Содержание
Введение
1. Технико-экономическое обоснование
2. Технологическая часть
2.1 Анализ аварийности по Октябрьскому Административному округу
2.2 Порядок оформления и получение лицензии учебными организациями в Омской области
3. Конструкторская часть
3.1 Разработка схемы учебного маршрута движения транспортного средства. Цели и задачи.
3.2 Практические упражнения отрабатываемые на маршруте
3.3 Требования предъявляемые программами подготовки водителей Т.С. к категориям «С» и «D»;
3.4 Разработка стенда «Светофорное регулирование»;
3.5 Разработка дублирующих педалей автомобиля КамАЗ с пневматическим приводом.
4. Автодромная подготовка
4.1. Цели и задачи автодромной подготовки
4.2 Планировка и обустройство автодрома
5. Безопасность жизнедеятельности
5.1. Характеристика и анализ потенциальных опасностей и вредностей
школы подготовки водителей
5.2. Комплексные мероприятия фактической разработки и отражения БЖД в дипломном проекте
5.3. Инженерное решение
6. Экономическая часть
6.1 Расчёт единовременных затрат на изготовление стенда «Светофорное регулирование»
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Проблема безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью более общей проблемы организации дорожного движения, социально-экономическое значение, которой в нашей стране особенно возросло за последние годы.
Ускорение НТП в области автомобилестроении затронуло всю систему «Человек - Автомобиль - Дорога».
Особое значение приобретает участник дорожного движения - человек, а так же его взаимодействия с двумя другими компонентами. Ведущую роль среди участников принимает водитель.
Их число за последние годы повышается быстрее, чем растет парк транспортных средств.
Ежегодно водительское удостоверение получают приблизительно три миллиона человек. Это не просто количественное пополнение водительского состава страны. Это существенное увеличение удельного веса молодых начинающих водителей, у которых нет стажа и опыта управления транспортными средствами и возраст которых, тяготеет к нижнему пределу.
Статистика показывает, что по причине ошибок водителя происходит от 70% до 90% дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Это связано с тем, что до 20% водителей по своим психофизиологическим характеристикам не соответствуют требованиям данной профессии водителя.
Учитывая актуальность обеспечения автотранспорта психофизиологические надежными водителями, действенным является использование научно-обоснованных методик обучения водителей.
Целью проекта является изучение и исследование факторов, понижающих надежность водителя, причины их возникновения и способы их устранения с помощью разнообразных методик, а так же рекомендации по совершенствованию методов обучения и разработка новых методов.
1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Аварийность на дорогах и улицах Российской Федерации остаётся высокой и может быть отнесена к наиболее серьёзным социально- экономическим проблемам.
Содержание проблемы безопасности дорожного движения и важность ее решения складываются из ряда компонентов материального и психологического плана. Главными среди них являются жертвы дорожно-транспортного происшествий (ДТП).
Гибель или ранения человека всегда воспринимается как тяжелая утрата, явления, представляющие собой физический и моральный ущерб личности, семье, коллективу, обществу.
Вместе с тем нельзя не учитывать и того номинального материального ущерба, который связан с повреждением транспортных средств, грузов, дорожных и других сооружений и предметов. ДТП нарушают график движения, вызывают перебои транспортного процесса, приводят к срыву перевозок, нарушению режима работы предприятий и к целому ряду других отрицательных последствий.
В Российской Федерации ежегодно в 75% случаях ДТП происходит по вине водителей, а в 25% - по вине пешеходов. Около 10% ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, а около 2% из-за технических неисправностей транспортных средств. Превышение суммы 100% объясняется одновременной регистрацией нескольких причин возникновения ДТП.
Результаты исследований и данные статистики свидетельствуют, что основной причиной совершения водителями ДТП являются их недисциплинированность, что выражается в нарушении ими правил дорожного движения.
Причиной каждого восьмого ДТП послужил выезд на полосу встречного движения, каждого третьего - несоответствии скорости движения конкретным условиям.
В связи с этим остро встаёт вопрос о качественной подготовки водителей как важнейшем резерве снижением численности ДТП и тяжести их последствий.
В данном дипломном проекте проведён анализ подготовки водителей в учебных организациях и учреждениях города Омска. Выявлен ряд недостатков и на основе этого предлагаются новые методики обучения водительских кадров, которые приведут к снижению ДТП и тяжести их последствий.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ аварийности по Советскому Административному округу
Анализ аварийности был проведён за последние двенадцать месяцев 2007года.
Было зафиксировано 267 ДТП. В результате ДТП получили ранения 273 человек (93%) и погибло 21 человек (7%), коэффициент тяжести последствий составил 8.7%.
Таблица 2.1
Распределение ДТП по видам
|
Вид происшествий
|
12 месяцев 2007г
|
|
Столкновение
|
58
|
|
Наезд на пешехода
|
187
|
|
Прочие
|
26
|
|
Итого
|
271
|
|
|
Основной вид ДТП-это наезд на пешехода, что составляет 61,8% от общего количества ДТП, при этом по вине пешеходов 114 случая или 68,9% от общего количества наездов на пешеходов, при этом 78 человек ранено (68,6%) и 5 человек погибло (31,4%).
Из 13 ДТП, совершённых за декабрь месяц:
10 ДТП-это наезд на пешеходов (10-человек ранено);
3 ДТП-это столкновение ТС (3-человека ранено, 0-человек погибло);
0 ДТП-это наезд на стоящее ТС;
0 ДТП-это наезд на препятствие.
Статистическим анализом была установлена неравномерность распределения ДТП по дням недели, по времени суток.
Таблица 2.2
Распределение ДТП по дням недели
|
Дни недели
|
ДТП
|
|
Понедельник
|
41
|
|
Вторник
|
37
|
|
Среда
|
27
|
|
Четверг
|
35
|
|
Пятница
|
46
|
|
Суббота
|
39
|
|
Воскресенье
|
46
|
|
|
Наибольший процент ДТП, с повышенной тяжестью, приходится на четверг, т.к. в конце рабочей недели у водителей появляется усталость, что оказывает существенное влияние на общее психофизиологическое состояние. Кроме того, в четверг появляются ДТП, совершенные водителями, находившимися в нетрезвом состоянии. Значительный процент ДТП приходится на начало недели. Это объясняется тем, что после выходных дней у водителя притупляются навыки управлением автомобилем.
Работоспособность человека изменяется в процессе труда и имеет ярко выраженную разовость в течение рабочей недели, рабочего дня. Она повышается в дневное время, особенно в первой половине дня и в конце рабочего дня.
Таблица 2.3
Распределение ДТП по времени суток
|
Время суток
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
|
00 - 02 часов
|
10
|
1
|
8
|
|
02 - 04 часов
|
7
|
3
|
8
|
|
04 - 06 часов
|
4
|
1
|
8
|
|
06 - 08 часов
|
6
|
2
|
8
|
|
08 - 10 часов
|
21
|
1
|
29
|
|
10 - 12 часов
|
22
|
3
|
23
|
|
12 - 14 часов
|
35
|
2
|
34
|
|
14 - 16 часов
|
31
|
2
|
42
|
|
16 - 18 часов
|
41
|
5
|
50
|
|
18 - 20 часов
|
26
|
1
|
28
|
|
20 - 22 часов
|
30
|
2
|
38
|
|
22 - 24 часов
|
38
|
4
|
42
|
|
|
Из этого следует, что в вечернее время с 18 часов до 24 часов произошло 88 ДТП (38,5% от общего количества ДТП) и коэффициент тяжести в вечернее время составил 9,2.
Анализируя основные причины некоторых видов ДТП можно отметить следующее:
Таблица 2.4
Причины столкновения
|
Основные причины
|
ДТП / %
|
Погибло
|
Ранено
|
|
1. Выезд на полосу встречного движения
|
15/38,5
|
4
|
19
|
|
2. Неподчинение сигналам светофора
|
1/ 2.5
|
--
|
1
|
|
3. Несоблюдение дистанций
|
6/15,4
|
--
|
6
|
|
4. Не предоставление преимущественного проезда
|
10/25,6
|
--
|
14
|
|
5. Водитель в нетрезвом состоянии
|
3/7,7
|
--
|
3
|
|
6. Водитель не справился с управлением ТС
|
--/--
|
--
|
--
|
|
7. Иные
|
4/10,3
|
--
|
4
|
|
Итого
|
39/100
|
4
|
47
|
|
|
Из этого следует, что основные причины столкновения это-выезд на полосу встречного движения - 15 ДТП (38,5%) и не предоставление преимущественного проезда - 10 ДТП (25,6%). Причём, именно в этих видах ДТП ранено наибольшее количество человек (19 и 14 соответственно).
Из анализа ДТП следует, что 56% от всех ДТП произошло по вине водителей, при этом в 65 случаях - водители личного транспорта (69,9%).Поэтому возникает необходимость в постоянном проведении мероприятий по увеличению уровня надёжности, особенно при подготовке водительских кадров в учебных организациях и учреждениях города Омска и Омской области.
2.2 ДТП по факторам
Человек не научился еще в достаточной степени, абсолютно правильно управлять автомобилем и предупреждать ДТП. Статистика показывает, что главные виновники - водитель и другие участники дорожного движения.
Большинство ДТП совершается из-за самонадеянности или легкомыслия, невнимательности к окружающим, не предупредительности, недостаточной опытности, небрежного отношения к выполнению своих обязанностей и, наконец, просто из-за незнания и нарушения правил дорожного движения.
Около 60% ДТП со смертельным исходом приходятся на сельскую местность, хотя вообще на эту территорию приходится менее половины всего объема движения. При этом следует заметить, что на городские районы приходиться больше случаев гибели пешеходов.
Самые опасные часы для встречи с пешеходами с12 до20 часов. На эти часы приходиться около 80% раненых и 75% убитых. Статистика показывает что треть всех ДТП случается с легковыми автомобилями, 25% с грузовыми, порядка 5% с автобусами и 25-17% с мотоциклами.
Необходимо сказать и о топографии ДТП. На регулируемых и не регулируемых перекрестках, на пешеходных переходах и остановочных пунктах происходит примерно 30% ДТП. На горизонтальных прямых происходит около 73% ДТП, на спусках и подъемах около 14%,на горизонтальных кривых около 8%, на кривых с уклоном около 5% ДТП.
Несмотря на то, что интенсивность движения в дневное время превышает интенсивность в вечернее время, около 53% ДТП со смертельным исходом приходится на вечернее время. На все виды поездок в дневное время на каждые 50 млн. авт. км. пробега приходится три ДТП со смертельным исходом, а в вечернее время - 8. Существуют соотношения между количеством ДТП и величиной автомобиля - километром пробега в зависимости от времени суток (рис. 1.2).
Так же существует зависимость количества пострадавших и количества случаев разрушений при ДТП от скорости движения
Но это совсем не означает, что каждого водителя ожидают неприятности. Многие ездили миллионы километров и ни разу не были участниками ДТП. А некоторые водители, редко выезжающие на автомобиле, не один раз уже попадали в аварию. В целом около 25% водителей никогда не попадают в ДТП.
Возраст и пол водителя является важнейшими характеристиками, которые должны учитываться при выдаче водительских удостоверений. Тенденция последних лет показывает, что женщины составляют все увеличивающуюся долю водителей, при этом соотношение водителей мужчин и женщин приближается к их доле населения страны.
Пожилые и молодые водители составляют все большую долю от общего количества водителей.
Число зарегистрированных ДТП и нарушений правил дорожного движения уменьшается с возрастом водителя. Степень подверженности риску у молодых и пожилых водителей одинакова, но больше чем у водителей среднего возраста. Возрастные различия сказываются и на видах допускаемых нарушений. Приведем статистику полу водителя (табл. 1.3).
Таблица 2.5
ДТП с участием и по вине водителя
|
Пол
|
ДТП с участием водителя
|
ДТП по вине водителя
|
Удельный %
|
|
Мужчины
|
2465
|
1594
|
64,7
|
|
Женщины
|
135
|
90
|
51,9
|
|
Всего
|
2535
|
1660
|
65,5
|
|
|
Статистика ДТП позволяет исследовать взаимосвязи между абсолютной частотой ДТП и возрастом.
Следует учитывать фактор появления опыта и увеличения практики водителя. Она может быть различной для возрастных групп, но одинаковые навыки, накопленные в разных возрастных группах, могут давать неодинаковую опытность. Результаты предварительных исследований Хааса и Рекера свидетельствуют о том, что при недостатке опыта начинающие водители в возрасте от 45 до 64 лет имеют по сравнению с другими возрастными группами. Это объясняется тем, что недостаток опыта водителя, с другой стороны, по зрелый возраст - с другой приводят к специфическому обострению чувства опасности (чувство безопасности не ниже нормы). В группе свыше 64 лет необратимо превалирует возрастное снижение операторских способностей.
Взаимосвязь между возрастом и аварийностью, проявляется прежде всего в группе водителей моложе 25 лет и водителей старше 60 лет. Однако в группе молодых водителей эта взаимосвязь более выражена, и не только по абсолютным показателям, а главным образом его относительной для участия в ДТП
К тому же психологическая сторона аварийности совершенно различна в двух этих группах. Повышение опасности водителя в группе пожилых водителей представляет вполне закономерным из-за снижения функциональных способностей.
Например, несоблюдение правил преимущественного проезда в качестве доминирующей причины ДТП для людей объясняется ухудшением функций восприятия и ориентации. Возможно, что водительское поведение пожилых людей отличается от соответствующего поведения других водителей не так уж сильно, как они сами считают, в сравнении с мнением о них других водителей. Это отличие удалось обнаружить в ходе письменного опроса 500 водителей транспортных средств. При этом мнение молодых водителей о пожилых связано с представлением о более слабом зрении, меньшем уровне знаний, менее обязательном соблюдении правил и о большей частоте опасных обгонов, тогда как водители старшего возраста считают себя более спокойными, уравновешенными, а при ДТП - выражающими большую готовность оказать помощь. Они предписывают себе почти все положительные качества вождения: более сдержанную и концентрированную манеру, меньшее количество создаваемых ими конфликтов и лучшее техническое состояние своих транспортных средств.
По сравнению с этим в группе молодых водителей проблематичным является именно бесспорное в их среде представление о своей оптимальной работоспособности, более высоком интеллекте в отношении технических знаний об автотранспорте.
На основе анализа статистических данных о ДТП можно выделить три группы аварийных обстоятельств или причин:
Превышение ситуационной скорости движения (опасная скорость для данной обстановки), недостаточное знание (учет) динамических характеристик своего транспортного средства и малый опыт практического вождения. С опытом связаны заносы, съезд вправо, срезание кривых, движение в левом ряду при свободном правом, движение по встречной полосе, съезд влево.
Для совместного движения нескольких транспортных средств с опытом все чаще происходит нарушение правил преимущественного проезда, перестроения, поворота влево, разворота и движения задним ходом, столкновение под прямым углом.
Относительно часто встречаются в возрастной группе водителей от 25 до 55 лет лобовые столкновения, несоблюдение правил дорожного движения.
В данном анализе не выявлена зависимость возраста и ДТП при таких обстоятельствах, как выезд из колонны, обгон, поворот на право, хотя нужно учитывать, что этот анализ не затрагивает темпов роста ДТП, а констатирует процентные соотношения во всех зарегистрированных ДТП.
В соответствии со стереотипом общего поведения молодежи молодой водитель ведет себя по методу проб и ошибок. Он пытается освободить от условностей и индивидуальных норм и вести себя исходя из собственного опыта и своих критериев правильного поведения на дороге. В этом смысле можно помешать склонности молодых водителей к превышению скорости. Склонность к риску у молодых водителей невозможно объяснить повышением показного бесстрашия и одновременно недооценкой объективно существующих и осознаваемых опасностей.
В результате опросов 100 водителей в возрасте от 16 до 20 лет установили, что авторитет молодого водителя транспортного средства лишь частично отражает показатели адаптивного поведения.
Анализ результатов специальных проверок подтвердили, что юный возраст является сравнительно более серьезным фактором в отношении водительского несоответствия по критерию адаптивности, чем небольшой водительский стаж. С другой стороны, между возрастом и аварийностью, помимо группы водителей моложе 25 лет, имеется связь также в группе водителей старше 60 лет, несмотря на совершенно разные причины совершившихся и возможных ДТП.
Проведя, анализ статистических данных мы выделили: несколько видов ДТП с одинаковыми элементами. Большое влияние на управление АТС оказывает обучение. Но научиться управлять без специального тренажера очень затруднительно, т.к. невозможно отработать поведение водителя в сложных ситуациях, в реальных условиях. Среди основных причин ДТП самый высокий процент имеют происшествия из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств. Что в свою очередь говорит о некачественной подготовке водителей и малых навыков вождения. Известно, что почти 40% ДТП происходит из-за превышения скорости движения и несоответствия ее дорожным условиям. Основа безопасной работы водителя заключается в точном определении того безопасного диапазона скоростей движения, которого требуют конкретные дорожные условия и транспортные ситуации. К сожалению, очень небольшое число водителей выбирает оптимальную скорость.
Исследования, проводимые в США, показали, что большое число ДТП происходит при скорости около 70 км/ч и ниже. Сростом скорости число ДТП уменьшается, достигая минимума при 105 км/ч, после чего вновь увеличивается. На участках дорог, где нет ограничений скорости, водитель должен в ее выборе ориентироваться на соответствующую статьям ПДД, которая требует учитывать дорожную обстановку.
3. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Разработка схемы учебного маршрута движения транспортного средства. Цели и задачи
Безопасное дорожное движение может осуществляться только высококвалифицированными водителями, обучение которых должно обеспечиваться применением эффективных средств и методов. Постоянно растущая интенсивность дорожного движения диктует необходимость проведения обучения вождению в условиях реальной улично-дорожной сети, предстален один из вариантов на рис.3.1.
Специфика условий работы водителя требует от него умения безопасно управлять транспортным средством в любой дорожно-транспортной ситуации, предвидеть и прогнозировать ход развития различных событий, возникающих в процессе движения, в том числе практических и аварийных. Поэтому обучение вождению на улицах и дорогах позволяет: приобрести навыки безопасного управления транспортным средством в условиях внезапно меняющейся дорожной обстановке, интенсивного движения в транспортном потоке; научиться прогнозировать действия участников дорожного движения. Очевидно, что приобретение этих умений и навыков увеличивают надежность водителя и вероятность успешного выполнения поставленных перед ним задач.
Этап экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап практического экзамена) является завершающим и позволяет оценить способность кандидата в водители применять теоретические знания, практические навыки и умения в реальных условиях движения, а значит, определить его готовность к самостоятельному управлению транспортным средством. Поэтому, именно после второго этапа, практического экзамена принимается решение о возможности выдачи кандидату в водители водительского удостоверения.
При проведении второго этапа практического экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования большинства разделов Правил дорожного движения.
Важное значение придается организации приема второго этапа практического экзамена. Желательно, чтобы на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления экзаменационного транспортного средства, находился его владелец (например, инструктор или представитель автошколы), а не экзаменатор. Это позволяет однозначно решить вопрос о возмещении возможного вреда, причиненного источником повышенной опасности (в данном случае - транспортным средством) в ходе экзамена, так как в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный вред возмещает именно владелец указанного источника. При этом, однако, рекомендуется, чтобы транспортное средство было оборудовано устройством световой или звуковой сигнализации воздействия на дублирующие органы управления, поскольку при нахождении экзаменатора, например, на заднем сидении автомобиля, достаточно трудно проконтролировать возможные манипуляции инструктора, который, как правило, является заинтересованным в результатах экзамена лицом.
В соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, на практическом экзамене у кандидата в водители проверяется, в том числе, его умение производить торможение и остановку при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку, что вытекает также из содержания пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. Поскольку из первого этапа практического экзамена исключено соответствующее упражнение («разгон - торможение»), то отныне маршрут должен содержать участок, на котором указанные действия можно выполнить, не вызывая этим опасности для других участников дорожного движения. При этом экстренное торможение, учитывая потенциальную опасность данного действия в условиях реального дорожного движения, проверяется только в случае возникновения в нем (внезапное возникновение опасности для движения).
Продолжительность поездки одного кандидата в водители по испытательному маршруту, позволяющая с достаточной степенью достоверности определить качество подготовки кандидата, составляет по-прежнему 20 минут. Целесообразность установления данного временного параметра подтверждается, в том числе, рекомендациями международных актов, регламентирующих данный аспект деятельности, а также зарубежной практикой приема экзаменов. Однако продолжительность поездки может быть сокращена в двух случаях: после того, как сумма набранных кандидатом в водители штрафных баллов превысит допустимое их количество, и при условии досрочного выполнения всех предусмотренных заданий экзаменатора.
Система оценки второго этапа практического экзамена осталась прежней, однако, подверглась незначительной корректировке контрольная таблица. В частности, возможная ошибка кандидата в водители, связанная с выездом на перекресток при образовавшемся заторе, перенесена из категории «грубые» в «средние», так как не представляет непосредственной опасности возникновения ДТП. Помимо этого, скорректированы формулировки некоторых ошибочных действий кандидата в водители, а также перечень соответствующих пунктов Правил дорожного движения.
Необходимо обратить внимание на наличие ссылок на пункты Правил дорожного движения Российской Федерации, которые даются в соответствующем столбце контрольной таблицы Методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Сделано это для того, чтобы под некоторыми достаточно общими формулировками возможных типичных ошибок понимались вполне конкретные действия кандидата в водители. Так, например, формулировка «нарушил правила выполнения поворота» означает нарушение лишь только тех составляющих этого маневра, требования, соблюдения которых содержатся в пунктах 8.5 - 8.7 ПДД. В то же время типичные ошибки, могущие возникнуть при выполнении других составляющих этого маневра, предусмотрены иными графами контрольной таблицы со ссылками на соответствующие пункты Правил дорожного движения.
Реализация основных целей новой Методики - приближения предъявляемых квалификационных требований к реально необходимым в процессе современного дорожного движения и повышения объективности оценки - требует от экзаменаторов детального изучения и выполнения, содержащихся в документе положений, а добросовестное исполнение своих должностных обязанностей во многом определит последующее отношение будущих водителей к соблюдению установленных правил проведения в дорожном движении.
В соответствии с выше перечисленными требованиями, следует выделить следующие основные задачи разработки схемы учебного маршрута:
- обучение управлению транспортного средства при движении в различных дорожно-транспортных условиях;
- обучение управлению транспортным средством при взаимодействии с другими участниками дорожного движения;
- обучение прогнозированию развития дорожно-транспортных ситуаций и поведения участников движения.
3.2 Практические упражнения, отрабатываемые на маршруте
Учебный маршрут движения транспортного средства должен обеспечивать возможность выполнения кандидатом в водители следующих упражнений:
- проезд регулируемого перекрёстка;
- Следование за транспортным средством на безопасных дистанциях
- Остановки у тротуаров и начало движения
- Умение руководствоваться: дорожными знаками, указателями, линиями разметки проезжей части
- Изменение направление движения
- Развороты с применением и без применения заднего хода
-проезд нерегулируемого перекрёстка равнозначных дорог;
-проезд нерегулируемого перекрёстка неравнозначных дорог;
- левые, правые повороты и разворот на перекрёстках;
- перестроение на участке дороги, имеющей две или более полос для движения в одном направлении;
- обгон;
- движение с максимально разрешённой скоростью;
- проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств;
- торможение и остановка при движении на различных скоростях;
Этап обучения на маршруте имеет решающее значение в развитии и закреплении навыков безопасного и экономичного вождения транспортного средства.
Естественно, усиливающее внимательное, осторожное, осмотрительное отношение инструктора и учащегося к вождению транспортного средства в условиях движения пешеходов и транспортных средств. В этих условиях проверяют и закрепляют умение выполнять правила безопасности движения, активно предупреждая малейшую возможность возникновения аварийной ситуации.
На передний план выдвигается задача обучить курсанта умению выбирать безопасную скорость с учётом условий движения и складывающейся обстановки. С этим неразрывно связано умение,
соблюдать безопасные дистанции и интервалы во время движения транспортных средств.
На улицах и дорогах инструктор требует от учащегося, чтобы он вёл транспортного средства ближе к правому краю проезжей части.
Такой опасный манёвр на проезжей части, как обгон, требует от мастера и учащегося повышенной внимательности, осторожности, осмотрительности, готовности вовремя изменить ранее принятое решение при невозможности начать обгон.
Перед обгоном и возвращением в ранее занимаемый ряд учащийся обязан подать соответствующий сигнал поворота.
Прежде чем начать обгон, учащийся должен убедиться, что полоса, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и этим манёвром он не поставит под угрозу транспортные средства, движущиеся за ним на большой скорости.
На улицах и дорогах, имеющих, по крайней мере, две полосы, предназначенные для движения в данном направлении, учащийся, совершивший обгон, может оставаться в левом ряду, если после возвращения в правый ряд ему сразу же совершать новый обгон.
Приближаясь к перекрёстку, учащийся должен оценить обстановку, наличие регулировщика и подаваемый сигнал, наличие светофора и подаваемый сигнал, наличие дорожных знаков «Пересечение с равнозначной дорогой», «Пересечение с второстепенной дорогой» или «Пересечение с главной дорогой», «Проезд без остановки запрещён» и др.
В зависимости от вида пересечения и обстановки учащийся выбирает нужное действие: в одном случае снижать скорость, останавливает автомобиль (запрещающий сигнал, необходимость пропустить транспортное средство, оборудованное специальными сигналами), в другом случае, напротив, увеличить скорость, чтобы успеть проехать перекрёсток при разрешающем сигнале во всех случаях, приближаясь к
Т-образному перекрёстку по второстепенной дороге, учащийся соблюдает меры предосторожности, учитывая предстоящий оборот на главную дорогу.
Вместе с тем учащийся должен постоянно помнить, что любой перекрёсток-место наибольшего притока пешеходов и транспортных средств, что обязывает быть предельно внимательным и осторожным. Приближаясь к четырёх и трёх стороннему перекрёстку, учащемуся надо иметь в виду, что в данной обстановке наибольшую опасность представляют пешеходы с правой стороны и транспортные средства с левой.
Особого внимания требует обучение мерам предосторожности и приёмам проезда железнодорожных переездов. Необходимая практика даётся днём и ночью в условиях проезда железнодорожного переезда со шлагбаумом и без шлагбаума
3.3 Требования предъявляемые программами по подготовке водителей к категориям «С» и «D»
Примерная программа по подготовки водителей транспортных средств категории «С», представлена в таб. 3.1.
Таблица 3.1
Примерный учебный план
|
№ п.п.
|
Предметы
|
Количество часов
|
|
|
|
всего
|
в том числе
|
|
|
|
|
теоретических
|
практических
(лаборат.-практич.)
|
|
1
|
Устройство и техническое обслуживание
|
90
|
76
|
14
|
|
2
|
Правила дорожного движения
|
90
|
62
|
28
|
|
3
|
Основы управления транспортным средством и безопасность движения
|
38
|
38
|
--
|
|
4
|
Оказание первой медицинской помощи
|
24
|
8
|
16
|
|
|
ИТОГО:
|
242
|
184
|
58
|
|
|
Консультации
|
12
|
12
|
--
|
|
|
Экзамены:
|
|
|
|
|
1
|
«Устройство и техническое обслуживание»
|
12
|
12
|
|
|
2
|
«Правила дорожного движения. Основы управления транспортным средством и безопасность движения»
|
12
|
12
|
|
|
3
|
Вождение автомобиля*
|
|
|
|
|
|
Зачет:
|
|
|
|
|
|
«Оказание первой медицинской помощи»
|
1
|
1
|
|
|
|
ВСЕГО:
|
279
|
|
|
|
|
Экзамен по вождению автомобиля в образовательном учреждении и экзамен и ГИБДД проводятся за счет часов, отведенных на вождение автомобиля
** Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 50 часов, из них 6 часов -- на автотренажере.
При отсутствии автотренажера -- 50 часов -- на автомобиле.
Примерный тематический план и программа предмета «Устройство и техническое обслуживание, представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Примерный тематический план и программа
|
№ п.п.
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов
|
|
|
Раздел 1. Введение
|
|
|
1.1
|
Классификация и общее устройство автомобилей
|
1
|
|
|
Раздел 2. Двигатель
|
|
|
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
|
Общее устройство и работа двигателя
Кривошипно-шатунный механизм
Механизм газораспределения
Система охлаждения
Смазочная система
Система питания
Система питания карбюраторного двигателя
Система питания дизельного двигателя
Пуск двигателя при низких температурах
|
2
2
2
2
2
2
8
6
2
|
|
|
Раздел 3. Электрооборудование
|
|
|
3.1
3.2
3.3
|
Основные сведения по электрооборудованию автомобиля
Аккумуляторные батареи
Генератор и реле-регулятор
|
2
2
2
|
|
3.4
3.5
3.6
|
Стартер. Вспомогательные электродвигатели
Система освещения. Световая и звуковая сигнализация
Система зажигания
|
2
2
6
|
|
|
Раздел 4. Трансмиссия
|
|
|
4.1
4.2
4.3
4.4
|
Общее устройство и назначение трансмиссии
Сцепление
Коробка передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности
Карданная передача и главная передача. Ведущие мосты
|
1
2
2
4
|
|
|
Раздел 5. Несущая система
|
|
|
5.1
5.2
|
Кузов. Ходовая часть автомобиля
Передняя и задняя подвески
|
2
2
|
|
|
Раздел 6. Системы управления автомобиля
|
|
|
6.1
6.2
|
Тормозная система
Система рулевого управления
|
7
4
|
|
|
Раздел 7. Основы технического обслуживания
|
|
|
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6
|
Эксплуатационные материалы и нормы их расходования
Безопасность труда при эксплуатации автомобилей. Охрана окружающей среды
Контрольный осмотр и ежедневное обслуживание автомобиля
Техническое обслуживание № 1, № 2 и сезонное
Признаки мелких эксплуатационных неисправностей и их устранение
Показатели работы автомобиля
|
1
2
2
2
12
2
|
|
|
ВСЕГО:
|
90
|
|
|
Примечание. Данные темы изучаются на практическом (лабораторно-практическом) занятии на учебном автомобиле.
Программа обучения включает в себя следующие подразделы:
а) раздел 1. Введение, тема 1.1. Классификация и общее устройство автомобилей. Назначение и классификация автомобилей. Модификация изучаемых автомобилей. Общее устройство автомобилей. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики изучаемых автомобилей;
б) раздел 2. Двигатель, тема 2.1. Общее устройство и работа двигателя, назначение, устройство и принцип работы карбюраторного и дизельного двигателей. Рабочий процесс двигателя. Процессы газообмена, их наименование и характеристики. Термины, характеризующие работу двигателя, их определение. Понятия: «мертвые точки», ход поршня, объем камеры сгорания, рабочий и полный объем цилиндра, степень сжатия, литраж двигателя, тема 2.2. Кривошипно-шатунный механизм, назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма. Особенности устройства основных деталей кривошипно-шатунного механизма изучаемых карбюраторных и дизельных двигателей. Характерные неисправности, их признаки, причины и способы устранения, тема 2.3. Механизм газораспределения, назначение, устройство и работа механизма газораспределения. Соотношение частоты вращения коленчатого и распределительного валов. Необходимость зазоров между стержнем клапана и коромыслом, его величина для изучаемых двигателей. Опережение и запаздывание открытия и закрытия клапанов. Понятие о перекрытии клапанов. Фазы газораспределения. Характерные неисправности, их признаки, причины и способы устранения, тема 2.4. Система охлаждения, назначение системы охлаждения. Способы охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Перегрев и переохлаждение двигателя. Тепловой режим двигателя и контроль за температурой охлаждающей жидкости. Способы поддержания постоянного теплового режима двигателей. Устройство и работа приборов системы охлаждения двигателя. Назначение, устройство, расположение и работа приборов систем охлаждения изучаемых двигателей. Характерные неисправности системы охлаждения, их признаки, причины и способы устранения, тема 2.5. Смазочная система, назначение смазочной системы двигателя. Способы подачи масла к трущимся поверхностям деталей. Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства. Контроль за давлением масла. Способы очистки и охлаждения масла в двигателе. Назначение, устройство, работа и расположение приборов смазочной системы карбюраторных и дизельных двигателей. Схемы смазывания деталей двигателя. Устройство для предохранения смазочной системы от повышенного давления. Назначение, устройство и работа системы вентиляции картера. Характерные неисправности, их признаки, причины и способы устранения, тема 2.6. Система питания, назначение системы питания. Виды топлива для автомобильных двигателей. Бензин, его основные свойства. Марки бензина. Дизельное топливо, его основные свойства. Марки дизельного топлива. Горючая и рабочая смесь. Классификация горючей смеси по составу. Понятие о детонации, признаки и причины детонационного горения. Влияние детонации на работу двигателя. Понятие о жесткости работы дизельного двигателя. Понятие об экономичных мощностных смесях. Влияние состава горючей смеси на токсичность отработавших газов, Требования к составу смеси для работы двигателя на разных режимах, тема 2.7. Система питания карбюраторного двигателя, принципиальная схема системы питания карбюраторного двигателя. Назначение, устройство, работа и расположение приборов системы питания карбюраторного двигателя. Принцип работы карбюратора. Работа карбюратора на различных режимах. Система выпуска отработавших газов. Принципиальная схема газобаллонных у ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 |
|