12
Введение
Цель работы заключается в сравнении различных видов транспорта по критерию приведенных расходов и выборе наиболее эффективного из них для выполнения заданных перевозок.
Сравнение различных видов транспорта и выбор наиболее экономного варианта производится на основе сопоставления приведенных расходов (представляющих сумму эксплутационных расходов и установленной доли капитальных вложений), необходимых для выполнения заданных перевозок.
Приведенные расходы для каждого вида транспорта определяются по формуле:
C = [Cпв + Cпр + См + Спот +(Eн * Kм) + Соб]* Ki
где:
Спв - затраты на подвоз груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции, речному порту или другому пункту отправления и, соответственно на вывоз этого груза автомобилями в пункт назначения.
Спр - затраты на перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны или другие транспортные средства в пункте отправления и, соответственно из вагонов в автомобили в пункте назначения;
См - затраты на транспортировку груза магистральным видом транспорта (железной дорогой, речным транспортом, автомобильным транспортом и т.п.) из пункта отправления в пункт назначения, включая расходы на так называемые начально-конечные операции, осуществляемые на магистральных видах транспорта (например, на железных дорогах: маневры по уборке вагонов от фронтов погрузки, формирование поездов и др.; на речном транспорте: формирование речных составов и т.п.);
Спот - стоимость потерь грузов при перевозке (главным образом при перегрузке) по каждому варианту транспортировки;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, принимаемый обычно (Ен = 0,15);
Км - капитальные затраты на приобретение нового подвижного состава, необходимого для выполнения заданных перевозок, а также на строительство или реконструкцию автомобильной дороги, железной дороги или речного пути. В случаях, когда сравнимые виды транспорта имеют достаточные резервы пропускной способности, дополнительные капитальные вложения на реконструкцию постоянных сооружений не учитываются;
Соб - общая стоимость грузов, постоянно находящихся на транспорте в процессе обращения («стоимость грузовой массы»);
Кi - коэффициент инфляции, (Кi = 30);
После получения частных результатов, относящихся соответственно к железнодорожному, речному, автомобильному или другим видам транспорта, они (результаты) сравниваются между собой для определения эффективного вида транспорта.
Исходные данные
Матрица расстояний Li [км]
|
|
Вариант_
|
|
Расстояния
|
А
|
Ж
|
Р
|
|
L1
|
75
|
70
|
85
|
|
L2
|
95
|
90
|
115
|
|
L3
|
150
|
140
|
180
|
|
L4
|
300
|
350
|
420
|
|
L5
|
30
|
25
|
40
|
|
|
Матрица грузопотоков Q [тыс. т./год]
|
В
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
|
|
ИЗ
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
|
А
|
-
|
-
|
200
|
30
|
140
|
15
|
75
|
30
|
70
|
30
|
250
|
40
|
735
|
145
|
|
Б
|
180
|
20
|
-
|
-
|
80
|
15
|
50
|
10
|
10
|
8
|
120
|
22
|
440
|
75
|
|
В
|
300
|
125
|
200
|
90
|
-
|
-
|
600
|
250
|
60
|
50
|
800
|
200
|
1960
|
715
|
|
Г
|
65
|
-
|
15
|
5
|
50
|
35
|
-
|
-
|
30
|
10
|
100
|
20
|
260
|
70
|
|
Д
|
40
|
25
|
18
|
10
|
10
|
-
|
20
|
-
|
-
|
-
|
10
|
50
|
98
|
85
|
|
Е
|
200
|
35
|
90
|
20
|
40
|
15
|
80
|
15
|
15
|
10
|
-
|
-
|
425
|
95
|
|
|
785
|
205
|
523
|
155
|
320
|
80
|
825
|
305
|
185
|
108
|
1280
|
332
|
3918
|
1185
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5103
|
|
|
Матрица нормативов затрат на подвоз груза от склада отправителя к станции отправления магистрального вида транспорта и вывоза от станции назначения к получателю Sпв [коп/10 т.км]
|
Расстояние подвоза (вывоза)
|
Вар._06_
|
|
До 1 км
|
120
|
|
2
|
115
|
|
3
|
110
|
|
4
|
105
|
|
5
|
100
|
|
6
|
95
|
|
|
Схема доставки груза в смешанном сообщении
1 - Склад отправителя. 3 - Станция назначения
2 - Станция отправления. 4 - Склад получателя.
Если для доставки груза используется два и более видов транспорта, то такая перевозка называется смешанной (мультимодальной). На схеме 1 - 2 - 3 - 4. Чаще всего по этой схеме работает речной и железнодорожный вид транспорта.
Если для подвоза (вывоза) груза используется автомобили малой и средней грузоподъемности, а для переброски между станциями магистрального транспорта автомобили большой грузоподъемности, то такая перевозка называется терминальной. На схеме 1-2-3-4. Терминальную систему доставки груза могут использовать все виды магистрального транспорта, взаимодействуя между собой. Такие системы называют интермодальные. В них груз доставляется в специальной супертаре и больше не перегружается, а перегрузку осуществляют супертары с одного вида транспорта на другой. Второе название такой транспортировки называется - бесперегрузочные системы доставки груза.
Расстояния подвоза груза автомобилями от склада отправителя к основным пунктам магистрального транспорта и вывоза груза к складам получателя в пунктах назначения L пв [км]
|
ПУНКТЫ
|
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ
|
РЕЧНОЙ ПОРТ
|
|
|
L п
|
L в
|
L п
|
L в
|
|
А
|
3
|
4
|
4
|
6
|
|
Б
|
1
|
3
|
1
|
2
|
|
В
|
2
|
5
|
3
|
4
|
|
Г
|
4
|
6
|
3
|
6
|
|
Д
|
3
|
2
|
3
|
2
|
|
Е
|
5
|
1
|
6
|
1
|
|
|
Спв - затраты на подвоз груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции, речному порту или другому пункту отправлению и, соответственно на вывоз этого груза автомобилями в пункт назначения;
Спв = Сп + Св [руб.]
Cп = Pп * Sпв [руб.]
Cв = Рв * Sпв [руб.]
Рп = Qп * Lп [ткм]
Pв = Qв * Lв [ткм]
Cп, Св - затраты на подвоз (вывоза) груза [руб.]
Рп, Рв - транспортная работа на подвоз (вывоза) груза [ткм]
Qп, Qв - объем подвозимого (вывозимого) груза [т]
Qп - сумма всех грузов обычных и ценных по строке;
Qв - сумма всех грузов обычных и ценных по столбцу
Единицы измерения:
[1000 т * км * коп]
[- = руб.]
[10 ткм]
Спв - затраты на подвоз груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции
|
Пункты
|
Qп
|
Iп
|
Pп
|
Cп
|
Qв
|
Iв
|
Pв
|
Cв
|
Cпв
|
|
А
|
880
|
3
|
2640
|
290400
|
990
|
4
|
3960
|
415800
|
706200
|
|
Б
|
515
|
1
|
515
|
61800
|
678
|
3
|
2034
|
223740
|
285540
|
|
В
|
2675
|
2
|
5350
|
615250
|
400
|
5
|
2000
|
200000
|
815520
|
|
Г
|
330
|
4
|
1320
|
138600
|
1130
|
6
|
6780
|
644100
|
782700
|
|
Д
|
183
|
3
|
549
|
60390
|
293
|
2
|
586
|
67390
|
127780
|
|
Е
|
520
|
5
|
2600
|
260000
|
1612
|
1
|
1612
|
193440
|
453440
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3170910
|
|
|
Спв - затраты на подвоз груза автомобильным транспортом к речному порту
|
Пункты
|
Qп
|
Iп
|
Pп
|
Cп
|
Qв
|
Iв
|
Pв
|
Cв
|
Cпв
|
|
А
|
880
|
4
|
3520
|
369600
|
990
|
6
|
5940
|
564300
|
933900
|
|
Б
|
515
|
1
|
515
|
61800
|
678
|
2
|
1356
|
155940
|
217740
|
|
В
|
2675
|
3
|
8025
|
882750
|
400
|
4
|
1600
|
168000
|
1050750
|
|
Г
|
330
|
3
|
990
|
108900
|
1130
|
6
|
6780
|
644100
|
753000
|
|
Д
|
183
|
3
|
549
|
60390
|
293
|
2
|
586
|
67390
|
127780
|
|
Е
|
520
|
6
|
3120
|
296400
|
1612
|
1
|
1612
|
193440
|
489840
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3573010
|
|
|
Спр - затраты на перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны, речные суда в пункте отправления и, соответственно, из вагонов или судов в автомобили в пункте назначения;
Спр = Спро + Спрц
Спро = (Qпро + Qобро) * Nпро
Спрц = (Qпрц + Qобрц) * Nпрц
где: Qпр, Qобр - объем груза в прямом и обратном направлении перегрузки соответственно обычного и ценного вида груза.
Единицы измерения:
[1000 т * коп]
[- = 10 * РУБ]
[т]
Рассмотрев единицы измерения необходимо сделать вывод о том, чтобы ответ получить в рублях необходимо полученный результат умножить на десять.
Нормативы затрат на выполнение перегрузочных операций с автомобилей в железнодорожные вагоны или суда в пункте отправления и, соответственно, из вагонов или судов в автомобили в пункте назначения Nпр (коп. за 1 тонну-операцию).
|
Способ производства
Операций
|
При общем объеме переработки грузов в год, тыс. т.
|
|
|
до 100
|
от 100
до 250
|
от 250
до 500
|
от 500
до 1000
|
Свыше 1000
|
|
Механизированная перегрузка в вагоны или выгрузка из вагонов в автомобили
|
15
|
13
|
12
|
11
|
10
|
|
То же в речные суда и, соответственно из судов
|
12
|
11
|
10
|
9
|
8
|
|
Ручная перегрузка грузов из автомобилей в подвижной состав других видов транспорта и, соответственно, обратно
|
65
|
60
|
55
|
50
|
45
|
|
|
Спр - затраты на перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны
|
Пункты
|
Qпро
|
Qобро
|
Qо
|
Cпро
|
Qпрц
|
Qобрц
|
Qц
|
Cпрц
|
Cпр
|
|
А
|
735
|
785
|
1520
|
15200
|
145
|
205
|
350
|
19250
|
34450
|
|
Б
|
440
|
523
|
963
|
10593
|
75
|
155
|
230
|
13800
|
24393
|
|
В
|
1960
|
320
|
2280
|
22800
|
715
|
80
|
795
|
39750
|
62550
|
|
Г
|
260
|
825
|
1085
|
10850
|
70
|
305
|
375
|
20625
|
31475
|
|
Д
|
98
|
185
|
283
|
3396
|
85
|
108
|
193
|
11580
|
14976
|
|
Е
|
425
|
1280
|
1705
|
17050
|
95
|
332
|
427
|
23485
|
40535
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*10
|
2083790
|
|
|
Спр - затраты на перегрузочные операции с автомобилей в речные суда
|
Пункты
|
Qпро
|
Qобро
|
Qо
|
Cпро
|
Qпрц
|
Qобрц
|
Qц
|
Cпрц
|
Cпр
|
|
А
|
735
|
785
|
1520
|
12160
|
145
|
205
|
350
|
19250
|
31410
|
|
Б
|
440
|
523
|
963
|
8667
|
75
|
155
|
230
|
13800
|
22467
|
|
В
|
1960
|
320
|
2280
|
18420
|
715
|
80
|
795
|
39750
|
57990
|
|
Г
|
260
|
825
|
1085
|
8680
|
70
|
305
|
375
|
20625
|
29305
|
|
Д
|
98
|
185
|
283
|
3113
|
85
|
108
|
193
|
11580
|
14693
|
|
Е
|
425
|
1280
|
1705
|
13640
|
95
|
332
|
427
|
23485
|
37125
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*10
|
1929900
|
|
|
См - затраты на транспортировку груза магистральным видом транспорта (железной дорогой, речным транспортом, автомобильным транспортом и т.п.) из пункта отправления в пункт назначения
Для того чтобы приступить к расчету данного показателя, необходимо рассмотреть заданную транспортную сеть региона, проанализировать ее и произвести трансформацию сети по заданным критериям.
Схема транспортной сети
Схема транспортной сети региона состоит из 6 пунктов переработки грузов. Однопутная железная дорога соединяет все 6 пунктов. Автомобильная дорога 2 категории соединяет 4 пункта (А-В-Г-Е) следовательно вне сети автомобильных дорог 2 пункта (Б; Д). Судоходный участок реки соединяет 4 пункта (А-Г-Д-Е) и вне сети речного транспорта 2 пункта (В; Б). После предварительного анализа транспортной сети можно сказать, что требование магистрального вида транспорта выдерживает только один железнодорожный. Для автомобильного и речного необходимо новое строительство путей сообщения, т.е. трансформация сети по 1 критерию, после чего они тоже будут магистральными видами транспорта.
Критерии трансформации сети.
Для нового строительства: минимум вновь построенных путей сообщения.
Для реконструкции существующих путей сообщения с недостаточной пропускной способностью: реконструкция старых путей сообщения по направлениям максимального грузопотока.
Рассмотрим автомобильный вид транспорта.
Вне сети автомобильных дорог находится пункт Б. Возможных вариантов строительства автомобильной дороги два. Рассчитаем оба случая. 1-й строим новую дорогу из пункта В в пункт Б. Длина новой автодороги будет L 1 (__75___). 2-й: строим новую дорогу из пункта А в пункт Б. Длина новой дороги будет (L 1 + L 2)/2 (__85___). Рассчитываем, сравниваем и более выгодный вариант наносим на трансформированную магистральную транспортную сеть региона. Расстояния L 1 и L 2 берем из исходных данных соответственно для автомобильного транспорта.
Вне сети автомобильных дорог находится пункт Д. Возможных вариантов строительства автомобильной дороги два. Рассчитаем оба случая. 1-й строим новую дорогу из пункта Г в пункт Д. Длина новой автодороги будет L 5 (__30___). 2-й: строим новую дорогу из пункта Е в пункт Д. Длина новой дороги будет (L 4 + L 5)/2 (__165___). Рассчитываем, сравниваем и более выгодный вариант наносим на трансформированную магистральную транспортную сеть региона. Расстояния L 4 и L 5 берем из исходных данных соответственно для автомобильного транспорта.
Рассмотрим речной транспорт.
Вне речной системы находится пункт В. Рядом с ним протекает река. Есть предложение оборудовать в пункте В порт.
Вне речной системы находится пункт Б. Возможных вариантов строительства каналов два. Рассчитаем оба случая. 1-й строим новый канал из пункта В в пункт Б. Длина нового канала будет L 1 (___85___). 2-й: строим новый канал из пункта А в пункт Б. Длина нового канала будет (L 1 + L 2)/2 (____100____). Рассчитываем, сравниваем и более выгодный вариант наносим на трансформированную магистральную транспортную сеть региона. Расстояния L 1 и L 2 берем из исходных данных соответственно для речного транспорта.
Схема трансформированной магистральной транспортной сети. (Нанести на схему новые пути сообщения)
После трансформации сети мы теперь можем рассчитать все расстояния перевозки груза в магистральном сообщении. Соответственно длина перегонов берется из исходных данных для каждого вида транспорта. Пример: расстояния перевозки груза между парой пунктов А и Е.
Автомобильный транспорт Lм = L2 + L3+ L4
Железнодорожный транспорт Lм = L2 + L3+ L4
Речной транспорт Lм = L2 + L3+ L5+(L5+ L4)/2
Схема перевозки груза в прямом и обратном направлении
Нормативы затрат, связанных непосредственно с транспортировкой груза от пункта отправления к пункту назначения магистральным транспортом Nм (в коп. за 10 тонно-километров).
|
Вид магистрального
Транспорта
|
Расстояние перевозки в километрах, Iм
|
|
|
до 10
|
От 10 До 20
|
от 20 до 40
|
от 40 до 80
|
от 80 до 150
|
от 150 до 200
|
|
Железная дорога
|
15
|
10
|
8
|
6
|
5
|
4
|
|
Речной транспорт
|
12
|
9
|
7
|
5,5
|
4
|
3,5
|
|
Автомобильный тр-т
|
50
|
40
|
35
|
33
|
31
|
30
|
|
Вид магистрального
Транспорта
|
Iм
|
|
|
от 200
до 300
|
от 300
до 400
|
от 400
до 500
|
|
Железная дорога
|
3,5
|
3
|
2,8
|
|
Речной транспорт
|
3,2
|
2,9
|
2,7
|
|
Автомобильный тр-т
|
29,5
|
29
|
28,5
|
|
|
Сm = Pm * Nm
Pm = (Qпр + Qобр) * Lm
[1000 т * км * коп]
- = руб.]
[10 т * км]
См Затраты на перевозку железнодорожным транспортом в магистральном сообщении.
|
Пункты
|
Qпр
|
Qобр
|
Q
|
Lm
|
Pm
|
Cm
|
|
1 А-Б-А
|
230
|
200
|
430
|
160
|
68800
|
275200
|
|
2 А-В-А
|
155
|
425
|
580
|
90
|
52200
|
261000
|
|
3 А-Г-А
|
105
|
65
|
170
|
230
|
39100
|
136850
|
|
4 А-Д-А
|
100
|
65
|
165
|
255
|
42075
|
147262,5
|
|
5 А-Е-А
|
290
|
235
|
525
|
580
|
304500
|
852600
|
|
6 Б-В-Б
|
95
|
200
|
295
|
70
|
20650
|
123900
|
|
7 Б-Г-Б
|
60
|
20
|
80
|
210
|
16800
|
58800
|
|
8 Б-Д-Б
|
18
|
28
|
46
|
235
|
10810
|
37835
|
|
9 Б-Е-Б
|
142
|
110
|
252
|
560
|
141120
|
395136
|
|
10 В-Г-В
|
850
|
85
|
935
|
140
|
130900
|
654500
|
|
11 В-Д-В
|
110
|
10
|
120
|
165
|
19800
|
79200
|
|
12 В-Е-В
|
1000
|
55
|
1055
|
490
|
516950
|
1447460
|
|
13 Г.-Д-Г
|
40
|
20
|
60
|
25
|
1500
|
12000
|
|
14 Г.-Е-Г
|
120
|
95
|
215
|
350
|
75250
|
225750
|
|
15 Д-Е-Д
|
60
|
25
|
85
|
375
|
31875
|
95625
|
|
|
1472330
|
4803118,5
|
|
|
См Затраты на перевозку речным транспортом в магистральном сообщении
|
Пункты
|
Qпр
|
Qобр
|
Q
|
Lm
|
Pm
|
Cm
|
|
1 А-Б-А
|
230
|
200
|
430
|
200
|
86000
|
275200
|
|
2 А-В-А
|
155
|
425
|
580
|
115
|
66700
|
266800
|
|
3 А-Г-А
|
105
|
65
|
170
|
295
|
50150
|
160480
|
|
4 А-Д-А
|
100
|
65
|
165
|
325
|
53625
|
155512,5
|
|
5 А-Е-А
|
290
|
235
|
525
|
565
|
296625
|
800887,5
|
|
6 Б-В-Б
|
95
|
200
|
295
|
85
|
25075
|
100300
|
|
7 Б-Г-Б
|
60
|
20
|
80
|
265
|
21200
|
67840
|
|
8 Б-Д-Б
|
18
|
28
|
46
|
305
|
14030
|
40687
|
|
9 Б-Е-Б
|
142
|
110
|
252
|
535
|
134820
|
364014
|
|
10 В-Г-В
|
850
|
85
|
935
|
180
|
168300
|
589050
|
|
11 В-Д-В
|
110
|
10
|
120
|
220
|
26400
|
84480
|
|
12 В-Е-В
|
1000
|
55
|
1055
|
450
|
474750
|
1281825
|
|
13 Г.-Д-Г
|
40
|
20
|
60
|
40
|
2400
|
13200
|
|
14 Г.-Е-Г
|
120
|
95
|
215
|
270
|
58050
|
185760
|
|
15 Д-Е-Д
|
60
|
25
|
85
|
210
|
17850
|
57120
|
|
|
1495975
|
4443156
|
|
|
См Затраты на перевозку автомобильным транспортом в магистральном сообщении
|
Пункты
|
Qпр
|
Qобр
|
Q
|
Lm
|
Pm
|
Cm
|
|
1 А-Б-А
|
230
|
200
|
430
|
170
|
73100
|
2193000
|
|
2 А-В-А
|
155
|
425
|
580
|
95
|
55100
|
1708100
|
|
3 А-Г-А
|
105
|
65
|
170
|
245
|
41650
|
1228675
|
|
4 А-Д-А
|
100
|
65
|
165
|
275
|
45375
|
1338562,5
|
|
5 А-Е-А
|
290
|
235
|
525
|
545
|
286125
|
8154562,5
|
|
6 Б-В-Б
|
95
|
200
|
295
|
75
|
22125
|
730125
|
|
7 Б-Г-Б
|
60
|
20
|
80< ...........
|
Страницы: [1] | 2 |
|