Министерство образования Российской Федерации
Иркутский государственный технический университет
Кафедра автомобильных дорог
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Иркутск 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Классификация автомобильных дорог
2. Технические категории дорог
3. Основные параметры поперечного профиля дороги
4. Элементы дороги в плане и продольном профиле
5. Дорожная одежда
6. Земляное полотно
7. Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог
1. Классификация автомобильных загородных дорог
Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от расчетной интенсивности и их народнохозяйственного и административного значения подразделяются на следующие категории:
|
Категория
дороги
|
Расчетная интенсивность движения, авт./сут.
|
Народнохозяйственное и административное значение
автомобильных дорог.
|
|
|
Приведенная к
легковому автомобилю
|
В транспортных
единицах
|
|
|
I-а
|
Св. 14000
|
Св. 7000
|
Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения).
|
|
I-б,
II
|
Св. 14000
Св.6000 до 14000
|
Св.7000
Св.3000 до 7000
|
Автомобильные дороги общегосударственного значения ( не отнесенные к I-ой категории), республиканского, областного (краевого) значения.
|
|
III
|
Св. 2000 до 6000
|
Св. 1000 до3000
|
Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения ( не отнесенные к I-б и II-ой категории), дороги местного значения.
|
|
IV
|
Св. 200 до 2000
|
Св. 100 до 1000
|
Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к I-б, II-ой и III категориям)
|
|
V
|
До 200
|
До 100
|
Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категориям).
|
|
|
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
2. Технические категории дорог
Дорожные условия определяют режимы работы агрегатов автомобилей. Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия и рельефом местности (расположением дороги по высоте над уровнем моря).
Категории автомобильных дорог отличаются значениями показателей, представленных в табл. 1.
Таблица 1
|
Основные технические характеристики автомобильных дорог (по СНиП 2.05.02-85)1
|
|
Показатели
|
Категория дороги
|
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
|
|
I-а
|
I-б
|
|
|
|
|
|
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях, авт/сут
|
Более
7000
|
Более
7000
|
3000-
7000
|
1000-
3000
|
100-
1000
|
Менее
100
|
|
Расчетная скорость движения, км/ч:
основная
для трудных участков пересеченной местности
для трудных участков горной местности
|
150
120
80
|
120
100
60
|
120
100
60
|
100
80
50
|
80
60
40
|
60
40
30
|
|
Число полос движения
|
4;6;8
|
4;6;8
|
2
|
2
|
2
|
1
|
|
Ширина полосы движения, м
|
3,75
|
3,75
|
3,75
|
3,5
|
3
|
НР
|
|
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м
|
15
22,5
30
|
15
22,5
30
|
7,5
|
7,0
|
6,0
|
4,5
|
|
Ширина обочин, м
|
3,75
|
3,75
|
3,75
|
2,5
|
2,0
|
1,75
|
|
Наименьшая ширина разделительной полосы между
разными направлениями движения, м
|
6,0
|
5,0
|
НР
|
НР
|
НР
|
НР
|
|
Ширина земляного полотна, м
|
28,5
36
43,5
|
27,5
35
42,5
|
15
|
12
|
10
|
8
|
|
Наибольшие продольные уклоны, %:
основные
на трудных участках пересеченной местности
на трудных участках горной местности
|
3,0
4,0
6,0
|
4,0
5,0
7,0
|
4,0
5,0
7,0
|
5,0
6,0
8,0
|
6,0
7,0
9,0
|
7,0
9,0
10,0
|
|
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м:
основное
на трудных участках пересеченной местности
на трудных участках горной местности
|
НР
450
250
|
450
350
170
|
450
350
170
|
350
250
130
|
250
170
110
|
170
110
90
|
|
Наименьшие радиусы кривых в плане, м:
основные
в горной местности
|
1200
250
|
800
125
|
800
125
|
600
100
|
300
60
|
150
30
|
|
Наименьшие радиусы вертикальных выпуклых кривых (в продольном профиле), м:
основные
в горной местности
|
30000
5000
|
15000
2500
|
15000
2500
|
10000
1500
|
5000
1000
|
2500
600
|
|
Наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кривых (в продольном профиле), м:
основные
в горной местности
|
8000
1000
|
5000
600
|
5000
600
|
3000
400
|
2000
300
|
1500
200
|
|
1 Условное обозначение : НР - не регламентируются.
|
|
|
3. Основные параметры поперечного профиля дорог
Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 2.
На участках автомобильных дорог I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м.
Таблица 2.
|
Параметры элементов дорог
|
Категории дорог
|
|
|
I-a
|
I-б
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
|
Число полос движения
|
4; 6; 8
|
4; 6; 8
|
2
|
2
|
2
|
1
|
|
Ширина полосы движения, м
|
3,75
|
3,75
|
3,75
|
3,5
|
3
|
-
|
|
Ширина проезжей части, м
|
2х7,5; 2х11,25; 2х15
|
2х7,5; 2х11,25; 2х15
|
7,5
|
7
|
6
|
4,5
|
|
Ширина обочин, м
|
3,75
|
3,75
|
3,75
|
2,5
|
2
|
1,75
|
|
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м
|
0,75
|
0,75
|
0,75
|
0,5
|
0,5
|
-
|
|
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м
|
6
|
5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Ширина земляного полотна, м
|
28,5; 36; 43,5
|
27,5; 35; 42,5
|
15
|
12
|
10
|
8
|
|
|
Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.
Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 3.
Таблица 3.
|
Рельеф местности
|
Интенсивность движения, прив. ед/сут
|
Число полос движения
|
|
Равнинный и пересеченный
|
Св. 14 000 до 40 000
|
4
|
|
|
" 40 000 " 80 000
|
6
|
|
|
" 80 000
|
8
|
|
Горный
|
Св. 14 000 до 34 000
|
4
|
|
|
" 34 000 " 70 000
|
6
|
|
|
" 70 000
|
8
|
|
|
Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.
Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0/00 и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ‰ - при длине участка свыше 0,5 км.
Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по табл. 4.
Таблица 4
|
Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут
|
3000
|
5000
|
6500
|
8000 и более
|
|
Общая протяженность полосы за пределами подъема, м
|
50
|
100
|
150
|
200
|
|
|
Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м - для дорог остальных категорий.
Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и принимать равной: для дорог I-а категории - не менее 13,5 м, для дорог I-б категории - не менее 12,5 м.
Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.
Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.
Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100 : 1 .
Разделительные полосы следует предусматривать с разрывами длиной 30 м через 2 - 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.
Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 - 25 м.
Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таб. 5.
Таблица 5
|
|
Поперечный уклон, ‰
|
|
Категория дороги
|
Дорожно-климатические зоны
|
|
|
I
|
II, III
|
IV
|
V
|
|
I-а и I-б:
а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части
|
15
|
20
|
25
|
15
|
|
б) при односкатном профиле:
|
|
|
|
|
|
первая и вторая полосы от разделительной полосы
|
15
|
20
|
20
|
15
|
|
третья и последующие полосы
|
20
|
25
|
25
|
20
|
|
II - IV
|
15
|
20
|
20
|
15
|
|
|
4. Элементы дороги в плане и продольном профиле
При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны - не более 30‰ ;
расстояние видимости для остановки автомобиля - не менее 450 м;
радиусы кривых в плане - не менее 3000 м ;
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 70000 м ;
вогнутых - не менее 8000 м ;
длины кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 300 м ;
вогнутых - не менее 100 м .
Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклона 5 % и более на дорогах I и II категорий, 10 % и более на дорогах III категории и 20 % и более на дорогах IV и V категорий следует сопрягать кривыми.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
Если по условиям местности выполнение требований связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов. При этом предельно-допустимые нормы принимаем по таблице 6. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий - 4000 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела "Ландшафтное проектирование".
Таблица 6.
|
Расчетная скорость, км/ч
|
Наибольшие продольные
уклоны
|
Наименьшее
расстояния видимости, м
|
Наименьшие радиусы кривых, м
|
|
|
|
Для остановки
|
встречного
автомобиля
|
в плане
|
в продольном профиле
|
|
|
|
|
|
основные
|
в горной
местности
|
выпуклых
|
вогнутых
|
|
|
|
|
|
|
|
|
основные
|
в горной
местности
|
|
150
|
30
|
300
|
-
|
1200
|
1000
|
30000
|
8000
|
4000
|
|
120
|
40
|
250
|
450
|
800
|
600
|
15000
|
5000
|
2500
|
|
100
|
50
|
200
|
350
|
600
|
400
|
10000
|
3000
|
1500
|
|
80
|
60
|
150
|
250
|
300
|
250
|
5000
|
2000
|
1000
|
|
60
|
70
|
85
|
170
|
150
|
125
|
2500
|
1500
|
600
|
|
50
|
80
|
75
|
130
|
100
|
100
|
1500
|
1200
|
400
|
|
40
|
90
|
55
|
110
|
60
|
60
|
1000
|
1000
|
300
|
|
30
|
100
|
45
|
90
|
30
|
30
|
600
|
600
|
200
|
|
|
Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать по сравнению с нормами табл. 10 согласно табл.7.
Таблица 7.
|
Радиус кривой в плане, м
|
50
|
45
|
40
|
35
|
30
|
|
Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм, указанных в таблице 10, ‰ не менее
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
|
|
Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки надлежит принимать одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.
Длина участка с затяжным уклоном в горных условиях определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в табл.8.
Таблица 8.
|
Продольный
|
Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м
|
|
уклон, ‰
|
1000
|
2000
|
3000
|
4000
|
|
60
|
2500
|
2200
|
1800
|
1500
|
|
70
|
2200
|
1900
|
1600
|
1300
|
|
80
|
2000
|
1600
|
1500
|
1100
|
|
90
|
1500
|
1200
|
1000
|
-
|
|
|
На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60 ‰) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20 ‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в табл. 8.
Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3 - 5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяется из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов, и , как правило, у источников воды.
Не зависимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусматривать противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
5. Дорожная одежда
Дорожная одежда - многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или подстилающий грунт. Состоит из верхнего слоя - дорожного покрытия, нижнего слоя - дорожного основания и дополнительных слоев - морозозащитных, теплоизоляционных, дренирующих и пр.
Дорожная одежда по сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств подразделяется на жесткую и нежесткую. Жесткая дорожная одежда работает как плита. К такому виду одежды относятся дорожные одежды с цементно-бетонным, а также с асфальтобетонными покрытиями или усовершенствованными мостовыми на бетонных основаниях. Нежесткая дорожная одежда работает как слоистая система. К нежестким относятся одежды со слоями из асфальта, дегтебетона, минералов и грунта.
По виду и качеству верхних покрытий автомобильные дороги делятся также на пять групп и обозначаются русской буквой "Д" с цифровым символом, соответствующим группе вида и качества покрытий:
Д1-капитальные цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;
Д2-из битумоминеральных смесей (асфальт), в том числе со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;
Д3-из щебеня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками, из дегтебетона;
Д4-из булыжника, колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных вяжущими добавками;
Д5-естественные грунтовые дороги, деревянные настилы.
Покрытия группы Д1 используется для дорог I-III категорий; Д2-II-IV категорий; Д3-III-IV категорий; Д4-IV-V категорий; Д5-V категории.
Для автомобильных дорог с многополостной проезжей частью дорожную одежду всех полос движения следует проектировать на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.
6. Земляное полотно
Земляное полотно - основной элемент дороги, которое устраивается чуть выше окружающей поверхности, даже тогда, когда дорога проходит в выемке. Оно строится исходя из категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунта и пр.
Земляное полотно включает следующие элементы:
- верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);
- тело насыпи (с откосными частями);
- основание насыпи;
- основание выемки;
- откосные части выемки;
- устройства для поверхностного водоотвода;
- устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);
поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, селений, лавин, оползней и т.п.).
7. Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог
1) Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 9.
Таблица 9.
|
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
|
Повреждения на 1000 м2 покрытия, м2, не более
|
Сроки ликвидации повреждений, сут., не более
|
|
А
|
0,3 (1,5)
|
5
|
|
Б
|
1,5 (3,5)
|
7
|
|
В
|
2,5 (7,0)
|
10
|
|
|
Примечание. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине -- 60 см и глубине -- 5 см.
Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 15.
2) Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной "Правилами дорожного движения" скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 -- шиной, имеющей рисунок протектора.
Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, приведенных в таблице 10.
Таблица 10
|
Работы по повышению сцепных качеств покрытия
|
Время, необходимое для выполнения работ, сут., не более
|
|
1. Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума
|
4
|
|
2. Очистка покрытия от загрязнений
|
5
|
|
3. Повышение шероховатости покрытия
|
15
|
|
|
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно -- эксплуатационных характеристик приведены в таблице 11.
Таблица 11
|
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
|
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч
|
|
А
|
4
|
|
Б
|
5
|
|
В
|
15
|
|
|
Примечание. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки -- с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
3) Расчетная скорость. Наибольшая возможная скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Расчетные скорости движения установлены СНиПом и принимаются по таблице12.
Таблица 12.
|
Категория
дороги
|
Расчетные скорости, км/ч
|
|
|
основные
|
Допускаемые на трудных участках
местности
|
|
|
|
пересеченной
|
горной
|
|
I-а
|
150
|
120
|
80
|
|
I-б
|
120
|
100
|
60
|
|
II
|
120
|
100
|
60
|
|
III
|
100
|
80
|
50
|
|
IV
|
80
|
60
|
40
|
|
V
|
60
|
40
|
30
|
|
|
4) Интенсивность движения. Принимается суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий.
5) Число полос движения.
Список литературы:
1. "Автомобильные дороги" под редакцией Порожнякова Б.С., 1983г.
2. http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/posobie/s4_1.htm;
3. СНиП 2.05.02-85 (1997) АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ;
4. ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
|