13
Российский государственный открытый
Технический университет путей сообщения
На кафедру:
"Управление эксплуатационной работой"
Информационные технологии на транспорте
Контрольная работа №1
специальность:
240100 Организация перевозок
и управление на транспорте
(Железнодорожный транспорт) (Д)
Саратов
2002
Задача№1
Обеспечение погрузки порожними вагонами на основе данных пономерной вагонной модели.
Пономерные вагонные модели, которые накапливаются в составе автоматизированной системы ДИСПАРК, содержат широкий круг информации о дислокации и состоянии каждого вагона грузового пака, а также об истории технологических операций с вагоном. Это позволяет на уровне линейных подразделений распределять порожние вагоны под погрузку, выбирая наиболее обоснованные и экономические решения.
Пономерное прикрепление годных под погрузку вагонов к заявкам грузоотправителей на станции отправления должно быть направлено на достижение максимальных доходов от перевозок при минимуме затрат, связанных с использованием вагонного парка. Указанное условие выражается целевой функцией
(1)
где - провозная плата, взимаемая за 1 вагон в межстанционной корреспонденции i, руб.;
- число погруженных вагонов в межстанционной корреспонденции i;
- расходы, связанные с использованием вагонного парка во времени, руб.;
- расходы, связанные с подводом порожних вагонов к станции погрузки, руб.;
- потери доходов из-за недостатка вагонов и необеспечения погрузки по вине железной дороги, руб.;
(2)
здесь - технологическое время доставки груза в межстанционной корреспонденции I, сут;
- расходы, приходящиеся на одни сутки использования в межстанционной корреспонденции i вагона j, руб.
Набор характеристик вагона j , от которого зависит величина , включает род подвижного состава, государственную принадлежность вагона, а для вагонов государств СНГ и Балтии - время их нахождения на сети железных дорог России;
(3)
где - число вагонов, подводимых под погрузку со станции превоначальной дислокации k;
- расходы, связанные с передислокацией одного вагона со станции k, руб.;
(4)
где - число вагонов, не поданных под погрузку по вине железной дороги;
- штраф, уплачиваемый железной дорогой грузоотправителю за каждый вагон, не поданный согласно ранее принятой заявке, руб.
Согласно ст. 105 Транспортного Устава железных дорог Российской Федерации величина r для грузов, перевозка которых планируется в вагонах, составляет пять размеров минимальной оплаты труда независимо от рода вагона и количества осей.
Условия задачи.
Рассчитать вариант прикрепления вагонов к заявкам на погрузку в планируемые сутки, обеспечивающий максимальное значение целевой функции (1). При невозможности полного обеспечения заявок определить число вагонов, которое следует подослать по регулировке с сортировочной станции, с указанием их характеристик (род вагона, допустимые государства-собственники).
Исходные данные.
На станции погрузки А, принадлежащей Горьковской железной дороге, в соответствии с поданными грузоотправителями и принятыми железной дорогой заявками на планируемые сутки назначена погрузка 9 полувагонов. Объемы погрузки по станциям назначения указаны в табл. 2.
Таблица 1
Объемы погрузки по принятым заявкам.
|
Станции назначения
|
a
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
итого
|
|
Объем погрузки Ui
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
9
|
|
|
Таблица 2
Параметры межстанционных корреспонденций
|
Наименование параметра
|
Ед. изм
|
обозначения
|
Значение параметра для станций
|
|
|
|
|
a
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
|
Дорога назначения
|
-
|
-
|
1
ОКТ
|
17
МСК
|
51
СКВ
|
80
ЮУР
|
83
ЗСБ
|
88
КРС
|
|
Провозная плата за вагон
|
Руб.
|
Рi
|
32568
|
15240
|
28536
|
20140
|
41959
|
60742
|
|
Технологическое время доставки груза
|
Сут.
|
Рi
|
6
|
3
|
5
|
4
|
5
|
9
|
|
|
По данным вагонной модели в районе ст. А находятся 10 полувагонов, пригодных под погрузку. Сведения о них приведены в табл. 3, где приняты обозначения:
k - станция дислокации;
f - код государства (железнодорожной администрации) - собственника вагона;
T - время нахождения вагона на сети РЖД, сут.
