16
???????
по теме:
"Искусство арабских народов”
Написала: Жеребцова Л.В.
Вологда
СОДЕРЖАНИЕ
- 1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ
- 2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА
-
- 2.1. АРХИТЕКТУРА
- 2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
- 3. ПОСЛЕСЛОВИЕ
- 4. ЛИТЕРАТУРА
1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па-лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че-ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто-ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе-ниям многие ценные достижения античности.
В исторической науке верное представление об араб-ской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII--IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая “арабская” культура. Такое понимание арабской куль-туры, некритически следующее средневековой мусуль-манской традиции, ведет к отрицанию самостоятель-ности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опи-раясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз-витие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.
Культура народов, населявших Аравийский полу-остров, известна с глубокой древности. Античные геогра-фы называли южную, земледельческую Аравию “счастливой”. Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позд-нее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в се-веро-западной части полуострова (так называемой “каменистой Аравии”) возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным эко-номическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Пе-редней Азией и Индией.
Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встре-чаются изображения людей, животных и орна-менты.
Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государ-ства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии -- ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского го-сударства -- пророка Мухаммеда и его преемников -- халифов (отсюда название государства -- халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.
В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия -- араб-ский наместник в Сирии -- захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включав-шая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии -- на востоке.
Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуа-тировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом вылива-лась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX--Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.
Вместе с тем пробужденные освободительной и клас-совой борьбой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.
В арабский халифат вошли страны, стоявшие на раз-ном уровне общественного развития, обладавшие раз-личными культурными и художественными традиция-ми. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не рас-пространение религии -- ислама -- лежат в основе един-ства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран.
Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман -- Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история лите-ратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знамени-той поэме “Лейла и Маджнун”. Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы--Ромео и Джульетты Востока, -- родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэ-тов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.
Важны, однако, не только взаимодействие и извест-ная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX--XIII веках арабские, а также иранские, азер-байджанские и среднеазиатские города были крупней-шими центрами учености, славились своими библиоте-ками, школами, университетами и другими просвети-тельными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: “Величайшее украшение че-ловека -- знание” или “Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика”. Не удиви-тельно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор “Книги назидания”, оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось стал-киваться не только на военном поприще, но и в мир-ной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.
Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовав-ших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма -- веры в единого бога. Му-сульманское представление о мире как о созданном бо-гом едином целом имело важное значение для форми-рования характерной в средневековую эпоху эстети-ческой идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Од-нако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочета-лись идеалистические и материалистические тенден-ции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и фи-лософов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи-лософское знание существует независимо от религиоз-ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители сред-невекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессив-ные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.
Когда речь идет о влиянии ислама на изобразитель-ное искусство, обычно указывают на запрещение изоб-ражать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение исла-ма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы “наваждением сатаны”. Религиозная традиция решительно отвергала возможность изобра-жения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украша-лись только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые суще-ства, сформулированного в качестве религиозного за-кона. Только позднее, вероятно в IX--Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. “Несчастье тому,-- читаем мы в комментариях к Корану,-- кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени”; “Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы”.
История показала, что эти ограничения, наложив-шие отпечаток на развитие отдельных видов искус-ства, имели значение не во всех мусульманских стра-нах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.
Однако объяснение основных особенностей средне-векового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества наро-дов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими зада-чами, которые выдвинул поступательный ход раз-вития общества, вступившего в эпоху феодализ-ма.
Специфика средневекового искусства стран Арабско-го, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действи-тельности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоз-зрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.
Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует об-ращение к духовному миру человека, создание нрав-ственных идеалов, имевших общечеловеческое значе-ние.
Большой образной силой проникнуто и изобразитель-ное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства.
Условность “языка” средневекового изобразительно-го искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство деко-ративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре со-ставляют неотъемлемое и ценное качество замечатель-ных произведений художников той эпохи.
В искусстве Арабского Востока декоративность при-обретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатей-шее искусство узора, обладающего сложным орнамен-тальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового миро-воззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его “ковровостью”, тонкой пластич-ностью орнаментальных форм, неповторимой гармо-нией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.
Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в руко-писях и часто встречаются в узорах на предметах при-кладного искусства; известны также памятники мо-нументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мно-гими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, услов-но. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоя-тельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.
Орнамент -- “музыка для глаз” -- играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенси-рует изобразительную ограниченность некоторых ви-дов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орна-ментальной композиции, позволившей художнику за-полнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в ара-беске преобладали растительные мотивы. Позднее по-лучил распространение гирих -- линейно-геометриче-ский орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изу-мительной виртуозности, создав бесчисленное множе-ство композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художествен-ной фантазии.
К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфи-ческого орнамента -- текста надписей, органично вклю-ченных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.
Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитек-туры были связаны с природно-климатическими усло-виями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны прие-мы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок -- подковообразных и особенно стрель-чатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выра-зительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).
Средневековые архитекторы Арабского Востока со-здали новые типы монументальных культовых и свет-ских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты -- башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе -- здания мусульманских духов-ных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечав-шие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.
Арабские зодчие, авторы многих шедевров средне-векового искусства, большое внимание уделяли деко-ративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то моно-хромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.
Широкое применение в архитектуре Арабского Вос-тока получили сталактиты (мукарны) -- декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призма-тических фигурок с нитеобразным вырезом, рас-положенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема -- особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу ку-пола.
Исключительно важная роль в художественной куль-туре стран Арабского Востока принадлежала приклад-ному искусству. Экономической базой для этого слу-жило интенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам -- мастерам прикладного искусства -- было свойственно высокое эстетическое “чувство вещи”, позволявшее, не нарушая практических функций пред-мета, придавать ему красивую форму и умело распо-лагать на его поверхности узор. В прикладном деко-ративном искусстве Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную ке-рамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства Арабского Востока присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.
Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возмож-ностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красоч-ных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.
В XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культуры и искусства. Однако и в пору упадка, когда иноземные захватчики насаждали в архитектуре и изобразительном искусстве формы, чуждые народам Арабского Востока, не умирало подлинно националь-ное художественное творчество. Оно жило в произве-дениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стре-мились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.
Рассмотрим более подробно культуру арабских стран на примере искусства средневекового Египта.
2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА
История средневекового искусства Египта начинает-ся коптским периодом. Искусство коптов -- египтян, исповедующих христианство,-- развивалось в IV--VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени сохрани-лись базилики в Белом и Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные гроб-ницы. С развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных росписей, испол-ненных на религиозные сюжеты. Большим своеобра-зием отличались произведения прикладного искусства: резьба по кости и дереву и особенно ткани.
В искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей Византии стремление подчинить поздне-античные художественные традиции требованиям но-вой средневековой религиозной идеологии. С другой стороны, в нем оказались сильны и чисто местные черты, уходившие своими корнями в древнеегипетскую культуру. Борьба этих тенденций определила свое-образие коптского искусства, выработавшего свой спе-цифический художественный язык и подготовившего почву для высокого подъема и расцвета искусства Египта в эпоху зрелого средневековья.
В середине VII века Египет вошел в состав араб-ского халифата, но уже в IX веке он фактически был самостоятельным феодальным государством. С середины Х века, став центром могущественного государства Фатимидов, Египет начал играть осо-бенно крупную роль в средневековой истории Ближ-него Востока. В XI--XII веках он вел обширную торговлю с Византией и Западной Европой; в руках египтян оказалась также транзитная торговля Среди-земноморья со странами Индийского океана. Позднее, в XIII веке, после разрушения Багдада монголами, главный город Египта -- Каир -- претендовал на роль общемусульманской столицы. Однако еще важнее было то, что Каир стал средоточием культуры, одним из крупнейших центров развития науки и искусства араб-ского мира. Наряду с точными науками в Каире про-цветало изучение истории; в XIV веке из Туниса в Египет переехал Ибн Халдун, которого называют пер-вым в мире социологом; в Каире писал свои труды и крупный историк средневековья Ахмед Макризи. Сред-невековый Египет дал миру превосходные литератур-ные произведения: цикл арабских рыцарских романов и окончательную редакцию народных сказок “Тысяча и одна ночь”.
