30
Федеральное агентство по образованию
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф.Решетнева
Кафедра истории и гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
“Холодная война”: опыт ведения и итоги
Выполнил: студент группы ТС-81
Михайлов М.Ю.
Руководитель: Шушканова Е.А.
Красноярск-2009
Содержание
Введение
1. Раскол мира и начало «Холодной войны»
2. Биполярный мир в 50-90 годы ХХ века
3. Мир после «Холодной войны»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Словосочетание «холодная война», наверняка, у каждого ассоциируется с так называемым «соперничеством» США и СССР, начавшимся почти сразу после Второй мировой войны. В то время СССР действительно составлял серьезную конкуренцию Соединенным Штатам в плане огромного авторитета на международной арене и статуса одной из мощнейших сверхдержав мира.
Вместо партнерских отношений между странами-победительницами постоянно давало о себе знать взаимное недоверие, что в скором будущем вылилось в косвенную, «холодную» войну. На наш взгляд, исследование этой темы является интересным, а главное - очень полезным в смысле анализа предпосылок и возможных результатов данного конфликта практически для каждого современного человека. Почему? Никто, точнее никакие страны мира, причем развитые в качестве активных противников, а развивающиеся и отсталые - в качестве пассивных наблюдателей и, фактически, потенциальных жертв такой борьбы, не застрахован от подобной ситуации в будущем, которая может привести к новому витку противоборств и гонок вооружений, которые, в свою очередь, могут нанести непоправимый вред обществу, миру в целом.
Все мы знаем, что война, ядерное оружие и его испытания являются разрушающими факторами в решении международных (да и любых других) проблем, но идея первенства, превосходства инстинктивно заставляет людей бороться и стремиться к победе, невзирая ни на что.
Возникает следующий вопрос: неужели действия противников были продиктованы жаждой господства? А как же гуманность, объективность, благоразумие наконец? Для столь решительной и бескомпромиссной борьбы, должно быть, существовали серьезные основания. Мы ни в коем случае не хотим никого обвинять или оправдывать, наша первостепенная задача - разобраться в том, что же привело к такой бессмысленной и в то же время агрессивной и опасной для всего человечества вражде величайших держав, извлечь соответствующие уроки и постараться не допустить ее повторного возникновения. С одной стороны, такая глобальная задача, как предотвращение международных столкновений не вписывается в планы обычных граждан, и уж тем более - студентов.
Но, с другой стороны, кто же тогда оградит нас от угрозы всемирной катастрофы, которой подвергли когда-то два самых развитых государства? Для того чтобы не повторять ошибок прошлых лет, нам следует проанализировать их и понять, чем они чреваты. По нашему мнению, объективное отношение к прошлому, разумное - к настоящему и доброжелательное - к будущему - первый шаг на пути к разрядке напряженности в интернациональных отношениях и, возможно, залог дальнейшего мирного сосуществования. Именно поэтому мы считаем, что выбранная нами тема весьма актуальна, даже злободневна, ведь, проведя параллели, можно убедиться, что похожая ситуация наблюдается и на сегодняшний день (наличие мелкомасштабных и не всегда целесообразных войн, нападений; яркие примеры - война в Ираке, в Иране).
При всей масштабности и злободневности, эта тема мало изучена и не совсем полно освещена в исторической литературе. В одних изданиях ни конкретных причин, ни следствий, ни итогов у «Холодной войны» нет, в других - во всем обвиняется одна из противоборствующих сторон. Как нам кажется, нельзя безосновательно принимать чье-либо мнение на веру, так как иногда авторы руководствуются своим личным отношением к изучаемым объектам.
Мы же в своем исследовании, опираясь на факты из собранной литературы, попытаемся максимально четко представить ход войны, объективно разобраться в этой сложной для всего мира ситуации и постараемся сделать соответствующие выводы. Основные вопросы, на которые мы собираемся получить ответы, это: Каковы результаты и последствия «холодной войны»? Какие уроки из них следует извлечь? Есть ли вероятность возобновления подобного конфликта?
Выбранная нами тема позволяет не делить изучаемую информацию на периоды, что представляется очень удобным, поскольку нельзя указать точную закономерность или схожесть тех или иных событий «холодной войны». Посему мы ограничимся общим делением темы на начало, ход событий и итоги.
1. Раскол мира и начало «Холодной войны»
После падения «Третьего рейха» в Европе не осталось иной силы, способной противопоставить себя Советскому Союзу. В связи с этим во многих странах Запада усилилось влияние представителей левых партий (в Великобритании, например, на выборах в июле 1945 года победу одержали лейбористы), укрепились позиции коммунистов. В масштабах всего мира СССР и США оказались самыми мощными и влиятельными как в экономическом, так и в военном отношении державами, и разделяющее их идеологическое противоречие, а именно - коммунизм против капитализма, привело к появлению явной враждебности в международных отношениях. Внутри стран данная ситуация находила отражение в активном поиске и олицетворении врага, инакомыслие же признавалось формой подрывной деятельности. Для СССР такая атмосфера была привычной, поскольку являлась одной из черт тоталитаризма; в Соединенных Штатах она породила маккартизм - преследование граждан, подозреваемых в антиамериканской деятельности. Словосочетание «холодная война», впоследствии подхваченное прессой, ввел в оборот один популярный американский журналист. Именно так обозначался целый период международной политики вплоть до конца 80-х годов.
