СЦЕНАРИИ УРОКА
Раздел программы: Основы предпринимательства
Тема: Ресурсы и факторы производства
Класс: 10
Время: 45 мин.
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомиться с основами ресурсов и факторов производства.
2. Ознакомиться с понятием трудовой коллектив.
3. Ознакомиться с понятиями производительность и система оплаты труда.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать об основах ресурсов и факторов производства.
2. Знать о понятии трудовой коллектив.
Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
1. Уметь воспроизводить понятия о ресурсах и факторах производства.
2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.
Литература:
1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап
Учитель: Предприниматель, как уже говорилось, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров или услуг. Для любого производства при любой экономиче-ской формации необходимы ресурсы.
Учитель: Что означает слово «ресурсы»?
Ученики: ???
Учитель: Ресурсы - это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процес-се производства, для создания товаров и услуг. Поэтому очень важно понять саму структуру производства, природу тех ресурсов и сил, без которых оно не может существовать, прежде чем говорить о том, как ведет свое предприятие, свое производство собственник.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель:
А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Ресурсы и факторы производства» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV. Изучение нового материала
Учитель: Как, по вашему мнению, можно, подразделить ресурсы?
Ученики: ???
Учитель: Все ресурсы подразделяются на природные, материаль-ные, трудовые и финансовые.
Природные, материальные и трудовые ресурсы -- это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили название базовых. Финансовые ресурсы, возникшие в условиях "рынка, получили название производных.
Учитель: В чем их отличие «факторов производства» от «ресурсов производства»?
Ученики: ???
Учитель: Давая характеристику ресурсам производства, отме-тим, что это все то, что может быть вовлечено в процесс производства, а факторы производства обозначают ре-сурсы, реально вовлеченные в процесс производства. Сле-довательно, «ресурсы производства» -- это более широкое понятие, чем «факторы производства». В отличие от ре-сурсов, факторы становятся таковыми только в процессе производства, взаимодействуя друг с другом. Поэтому про-изводство всегда есть взаимодействие факторов. Различа-ют три основных фактора производства: земля, труд, ка-питал. Земля в сфере производства имеет троякое значение:
а) земля как источник естественных ресурсов, исполь-зуемых в процессе производства;
б) земля как объект хозяйствования (в аграрной, добы-вающей, рыбной отраслях и т.д.) -- выступает одновременно и предметом труда, и средством труда;
в) земля, как объект собственности (сдача в аренду).
Учитель: Что же означает труд, трудовое население?
Ученики: ???
Учитель: Труд. Трудовое население -- та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Трудящиеся продают свою способность работать. Этот фактор -- фактор труда -- включает и предпринимательст-во как деятельность, требующую способности к организа-ции производства, умения ориентироваться в рыночных условиях и бесстрашия риска. Предприниматель тоже трудится.
Учитель: Капитал объединяет материальные и трудовые ресур-сы производства: здания, машины, сырье, топливо и другое, а также заработную плату рабочим.
Учитель: Система взаимодействия трех факторов: труда, зем-ли и капитала -- образует процесс производства
Но организовать доходное производство может только предприниматель, так как он заинтересован вложить свой капитал только в такое дело, которое приносит прибыль.
Учитель: Кто же является предпринимателем?
Ученики: ???
Учитель: Предприниматель -- это новатор, трудолюбивый, поря-дочный, высокой культуры и развитого интеллекта чело-век. Он создает новые товары и услуги, внедряет новые достижения научно-технического прогресса и современ-ные производственные технологии для более рационально-го использования природных, трудовых и финансовых
К сожалению, как показало последнее десятилетие, даже воду, землю и воздух нельзя уже назвать неисчерпаемыми ресурсами.
Учитель: Что же такое трудовой коллектив?
Ученики: ???
Учитель: Коллектив -- это объединение двух и более людей, кото-рые имеют общую цель, наличие определенных правил и норм, свою организационную структуру и систему комму-никации, то есть связи, взаимопонимания.
В процессе труда возникают отношения между работ-никами и нанимателями, оплачивающими их труд. Эти отношения называют трудовыми. На рынке труда рабочая сила представляет товар, который ее собственник, работ-ник, продает за определенную плату. Происходит акт купли-продажи, и возникают отношения найма рабочей силы между администрацией предприятия и тружеником. При этом каждая из сторон свободна в своих действиях, то есть вправе соглашаться или не соглашаться на условия купли-продажи. Законом запрещается дискриминация со стороны нанимателя по признаку пола, национальности, расы. Трудовые отношения в ходе трудовой деятельности строятся на контрактных началах и регулируются трудовым договором.
На предприятии отношения между работниками и ад-министрацией отражаются в коллективном договоре. Коллек-тивный договор обсуждают с одной стороны представители компании (фирмы, предприятия) -- вице-президент компа-нии по трудовым отношениям и адвокаты, а с другой -- ко-митет профсоюза предприятия. Правила ведения перегово-ров определены законодательством Российской Федерации.
Учитель: Кто может сказать какие разделы могут быть в этом коллективного договора?
Ученики: ???
Учитель: Текст коллективного договора включает следующие разде-лы: 1. Кадровая политика (наем и увольнение, повышение квалификации, гарантии занятости работников). 2. Оплата труда работников предприятия. 3. Рабочее время, время отдыха работников. 4. Охрана труда работников предприя-тия. 5. Организация работы по социальному страхованию. 6. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоро-вительной работы. 7. Социально-бытовые условия труда работников.
Учитель: Руководитель предприятия (фирмы) может заключать контракты и с отдельными работниками, где оговариваются все пункты контракта.
Учитель: А что включено в контракт?
Ученики: ???
Учитель: Контракт с работником предприятия включает: 1. Функции сторон. 2. Права и обязанности. 3. Сроки кон-тракта. 4. Основания для расторжения контракта по иници-ативе руководителя или рабочего. 5. Заработную плату. 6. Рабочий день (с ... до ...). 7. Рабочую неделю с выходными днями (указать какими). 8. Ежегодный отпуск продолжи-тельностью ... календарных дней. 9. Льготы и гарантии. 10. Страхование. 11. Заботу о здоровье.
Учитель: А кем защищаются трудовые права людей?
Ученики: ???
Учитель: Трудовые права людей защищаются трудовым законодательством, предус-матривающим правила предоставления работы, найма, увольнения, охраны труда, его оплаты, отпусков, отдыха, компенсации вредных и тяжелых условий труда, ограниче-ние продолжительности рабочего дня и обязательное соблюдение правил техники безопасности.
В случае возникновения трудовых конфликтов между работниками и администрацией интересы работников могут защищать государственные органы власти, ведающие трудовыми отношениями, и правовые органы в лице проку-ратуры и суда.
Интересы работников отстаивают также профсоюзные организации, которые создаются на предприятиях. Они являются третьей стороной в отношениях между трудовыми коллективами и администрацией предприятия. Профсоюзы улаживают трудовые споры, конфликты, способствуют заключению трудовых соглашений. Сами работники трудо-вых коллективов имеют широкую возможность отстаивать свои права, создавая органы самоуправления, рабочие ко-митеты, советы трудовых коллективов. Иногда конфликты между администрацией и коллективом приобретают острый характер в виде забастовок со стороны работников. Оста-новка производства, его блокирование порождают огром-ные потери, нарушают производственный ритм всего предприятия. Лучшая форма решения трудовых конфлик-тов -- примирение на взаимоприемлемой основе. Защита трудовых прав не должна входить в противоречие с соблю-дением работниками трудовых норм и обязанностей, ого-воренных в контрактах.
Учитель: Что такое «производительность труда»?
Ученики: ???
Учитель: Производительность труда -- способность человека произвести за определенное время некоторое количество изделий или оказать услуги. Это показатель эффективности работы предприятия, и исчисляется он количеством продукции, выпускаемой за час, смену, месяц, год. Он опре-деляется в натуральном и денежном выражении. В натураль-ном выражении производительность труда определяется как объем произведенной продукции, деленный на количество работников предприятия, или как объем произведенной продукции, деленный на затраченное время.
В денежном выражении производительность труда определяется как стоимость продукции, деленная на коли-чество работников, или стоимость продукции, деленная на затраченное время. В масштабе региона, отрасли или стра-ны производительность труда измеряется величиной вало-вого национального продукта или национального дохода, приходящегося на одного занятого работника в год.
Производительность труда и заработная плата -- это два взаимосвязанных понятия. Чем выше производительность труда, тем больше должна быть заработная плата. В промы-шленности применяются следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и договорная.
Учитель: Что такое «сдельная форма заработной платы»?
Ученики: ???
Учитель: Сдельная форма заработной платы подразделяется на следующие системы:
индивидуальную, где отдельному рабочему обеспечен фронт работ, поддающийся нормированию и учету;
коллективную, применяющуюся при коллективных формах организации труда;
бригадную, где оплата производится на один наряд с распределением общего заработка между членами бригады с учетом коэффициента трудового участия (КТУ).
На производстве применяются и другие виды оплаты труда, такие, как аккордная оплата (например, при аварии, устранении последствий пожара, наводнения и т.д.). Сдель-ная расценка устанавливается сразу на весь объем работ без разделения на отдельные операции, и до начала работы указывается общая сумма заработка и срок выполнения всего объема работ. Косвенно-сдельная оплата труда -- зара-боток рабочего зависит от результатов работы обслуживае-мых им основных рабочих-сдельщиков.
Различают сдельно-премиальную и повременно-преми-альную системы. Здесь рабочие получают премию за выпол-нение и перевыполнение установленных показателей преми-рования.
Показателями премирования могут быть: улучшение качества выпускаемой продукции и улучшение качествен-ных показателей работы. Это повышение надежности и долговечности, сокращение брака, повышение произво-дительности труда, увеличение объема производства и т.д.
V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Учитель:
Сегодня вы познакомились с ресурсами и факторами производства. А также о таких понятиях как трудовой коллектив, производительность и система оплаты труда
VI. Задание домашнего задания
Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 1 и § 2. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?
Учитель:
Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!
|