2
Ход урока.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
- Мы завершили изучение большой темы курса стереометрии «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Как эта тема у нас появилась?
- Хорошо. В планиметрии мы изучали перпендикулярность прямых. А какие объекты могут быть перпендикулярны в пространстве?
- Да! Поэтому и тема называется «Перпендикулярность прямых и плоскостей».
|
- В планиметрии мы рассматривали различные случаи расположения двух прямых по наличию у них общих точек, в частности перпендикулярность прямых. По аналогии с изучением темы «Параллельность прямых и плоскостей», мы предположили, что аналогичные понятия можно ввести и в стереометрии.
- Перпендикулярными в пространстве могут быть две прямые, прямая и плоскость, две плоскости.
|
|
- Что же мы изучали в теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»?
- А какие задачи решали?
- Вы видите, какой это обширный материал, сколько в нем разных теорем, задач. На его рассмотрение мы потратили 14 уроков. Что нам предстоит сделать теперь?
- А что значит привести знания в систему?
- Правильно. А как будет звучать тема сегодняшнего урока?
- Хорошо. Цели мы уже сформулировали. Запишем тему.
|
-Определения перпендикулярности различных объектов, доказывали признаки и свойства перпендикулярности, способы нахождения расстояний и углов между прямыми, прямой и плоскостью, плоскостями.
- Доказывали перпендикулярность объектов, находили соответствующие расстояния и углы.
- Привести полученные знания и умения в систему и подготовиться к контрольной работе.
- Выделить основные понятия, установить взаимосвязь между ними, а также выделить основные типы задач и методы их решения.
- Перпендикулярность прямых и плоскостей.
|
|
- Перпендикулярность каких объектов мы изучили?
- Будем работать с таблицей.
< Открывает заголовок таблицы 1>
- Итак, в теме мы выделили три блока, связанные с перпендикулярностью. Вспомним, определение перпендикулярности каждой пары объектов и выделим способ доказательства перпендикулярности каждой пары. Какие прямые называются перпендикулярными?
- Как могут быть расположены перпендикулярные прямые в пространстве? < Открывает соответствующий рисунок>
- Какой теоретический факт, связанный с перпендикулярностью прямых мы изучали?
- Сформулируйте ее. < Открывает рисунок>
- Поговорим о перпендикулярности прямой и плоскости. Начнем с определения.
< Открывает рисунок>
- В этой части было доказано много теорем, подумайте, какие теоремы вы бы отнесли к ней. Называйте и формулируйте их.
<Открывает соответствующие рисунки>
- В эту часть мы отнесем теорему о трех перпендикулярах и обратную к ней.
А как вы думаете почему?
-Молодец! Рассмотрим последнюю часть. Какие две плоскости называются перпендикулярными?
-Какие факты можно отнести в эту часть?
- Правильно. Итак, тема «Перпендикулярность прямых и плоскостей» появилась по аналогии с темой «Перпендикулярность прямых на плоскости». Я напомню вам, что многие определения и теоремы вы формулировали сами по аналогии с известными определениями в планиметрии или обобщая их - заменяя прямые на плоскости, лучи на полуплоскости. При доказательстве теорем в каждом последующем блоке использовались теоремы предыдущего блока <показывает столбцы> и теоретические положения темы «Параллельность прямых и плоскостей». Однако и перпендикулярность работает на параллельность - мы получили новые свойства и признаки параллельности прямых и параллельности плоскостей. Посмотрите на рисунки 7 и 8. Например, сформулируйте признак параллельности прямых по рисунку 7.
-Хорошо. Продолжите предложение: «Две прямые в пространстве перпендикулярны, если …».
<Аналогичная работа проводится для оставшихся двух случаев>
|
- Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей.
- Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними равен 900 .
- Они могут пересекаться и скрещиваться.
- Лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых третьей.
<Формулируют>
- Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.
- Признак перпендикулярности прямой и плоскости <формулирует>.
- Теорема о связи между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости <формулирует>.
- Теорема о связи между параллельностью двух плоскостей и их перпендикулярностью к прямой <формулирует>.
- Потому что она доказывается с помощью определения прямой перпендикулярной к плоскости.
- Две пересекающиеся плоскости называются перпендикулярными, если угол между ними равен 900 .
-Признак перпендикулярности двух плоскостей.
Две прямые в пространстве параллельны, если они перпендикулярны некоторой плоскости.
Две прямые в пространстве перпендикулярны, если
одна из них перпендикулярна некоторой прямой, а другая ей параллельна;
одна из них перпендикулярна некоторой плоскости, а другая лежит в этой плоскости;
одна из них является наклонной к некоторой плоскости, а другая лежит в этой плоскости и перпендикулярна проекции первой прямой.
<Ученики формулируют следующие эвристики:
Прямая и плоскость в пространстве перпендикулярны, если
прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в этой плоскости;
прямая параллельна некоторой другой прямой, перпендикулярной данной плоскости;
данная плоскость параллельна некоторой другой плоскости, перпендикулярной данной прямой.
Две плоскости перпендикулярны, если одна из этих плоскостей содержит прямую, перпендикулярную второй плоскости. >
|
|
-Давайте теперь поработаем с задачей. Рассмотрим следующую конфигурацию: дан равносторонний треугольник АВС, через середину О стороны АВ проведен перпендикуляр ОD к плоскости АВС, построены отрезки DА, DВ, DС, ОС. Запишем что дано. Задание 1: найдите пары перпендикулярных прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей, выделите теоретический базис доказательства.
- Работаем в парах. Первый ряд ищет пары перпендикулярных прямых, второй - перпендикулярных прямой и плоскости, третий ряд - пары перпендикулярных плоскостей. Даю вам 5 минут.
- Начнем с первого ряда. Делайте записи в тетради. <Записи на доске делает ученик>
-Хорошо. Послушаем теперь второй ряд.
-Третий ряд, пожалуйста.
|
<Работают>
< Ученики называют по одной найденной паре по очереди, называя то положение, которое использовали>
- DOAB (DOABC, значит, по определению прямой, перпендикулярной плоскости , DO, в частности, перпендикулярно АВ)
- DOAC, DOBC (аналогично)
- DCAB (по лемме, теореме о трех перпендикулярах, лемме).
-DOABC(по условию).
-ABCOD,COADB(по признаку перпендикулярности прямой и плоскости).
-DABABC (по признаку перпендикулярности плоскостей)
-DOCABC (по признаку перпендикулярности плоскостей)
-DOCADB (по признаку перпендикулярности плоскостей).
|
|
- Мы знаем, что изученная тема позволяет ввести метрические характеристики пространства: расстояния между объектами и углы между ними.
|
|
|
Давайте повторим, как определяются расстояния между различными фигурами. <Открывает заголовок: «Расстояния в пространстве»>
<Учитель открывает по очереди каждый рисунок в таблице>
-Что называется расстоянием от точки до прямой?
-Какие еще расстояния можете назвать?
- Вспомните, как мы решали задачи о нахождении расстояний.
- То есть решение таких задач сводилось всегда к решению треугольников, поэтому отметим это в таблице.
- Теперь вспомним, какие углы мы рассматривали.<Открывает заголовок: «Углы в пространстве»>
- Опишите это понятие.
<Открывает соответствующий рисунок>
- Какие еще углы вы знаете?
- Решение задач на нахождение углов тоже сводится к решению треугольников.
|
- Расстоянием от точки до прямой называется длина перпендикуляра, проведенного от этой точки к данной прямой.
- От точки до плоскости. Это длина перпендикуляра, проведенного изданной точки к данной плоскости.
- Расстояние между параллельными прямыми. Это расстояние от произвольной точки одной прямой до другой.
- Между параллельными прямой и плоскостью. Это расстояние от произвольной точки прямой до плоскости.
- Между параллельными плоскостями - расстояние от произвольной точки одной из плоскостей к другой.
- Между скрещивающимися прямыми- расстояние между одной из этих прямых и плоскостью, проведенной через другую прямую параллельно первой.
- Сначала мы строили отрезок, длина которого равна искомому расстоянию. Затем включали его в треугольник.
- Угол между прямыми.
- Если прямые пересекаются, то углом между ними называется наименьший из углов, образованных при их пересечении. Если прямые скрещиваются, то надо провести прямые, параллельные данным через произвольные точки пространства и искать угол между ними.
- Угол между прямой и плоскостью, пересекающей эту прямую и не перпендикулярную к ней - это угол между прямой и ее проекцией на эту плоскость.
- И угол между плоскостями - это наименьший двугранный угол, образованный при их пересечении.
|
|
- Вернемся к задаче. Найдите углы наклона прямых DA, DB, DC к плоскости ABC. Будем использовать тот же рисунок. Две минуты вам на размышление.
- Начнем с первого задания.
- Как вычислять угол мы только поговорим, а вычисления сделаете дома. Продолжай.
-Второй ряд, пожалуйста.
-И последний угол?
-Дорешаете дома.
-Следующее задание. Найдите расстояния от т. D до пл. АВС, от С до АDВ, от А до DОС. Работаем по рядам и по тому же рисунку.
-Отлично! Теперь найдите расстояния от точки D до прямых АВ, ВС, АС.
Эту задачу будем решать на новом рисунке.
-Итак, начнем.
-Далее. Прежде чем вычислять, нужно правильно построить искомый отрезок. Пусть кто-нибудь выйдет к доске и построит его.
- Мы не знаем как изобразить перпендикуляр из точки D до прямой ВС. В какой еще плоскости расположена прямая ВС?
- Чем является искомая прямая по отношению к этой плоскости?
- То есть прямая ВС должна быть перпендикулярна к наклонной. Что отсюда следует?
- А через какую точку пройдет проекция наклонной?
- Значит нужно сначала изобразить перпендикуляр из точки О к прямой ВС. Можем ли мы это сделать?
- А если бы мы и о треугольнике АВС ничего не знали, то как бы изобразили перпендикуляр из точки D к прямой ВС?
- Как найти DК?
