23
ПЛАН.
- Введение 3
- 1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля 5
-
- 1.1. Кремль 5
- 1.2. Спасская башня 6
- 1.3. Тайницкая башня 8
- 1.4. Башня Сююмбеки 9
- 1.5. Благовещенский собор 18
- 2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур 19
- Заключение 22
- Литература 23
Введение
Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого. Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждают убедитель-ность и достоверность исторических событий, связывают воедино века прошедшие с сегод-няшним днем. Безмолвные свидетели прошло-го, они -- яркие письмена каменной летописи нашей Родины.
Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Не потому ли идет о них слава, как об одном из замеча-тельных архитектурных ансамблей Поволжья?
Живописно, широко и раздольно раски-нулся Казанский кремль на высоком холме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Ве-щественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башня Сююмбеки.
История архитектуры Тата-рии до настоящего времени ос-тается одной из мало исследо-ванных областей науки. Осо-бенно, это касается памятников рядовой городской застройки XVIII - начала XX b.
В результате многочисленных войн были разрушены практически все архитектурные соору-жения Булгарии и Казанского ханства. До нас дошли лишь самые скудные сведения о монументальных средневековых постройках и немногочисленные руины, которые и до настояще-го времени не изучены в доста-точной степени специалистами. Все это не позволяло исследо-вателям зодчества уверенно су-дить о чертах культовой архи-тектуры средневекового По-волжья и связно представить себе этапы развития на протяжении последних пяти веков.
Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля города Казани.
Перед нами ставятся следующие задачи:
- дать краткое описание казанскому кремлю;
- дать описание башням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;
- дать описание Благовещенскому собору;
- выявить влияние различных культур на архитектуру Казани.
В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интересна книга Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но и всех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощади Казани, а также подробно изложена Казань литературная.
В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русской архитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочные особенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада, социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани. Выявлены национальные и интернациональные особенности.
В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробно автор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновения башни, автор предлагает несколько вариантов раскопок.
1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля
1.1. Кремль
Побывав в кремле, мы несомненно испы-таем эстетическое воздействие его величе-ственной и строгой архитектуры. Кремлевский холм -- колыбель Казани. От-сюда начинался ее рост, отсюда она шагнула далеко вширь11 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - с.124.
.
В начале XVI века кремль был пример-но вдвое меньше современного и лежал в северной части холма. Стены до девяти мет-ров толщиной опоясывали крепость, а в 1530 года и примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен, с заполнением из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше паче меры, подобен ка-менной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а в городне сыпан ил да хрящ”,-- говорится в “Казанской истории” -- сочинении XVI века. Въездные башни -- их было четыре -- также были дубовыми, рублеными.
Внутри кремля возвышался богатый хан-ский дворец, пять каменных мечетей гробницы-усыпальницы. Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими и многоярусными минаретами. Здесь же -- деревянные дома татарской знати, караульные помещения, службы. Сохранилось описание ханской Ка-зани, сделанное князем Курбским: “А от тое реки (от Казанки), около места ров копан, зело глубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казань реки гора так высока, иже оком возрити прикро; на ней же град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные (каменные), иде же их умершие цари клались чис-лом памятимися пять их”.
Четырехугольные в плане мечети, пере-крытые куполами, минареты, орнаментиро-ванные сложной вязью узоров,-- все эти со-оружения украшали кремль.
Деревянные стены и башни старого крем-ля в значительной степени были разрушены при штурме города в 1552 году. Иван Гроз-ный, отлично понимая выгодность располо-жения Казани и ее значение для охраны Восточных границ Руси, решил заново от-строить кремль, сделать его неприступной крепостью.
"Строили казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера -- лучшие зодчие и строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегося архитектора XVI века, прославлено постройкой знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске, Благовещенского собора в Казан-ском кремле11 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - с.124.
.
Весной 1556 года началось строительство. Территория кремля была увеличена на 120 метров в длину, общая же планировка не из-менилась. Строительный материал был неда-леко --"белый известняк выламывался на противоположном берегу Волги. Первоначаль-но из прочного волжского камня соорудили только часть стен -- южный участок со Спас-ской башней в центре и северный, примы-кающий к Тайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в XVII веке были заменены кирпичными.