2.1. АРХИТЕКТУРА
Лучшие памятники средневековой архитектуры Егип-та сохранились в Каире. Город прожил большую исто-рию. В 641 году арабский полководец Амр ибн ал-Ас ос-новал Фустат, развалины которого находятся на юж-ной окраине современного Каира. Согласно легенде, пер-вой на месте Фустата была воздвигнута мечеть. Не-большая постройка уже в 673 году была расширена увеличением колоннады и двора. Несмотря на позд-нейшие переделки и ремонты, мечеть Амра заслу-женно считается одной из самых старых арабских колонных мечетей, сохранивших величие и простоту, свойственные раннеарабской монументальной архитек-туре. В большом зале мечети более ста мраморных колонн, увенчанных резными коринфскими капителями, которые поддерживают высокие полу-круглые арки. Красивая перспектива уходящих вдаль колонн и арок заставляет почувствовать грандиозность пространства зала.
Чрезвычайно ярко воплощено величие раннего арабского зодчества в архитектуре прекрасно сохранившей свой первоначальный облик большой мечети Ибн Тулуна, построенной в 876-879 годах в резиденции этого первого независимого от Багдадского халифата правителя средневекового Египта. Ог-ромный квадратный двор площадью почти в гектар (92х92м), окружен стрельчатой аркатурой, имеющей в отличие от мечети Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы--пилоны с трех-четвертными колонками на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и об-ходы с трех других сторон двора в единое простран-ственное целое. В мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и арок, охва-тывающих двор по периметру, выражена строгая тек-тоника архитектуры мечети, которой подчинены и де-коративные мотивы.
Архивольты больших и малых арок, капители колонок и карнизы украшены резным по стуку стилизован-ным растительным узором. Софиты больших арок имеют более сложные орнаментальные композиции Декоративные детали, украшая и гармонично выделяя основные плоскости и линии постройки, своим распо-ложением подчеркивают тектонику целого. Таким об-разом, узор и архитектурные элементы, из которых слагается облик постройки, проникнуты единым орна-ментальным ритмом. Интересно отметить, что стрельчатый профиль больших и малых арок мечети как бы повторяется в заостренных изгибах стебля, образую-щего основу непрерывного орнамента, идущего по аб-рису арок и по пилонам.
Снаружи мечеть Ибн Тулупа имеет характерные для раннесредневековых монументальных сооружений Ближ-него Востока черты суровой крепостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реальная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот защиты вызвали своеобразный прием окру-жения культового зда-ния внешней стеной, создававшей вокруг ме-чети свободный, ничем не застроенный широ-кий обход. Все же мону-ментальная гладь на-ружных стен мечети Ибн Тулуна не лишена декоративной обработ-ки: верхнюю часть стен расчленяет своеобраз-ный фриз из стрельча-тых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью; кроме того, ажурный парапет увен-чивает стены. Близкое по характеру оформле-ние окнами и арками было сделано в IX веке и на фасадах мечети Амра. Таким образом, как и в Самарре, в ранних каирских постройках видна художественная пере-работка древнейших приемов монументального крепо-стного зодчества.
В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, возвышающийся рядом со зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что перво-начально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница. Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Как и там, устремленное вверх тело Минарета было противопоставлено горизонтально растянутой аркатуре двора. О том, что наряду с местными художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, не свойственной зодчеству Египта.
В 1926 году в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над бассейном для омовения и, по-видимому, одновременно нижнюю часть минарета заключили в кубической формы башню.
К середине IX века относится самый ранний из дошедших до нашего времени памятников гражданской архитектуры средневекового Египта -- Нилометр, построенный на острове Рода близ Фустата. Сооружение представляет глубокий колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративными нишами и фризами с куфическими надписями.
2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, свидетельствуют о развитии в средне-вековом Египте монументальной живописи, а также миниатюры, особенно в XI--XII столетиях. В каир-ском Музее исламского искусства хранится найденная при раскопках 1932 года замечательная стенная рос-пись с изображением человеческих фигур в крупных стрельчатых обрамленьях. В одной из таких ниш по-мещена фигура сидящего мужчины в пестром халате, с тюрбаном на голове и кубком в правой руке. Его округлое лицо не лишено живой выразительности. Живопись исполнена в плоскостной манере, в светлых тонах; контуры фигуры обозначены широкой свободной линией.
Значительное число миниатюр, относящихся к фати-мидской эпохе, собрано в Музее исламского искусства и в частных собраниях Каира. Эти миниатюры имеют ярко выраженное своеобразие, что позволяет говорить о существовании в Египте в этот период вполне само-стоятельной школы миниатюры--одной из наиболее ранних в истории средневекового искусства Ближнего Востока.
Прикладное искусство Египта издавна отличалось высоким художественным совершенством и разно-образием видов. Особенно выделялись богато орна-ментированные льняные и шелковые ткани, изделия из горного хрусталя, стекла и металла.
Художественное ткачество имеет в Египте древние традиции. Главные центры средневекового текстиль-ного производства -- Александрия, Дамиетта, Тиннис -- были знамениты своими изделиями еще в рим-ское и византийское время. Художественные традиции коптских тканей III--IV веков продолжают жить с некоторыми изменениями в египетском текстиле вплоть до конца фатимидского времени. Это и не уди-вительно: роскошные ткани в мастерских халифов по-прежнему вырабатывались в значительной части руками мастеров-коптов.
Для тканей конца VIII--IX веков характерен про-стой, строгий узор, состоящий обычно из нешироких полос, заполненных куфическими надписями, содержа-щими благопожелания и нередко имя правящего хали-фа, или несложным геометрическим орнаментом. При этом большая часть фона ткани оставалась свободной.
В тканях фатимидского времени (X--XII века) воз-рождается все богатство технических и художествен-ных приемов коптского ткачества, преломленных, однако, в духе требований новой эпохи: исчезают столь распространенные в коптском текстиле живописно ис-полненные композиции и отдельные фигуры на мифоло-гические сюжеты. Изображения различных птиц и животных приобретают стилизованно-орнаментальный характер. Большую роль в художественном строе де-кора играет полихромия.
Уже в раннефатимидских тканях рубежа Х--Х1 ве-ков с полной ясностью выявляются характерные для этого периода приемы композиции декора и орнамен-тации. Так, на одной из шелковых тканей узкие полосы с куфическими надписями (черно-белые буквы на кар-минно-красном фоне) выделяют широкую полосу, ук-рашенную овальными медальонами со стилизованными изображениями орла в середине и четырех уток по сторонам. Расцветка деталей меняется в каждом медальоне: поле одного из них красное с тон-кой зеленой каймой, фигуры птиц синие или светло-голубые на желтом фоне; внутри фигуры орла -- обве-денный черным контуром красный щит с белым рисун-ком. В другом медальоне фон зеленый с красной каймой, утки красные на белом фоне, орел желтый на красном фоне со светло-голубым внутренним рисунком на черном щите. Такое чередование цветов при мелко-масштабном узоре усиливает впечатление разнообразия орнамента и создает богатую и тонкую игру цветовых пятен. Для тканей этого времени характерны также полосы с куфическими надписями по краям и изобра-жениями зверей и птиц (зайцев, собак, уток) в сред-ней полосе.
В художественном текстиле более позднего времени (XII век) наблюдаются известные перемены: надписи вместо угловатого куфи исполняются округлым по-черком насх, рисунок делается более схематичным, излюбленным становится золотой фон. В это время очень распространены широкие декоративные полосы, где между узких кайм со стилизованным буквенным орнаментом расположены овальные или ромбовидные медальоны, в которых чередуются изображения жи-вотных и птиц. В расцветке этих тканей доминирует мягкий желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с надписями нередко разделены тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные полосы, зна-чительно более широкие, чем в изделиях предшест-вующего периода, располагаются близко друг к другу, оставляя мало свободного фона.
Наряду с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском текстиле были очень распространены различные виды вышивок. Выделывались также драго-ценные, затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями ткани с очень тонкой основой, на которой рельефно выступали пышные узоры. С XIII--XIV ве-ков в египетском художественном текстиле преобладают ткани, сплошь покрытые узкими разноцветными полосами с мелким геометрическим узором, образо-ванным сочетаниями различных звезд, треугольников и других фигур.
