Главная   Добавить в избранное История государственных символов России | учебное пособие


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



История государственных символов России - учебное пособие


Категория: Учебные пособия
Рубрика: История и исторические личности
Размер файла: 194 Kb
Количество загрузок:
54
Количество просмотров:
5807
Описание работы: учебное пособие на тему История государственных символов России
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИИ

Учебное пособие

Ставрополь

2008

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

История государственных символов России: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - с.

Пособие предназначено для студентов, участвующих в работе курса по выбору «История государственных символов России». Оно поможет им более глубоко и объёмно изучить историю возникновения и развития гербов, флагов и гимнов - главных государственных символов нашей страны. А так как в указанных государственных символах в определенной мере отражались социально-экономические, политические и культурные изменения, происходившие в нашей стране, то изучение гербов, флагов и гимнов поможет студентам в изучении и истории России - основного предмета (курса) в период их обучения на историческом факультете.

Составитель канд. ист. наук, доцент Г.Н. Бондаренко

Научный редактор Д-р ист. наук, профессор А.А. Кудрявцев

Рецензент д-р ист. наук, профессор Н.Д. Судавцов

© Издательство Ставропольского

государственного университета, 2008

От автора

В настоящее время воспитание у студентов вузов патриотизма и уважения к своей Родине имеет первостепенное значение. В этом отношении огромное значение имеет изучение истории гербов, флагов и гимнов страны - главнейших ее государственных символов. Ознакомление студентов с символами своего государства - гербов, флагов и гимнов - традиционно является одним из важных элементов воспитания их в духе здорового патриотизма. В то же время, на основе изучения студентами государственной символики происходит непосредственное их прикосновение к истории Отечества. Ибо история Родины и ее символов единая, так как в гербах, флагах и гимнах в определенной мере отражались социально-экономические, политические и культурные изменения, происходившие в нашей стране. В связи с тем государственная символика является частью истории. А поэтому изучение истории гербов, флагов и гимнов: во-первых, поможет студентам в изучении истории России, во-вторых, позволит воспитывать у них чувства патриотизма, уважения и любви как к Родине в целом, так и к ее официальным символам. Следовательно, материал о гербах, флагах и гимнах является необходимым дополнением к курсу истории России и мощным средством патриотического воспитания студентов.

Данное пособие предназначено для оказания помощи студентам в изучении курса по выбору «История государственных символов России». А поэтому основная цель этого пособия - помочь им более глубоко и широко изучить важнейшие государственные символы нашего Отечества, которыми являются герб, флаг и гимн.

ГЕРБ.

ГЕРАЛЬДИКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Геральдика является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей гербы. Название "геральдика" происходит от немецкого слова "ге-рольд", что в переводе означает "глашатай". Герольдом в Западной Евро-пе в средние века называлось лицо, управляющее рыцарскими турнирами. Как уже ранее было сказано, на турниры рыцари являлись вооруженными с головы до пят и распознать, кто именно скрывался под тяжелым снаряжением, можно было только по гербу.

Перед началом турнира герольды объявляли перечень лиц, явившихся для участия в состязаниях, описывали их внешние приметы, при этом они не только называли имя рыцаря, но и описывали его герб. Со временем герольды стали заниматься описанием гербов специально и постоянно не только во время состязаний на турнирах, а уже и по поручению государственных и местных органов. В связи с этим с участием герольдов были выработаны правила, при помощи которых стали составляться и изготов-ляться новые гербы. Так постепенно и появилась геральдика - наука, предметом изу-чения которой стали гербы.

Геральдика подразделяется на две части:

1) дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и исполь-зования;

2) наука о составлении герба, предусматривающая систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах и составных час-тях герба, его художественное воплощение и т.п.

У истоков русской геральдики стоял царь Алексей Михайлович. Если до него и были некоторые эмблемы (например, двуглавый орел), то они еще не имели полноты и законченности постоянных геральдических форм. По просьбе царя император Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хуреловича (Куреловича), который в 1673 г. написал сочинение (оставшееся в рукописях) "О родословии великих российских князей и государей...". В то же время имел большое значение и труд госуда-рева печатника боярина Артамона Сергеевича Матвеева "Всех великих князей Московских и всея России самодержцев печати". Благодаря этим двум сочинениям была создана основа русской геральдики, ибо и них зат-рагивались вопросы практического характера: как составить и выполнить (изготовить) герб.

