Главная   Заказать уникальную работу Искусство барокко | реферат


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней
 




Искусство барокко - реферат


Категория: Рефераты
Рубрика: Культура и искусство
Размер файла: 732 Kb
Количество загрузок:
555
Количество просмотров:
8484
Описание работы: реферат на тему Искусство барокко
Подробнее о работе: Читать или Скачать
ВНИМАНИЕ: Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные Рефераты для сдачи преподавателю, чтобы заказать уникальные Рефераты, перейдите по ссылке Заказать Рефераты недорого
Смотреть
Скачать
Заказать



Университет Экономики и Управления

Реферат

На тему: « Искусство Барокко»

Выполнила:

студентка317ф группы

Валеева Дарья

Симферополь, 2007

План

  • 1. Барокко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе
    • 2.Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке
    • 2.1 Живопись
    • 2.2 Графика
    • Литература

1. Барокко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе

Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве конца 16--середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу.

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Существует несколько версий происхождения термина:

1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);

3) от итальянского barocco -- причудливый, странный;

В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.

В 20е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.

В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность -- с фантазией, религиозная аффектация -- с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре -- живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.

Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).

Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Литература барокко

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб - подставкой служит он.

Жорж де Скюдери

“Аларих, или побежденный Рим” 1654

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”. Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе:

1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;

3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он - ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов)

2.Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке

2.1 Живопись

Ведущей темой украинского изобразительного искусства второй половины 19 века стала жизнь народа, красота родной природы. Это был своеобразный протест против жестокого гнета, господствовавшего в царской России, когда преследовалась национальная украинская культура.

В 1865 г. в Одессе создается Общество художников, которое основывает первую на Украине рисовальную школу. В 1875 г. художник Н.И. Мурашко, преподаватель первой киевской гимназии, создает частную рисовальную школу, где закладывались основы художественного мастерства многих выдающихся художников, в том числе М.А. Врубеля, В.А. Серова и др.

В 1890 г. в Одессе возникло Товарищество южнорусских художников, выставки которого пропагандировали реалистическое искусство. Невозможно не увидеть здесь прямой связи с деятельностью русских художников-передвижников.

В украинской реалистической живописи этого периода особое развитие получил бытовой жанр, связанный с творчеством последователей Т.Г. Шевченко -- Л.М. Жемчужникова, И.И. Соколова, К.А. Трутовского.

Л.М. Жемчужников (1828--1912) отмечал, что поэзия Шевченко была вдохновляющим символом пробуждения интереса к Украине: "Он был сила, сплавляющая нас с народом, он пробудил нас к новой жизни". Жемчужников создает серию офортов к альбому "Живописная Украина" (1861--1862), задуманному как продолжение известной серии Шевченко.

Одна из самых значительных живописных работ Жемчужникова -- картина "Кобзарь на шляху" (1854), где созданы образы, полные драматизма: слепой кобзарь у дороги с мальчиком-поводырем, собирающим милостыню, они вызывают ассоциации с шев-ченковской поэмой “Катерина”

К.А. Трутовский (1826--1893) также принадлежал к плеяде художников, наследовавших идеи Т.Г. Шевченко. Трутовский, творческая манера которого соединила романтизацию Украины с наблюдательностью и верностью деталей, воссоздал в своих работах колоритные стороны народных обычаев, юмористические и увлекательные жанровые сцены. Это картины "Масленица", "Лирник в крестьянской хате", "В лунную ночь", "Свадебный выкуп" и др. Среди произведений Трутовского на народную тему выделяется картина "Больной" (1883), правдиво показывающая всю тяжесть крестьянской жизни.

Трутовский увлекался и графикой. Ему принадлежат сатирические обличительные рисунки, высмеивающие пороки помещиков-крепостников. Им же созданы иллюстрации к басням И.А. Крылова, раскрывшие дарование художника с новой стороны.

К жизни украинского народа обратился и художник И.И. Соколов (1823--1910). От идиллических воспеваний красочных пейзажей и некоторых моментов быта он обратился к драматическим явлениям народной жизни, создав картины "Погорельцы", "Калики перехожие", но особенно -- "Проводы рекрутов", навеянные поэзией Шевченко.

Движение передвижничества, в котором приняли участие украинские художники, работавшие в разных городах Украины, привело к оживлению выставочной деятельности. Активным участником этого движения был Н.Д. Кузнецов, расцвет творчества которого приходится на 90-е годы. Одна из картин Кузнецова -- "На заработки" (1882) изображает группу крестьян, вынужденных искать средства к существованию вдали от родных мест. Картина не вызывает тягостного чувства. В бодрых и жизнерадостных фигурах крестьян, освещенных солнцем, подчеркнуто ощущение внутренней силы и стойкости.

Идеи передвижничества формировали творчество К.К. Костанди (1852--1921). Как и Кузнецов, он был активным деятелем товарищества южнорусских художников. Тема на-родной доли -- в его картине "В люди" (1885). Лирическую окраску приобретает здесь тема одиночества и тоски. Девушка едет в город на заработки, невеселы ее мысли о будущем. Картина овеяна задушевным лиризмом; она отличается тонкой живописностью.