С точки зрения Кремля, перед СССР после войны стояло три основные проблемы: враждебность западных капиталистических стран к коммунизму, сопротивление большинства населения стран Восточной и Центральной Европы навязываемым им коммунистическим преобразованиям, разочарование советского народа, если он узнает о высоком уровне жизни Запада (ведь люди были уверены, что построили наилучшее и справедливейшее общество). Иосиф Виссарионович осознавал, что восстановление разбитой и ослабленной войной страны и обеспечение ее безопасности потребует от советских людей новых тяжелых жертв. Война с нацизмом показала наличие сильных национальных, патриотических чувств (наряду с зарождающимся недовольством правлением Сталина), поэтому основным аргументом в пользу продолжения после войны жесткого коммунистического порядка и, наряду с этим, укрепления власти Сталина в СССР и восточноевропейских странах являлось обличение «враждебного капиталистического Запада», который рисовался самыми черными красками. Вашингтону же было крайне необходимо разобраться в намерениях советского лидера.
Все соглашались с тем, что русские были сильно озабочены своей безопасностью, ведь Сталин долгое время держал СССР в изоляции от остального мира и активно наращивал военный и промышленный потенциал за счет уровня жизни людей. Однако никто не мог предположить, насколько агрессивным может быть Советский Союз, стремясь обеспечить свою безопасность, и сколько же еще стран вдоль собственных границ он захочет заключить в свои «стальные объятия».
В это время в США активно шли разработки ядерного оружия. 16 июля 1945 года в штате Нью - Мехико было проведено первое успешное испытание атомного заряда. Уже 6 и 9 августа были подвергнуты бомбардировке Хиросима и Нагасаки. Есть мнение, что бомбы, сброшенные на японские города, являлись последним событием Второй мировой войны, и первым - холодной.
Появившаяся в США атомная бомба придавала им несомненное и угрожающее превосходство. Поскольку Соединенные Штаты отказались поделиться своими ядерными секретами, сохраняя их в качестве главной угрозы, СССР стремился нарушить эту монополию, причем определенные задатки уже имелись: еще в предвоенные годы И. В. Курчатовым, Ю. Б. Харитоновым, Я. Б. Зельдовичем и другими советскими физиками были открыты основные процессы получения управляемой цепной реакции деления атомного ядра. 20 августа 1945 года постановлением ГКО учреждался Специальный комитет во главе с Л. Берия, который должен был руководить всеми работами по использованию внутриатомной энергии атома. Таким образом, поляризация двух систем перешла на новую ступень своего развития, сопровождающуюся гонкой вооружений. В июне 1946 года американцы предложили «План Баруха», по которому международная комиссия ООН по ядерной энергии должна была контролировать все стадии ядерного производства, при этом США хотели сохранить свои бомбы до тех пор, пока не будут окончательно разработаны все стадии надзора и контроля. Другими словами, русским пришлось бы «поделиться» своими разработками, а американцы сохранили бы монополию на ядерное оружие. СССР выдвинул свое предложение - запретить производство ядерного оружия и уничтожить уже существующее (американское), а также наложил вето на план США. Так как СССР и США испытывали взаимное недоверие друг к другу, ни один план не сработал.
Общепринято первым шагом к развязыванию холодной войны считать речь бывшего премьер - министра Великобритании Уинстона Черчилля, произнесенную 5 марта 1946 года в Фултоне, штат Миссури, в присутствии и с одобрения президента США Гарри Трумэна. В довольно агрессивной форме Черчилль заявил, что «железный занавес», воздвигнутый Советским Союзом, отгородил Восточную Европу от европейской цивилизации, а также, что англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы. С возникновением Информационного бюро Коммунистических и рабочих партий (1947-1956 гг.), призванного координировать деятельность указанных партий для принятия совместных постановлений, мир окончательно разделился на два лагеря: СССР и его союзники с одной стороны, США и их партнеры - с другой.
Противоположность интересов враждующих держав дала о себе знать при осуществлении на практике решений союзов о послевоенном устройстве, особенно по вопросам польской и германской проблемы. В отличие от СССР, западные страны настаивали на предварительном характере обозначения западной границы Польши (Одер - Нейсе). США требовали демократизации избирательного законодательства, совместного контроля на выборах и включения в состав правительств Польши, Болгарии и многих других стран Восточной Европы представителей различных политических сил, в том числе - представителей эмиграции. Будущее Германии обсуждалось и на Ялтинской, и на Потсдамской конференциях, в результате которых страна была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую, американскую, французскую, английскую. Во всех этих зонах проводилась политика «трех Д» - демократизация, демилитаризация и денацификация (истребление остатков нацизма). В советской зоне, разумеется, проводилась политика, укрепляющая положение левых сил: проведены выборы в местные органы власти, легализована деятельность некоторых политических партий, проведена земельная реформа.
Берлин, получивший особый статус, был разделен на 4 сектора во главе с комендантами, подчиненными Контрольному совету, которым руководили командующие войсками оккупантов. Но мирное урегулирование германского вопроса, с самого начала столкнувшееся с серьезными трудностями и усугубившее недопонимания между СССР и остальными членами оккупации, продолжалось много лет.
В конце 1946 года Великобритания и США объединили свои зоны оккупации в единую, так называемую, Бизонию, а в 1948 году с присоединением французской зоны возникла Тризония. Отношения между бывшими союзниками продолжали накаляться. В 1949 году обе стороны предприняли рад шагов по окончательному расколу Германии на два сепаратных государства. В мае западногерманский ландтаг принял конституцию Западной Германии, а 20 сентября была образована ФРГ. 7 октября в Берлине было создано второе германское государство - ГДР. Этим событиям предшествовал «Берлинский кризис», развившийся после проведения в Западной Германии сепаратной денежной реформы в июне 1948 года.
За этим последовала резкая реакция советской стороны - прерывалось транспортное сообщение между Берлином и западными зонами оккупации. С целью прорыва данной блокады Запад организовал «воздушный мост» - поставку грузов с помощью военно-транспортной авиации, активной с марта 1948 по май 1949 года.
Утверждение у власти коммунистов в восточноевропейских странах в 1947-1948 годах (Венгрии, Чехословакии), внешнеполитические события (такие, как косвенная помощь СССР партизанскому движению в Греции) воспринимались в США в качестве коммунистической экспансии; причем во внимание не принималось то, что изначально Сталин пытался достичь компромисса, допустив существование в Польше, Румынии, Чехословакии и Болгарии многопартийной системы и тех гражданских свобод, которые были абсолютно немыслимыми в СССР.
Отсюда и взяли начало внешнеполитические доктрины Соединенных Штатов по «сдерживанию» и «отбрасыванию» коммунизма, советским руководством рассматривавшиеся как новое доказательство откровенной враждебности Запада, который вознамерился возродить мощь былых врагов и тем самым подорвать авторитет экономически слабого СССР. 12 марта 1947 года была провозглашена «Доктрина Трумэна», предполагавшая оказание военной помощи США тем странам, над которыми «нависла коммунистическая угроза», в первую очередь - Турции и странам Средиземноморья.
После «Берлинского кризиса» начал складываться антисоветский альянс. 2 апреля 1948 года американским Конгрессом был утвержден «План Маршалла», действовавший до 1951 года и распространявшийся на 17 стран мира (в том числе Францию, Великобританию, Австрию, Бельгию, Италию, а позднее - ФРГ), который был нацелен на ускорение возрождения экономики свободной Европы, дальнейшее воспрепятствование распространению коммунизма и укрепление устоев капитализма. Согласно ему, помимо денежной помощи, план предусматривал обмен знаниями, новинками, использование немецкой технической и научной информации, немецких инженеров и ученых вместо выплаты Германией контрибуции. Несмотря на это, в Западной Европе продолжал ощущаться острый дефицит продовольствия, причем ей абсолютно нечем было расплачиваться за поставки американской помощи. Но без данной помощи в странах Европы могли начаться социальные потрясения, а депрессия - это благодатная почва для коммунизма, особенно в отношении Германии, Италии и Франции (как считали американцы, и поэтому им приходилось действовать практически в ущерб себе).
В рядах высшего руководства СССР шла напряженная дискуссия о возможности принятия такого плана, естественно, без политических и экономических условий, то есть в форме «ленд-лиза». Но состав плана исключал такое участие, кроме того, США решили, что программа восстановления коснется и восточноевропейских держав, если те откажутся от ориентации своих экономик на СССР. Однако, в созванной Европейской экономической конференции (12 июля 1948 года в Париже) отказались принимать участие как СССР, так и «страны народной демократии»: Югославия, Чехословакия, Польша, Румыния, Венгрия, Албания и Болгария.
Учитывая жесткую политику Советского Союза в отношении Германии и стран Восточной Европы, рожденный в рамках плана главы Госдепартамента США экономический союз очень скоро стал военным и политическим. В итоге, 4 апреля 1949 года Соединенные Штаты и Канада подписали вместе с 10 западноевропейскими странами (Франция, Великобритания, Италия, Дания, Исландия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия; с 1952 г. - Греция и Турция, с 1955 г. - ФРГ, с 1982 г. - Испания, с 1999 г. - Венгрия, Чехия и Польша) Североатлантический пакт - НАТО для защиты от «угрозы коммунистической агрессии, нависшей над странами Западной Европы».
В том же году ТАСС сообщило, что у СССР имеется атомное оружие. И действительно, 26 сентября 1949 года в Советском Союзе была испытана атомная бомба, а 20 августа 1953 - водородная (в США - спустя год). Это значило, что «страна Советов» стала обладателем самого мощного смертоносного оружия, и американской монополии на атомную бомбу пришел конец. В США появились стратегические бомбардировщики, в СССР - межконтинентальные ракеты, в обеих странах совершенствовались средства зенитной обороны и противоракетные комплексы.
Взаимоотношения СССР с «социалистическим лагерем» тоже не всегда складывались просто. Например, в 1948 году были разорваны отношения с Югославией, что произвело ошеломляющий эффект на мировую общественность. Правительство Югославии не было навязано советским военным присутствием (в отличие от большинства стран Восточной Европы), поэтому руководство чувствовало себя более свободно при решении политических и экономических вопросов. 29 июня 1948 года в газете «Правда» было сообщение о положении дел в компартии Югославии; руководство страны обвинялось в антисоветской деятельности и в предательстве дела социализма. Нетерпимый к инакомыслию Сталин, не дождавшись смерти лидера коммунистов Югославии И. Б. Тито, обрел еще большую решимость для придания его «идеологическому суду». В 1949 году произошел окончательный разрыв их отношений: все договоры о послевоенном сотрудничестве, дружбе и взаимопомощи были аннулированы, а резолюция Информбюро «Югославская компартия во власти убийц и шпионов» закрепила результат. Вслед за СССР с Югославией порвали контакты Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния и Болгария.
В конце 40-х годов ситуация в Азии кардинально изменилась. Одним из ответных шагов Иосифа Виссарионовича на программу Маршалла стал китайский фактор, позволяющий оказывать давление на США и Англию. Летом 1949 года началась последняя стадия войны между сторонниками Мао Цзэдуна и Чан Кайши. Тогда Мао объявил, что Китай присоединяется к антиимпериалистическому лагерю, возглавляемым СССР, и надеется на его помощь.1 ноября 1949 года в Пекине было объявлено об образовании единого государства КНР, а в декабре Мао прибыл в Москву на переговоры. 14 февраля 1950 года был подписан договор между Китаем и СССР, обязавший обе страны оказывать друг другу помощь (в том числе - военную), если одна из них подвергнется внешней агрессии.
Таким образом, началось налаживание экономических связей, и Китай выбрал советскую модель развития, которая, по мнению лидеров КНР, не раз доказала свою эффективность. СССР предоставил Китаю крупный кредит и обязался вернуть железные дороги в Маньчжурии и базы в Порт-Артуре и Дальнем. К концу гражданской войны в Китае, проигранной правительством Гоминьдана, США пришли к выводу, что их азиатскими союзниками могут стать Япония или Филлипины. Япония могла быстро восстановиться стать способной к самозащите. Еще в 1947 году Америка предложила заключить мир и предоставить Японию самой себе, но этому воспротивились Китай и СССР. Тогда американские оккупанты изменили свою политику: изгнанным консерваторам довоенной Японии возвращались все их гражданские права, а коммунисты и все «левые» подвергались гонениям. Вообще оккупация со стороны США была не просто «мягкой», она носила дружеский, партнерский характер: Японии предоставлялась гуманитарная помощь, стимулировались необходимые реформы модернизировались традиционные институты власти, что, разумеется, горячо приветствовалось японцами.
Корейская война, в которую ввязались СССР и Китай, явилась одним из ключевых моментов начального этапа «холодной войны», так как она стала первой из локальных войн, вспыхнувших после Второй мировой войны. С 1945 года на территории Кореи находились советские и американские войска на позициях к северу и югу на 38 параллели, разделявшей остров надвое. В 1948 году после создания двух корейских государств и ухода с их территории войск оккупантов правительство КНДР в лице Ким Ир Сена начало подготовку к атаке, чтобы спровоцировать восстание на юге Кореи.
Сталин препятствовал непосредственному вовлечению СССР в это предприятие и пытался сохранить локальный конфликт между Северной и Южной Кореей. Удачное наступление Ким Ир Сена сопроводилось захватом южной столицы - Сеула. Но вскоре ситуация изменилась, и, начавшись как гражданская, Корейская война втянула в себя множество государств. Под флагом ООН в нее вступили государства, входящие в состав НАТО, при этом ведущую роль играли США, чьи войска вели боевые действия на территории КНДР. После захвата американцами Пхеньяна возникла угроза границам СССР и Китая. Корейско-китайское контрнаступление в 1951 году отодвинуло войска США к 38 параллели, после чего началась маневренная война с атаками и контратаками с обеих сторон.
2. Биполярный мир в 50-90 годы ХХ века
Пятидесятые годы - это то десятилетие «холодной» войны, когда мир фактически находился в тени двух сверхдержав, обладающих ядерным оружием. Его испытания наносили непоправимый вред окружающей среде, вызывали раковые заболевания у людей, но в то время мало кто об этом знал. Обеими странами проводились испытания межконтинентальных ракет, хотя в этом плане СССР немного отставал. В середине 50-х годов наступила новая эра и в отношениях СССР и США, и в мировой истории, суть которой сконцентрирована в трех словах: гарантированное взаимное уничтожение. Преобладающим в советско-американских отношениях стал тот факт, что обмен ядерными ударами уничтожил бы обе противоборствующие стороны, огромный арсенал ядерного оружия делал войну невозможной. Но, к великому сожалению, это не относилось к войнам между малыми нациями.
Через три месяца после вступления американских войск в Корею верховным главнокомандующим североатлантического союза был назначен Дуайт Эйзенхауэр, а уже 20 января 1953 года он стал президентом Соединенных Штатов. Получив в «наследство» «холодную» войну в Европе и «горячую» в Корее, Эйзенхауэр первостепенной задачей поставил окончание Корейской войны, истощавшей людские и материальные ресурсы воюющих сторон. В это время советские летчики и зенитчики прикрывали наземные войска и стратегические объекты, города Китая и Кореи от массированных налетов американской авиации. Переговоры о мире начались еще в 1951 году (в Кессоне и Панмуньужоне), но не увенчались успехом, поскольку северокорейские и китайские военнопленные не хотели возвращаться домой из лагерей ООН. Заняв пост президента, Эйзенхауэр в январе 1953 года предъявляет ультиматум Мао Цзэдуну: либо он немедленно прекращает войну, либо США переносят военные действия на территорию Китая и применяют атомное оружие. 5 марта умер Сталин, и 27 июля 1953 года было подписано соглашение об окончании войны, но оно не решило проблемы объединения Кореи, а, напротив, усугубило ее: несмотря на протесты Сингмана Ри, Корея была разделена на две части на условиях Южной. Более того, 10 октября администрация Эйзенхауэра подписала договор о безопасности с Южной Кореей, предполагавший совместную оборону в случае повторного нападения севера и экономическую помощь для восстановления Корейской Республики. После смерти Иосифа Виссарионовича американцы видели две перспективы развития отношений с СССР: либо им удастся сблизиться, либо, если политика СССР «лишь смягчится, но будет носить тот же захватнический характер», кризис усугубится.
В СССР в это время, за неимением официальных преемников «вождя народов», велась тайная борьба за власть, в которой, как ни странно, большую роль играло высшее военное командование, некогда тщательно контролировавшееся партийной верхушкой. Маленков стал главой правительства, а Хрущев - секретарем ЦК. Первым результатом такой борьбы стал арест Берии прямо на заседании Политбюро, которого втайне осудили и расстреляли («Кухня» Политбюро оставалась тайной вплоть до времен Горбачева). Шаг за шагом партия восстанавливала свое былое превосходство, в том числе заявлением об отклонении сталинского режима от ленинских норм и осуждении Сталина в докладах Хрущева. Во внешней политике советское руководство стремилось придерживаться умеренного поведения, дабы не допустить расширения пропасти между СССР и Западом, сократить военные расходы, причем нельзя было дать понять мировой общественности, что Советский Союз действует с позиции слабости. Он также всячески стремился показать свою заинтересованность в окончании Корейской войны и в прекращении совместной оккупации Австрии (15 мая 1955 года был подписан мир, и из Австрии ушли войска СССР), однако не собирался выводить свои войска из Восточной Европы (жесткое подавление берлинских беспорядков). Были восстановлены дипломатические отношения с Израилем, Грецией и даже с Иосипом Броз Тито.
Весной 1954 года Советский Союз, Великобритания, Франция и Китай приняли участие в Женевской конференции, на которой было достигнуто соглашение по поводу войны в Индокитае. Через год там же произошла встреча стран «большой четверки» - СССР, США, Франция, Великобритания, на которой, хотя и не получилось договориться о разоружении или другой какой-либо проблеме, между Эйзенхауэром и Хрущевым установились дружелюбные отношения.
Это дало повод думать, что конец «холодной войны» совсем близок. К тому же, путешествие Хрущева и Булганина (заменившего на посту премьера Маленкова) в Индию, Бирму и Афганистан укрепило отношения с этими странами, так как им оказывалась экономическая, а Афганистану и военная, помощь; СССР сблизился с Китаем, Югославией, странами Юго-Восточной Азии, «третьего мира», предоставлялась военная помощь Египту.
Однако в этом же году после присоединения к НАТО ФРГ, в котором лидеры СССР видели прямую антисоветскую направленность, появился военно-политический союз - ОВД, в который вошли Венгрия, Болгария, Албания (в 1962 году отказалась от участия), Польша, Румыния, Чехословакия, ГДР и СССР. Германия еще долгое время оставалась одной из самых горячих точек мира. США не хотели признавать ГДР, что советские лидеры считали поощрением тех, кто вынашивал идею реванша и объединения немецкого государства. В связи с этим в августе 1961 года за одну ночь была воздвигнута стена, изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР, в результате чего Германия оказалась окончательно разделенной.
Возможность улучшения советско-американских отношений продемонстрировал визит Хрущева в США с 15 по 27 сентября 1959 года так сказать «по высшему разряду». Он и Эйзенхауэр отмечали, что гонка вооружений требует колоссальных расходов и порождает большую опасность, и, следовательно, необходимо ограничить вооружения. Ответного визита президента США не последовало в связи с инцидентом сбитого 1 мая 1960 года в районе Свердловска американского самолета-разведчика У-2 и убило все надежды на мирные отношения.
В ноябре 1960 года на президентских выборах в США победил демократ Джон Кеннеди. При нем расходы на вооружение были увеличены, и произошел разрыв дипломатических отношений с Кубой, в которой в начале 1959 года Фидель Кастро сверг Батисту и установил контроль над Гаваной, объявив себя лидером страны. Тогда Кубинская коммунистическая партия была легализована, а соратники Кастро - коммунисты Че Гевара и Антонио Хименес вошли в состав правительства.
В июне 1962 года в Москве был подписан секретный договор о размещении на Кубе атомного оружия. Советский Союз принял решение оказать маленькой стране всестороннюю поддержку: политическую, экономическую и военную. С июля началась подготовка крупной операции под кодовым названием «Анадырь» по развертыванию в предельной близости от США группы войск, способной вести бои на удалении 11 тысяч километров от баз без снабжения. Первые боевые подразделения прибыли на Кубу в начале августа, затем началась переброска ядерных зарядов. Период с 14 по 27 октября стал апогеем кризиса. 14 числа разведывательный американский самолет У-2 обнаружил на Кубе стартовые площадки для запуска баллистических ракет средней дальности, на что США ответили блокадой Кубы и подготовкой военного вторжения (22 октября Кеннеди с этим заявлением выступил по телевидению). День 27 октября мог закончиться ядерной катастрофой - над Кубой был сбит У-2. в ночь с 29 на 30 октября президент США отдал приказ разбомбить советские ракетные установки и кубинские военные базы, после чего захватить остров.
Перед угрозой ядерной войны СССР убрал свои ракеты с территории Кубы, а Вашингтон пообещал не предпринимать попыток вторжения на остров, удерживать от этого своих союзников и убрать свои ракеты с территории Турции. Вывоз советских ракет осуществлялся без предварительного согласования этого решения с Ф. Кастро, поэтому реакция последнего на «капитулянтство» Хрущева была вулканической. Необычайно сложные переговоры с американской и кубинской стороной пришлось вести А. Микояну. В результате 20 ноября 1962 года Кеннеди объявил о прекращении блокады Кубы - Карибский кризис удалось разрешить.
В том же году завершился раскол в советско-китайских отношениях. Некоторое время научно-техническое и экономическое сотрудничество этих стран шло по нарастающей, после чего внутреннее развитие и внешняя политика разошлись. С января 1956 по февраль 1959 года СССР обязался помогать Китаю и строительству крупных промышленных предприятий. Кроме того, 15 мая 1957 года Советский Союз заключил с КНР договор о предоставлении ей атомной бомбы с технической документацией для организации соответствующего производства.
Конфликт зародился во время ХХ съезда КПСС, взявшего курс на разрядку международной напряженности, налаживание делового сотрудничества с Западом, предотвращение мировой войны, демократизацию жизни общества и отказ от стимулирования мировой революции. Особое возмущение у Пекина вызывали формы разоблачения культа личности Сталина. Китайский лидер отмечал, что не следует бояться войны, поскольку она «более выгодна нам и менее выгодна Западу», «большая революция не может обойтись без революционной войны». На установку на Кубе советских ракет Китай отреагировал как на реализацию своей линии, но при «капитуляции» Пекин продемонстрировал готовность сражаться до последнего американца и до последнего русского.
После подписания в Москве исторического договора от 5 августа 1963 года между СССР, США и Великобританией о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космическом пространстве Китай в октябре 1964 года взорвал свою первую атомную бомбу (только через 20 лет Пекин присоединился к этому договору, который вступал в силу в 1970 году). Помимо всего прочего, КНР выдвинула к СССР территориальные претензии, что послужило благодатной почвой для нарастания напряженности на границе и вооруженного конфликта в конце 60-х годов.
Последней дипломатической акцией, возглавляемой Хрущевым, было выступление в защиту Кубы с заявлением от 10 августа 1964 года. Это произошло после того, как ОАГ под напором США обвинила правительство Острова свободы в агрессии, вмешательстве в дела другого государства и потребовала всех членов ОАГ порвать дипломатические связи с Ф. Кастро.
22 ноября 1963 года в Далласе, штат Техас, был застрелен Джон Кеннеди, которого на его посту сменил вице-президент Линдон Джонсон. В период его правления основным событием было вмешательство США во Вьетнамскую войну, в которой оказывали всестороннюю поддержку войскам Южного Вьетнама, направленную против северовьетнамских коммунистов.
Эта война забирала у Соединенных Штатов много материальных и людских сил. На волне массового выступления против войны и внутриполитических проблем новым президентом стал Ричард Никсон, основной свое целью считавший снятие напряжения в международных отношениях. Он намеревался в корне изменить американскую тактику в войне: теперь главный удар следовало направить на базы снабжения вьетконговцев, расположенные в Камбодже и Лаосе, авиация должна была разрушить коммуникации, по которым в ДРВ поступало оружие из СССР и Китая. Война прервалась Парижским мирным договором от 27 января 1973 года, предоставившим Южному Вьетнаму право самому решать свою судьбу и гарантировавшим вывод американских войск. Через два года коммунисты нарушили договор и возобновили войну, которая была подавлена контратакой сайгоновских войск. По завершении войны во Вьетнаме в 1973 году Никсон нормализовал отношения с СССР и Китаем, для чего посетил Москву и Пекин.
Поиск компромиссов с СССР выражался в подписании важных договоров по обоюдному согласию. Так, в январе 1967 года, был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, в апреле 1968 года - Соглашение о спасении космонавтов и Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1973 году - Соглашение о предотвращении ядерной войны. Их результатом является советско-американский космический эксперимент в июле 1975 года. Особо продуктивными в отношениях США и СССР явились встречи на высшем уровне.
Первая встреча состоялась в мае 1972 года в Москве между президентом Никсоном и сменившим Хрущева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС еще в 1964 году Леонидом Брежневым. Наиважнейшим элементом упрочнения двусторонних связей являлось расширение торгово-экономических отношений, а также программа сотрудничества в области культуры, науки и техники. Стороны заявили, что «не претендуют сами и не признают чьих бы то ни было притязаний на какие-либо особые права или преимущества в мировых делах».
Контакты на высшем уровне стали традиционными и были призваны стабилизировать международную обстановку. В результате договоров 1972-1974 годов США стали вторыми торговыми партнерами СССР, но высокие таможенные пошлины, дискриминационные торгово-кредитные санкции и военное обострение на международной арене к концу 70-х годов свели товарооборот СССР и США практически к нулю. В 1975 году форум в Хельсинки положил начало встречам руководителей 33 стран Европы, а также США и Канады, призванным быть основой укрепления мира, взаимного доверия и безопасности. Также улучшению добрососедских отношений помогли декларация «За новые рубежи в международной разрядке, за укрепление безопасности и развитие сотрудничества в Европе» 1976 года и Московская декларация 1978 года, принятые членами ОВД.
После скандала в предвыборной кампании 1972 года, несмотря на переизбрание на второй срок, 8 августа 1974 года Ричард Никсон подал в отставку, и президентом стал Джералд Форд. Спустя два года он проиграл демократу Джимми Картеру, который вступил на должность в 1977 году. Ему не удалось наладить отношения с СССР, поскольку Брежнев активно поддерживал тоталитарные режимы в Африке и развязал войну в Афганистане.
27 апреля 1978 года афганские коммунисты организовали военный переворот, убив главу государства Дауда. После этого в страну прибыло множество советских военных и гражданских советников, практически подчинивших Афганистан Москве. Вскоре сопротивление навязанному режиму вылилось в открытую войну между сторонниками Москвы и моджахедами (бойцами исламской оппозиции). Ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года резко изменил отношение мира к СССР: многие прежние договоренности так и остались на бумаге, а Олимпиада-80 прошла в обстановке бойкота со стороны многих стран Запада.
Международная обстановка стала приобретать черты конфронтации. В этих условиях в американских выборах победил сторонник жестких мер по отношению к СССР Рональд Рейган, называвший Советский Союз «империей зла». В США стали разрабатываться планы СОИ - стратегической оборонной инициативы, предусматривающей создание ядерного щита в космосе («планы космических войн»). Декабрьская сессия совета НАТО 1979 года решила разместить с ноября 1983 года в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. В этих условиях СССР разместил в Чехословакии и ГДР ракеты среднего радиуса действия, в ответ НАТО стал размещать такие же ракеты в Европе, а также крылатые ракеты. Дабы предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности, Кремль предложил пойти на уступки, сократить присутствие атомного оружия в Европе, одновременно с этим регулируя афганский вопрос. Советский Союз хотел решить проблему путем привлечения к переговорам пакистанской стороны, что, сняв напряжение на афгано-пакистанской границе, позволило бы вывести его войска. Однако инцидент 1 сентября 1983 года со сбитым южнокорейским пассажирским лайнером привел к сворачиванию переговорного процесса.
Встреча в верхах в Женеве в 1985 году между Рейганом и уже Горбачевым завершилась мало к чему обязывающей Декларацией о недопустимости ядерной войны; в том же русле было оформлено Заявление советского правительства от 15 января 1986 года с программой ядерного разоружения, призывавшее и другие страны. В 1986 году на XXVII съезде КПСС была откорректирована политика в Афганистане: произведена замена руководства страны, провозглашен курс на примирение, чтобы вывести свои войска с территории соседнего государства.
В том же году состоялась встреча глав США и СССР в Рейкьявике, обозначившая новое начало внешнеполитического курса Советского Союза. Горбачев предложил Рейгану уничтожить все ракеты средней дальности, причем первый пошел на большие уступки, нежели другой. Несмотря на это, подобное заявление имело огромный резонанс: в 1987 году страны ОВД выработали одностороннюю оборонительную доктрину по сокращению вооружений до разумных пределов. На третьей встрече Горбачева и Рейгана в Вашингтоне 8 декабря 1987 года стороны подписали договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, что послужило поводом к общему снижению напряженности и началу разоружения. Уже 15 февраля 1988 года Советский Союз приступил к выводу войск из Афганистана. В мае - июне 1989 года Горбачев посетил КНР, в результате чего СССР пошел на изменение границ по фарватеру пограничных рек. Однако главными событиями 1989 года стали перемены в Восточной Европе, где правительства большинства стран были свергнуты. В декабре 1989 года на Мальте состоялась встреча Горбачева и нового президента США Джорджа Буша. Во время переговоров было намечено сократить наступательные вооружения на 50 %, а также сократить численность войск в Европе и химического оружия. На встрече с канцлером ФРГ Колем в Москве в феврале 1990 года Горбачев согласился с возможным воссоединением Германии, но не был оговорен выход ФРГ из НАТО. 3 октября 1990 года ГДР прекратила свое существование.
В 1990 году Горбачев получил Нобелевскую премию мира, на что реакция в стране была двойственной: с одной стороны, в 1989 закончилась афганская война, снижалась опасность нового конфликта, но с другой - СССР терял свои позиции в мире. Внутриполитический кризис Советского Союза в 1990-1991 годах ослаблял его внешнеполитический престиж. Наиболее значительным документом этого времени стал Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанный представителями США и СССР в июле 1991 года в Москве, предусматривающий сокращение различных видов наступательного оружия.
Распад СССР и образование СНГ положили начало новой, российской внешней политики. Победа США в войне в Персидском заливе значительно укрепила авторитет нового президента. Кроме того, после краха международной коммунистической системы и развала СССР Соединенные Штаты стали единственной супердержавой в мире.
3. Мир после «Холодной войны»
«Холодная война», по официальному заявлению закончившаяся в 1990 году, в которую были втянуты две мощнейшие страны мира, продолжалась несколько десятилетий с 1945 по 1990 год. Она привела к экономическому и военному вмешательству основных враждующих сил в страны Ближнего Востока, Азии, Африки и к непрекращающемуся соперничеству между Западом и Востоком. Стоит отметить, что если бы не «холодная война», многие страны не были бы втянуты в данные региональные конфликты.
Ялтинская схема, делившая мир на сферы влияния, оставалась в силе с 1945 по 1990 годы, однако по окончании «холодной войны» отпала сама необходимость в «жандармских» функциях. Международные экономические связи, торговое сотрудничество в 90-х годах ХХ века оказывали огромное влияние на мировое развитие; главным критерием деятельности какого-либо государства являлось состояние экономики, а торговые отношения с тарифами или санкциями были прерогативой преуспевающих стран, что вело к развитию протекционистской политики (попытка Японии нагрузить мировой рынок электроникой и автомобилями).
Отношения между странами-экспортерами нефти, бедным третьим миром и Западом оставались животрепещущим вопросом. Сырьевые страны не могли создать долговременных объединений для поддержания цен на свою продукцию, эквивалентных западным. Таким образом мир был перенасыщен дешевой нефтью, а ее экспортеры и не думали повышать благосостояние народа- они вкладывали деньги в вооружение.
Попытки некоторых африканских и латиноамериканских стран борьбы с бедностью путем индустриализации и модернизации привели к гигантским долгам, проценты с которых сводили на нет международную помощь. Перед странами Восточной Европы открылись дороги в мировую экономику, где решающую роль играют индустриально развитые западные страны. Благодаря «холодной войне» люди осознали, что запасы мировых ресурсов исчерпаемы, природа «не всеядна», а ядерная энергия - опасна и вредна. Кроме всего прочего, нельзя не учесть астрономические людские потери, большой поток эмигрантов из бедных стран на Запад. Несмотря на то, что с распадом СССР исчезла угроза ядерной войны, появилась новая опасность: ядерным оружием могли завладеть маленькие страны со слабой экономикой во взрывоопасных районах.
К Договору о нераспространении ядерного оружия от 1968 года в настоящее время присоединились 178 государств, но некоторые, в том числе Франция и Израиль, продолжают заниматься его разработкой. В 90-х годах страны Восточной и Центральной Европы столкнулись с серьезными проблемами перехода от командной социалистической системы к свободной рыночной экономике. К сожалению, с окончанием конфронтации сверхдержав не исключились возможности вспыхивания локальных конфликтов (в Азии, Африке, Европе, Латинской Америке, Тихоокеанском регионе). В декабре 1991 года главы государств и правительств 12 стран-участниц ЕЭС (европейского экономического сообщества) в голландском городе Маастрихт решили создать Европейский Союз, основанный на ЕЭС и дополненный новыми формами кооперации. Но немедленно осуществить Маастрихтские решения не удалось (финансовые кризисы 1992-1993 годов и другие объективные причины).
Окончание «холодной войны» положило конец великой угрозе всему человечеству. Впервые за всю историю ХХ столетия могущественные державы более не готовились к нападению друг на друга. Произошла переоценка отношений, в обстановке взаимного доверия сокращались и даже частично уничтожались военные запасы, что являлось несомненным прогрессом. Однако на планете сохраняются горячие точки, которые угрожают региональной и международной стабильности, и мир, как и век назад, оказался на переходной ступени развития.
Заключение
Как мы уже успели заметить, «холодная война» нанесла огромный вред всему мировому сообществу. Она унесла тысячи людских жизней, спровоцировала крупные разрушительные операции стран, обладающих самым страшным оружием массового поражения, внесла дисбаланс во внутреннее состояние многих государств, вообще заставила мир жить в постоянном напряжении. Как ни странно, но подобные результаты помогли людям понять многие очевидные истины, которым раньше не придавалось особого значения. Например, стало общеизвестно, что ядерное оружие - это не только угроза физического уничтожения в принципе, а еще и провокатор развития раковых заболеваний, патологий, мутаций. Общество осознало, что природные запасы не безграничны, и ими нужно пользоваться очень бережно, появились новые взгляды на права человека (у всех должны быть гражданские права, независимо от пола, расы, вероисповедания и т. д.), на ценность каждой жизни. Но все это наиболее общие, глобальные уроки человечества.
Если смотреть с точки зрения международных отношений, то главным было исчезновение соперника у США в лице СССР, теперь Соединенные Штаты стали самой великой державой. Другие страны, включая Советский Союз, испытывали наряду с внешними потрясения внутренние (революции, восстания, кризисы власти, экономические потери, территориальные изменения). Эта война показала, что при желании и умении улаживать противоречия, находить компромиссные решения, при стремлении к разрядке можно достигнуть консенсуса, не применяя при этом ядерное, или какое бы то ни было, оружие.
Учитывая все вышесказанное, можно убедиться в двойственности итогов войны. С одной стороны, все воюющие державы принесли огромные жертвы на алтарь победы, заключающейся в подавлении агрессоров, коими в разное время являлись разные страны, но неизменно с подачи либо коммунистов (СССР), либо капиталистов (США).
С другой стороны, «холодная война» преподнесла миру очень важные и нужные, прежде всего общечеловеческие, уроки, без которых дальнейшая жизнь на Земле оказалась бы очень непродолжительной. В принципе, исход войны можно считать успешным, учитывая то, что нас миновала ядерная схватка, население не было полностью истреблено, хотя и понесло внушительные потери, и государства не были уничтожены, а распались или поменяли внутриполитический курс. Было бы глупо сказать, что война являлась положительным фактором в межнациональных отношениях, скорее - отрицательным, но, тем не менее, некоторые полезные уроки пришлись очень кстати.
В связи с тем, что описание и общий анализ итогов войны составляет часть исследования, в заключении мы провели их эпидейктический анализ, то есть разграничили положительные и отрицательные последствия «холодной войны». Для России они были также неоднозначны: после распада СССР в нашей стране перестали видеть соперника, агрессора, что позволило нам сблизиться с Западом. Но неприятный «осадок» остался, и теперь многие незнающие люди считают нашу страну захватчиком, врагом, а США и американцев - выскочками. Это совсем не так, поскольку такая позиция, на наш взгляд, есть пережиток прошлой политики враждующих стран, когда все СМИ поливали государства соперников грязью, чтобы обострить национальные, патриотические чувства в поддержку политики высшего руководства. В наши дни подобные стереотипы «худшей» нации еще существуют, причем никаких объективных оснований для этого нет и быть не может. Каждый человек уникален, и нельзя судить о личности по расовой или национальной принадлежности, так как у любых народов встречаются и хорошие, и плохие люди. Мы, русские, не виноваты в том, что когда-то во главе нашей страны стояли недостойные люди, поэтому и судить о нас по их поступкам никто не имеет права. Человек, ведущий себя неподобающе главе государства, подчиняющий политику своим интересам, безусловно, заслуживает порицания, как со стороны соотечественников, так и со стороны мировой общественности, но из-за него «клеймить» целую нацию просто абсурдно. Исследуя «холодную войну», мы пришли к выводу, что конкретных причин для борьбы не было, все случилось естественно (как стихия, как наводнение после длительных дождей) после долгого накапливания разнообразных недомолвок, недопониманий, «уколов» в плечо друг друга. Большую роль в политике между СССР и США играло то, кто был главой правительства, и какие цели он преследовал. По нашему мнению, самым адекватным правителем США был Д. Кеннеди, всеми силами старавшийся не допустить открытой ядерной войны, несмотря на явно вызывающую политику Хрущева. В СССР ситуация сложнее, поскольку для укрепления страны, для увеличения ее престижа и авторитета больше сделал Хрущев, следовавший курсу прославления коммунизма, а как миротворец больше проявил себя Горбачев, всеми силами старавшийся создать «мир во всем мире», но при нем и разрушился Советский Союз и его слава сверхдержавы.
В настоящее время, как уже было замечено в итогах, еще существуют локальные очаги противоборств, так называемые «горячие точки», наличие которых было характерно для периода «холодной войны», поэтому у нас есть основания полагать, что подобная ситуация еще может повториться в будущем. Наше мнение подкрепляется тем фактом, что некоторые страны на сегодняшний день активно занимаются разработкой ядерного оружия. Спрашивается, с какой целью? Столько лет мир находился в стабильно критическом положении, гра ...........
Страницы: [1] | 2 |
|