В узоре резьбы по дереву наряду с развитием новых декоративных тенденций достаточно прочно держались старые местные традиции и технические приемы. Об этом свидетельствует, в частности, распространение фигурных изображений на многих резных панелях и досках.
Одним из выдающихся образцов раннефатимидского резного дерева является иконостас церкви Варвары в Каире; хотя это, несомненно, работа копт-ского мастера, она обнаруживает все характерные для этого времени черты и мотивы. Панели иконостаса украшены арабесковыми завитками, в которые вкомпонованы изображения птиц, животных и превосход-но исполненные охотничьи и жанровые сцены. Все эти сюжетные изображения трактованы чисто декора-тивно, а фигуры животных и птиц часто помещены в симметричной, геральдической композиции.
Другим интересным примером являются несколько панелей, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Композиция украшающего их узора, в общем одинаковая, состоит из округлых переплетений цветущих стеблей, трактованных в духе арабески; меняются лишь центральные изображения: в ряде случаев это стоящие друг перед другом в геральдической позе фигуры птиц и животных, на одной панели изображен сидящий музыкант. Благодаря зна-чительному углублению фона (примерно на 1,5 см) создается очень богатая и контрастная игра светотени, четко выявляющая рисунок. Подобными же чертами отличаются и панели с изображениями конских голов (Музей исламского искусства, Каир; Музей Метро-политен, Нью-Йорк), где глубоко выбранный фон еще сильнее подчеркивает контуры узора. На некоторых панелях встречается резьба в несколько планов.
Выдающиеся образцы художественной резьбы по дереву, украшавшей некогда Малый, пли Западный, дворец, фатимидских халифов (был закончен между 1058 и 1065 годами), обнаружены в комплексе мари-стана султана Калауна, где эти резные доски были вторично использованы в XIII веке. Первоначально они составляли фриз, украшенный многочисленными изображениями охотников, музыкантов, танцовщиц, торговцев с верблюдами, зверей и птиц. Все эти изображения размещены на фоне раститель-ных побегов, данных более низким рельефом, чем фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ран-них памятниках, но значительно менее детализи-рован.
В резном дереве XII века фигурные изображения приобретают все более обобщенную, силуэтную трак-товку, сравнительно редко встречавшуюся в произве-дениях Х--XI веков; само исполнение их становится менее тщательным. Зато совершенствуется и обога-щается орнаментальная резьба. Выдающимся памят-ником этого времени является михраб мечети Сайиды Нафисы, исполненный между 1138 и 1145 годами (Му-зей исламского искусства, Каир). Его узор состоит из прекрасно выполненных арабесок и плетений вино-градных лоз в сочетании с геометрическими полосами, образующими многоугольники. Другим примером слу-жит деревянное резное надгробие ал-Хусайни сере-дины XII века, вся поверхность которого покрыта арабеской, состоящей из геометрических полигональ-ных узоров и растительных мотивов.
Среди египетских художественных изделий из брон-зы Х--XII веков выделяются декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и птиц. Характерным примером является водолей в виде павлина (X--XI века, Лувр); его ручка заканчивает-ся стилизованной голо-вой сокола или кречета, вцепившегося клювом в шею павлина. Над ок-руглым туловищем пти-цы с объемно передан-ными крыльями подни-мается длинная, изящно изогнутая шея, несущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тон-ким чеканным орнамен-том. В более позднем памятнике этого рода -- большом крылатом гри-фоне (XI--XII века, музей в Пизе) орнамен-тальное начало домини-рует над пластической формой -- почти вся по-верхность фигуры покрыта орнаментом, имитирующим детали оперения, полосами куфических надписей, клеймами с изобра-жениями сиринов и различных фантастических живот-ных.
В XIII веке, когда установились тесные связи Египта с Сирией и Ираком, в Египте появилось значительное количество художественных изделий прославленных иракских, особенно мосульских мастеров. Надписи, выгравированные на некоторых предметах, сохранили нам имена мосульских мастеров, работавших в Каире и оказавших влияние на творчество египетских ремес-ленников. Интересным примером художественных брон-зовых изделий этого времени является датированная 1271 годом сферическая прорезная курильница с име-нем эмира Бейсари (Британский музей. Лондон). На поверхности курильницы между поясами надписей расположены круглые медальоны с ажурными изо-бражениями двуглавых орлов; поле вокруг медальонов заполнено растительной арабес-кой.
