Главная   Заказать уникальную работу Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи | творческая работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней
 




Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи - творческая работа


Категория: Творческие работы
Рубрика: Культура и искусство
Размер файла: 19 Kb
Количество загрузок:
147
Количество просмотров:
1112
Описание работы: творческая работа на тему Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи
Подробнее о работе: Читать или Скачать
ВНИМАНИЕ: Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные Творческие работы для сдачи преподавателю, чтобы заказать уникальные Творческие работы, перейдите по ссылке Заказать Творческие работы недорого
Смотреть
Скачать
Заказать



Российский государственный университет им. И. Канта

Исторический факультет

Иконографические сюжеты в Древнерусской живописи

Искусствоведческо-терминологический словарь,

выполнила студентка I курса

специальности «история»

Долотова Анастасия.

Калининград

2007

-А-

Агиосоритисса - см. Заступница

Архангел Гавриил - изображается иногда с райскою ветвью в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой - с зеркалом из ясписа.

Архангел Михаил - изображается с жезлом в левой руке.

-Б-

Благовещение - Матерь Божия на иконах Благовещения изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногда сидящей, как на престоле. Подножие, так же как и престол, испещрено золотыми лучами.

-В-

Васиотисса - один из иконографических изводов Богоматери «Одигитрия», по которому она изображается стоящей с Младенцем на правой руке.

Введение во храм - сюжет иллюстрирует текст апокрифического Первоевангелия Иакова о том, что будущая Богоматерь была посвящена Богу и отдана в Иерусалимский храм, где прожила 12 лет.

Вознесение Господне - вверху иконы в круглой славе, поддерживаемой двумя ангелами, изображается возносящийся Христос. Под ним, в центре, Богоматерь в позе Оранты с поднятыми в стороны и вверх руками. В Евангелии о Богородице не говорится, вероятно, Ее образ здесь олицетворяет христианскую Церковь.

Воскресение Христово - Спаситель изображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный лучами, небесными кругами (мандрола), -- знаменующими Его божественное достоинство и славу. Край одежды Христа развевается и приподнят ветром. Ноги Спасителя попирают сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразно над бездной. В левой руке Христос держит крест. Правая рука протянута Адаму. По другую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды руки к Христу, стоя на коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во главе с Предтечей. По левую руку Спасителя, со стороны Евы, -- сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и, сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.

Воскрешение Лазаря - на иконах изображается Христос с группой апостолов сзади него, справа - темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленатому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.

Всемилостивая («Панахранта») - Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы.

Вход Господень в Иерусалим - Ученики привели осла, покрыли его своими одеждами, Иисус сел, и процессия тронулась. Множество народа встречало известного Своими чудесами и исцелениями Учителя; люди устилали Его путь одеждами и пальмовыми ветвями, радостно крича: «Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» Иисус со славой входил в Иерусалим - город, где Он вскоре будет предан, подвергнут истязаниям и мучительной смерти -- распятию на кресте.

-Г-

Гликофилуса - см. Умиление

-

Заступница («Агиосоритисса») - на иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

-

Иоанн Богослов -- изображается среди скалистого ландшафта, сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние -- символ высшего благодатного озарения.

-К-

Кириотисса - один из иконографических типов изображения Богоматери, стоящей и держащей перед собой Младенца.

-О-

Одигитрия («Путеводительница») - на этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже -- книгу. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Оранта («Молящаяся») -- один из типов изображения Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками, разведенными в стороны и согнутыми в локтях, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. На Ее лоне, на фоне круглой сферы -- Спас Эммануил.

-П-

Панахранта - см. Всемилостивая.

Покров Богоматери - Богоматерь Оранта изображена на облаке, по сторонам ее ангелы, внизу пророки, Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, справа Андрей Юродивый и Епифаний. Богоматерь представлена на фоне города, который защитила своим покровом. На престоле -- со свитком в руке Роман Сладкопевец. Покров красного цвета -- воплощение света, светящегося покрова.

Положение во гроб - в каменном гробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, над телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы и Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображен крест, на котором был распят Господь.

-Р-

Рождество Христово - изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа, иногда дополняется изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и Омовения Младенца.

-С-

Снятие с креста - в композиции представлены Иосиф Аримафейский, поддерживающий тело Иисуса, Никодим, вынимающий гвозди из ног. Иоанн Богослов, стоящий позади или склоняющийся к ногам Иисуса. Богоматерь слева принимает на руки тело Христа и целует его лицо, позади нее -- жены-мироносицы, Мария Магдалина целует руку Христа. Под Голгофой, как в Распятии, изображается череп Адама.

Собор Богоматери - центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая - ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству - св. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.

Сошествие во ад - см. Воскресение Христово

Спас Благое Молчание -- редкая икона Христа. «Спас Благое Молчание» изображает Христа до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной -- опущенные крылья.

Спас Вседержитель («Пантократор») -- На иконе Христос предстает перед нами на троне, облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас в силах -- центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат -- это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал -- мир духовный. В синем овале изображены ангелы -- силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала -- красный ромб (символ мира невидимого). Образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас на престоле -- фигура Христа изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол -- символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того -- знак царственной славы Спасителя.

Спас Нерукотворный - существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа Спас на убрусе лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа -- лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. На иконах Спас на чрепии нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки. Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами.

Спас Эммануил -- образ Христа в возрасте двенадцати лет. Эммануил переводится как «с нами Бог». Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках.

-Т-

Троица - изображаются Отец, Сын и Святой Дух, на фоне города, сидящие за столом, на котором стоит чаша.

-У-

Умиление («Елеуса») - изображается Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Успение Богоматери - оплакивающие Богоматерь апостолы изображаются с обеих сторон ее ложа. Иоанн и Павел склоняются к ней, Петр взмахивает кадильницей, среди апостолов стоят три святители. В центре композиции - Христос, принимающий Душу, в виде небольшой, запеленатой в белое фигурки. В так называемом облачном Успении над Христом парят архангелы, и воспроизведена сцена перенесения апостолов на облаках к ложу, в некоторых изводах композиция усложняется вознесением Богоматери.

-Ч-

Чудо Георгия о змие - всадник в красном плаще на белом коне колет копьем змея. Композиция икон «Чудо Георгия о змие» бывает в сокращенном варианте и в расширенном. Сокращенный вариант изображает только Георгия на коне, поражающего змия. В правом углу обычно присутствует сегмент неба, в котором -- или Христос, благословляющий Победоносца, или Его рука. В расширенном варианте есть и царевна, ведущая усмиренное чудовище на своем пояске в город; и башня с царем, царицей и приближенными, наблюдающими с высоты за происходящими событиями, и народ, дивящийся чуду. Иногда у головы Георгия летит ангел, венчающий Победоносца короной.

Список использованной литературы:

1. Алпатов М.В., Древнерусская иконопись. - М., 1974.

2. Лазарев В.Н., Русская иконопись от истоков до начала XVI в. - М., 1983.

3. Успенский Б.А., Семиотика иконы. - М., 1995.

4. Языкова И.К., Богословие иконы. - М., 1994.














 
Показывать только:
Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи | творческая работа

СтудентБанк.ру © 2022 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег