20
1. Развитие естествознания
В конце XV -- первой трети XVI в. гуманизм приобрел ха-рактер широкого общественного движения, охватившего большую часть Западной и Центральной Европы. Вслед за Италией его успехи четко проявились в Нидерландах, Германии, Венгрии, во Франции, его идеи проникли в ученые круги Англии, Испании и Португалии, постепенно утверждались в Польше, отчасти затрону-ли Скандинавские страны. В гуманизме всегда присутствовали натурфи ло-софские тенденции. Человек и природа -- предметы постоянного осмысления в эпоху Возрождения. Но наивысший расцвет ренес-сансной натурфилософии пришелся на вторую половину XVI -- начало.XVII в. Главное внимание натурфилософов привлекал вопрос о соотно-шении природы и бога. понимали мир как единство материи и духа, наделя-ли материю способностью воспроизводить самое себя, а вместе с тем одушевляли ее, создав учение о «живом космосе». Уже в пер. пол. XVI натур.ф. получила достаточно большое распространение. Особенностью фил. Мысли того времени было отсутствие еще не вполне сложившихся теорет. сис-тем. понимали мир как единство материи и духа, наделя-ли материю способностью воспроизводить самое себя, а вместе с тем одушевляли ее, создав учение о «живом космосе». асширялись географические представления, происходило изу-чение климата, ветров, морских течений в разных регионах земно-го шара. Возникла океанография, совершенствовалась картогра фия. Выдающийся картограф из Фландрии Г. Кремер (1512-- 1594), прозванный Меркатором, изобрел технику проектировании географической долготы и широты. Важнейшее значение для возникновения новой картины мироздания имело развитие астрономии. Подлинно революционную роль здесь сыграл великий польский мыслитель Николай Коперник (1473--1543). 40 лет жизни служебным обязан-ностям каноника и неутомимым наблюдениям небесных светил. Их итоги Коперник" изложил в книге «О вращении небесных сфел», опубликованной лишь в самом конце его жизни. Земля не является центром мира и не стоит на месте (вопреки тому, что сказано в Библии, а также в трудах Аристотеля-Птолемея). Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами -- вокруг Солнца, центрального тела планетной системы. Учение Коперника обозна-чило важную историческую веху -- начало новой астрономии и на-учного познания"мира жордано Бруно^ Не будучи математиком, он чисто умозри-тельно расширил мир (ограниченный у Коперника Солнечной системой), высказав догадку о существовании в бескрайней Вселенной бесчисленного множества систем, подобных Солнечной. Решающую роль в обосновании гелиоцент-ризма сыграли труды Галилео Галилея (1564--1642). Великий ученый, человек широких интересов и многих талантов, Галилей внес бесценный вклад в познание реального мира. С помошью сконструированного им телескопа он наблюдал"небесные тела, .уве-личенные в 32 раза. Открывшаяся картина оказалась ошеломля-ющей: на Солнце обнаружились пятна, можно было заключить, что оно вращается; открылись новые звезды, удаленные от Земли, Млечный путь распался на множество светил; на Луне отчетливо вырисовывались горы, Юпитер имел четыре «луны", Сатурн был окружен кольцами, менялись фазы Венеры. Эти открытия означали подлинный переворот в представлениях о Вселенной. Ученик Галилея Тори-челли изучал атмосферное давление и создал ртутный термометр. В конце XVI -- первой половине XVII в. были изобретены теле-скоп, микроскоп, гидрометр, ртутный барометр, усовершенствова-ны компас, часы. Дальнейшее развитие получила математика, Кардано и его последователи решали алгебраические уравнения третьей и четвер-той степеней. По инициативе французского математика" Франсуа Виета в алгебре стали употребляться буквенные обозначения, закладывались основы теории уравнений. Появились новые отрас-ли математики, были изобретены логарифмы, разрабатывалась тригонометрия, немалый вклад в которую внес Коперник.. Французскими учеными Пьером Ферма и Рене Декартом была основана аналитическая геометрия. Итальянец Бонавентура Кавальери, Ферма, Декарт, Кеплер, а затем Паскаль работали над анализом бесконечно малых величин. Важная заслуга Декарта -- введение понятия «переменной величины», благодаря чему в математику «вошли движение и диалектика», подготовившие воз-никновение дифференциального и интегрального вычислений. Происходило накопление знаний в химии, делали успехи биология, зоология, геология и минералогия. В начале XVII в. возникло механистически-математическое направление философии. Видным представителем нового направ-ления стал Рене Декарт (Картезий). Согласно его учению, мир состоит из материальных частиц, находящихся в постоянном движении -- перемещении в пространстве - и подчиненных чако-нам механики. Их действие он переносил на живые организмы и называл животных машинами. формула Декарта: «Я мыслю, следова-тельно, я существую».
2. Анализ возникновения капиталистических отношений.
М. Вебер, подобно К. Марксу, считает капитализм уникальным историческим явлением, принципиально новой ступенью развития.
В «Протестантской этике» М. Вебер обосновывал противоположность капитализма и всех некапиталистических, или, как он их называл, традиционных обществ и систем ценностных ориентации. Он писал: «Первым противником, с которым пришлось столкнуться "духу" капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом».
Под традиционализмом немецкий социолог понимает такой строй мышления и образ действия, при котором человек ориентирован на воспроизводство своего устоявшегося образа жизни и не стремится его изменить; работает лишь для того, чтобы удовлетворить свои привычные потребности, и не стремится заработать сверх необходимого для этого. Подобные установки прямо противоположны бесконечному, имеющему цель лишь в себе самом, стремлению к наживе капиталистического предпринимателя. Его стремление к прибыли не ограничено естественными потребностями человека и далеко превосходит пределы не только обычного, но и престижного потребления. Он ориентирован на производство ради прибыли, а не ради удовлетворения потребностей, и эта ориентация и составляет, по Веберу, суть «духа капитализма».
В концепции М. Вебера традиционализм является не только ценностным антиподом «духа капитализма», но и одной из основных помех для его развития: «Повсюду, где современный капитализм пытался повысить "производительность" труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду, за к ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
|