:
1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап
Учитель: Что означает слово «себестоимость продукции»?
Ученики: ???
Учитель: Себестоимость продукции -- один из основных по-казателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель: А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Себестоимость продукта» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV. Изучение нового материала
Учитель: От качества расчета себестоимости зависит обосно-ванность цен. Себестоимость не только включает затраты на производство и реализацию продукции предприятия, но и раскрывает экономический механизм возмещения этих затрат. В зависимости от полноты включения затрат, себестоимость подразделяется на цеховую, производствен-ную и полную (коммерческую).
Учитель: Что означает термин «цеховая себестоимость»?
Ученики: ???
Учитель: Цеховая себестоимость -- это затраты конкретного подразделения на изготовление продукции.
Производственная себестоимость включает цеховую себестоимость и общезаводские расходы (затраты на оплату труда управленческого и обслуживающего персонала, со-держание и ремонт сооружений и зданий, расходы на охра-ну труда, технику безопасности и т.д.).
Полная (коммерческая) себестоимость складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на реализацию, подготовку кадров и др.).
С точки зрения ценообразования, себестоимость под-разделяется на индивидуальную и общественно необходимую. Индивидуальная себестоимость отражает конкретные условия работы предприятия. По ней можно судить о том, насколько рационально используются основные производ-ственные фонды, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, эффективность управления предприятием.
Обобщение данных об индивидуальной себестоимости конкретного изделия на разных предприятиях позволяет определить общественно необходимую себестоимость этого изделия.
Учитель: В упрощенном виде себестоимость продукции можно представить в виде формулы, запишите ее себе в тетрадь:
С = М3+Роп + Осс + А0 + Окр + Здр ,
где С -- себестоимость продукции (товаров, услуг);
М3 -- материальные затраты на производство и реализа-цию продукции;
Роп -- расходы на оплату труда;
Осс -- отчисления на государственное социальное стра-хование;
А0 -- амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов;
Окр -- оплата по краткосрочным кредитам банков;
Здр -- другие затраты на производство и реализацию продукции, включая расходы по всем видам ремонта основ-ных производственных фондов.
Расчеты амортизационных отчислений осуществляются по каждому техническому элементу в отдельности. Суммар-ная их величина в расчете на единицу товарной продукции включается в издержки производства. После реализации товара их денежный эквивалент зачисляется на специальный амортизационный счет, на котором происходит накопление требуемой суммы для замены технического элемента производ-ства в случае его износа.
В состав себестоимости не включаются следующие выплаты в денежной и натуральной форме:
материальная помощь работникам предприятия;
вознаграждение по итогам года;
оплата дополнительно предоставленных по решению трудовых коллективов (сверх предусмотренных законода-тельством) отпусков работникам, женщинам, воспитываю-щим детей, надбавки к пенсиям;
единовременные пособия уходящим на пенсию вете-ранам труда;
доходы по акциям, выплаты по паям, некоторые дру-гие выплаты.
Все эти выплаты производятся из прибыли, остаю-щейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Определение себестоимости единицы продукции (изделия, вида, группы) по статьям расходов называет-ся калькуляцией.
Перечень статей затрат для каждого предприятия, фир-мы будет разным. Поэтому, открывая свое дело, следует руководствоваться методическими рекомендациями отрас-ли, к которой относится фирма или предприятие.
Калькуляционная единица -- это единица измерения самого объекта калькулирования: готовой продукции, ра-бот, полуфабрикатов, узлов, отдельных деталей. Например, в текстильной промышленности калькуляционной едини-цей является ткань определенного артикула.
Большое значение для анализа уровня, структуры и динамики себестоимости продукции имеет группировка за-трат на производство и реализацию изделий по экономиче-ским элементам затрат и статьям калькуляции.
Группировка затрат по экономическим элементам нужна для определения потребности предприятия в произ-водственных ресурсах, экономической характеристики предприятия и отрасли, определения величины националь-ного дохода.
Другие цели имеет группировка затрат по статьям каль-куляции. В калькуляции расходы группируются в зависимости от назначения и производственного участка, где они совершены. Расчет затрат по статьям калькуляции необхо-дим для исчисления затрат по подразделениям и отдельным видам производимой продукции, для определения влияния на себестоимость таких факторов, как изменение объема производства, потери от брака, простои и т.д.
Учитель: Что означает «структура себестоимости»?
Ученики: ???
Учитель: Структура себестоимости -- это процентное соотноше-ние отдельных видов затрат. Анализ структуры затрат про-изводства продукции позволяет вскрыть основные резервы и пути снижения себестоимости.
Например, имеется два предприятия - № 1 и № 2 (См. таб-лицу).
Таблица
|
Наименование статей
|
%
|
|
|
Предприятие № 1
|
Предприятие № 2
|
|
Сырье и основные материалы
|
50
|
10 -
|
|
Вспомогательные материалы
|
6
|
6
|
|
Топливо
|
13
|
6
|
|
Энергия
|
6
|
7
|
|
Прочие расходы
|
5
|
6
|
|
Амортизационные отчисления
|
5
|
15
|
|
Заработная плата с отчисле-ниями на социальное страхо-вание
|
15
|
50
|
|
|
Из этой таблицы видно, что для снижения себестои-мости продукции первому предприятию следует разраба-тывать мероприятия по экономии и рациональному использованию сырья, материалов, фонда заработной платы, а второму предприятию -- по экономии фонда зара-ботной платы.
Учитель: Что означает слово «ценообразование»?
Ученики: ???
Учитель: Ценообразование -- это один из важнейших вопросов, стоящих перед предпринимателем, будь то начинающий предприниматель или бизнесмен, достигший определенного уровня прибыли и желающий расширить производство. Именно цена отражает состояние дел на рынке определенной продукции и уровень рентабельности предприятия. Если удается реализовать продукцию по намеченной цене -- это значит, что была правильно выбрана стратегия ценообразования, верно определена ниша на рын-ке продукции (услуги).
В зависимости от конечных целей предпринимателя целесообразно применять следующие стратегии ценообра-зования:
1. Стратегия низких цен используется в том случае, когда предприниматель надеется именно таким образом захватить наибольшую часть рынка сбыта данного товара (услуги).
2. Стратегия умеренных цен избирается, когда фирма пытается создать себе имидж стабильного производителя и поставщика, и в результате использования умеренных цен достигается уверенное стабильное развитие предприятия.
3. Стратегия высоких цен применяется для получения наибольшей прибыли в кратчайшие сроки. Высокая при-быль даже на начальном этапе развития предприятия (фир-мы) привлечет внимание возможных новых акционеров и позволит предпринимателю высвободиться от бремени выплат по кредитам.
Несмотря на столь большую разницу в конечных целях этих стратегий ценообразования, нельзя сказать, что одна из них верная, а другая -- порочная. В каждом конкретном случае предпринимателю самому необходимо избрать един-ственную, только для него одного и только на определен-ный срок приемлемую стратегию ценообразования.
Цена является основополагающим фактором прибыль-ности производства. Прибыль представляет собой разницу между себестоимостью товара и ценой его продажи. С дру-гой стороны, именно от цены зависит уровень продаж выпускаемой продукции.
Механизм ценообразования достаточно сложен для начинающего предпринимателя. При определении цены на товар ему необходимо руководствоваться двумя основными критериями:
-- цена должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить предприятию при-быль, которая давала бы возможность бесперебойно рабо-тать дальше, расширять производство, выплачивать дохо-ды по паям и акциям, наполнять средствами все фонды предприятия (фонд риска, фонд материального поощре-ния и др.);
-- цена должна назначаться в соответствии со спросом на данную продукцию (работу, услугу). Она должна быть умеренно гибкой и стабильной, чтобы обеспечить возможность не только достаточной прибыльности пред-приятия, но и возможного расширения рынка сбыта продукции.
Цена = себестоимость + ожидаемая прибыль, или
ц=с + п0 .
Цена -- это денежное выражение стоимости товара. В условиях рыночных отношений цена -- важнейший элемент экономических связей между производителем и потребите-лем, сбалансированности спроса и предложения.
Цены регулирует рынок. Они могут повышаться в зави-симости от спроса на товар.
Цена покупателя и продавца -- наибольшая цена, кото-рую может предложить продавец, и наименьшая, по кото-рой может купить покупатель.
Цены подразделяются на оптовые, розничные, заку-почные и другие, дающие представление о взаимодействии производителя и покупателя.
Базисная цена -- цена для определения сорта или качест-ва товара, согласованная сторонами в процессе купли-продажи и являющаяся исходной для определения оконча-тельной цены данного товара.
Договорная (свободная) цена устанавливается на основе договоренности покупателя и продавца; в период перехода к рыночным отношениям должна применяться в отношении товаров, не оказывающих существенного влия-ния на жизненный уровень населения.
Закупочная цена -- цена, по которой государство закупа-ет сельскохозяйственную продукцию у колхозов, совхозов, фермеров, у населения и т.д.
Монопольная цена устанавливается на рынке монопо-листическими объединениями и обеспечивает сверхпри-быль.
Номинальная цена -- цена, указываемая в прейскуран-тах (перечень видов работ, услуг, продукции, товаров и т.д. с указанием их цены или расценок, тарифов на них) и справочниках (справочник цен на товары, товарный спра-вочник).
Сметная цена используется для определения расчетной стоимости нового строительства или капитального ремонта, реконструкции зданий и сооружений.
Трансфертная цена применяется корпорациями в сдел-ках между подразделениями, филиалами или подконтроль-ными им фирмами.
Фактическая цена - цена, по которой фактически совершается сделка; на рынке фондовых ценностей -- окончательная цена, на которую согласились покупатель и продавец.
Фактурная цена -- цена реальной сделки купли-прода-жи, которая может изменяться на сумму транспортных и страховых издержек.
V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием о себестоимости продукции. А также с видами себестоимости и ее структурой.
VI. Задание домашнего задания
Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 11. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?
Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!
|