10
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский Государственный Открытый Университет
Чебоксарский институт (филиал)
Кафедра
"АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Лабораторная работы по автомобилям
Выполнил Иванов С.В.
Учебный шифр 705183
Курс 4, очного отделения
Проверил Мазяров В.П.
2008
Лабораторная работа 1.
Дорожные испытания автомобиля с целью определения основных показателей эксплуатационных свойств.
Цель работы: Определить динамические качества автомобиля при разгоне и затухающем движении, топливную экономичность при различных скоростях движения.
Оборудование и приборы:
1. Автомобиль ВАЗ-11183.
2. Рулетка (20 м).
3. Секундомер.
4. Вешки.
Техническая характеристика автомобиля
Модель автомобиля ВАЗ-11183
Полная масса, кг 1555
Масса снаряженного автомобиля, кг 1080
База, мм 2470
Колея передних колес, мм 1430
Колея задних колес, мм 1410
Дорожный просвет, мм 160
Максимальная скорость, км/ч 170
Контрольный расход топлива при 4 скорости 60 км/ч, л/100 км
Двигатель ВАЗ-21114-50
Рабочий объем цилиндров, л 1, 596
Марка бензина“Премиум-95”
Максимальная мощность, кВт (л. с) 59,5(81)
Максимальный крутящий момент при120 п=2400-2600 мин"1, Н м
Таблицы и результаты испытания
Затухание движения автомобиля
|
№№ опытов направление движения
|
|
Изменение скорости км/ч
|
|
|
|
от 60 до 50
|
от 50 до 40
|
от 40 до 30
|
от 30 до 20
|
от 20 до 10
|
от 10
доО
|
|
1 прямо
|
Показания секундомера нарастающим итогом , с
|
9,2
|
17,8
|
28
|
39,3
|
52
|
64,7
|
|
|
Время уменьшения скорости на 10 км/ч,c
|
9,2
|
8,6
|
10,2
|
11,3
|
12,7
|
12,7
|
|
1
обратно
|
t, нарастание, с
|
10,7
|
20,5
|
31,8
|
43,3
|
56,4
|
69,9
|
|
|
, с
|
10,7
|
9,8
|
11,3
|
11,5
|
13,1
|
13,5
|
|
Среднее
|
|
9,95
|
9,2
|
10,75
|
11,4
|
12,9
|
13,1
|
|
|
Разгон автомобиля
|
№№ опытов, направление
|
|
Изменение скорости, км/ч
|
|
|
|
0...10
|
10... 20
|
20...30
|
30...40
|
40...50
|
50...60
|
|
1 прямо
|
|
2,1
|
3
|
6,1
|
7,6
|
12,1
|
14,7
|
|
|
, с
|
2,1
|
0,9
|
3,1
|
1,5
|
4,5
|
2,6
|
|
1
обратно
|
|
3,6
|
5,2
|
7,8
|
9,9
|
13,6
|
17
|
|
|
, с
|
2
|
1,6
|
2,6
|
2,1
|
3,7
|
3,4
|
|
Среднее
|
|
2
|
1,25
|
2,85
|
1,8
|
4,1
|
3
|
|
|
Расход топлива на 100 км
|
|
Скорость движения автомобиля, км/ч
|
|
|
20
|
30
|
40
|
50
|
|
Расход топлива на 100 км , л/100 км
|
6,2
|
5,6
|
5
|
6
|
|
|
Результаты испытания автомобиля при затухающем движении
|
Интервал скорости,
км/ч
|
Средняя скорость, км/ч
|
Время, с
|
Замедление, м/с
|
|
60...50
|
55
|
9,95
|
0,28
|
|
50...40
|
45
|
9,2
|
0,3
|
|
40...30
|
35
|
10,75
|
0,26
|
|
30... 20
|
25
|
11,4
|
0,24
|
|
20...10
|
15
|
12,9
|
0,21
|
|
10...0
|
5
|
13,1
|
0,21
|
|
|
Результаты испытания автомобиля при разгоне
|
Интервал скорости, км/ч
|
, С
|
Средняя скорость,
км/ч
|
Ускорение
j м/с2
|
Касательная сила тяги
, кг(Н)
|
Динамический фактор D
|
|
0...10
|
2
|
5
|
1,38
|
2793
|
0,18
|
|
10... 20
|
1,25
|
15
|
2,22
|
4208
|
0,27
|
|
20...30
|
2,85
|
25
|
0,97
|
2105
|
0,14
|
|
30...40
|
1,8
|
35
|
1,54
|
3097
|
0,2
|
|
40...50
|
4,1
|
45
|
0,67
|
1655
|
0,1
|
|
50...60
|
3
|
55
|
0,92
|
2121
|
0,13
|
|
|
Результаты испытания автомобиля при торможении
|
Скорость VH, км/ч
|
Время торможения t, с
|
Путь торможения ST, м
|
|
30
|
1,3
|
4,5
|
|
|
Дорожные испытания автомобиля с целью определения эффективности тормозного управления.
Цель работы: определить показатели эффективности тормозного управления и устойчивости движения автомобиля при торможении и сделать оценку состояния в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001
Оборудование и приборы:
- Автомобиль ВАЗ-21093
- Измеритель эффективности тормозных систем "Эффект".
Ознакомление с назначением и устройством прибора
Прибор предназначен для проверки технического состояния основных тормозных систем транспортных средств (ТС) методом дорожных испытаний по ГОСТ 51709-2001. Прибор определяет, в соответствии с ГОСТ установившееся замедление Jycт, пиковое значение усилия нажатия на педаль Рпм, длину тормозного пути St, время срабатывания тормозной системы tcp, начальную скорость торможения Vo и линейное отклонение ТС при торможении. Прибор также производит перерасчет нормы тормозного пути St к реальной начальной скорости торможения.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИБОРА
Диапазон контролируемых параметров
установившееся замедление Jуст м/с2 0-9,5
усилие нажатия на педаль Рпм, кГс10-100
тормозной путь St, м 0-50
начальная скорость торможения Vo, км/ч 20-50
пересчитанная норма тормозного пути St*,m 0-50
время срабатывания тормозной системы tcp, c 0-3
линейное отклонение при торможении, м 0-5
Напряжение питания, В 12+2
Потребляемая мощность, Вт, не более 2
Габаритные размеры прибора,
электронный блок 205x75x50 мм
датчик усилия 135x95x70 мм
Масса прибора,
электронный блок 0,3 кг
датчик усилия 0,5 кг
Диапазон рабочих температур 10: +40 С
Средний срок службы 6 лет
В приборе предусмотрено:
- вывод результатов измерений на печатающее устройство;
- подключение компьютера типа NOTEBOOK и передача информации в процессе торможения (усилие нажатия на педаль, линейное отклонение, замедление) по каналу связи RS 232.
3. Порядок выполнение работ.
Работу с прибором осуществляет один оператор.
Включить прибор кнопкой "ВКЛ". Включить принтер. На индикаторе прибора появиться надпись: "НАГРЕВ". В течении некоторого времени (не более 5 минут) прибор производит термостабилизацию входящих в его состав узлов. Затем на индикаторе появляется сообщение: "НОМЕР ТС" Ввести трехзначный номер ТС. Набор номера начинается со старшей цифры кнопкой "ВЫБОР". Выбрать значение старшей цифры. Нажать кнопку "ВВОД" и т.д.
3.2.1. На индикаторе прибора появляется сообщение ХАРАК-КА ТС - М 1 Нажатием кнопки "ВЫБОР" выбрать категорию ТС, соответствующую проверяемому транспортному средству в соответствии с ГОСТ 25478-91.
3.2.2. Нажать кнопку "ВВОД". Выбранная категория ТС будет введена в память прибора.
На индикаторе добавится надпись: "ОД" - одиночное ТС.
Кнопкой "ВЫБОР" можно изменить тип ТС на "АП"-автопоезд.
3.2.5. Выбрать кнопкой "ВЫБОР" тип ТС, соответствующий проверяемому ТС.
Подтвердить свой выбор нажатием кнопки "ВВОД".
3.2.6. На индикаторе добавится сообщение: "СН" - в снаряженном состоянии.
3.2.7. Кнопкой "ВЫБОР" можно изменить характеристику ТС на "ПМ" - полной массы.
3.2.8. Выбрать кнопкой "ВЫБОР" характеристику ТС, соответствующую проверяемому ТС. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки "ВВОД".
3.2.9. На индикаторе добавиться сообщение: ">81"
3.2.10. Кнопкой "ВЫБОР" выбрать год изготовления ТС в соответствии с сообщениями на индикаторе: ">81" - дата изготовления после 1.01.81 г "< 81" - дата изготовления до 1.01.81 г.
3.2.11. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки "ВВОД"
ПРИМЕЧАНИЕ: Вернуться к предыдущему пункту режима настройки, можно нажав кнопку "ОТМЕНА".
3.3. На индикаторе появит. ся надпись: "РАБОТА" Этот режим включает в себя:
-основной режим работы (работа по проверке ТС)
-режим проверки работоспособности датчиков замедления, линейного отклонения и датчика усилия.
Если нажать кнопку "ВЫБОР", прибор входит в режим индикации показаний датчиков:
Л - датчик замедления J2 - датчик линейного сохранения F - датчик усилия Кнопкой "ОТМЕНА" можно выйти из режима проверки датчиков.
3.4. Основной режим работы.
Когда на индикаторе сообщение "РАБОТА", нажать кнопку "ВВОД". Появится одно из трех сообщений: "НАКЛОН НАЗАД", "НАКЛОН В НОРМЕ", "НАКЛОН ВПЕРЕД". Для нормальной установки прибора необходимо, изменяя его положение, добиться на индикаторе сообщения "НАКЛОН В НОРМЕ". После появления этого сообщения прозвучит звуковой сигнал. Нажать кнопку "ВВОД". Затем водитель производит разгон ТС до скорости 40 км/час и тормозит, причем торможение должно осуществляться в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на орган управления. В процессе торможения не допускается корректировка траектории движения ТС, если этого не требует обеспечение безопасности испытаний. Торможение производится с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах, если это предусмотрено конструкцией ТС. После полной остановки автомобиля снять воздействие на педаль тормоза.
3.5. На индикаторе появится сообщение: "РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТС"
Нажать кнопку "ВВОД".
На индикаторе появится сообщение: "ХАРАКТЕРИСИКА ТС"
В нижней строке будут значения, соответствующие проверяемому ТС, введенные в режиме настройки исходных данных.
3.5.3. Нажать кнопку "ВВОД", На индикаторе появится надпись: НОМЕР ТС XXX где XXX - номер ТС, введенный перед началом измерения.
3.5.4. На индикаторе появятся значения: Si - измеренное значение длины тормозного пути Sn - пересчитанная норма тормозного пути
Нажать кнопку "ВВОД".
На индикаторе появятся значения: J - установившееся замедление Vo-начальная скорость торможения
Нажать кнопку "ВВОД".
На инбдикаторе появятся значения: t - время срабатывания тормозной системы F-усилие нажатия на педаль
Нажать кнопку "ВВОД".
На индикаторе появится значение линейного отклонения.
Кнопкой "ОТМЕНА" можно вернуться к индикации предыдущих параметров.
3.5.12. Для распечатки протокола измерений нажать на кнопку "ВВОД". На индикаторе появится сообщение: "ВЫВЕСТИ ПРОТОКОЛ? "
При положительном ответе нажать кнопку "ВВОД". При отрицательном ответе нажать кнопку "ОТМЕНА". На индикаторе появляется сообщение: "РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТС". Нажатием кнопки "ВВОД" можно повторить просмотр результатов. При нажатии кнопки "ОТМЕНА" прибор переходит в режим "РАБОТА".
"Примечание. П.3.5.12. будет выполняться, если к прибору подключено печатающее устройство.
3.5.13. Текущие значения показания датчиков замедления, усилия нажатия на педаль, ускорения линейного отклонения во время торможения, а также результаты измерения можно передать и сохранить в виде файла в компьютере, подключив его к прибору через разъем 4 для подключения принтера. В дальнейшем их можно просмотреть и обработать.
Результаты измерений могут быть представлены в цифровом или графическом виде, наглядно показывающем динамику изменения замедления, усилия нажатия на педаль и линейное отклонение в процессе торможения ТС. Для реализации этой возможности необходимо получить дополнительную информацию на дискете у завода-изготовителя или в сервисных центрах НПФ "МЕТА".
При использовании прибора в технической сети диагностического контроля результаты измерений передаются в базу данных компьютера.
Сводная таблица испытаний:
|
№ опыта
|
|
|
|
|
|
|
Мин. откл., м
|
|
1
|
7,0
|
12,6
|
8,26
|
40,6
|
0,37
|
46
|
1,48
|
|
2
|
0,8
|
1,3
|
9,93
|
9,8
|
6,97
|
60
|
2,47
|
|
3
|
6,3
|
12,0
|
8,97
|
38,4
|
0,22
|
48
|
0,38
|
|
Среднее значение
|
6,65
|
12,3
|
8,61
|
39,5
|
0,29
|
47
|
0,93
|
|
ГОСТ Р 51709-2001
|
|
_
|
|
40
|
|
|
|
|
|
Номер ТС - 093
Характеристика ТС -М1
Категория ТС - ОД
Полная масса - 1370 кг
Вывод: тормозное управление испытываемого автомобиля ВАЗ-21093 соответствует ГОСТ Р 51709-2001 по всем параметрам (тормозной путь
6,65, установившееся замедление 8,61; время срабатывания тормозной системы 0,29; удельная тормозная сила 47).
|