Таблица 3
|
Параметры
|
Условный номер вагона
|
|
k
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
А
|
В
|
В
|
С
|
С
|
|
f
|
20
|
20
|
20
|
20
|
22
|
24
|
23
|
20
|
27
|
20
|
|
T
|
|
|
|
|
32
|
4
|
15
|
|
15
|
|
|
|
Расходы , связанные с использованием полувагонов во времени, принимаются по нормативам:
расходная ставка на полувагон,
принадлежащий РЖД 41,6 руб./вагоно-сут;
плата за использование иностранного
вагона при нахождении на сети РЖД
до15 суток 80,1 руб./вагоно-сут;
плата за использование иностранного вагона при нахождении на сети РЖД более 15 до 30 суток 104,13 руб./вагоно-сут;
плата за использование иностранного вагона при нахождении на сети РЖД более 30 суток 240,3 руб./вагоно-сут;
Расходы , при передислокации порожнего полувагона со ст. В на ст. А равны 80 руб./вагон, со ст. С - на ст. А - 110 руб./вагон.
Штраф r составляет 500 руб./вагон.
Попутная погрузка на станциях Горьковской железной дороги выполняется по правилам, указанным в табл. 4.
Перечень железных дорог, на которые разрешается попутная погрузка порожних вагонов, возвращающихся в государство-собственник в составе грузовых поездов (дорога дислокации - Горьковская)
|
Железнодорожные администрации-собственники вагонов
|
20
РЖД
|
26 ЭВР
|
25
ЛДЗ
|
24
ЛГ
|
21
БЧ
|
|
Дороги попутной погрузки
|
Все дороги
|
1 ОКТ
17 МСК
28 СЕВ
|
1 ОКТ
17 МСК
28 СЕВ
|
1 ОКТ
13 БЕЛ
17 МСК
|
1 ОКТ
17 МСК
|
|
Железнодорожные администрации-собственники вагонов
|
22
УЗ
|
23
ЧФМ
|
57
АЗ
|
58
АРМ
|
28
ГР
|
|
Дороги попутной погрузки
|
17 МСК
58 ЮВС
63 КБШ
|
17 МСК
32 ЮЗП
40 ОДС
43 ЮЖН
58 ЮВС
63 КБШ
|
51 СКВ
58 ЮВС
63 КБШ
|
51 СКВ
55 АЗБ
58 ЮВС
63 КБШ
|
51 СКВ
55 АЗБ
58 ЮВС
63 КБШ
|
|
Железнодорожные администрации-собственники вагонов
|
27
КЗХ
|
59
КРГ
|
29
УЗБ
|
66
ТДЖ
|
67
ТРК
|
|
Дороги попутной погрузки
|
63 КБШ
80 ЮУР
76 СВР
|
63 КБШ
80 ЮУР
|
63 КБШ
80 ЮУР
|
63 КБШ
73 УЗБ
80 ЮУР
|
63 КБШ
73 УЗБ
80 ЮУР
|
|
|
Объемы погрузки по назначениям:
На станцию а - 4 вагона;
На станцию b - 1 вагон;
На станцию с - 1 вагон;
На станцию d - 1 вагон;
На станцию е - 1 вагон;
На станцию g - 1 вагон.
Решение.
Составляется матрица расходов , связанных с использованием вагонного парка во времени и их подводом на станцию погрузки (табл. 6), для всех допустимых вариантов (по условным номерам) к заявкам.
Например, прикрепление вагона 7 к заявке 6 даст следующие расходы.
По таблице 2 определяем: станция назначения b принадлежит Московской железной дороге (код 17). Вагон 5 принадлежит железной дороге Молдовы (код 23. см.таблицу 5), и его занятие под погрузку на дорогу 17 допустимо (см. табл. 4). Технологическое время доставки Di=3 суток (см. табл.2). Вагон находится на сети РЖД Т=32 суток (см. табл. 5). Поэтому из указанных Di=3 суток плата за пользование иновагона будет составлять (более тридцати) 240,3 руб./вагоно-сут. Вагон дислоцирован на станции А. Таким образом, для рассматриваемого вагона 7 к заявке 6.
Варианты прикрепления, которые недопустимы по условиям таблицы 4, в таблице 6 затемнены, и для них расходы не рассчитываются.
Далее рассчитываются матрица доходов (табл. 7), каждый элемент которой получают вычитанием расходов (см. таблицу 2).
Пономерное прикрепление вагонов к заявкам - задача целочисленного программирования. Для решения таких задач применяют различные вычислительные процедуры. Одна из них - пошаговое прикрепление в порядке убывания доходов от перевозки с соблюдением ограничений на допустимость вариантов прикрепления.
На первом шаге (таблица 8) вагоны с условными номерами 1 и 2 прикрепляются к заявкам 8 и 9, дающим наибольший доход. Величина дохода для прикрепления заявок показана в таблице 8 полужирным курсивом. Номера вагонов и заявок, для которых выполнено прикрепление, затемнены.
На втором шаге (табл. 9) вагон 3 прикрепляется к заявке 1, на третьем шаге (табл. 10) - вагон 4 к заявке 2, на четвертом шаге (табл. 11) - вагон 8 к заявке 3; на пятом шаге (табл. 12) - вагон 10 к заявке 4; на шестом шаге (табл. 13) - вагон 6 к заявке 5; на седьмом шаге (табл. 14) - вагон 9 к заявке 7.
Матрица расходов по вариантам прикрепления вагонов к заявкам
Таблица 6
|
Стация
дис-ции
|
t
|
код
|
нз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
ст
|
а
|
а
|
а
|
а
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
|
|
|
|
№ваг
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
МСВ
|
СКВ
|
ЮУР
|
ЗПБ
|
КРС
|
|
А
|
|
20
|
1
|
249,6
|
249,6
|
249,6
|
249,6
|
124,8
|
208
|
166,4
|
208
|
374,4
|
|
А
|
|
20
|
2
|
249,6
|
249,6
|
249,6
|
249,6
|
124,8
|
208
|
166,4
|
208
|
374,4
|
|
А
|
|
20
|
3
|
249,6
|
249,6
|
249,6
|
249,6
|
124,8
|
208
|
166,4
|
208
|
374,4
|
|
А
|
|
0
|
4
|
249,6
|
249,6
|
249,6
|
249,6
|
124,8
|
208
|
166,4
|
208
|
374,4
|
|
А
|
32
|
22
|
5
|
|
|
|
|
720,9
|
|
|
|
|
|
А
|
4
|
4
|
6
|
480,6
|
480,6
|
480,6
|
480,6
|
240,3
|
|
|
|
|
|
В
|
15
|
23
|
7
|
|
|
|
|
392,9
|
|
|
|
|
|
В
|
|
0
|
8
|
329,6
|
329,6
|
329,6
|
329,6
|
204,8
|
288
|
246,4
|
288
|
454,4
|
|
С
|
15
|
27
|
9
|
|
|
|
|
|
|
526,52
|
|
|
|
С
|
|
0
|
10
|
359,6
|
359,6
|
359,6
|
359,6
|
234,8
|
318
|
276,4
|
318
|
484,4
|
|
t доставки
|
6
|
6
|
6
|
6
|
3
|
5
|
4
|
5
|
9
|
|
|
Матрица доходов по вариантам прикрепления вагонов к заявкам
Таблица 7
|
Ст-ия
дис-ции
|
t
|
код
|
нз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
ст
|
а
|
а
|
а
|
а
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
|
|
|
|
№ваг.
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
МСВ
|
СКВ
|
ЮУР
|
ЗПБ
|
КРС
|
|
А
|
|
20
|
1
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
15115,2
|
28328
|
19973,6
|
41751
|
60367,6
|
|
А
|
|
2
|
2
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
15115,2
|
28328
|
19973,6
|
41751
|
60367,6
|
|
А
|
|
2
|
3
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
15115,2
|
28328
|
19973,6
|
41751
|
60367,6
|
|
А
|
|
2
|
4
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
15115,2
|
28328
|
19973,6
|
41751
|
60367,6
|
|
А
|
32
|
22
|
5
|
|
|
|
|
14519,1
|
|
|
|
|
|
А
|
4
|
24
|
6
|
32087,4
|
32087,4
|
32087,4
|
32087,4
|
14999,7
|
|
|
|
|
|
В
|
15
|
23
|
7
|
|
|
|
|
14847,1
|
|
|
|
|
|
В
|
|
0
|
8
|
32238,4
|
32238,4
|
32238,4
|
32238,4
|
15035,2
|
28248
|
19893,6
|
41671
|
60287,6
|
|
С
|
15
|
27
|
9
|
|
|
|
|
|
|
19613,48
|
|
|
|
С
|
|
20
|
10
|
32208,4
|
32208,4
|
32208,4
|
32208,4
|
15005,2
|
28218
|
19863,6
|
41641
|
60257,6
|
|
плата
|
32568
|
32568
|
32568
|
32568
|
15240
|
28536
|
20140
|
41959
|
60257,6
|
|
|
Пономерное прикрепление вагонов к заявкам (шаг 1)
Таблица 8
|
Ст-
ция
дис-
ции
|
t
|
код
|
нз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
ст
|
а
|
а
|
а
|
а
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
|
|
|
|
№ваг.
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
МСВ
|
СКВ
|
ЮУР
|
ЗПБ
|
КРС
|
|
А
|
|
20
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6
|
|
А
|
|
20
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
41751
|
|
|
А
|
|
20
|
3
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
15115,2
|
28328
|
19973,6
|
|
|
|
А
|
|
20
|
4
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
15115,2
|
28328
|
19973,6
|
|
|
|
А
|
32
|
22
|
5
|
|
|
|
|
14519,1
|
|
|
|
|
|
А
|
4
|
24
|
6
|
32087,4
|
32087,4
|
32087,4
|
32087,4
|
14999,7
|
|
|
|
|
|
В
|
15
|
23
|
7
|
|
|
|
|
14847,1
|
|
|
|
|
|
В
|
|
20
|
8
|
32238,4
|
32238,4
|
32238,4
|
32238,4
|
15035,2
|
28248
|
19893,6
|
|
|
|
С
|
15
|
27
|
9
|
|
|
|
|
|
|
19613,48
|
|
|
|
С
|
|
20
|
10
|
322208,4
|
322208,4
|
322208,4
|
32208,4
|
15005,2
|
28218
|
19863,6
|
|
|
|
|
Пономерное прикрепление вагонов к заявкам (шаг 2)
Таблица 9
|
Ст-
ция
дис-
ции
|
t
|
код
|
нз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
ст
|
а
|
а
|
а
|
а
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
|
|
|
|
№ваг.
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
МСВ
|
СКВ
|
ЮУР
|
ЗПБ
|
КРС
|
|
А
|
|
20
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6
|
|
А
|
|
20
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
41751
|
|
|
А
|
|
20
|
3
|
32318,4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
20
|
4
|
|
32318,4
|
32318,4
|
32318,4
|
15115,2
|
28328
|
19973,6
|
|
|
|
А
|
32
|
22
|
5
|
|
|
|
|
14519,1
|
|
|
|
|
|
А
|
4
|
24
|
6
|
|
32087,4
|
32087,4
|
32087,4
|
14999,7
|
|
|
|
|
|
В
|
15
|
23
|
7
|
|
|
|
|
14847,1
|
|
|
|
|
|
В
|
|
20
|
8
|
|
32238,4
|
32238,4
|
32238,4
|
15035,2
|
28248
|
19893,6
|
|
|
|
С
|
15
|
27
|
9
|
|
|
|
|
|
|
19613,48
|
|
|
|
С
|
|
20
|
10
|
|
322208,4
|
322208,4
|
32208,4
|
15005,2
|
28218
|
19863,6
|
|
|
|
|
Пономерное прикрепление вагонов к заявкам (шаг 3)
Таблица 10
|
Ст-
ция
дис-
ции
|
t
|
код
|
нз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
ст
|
а
|
а
|
а
|
а
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
|
|
|
|
№ваг.
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
МСВ
|
СКВ
|
ЮУР
|
ЗПБ
|
КРС
|
|
А
|
|
20
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6
|
|
А
|
|
20
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
41751
|
|
|
А
|
|
20
|
3
|
32318,4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
20
|
4
|
|
32318,4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
32
|
22
|
5
|
|
|
|
|
14519,1
|
|
|
|
|
|
А
|
4
|
24
|
6
|
|
|
32087,4
|
32087,4
|
14999,7
|
|
|
|
|
|
В
|
15
|
23
|
7
|
|
|
|
|
14847,1
|
|
|
|
|
|
В
|
|
20
|
8
|
|
|
32238,4
|
32238,4
|
15035,2
|
28248
|
19893,6
|
|
|
|
С
|
15
|
27
|
9
|
|
|
|
|
|
|
19613,48
|
|
|
|
С
|
|
20
|
10
|
|
|
322208,4
|
32208,4
|
15005,2
|
28218
|
19863,6
|
|
|
|
|
Пономерное прикрепление вагонов к заявкам (шаг 4)
Таблица 11
|
Ст-
ция
дис-
ции
|
t
|
код
|
нз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
ст
|
а
|
а
|
а
|
а
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
|
|
|
|
№ваг.
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
МСВ
|
СКВ
|
ЮУР
|
ЗПБ
|
КРС
|
|
А
|
|
20
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6
|
|
А
|
|
20
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
41751
|
|
|
А
|
|
20
|
3
|
32318,4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
20
|
4
|
|
32318,4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
32
|
22
|
5
|
|
|
|
|
14519,1
|
|
|
|
|
|
А
|
4
|
24
|
6
|
|
|
|
32087,4
|
14999,7
|
|
|
|
|
|
В
|
15
|
23
|
7
|
|
|
|
|
14847,1
|
|
|
|
|
|
В
|
|
20
|
8
|
|
|
32238,4
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
15
|
27
|
9
|
|
|
|
|
|
|
19613,48
|
|
|
|
С
|
|
20
|
10
|
|
|
|
32208,4
|
15005,2
|
28218
|
19863,6
|
|
|
|
|
Пономерное прикрепление вагонов к заявкам (шаг 5)
Таблица 12
|
Ст-ция
дис-ции
|
t
|
код
|
нз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
ст
|
а
|
а
|
а
|
а
|
b
|
c
|
d
|
e
|
g
|
|
|
|
|
№ваг.
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
ОКТ
|
МСВ
|
СКВ
|
ЮУР
|
ЗПБ
|
КРС
|
|
А
|
|
20
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6
|
|
А
|
|
20
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
41751
|
|
|
А
|
|
20
|
3
|
32318,4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
20
|
4
|
|
32318,4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
32
|
22
|
5
|
|
|
|
|
14519,1
|
|
|
|
|
|
А
|
4
|
24
|
6
|
|
|
|
|
14999,7
|
|
|
|
|
|
В
|
15
|
23
|
7
|
|
|
|
|
14847,1
|
|
|
|
|
|
В
|
|
20
|
8
|
|
|
32238,4
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
15
|
27
|
9
|
|
|
|
|
|
|
19613,48
|
|
|
|
С
|
|
20
|
10
|
|
|
|
32208,4
|
|
|
|
|
|
|
|
Пономерное прикрепление вагонов к заявкам (шаг 6)
Таблица 13
Страницы: [1] | 2 |
|