Министерство путей сообщения Российской Федерации
Иркутский государственный университет путей сообщения
Забайкальский институт железнодорожного транспорта
Кафедра УПП
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте
“Организация работы сортировочной станции”
КР 24010003-Д31
Выполнил:
студент группы ОПУ-31
Никонюк А.А.
Проверил:
доцент
Демидова Н.А.
Чита 2004 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Технико - эксплуатационная характеристика станции “Н”
2. Определение объёма работы станции по отдельным её видам
2.1 Поездопотоки станции “Н”
3. Специализация парков и путей станции “Н”
3.1 Специализация путей парка приёма
3.2 Специализация парков и путей транзитного парка
3.3 Специализация путей парка отправления
3.4 Специализация парков и путей сортировочного парка
4. Разработка технологии работы станции
4.1 Информация о подходе поездов
4.2 Технология обработки составов в парках станции
4.3 Выбор типа и серии горочного локомотива
5. Нормирование маневровых операций
5.1 Расчёт элементов горочного цикла
5.2 Нормы времени окончания формирования составов на вытяжных путях станции
5.2.1 Окончание формирования одногруппного поезда
5.2.2 Время на окончание формирования двухгруппного поезда
5.2.3 Окончание формирования сборного поезда
5.2.4 Время на перестановку состава из сортировочного парка в парк отправления
5.3Число и очерёдность подач вагонов на грузовые места
5.3.1 Число и очерёдность подач вагонов на грузовые места по вместимости грузового фронта
5.3.2 Число и очерёдность подач вагонов на грузовые места по мощности локомотива
5.3.3 Число и очерёдность подач вагонов на грузовые места по времени обработки подач
6. Показатели работы станции
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Сортировочные станции предназначены в основном для сортировки вагонов по маршрутам следования и массового формирования из них поездов дальних назначений. Производственная деятельность сортировочных станций характеризуется, таким образом, расформированием большей части поступающих сюда поездов, накопления из них составов новых назначений, формирования и отправления поездов. Транзитные поезда без переработки или с частичным изменением состава в отличие от участковых станций имеют здесь меньший удельный вес в общем вагонопотоке, чем переработка вагонов.
Сортировочные станции размещают в пунктах массового зарождения или погашения вагонопотоков, в пунктах слияния или пересечения железнодорожных линий либо в крупных транспортных узлах. Расстояние между сортировочными станциями зависит от размещения производительных сил и конфигурации железнодорожной сети.
Объём работы с местными вагонами на самой сортировочной, как правило, невелик, хотя есть отдельные станции с примыканием крупных подъездных путей и значительной переработкой в связи с этим местного вагонопотока. Кроме того, на сортировочных станциях выполняются техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов и устранение выявленных неисправностей, смена локомотивов и локомотивных бригад, сортировка грузов, погрузка и выгрузка вагонов и обслуживание подъездных путей, формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками и другие операции. Для выполнения указанной работы на сортировочных станциях имеется 3 - 6 парков путей, общее число которых в зависимости от типа станции и объёма работы колеблется от 30 до 100 путей. На сортировочных станциях размещают: локомотивное и вагонное депо, пункты технического обслуживания вагонов, служебно-технические здания. Для расформирования-формирования поездов на сортировочных станциях сооружают механизированные сортировочные горки.
По объёму и характеру работы различают сортировочные станции основные (опорные) и районные.
К основным относятся сортировочные станции, перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками и формирующие сквозные поезда назначением на другие основные сортировочные станции.
К районным относятся сортировочные станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки и формирующие, как правило, сквозные поезда на ближайшие сортировочные станции.
В зависимости от вида сортировочных устройств, применяемых для расформирования-формирования составов, различают горочные станции, оборудуемых сортировочными горками большой, средней или малой мощности, и безгорочные, на которых устраиваются вытяжные пути. В зависимости от числа сортировочных комплектов различают односторонние (однокомплектные) и двусторонние (двухкомплектные) станции. Каждый сортировочный комплект на крупных станциях состоит из парков приёма, горки, сортировочного парка и парка отправления. На менее мощных станциях парк отправления может отсутствовать и сортировочный комплект может включать лишь парк приёма, горку и сортировочно-отправочный парк.
По взаимному расположению основных парков различают станции с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков. Расположение главных путей на сортировочных станциях может быть объемлющим и односторонним.
Специализация парков и путей на станциях должна осуществляться исходя из максимального их использования с учётом возможной взаимозаменяемости, обеспечения минимального числа враждебных маршрутов поездных и маневровых передвижений и минимального пробега вагонов и локомотивов.
1. ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ “Н”
В данной курсовой работе приведена сортировочная станция “Н” с последовательным расположением парков. Парк ПОП предназначен для приёма поездов поступающих в расформирование. Поездной локомотив от прибывшего поезда отцепляется и направляется по ходовому пути в локомотивное хозяйство. После соответствующей обработки состава в парке приёма и выполнения необходимых операций с документами в СТЦ горочный локомотив заезжает в хвост прибывшего состава поезда и надвигает состав на горку, а затем производит роспуск вагонов на пути сортировочного парка.
Верхняя часть путей сортировочного парка специализируется для нечётного вагонопотока, а нижняя - для чётного. После завершения накопления вагонов на составы нечётного направления и окончания формирования они вытягиваются в приемоотправочный парк ПОП, где с ними выполняются соответствующие операции по отправлению. Поездные локомотивы к этим составам подаются из экипировки по ходовому пути через тупик.
Чётные поезда, поступающие в расформирование, принимаются в парк приёма ПП. Поездной локомотив убирается из-под состава по ходовому пути. После расформирования составов, накопления и формирования на путях сортировочного парка новых составов чётных поездов, последние вытягиваются маневровыми локомотивами в парк отправления ПОП на пути нижней секции, с которых они после обработки и прицепки поездного локомотива отправляются.
Нечётные транзитные поезда принимаются по путям II и III в парк ТР и после их обработки и смены локомотивов отправляются дальше. Чётные транзитные поезда поступают также в парк ТР.
На станции “Н” также имеется подъездной путь на завод в верхней части приемоотправочного парка, также имеется грузовой двор и ВРД.
К сортировочной станции “Н” примыкают 3 участка: Н - Е, Н - Ж, Н - З. Схема железнодорожного направления указана на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1
Характеристику прилегающих участков отобразим в таблице 1.1
Таблица 1.1
|
Участки
|
Количество главных путей
|
Число промежуточных станций
|
Средства связи при движении поездов
|
Время хода поездов по прилегающим участкам
|
|
|
|
|
|
чётное
|
нечётное
|
|
Н - Е
|
2
|
8
|
АБ
|
14
|
16
|
|
Н - Ж
|
2
|
8
|
АБ
|
15
|
13
|
|
Н - З
|
1
|
8
|
ПАБ
|
14
|
13
|
|
|
На данной сортировочной станции “Н” имеется электрическая централизация стрелок и сигналов, сортировочная горка механизированная, станция оснащена двусторонней громкоговорящей связью сменных командиров с работниками парков и постов, связь списчика с технической конторой осуществляется по радиосвязи, связь ДСП, ДСЦ с маневровыми локомотивами осуществляется по радиосвязи, информационная связь осуществляется по телетайпу, документы пересылаются по пневмопочте, контора ДСЦ располагается в ЦТК.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЁМА РАБОТЫ СТАНЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЕЁ ВИДАМ
Расписание прибытия и разложения поездов по участкам отобразим в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.
|
№ п/п
|
ч. и мин. пр.
|
№ поез
дов
|
Род
поезда
|
Назначение вагонов и их количество от общего числа вагонов в составе поезда
|
|
|
|
|
|
н-з
|
з
|
и
|
л
|
р
|
н-ж
|
ж
|
к
|
м
|
о
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
|
00-20
01-05
01-35
02-30
03-00
03-45
04-20
04-50
05-05
05-20
06-00
06-15
06-30
07-20
08-00
08-18
08-25
08-45
09-20
09-35
10-40
11-15
11-55
12-10
12-45
13-10
13-50
14-05
15-25
15-45
16-05
16-35
17-05
18-15
18-30
19-10
20-00
20-05
21-00
21-15
22-20
22-50
23-15
|
|
Разб
Тр
Разб
Разб
Разб
Разб
Разб
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
Разб
Разб
Тр
Тр
Разб
Разб
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
|
7
7
3
10
7
7
10
3
3
3
7
3
7
|
6
13
3
7
13
10
6
6
3
10
7
10
10
7
7
10
10
3
3
10
3
7
|
10
3
13
3
3
6
10
7
13
16
10
10
3
3
3
3
10
7
10
7
10
7
7
|
3
65
3
10
3
13
13
10
13
3
7
6
10
6
13
10
65
10
10
7
10
65
10
13
10
17
13
6
|
3
10
3
13
13
6
6
65
10
6
13
20
6
10
65
13
10
6
6
13
10
10
6
65
13
13
6
65
20
10
13
7
|
6
7
3
3
10
3
7
6
3
3
7
10
6
3
3
|
10
3
13
10
10
13
10
10
6
10
6
6
7
7
10
6
6
6
10
6
10
|
10
10
10
3
7
7
7
10
7
6
10
3
10
13
10
3
3
6
6
7
7
3
13
10
13
6
|
13
10
6
6
10
10
7
10
10
10
6
10
65
3
10
10
6
6
16
13
7
3
65
10
6
13
10
65
7
16
|
7
10
7
7
10
6
7
10
6
10
65
7
6
13
10
7
10
6
6
6
6
65
7
7
13
6
65
6
13
10
|
1
3
3
2
3
1
3
3
1
1
1
3
|
2
3
3
1
2
2
3
2
2
2
2
3
|
3
2
3
3
3
1
3
3
1
2
1
3
|
3
1
3
3
1
3
2
7
2
1
3
3
|
|
сумма
|
|
|
|
77
|
164
|
174
|
229
|
275
|
80
|
175
|
200
|
244
|
219
|
25
|
27
|
28
|
32
|
|
|
Таблица 2.1
Расписание прибытия и разложения грузовых поездов с участка Н - Е
m=65
Данные о расписании прибытия и разложении грузовых поездов с участка Н - Ж заносим в таблицу 2.2
Таблица 2.2
Расписание прибытия и разложения грузовых поездов с участка Н - Ж
m=65
|
№ п/п
|
ч. и мин. пр.
|
№ поезда
|
Род
поезда
|
Назначение вагонов и их количество от общего числа вагонов в составе поезда
|
|
|
|
|
|
н-е
|
е
|
д
|
г
|
в
|
б
|
а
|
н-з
|
з
|
и
|
л
|
р
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
|
00-15
01-05
02-00
03-15
04-45
06-10
07-25
08-30
09-50
10-55
12-10
13-05
14-10
16-55
17-45
18-40
19-40
20-25
21-35
22-40
23-25
|
|
Разб
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Разб
Тр
Разб
Тр
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
Разб
Тр
|
7
3
3
10
3
3
7
6
3
|
13
7
7
17
7
7
13
7
3
3
|
3
3
10
10
3
13
10
3
7
7
|
10
10
6
6
7
3
10
10
13
6
3
10
20
|
10
7
13
65
20
13
13
3
65
13
13
16
65 13
20
13
65
|
13
7
65 7
13
10
13
3
65
7
10
10
10
3
|
13
13
10
7
65
16
65
7
16
10
10
10
20
13
|
3
3
7
|
3
3
3
|
3
3
3
3
3
3
|
3
3
3
|
3
3
3
3
|
3
3
3
3
3
|
3
3
3
3
|
3
3
3
3
|
3
3
3
3
3
|
|
сумма
|
|
|
|
45
|
84
|
69
|
114
|
167
|
106
|
145
|
13
|
9
|
18
|
9
|
12
|
15
|
12
|
12
|
15
|
|
|
Данные о расписании прибытия и разложении грузовых поездов с участка Н - З заносим в таблицу 2.3
Таблица 2.3
Расписание прибытия и разложения грузовых поездов с участка Н - З
m=65
|
№ п/п
|
ч. и мин. пр.
|
№ поезда
|
Род
поезда
|
Назначение вагонов и их количество от общего числа вагонов в составе поезда
|
|
|
|
|
|
н-е
|
е
|
д
|
г
|
в
|
б
|
а
|
н-ж
|
ж
|
к
|
м
|
о
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
|
00-25
01-20
02-25
03-10
04-55
06-20
07-40
09-10
10-35
11-40
12-35
13-25
14-15
17-00
17-45
18-35
19-30
20-25
21-20
22-30
23-40
|
|
Тр
Разб
Разб
Тр
Тр
Разб
Тр
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
Тр
Разб
Разб
|
7
3
7
10
7
3
3
|
7
10
3
3
7
3
|
3
10
16
3
7
10
7
10
13
7
7
17
|
7
13
10
7
13
3
13
10
|
65
10
13
10
23
13
65
16
10
16
10
65
17
16
65
7
13
|
13
14
65
7
3
10
10
10
65
13
10
13
6
16
3
|
16
13
65
13
65
7
13
7
10
10
13
7
13
16
23
|
3
3
3
|
3
6
3
3
6
3
|
3
3
3
3
3
3
|
3
3
3
3
3
|
3
3
|
3
3
3
3
|
3
3
3
3
|
3
3
3
3
3
|
3
3
3
3
|
|
сумма
|
|
|
|
40
|
33
|
110
|
76
|
174
|
128
|
161
|
9
|
24
|
18
|
15
|
6
|
12
|
12
|
15
|
12
|
|
|
На основании данных таблиц 2.1, 2.2, 2.3 разрабатываем общую таблицу вагонопотоков.
Таблица 2.4
|
на
из
|
Е
|
Ж
|
З
|
ст. Н
|
итого
|
|
|
|
|
|
|
тр. б./п.
|
тр. с./п.
|
|
Е
|
-
|
520/730
|
520/722
|
112
|
1040
|
1564
|
|
Ж
|
390/918
|
-
|
-/72
|
54
|
390
|
1044
|
|
З
|
455/919
|
-/61
|
-
|
51
|
455
|
1031
|
|
1885
|
3639
|
|
|
Местную работу станции “Н” заносим в таблицу 2.5.
Таблица 2.5
|
№ п/п местной работы
|
наименование
|
Выг
рузка
|
Пог
рузка
|
Баланс порожних назначений
|
|
|
|
|
|
+
|
-
|
А
|
Б
|
К
|
О
|
Л
|
И
|
|
21
|
Грузовой двор
|
88
|
90
|
-
|
2
|
30
|
30
|
|
|
30
|
|
|
22
|
Завод
|
83
|
90
|
-
|
7
|
30
|
30
|
30
|
|
|
|
|
23
|
Склад топлива
|
92
|
0
|
92
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
Сортировочная
платформа
|
97
|
97
|
-
|
-
|
32
|
|
|
32
|
|
31
|
|
|
2.1 ПОЕЗДОПОТОКИ СТАНЦИИ “Н”
Поездопотоки определяются исходя из заданного количества вагонов в составе плана формирования и с учётом остатка вагонов на путях на начало суток на основании следующей формулы:
Ni=ni+nост.i/m; (поезд) (2.1)
где ni - мощность i-го назначения (по итогам таблиц 2.1, 2.2, 2.3);
nост.i - остаток i-го назначения;
m - количество вагонов в составе.
Число поездов округляем до целого с учётом условия: допускается формировать поезда с превышением нормы массы на 10%.
На основании формулы 2.1 определяем поездопотоки:
Nн-з=(77+13+0)/65=1,38~2 (поезда);
Nз=(164+9+28)/65=3,09~3 (поезда с превышением массы);
Nи=(174+18+5/65)/65=3,03~3 (поезда с превышением массы);
Nл=(229+9+6)/65=3,75~4 (поезда);
Nр=(275+12+29)/65=4,86~5 (поездов);
Nн-ж=(80+9+50)/65=2,13~2 (поезда с превышением массы);
Nж+к=(175+200+24+18+47)/65=7,13~7 (поездов с превышением массы);
Nм+о=(244+219+15+6+15)/65=7,67~8 (поездов);
Nн-е=(45+40+70)/65=2,38~3 (поезда);
Nв+б=(167+106+174+128+35)/65=9,38~9 (поездов с превышением массы);
Nд=(69+110+60)/65=3,67~4 (поезда);
Nг=(114+76+18)/65=3,2~3 (поезда);
Nе=(33+84+4)/65=1,86~2 (поезда);
Nа=(145+161+78)/65=5,91~6 (поездов).
На основании произведённых вычислений составляем таблицу мощности вагонопотоков по назначениям плана формирования.
Таблица 2.6
|
Назначение
поездов
|
Назначение
групп вагонов
|
Категория
поезда
|
Мощность
назначения ni
|
Остаток
вагонов nост.i
|
|
Н - З
|
На промежуточные станции участка Н-З
|
Сборный
|
90
|
0
|
|
З
|
На первую попутную техническую станцию З
|
Участковый
|
173
|
28
|
|
И
|
На станцию И и далее до Р исключительно
|
Сквозной
|
192
|
5
|
|
Л
|
На станцию Л и далее до Р исключительно
|
Сквозной
|
238
|
6
|
|
Р
|
На станцию Р и далее исключительно
|
Сквозной
|
287
|
29
|
|
Н - Ж
|
На промежуточные станции участка Н-Ж
|
Сборный
|
89
|
50
|
|
Ж + К
|
На станцию Ж и станцию К
|
Двухгрупный сквозной
|
417
|
47
|
|
М + О
|
На станцию М и станцию О
|
Двухгрупный сквозной
|
484
|
15
|
|
Н - Е
|
На промежуточные станции участка Н-Е
|
Сборный
|
85
|
70
|
|
В + Б
|
На станцию В и станцию Б
|
Двухгрупный сквозной
|
575
|
35
|
|
Д
|
На станцию Д и далее до А исключительно
|
Сквозной
|
179
|
60
|
|
Г
|
На станцию Г и далее до А исключительно
|
Сквозной
|
190
|
18
|
|
Е
|
На первую попутную техническую станцию Е
|
Участковый
|
117
|
4
|
|
А
|
На станцию А и далее исключительно
|
Сквозной
|
306
|
78
|
|
|
По результатам расчётов разрабатывается схема поездопотоков через станцию “Н” (Рис. 2.1); разрабатывается схема поездопотоков своего формирования (Рис. 2.2); строится диаграмма поездопотоков станции “Н” (Рис. 2.3).
3. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПАРКОВ И ПУТЕЙ
Специализация парков и путей должна устанавливаться исходя из обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы, максимальной ликвидации враждебных пересечений при пропуске по станции вагонопотоков отдельных направлений, обеспечения выполнения местной работы и равномерного распределения маневровой работы между маневровыми районами и вытяжными путями.
3.1 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПУТЕЙ ПАРКА ПРИЁМА
В парке приёма пути для поездов поступающих в расформирование. Специализируются в зависимости от числа поездов и направления следования.
Специализация путей во всех парках должна быть взаимосвязана.
В парке приёма 6 путей: 1,2,3 пути для приёма поездов поступающих с Н - З и Н - Ж; 4,5,6 пути для приёма поездов поступающих с Н - Е.
3.2 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПУТЕЙ ТРАНЗИТНОГО ПАРКА
Общий транзитный парк 6 путей, специализируется по направлениям: 1,2,3 пути для пропуска поездов с Н - З и Н - Ж на Н - Е; 4,5,6 пути для пропуска поездов с Н - Е на Н - Ж и Н - З.
Угловые транзитные поезда отправляются с тех же путей, на которые они принимались.
3.3 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПУТЕЙ ПАРКА ОТПРАВЛЕНИЯ
В парке отправления 6 путей, которые также удобно специализировать по направлениям: 1,2,3 пути для отправления поездов на Н - Е; 4,5,6 пути для отправления поездов на Н - З и Н - Ж.
3.4 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПУТЕЙ СОРТИРОВОЧНОГО ПАРКА
Специализация путей сортировочного парка должна обеспечивать равномерное распределение работы между маневровыми локомотивами, равномерную загрузку вытяжных путей, безопасность производства манёвров, должна быть увязана со специализацией путей парка отправления и с назначениями плана формирования:
1 путь - для накопления вагонов на грузовой двор;
2 путь - для накопления вагонов на завод;
25 путь - для накопления вагонов на сортировочную платформу;
26 путь - для накопления вагонов на склад топлива;
27 путь - отсевной для неисправных в ВРД (вагоноремонтное депо);
28 путь - для ремонта неисправных вагонов.
Все остальные пути выделяем для накопления вагонов по назначениям плана формирования. При этом соблюдаем следующие требования:
для накопления 2-х групных поездов выделяем по 2 пути. При этом пути располагаем рядом и в одном пучке;
для накопления сборных поездов выделяем по одному пути, так как время окончания формирования сборных поездов большое пути для их накопления выделяем в разных пучках;
для одногруппных назначений выделяем по 1 пути, но если назначения мощные (более 200 вагонов/ сутки), то для них выделяется по 2 пути. Они также располагаются рядом и в 1 одном пучке.
Специализацию путей сортировочного парка представим в виде таблицы.
Таблица 3.1
Страницы: [1] | 2 |
|