Но в то же время начинает формироваться и теоретическая (научная) часть геральдики - изучение самих гербом. Так, н 1672 г. вышел в свет "Титулярник", в котором всесторонне были рассмотрены и изучены 33 герба царств и земель, входивших тогда в царский титул.

Но особый интерес к изучению гербов появился в XVIII в., когда были опубликованы первые наблюдения по истории гербов. В это время геральдика "занималась" составлением гербов и служила дворянству. Она еще по большей части имела практическое (прикладное) значение и находилась в тесной связи с генеалогией (наука, изучающая родословную), так как для получения герба представителям дворянства надо было доказать свое право на герб генеалогическими документами.

Большой толчок в развитии геральдики и, естественно в изучении гербов получило учреждение Петром I в 1722 г. Герольдмейстерской конторы, которая ведала и вопросами составления и изучения гербов. Первым герольдмейстером был Степан Андреевич Колычев, а его помощником - итальянец Франциско Санти, приглашенный на эту дол-жность лично Петром I как отличный знаток геральдического дела. В се-редине XVIII в. вышла книга Нестора Максимовича "Избранные эмблемы и символы", в которой, помимо вопросов теоретической геральдики, были описаны 56 гербов городов. В этой же книге есть рекомендации по составлению новых гербов и исправления старых в соответствии с правилами, разработанными западноевропейской геральдикой.

В XVIII в. началось непосредственное изучение истории гербов уже на научной основе и связывали их историю с историей России. Так, В.Н. Татищев включил вопросы истории государственного герба в свой фундаментальный труд - "Историю Российскую". Он же дал краткую справку по истории появления двух основных частей русского государственного герба - всадника ("ездец") и двуглавого орла.

Еще в конце XVIII в. при Павле I было начато составление "Общего гер-бовника дворянских родов Всероссийской империи". До середины XIX в. было напечатано 10 томов. Дальнейшее составление гербовника продолжалось вплоть до 1917г. Всего же было составлено 20 томов данного гер-бовника.

В 1843 г. в "Приложении" к первому "Полному собранию законов Российской империи" впервые были опубликованы рисунки городских гербов.

В 1855 г. вышла книга А.Б. Лакиера (1824-1870) "Русская геральдика", которая заняла особое место среди трудов по геральдике. В своем труде автор собрал и обобщил известный к этому времени материал по геральдике. Положительным в книге является то что, в ней А.Б. Лакиер гово-рит о самобытности, подчеркивает национальный характер российских гербов.

И в дальнейшем продолжалось издание научных работ по геральдике. Так, в 1915г. вышли в свет две книги: В.К. Лукомского "Русская геральдика" и Н.А. Типольта "Основы геральдики". Этими работами, по сути, и закончилось формирование геральдики как науки, изучающей гербы.

В 1963 г. вышла первым, а в 1974 г. - вторым изданием книга Е.И. Каменцевой и Н.В. Устюгова "Русская сфрагистика и геральдика", которая и является основным учебным пособием для студентов вузов до настоящего времени.

Другой вспомогательной исторической дисциплиной так или иначе связанной с гербами, является сфрагистика. Слово «сфрагистика» в переводе на русский язык означает «печать». Сама печать состоит из двух понятий: матрицы - это и есть собственно печать, это изображения различных знаков, в частности, гербы. А оттиск - это то, что остается от изображений, помещенных на матрицах. Печати бывают, в частности, государственные. Именно на матрицах этого типа изображаются гербы. А отсюда существуют гербовые печати. Изучая гербовые печати, можно получить дополнительный материал по гербам.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРБОВ

С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на наперстках, рисовались на оружии, знаменах и т.д.

Каковы же были функции этих знаков? Знаки эти являлись, как результат желания выделить себя из массы, придать себе значительное отличие от всех, заметное у воинов, к примеру, иногда даже в разгар боя. Такие знаки известны уже со времен Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Виргилия (70-19 гг. до н.э.), Плиния (65 г. до н.э.) и др.

Характерной особенностью этих знаков было то, что они были лишь случайными, они могли меняться по произволу его владельца. И еще. При их изготовлении не было никаких правил. В этом их главное отличие от герба.

Но шло время. Человеческое общество не стояло на месте, оно постоянно и неуклонно разминалось, осуществляя поступательное движе-ние вперед. Изменялись и отличительные знаки и, что главное, изменя-лись их функции, т.е. назначение, роль, которую они были признаны выполнять.

Наступили средние века и различии человеческого общества. В этот период велись многочисленные войны и усобицы, и которых участвовало огромное количество воинов, главной задачей которых было во что бы то ни стало разгромить, победить своего врага. А это заставило ценить лиц, отличавшихся своей доблестью, храбростью, смелостью, силой и выносливостью. Именно эти лица (воины), как и герои древности, помещали на своей военной одежде и вооружении особые символические изображения (знаки) в память о своих военных делах и успехах.

Во время крестовых походов, когда рыцарство всей Западной Европы двинулось на Восток для освобождения гроба Господня, стремление к та-ким знакам стало еще более настоятельным. Эти рыцарские знаки - уже знаки храбрости, доблести, геройства.

Знаки на вооружении с этого времени становятся постоянными. Это и есть еще одна особенность этих знаков, в отличие от древних.

Но истинные гербы, в полном смысле их понимания, как наследственные знаки появились в Западной Европе в XI-XII вв. в эпоху турниров и крестовых походов. Непосредственные же причины появления гербов кроются (заключены) в особенностях вооружения воинов (участников турниров и крестовых походов, в первую очередь) - все скрыто железом. Так как тогда огнестрельного оружия еще не было, то сражались меча-ми, саблями, копьями, стрелами, топорами и т.д., от них можно было защищаться только снаряжением из железа, из которого изготавливали стрелы, шлемы, кольчуги, латы, нашлемники, сапоги, щиты. Шлемы и забрала целиком закрывали голову рыцаря, как бы доканчивая скрытие воинов в этой массе металла. А поэтому узнать, кто именно скрывается под грозным и массивным вооружением (снаряжением) было невозмож-но. Именно необходимостью отличить рыцарей друг от друга (особен-но в бою или во время состязания на турнирах) объясняется появление на рыцарских щитах отличительных знаков, особых для каждого рыца-ря. Впоследствии рыцарские знаки стали постоянными, о чем мы уже говорили выше. Но главное это то, что знаки сделались родовыми, ста-ли передаваться по наследству от отца к сыну, из поколения в поколе-ние, и только после этого они стали называться ГЕРБАМИ! Перефрази-руя известное выражение в связи с вышесказанным, можно сказать сле-дующее: "Каждый герб - отличительный знак, но не каждый отличитель-ный знак - герб".

Таким образом, характерной особенностью и отличительной чертой герба (прежде всего от всех предшествующих ему знаков) является наследственность. Да и само слово "герб" в переводе с польского означает "наследник", "наследство". После всего сказанного о гербе ему можно дать такое условное определение с учетом времени и условий его появления и использования, затрагивая и вопрос (хотя бы косвенно) о его функциях: "Гербами называются особые фигуры или символические изображения -эмблемы, составленные на основании точно определенных правил и служащие постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, обще-ства, учреждения (а также корпорации, союза и т.д.), города, области и целого государства".

Впервые гербы стали использоваться на флагах, монетах, печатях...

Все существующие ранее гербы делились на следующие роды (типы).

1. Гербы государственные, составляющие эмблемы государства, а также земель, входящих в состав того государства. Эти герои часто служили и гербами коронованных особ, стоявших во главе государства.

2. Гербы губерний, областей, городов.

3. Гербы обществ, корпораций, компаний, союзов и т.п.

4. Фамильные или родовые гербы, переходящие по наследству лицам одного рода.

5. Наследственные гербы. Это такие гербы, которые переходили к лицу того же рода путем наследства (от отца к сыну), при этом к гербу этого лица присоединялся или весь герб, или только некоторые эмблемы (части) из герба наследователя.

6. Пожалованные гербы, жалуемые лицу при возведении его в какое-либо достоинство (например, в княжеское, графское, баронское и т.п.), причем в этом случае мог быть составлен или новый герб, или к существующему гербу придавались некоторые эмблемы: двуглавый орел, венец го-сударя, императорская корона и т.п.

Еще необходимо нам знать, что если эмблемы герба прямо указывают на фамилию владельца, то такой герб называется гласным, а если же существует определенное указание на принадлежность, то такой герб называется полугласным.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ГЕРБА

Правила составления гербов - предмет практической геральдики. Знание этих правил, применявшихся в XVIII - начале XX в., помогает определить принадлежность гербов, их составные части и т.п.

По правилам геральдики составными частями герба являются: щит, шлем, нашлемник, корона, намёт, клейноды, мантия, щитодержатели, де-виз и особые украшения вокруг щита. Одни из них считались главными и обязательными, другие"- второстепенными и необязательными.

Главной частью герба, но тем правилам составления гербов, какие были выработаны геральдикой, являлся щит.

Щит - главная часть герба. Формы и конфигурация были различные, а ныне в основном французские: высота такого щита соотносится к ширине как 9:8.

Шлем обычно помещался в гербе над щитом. По форме они были разные. Форма зависела от титула и достоинства владельца герба, от вре-мени и места исполнения герба, а также от социального положения вла-дельца. Например, в Европе с XVI в. для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повернутый в правую геральдическую сторону, а для потомственного дворянстна - турнирный с решеткой. Во многих странах существовали различные виды шлемов. В российском гербе с середины XIX в. у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб венчался древним славянским шлемом, а у лиц восточ-ного происхождения - шишаком. В гербах незаконнорожденных побоч-ных детей шлем закрыт и повернут влево (во всех остальных случаях -- прямо или вправо). Помещение нескольких шлемов в одном гербе ха-рактерно для немецкой геральдики, в российской геральдике - это ис-ключение.

Нашлемник - фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательном по-рядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем.

Намёт -- матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт испол-нялся в цветах герба.

Мантия - стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхожде-ние от древнерусских князей.

Щитодержатели - фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателей име-ло лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изоб-ражались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российской гераль-дике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).

Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, распо-ложенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской гераль-дике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.

Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лес-ти предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе).

Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодатель-ство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения ор-денов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подве-шивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выгляды-вающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их дер-жали щитодержатели.

Сен - шатер, помещенный над мантией только государственного гер-ба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью за-кона" (переносное значение).)

Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб.

Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчуж-ной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п.

ФИГУРЫ НА ГЕРБАХ

Фигуры, помещенные на гербах, подразделялись на геральдические и негеральдические.

а) Геральдические фигуры

б) Негеральдические фигуры

Негеральдические фигуры делились на три группы: естественные, искусственные и фантастические.

К естественным фигурам относились предметы (вещи), созданные природой: солнце, луна, звезды, деревья, реки, трава и т.п.

К искусственным фигурам относились все предметы (вещи), сделан-ные руками человека: лук, стрела, меч, топор и т.п.

К фантастическим (мифическим) фигурам относилось все то, чего не существовало в природе, а было придумано человеческим воображением: грифон, двуглавый орел, единорог, феникс и т.п.

Все вышеперечисленные фигуры имели свое символическое значение: рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (и более) руки, соединенные в рукопожатии, - дружбу, союз; лев - символ силы, мужества, великодушия; леопард - храбрость, отвага; конь - сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы; собака -преданность и повиновение; кошка - независимость; волк - злость, жад-ность; медведь - предусмотрительность; кабан или вепрь - бесстрашие, неукротимость; бык - плодородие земли; овца -- кротость; лань - робость; олень - символ воина, перед которым бежит неприятель; орел - власть, великодушие; ворон - долголетие; петух -- символ боя, борьбы; цапля -пугливость; павлин - тщеславие; пеликан - чадолюбие; журавль - бдительность; дельфин - символ силы; пчелы и муравьи - трудолюбие; бабочки - непостоянство; змея ползущая - зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; змея, свернувшаяся в кольцо с хвостом во рту, - вечность; змея, обвившаяся вокруг чаши, - символ медицины; дуб - сила, крепость.

МЕТАЛЛЫ, ФИНИФТИ И МЕХА

Все изображения на щите делались с помощью геральдических финифтей (эмалей), металлов и мехов, которые имели свое специфическое графическое изображение и символическое значение.

Финифтей в русской геральдике имелось пять.

Червленъ - смесь сурика и киновари; графическое изобра-жение - вертикальные линии; символическое значение- храб-рость, кровопро

Лазурь - смесь кобальта и ультрамарина; графическое изображение - гориз онтальные линии; символическое значе-ние - величие, красота, ясность.

Зелень - смесь хрома и растительной зелени; графическое изображение - диагональные линии справа; символическое значение - надежда, свобода, изобилие.

Пурпур - смесь кармина и розовой краски; графическое изображение -- диагональные линии слева; символическое значение - достоинство, могущество, мужество, сила.

Чернь -- слоновая кость; графическое изображение - взаимопересекающиеся параллельные линии; символическое значение - скромность, образованность, смирение, печаль.

В российской геральдике употреблялись (применялись) два металла -золото и серебро.

Золото изображалось точками; символическое значе-ние - справедли вость, милосердие, сила, богатство.

Серебро графически не изображалось, т.е. поле было чистым; символическое значение - правдивость, невинность, чистота.

В российской геральдике употреблялось (применялось) два вида меха -- горностаевый и беличий.

Горностаевый графически изображался черными "голо-вастиками" по серебряному (чистому) полю; символическое значение - власть, чистота.

Изображался горностаевый мех и в стилизованном (услов-ном, упрощенном) стиле в виде черных крестиков по белому (чистому) полю.

Существовало и противогорностаевое изображение гор-ностаевого меха, когда цвета "головастиков" и поля менялись: поле становилось черным, а "головастики" - белыми.

Беличий графически изображался чередующимися сереб-ряными и лазурными шлемками; символическое значение -простота, кротость, движение.

Существовало и противобеличье изображение беличьего меха, когда поле становилось белым, а шлемки - черными.

РУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ - ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ

Двуглавый орел имеет очень давнюю историю. К примеру, двуглавого орла знали древние хетты. Хеттское государство возникло в малой Азии (территория современной Турции).

Это государство достигло расцвета в середине 2-го тысячелетия до н.э. Именно на территории Хеттского государства было обнаружено древнейшее изображение, высеченного на скале двуглавого орла, относящегося к XIII в. до н.э. (65,65). (1).

В значительной мере древним было изображение двуглавого орла (VII-VI веков до н.э.), обнаруженное в конце XIX в. у деревни Уэйюк на территории Туркмении. (7,20). Этот двуглавый орел был помещен на двух мышах и служил подножием для какой-то фигуры (жреца или царя

От которой остались видны лишь остроконечная обувь и нижняя часть одежды.

Двуглавый орел и как вид орнаментального искусства, и как государственный герб встречался в разные времена у многих народов. Например, Н.А. Соболева (61,34-39) указывает, что двуглавый орел был изображен на нише храма Мистры, деспотии Палеологов (XIV-XV вв.), а в Сербии он стал государственным гербом (1888).

Встречался двуглавый орел на монетах Болгарии и в албанском гербе. А в начале XVI . двуглавый орел был утвержден в качестве герба государства - священной Римской империи. Встречался он во многих странах.

Теперь встает вопрос: откуда же попало изображение двуглавого орла в русское государство. На этот счет в научной среде существует несколько версий. Коснемся же некоторых из них.

Как считает Е.К. Ривина (60,31) наиболее распространенными версиями о появлении двуглавого орла на Руси являются: южнославянская, ордынская, германская, византийская и даже русская, т.к. изображение двуглавого орла встречается на монетах и печатях Твери.

Но предпочтительная из этих версий, на данный момент, является византийская. И это связано с женитьбой Ивана III в 1472 г. на Зое Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина Палеолога (3,70-71). Софья Палеолог приехала в нашу страну с родовым гербом Палеологов, но не государственным, т.к. двуглавый орел в Византии государственным никогда не был.

Годом же возникновения двуглавого орла в качестве государственного является 1497 год. За этот год была обнаружена грамота с двусторонней вислой печатью на лицевой стороне которой был помещен всадник, поражающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел. Н.А. Соболева (72,60-61) пишет, что Иван IV (внук Ивана III - Г.Б.) пользовался печатью, на которой место всадника занимал единорог, который располагался на оборотной стороне печати.

Годом же возникновения двуглавого орла в качестве государственного является 1497 год. За этот год была обнаружена грамота с двусторонней вислой печатью на лицевой стороне которой был помещен всадник, поражающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел. Н.А. Соболева (72,60-61) пишет, что Иван IV (внук Ивана III - Г.Б.) пользовался печатью, на которой место всадника занимал единорог, который располагался на оборотной стороне печати.

В то же время Соболева замечает, что на лицевой стороне этой печати помещалось изображение двуглавого орла, что как указывает она, соответствовало притязаниям Ивана III на родство с римским императором Августом. Почему Иван Грозный использовал именно изображение единорога?

По всей вероятности потому, что образ единорога был символом чистоты, он олицетворял Иисуса Христа и Деву Марию - так отвечает на наш поставленный вопрос геральдист Н.А. Соболева.

Важнейшим источником в изучении гербов нашей страны является печать времен Ивана Грозного, датирующаяся 1577 г. Она очень сложная по композиции и необычайна по изображению:

24 эмблемы (по 12 с каждой стороны) окружают двуглавого орла с драконоборцем, а с противоположной стороны изображен единорог на груди. Эта печать скрепляла документы международного характера: договоры, официальные письма иностранным государям, грамоты, подтверждающие полномочия русских послов (72,62).

В 1625 г. на печати Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 г. над головами двуглавого орла были изображены три короны. Под орлом помещено было изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией (72,68).

Как указывает В.К. Романовский (61,10-11) в 1625 г. на печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами, символизирующие три покоренные царства Казанское, Астраханское и Сибирское

Как отмечает Е.В. Пчелов (58,46) для поднятия престижа герба и Москвы, в 1654 г. двуглавый орел был помещен на шпиль Спасской башни Московского Кремля, а в 1688 г. на шпали Троцкой и Боровицкой башен. Забегая наперед заметим, что эти с этих башен были сняты только в 1935 г. и заменены рубиновыми звездами, которые и в настоящее время находятся там же.

В 1654 г. двуглавый орел под тремя коронами впервые изображен с символами власти - скипетром и державой (61,11). В 1667 г. закончилась война с Польшей. По этому случаю было заключено Андрусовское перемирие между воюющими странами, по которому Левобережная Украина оставалась за Россией. Для скрепления этого перемирия золотописцу Посольского приказа Г.А. Благушину было поручено изготовить новую государственную печать.

14 декабря 1667 г. в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» есть описание этой печати: «Орел двуглавый есть герб державный великого государя, царя великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на некотором три короны изображены, знаменующие три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повелению… на персех (груди) изображение наследника, в пазноктах (когтях) скипетр и яблоко (держава - Г.Б.), собою являют милостивейшего государя, его царского величества самодержца и обладателя» (72,69; 61,11;58,47-48).

Следовательно, в XVII в. окончательно утвердился тип российского герба - двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого располагалась фигура всадника, поражающего копьем дракона (61,11).

Известно, что Россия после победы в Северной войне получила статус империи при Петре I. А поэтому в гербе происходили изменения: во-первых, орел официально стал черным, а фон - желтым, это были характерные имперские цвета, во- вторых, всадник впервые перевоплощается в образ святого Георгия победоносца, который был одним из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, в третьих вокруг щита появилась цепь со знаком ордена Андрея Первозванного, в четвертых, двуглавый орел был увенчан императорскими коронами (11-12).

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного был утвержден Петром I в 1694 г. Андрей Первозванный издревле считался небесным покровителем Руси. (58,49).

При Павле I из герба исчезла орденская цепь, а щиток с Георгием Победоносцем стал изображаться на фоне мальтийского креста под мальтийской короной (65,80) Павел I принял титул Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден), который находился на о. Мальта, а когда этот остров захватили французы (1795) центром ордена стал Петербург.

Павел I поддержал этот орден став его протектором (покровителем). Мальтийский крест изображался в идее четырех белых ласточкиных хвостов, т.е. был четырехугольный с разветвленными концами и таким он был включен в состав российского герба

12 марта 1801 г. было опубликовано послание о кончине Павла I и о вступлении на престол его сына Александра I, а 26 апреля этого же года появился указ Александра I «Об употреблении государственного герба без креста Иоанна Иерусалимского», тот есть без мальтийского креста и короны, этим самым государственный герб был восстановлен «в том виде, как он существовал до 1796 г.» (года воцарения Павла I - Г.Б.). Таким образом, был ликвидирован в России орден, а с герба были убраны мальтийские крест и корона (58,54;72,76-77)

К концу царствования императора Александра I (1777-1825) был принят новый государственный герб. Двуглавый орел имел широко распущенные крылья и держал в лапах перевитые лентами громовые стрелы (перуны, жезл и факел) - в правой и лавровый венец в левой. Исчезает династическая Андреевская цепь на груди орла, появляется сердцевидный, заостренный к верху щит с Московским гербом.

Русский двуглавый орел в период царствования

Николая I был выкован в предельно монументальную и могущую форму. Крылья распластаны, словно прикрывая Россию, и тем самым вернули все атрибуты самодержавной власти.

В 1845 г. в Россию прибыл Кёне Бернгард (Борис Васильевич) на должность главного геральдиста страны, заняв должность управляющего Гербовым отделением Департамента Герольдии Сената. Кёне был немец по происхождению и жил в Берлине. В 1859 г. появились на свет разработанные Б.В. Кёне «Правила составления и утверждения гербов царской фамилии, гербов и дипломов на присвоение прав дворянства, княжеского, графского и баронского титулов и грамот губерниям, городам и местечкам» (10,7).

При активном участии Кёне Александр II 24 июля 1882 г. утвердил Большой государственный герб. Он выглядел следующим образом.

В центре располагался черный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями и хищно раскрытым клювом под двумя императорскими коронами, над которыми в центре располагалась третья большего размера. Орел был помещен в щит желтого цвета

Вокруг щита была изображена цепь ордена Андрея Первозванного голубого цвета. В лапах орел держал скипетр и державу. На груди орла располагался герб Москвы: Георгий Победоносец был в серебряных доспехах с лазуревой мантией на серебряном коне, покрытом багряной тканью с золотой каймой. Он поражал золотым восьмиконечным крестом на конце золотого с зелеными крыльями дракона. Он был развернут в правую герольдическую строну.

Щит увенчал шлем Александра Невского - на условное изображение древнерусского шлема. Щитодержатели - с правой герольдической стороны - архистратег Михаил с пламенеющим мечом, с левой стороны - архангел Гавриил с крестом.

Фоном для щита стала «сень» (мантия) соединенная со шлемом св. Александра Невского. Над ним была помещена еще одна корона, а над нею - хорувъ (церковное знамя). На ней: короны, мантия, архангелы, щит, орел, всадник, т.е. по сути все то, что было изображено в центре герба. Венчал эту хорувъ восьмиконечный крест, который тогда был символом православия. Девиз «С нами Бог» передавала идею государства. Он же был повторен на хоругви и шлеме Александра Невского.

Всего в большом гербе было помещено 17 щитов, на которых было представлено (помещено) 52 исторических герба территорий, входивших в состав империи Российской.

Большой герб России был создан в 1857 г., а дополнен гербом Туркестана в 1882 г. Большой герб просуществовал до 1917 г. С участием Кёне были созданы еще два государственных герба Средний и Малый.

Средний герб представлял собой Большой герб, но без его верхней части, а Малый - это двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди, скипетром и державой в лапах, а на крыльях были помещены

восемь гербов важнейших губерний и земель российской империи того времени.

Средний и Малый гербы были учреждены 23 февраля 1883 г.Наличие этих трех типов государственного герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скрепляющих разные по своей значимости документы (подробнее о трех гербах см.:72,80-85; 61,13-14;65,81-85;58,55-57).

В начале XX в. геральдика широко проникла в жизнь общества, стала «вездесущей». «Гербы мы видим на костюмах, которые даже шились из материи, по цвету своему соответствовавшей гербу. Гербы ставились на посуде, книгах, гербы переходят на ткани (гербовая печать), на монеты, на частные дома, на дипломы, в духовных завещаниях, в церквях и на надгробных плитах» (10,78-79).

Как известно, во время февральской революции в России в 1917 г. было свергнуто самодержавие, а потому Николай II отрекся от престола 2 марта 1917. Образовалось двоевластие: Временное правительство и Советы. При Временном правительстве было создано Юридическое совещание для решения вопроса о символах, в т.ч. и герба. Проект нового двуглавого орла первой Российской республики под контролем Временного правительства подготовил И.Я. Билибин.

Он пригладил ему перья, снял с груди щиток вместе с Георгием, под орлом в овальном картуше поместил изображение Таврического дворца, где заседала государственная дума.

Новый образ этой фантастической птицы вполне соответствовал тому временному учреждению, для которого был создан: у этого орла непропорционально малы головни, робко сжатые между крыльями и обором, слишком тяжел и массивен хвост. Вместо соразмерного и гармоничного во всех частях орла Ивана III из-под рук Билибина вышла птица крайне неустойчивая, как бы стремящаяся вниз. (18,349)

Буржуазная газета «Речь» 29 апреля 1917 г. писала: «Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем, а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера… орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства…» (35,21). В результате с герба были изъяты короны, всадник, скипетр и держава.

В октябре 1917 г. свершилась революция. Временное правительство прекратило свое существование. В 1918 г. была образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР). Для нее нужно было изготовит новый герб.

Весной 1918 г. был объявлен конкурс на создание государственных эмблем и регалий: государственной печати, флага, герба, денежных знаков (53,93).

10 июля 1918 г. съездом была принята первая Советская Конституция. В главе V говорилось, что «герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятями книзу, окруженных венцом колосьев с надписью:

а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика

б) Пролетарии всех стран соединяйтесь!» (35,26).

