9
Введение
Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что должно быть в наличии, - это страховой полис.
Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме, которая во многих европейских государствах (Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании, Германии и др.) была введена еще до Второй мировой войны. Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически к полному охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств (как правило, незастрахованными оказываются от 1 до 6% средств транспорта), обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.
Основные источники информации, использовавшиеся при написании контрольной работы, представляют собой федеральные законы: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и т.д., сборники, периодические страховые издания, журналы, газеты и др. печатные издания, правила страхования различных страховых компаний.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий.
Основой проведения страхования ответственности владельцев автотранспортных средств является установленная гражданским законодательством обязанность владельца средства транспорта возмещать вред, причиненный третьим лицам при его эксплуатации. При этом такая обязанность, как правило, возникает независимо от наличия вины владельца при причинении ущерба, что вызвано отнесением автотранспортных средств к источникам повышенной опасности для окружающих.
По договору страхования ответственности владельцев средств автотранспорта страховщики принимают на себя обязанность возместить в пределах оговоренных лимитов ответственности ущерб, нанесенный страхователем (застрахованным лицом) при эксплуатации автотранспортных средств третьим лицам, при условии, что такой ущерб должен быть компенсирован страхователем (застрахованным лицом) в соответствии с законодательством. Страхователями в данном виде могут выступать как юридические, так и физические лица. Застрахована может быть как ответственность самого страхователя, так и других лиц, являющихся владельцами указанных в договоре транспортных средств.
Объектом страхования являются имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, причиненный им третьим лицам при эксплуатации автотранспортных средств. При этом действие договора распространяется, как правило, исключительно на указанные в нем средства транспорта.
В договоре страхования могут быть оговорены: круг лиц, имеющих право на вождение застрахованным средством транспорта; территория, за ДТП в пределах которой страховщик несет ответственность, и другие ограничения. Условия страхования могут предусматривать обязательства страховщика возместить ущерб, причиненный третьим лицам, по вине пассажиров застрахованного средства транспорта или иных лиц, пользующихся им (например, в случае, когда пассажир открывает дверь автомобиля и сбивает едущего сзади велосипедиста).
Важное место в условиях страхования занимает перечень случаев, за последствия которых страховщик не несет обязательств по страховым выплатам.
Практика страхования средств транспорта на российском страховом рынке предусматривает следующие основные риски, принимаемые на страхование автомобилей:
* Частично КАСКО - страхование автомобиля от «Ущерба»
* Полное КАСКО (Автокаско) - страхование автомобиля от «Ущерба» и «Хищения»
* Добровольное страхование гражданской ответственности (ДСГО)
* Обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО)
Дополнительно можно застраховать:
* Дополнительное оборудование
* Водителя и пассажиров от несчастного случая
Автострахование Автокаско
Автострахование Автокаско (полное каско) обеспечивает защиту автомобиля от ущерба в результате аварии, стихийных бедствий, пожаров, взрывов, ударов молний, противоправных действий третьих лиц и угона/хищения транспортного средства.
«Хищение» - утрата (пропажа) ТС вследствие следующих событий, трактуемых согласно Уголовному Кодексу (УК) РФ:
* кражи - тайного хищения ТС с места его хранения или стоянки в результате насильственного проникновения в салон ТС с использованием отмычек, поддельных ключей или иных технических средств (инструментов) либо со взломом конструктивных элементов салона ТС;
* грабежа или разбоя - открытого хищения ТС с применением или под угрозой применения насилия к Страхователю либо лицам, допущенным Страхователем к управлению ТС на законных основаниях согласно Договору, с целью подавления их сопротивления.
«Ущерб» - повреждение или уничтожение автотранспортного средства или его основных частей и агрегатов в результате:
* дорожно-транспортного происшествия;
* противоправных действий третьих лиц;
* пожара, взрыва по любой причине, в том числе вызванных повреждением электрооборудования автотранспортного средства;
* стихийных бедствий, удара молнии, падения инородных предметов, в том числе снега и льда;
* боя стекол автотранспортного средства, стекол внешних световых приборов, если ущерб причинен в результате попадания какого-либо предмета в процессе дорожного движения.
Риск Хищение в большинстве случаев страхуется только совместно с риском «Ущерб». То есть, возможны только два варианта страхования ТС:
* только риск «Ущерб» (частичное каско);
* риски Хищение + «Ущерб», то есть «Автокаско» (полное каско).
Страховая компания компенсирует причинённый ущерб и будет общаться с лицом, причинившим его, если этот факт установлен.
Стоимость страховки КАСКО для автомобиля определяется индивидуально и зависит от нескольких параметров:
* марки и возраста автомобиля;
* количества лиц, допущенных к управлению автомобилем, их возраста и стажа;
* установленной противоугонной системы;
* величины страховой суммы (сумма на которую страхуется ТС)
* условий страхования и ряда других факторов
Чем более ранний срок выпуска машины, тем выше базовый процент страхования. Для машин старше 8 лет - применяются особые условия страхования.
Страховая сумма определяется в соответствии с рыночными ценами на каждую конкретную марку автомобиля. Причинённый ущерб может быть компенсирован страховой компанией, как в денежном эквиваленте, так и фактом ремонта машины.
Автострахование ОСАГО
Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств сказано в ФЗ РФ №40-ФЗ от 25.04.2002 г. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 77-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 21.07.2005 № 103-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 № 6-П).
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
С момента вступления в силу Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) все владельцы автомобиля обязаны застраховать свою гражданскую ответственность, которая наступает при совершении ДТП. Без полиса ОСАГО нельзя получить талон техосмотра, а также поставить автомобиль на учет.
Стоимость полиса ОСАГО во всех страховых компаниях одинакова и зависит от мощности двигателя автомобиля, возраста, стажа водителя и других параметров (тарифы утверждены Правительством РФ).
По ОСАГО страхуется ответственность владельца транспортного средства, которая возникает в основном в случае вины водителя. Так что в подавляющем большинстве случаев страховая компания платит вместо виновного потерпевшему и никаких санкций к виновному не предъявляет. Но есть ряд ограничений - п.76 Правил ОСАГО (Постановление Правительства №263): Страховщик имеет право предъявить к причинившему вред лицу (страхователю или иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования) регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.
Страховщик берет на себя обязательства возместить в пределах лимита ответственности ущерб, который страхователь в силу закона обязан компенсировать потерпевшим третьим лицам за вред причиненной их жизни, здоровью или имуществу. В табл. № 1 дана структура страхового тарифа по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).
Таблица 1 Структура страхового тарифа ОСАГО
|
Компоненты тарифа
|
размер,%
|
|
Брутто - ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы)
|
100
|
|
Нетто- ставка (часть брутто ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат по договорам обязательного страхования)
|
77
|
|
Резервы компенсационных выплат, всего
В том числе:
резерв гарантий
резерв текущих компенсационных выплат
расходы на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
|
3
1
2
20
|
|
|
Страховые события по ОСАГО связаны с эксплуатацией транспортного средства и повлекшие за собой утрату трудоспособности, увечье или смерть потерпевшего, а также уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего третьим лицам.
Из страхового покрытия исключаются события, происшедшие в следствии:
- причинения ущерба членам семьи страхователя, лицам, работающим у него, или лицам, находившимся на эксплуатируемом страхователем транспортном средстве;
- умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителей, а также нарушений кем-либо из них установленных правил эксплуатации средств транспорта, противопожарной охраны, хранение огнеопасных или взрывчатых веществ и предметов;
- управления автотранспортным средством лицом, не имеющим на то прав, или лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- непреодолимой силы или стихийного бедствия;
- военных действий, гражданских волнений, массовых беспорядков;
- конфискации, ареста или прочих распоряжений властей.
Страхователь и страховщик при заключении договора определяют перечень страховых случаев, при наступлении которых страховщик обязан провести выплату страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается на основании заявления страхователя, решения третейского, арбитражного или гражданского суда, документов, полученных страхователем от соответствующих органов, которые подтверждают страховой случай (справка из ГИБДД, милиции и т.д.), а также составленного страхового акта.
Размер страхового возмещения определяется на основании соответствующих документов (врачебно-трудовых экспертных комиссий, органов социального обеспечения, решения суда и т.д.) о факте нанесения ущерба и его последствиях, а также с учетом справок, счетов и прочих документов, в которых подтверждаются произведенные расходы.
В сумму страхового возмещения российскими страховщиками включаются:
- Заработок, которого лишится потерпевший в следствии потери трудоспособности или уменьшения ее в результате причиненного увечья или иного повреждения здоровья;
- дополнительные расходы, необходимые для восстановления здоровья (санаторно-курортное лечение, протезирование, расходы на транспорт и др.)
- доля заработка, которая приходилась на лиц, состоявших на иждивении потерпевшего;
- расходы на погребение;
- ущерб, причиненный имуществу.
Пересчет страховой премии в случае досрочного прекращения или изменения условий договора страхования выполняется по следующей формуле
Пд =(П1-П0)*(N-M)/N,
Где Пд- размер дополнительной страховой премии, подлежащей оплате страхователя;
П0 - первоначальная уплаченная премия по договору страхования ( с учетом корректирующий коэффициентов);
П1- страховая премия по договору с измененными условиями (с учетом корректирующих коэффициентов);
М-число месяцев истекших со дня начала действия договора страхования до момента перерасчета взноса ( при этом не полный меся принимается за полный)
N срок страхования в месяцах.
Ниже представлен перечень причин не входящий в страховое покрытие, а также регресс с причинителя вреда.
Не входит в покрытие ущерб в следствие причинения вреда:
- при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в полисе;
- при погрузке/разгрузке груза, причинение вреда на внутренней территории организации.
- воздействием перевозимого опасного груза (если риск такой ответственности должен быть застрахован отдельно).
Не входить в покрытие ущерб в части:
- повреждения или уничтожения наличных денег, ценных бумаг, антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений,
имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных камней, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
- морального вреда, упущенной выгоды;
- вреда жизни и здоровью работников при исполнении ими служебных обязанностей (если они застрахованы по иному закону);
- вреда виновного водителя, управляемому им транспортному средству/прицепу/грузу/оборудованию (иначе говоря, ущерб собственной машине и ущерб управляемой им чужой машине);
- вреда окружающей среде (ущерб насаждениям, водоему);
Регресс означает, что с причинителя вреда будут взысканы все выплаты и расходы:
- умышленно причинен вред жизни или здоровью потерпевшего ( за исключением крайней необходимости);
- не имел права на управление данным автомобилем ( отсутствовала доверенность или права);
- не указан в полисе ( но только если полисом ограничен круг водителей, если нет - ни какого регресса быть не может);
- находился в состоянии опьянение (алкогольного наркотического или иного);
- скрылся с места ДТП;
- ДТП произошло в период не предусмотренном договором страхования.
Для оформления страховки ОСАГО необходимо предоставить следующие документы:
· паспорт страхователя и собственника транспортного средства
· свидетельство о регистрации или ПТС
· водительские удостоверения лиц, допущенных к управлению автомобилем
· предыдущий полис (в случае пролонгации договора)
Преимущества полиса ОСАГО
· По полису ОСАГО страховщик возместит ущерб, нанесенный участникам ДТП, в случае вашей или обоюдной вины.
· По закону максимальный размер компенсации при нанесении ущерба имуществу - 160 тыс. рублей, при нанесении ущерба жизни и здоровью - 240 тыс. рублей.
Правительство России утвердило изменения в правила ОСАГО. Изменения вступили в силу с 13 апреля 2008 г. и будут распространяться на договоры обязательного страхования, заключенные после указанной даты.
В частности, предусматривается обращение за выплатой по ОСАГО к своему страховщику - это правило начинает действовать с 1 июля.
Изменения условий договора страховщик теперь может производить 2 способами: путем выдачи нового полиса- как это было ранее; путем внесении изменений в уже выданные полисы ОСАГО.
Изменен порядок досрочного прекращения договора страхования.
Теперь, чтобы расторгнуть договор ОСАГО и получить часть премии страхователь должен предоставить документы, подтверждающие прекращение страхового риска по договору или факт продажи автомобиля.
Ужесточены требования к водителям по оформлении извещения по ДТП и уведомлению своего страховщика о страховом случае. Извещение о ДТП должны быть оформлены всегда, кроме четко ограниченных случаев (по состоянию здоровья или в связи с отказом от заполнения), и в обязательном порядке отправлена своим страховщикам. При этом извещение о ДТП является существенным документом для принятия решения о страховой выплате.
Из правила исчезла возможность потерпевшего самостоятельно организовывать независимую экспертизу, игнорирую направление на независимую экспертизу от страховщика.
Установлен механизм выплаты иждивенцам в случае смерти потерпевшего: 135 тыс.руб. делятся в равных долях на всех лиц, имеющих право на возмещении вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца).
С 1 декабря водители при определенных условиях смогут оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Речь идет о мелких авариях : если причинен вред только имуществу, ДТП произошло при участии 2 транспортных средств, водители которые застрахованы по ОСАГО и нет никаких разногласии между участниками ДТП, и зафиксированы в извещениях о ДТП.
Добровольное страхование гражданской ответственности (ДСГО)
Данный вид страхования автомобилей разработан с целью защиты автовладельца от необходимости возмещения ущерба третьим лицам. Услуга является дополнением к полису «ОСАГО», что позволяет увеличить страховую сумму, в пределах которой СК будет нести ответственность в случае причинения ущерба здоровью или имуществу третьих лиц.
При наступлении страхового случая сначала в действие вступает полис ОСАГО, если его покрытия не хватает для возмещения причиненного ущерба, недостающая сумма выплачивается из полиса дострахования.
Гражданская ответственность:
* вред, причиненный жизни и здоровью физических лиц;
* уничтожение, разрушение, порча имущества физических или юридических лиц.
Тарифы по страхованию ДГО. Лимит ответственности при автостраховании ДГО может составлять 10000, 20000 и 30000 долл. США. Конкретная стоимость данной услуги зависит от выбранной страховой компании, от стоимости полиса ОСАГО, суммы, до которой Вы хотите увеличить лимит ответственности, и срока страхования.
Список литературы
1. Никулина Н.Н. «Учебная программа, Методические указания, программированные задания по дисциплине «Страхование»» Н.Новгород 2006 г.
2. Шахов В.В. Страхование: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2000 г.
|