- Как найти расстояние от D до АС? Постройте его на доске.
- Найдите линейные углы двугранных углов при ребрах АС и ВС. Это задача №7.
- Назовите их и докажите.
-Как их найти?
|
- Так как ОDАВС, то АО - проекция наклонной АD на плоскость АВС, следовательно DАО - угол между DА и АВС.
- Его можно найти из прямоугольного треугольника АОD: DО дано, а АО равно половине АВ.
-Угол между DВ и АВС - это DВО.
-Угол между DС и АВС - это DСО.
- Так как DО - перпендикуляр, проведенный из точки D к плоскости АВС, то DО - искомое расстояние.
- Мы доказывали, что СОDАВ, значит СО-расстояние от С до DАВ.
-АВDОС, то АО-расстояние от А до DОС.
Так как DО перпендикулярно АВ, то DО - расстояние между D и прямой АВ.
-АВС.
- Наклонной.
- Она должна быть перпендикулярной к проекции.
- Через точку О, так как она проекция точки D.
- Да. Сначала построим перпендикуляр к ВС, проходящий через точку А. Пусть М-середина ВС, тогда АМ - медиана правильного ?АВС, а, следовательно, и высота. Проведем ОК параллельно АМ, тогда ОКВС, и ОК-проекция DК на АВС. При этом DКВС (по теореме о трех перпендикулярах). Поэтому DК-расстояние от точки D до прямой ВС.
- Произвольно.
- Его можно найти из треугольника DОК. DО известно, ОК равно половине АМ, так как ОК - средняя линия ?АМВ.
- Аналогично, причем DL равно DК.
- Они уже построены.
- DКО - линейный угол двугранного угла при ребре ВС (по определению), так как ОК перпендикулярна ВС и DК перпендикулярна ВС. Аналогично, DLО - линейный угол двугранного угла при ребре АС.
- Например, DКО можно найти из прямоугольного треугольника DОК. А угол DLO равен углу DКО.
|
|
- Это все задания, которые мы планировали решить на уроке.
- А теперь подведем итоги сегодняшней работы. Мы говорили о понятии перпендикулярности в пространстве. Сказали, что перпендикулярными могут быть две прямые, прямая и плоскость, две плоскости.
- Какие типы задач нами были рассмотрены?
-Как вы думаете какое значение имеет данная тема в курсе стереометрии?
|
-на доказательство перпендикулярности объектов, задачи на нахождение расстояния от точки до прямой, от точки до плоскости, задачи на нахождение углов между прямой и плоскостью, между плоскостями.
-позволяет ввести метрические характеристики пространства, то есть определение углов и расстояний между основными фигурами.
|
|
|
|
|
- Что вы теперь умеете делать?
- Необходимо помнить, что каждое построение нужно обосновать прежде, чем проводить вычисления.
|
- Мы умеем доказывать перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей; решать основные задачи на вычисление расстояний и углов, как то находить расстояние от точки до прямой и от точки до плоскости, находить углы между прямой и плоскостью, между плоскостями.
|
|
Дома оформить решение последней задачи и подготовиться к контрольной работе.
|
|
|
|
Расстояния в пространстве (Таблица 1)
|
От точки до прямой
|
Между параллельными прямыми
|
От точки до плоскости
|
Между парал-лельными прямой и плоскостью
|
Между параллельными плоскостями
|
Между скрещивающимися прямыми
|
|
|
|
AM б
|
AM б
|
AM в
|
AM в
|
|
Решение треугольников
|
|
|
Углы в пространстве
|
Между прямыми
|
Между наклонной к плоскости и плоскостью
|
Между плоскостями
|
|
0 < ц ЎЬ 90
|
0 < ц < 90
|
0 < ц ЎЬ 90
|
|
Решение треугольников
|
|
|
Перпендикулярность прямых и плоскостей
|
Перпендикулярные
прямые
|
Перпендикулярные прямая и плоскость
|
Перпендикулярные
плоскости
|
|
|
Записи на доске и в тетрадях
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Дано: ?АВС равносторонний,
О середина АВ,
ОD АВС.
АВ=6см, ОD=3см.
1. Найти пары перпендикулярных прямых.
Решение.
а) DOAB, DOAC, DOBC (по определению прямой, перпендикулярной плоскости).
б) DCAB (по лемме, теореме о трех перпендикулярах, лемме).
2. Найти пары перпендикулярных прямой и плоскости.
Решение.
а) DOABC(по условию).
б)ABCOD, COADB (по признаку перпендикулярности прямой и плоскости).
3. Найти пары двух плоскостей.
Решение.
DABABC, DOCАВС, DOCADB (по признаку перпендикулярности плоскостей).
4.Найти углы между DA, DB, DC и плоскостью ABC.
Решение.
Так как ОDАВС, то АО - проекция наклонной АD на плоскость АВС, следовательно DАО - угол между DА и АВС.
5. Найдите расстояния от т. D до плоскости АВС, от С до АDВ, от А до DОС.
6. Найдите расстояния от точки D до прямых АВ, ВС, АС.
|