Тема природы в творчестве Костанди органически переплетается с темой человека. Теплым, искренним чувством к простым людям проникнуты пленэрные картины Костакдн "Ранняя весна" (1890) и "Старички" (1891). Люди и природа объединены единым чувством, эмоциональным настроением. Жизнь простых людей и незатейливые пейзажные мотивы -- в картинах "У больного товарища", "Гуси" и других.

Одним из талантливых художников-жанристов был Н.К. Пимоненко (1862--1912), удостоенный звания академика.

Пимоненко явился метким и тонким наблюдателем жизни; его талант раскрылся в картинах с несложными разнообразными сюжетами повседневного быта, убедительно по-казывающими достоверные жизненные ситуации и характеры. ("Свадьба в Киевской губер-нии", "Жница", "Возле речки" и др.). Проникновенное изображение природы -- важный ком-понент жанровых композиций Пимоненко, где человек и природа живут в едином бытии.

В начале 20 века живописная манера Пимоненко претерпела некоторые изменения, связанные с поисками более свободной живописной формы, стремлением к пленэру, яркому колориту ("Перед грозой", "У колодца", "Идиллия" и др.).

В конце 19 века наблюдается расцвет пейзажной живописи. Ярким и своеобразным художником в этом плане явился ученик и последователь А.К. Саврасова -- С.И. Светославский, утверждавший поэтическую значимость обыденных мотивов природы. Большую часть жизни Светославский прожил на Украине: он изображал на своих полотнах широкие украинские степи, поля, просторы Днепра. Жизнеутверждающе звучат его композиции “Волы на пашне”, “Паром на Днепре” (1890). Обращался Светославский к городскому пейзажу (“Улица уездного города”, “Миргород” и др.), воссоздавая повседневную жизнь города.

К передвижническому движению примыкал видный пейзажист П.А. Левченко, мастер лирического пейзажа. Один из лучших пейзажей -- "Глухомань. Село зимой". Настроению картины соответствует сложный, мягкий колорит, построенный на тончайших оттенках и нюансах серебристой гаммы.

К пейзажной живописи обратился и такой своеобразный художник, как И.П. Похитонов. Его пейзажи, исполненные в характерной для художника изящной манере письма, приближающейся к миниатюре, воссоздают привлекательные для него мотивы украинской природы. ("Зимние сумерки на Украине", 1890-е г.).

Иной подход к изображению природы был у известного пейзажиста, представителя академического направления В.Д. Орловского. Но и у него в живописных этюдах 1880-х гг. проявилась тенденция к верному наблюдению природы: "Село", "Сенокос", "Хаты в летник день" и др.

Значительное место в украинской живописи второй половины 19 века занимал портрет. Художники-портретисты, работавшие в реалистической манере, стремились как можно глубже раскрыть психологию и характер человека, через черты его лица показать внутреннее состояние души. К портрету обратились мастера жанровой живописи и пейзажа -- С. Васильковскнй, Н. Пимоненко, Ф. Красицкнй. Значительным вкладом в портретную живопись явились работы И. Буковецкого, К. Костанди, Н, Кузнецова.

В этот период активизировалось творчество западноукраинских художников -- И. Труша, создавшего галерею образов деятелей украинской культуры, О. Новакивского, мастера монументальных, жизнеутверждающих образов. Т. Копыстинского и других.

Украинская тема во второй половине 19 века плодотворно развивается и в творчестве русских художников Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского, Н.А. Касаткина, заметное место украинская тема заняла в творчестве И.Е. Репина ("Вечерницы", “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”).

В сборе материала Репину помог украинский историк Д.И. Яворницкий, послуживший моделью для образа писаря в картине “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

Загорелые, обветренные в походах и битвах лица, картинно-непринужденные позы запорожцев, их живописная одежда, горящие на заднем плане костры-стоянки -- все это прекрасно выражает своеобразный быт и характер казачества XVII века. От всей картины веет богатырским духом. Мастерская живопись фигур, слаженность колорита составляют замечательные художественные достоинства картины, прославившей темперамент и цельность народного характера.

2.2 Графика

В области станковой графики работали почти все украинские художники: И.И. Со-колов, К.А. Трутовский, Д.И.Бесперечнын, Н.И. Мурашко, П.Д. Мартынович и др. Осо-бенно много графических рисунков оставил К.А. Трутовский, его работы публиковались во многих отечественных журналах. В технике автолитографии Н.И. Мурашко выполнил портрет Т.Г. Шевченко. Галерею портретов украинских кобзарей создал А.Г. Сластион, им опубликован альбом литографий "Древность украинская и запорожская".

Во второй половине 19 века продолжает развиваться книжная и журнальная графика, издаются иллюстрированные юмористические и сатирические журналы.

Литература

1. И. Огиенко. “Украинская культура” - Киев,1991.

2. “Украинская и зарубежная художественная культура” - Симферополь,1997.

3. Малюга. “Культурология” - Москва, 2004.

4. “Культурология”. Под редакцией Драгоча - Растов-на-Дону,2004














 
Показывать только:
Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Искусство барокко | реферат

СтудентБанк.ру © 2023 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег