Министерство образования науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Специальность «Сервис на транспорте (автомобильном)»
100112
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
курсовой работе
по дисциплине: «Организация сервиса на транспорте (автомобильном)»
ТСВ-303.148.22.25.ПЗ
Тема курсовой работы:
«Организация сервиса при доставке грузов потребителям транспортной продукции с оптовой базы»
Руководитель работы:
Ипатова Л.В.
Автор работы:
Студент группы ТСВ-303
Токарев Я.А.
Челябинск 2008
Содержание:
Задание
Введение
1 Характеристика погрузочного пункта
1.1 Характеристика складского хозяйства;
1.2 Характеристика подвижного состава и средств механизации погрузочных работ;
1.3 Характеристика средств оперативной связи, подъездных путей, освещения и прочее;
2 Технологический расчёт
2.1 Определение площади склада;
2.2 Среднесуточная пропускная способность склада;
2.3 Эксплуатационная производительность подъёмно-транспортного механизма;
2.4 Суточная производительность автомобиля;
2.5 Определение потребного количества автомобилей;
2.6 Определение числа постов погрузки;
3 Правила приёмки и выдачи грузов
4 Требования к упаковке, транспортной таре, маркировке и пломбирования груза
5 Организация документооборота (транспортная и путевая документация)
Заключение
Приложения
Федеральное государственное учреждение
среднего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Специальность «Сервис на транспорте (автомобильном)»
100112
ЗАДАНИЕ
студенту дневного отделения группы ТСВ-303
Токарева Якова Андреевича
на разработку курсовой работы по дисциплине «Сервис на транспорте (автомобильном)»
на тему: «Организация сервиса при доставке грузов потребителям
транспортной продукции с оптовой базы»
Вариант №25
В курсовой работе необходимо выполнить следующие разделы:
Введение
1 Характеристика погрузочного пункта
1.1 Характеристика складского хозяйства;
1.2 Характеристика подвижного состава и средств механизации погрузочных работ;
1.3 Характеристика средств оперативной связи, подъездных путей, освещения и прочее;
2 Технологический расчёт
2.1 Определение площади склада;
2.2 Среднесуточная пропускная способность склада;
2.3 Эксплуатационная производительность подъёмно-транспортного механизма;
2.4 Суточная производительность автомобиля;
2.5 Определение потребного количества автомобилей;
2.6 Определение числа постов погрузки;
3 Правила приёмки и выдачи грузов
4 Требования к упаковке, транспортной таре, маркировке и пломбирования груза
5 Организация документооборота (транспортная и путевая документация)
Заключение
Приложения
Таблица 1. Исходные данные
|
Наименование
|
Усл. Обозначения.
|
Значения показателя
|
|
1 Вид груза
2 Класс груза (Чай,в пачках,ящиках)
3 Погрузка
4 Разгрузка
5 Вместимость склада, т.
6 Расчётная нагрузка на пол склада, т/м2
7 Срок хранения груза, qн
8 Марка автомобиля
9 Расстояние перевозки (длина гружёной ездки), км
10 Дни работы
11 Среднее время в наряде, час
12 Коэффициент использования пробега
13 Коэффициент технической готовности
14 Средний коэффициент неравномерности прибытия и отправления
15 Коэффициент, учитывающий размеры складской площади, необходимой для проходов, проездов и т.д.
16 Средняя масса груза, перемещаемая (погружаемая) за один цикл, т.
17 Условия перевозок
|
Ес
Е
Тхр
l ср
Др
Тн
В
Кпр
Qц
|
Тарно-штучные
2
Механизированное, вилочный электропогрузчик ЭП-107
Ручная
1470
3,25
5,0
ГАЗ 33024
13,5
366
9,7
0,486
0,886
1,27
2,0
0,60
в черте города
|
|
|
Введение
Сервис (обслуживание) - деятельность по предоставлению услуг, сопровождающая или обеспечивающая выполнение определенного процесса.
Важность и актуальность услуг подтверждается удельным весом этой сферы деятельности в валовом внутреннем продукте развитых стран, где он составляет 70 …80%. В России доля услуг в валовом внутреннем продукте составляет в настоящее время немногим более 50 %, а ежегодный прирост ее за период с 1998 по 2000 г. составлял около 7%.
В международном стандарте ИСО 8402-86 «Качество. Словарь, содержащий общие термины и определения в области качества» услуга определяется как деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, выраженных в форме спроса, которая не сводится к передаче права собственности на некоторый материальный продукт.
Важнейшим признаком услуги является то, что в ней неразрывно слиты два процесса - производство и потребление. При предоставлении услуги эти два процесса неотделимы друг от друга, в отличии от удовлетворения потребности вещной, предметной формой продукта.
Услуги подразделяются на материальные и нематериальные (образование, здравоохранение, различные виды искусства).
Транспортные услуги, как при перевозке грузов, так и при перевозке пассажиров, относятся к материальным услугам.
Транспортное обслуживание (сервис) определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг и услуг хранения. Экспедиционное обслуживание является составной частью движения товара от производителя к потребителю и включает в себя выполнение дополнительных работ и операций, без которых невозможен перевозочный процесс.
В условиях усиливающейся конкуренции между различными видами транспорта повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев становится одним из главных путей завоевания или расширения транспортного рынка. Для этого необходимо хорошо знать запросы потребителей транспортных услуг, свои возможности и возможности конкурентов, правильно определять маркетинговую стратегию транспортного обслуживания конкретных грузовладельцев и умело ее реализовать. Эта стратегия прежде всего должна предусматривать высокий уровень качества предлагаемых транспортных услуг, способных удовлетворить потребности грузовладельцев лучше, чем у конкурента.
Высокоорганизованный сервис является одним из важнейших условий функционирования современной логистики.
Предметом логистического сервиса является определенный комплекс (набор) соответствующих услуг, а объектом выступают, с одной стороны, сам товар в его физической форме, с другой - конкретные потребители материальных потоков. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо транспортно-экспедиционными фирмами, специализирующимися в области логистического обслуживания. Высокий уровень качества транспортных услуг достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания: чем больше услуг оказано потребителям, тем выше уровень качества обслуживания.
Развитие транспортно-логистического сервиса влечет за собой появление сложных проблем, связанных с ликвидацией мелких и средних предпринимателей в сфере транспортно-экспедиционной деятельности, созданием транспортно-экспедиционных центров, применяющих в своей деятельности современные информационные технологии.
Состав и структура показателей качества грузовых перевозок для всех видов транспорта устанавливаются ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества».
Наиболее важными комплексными показателями оценки качества услуг с точки зрения потребителя являются:
- окружающая среда (обстановка и интерьер офиса, оборудование, внешний вид персонала и т. д.;
- надежность ( исполнительность и доверие к результатам выполнения работ и услуг; доставка груза в нужное время и в необходимое место). Также понимается надежность информационных и финансовых процедур;
- доступность (легкость установления связей с исполнителем). Доступность также означает наличие запасов провозных возможностей;
- безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг);
- исполнительность (гарантии выполнения услуг опытным и компетентным персоналом);
- вежливость, отзывчивость персонала, взаимопонимание с потребителем (способность понять проблемы потребителя);
-коммуникабельность персонала (способность общаться с потребителем услуг на доступном и понятном ему языке);
- функциональность (характеризуется продолжительностью цикла обслуживания от получения заказа до его выполнения).
Мировая практика показывает, что для создания надежно работающей, экономичной, безопасной и экологически чистой транспортной системы, ориентированной на интересы гражданина, предпринимателя, рынка и общества в целом, необходимо наличие общих принципов развития национальной транспортной системы и отдельных ее элементов.
В настоящее время основным программным документом, на основе которого осуществляется развитие транспортной системы Российской Федерации, является федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг)».
В 2002 г. на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74 % объема грузовых перевозок. Перевозки осуществляли 175 тысяч организаций различных отраслей экономики и 170 тыс. индивидуальных владельцев автотранспортных средств.
Парк подвижного состава грузового автотранспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2002 г. достиг 3,5 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 1997-2002 гг. более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава.
В настоящей курсовой работе решаются конкретные вопросы организации сервиса при доставке грузов потребителям транспортной продукции с оптовой базы в свете реализации федеральной целевой программы, что должно обеспечить эффективное удовлетворение потребностей в перевозках грузов для данных потребителей.
1 Характеристика погрузочного пункта
1.1 Характеристика складского хозяйства
Для складского хозяйства характерно большое многообразие видов и типов складов, отличающихся друг от друга как размерами и особенностями устройства, так и применяемого оборудования и организации её работы.
В зависимости от назначения склады подразделяются на универсальные, которые используются для хранения и операций с грузами сборной номенклатуры, и специализированные, предназначенные для хранения определённой группы грузов и отдельных грузов.
По продолжительности хранения грузов различают склады краткосрочного и долговременного хранения.
По принадлежности различают склады общего пользования и ведомственные.
По конструктивным особенностям можно выделить следующие основные разновидности складов:
- открытые площадки для контейнеров и грамостских грузов;
- полузакрытые склады (навесы);
- закрытые одноэтажные и многоэтажные складские помещения;
- бункера и силосные склады для сыпучих грузов;
- резервуары наземные или подземные для наливных грузов;
- изотермические склады для скоропортящихся грузов;
и другие…
Таким образом, в курсовой работе предлагается в качестве перевозимого груза водка, ликёроводочные изделия, и вино в бочках, бутылках (ящиках).
Предпочтительно устройство складов прямоугольной формы, поскольку эта форма обеспечивает наиболее рациональное использование складской площади, наиболее выгодное расположение погрузочно-разгрузочных фронтов, необходимую естественную освещённость и наименьшую строительную стоимость здания.
Современные тенденции в проектировании и строительстве закрытых складских зданий характеризуется увеличением высоты внутренних помещений, использование стеллажных конструкций.
Размеры складов определяются исходя из их вместимости, обеспечивающей одновременное хранение определённого количества грузов.
Размещение и укладка грузов на складе могут быть различными, но, стремясь к наиболее полному использованию площади склада, необходимо не упускать из виду, что к любому месту груза должен быть обеспечен допуск погрузочного механизма.
На рисунке 1 показан (в качестве примера) одноэтажный склад, площадью 720 км2, предназначенный для хранения груза, перевозимого в пакетированном виде. Склад состоит из восьми грузовых и четырёх служебных отсеков. Каждый грузовой отсек рассчитан на 17 пакетов. При трёхъярусной установке пакетов склад вмещает 408 пакетов.
На складе предусмотрены 4 погрузочно-разгрузочных поста: 2 со стороны автомобильного и 2 со стороны железнодорожного подъездного пути.
На рисунке, представляющем схему складов в плане, показан один из постов, составляющем на посту под погрузкой автомобиля. Оперирующий возле автомобиля малогабаритный погрузчик ЭП-107, соединён штриховой линией, условно обозначающий траекторию движения погрузчика, с каждым из 17 запумерованных пакетов. Аналогичным образом погрузчик может взять груз и в любом из остальных грузовых отсеков склада.
Администрация складов обязана следить за путями движения погрузчиков, не допуская загромождения их грузами и посторонними предметами. На погрузочно-разгрузочных постах должны иметься в наличии перекидные трапы, обеспечивающие в случае необходимости возможность заезда погрузчика на платформу автомобиля.
Наряду с высокопроизводительными средствами механизации на складах могут применяться простейшие механизмы и приспособления (малой механизации).
1.2 Характеристика подвижного состава и средств механизации погрузочных работ
1.2.1 Характеристика подвижного состава
В курсовой работе для перевозки взята водка, ликёроводочные изделия, и вино в ящиках. Предлагается использовать автомобиль ГАЗ 33024
Ниже приведена краткая техническая характеристика:
Автомобиль ГАЗ 33024. бортовая (год выпуска 2007), предназначен для перевозки различных видов груза.
|
Весовые параметры:
|
Значения
|
|
Полная масса автомобиля ,кг
Грузоподъемность ,кг
|
5650
2500
|
|
Общие технические данные:
|
|
|
Колёсная формула
Кабина
Максимальная скорость, км/ч
Коробка передач
Расход топлива, л.
Мощность л/с
Тип двигателя
Расположение
Объём, л.
Мощность, л/с.
Грузовая платформа:
Длина, мм.
Высота, мм.
Ширина, мм.
Высота от уровня земли до пола кузова, мм.
|
4 на 2
3-х местная
112
мех, 5-ступенчатая
13,5
150
ЗМЗ 406
Р4Д
2,3
150
2403
390
1640
835
|
|
|
1.2.2 Характеристика средств механизации погрузочных работ
В курсовой работе предлагается для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе использовать вилочный четырёхколёсный электропогрузчик ЭП-107.
Краткая техническая характеристика вилочного четырёхколёсного электропогрузчика ЭП-107:
|
Параметры:
|
Значения
|
|
Грузоподъёмность на вилах, кг.
Наибольшая скорость вил при подъёме груза, м/с (м/мин).
Тоже без груза, м/с (м/мин).
Наибольшая скорость вил при опускании с грузом, м/с (м/мин).
Тоже без груза, м/с (м/мин).
Наибольшая скорость погрузчика с грузом, км/ч.
Тоже без груза, км/ч.
Высота подъёма груза на вилах, мм.
Габаритные размеры, мм:
Длина с вилами
Ширина
База, мм.
Наименьший радиус поворота, мм.
|
1000
0,141 (8,5)
0,2 (0,12)
0,121 (7б3)
0,3 (18)
7,3
8,0
4500
2415
910
1050
1320
|
|
|
1.3 Характеристика средств оперативной связи, подъездных путей, освещения и прочее
Весовое хозяйство погрузочно-разгрузочного пункта состоит из весов в необходимом количестве и ассортименте. Среди наиболее часто встречающихся на погрузочно-разгрузочных пунктах весов можно назвать разного рода товарные весы, на которых груз взвешивается в складских условиях перед погрузкой или после выгрузки, и автомобильные весы, на которых груз взвешивается вместе с перевозящим его автомобилем.
Для того, чтобы на автомобильных весах определить массу груза, доставленного автомобилем, взвешивание производится дважды: сначало до разгрузки, сразу после прибытия автомобиля, и затем после разгрузки (взвешивается порожний автомобиль). Разность между первым и вторым завесами соответствует массе доставленного груза.
Чаще всего встречаются автомобильные рычажные весы модели А-10 с пределами нагрузки (от 250 кг.до 10 тонн) и модели А-25 (от 500 кг.до 25 тонн). Современные тензометрические весы ВАТ-30 рассчитаны на взвешивание автомобилей общей массой до 30 тонн. Взвешивание автомобиля на тензометрических весах не обязательно производить при полной его остановке. Автомобильные весы новейших конструкций снабжаются печатным механизмом, автоматически фиксирующем установленную весами массу.
Подъездные пути к постам погрузки и выгрузки должны иметь твёрдое покрытие. Ширина проезда - при двухстороннем движении не менее 5,5 м., при одностороннем движении-3,5 м.
Дислокация подъездных путей зависит от особенностей планировки ПРП, но при проектировании общей сети подъездных путей на пункте следует стремиться избегать встречных и пересекающихся потоков движения.
Погрузочно-разгрузочный пункт должен иметь достаточное освещение как внутри склада, так и на всей открытой территории, позволяющие производить работу на пункте в тёмное время суток.
Рекомендуемая наименьшая степень освещённости-100 люкс. Минимальная освещённость на открытых площадках - 3 люкса, на подъездных путях - 1 люкс. Для централизованного оперативного руководства погрузочно-разгрузочными работами используются разнообразные виды проводной и беспроводной связи. Основным средством связи у диспетчера служит телефон. Диспетчер может организовать оповещение и отдать распоряжение на большой территории через репродуктор, с помощью которого он может вызвать любого бригадира и водителя для переговоров.
2 Технологический расчёт
2.1 Определение площади склада, м2:
Ec
Fс = --,
Е
Где: Ec -вместимость склада, тонн. [И.Д.];
Е-расчётная нагрузка на пол склада, тонн/м2. [И.Д.];
1470
Fс = ---- =452,3 м2
3,25
2.2 Среднесуточная пропускная способность склада, тонн:
Ec
Пс = ----,
Ун*Тхр
Где: Ун- коэффициент неравномерности прибытия и отправления [И.Д.];
Тхр- срок хранения груза [И.Д.];
1470
Пс = ------ = 231,4 тонн
1,27*5,0
2.3 Эксплуатационная производительность подъёмно-транспортного механизма
2.3.1 Время одного цикла при комбинированном перемещении груза, секунд
4h l*3,6 l*36
Тц=tз + tо + ---- + ------ + ------,
V V1 V2
Где: tз ; tо- время на захват и освобождение груза, секунд (от 5 до 10);
h- высота подъёма (опускания) груза на вилках, в метрах;
V- средняя скорость вил при подъёме (опускании) грузов, м/с;
l- длина перемещения груза, в метрах;
V1- скорость погрузчика с грузом, км/ч;
V2- скорость погрузчика без груза, км/ч;
4*4,5 18*3,6 18*3,6
Тц =7 +5+ ------ + ------ + ------ = 156,5 сек.
0,141 7,3 8
2.3.2 Производительность погрузочного механизма
1) Техническая, тонн/ч:
3600*qц
Wт = ------ ,
Тц
Где: qц- средняя масса груза, погружаемая за 1 цикл, тонн.
3600*0,60
Wт = -------- = 13,8 тонн
156,5
2) Эксплуатационная, тонн/ч:
Wэк = Wт * ? ,
Где: ? - коэффициент интенсивности работы машины (коэффициент использования рабочего времени ? = 0,7….0,8):
Wэк = 13,8*0,8 = 11,4
2.4 Суточная производительность автомобиля
2.4.1 Технико-эксплуатационные показатели
1) Коэффициент выпуска:
Дк - Драб
Јв = Јт - ------- ,
Др
Где: Јт - коэффициент технической готовности [И.Д.];
Драб - дни работы [366];
Дк - календарные дни за период [366];
366 - 366
Јв = 0,886 - ------- = 0,886
366
2) Среднее время в наряде, часов:Тн = 9,7
3) Грузоподъёмность автомобиля, тонн: q = 2,5
4) Коэффициент использования грузоподъёмности:г = 0,8
5) Средняя техническая скорость, км/ч. Так как автомобиль работает в городе, то рекомендуемое значение скорости: Vт = 25
6) Коэффициент использования пробега: Я = 0,486
7) Расстояние перевозки (Длина ездки) км.: lср = 13,5
8) Время простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку, часов:
tп-р = tп + tр + tдоп
tп-р=0,18+0,4+0,13=0,35
Где: tп - время простоя под погрузкой, часов;
tр - время простоя под разгрузкой, часов;
tдоп - время выполнения дополнительных операций, часов:
q* г
tп = ---- ,
Wэк
2,5*0,8
tп = ----- = 0,18
11,4
q*г*Нт
tр = ------ ,
2*60
Где: Нт - норма времени простоя под разгрузкой 1 тонны груза при ручном способе выполнения работ, минут:
2,5*0,8*14,1
tр = ------ = 0,23
120
nдоп*Ндоп
tдоп = -------- ,
60
Где: nдоп - количество дополнительных операций за ездку;
Ндоп - норма времени на выполнение дополнительных операций, минут.
2*4
tдоп = ---- = 0,13
60
2.4.2 Выработка автомобиля за сутки, тонн:
Тн*Vт*Я*q* г
Иа-д = ------------
lег+Vт*Я* tп-р
9,7*25*0,486*2,5*0,8
Иа-д = ----------------- = 35,9
13,5+25*0,486*0,35
2.5 Определение потребного количества автомобилей
Количество автомобилей в эксплуатации:
Qс
Аэ = ---- ,
Uад
Где: Qс - суточный объём перевозок, тонн:
Qс = 231,4
231,4
Аэ = ----- = 6,4(7 автомобилей)
35,9
Автодни в работе, АДр:
АДр = Др*Аэ ,
АДр = 366*6,4=2342,4
Автодни в хозяйстве, АДх:
АДр
АДх = ---- ,
Јв
2342,4
АДх = ------ = 2643,8
0,886
Среднесуточное число автомобилей, Асс:
АДх
Асс = ---- ,
Дк
2643,8
Асс = ----- = 7,2
366
2.6 Определение числа постов погрузки, nп:
Qс*цн
nп = ----- ,
Wэ*Тсм
231,4*1,27
nп = -------- = 3,2 (4 поста)
11,4*8
Вывод: Таким образом, для осуществления качественного обслуживания клиентуры при транспортировке (доставке) Чайных изделий в ящиках за год с оптовой базы потребуется 7 автомобилей марки ГАЗ-33024 и организация работы с постов погрузки, оснащённых погрузчиками марки ЭП-107
3. Правила приёмки и выдачи грузов
Автотранспортные предприятия принимают к перевозке грузов на основании утверждённых в установленном порядке планов и заключённых трудовых договоров на перевозку грузов, а также грузы разового характера.
Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяется автотранспортным предприятием в зависимости от объёма и характера перевозок. Автотранспортные предприятия обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава ко всем пунктам погрузки-разгрузки в соответствии с принятыми заявками, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав для данного вида перевозок и отвечающий санитарным требованиям.
Подача подвижного состава, не пригодного для перевозки, обусловленного договором груза приравнивается к неподаче транспортных средств. Отказ грузоотправителя от поданного автотранспортным предприятием подвижного состава должен сопровождаться составлением акта по установленной форме.
Автотранспортные предприятия обязаны перевозить грузы по кратчайшему расстоянию, открытому для движения автомобильного транспорта. При невозможности выполнить это условие, автотранспортное предприятие обязано известить об этом грузоотправителя при приёме заявки.
Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку:
1) Подготовить груз к перевозке (затратить, подгруппировать по грузополучателям) с тем, чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.
2) Заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда и прочее…
В случае, если груз, который был предъявлен грузоотправителям, в состоянии, не соответствующим правилам перевозки и не был приведён им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающим своевременную отправку груза, считается не предъявленным. В этом случае грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях, а также штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки.
Автотранспортные предприятия имеют право отказаться от приёма грузов к перевозке если:
1) Груз предъявлен грузоотправителям в ненадлежащей таре или упаковке.
2) Предъявленный груз не предусмотрен заявкой.
3) Вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъёмность подвижного состава.
4) Груз не может быть доставлен из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение перевозок.
Перевозка грузов может производиться автотранспортным предприятием как с выполнением транспортно-экспедиционных операций, так и без таковых.
Грузоотправитель (грузополучатель) может предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью в соответствии с установленным списком. Объявленная ценностью не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием и грузоотправителем, стоимость груза определяется экспертизой, о чём составляется акт.
Для того, чтобы груз был выдан грузополучателю своевременно и в надлежащем порядке, а также для того, чтобы грузополучатель подготовил подъездные пути, места приёмки и разгрузки, грузоотправитель обязан уведомить грузополучателя о предстоящем завозе. Грузополучатель обязан обеспечить приём груза и разгрузку автомобиля, прибывшего до окончания времени работы грузополучателя.
Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, выдаются грузополучателю в пункте назначения без взвешивания по счёту мест с проверкой веса и состоянием груза только в повреждённых местах. При определении количества груза с помощью взвешивания (или пересчёта), автотранспортное предприятие не несёт материальной ответственности при расхождении между весом груза (количества), указанным в товарно-транспортной документации грузоотправителей и фактическим весом груза, если разница не превышает:
а) Нормы естественной убыли;
б) Нормы расхождения в показании весов (нормы точности взвешивания грузов).
4 Требования к упаковке, транспортной таре, маркировке и пломбирования груза
4.1 Общие требования к упаковке:
Сохранность грузов при ее транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается за счет упаковки. Под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а также защиту окружающей среды от загрязнений. Соответственно, упаковывание -- это подготовка продукции к обращению (транспортировке, хранению, реализации и потреблению).
При перевозках грузов очень важным является соблюдение требований по упаковке грузов. Помимо того что упаковка является важным условием обеспечения сохранности грузов, она еще позволяет формировать грузовые единицы (по габаритам или массе), контролировать и учитывать количественные показатели грузов при их отгрузке и выдаче, рационально использовать грузовой объем транспортных средств, обеспечивать условия для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, пакетирования и маркировки грузов.
Основным элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции, является тара. Для перевозки грузов используется транспортная тара (тара, образующая самостоятельную транспортную единицу). Между тем условиями договора перевозки или транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что перевозка грузов осуществляется в потребительской упаковке (например, при перевозке грузов навалом, насыпью, пр.).
Тип и качество упаковки закрепляются в нормативно-технической документации на транспортировку конкретных видов грузов -- стандартах, технических условиях, правилах упаковки грузов при перевозке.
Транспортная организация не должна производить упаковку грузов -- это обязанность грузоотправителя. Между тем в основе исполнения обязательств лежит договор экспедирования грузов, поэтому обязанность по упаковыванию грузов и подготовке их к перевозке может быть возложена на транспортно-экспедиционное агентство.
4.2 Общие требования к транспортной таре:
Классификацию тары осуществляют в зависимости от формы. Наиболее распространенными видами тары, используемой при транспортировке грузов, являются:
Ящики
Под ящиком понимается закрытая со всех сторон транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов.
Шарниры, запоры, ручки и им подобные должны быть, по возможности, утоплены, гвозди и шурупы также не должны выступать. Тяжелые ящики должны быть снабжены снизу деревянными брусьями, позволяющими выполнение разгрузочно-погрузочных операций с помощью подъемно-транспортных средств. Усиливающие бруски должны быть смещены на дне и крышке в шахматном порядке, чтобы при штабелировании они входили во взаимозацепление и обеспечивали тем самым устойчивую погрузку. При необходимости прочность ящиков повышается за счет окантовки стальной или пластмассовой лентой. Ящики предназначены для упаковки тяжелых и бьющихся грузов.
Различают следующие виды ящиков:
1) Деревянные (решетчатые и сплошные). Представляют собой самонесущую рамную конструкцию, состоящую из досок и брусков, для прочности окантовываются стальной лентой, позволяют штабелирование и применение механизированных средств погрузки-разгрузки.
2) Картонные (из сплошного и гофрированного картона). Должны по своим свойствам и качеству соответствовать массе и свойствам перевозимых грузов; при решении вопроса о пригодности к транспортированию ящиков из сплошного или гофрированного картона существенным являются наличие и достаточность внутренней упаковки груза, размер и состояние ящика (первичное или повторное использование), следует также учитывать, является ли груз самонесущим или нет, удовлетворяет ли способ объединения стенок и закрытия ящика нагрузкам, возникающим при транспортировке.
3) Пластмассовые (из пластмассы, пенопласта, пр…). При использовании фасонных элементов из пенопласта и других материалов, в качестве единственной упаковки для определенных грузов, следует обращать внимание на то, чтобы кромки и углы не были раскрошены и обломаны; фасонные элементы должны быть надежно соединены.
Зачастую, при перевозке грузов автомобильным транспортом, в качестве транспортной тары используются коробки (тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая крышкой съемной или на шарнире).
Виды тары и упаковки, упаковочных средств, которые следует использовать при упаковывании конкретных грузов, устанавливаются в стандартах, технических условиях, иной нормативно-технической документации на эти грузы. Для большинства грузов требования к упаковке и таре установлены в ГОСТах на продукцию.
Требования к упаковке и таре зависят от разнообразных факторов -- от вида груза, его массы, размера, формы, пр. Также определяющим фактором при выборе упаковки и тары являются конструкция, состав и характеристика продукции, обусловливающие особые правила обращения с грузами при их транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах.
Например:
|
Вид груза
|
Цель упаковки
|
|
Хрупкие грузы
|
Защита грузов от механических повреждений
|
|
Сыпучие грузы
|
Герметичность, защита от россыпи, защита от влаги
|
|
Грузы, чувствительные к толчкам
|
Защита от механических повреждений, обеспечение соответствия характеристик и параметров установленным нормам (например, для электронных измерительных приборов -- точность измерения)
|
|
Грузы с жесткой конструкцией
|
Исключение возможности свободного перемещения внутри тары при погрузке-разгрузке и транспортировании
|
|
Грузы, чувствительные к атмосферным осадкам, температуре
|
Защита груза от порчи (гниения, ржавчины, пр.)
|
|
|
Упаковывание грузов для их транспортировки должно производиться с учетом безопасности тары для транспортных средств и работников, занятых в транспортном процессе. Это означает, что упаковка и тара не должны иметь выступающих частей (гвоздей, концов проволоки или стальной ленты, пр.), способных повредить транспортное средство, другие грузы, а также привести к травмированию работников.
При эксплуатации тары необходимо выполнять ряд требований:
тару следует загружать не более номинальной массы брутто;
способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары;
груз в таре должен находится ниже уровня ее бортов;
опрокидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении.
На каждую партию упакованных грузов (товаров) составляют либо общий упаковочный лист, либо упаковочный лист на каждое грузовое место. Общий упаковочный лист на партию вкладывается в грузовое место № 1 каждой отправляемой партии.
Иная сопроводительная документация также подлежит упаковыванию. Как правило, она вкладывается в конверты из водонепроницаемой бумаги или водонепроницаемые пакеты.
4.3 Общие требования к транспортной маркировке
Под транспортной маркировкой понимаются текст, условные обозначения и рисунки на упаковке, информирующие о получателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировке.
Согласно ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» транспортная маркировка должна содержать:
1. Основные, дополнительные и информационные надписи.
2. Манипуляционные знаки (изображения, указывающие на способы обращения с грузом).
ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» устанавливает следующие группы надписей:
1. Основные:
Полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя.
Наименование пункта назначения. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения.
Количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе -- порядковый номер места в партии, в знаменателе -- количество мест в партии.
Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:
- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);
- однородных грузов в разнотипной таре;
- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;
- комплектов оборудования;
- грузов в одном вагоне мелкими отправками.
2. Дополнительные:
Полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя. Наименование пункта отправления. Надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).
3. Информационные:
Массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию.
Габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и в ...........
Страницы: [1] | 2 |
|