Стены кремля представляют собой до-вольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании с башнями и рвами они надежно служили целям защиты. Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутренней стороны раньше были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились пopox, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней.
1.2. Спасская башня
Важную роль в системе оборонных соору-жений кремля играли башни. В XVII веке их было 13. До наших дней сохранилось 8 ба-шен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в кремль. В настоящее время есть только две проездные башни -- Спасская и Тайницкая. Их архитектурно-художественный облик что костью подчинен функциональному назначе-нию: массивность, монументальность, строгость линий, почти полное отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостным сооружениям11 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - с.126.
.
Наибольший интерес в художественном отношении представляет, несомненно, Спас-ская башня. Первоначально она была двухъ-ярусной постройкой почти кубической формы. Стены ее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшой дозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставлялась икона с изображением Христа-Спасителя. От-сюда и возникло ее название.
В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорциях восьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44 метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, а коленчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых во-рот, окованных железом, дополнялся желез-ной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сих пор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка. Проходившая по верху второго яру-са площадка и два ряда бойниц в стенах позволяли надежно оборонять башню.
Нижние ярусы башни не имеют почти никаких украшении, а верхние, построенные в то время, когда башня уже начала утрачивать свое военно-оборонительное значение, несут обильный декор. Здесь и пилястры, украшаю-щие углы нижнего восьмерика, и четырех угольные впадинки на парапете второго яруса и так называемый поребрик, и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.
В XVIII веке над Спасской башней были остановлены необычные часы: их циферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. В настоящее время работают электрические часы. Колокол отбивает время -- часовые и полу-часовые удары. Недавно к часам Спасской, башни подключена специальная аппаратура, сконструированная студенческим конструкторским бюро “Прометей”. Ночью, во время боя часов, башня озаряется сполохами малинового цвета.
Южную стену, центром которой является Спасская башня, с двух сторон фланкируют юго-восточная и юго-западная круглые баш-ни. Их первоначальный облик можно легко представить, если мысленно откинуть верхнее шатровое покрытие. Завершались башни ров-ной площадкой, окруженной зубчатым пара-петом.
1.3. Тайницкая башня
От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти к Тайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получила от баш-ни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход к источнику питье-вой воды. При осаде Казани башня была взорвана, а построенная на ее месте каменная башня стала называться Тайницкой.
Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехуголь-ник, по верху первого яруса которого прохо-дит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы, сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные сво-ды -- все это живо доносит до нас дыхание XVI века11 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - с.128.
.
С крепостной стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама на реку Казанку и заречные районы. Наше внима-ние несомненно привлечет необычный памятник, возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам, павшим при штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник был сооружен в 1823 году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамида высотой более 20 метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные в дорическом стиле.
Центральная часть внутреннего помеще-ния занимала церковь, в углах пирамиды -- четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет в склеп, расположенный под центральной частью памятника.
Памятник, сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В 1830--1832 го-дах его реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшита железом, укреплены стены, своды подземелья и переоформлен ин-терьер.
1.4. Башня Сююмбеки
Нa крутом спуске холма возвышается башня Сююмбеки--одно из лучших архитек-турных сооружений XVII века11 Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. - М.: Стройиздат, 1991. - с.82.
.
Башня Сююмбеки -- стройное семиярус-ное здание из красного обожженного кир-пича, Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она на забитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. По-этому башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 году при реставрации башня была по первому яру-су стянута железной полосой, которая значи-тельно ухудшила ее вид.
Первые три яруса башни четырехуголь-ники, верхние--восьмигранники, заканчиваю-щиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом.
Четверики имеют по верху обходные, тер-расы, окруженные узорчатым парапетом. За-падная и восточная стены первого яруса украшены четырьмя полуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатых выступов.
Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса -- вертикальными впа-динками с валиком внутри, парапет третьего---очень простыми прямоугольными углубления-ми. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок. Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, на-висающих друг над другом,-- такая декора-тивная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях, встречается и на татарских ме-четях11 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). - Казань: ФИКЕР, 2001. - с.32.
.
Интересно, что композиция башни, состоя-щая из четвериков и восьмериков, имеет некоторые аналогии с Черной палатой "в Бул-гарах.
Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Ее силуэт изображается на значках-сувенирах, украша-ет обложки книг и альбомов, посвященных истории города.
"Башня Сююмбеки" -- семиярусная, что означает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. В стенах -- че-тырехугольные ниши. Можно было бы ука-зать и на многие при-знаки, свойственные зиккуратам. Мы ог-раничимся анализом отдельных символов, раскрывающих, культовое значение "Башни Сююмбеки".
Одной из таких деталей, имеющих важное символичес-кое значение, явля-ется железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она до насто-ящего времени никем не исследована.
Железная сетка-украшение на воротах! Она может рассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка была поставлена одновременно с воз-ведением Башни. Из каких помыслов и для чего?
Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата. Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, что верхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки с помощью современных приборов дало бы нам новые сведения.
Железная сетка "Башни Сююмбеки" никак не мог-ла быть предназначена для оборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее могли свободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалось особых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличав-шейся к тому же солидной величиной -- несколько метров по окружности.
Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь "крылышек". Концы всех "крылышек" согнуты только в одну сторону, что оз-начает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса башни имеет форму купола, продолжением ко-торого представляется "звездчатая" решетка.
Входим под "звез-дный" купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мы всту-паем в "Страну Вечности". Однако над выходом из арки Башни такого оформления нет. Возможно, что через "звездчатые" ворота мы входим в "Страну звезд". Если так, то "звездная вуаль" будет выполнять роль занавеса, за которым открывается "Страна Вечности". Иначе говоря, "Звездчатые ворота" служат границей "Страны негаснущих звезд", переступив которую ока-зываешься на "том свете". Очень важным является то, что "Башня Сююмбеки" с северной и южной стороны имеет боковые двери.
Эта традиция (дверь с северной стороны) прослежи-вается и в других памятниках булгар-татар. Такая зако-номерность сохраняется в мавзолеях (склепах) древнего Булгара11 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). - Казань: ФИКЕР, 2001. - с.39.
.
Значит, древние мавзолеи и зиккураты строились с четким соблюдением определенных религиозных ка-нонов и обычаев. Одним из таких канонов, непремен-но, являлось расположение двери со стороны "Страны звезд", с северной стороны.
Входящий в эту дверь тоже как бы ока-зывается в "Стране звезд". В этом смысле символика звезд "Черной палаты" совпадает с символикой звезд "Башни Сююмбеки".
Эти башни и Булгарские мавзолеи имеют квадрат-ные основания, что тоже символично.
"Квадрат, один из распространенных мифологичес-ких символов. Мифопоэтическое использование квад-рата акцентирует его особенности как геометрической фигуры. Из самого широкого круга мифопоэтических источников-церемониалов гадания при выборе места в архаических строительных ритуалах (например, у хеттов, индийцев, римлян), "сонников" и сборников примет (от Древнего Востока и до Мартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой "семантической" геометрии, в которой свойства гео-метрических фигур соотносились с "добродетелями", геральдики и этикета и т. п., выявляется связь квадра-та с такими отправляющимися от геометрической спе-цифики квадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. Квадрат или четырехугольник (в более общем вариан-те), как и соотносимый с ними круг, образуют гори-зонтальную плоскость схемы древа мирового, при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обо-значающие четыре или восемь основных направлений".
Исходя из этого, мы постигаем еще одну суть "Звез-дного купола". С одной стороны, восьмиконечные звезды означают "Страну звезд", с другой -- олицетворяют связь с восемью направлениями (сторонами) мирозда-ния, единство всего и всякого с космосом. Первые три уровня "Башни Сююмбеки" имеют четырехугольную форму, остальные четыре -- восьмиугольную. Если пред-положить, что углы Башни показывают направление (сторону), то углы этажей с четвертого по седьмой ори-ентированы на восемь сторон света. Поэтому восьми-конечные звезды, восьмигранные призмы ярусов с восемью окнами (на пятом и седьмом) -- не случайное явление, а традиционная особенность таких сооруже-ний.
Казанский зиккурат, возведенный последней татар-ской царицей, занимает особое положение среди дру-гих однотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте "квадратной" символики.
"Четырехугольная (обычно именно квадратная) схе-ма совмещает в себе классификационную систему дво-ичных противопоставлений, описывающих мир (верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных эле-ментов мира (ср. четырехчленные системы типа "огонь -- вода -- земля -- воздух") с образом идеально устой-чивой структуры, статической целостности, интегри-рующей в себе основные параметры космоса.
Квадрат служил моделью многих храмовых сооруже-ний (зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь, рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описа-ния не только пространственного состава вселенной (страны света, направления, центр) и основных вре-менных координат (четыре части суток, четыре време-ни года, четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого ряда четырехчленных классифи-каций в социальной сфере".
Обратим внимание на еще одну особенность квад-рата-символа. Эта геометрическая фигура может ис-толковываться как "граница", "рубеж". Круг и квадрат, как мифологические знаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства11 Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. - 1990. - №9. - с. 13
.
"Звездчатый калфак" "Башни Сююмбеки" обещает раскрыть еще много неизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос: Если, как утверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения "за передвиже-ниями татар", зачем строителям нужно было учитывать все перечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?
Нет основания утверждать, что "Башню Сююмбеки" с ее широко распространенной в мире культово-архи-тектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традиция египетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как в Италии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, до-статочно вспомнить "Черную палату" Великих Булгар.
Много тайн можно обнаружить в "Стране негасну-щих звезд". В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверж-дений о "Башне Сююмбеки" и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна "звез-дного калфака" оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.
Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к "Башне Сююмбеки". Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок11 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). - Казань: ФИКЕР, 2001. - с.39.
.
Археологические раскопки на территории Казанс-кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.
На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про-ема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. На-прашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть "Башни Сююмбеки". Спу-стившись по лестнице вниз, воз-можно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или сарко-фаг) Сафа-Гирей хана.
Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюдения ряда строительно-технологичес-ких и санитарно-гигиенических норм. В первую оче-редь, в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режим воздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроены специальные вентиляционные шахты, три окошка ко-торых отчетливо видны в картине Э. Турнерелли. Воз-можно, что они были симметрично устроены и на противоположной стене арки Башни.
Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисо-вал "с натуры" и в 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в начале XIX века " вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы (рис.2).
Известно, что "Башня Сююмбеки" была использо-вана и как проездная башня при въезде в государев (губернаторский) двор.
Рис.2. Арка башни Сююмбеки.
Очень возможно, что основными причина-ми наклонения "Башни Сююмбеки" могли быть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, -- постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые со временем оказались углубленными в землю в результате накоп-ления вокруг Башни строительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней был устроен "комму-нальный колодец" для сточных вод11 Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. - 1990. - №9. - с. 12.
.
Можно надеяться на то, что при засыпке помеще-ния подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Их легко можно обнаружить во время ар-хеологических работ путем проведения раскопок уз-кой полосой по центру арочного прохода.
Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторые расхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах и обещает серьезные научные открытия. Успешные ито-ги археологических исследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку в затянувшихся дискуссиях о "Башне Сююмбеки".
"Башня Сююмбеки" в на-родной памяти имеет и дру-гое название -- "Мечеть хана" В исторической ли-тературе о происхождении названия достаточно спорно-го материала, противоречи-вых суждений. Не вдаваясь в подробности, можно крат-ко резюмировать: одни ут-верждают, что "Башня Сю-юмбеки" построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов, считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выяснен-ными даже приблизительные годы ее строительства: указы-ваются 17-18 века. Извест-но, что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовых документов. Нет и сведений об освящении данного соору-жения. Не числится оно и в списках православных куль-товых зданий. Наоборот, в описях 17 века эта Башня от-мечается как "азийское" со-оружение. Ответственные люди 17-18 веков были хоро-шо осведомлены о таких исторических памятниках и даже в мыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотря на неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословные утверждения.
Необходимо учесть и то, что "Башня Сююмбеки" в 1549-1551 годах была построена ускоренно (ожидался поход Ивана Грозного). Ее непривычное (с арабским словом) название ("Хан межиде") не успело укрепиться в народных массах, не заняло должного места в доку-ментах. Страшная война 1552 года распорядилась иначе. Оставшиеся в живых и кое-что знающие об этом соору-жении только понаслышке стали называть сооружение "Башней Сююмбеки", "Мечетью хана" ("Хан мечете").
Последующие поколения переняли эти названия "баш-ни", не вдаваясь в их смысловое значение. В такой форме они дошли до нас.
Семиярусная "Башня Сююмбеки" символизирует и семь небесных сфер, и семь раев. Седьмой рай -- "Дарас-Салям" -- самый высший и желанный. Такого воз-несения и признания благородных деяний желают Сафа-Гирею его близкие и подданные.
"Башня Сююмбеки" построена по таким же зодчес-ким традициям, как "Башня Бабила" ("Вавилонская башня"), и является "родственницей" древних египетс-ких пирамид, и таких древнеиндийских сооружений, как в городище Тити-Кань (в Мексике). "Башня Сю-юмбеки" -- это памятник тех времен, когда человек жил мечтой через свои богоугодные деяния вознестись в рай -- джаннат.
"Башня Сююмбеки"-- это одновременно и модель мира, и компас, и солнечные часы, и "Страна звезд", и памятник, призывающий к верности гуманистическим идеалам, и место обращения к Аллаху, и мавзолей-усыпальница великого государственного мужа. Именно такие архитектурные памятники являются символами некоторых городов и государств.
1.5. Благовещенский собор
К числу наиболее древних построек кремля принадлежит здание Благовещенского кафедрального собора, сооруженное в 1556--_ 1562 годах. Строили собор русские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй11 Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. - Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. - с.41.
.
В первоначальном виде собор был четырехстолпной крестовокупольной постройкой кубической формы, увенчанной пятью цилиндрическими барабанами с шлемовидными глава-ми. Сохранившиеся элементы внешнего декоративного убранства носят ярко выраженный черты, свойственные псковскому зодчеству своеобразная трактовка апсид (алтарных выступов), аркатурный поясок, каемчатые кирпичные орнаменты, оставшиеся еще на средней апсиде и центральном (в настоящее время единственном) купольном барабане.
В течение веков собор неоднократно пере-страивался, расширялся. От первоначального его вида сохранилось немногое. В XIX веке на месте бывшего ханского дворца архитектором К. А. Тоном был по-строен губернаторский дворец.
Крытой галереей здание соединено с дворцовой церковью, сооруженной в XVII ве-ке на фундаменте татарской мечети Нур-Али. Другие здания, расположенные в кремле (бывшие присутственные места -- приземис-тое длинное, однообразное и монотонное в своей архитектуре сооружение, бывшее юнкер-ское училище и т. д.), строились в XIX веке и большой художественной ценности не пред-ставляют.
2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур
Архитектура Казани, крупней-шего российского города, гу-бернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и та-тарской. Насколько тесно пере-плелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашего исследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской и русской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются в золотоордынское время и в период Казанского ханства11 Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. - Казань: Титул, 2000. - с.119.
.
K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия в середине XVI в. здесь уже существовала развитая архитекту-ра, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитыва-ющих к тому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границах мусульманского мира, своеобразная булгаро-казанская архитектура представляла собой самую север-ную ветвь средневекового вос-точного зодчества. Традиции та-тарской архитектуры воздейст-вовали на сложение своеобраз-ной архитектуры Казани, проя-вившись в ряде градострои-тельных, композиционных и де-коративных особенностей ее русской части. В свою очередь, русское зодчество воздейство-вало на архитектуру феодаль-ной верхушки татарского об-щества, находившейся в тесной связи с русской администрацией. Середина XVIII в. стала пере-ломным моментом, началом ка-чественно нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой было вступ-ление в тесный контакт с рус-ской культурой и, как следст-вие, активное восприятие эле-ментов прогрессивной западно-европейской культуры. Решаю-щую роль в формировании сти-левого и образного решения зданий стали играть русские ар-хитекторы, татарам отводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия и воздействовавшего на творческий процесс проектиро-вания.
Архитектурное окружение, национальная принадлежность за-казчика и сама земля, где воз-никали эти постройки, способст-вовали выявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.
В определенной степени воз-действовали на сознание зод-чих и заказчиков также и сох-ранившиеся памятники средне-вековой архитектуры, почитав-шиеся местным населением как священные11 Памятники древней истории Волго-Камья. - Казань: АН Татарстана, 1994. - с.55.
. В то же время экономическая и политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономи-ческой жизни страны с неиз-бежностью разрушали межна-циональные перегородки, спо-собствовали взаимодействию на-циональных культур.
Произведением национальной архитектуры можно считать зда-ние, специально для данного наро-да предназначенное. Любое талантливое и оригиналь-ное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве и социально для данного народа предназначенное, со вре-менем непременно станет частью данной национальной культуры, в каких бы взаи-моотношениях с местными тра-дициями оно ни находилось.
Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые характеристики барок-ко и классицизма, сохранив традиционные особенности пла-нировки. В культовой архитек-туре местные традиции прояви-лись в сохранении традиционно-го типа мечети и выражения ее отдельных элементов через формы булгарского зод-чества.
В деталях декора частично применялись мотивы татарского народного искусства. Таким об-разом, присущие русской ар-хитектуре этого периода стиле-вые особенности были восприня-ты и своеобразно трансформиро-ваны архитектурой татарской од-новременно с русской, ступив-шей на путь западноевропейской ориентации. Классицизм был принят татарским обществом в той его части, которая не проти-воречила его эстетическим и ре-лигиозным чувствам, и частично отвергнут. Образцовый проект 1829 г. на татарскую мечеть оказался тупиковым путем раз-вития для монументального зод-чества, не прижились в архитектуре домов портики, колоннады, изображения людей и жи-вотных. Совокупность общих, особенных и единичных признаков содержания и формы элемен-тов городской застроили казан-ских татар второй половины XVIII - первой трети XIX в. можно квалифицировать как со-вокупность признаков своеоб-разной городской архитектуры казанских татар этого периода, своим внешним обликом и внутренней организацией отра-жавшей сильное русское влияние и обладавшей более или менее устойчивыми национальными особенностями в рамках обще-российских архитектурно-ху-дожественных направлений того времени.
Заключение
Широкой публике неизвестны ни стили-стические особенности город-ских зданий казанских татар, ни принципы сочетания нацио-нальных традиций с привнесен-ными элементами европейской культуры. Неизвестны, следова-тельно, и критерии оценки со-хранившихся архитектурных па-мятников в условиях современ-ного города, необходимые при решении, проблем сохранения ха-рактерных участков застройки и отдельных уникальных соору-жений.
В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени национального свое-образия памятников архитекту-ры казанских татар находится судьба многих памятников ста-рины. Решения его ждут архи-текторы и художники, от рабо-ты которых зависит облик со-временной архитектуры Татарстана.
Новые явления, привнесенные извне, со време-нем непременно становятся ча-стью данной национальной куль-туры. История зодче-ства есть также история взаимо-отношений людей -- архитекто-ров, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотно-шения определяли условия ра-боты зодчего в прошлом. Социальные требования татарского заказчика с неиз-бежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловлено своеобрази-ем его мировоззрения, в том числе и религиозного.
Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV--XVVI вв. происходили бур-ные исторические катаклизмы и активные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятников архитектуры. Период расцвета средневеково-го булгаро-татарского зодчест-ва после разгрома Казанского ханства сменился временным упадком традиций монумен-тального зодчества. Новая та-тарская архитектура формиро-валась на корнях местных тра-диций, вбирая в себя черты культур многих народов По-волжья.
Литература
1. Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - 207с.
2. Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. - Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. - 77с.
3. Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. - Казань: Титул, 2000. - 279с.
4. Памятники древней истории Волго-Камья. - Казань: АН Татарстана, 1994. - 137с.
5. Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. - М.: Стройиздат, 1991. - 191с.
6. Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). - Казань: ФИКЕР, 2001. - 133с.
7. Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. - 1990. - №9. - с. 12-16.
|