Так вместе с государственной гербовой печатью был создан государственный герб РСФСР.

В 1918 г. была официально образована Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР). В 1925 г. новая Конституция РСФСР окончательно закрепила изображение герба республики.

В центре герба было помещено изображение перекрещенных серпа и молота. Оно изображалось на фоне красного геральдического щита с надписью РСФСР в верхней части. Снизу щит был освещен восходящим Щит обрамляли золотые колосья, символизирующие народные богатства, плодородие земли. Внизу под щитом колосья охватывала красная лента с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» солнцем. Этот символ означал счастье и светлое будущее страны.

Этот герб просуществовал до начала 1990-х гг. (65,89-91).В 1978 г., спустя 60 лет после создания герба РСФСР на его верху была помещена красная звезда (54,3). 30 декабря 1922 г. образовался СССР. В начале в него вошли четыре республики: РСФСР, Украинская, Белорусская и Закавказская (Азербайджан, Армения и Грузия).

Новому государству необходим был свой герб. Над его созданием работали художники В.Н. Адрианов, В.П. Козун и И.И. Дубасов. 31 января 1924 г. была принята Конституция СССР, в которой было описание нового герба.

Данный герб походил в общих чертах на герб РСФСР. Герб СССР состоял из скрещенных серпа и молота на фоне земного шара, который изображался в лучах восходящего солнца. Вся эта композиция была обрамлена колосьями, перевитыми красной лентой.

Внизу на ленте был начертан девиз: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» на перевитиях красной ленты на национальном языке был, написан девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

По мере того, как увеличивалось количество союзных республик, увеличивалось и число витков красной ленты вокруг колосьев: с 1924 г. девиз герба СССР писался на 6 языках республик, с 1936 г. - на 11, с 1946 г. - на 16, с 1956 - на 15. (В 1956 г. Карело-Финская Социалистическая Советская республика была преобразована в Карело-Финскую автономную Советскую социалистическую республику (АСССР)).

Герб СССР просуществовал до 1991 г. - года распада СССР.

За основу гербов союзных республик был взят герб СССР. Поэтому они в основном были похожи друг на друга, но отличались своими национальными эмблемами, в роли которых выступали изображения хлопка, льна, винограда, гор, моря и т.д. т.е. изображалось то, что было важным для национальной республики, что создавало ощущение единства этих республик.

За основу же гербов автономных республик был взят герб РСФСР, на верху щита которого было написано название конкретной автономной республики на соответствующем национальной языке.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года (ред. от 30.06.2003)

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок офи-циального использования.

I СТАТЬЯ 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой че-тырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в око-нечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, под-нявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и -- над ними -- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла -- скипетр, в левой -- держава. На груди орла, в красном щите, -- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Феде-ральному конституционному закону.

СТАТЬЯ 2. Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры -- двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

СТАТЬЯ 3. Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:

федеральных конституционных законов и федеральных законов;

указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Россий-ской Федерации;

постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

решений Конституционного Суда Российской Федерации;

решений Верховного Суда Российской Федерации;

решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Президента Российской Федерации;

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительства Российской Федерации;

Конституционного Суда Российской Федерации;

Верховного Суда Российской Федерации;

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:

Администрации Президента Российской Федерации;

полномочных представителей Президента Российской Федерации в феде-ральных округах;

федеральных органов исполнительной власти;

Генеральной прокуратуры Российской Федерации; .

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

Счетной палаты Российской Федерации;

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

Центрального банка Российской Федерации.

Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках:

Межведомственной комиссии по защите государственной тайны;

органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федера-ции;

органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Феде-рации;

федеральных судов;

органов прокуратуры Российской Федерации;

дипломатических представительств, консульских учреждений и иных офи-циальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

4 СТАТЬЯ 4. Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского, состояния.

(в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 № 1-ФКЗ) Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях фе-деральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государствен-ную регистрацию актов гражданского состояния.

(в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 № 1-ФКЗ)

5 СТАТЬЯ 5. Государственный герб Российской Федерации помещается:

на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Феде-рации;

на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе-дерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Рос-сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Ар-битражного Суда Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;

в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе-дерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Рос-сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Ар-битражного Суда Российской Федерации и других федеральных судов, законо-дательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Феде-рации, ...........



Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |








 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: История государственных символов России | учебное пособие

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег