2
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ:
ПО НАВИГАЦИИ И ЛОЦИИ
Навигационное планирование перехода Алжир - Сплит
Содержание
- Введение
-
- Навигационно-географический очерк
- Навигационная информация
- Гидрометеорологический очерк
- Приметные пункты
- Санитарно - карантинная служба
Введение
Навигация - часть общей науки о судовождении, состоящей из целого комплекса отдельных дисциплин, которые теоретически и практически решают следующие задачи:
выбор кратчайшего и наивыгоднейшего пути судна с учетом навигационной и гидрометеорологической обстановки;
безаварийное проведение судна по выбранному пути;
изучение старых и выработка новых методов вождения судов с помощью штурманских приборов и навигационных
систем, отвечающих современному уровню развития науки и техники.
Навигация занимает ведущее место в комплексе дисциплин судовождения, так как ее основные теоретические положения и требования являются основой для развития и совершенствования других дисциплин.
В навигации рассматриваются:
основные понятия о форме и размерах Земли;
основы теории картографических проекций, применяемых в судовождении, и решение на них аналитическими и графическими способами специфических штурманских задач по проводке судна с учетом воздействия различных факторов;
вопросы определения направлений и пройденного расстояния в море;
методы счисления пути и способы определения места судна в море по береговым и плавучим ориентирам с помощью штурманских приборов и инструментов и технических средств судовождения, а также способы определения поправок этих приборов и оценки точности определения места;
вопросы управления и безаварийной проводки судна при особых условиях, шхерах, во льдах, в условиях ограниченной видимости;
наивыгоднеший способы выбора маршрута при плавании на большие расстояния с учетом экономической выгоды при этом.
Лоция - изучает и описывает океаны, моря, реки, озера, в гидрографическом отношении и особенно подробно районы побережья и районы навигационной опасности, средства навигационного оборудования морских путей.
|
Навигация
|
Наука, построенная на строгой математической основе. Ее теоретические положения и требования разработаны с большой точностью. Однако конкретная обстановка на море, под час очень сложная. не всегда позволяет штурману получить необходимою навигационную информацию с требуемой точностью даже при помощи современных технических средств. Достоверность и точность полученной информации во многом зависят еще от опытности. Поэтому судовождение, основанное на научно
|
математической базе в соединении с рекомендациями хорошей морской практики, обеспечивает безопасность судна при плавании в любой обстановке.
|
|
|
Шевченко А.А.
Генеральные карты
|
№
п/п
|
Номер
карты
|
Название карты
|
Масштаб
карты
|
Первое
издание
|
Новое
Издан.
Бол. кор.
|
|
1.
2.
3.
4.
|
30306
30305
30399
30307
|
Адриатическое море
Ионическое море
Тирренское море
От Балкарских островов до островов Сардиния и Корсика
|
1000000
1000000
1000000
1000000
|
|
|
|
|
Путевые карты
|
№
п/п
|
Номер
карты
|
Название карты
|
Масштаб
карты
|
Первое
издание
|
Новое
Издан.
Бол. кор.
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
31031
31030
31029
31028
31027
31026
31034
31039
31040
|
Северная часть Адриатического моря
Южная часть Адриатического моря
Восточная часть Ионического моря
Западная часть Ионического моря
Район к юго-востоку от острова Сицилия
Тунисский пролив
От острова Сардиния до острова Сицилия
От мыса Рас-Энгела до мыса Корбелен
От мыса Корбелен до залива Оран
|
500000
500000
500000
500000
500000
|
|
|
|
|
Частные карты и планы
|
№
п/п
|
Номер
карты
|
Название карты
|
Масштаб
карты
|
Первое
издание
|
Новое
Издан.
Бол. кор.
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
|
38322
32304
32303
32301
32300
32311
32312
32313
32314
32316
32317
32330
32331
32332
32333
32334
36318
39318
|
Порт Сплит
От острова Ластово до острова Муло
От мыса Волувица до острова Млет
От порта Бриндизи до мыса Волувица
Пролив Отранто
Залив Таранто
От мыса Алисе до мыса Спартивито
От мессинского пролива до порта Сиракузы
Мальтийский пролив
От залива Джела до мыса Гранчтола с островами Гудеш и Ликоса
Северо-западная часть Тунисского пролива
От мыса Рас-эт-Тиб (Бан) до порта Бизерта
От порта Бизерта до порта Аниаба
От порта Аниаба до порта Джиджелли
От порта Джиджелли до гавани Деллис
От гавани Деллис до порта Шершель
Алжирская бухта Порт Алжир
|
10000
20000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
25000
10000
|
|
1984г.
|
|
|
Список пособий
|
№
п/п
|
Адмиралтейс-
кий номер
|
Название пособия
|
Год
издания
|
Приме-
чание
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
|
7202ДСП
9025
9010
9011
2219
2220
3203
6238
6242
6243
9002
9004
9005
1249
1248
1253
|
Каталог карт и книг. Часть III
Условные знаки морских карт
Таблицы морских расстояний
Мореходные таблицы
Огни Средиземного моря I. Восточная часть.
Огни Средиземного моря II. Западная часть.
Радиотехнические средства навигационного оборудования
Атлас поверхностных течений Средиземного моря
Атлас волнения и ветра Средиземного моря
Гидрометкарты Средиземного моря
Морской астрономический ежегодник
ВАС Том II для широт 20о-39о
ВАС Том III для широт 40о-59о
Лоция Средиземного моря. Часть VI. Адриатическое море
Лоция Ионического моря и острова Сицилия
Лоция Юго-западной части Средиземного моря
|
1985г.
1958г.
1975г.
1982г.
1982г.
1983г.
1981г.
1974г.
1983г.
1970г.
1978г.
1973г.
|
|
|
|
Сведения о маяках
|
Назв. маяка
или предмета
|
Дальность
учета видим. глаза
|
Характер
и период
огня
|
Пеленг
открыт
|
Время открыт
|
Траверз
расстояния
|
Время
на
траверзе
|
|
Сплит
Ражаль
Водняк-Вели
Стонгица
Проезд
Сушац
Под-Мгару
Струга
Глават
Палагружа
Сан-Катальдо
Отранто
Кастелло-а-Маре
Санта-Мария-Леук
Колонне
Риццуто
Стило
Скартивенто
Мурро-Порко
Каццо-Скадаро
Скаламбри
Гордан
Снадилло
Рас-эт-Тиб (Бон)
Зембретта
Канч
Рас-Энгела
Серрат
Роса
Гард
Фер
Бугарун
Бенгут
Матифу
Бриз-Лаш-Эст
|
12,8 миль
15,8 миль
17,8 миль
32,8 миль
13,8 миль
26,8 миль
11,8 миль
29,8 миль
22,8 миль
28,8 миль
24,8 миль
26,8 миль
36,8 миль
26,8 миль
26,8 миль
19,8-15,8
24,8 миль
26,8 миль
19,8 миль
26,8 миль
18,8 миль
27,8 миль
26,8 миль
32,8 мили
13,8 миль
32,8 миль
30,8-27,8
26,8-22,8
12,8 миль
33,8 мили
21,8 миль
31,8 миль
37,8 миль
25,8 миль
11,8 миль
|
Пр (6с) 10МТ (н) (с)
БлПр (5с) 13МТ (с)
БлПр (6с) 15М
БлПр (15с) 30М
БлПр (3С) 11М
БлПр (15с) 224М
БлПр2 (6с) 9М
БлПр (10с) 27М
БлПр3 (24с) 20М
БлПр (17,5с) 26М
БлДлПр (5с) 22М
БлПр (5с) 24М
БлПр4 (20с) 34М
БлПр3 (15с) 24М
БлПр (5с) 24М
БлКрДлПр2 (10с) 17-13
БлПр3 (15с) 22М
БлПр (8с) 24М
БлПр (5с) 17М
БлПр3 (15с) 24М
БлПр2 (8с) 16м
БлПр (7,5с) 25м
БлПр2 (10с) 24
БлПр3 (20с) 30
БлПр (4с) 11М
БлПр2 (10с) 30М
БлКрПр (2,5с) 28-25
БлКрПр (10с) 221-20
БлПр2 (6с) 10М
БлПр (5с) 31М
БлПр3 (15с) 19М
БлПр2 (10с) 29М
БлПр4 (25с) 35М
БлПр3 (15с) 23М
КрЗтм (4с) 9М
|
205 о
202о
203о
116о
158о
112,5о
129о
87о
209,5о
181о
174,8о
157о
208о
268о
307,5о
284о
279о
275о
246,5о
227о
227о
267о
270о
235о
271о
251о
235о
236о
236о
234,9о
247о
232о
228о
0о
|
00.00ч
00.00м
00.30м
01.15м
02.30м
01.59м
03.34м
03.02м
04.00м
03.52м
13.20м
14.12м
10.16м
15.56м
21.40м
23.22м
01.16м
03.28м
08.08м
08.40м
12.44м
12.44м
19.40м
22.30м
00.35м
01.34м
03.16м
15.28м
19.44м
19.44м
22.28м
23.50м
07.50м
11.39м
|
8 кбт
5 кбт
2 мили
4 мили
6,8 миль
5 миль
6,5 миль
9 миль
20 миль
25 миль
12,5 миль
12,5 миль
11 миль
6 миль
20 миль
19,8 миль
22 мили
23 мили
17 миль
13,8 миль
20 миль
20 миль
10 миль
10 миль
11,5 миль
13 миль
13.6 миль
5 миль
19 миль
19 миль
12 миль
12 миль
16 миль
3 мили
|
00.00 ч
01.10 м
01.59 м
02.30 м
03.14 м
03.48 м
04.09 м
04.28 м
04.52 м
04.40 м
14.32 м
15.44 м
13.28 м
18.08 м
22.40 м
23.22 м
02.00 м
04.28 м
08.48 м
10.04 м
14.00 м
14.00 м
21.16 м
00.32 м
01.00 м
04.00 м
05.14 м
17.12 м
21.36 м
21.36 м
23.28 м
01.44 м
11.18 м
14.06 м
|
|
|
Расчеты курсов
|
№Курса
|
ИК
|
Расстояние
покурсу
|
Скорость
|
Координаты точкиповорота
j
|
Координаты точкиповорота
l
|
Объекты ипеленги на них в моментповорота
|
Стр. Лоциии др.
пособий
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
|
219о
187,5о
215о
147о
217,5о
272о
288о
295о
270о
246о
270о
234о
|
7,5 миль
50 миль
11 миль
220 миль
280 миль
46 миль
163 мили
42 мили
14,5 миль
42,5 мили
241 миля
53 мили
|
10 уз
10 уз
15 уз
15 уз
15 уз
15 уз
15 уз
15 уз
15 уз
15уз
15 уз
10 уз
|
43о24ў N
43о19ў N
43о10,5ў N
40о01,5ў N
36о25ў N
36о24ў N
37о16,5ў N
37о34,5ў N
37о34,5ў N
37о17ў N
9о05ў N
37о18,5ў N
|
16о25ў E
16о24ў E
16о16ў E
18о45ў E
15о11ў E
14о14ў E
11о00ў E
10о12ў E
9о53,7ў E
9о05ў E
37о17,5ў E
4о00ў E
|
Мк Ражаль 186о
Мк Ражаль 277о
Мк Водняк 125о
Мк Отранто 284о
Мк Каццо 352о
Мк Гордан 184о
Мк Рас-Тиб 168о
Канч 194о
Рас-Энгела 210о
Серрат 116о
Бенгут 191о
|
|
|
|
Корректура карт.
В результате изменений непрерывно происходящих в навигационной обстановке, карты и руководство для плавания сравнительно быстро устаревают. Вследствие этого безопасность мореплавания в значительной мере зависит от поддержания карт и руководств для плавания на уровне современности. Систематическое исправление и дополнение сведений на картах и руководствах с целью постоянного поддержания на уровне современности, т.е. привидение их в соответствие с действительной обстановкой на море называется корректурой.
Своевременное оповещение мореплавателей о всех изменениях навигационной обстановки и режима плавания в океанах и морях осуществляется:
а) Передачей навигационной информации по радио в воде:
НАВИП на прибрежные воды иностранных государств и воды открытого моря;
районных предупреждений НАВАРЕА в соответствии с мировой системой навигационных предупреждений;
прибрежных предупреждений.
б) Передачей местных предупреждений.
в) Доведением навигационной информации через печатные издания:
Извещения мореплавателям ГУНиО МО и приложения;
Извещения мореплавателями гидрографических служб флотов.
г) Изданием:
дополнений и сводных корректур к руководствам для плавания;
вклеек на отдельные участки навигационных карт.
д) Переизданием карт и руководств для плавания.
Навигационная информация передаваемая по радио.
По своему характеру и срокам передачи НАВИП, передаваемое по радио, подразделяются на внеочередные передачи оповещений об опасности для мореплавателей и по расписанию очередных НАВИП.
Извещения мореплавателям.
Сведения публикующиеся в ИМ, обязательны для использования мореплавателями.
Извещения мореплавателям ГУНиО МО издаются на прибрежные воды иностранных государств, воды открытого моря и на районы прибрежных вод СНГ. В ИМ публикуются сведения необходимые для поддержания на уровне современности карт и руководств для плавания, предназначенных для захода иностранных судов в открытые порты СНГ.
Выпуск ИМ ГУНиО МО составляются по следующей схеме:
титульный лист на котором указывается издатель, номер и дата публикации выпуска, номера ИМ, НА-ВАРЕА и НАВИП, включенные в данный выпуск и общие сведения справочного характера. В конце листа приводятся номера ИМ, НАВАРЕА и НАВИП, в которых сообщается о новых сооружениях на море, представляющих опасность для мореплавания;
Содержание: перечень карт, руководств и пособий для плавания, подлежащих корректуре по данному выпуску. Приложения издаются с грифом "ДСП" по каждому четвертому выпуску ИМ ГУНиО МО и имеют свою порядковую нумерацию.
Порядок переиздания (корректуры) карт.
Различают следующие виды переиздания (корректуры) карт:
новое издание;
малая корректура;
вклейки.
Новые издания карт печатаются в тех случаях, когда исправления настолько значительны, что не могут быть нанесены иначе, как путем полного или частичного пересоставления и изготовления новых издательских оригиналов карт.
Исправления, связанные с изменением геоденной основы, также вызывают необходимость печатать карту новым изданием.
По выходе карт новым изданием предыдущие тиражи этих карт считаются непригодными для навигационных целей и изымаются из пользования, о чем объявляется в приложениях к ИМ ГУНиО МО или во втором отделе ИМ,
С малой корректурой карты печатаются по мере израсходования предыдущих тиражей и необходимости их пополнения. При подготовке к печати очередного тиража печати карты на нее наносятся все корректурные исправления, объявленные в постоянных ИМ. По выходе карт с малой корректурой предыдущие тиражи карт остаются пригодными для пользования.
Вклейки издаются в тех случаях, когда отдельные участки карты подверглись таким изменениям, которые не могут быть объявленными в ИМ и в тоже время не вызывают необходимости печати, карты новым изданием. О выходе в свет вклеек объявляется в приложениях к ИМ или в отделе II выпусков ИМ ГУНиО МО.
Порядок переиздания (корректуры) руководств для плавания.
Переиздание руководств для плавания осуществляется в тех случаях, когда объем исправлений достигает 15% объема текста руководства.
По выходе из печати переизданного руководства для плавания предыдущие его тиражи считаются непригодными для навигационных целей и изымаются из пользования. Поддержание руководств для плавания на уровне современности осуществляется в береговых корректорских подразделениях, и на судах по дополнениям, ИМ и сводным корректурам.
Дополнения к лоциям, а в отдельных случаях и к другим руководствам для плавания издаются по мере пополнения корректуры.
Дополнениям присваиваются очередные номера.
В дополнение не включаются те пункты предыдущего дополнения, которые содержат указания только об отмене прежней корректуры.
Такой порядок опубликования сведений в дополнениях позволяет корректировать по последнему дополнению как лоцию, ранее не корректировавшуюся, так и лоцию, откорректированную по предыдущему дополнению. Пункты в дополнении располагаются в той же последовательности, в какой составлено корректируемое руководство для плавания. Слева от пунктов указываются страницы и строки, к которым относится объявляемая корректура. Сводные корректуры к руководствам для плавания издаются, как правило, ежегодно. О выходе в свет дополнений и сводных корректур объявляется в приложениях к ИМ ГУНиО МО.
Наставление для входа в Северную гавань.
Большие суда направляющиеся в Северную гавань, обойдя мыс Марьян, должны лечь на курс около 20о, имея прямо по носу селение Каштел-Гомилица. Следуя этим курсом, надо оставить к E светящий буй, выставленный к Т от мыса Марьян, и банку Галия. Когда светящий знак Галия пройдет на траверз, необходимо, медленно поворачивая вправо, привести колокольню в селению Вряниц прямо по носу и лечь на курс 96 о, который ведет чисто от всех опасностей. При следовании ночью, обойдя мыс Марьян, надо держать на огонь Каштел-Гомилица. Когда будет пройден зеленый сектор огня светящего знака Галия, надо медленно повернуть вправо и лечь на курс 96 о держа на огонь Вряниц. Суда, которые должнышвартоваться возле фабрики "Эговинил" и завода "Партизан", должны повернуть к месту швартовки после того, как светящий знак Галия прийдет на траверз. Малые суда, а большие суда днем в хорошую погоду, могут входить в Северную гавань с SE от банки Галия, через проход между скалами Галия и Шило. В этом случае необходимо после того, как судно минует мыс Марьян и обойдет с северной стороны светящий буй, выставленный к N от мыса, лечь на курс около 56о, держа прямо по носу днем трубу завода "Партизан", а ночью на огонь Каштел-Сугурац. Этим курсом, который ведет чисто от всех опасностей необходимо следовать до пересечения линии, соединяющей светящие знаки Галия и Шило. Затем необходимо, постепенно поворачивая вправо, обойти вокруг скалы Шило, проложить курс на колокольню церкви в селении Вряниц и далее следовать к месту швартовки.
Селения Арбания и Слатине - расположены на юго-западном берегу Каштеланского залива соответственно в 4 и в 2,5 мили к WNW от мыса Чиова.
Огонь установлен на оконечности пирса у селения Арбания. Огонь Слатине установлен на оконечности мола гавани у селения Слатине. Банка Слатине с наименьшей глубиной 6,4 м лежит в 1,1 мили к NW от гавани у селения Слатине.
Южный берег острова Чиова протяженностью 8 миль горист. При подходе наиболее приметна гора Рудине.
Ее высота 218 м, расположенная посреди острова Чиово. Восточная часть острова (южного берега острова) приглуба. Бухточка Мовартица, вдается в берег в 5 милях к W от мыса Чиова.
Бухточка Света-Фумия находится в 1,6 милях к WSW от бухточки Моваритица. Она ограничена с юга островами Света-Фумия, Кралевац, Запориновац, а с севера - южным берегом острова Чиово. Бухточка хорошо защищена от бора и сирокко. Суда с осадкой более 4 м должны входить в бухту с W. Суда становятся на якорь севернее островка Света-Фумия на глубинах 11 - 16 м.
Островок Света-Фумия (43о29ўN; 16о14ўЕ) высотой 33 м соединен с островом Чиово отмелью с глубиной 4 м. Островок Кралевац, высотой 34 м лежит в 2 кбт к W от островка Света-Фумия. Глубина между островками 5,4 м. Островок Запориновац, высотой 6 м, расположен в 3 кбт к W от островка Кралевац. В проходе между ними глубина 17 м, но посередине прохода имеется банка с глубиной 11 м.
Район запретный для плавания.
Он расположен в западной части Каштеланского залива и предназначен для гидросамолетов. Границы района показаны на картах. При взлете и посадке гидросамолетов в этом районе на сигнальной станции гавани Дивуле поднимается конус, окрашенный красно-желтыми горизонтальными полосами. Как исключение плавание разрешается лишь в следующих случаях:
а) Когда на сигнальной станции нет сигналов о взлете и посадке гидросамолетов;
б) Во время сильной боры, когда судам опасно проходить вблизи южного берега Трогиского пролива.
Якорные места.
Наилучшее якорное место для больших судов находится в Северной гавани порта Сплит, перед входом в бухточку Полюд в 5,5 кбт к W от скалы Школиг, однако оно открыто боре. Глубина на якорном месте 33-36 м. Кроме того большие суда могут остановится на якорь к S от селения Каштел-Кашбеловац, на глубинах 17 - 20 м.
Суда ожидающие разрешение на вход в гавань Градска-Лука, могут становится на якорь в 2-6 кбт к S от восточного мола этой гавани. Якорное место открыто боре и сирокко. Грунт якоря держит хорошо.
Навигационно-географический очерк
Адриатическое море представляет собой наиболее обширный залив Средиземного моря, глубоко вдающееся в его северный берег, между Балканским и Анпешенским полуостровами. Свое название море получило от основания на берегу его вершины в 1376 г. до н.э. города Адрия. Когда-то он был главным городом на Адриатическом море.
Адриатическое море вытянутое с SE на NW почти на 430 миль; его ширина 40-120 миль. Вход в Адриатическое море, называемый проливом Отронто, расположен между островом Керпира (39о40ўN; 19о50ўЕ) лежащим у юго-западного берега Балканского полуострова и мысом Санта-Мария-ди-Лука (39о48ўN; 18о22ўЕ) выступающим от Анпешенского полуострова. Проливом Отронто Адриатическое море соединяется с Ионическим. Линия соединяющая остров Ластово и острова Палагружа с полуостровом Гаргано, разделяет Адриатическое море на северо-западную и юго-восточную части.
Границы района.
В этом обзоре производится описание побережья Адриатического моря от мыса Кефали (39о54ўN; 19о55ўЕ) до мыса Санта-Мария-ди-Леука. Описываемые берега принадлежат Народной Республике Албании, Социалистической Федеративной Республике Югославии и Итальянской Республике.
Берега.
Северо-восточный и юго-восточный берега Адриатического моря значительно отличаются по своему виду один от другого. Северо-восточный берег моря почти на всем протяжении горист и только к северу от пролива Отронто между заливом Влера и устьем реки Дрил лежит Албанская низменность шириной 5-12 миль. Прибрежная полоса низменности заболочена, а вглубь берега местность повышается и становится каменистой. Горные хребты простираются вдоль всего берега параллельно береговой черте. Из прибрежных гор наиболее высоки горы хребта Велебит, который опоясывает большую часть северо-восточного берега залива Кварнер.
Юго-западный берег Адриатического моря преимущественно низменный, местами заболоченный, кое-где он окаймлен песчаными пляжами. Однообразие рельефа этого берега нарушается только высокими и обрывистыми полуостровами Гаргано (41о50ўN; 16о00ўЕ), который далеко выступает в море и небольшими обрывистыми участками у мыса Медзалуна (43о33ўN; 13о38ўЕ) и севернее гавани Пезаро. По мере удаления от береговой черты местность постепенно повышается и становится холмистой. Местами возникают невысокие горы.
В северо-восточный берег моря вдается несколько заливов и бухт, из которых наиболее крупные являются залив Кварнер и Тристский залив, отделенные друг от друга возвышенным полуостровом Цетрия. Некоторые заливы и бухты глубоко вдаются в берег и делают узкие входы, благодаря этому они имеют хорошее укрытие от волнения, естественный бассейн. Наиболее защищенные из них являются заливы Которский, Неретванский и бухта Шибеняк.
Юго-западный берег моря изрезан незначительно. Большинство заливов и бухт, вдающихся в него, невелики и открыты ветрам и волнению. Самым крупным заливом является залив Маифредония.
У юго-западного берега Адриатического моря установлены буровые вышки, на которых зажигаются огни; при некоторых из них имеются звуковые установки. Положение вышек показано на картах. Сведения об изменении в составе вышек публикуется в ИМ.
Острова и проливы.
У северо-восточного берега Адриатического моря между мысом Пятка и полуостровом Истрия на расстоянии до 65 миль от береговой черты расположены многочисленные острова. Мыс Плога делит их на две группы. Острова южно-восточной группы вытянуты в направлении E-W. К ним относятся острова Млет, Ластово, Коргула, Вис, Хвяр, Бряг, Шолта. Острова северо-западной группы расположены параллельно берегу, образуя гряду. Наиболее крупными островами этой группы являются острова Зларин, Жирое, Муртер, Дуж-Оток, Пашман, Углян, Паг, Раб, Лошинь, Црее, и Крк. Среди больших островов обеих групп расположены острова меньших размеров, многочисленные острова и скалы. Проливы между островами юго-восточной группы ведут к берегу. Они широкие и глубоководные. Между островами северо-западной группы пролегает несколько проливов, которые, соединяясь друг с другом, образуют несколько укрытых водных путей, ведущих вдоль берега. Большинство этих проливов доступно для плавания больших судов.
Острова Палагруша принадлежащие Югославии, расположены посередине Адриатического моря и наиболее удалены от берега Югославии. У юго-западного берега Адриатического моря очень мало островов. Вблизи него лежат две группы островов - Тремити и Льякоса. Возле берега Албании единственный остров Сазани.
Глубина, рельеф дна и грунт.
Адриатическое море является наиболее мелководным из морей, входящих в Средиземноморский бассейн. В северо-западной части моря глубина едва достигает 200 м, к NW она постепенно убывает и в 70 милях от берега вершины составляют 50м. К W от островка Ябуна лежит впадина, вытянутая на 60 миль с NNO на SSW, с глубинами более 200 м. В юго-восточной части моря глубина достигает 1200 м. Вдоль берега Албании рельеф дна сравнительно ровный. Глубина постепенно увеличивается по мере удаления от берега. Изобата 100м проходит здесь в 5-20 милях от береговой черты. Берег Югославии более приглуб, по мере продвижения к NW рельеф дна становится неровен. Мористые кромки островов очень приглубны, во многих местах изобата 100 м проходит в 1-2 милях от них. Особенно неровен рельеф дна в проходах между островами, где имеется множество отмелей, банок и скал. Юго-западный берег Адриатического моря более отмел, чем северо-восточный. Он окаймлен многочисленными отмелями, которые из-за речных наносов постепенно расширяются. Почти на всем протяжении рельеф дна ровный; отдельно лежащих опасностей нет. В северо-западной части Адриатического моря грунт - песок, местами ил и глина.
Земной магнетизм.
Магнитная изученность у берегов Италии хорошая, а у побережья Албании и Югославии магнитных наблюдений мало. Магнитное склонение приведено к эпохе 1965 г. и изменяется от 0,8о E на юго-восточной границе района до 1,5о W на северо-западной границе. Точность карты магнитного склонения ±0,5о.
Среднегодовые измерения магнитного склонения в юго-восточной части района +0о,0,5, в центральной части района +0о,0,6 и в северо-западной части +0о,0,7.
Магнитных аномалий в районе не отмечено. Амплитуда суточных изменений магнитного склонения летом составляет около 11ў, а зимой около 4ў. Максимальное отклонение магнитной стрелки к Е летом происходит в 7 ч по местному времени, а зимой в 9 ч. Максимальное отклонение к W происходит около 12 - 13 ч по местному времени, как летом, так и зимой. Во время очень сильных магнитных бурь амплитуда колебаний магнитной стрелки достигает 1о,3. Магнитное наклонение в пределах района возрастает от 56о на юго-востоке до 62о на северо-западе. Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля уменьшается от 250 мэ на юго-востоке, до 217 мэ на северо-западе.
Особые физико-географические явления.
Берега Адриатического моря находятся в зоне активной сейсмической деятельности. Землетрясения с силой 6-9 баллов происходят у побережий Италии, Албании и Югославии. У побережья Италии в районе полуострова Гаргано наблюдались моретрясения.
Запретные районы.
Вблизи всех берегов имеются районы торпедных, артиллерийских и зенитных стрельб; районы противолодочных учений; районы запретные и ограниченные для плавания и якорной стоянки; районы свалки взрывных веществ; опасные от мин и бывшие опасные от мин районы. Вблизи побережья Италии в районах боевой подготовки ВМФ установлен определенный режим плавания, о котором мореплаватели оповещаются в специальных извещениях.
В случаях отсутствия специальных извещений суда по возможности должны обходить указанные районы. При плавании вблизи районов боевой подготовки суда должны выполнять все указания судов, сопровождающих подводные лодки в подводном положении. Сообщение о дате и времени проведения учений и стрельб в указанных районах объявляется в срочных извещениях мореплавателям Италии, а так же объявляется по радио. Во время учений подводных лодок на береговых постах и экспортирующих судах поднимается соответствующий флажный сигнал по МСС. Во время проведения стрельб и учений мореплаватели должны принимать меры предосторожности и проходить на достаточном расстоянии от указанных районов. Плавание в опасных от мин районах осуществляется по фарватерам, показанным на картах. При плавании в бывших опасных от мин районах безопасная якорная стоянка возможна только в специально отведенных местах, показанных на картах. Использование других якорных мест, описываемых в лоции, без крайней необходимости не следует. Лов рыбы в бывших опасных от мин районах допускается при условии строгого соблюдения требований специальных инструкций по противоминной безопасности.
Средства навигационного оборудования.
Побережье Адриатического моря имеет развитую сеть береговых средств навигационного оборудования. На мысах, и наиболее удаленных от берега островах установлены маяки и светящие знаки с дальностью видимости 15 миль и более. Эти маяки и знаки обеспечивают сквозное плавание по Адриатическому морю. В судоходных проливах и на подходах к портам, как днем так и ночью. Опасности вблизи следования судов и на фарватерах, как правило, ограждены светящими и несветящими буями и вехами. На надежность местоположения буев и вех, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя. Звукосигнальных средств навигационного оборудования в описываемом районе мало, особенно в юго-восточной части моря. Несколько больше их имеется в северо-западной части моря, где туман и плохая видимость бывают чаще. Из радиотехнических средств навигационного оборудования на побережье моря имеется радиомаяки и аэрорадиомаяки.
Порты и якорные места.
На берегах Адриатического моря имеется ряд крупных портов, играющих значительную роль в экономике Албании, Югославии и Италии. В Албании это порт Дуррес, в Югославии порты Сплит, Шибенил, Задар, Риека и Пула. Наиболее крупными портами Италии являются порты Брикдизи, Баря, Анкона, Венеция и Триест.
В Адриатическом море расположены многочисленные гавани. К ним относятся гавани Груж и Плоче в Югославии и гавани Барлетта, Римини, и Порто-Корсим в Италии. У северо-восточного берега моря расположены многочисленные якорные места. Лучшие якорные места для больших судов, защищенных от ветров и волнений любых направлений. При ветрах с берега большие суда могут становится на якорь во многих местах, но при перемене ветра эти места следует покидать.
Лоцманская служба.
Лоцманская проводка обязательна для всех судов заходящих в большинство портов и гаваней Адриатического моря.
Условия плавания в Ионическом море относительно несложные. Глубины здесь в основном большие, сеть визуальных и радиотехнических средств навигационного оборудования достаточно хорошо развита, в этом районе действует радионавигационная система Лоран-С.
Западный берег Греции это южный и западный берега полуострова Пелопонес и южная часть западного берега Балканского полуострова. Эти гористые полуострова отделены друг от друга глубоко вдающимися в материк заливами Патраякос и Корянфским; их соединяют лишь узкий перешеек, через который прорыт Коринфский канал - кратчайший путь между Эгейским и Ионическим морями. Вблизи южной оконечности Ампешского полуострова находится большой гористый остров Сицилия с прилегающими островами. Гористый рельеф берегов района обуславливает изрезанность берегов. Особенно извилисты те участки, где направление горных хребтов не совпадает с направлением береговой черты. В таких местах цепи гор, вплотную подступая к морю, образуют обрывистые полуострова и мысы. Глубокие заливы вдаются в материк на несколько миль, а иногда и на десятки миль. Крупнейшими из таких заливов являются заливы Мааншанос, Патрянкос, Коринфский и Таранто. Берега почти везде приглубы. В 1 - 5 милях от берега глубина 100 м, а в 5 - 7 милях 2000 - 3000 м. Некоторую опасность для плавания представляет район между мысом Акритас и гаванью Метони, где на расстоянии до 5 миль от берега находятся острова и опасности. Много островов и опасностей имеется между Ионическими островами и берегом материка на подходах к заливу Патраякос. В других местах опасности расположены в непосредственной близости от берега.
Острова и проливы.
Район изобилует большими и малыми островами. Вдоль западного берега Греции и на 140 миль тянуться Ионические острова. Между Ионическими островами и берегом материка расположены острова Эхинадес, Драгонера и два больших острова: Кастос и Каламос. Берега Ионических островов сильно изрезаны, и здесь есть много укрытых от ветров бухт. Проливом Зашентос, Итаня, Кершера и другие, отделяющие Ионические острова один от другого и от западного берега Греции, глубоководные и в основном безопасны для плавания. В самой узкой части Карифского перешейка, соединяющего южную часть Балканского полуострова с полуостровом Пелопонес, прорыт Коринфский канал, который сократил путь из Ионического моря в Эгейское на 150 миль.
Мессинский пролив, отделяющий остров Сицилия от южной оконечности Ампешского полуострова, тянется на 300 миль в общем направлении N - S. Этим проливом пользуются суда, следующие из Ионического моря в Тирреисное. Плавание Мессинским проливом требует большой осторожности, т.к в нем действует сильные приливные течения. Хороших якорных мест в Мессинском проливе мало. У западного берега острова Сицилия расположены Эгадские острова. Севернее острова Сицилия находятся Липарские острова и остров Цетика.
Глубины, рельеф дна и грунт.
Ионическое море глубоководное, изобата 100м проходится на расстоянии не более 5 миль от берега, а в некоторых местах - почти вплотную. На расстоянии около 10 миль от берега глубины резко увеличиваются до 1500 м, а дальше рельеф дна становится относительно ровным. Отдельные впадины имеют до 3500 м и более.
Максимальная глубина в Ионическом море 5121 м находится в 67 милях к W от мыса Тенарян.
Грунт вдоль берегов Ионического моря преимущественно песок и ил, местами глина и камень.
Земной магнетизм.
Магнитные склонения приведено к эпохе 1975 г. и изменяется на 1,2о W на западной границе района до 1,0о Е на восточной; точность определения магнит ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|