Прекрасный образец художе-ственной работы 113 металла -- шестигранный инкрустированный столик султана Калауна, сделан-ный мастером Мухаммедом нон Сункуром 113 Багдада в 1327 году (Музей исламского искусства в Каире). Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя плоскость украшены кал-лиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны или пояса), розетками и инкрустиро-ванными изображениями стайки летящих птиц. Прорезные столики, курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся очень распро-страненными изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV -- XV ве-ках.
Художественная обработка металла использовалась также в отделке монументальных зданий. Выдающимся примером этого рода являются бронзовые инкрусти-рованные двери мечети султана Хасана в Каире, украшенные виртуозно исполненным многоплановым геометрическим орнаментом, ажурной резьбой и поя-сами декоративных надписей.
Искусство обработки горного хрусталя было особенно развито в Х--XI веках. Из больших кристаллов ис-кусно вырезались кувшины, бокалы, кубки, флаконы, различные шахматные и иные фигуры, их поверхность часто гранилась или покрывалась гравиров-кой. Историк Макризи сообщает, что в сокро-вищнице фатимидских халифов хранилось око-ло двух тысяч драго-ценных хрустальных со-судов. Изделия еги-петских гранильщиков очень высоко ценились в средневековой Европе. Среди прекрасных про-изведений этого рода особенно выделяются два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной грави-ровкой среди крупных вьющихся стеблей и по-лупальметт изображены большие хищные птицы, клюющие поверженную лань. Рисунок несколько схематичен и обобщен, но очень уве-рен и смел и прекрасно вкомпонован в отведен-ное ему пространство. Другой кувшин лишен какого бы то ни было орнаментального деко-ра; его главное досто-инство состоит в пора-зительной четкости и пропорциональности формы и безукоризнен-ном качестве грани, при-дававшей ему в лучах света сияние алмаза.
Художественное стек-ло, имевшее в Египте давние традиции, до-стигло своего наибольшего расцвета в XIII--XIV веках, когда к известным ранее приемам украшения -- гранению, гравировке, рельефу, цветному и витому стеклу -- присоединилась роспись золотом и цветными эмалями. Основными цен-трами производства художественного стекла были Фустат, Александрия, Фаюм. По своим формам и общему характеру декора художественное стекло Египта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надпи-си с благопожеланиями, нередко покрывающие широкими поясами почти всю поверхность сосуда.
Египетские художественные керамические изделия -- расписанные люстром и различными красками фаян-совые и глиняные вазы, чаши и блюда -- часто наряду с различными растительными и геометрическими моти-вами украшены изображениями животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Особенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда XI века с крупными фигурны-ми изображениями, исполненными в сво-бодной живописной манере. Среди изобра-жений встречаются фигуры музыканта, человека, наливаю-щего в кубок вино, всадника, двух- и трехфигурные жан-ровые и батальные сцены, а также реаль-ные и фантастиче-ские животные, моти-вы борьбы зверей. По стилю роспись на ке-рамике XI века очень близка упомянутой выше фатимидской стенной живописи.
В ХIII-ХV столе-тиях искусство кера-мики в Египте вновь пережило подъем: исполнялись сосуды с тонкой многоцветной росписью, изображавшей животных и птиц среди растительных мотивов. Традиции расписной керамики, как и других видов прикладного искусства, продолжали жить в Египте на протяжении всей эпохи средневековья и сейчас составляют основу народных художественных ремесел.
Развивавшееся на протяжении многих столетий ис-кусство средневекового Египта представляет большую, самобытную школу в истории искусства арабских стран, игравшую крупную роль в процессе взаимодей-ствия художественных культур Ближнего Востока и Западной Европы.
3. ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вклад арабских народов в историю мирового искус-ства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные свое-образным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художест-венными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники сред-невекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.
Творчество средневековых арабских художников ока-зало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, “мавританское” художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отрас-лях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много сто-летий спустя после их падения.
4. ЛИТЕРАТУРА
“Искусство арабских народов” Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский;
“Красная книга культуры” под ред. В.Рабиновича.
|