Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых
ценностей
Туризм как специфический вид досуговой деятельности
Процесс развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой и в виде общественного производства. Одна из необходимостей этого взаимодействия - восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим процессам и целям отвечает туризм.
К исходу XX столетия туризм стал нормой жизни современного человека. В современном мире туризм является одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей населения, и в настоящее время приобретает массовый характер. Это произошло благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, охватывающей не только обмен товарами и капиталом, но и услугами.
Для рассмотрения туризма как вида досуговой деятельности необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг», «рекреация» и «отдых». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиниций более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий.
Известно, что практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, измеряется временем. «Время выражает длительность и последовательность всего сущего, оно непрерывно, вечно, присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени». Культура досуга / Под. ред. В.М. Пича, И.В. Бестужева-Лада, В.М. Димова и др. - Киев, 1990. - С.8-9. Временем измеряются процессы деятельности отдельного человека и человеческого общества в целом. Время рассматривается, как природно-социальный ресурс деятельности людей, необходимый для удовлетворения их общественных и личных потребностей.
Согласно Р. Ланкуаре, время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать следующим образом.
1. Время социальное и время личное: социальное время - время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время - это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.
2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время - это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе - это время, посвящаемое восстановлению сил.
3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.
4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое - это время по календарю и четко организованному расписанию, второе - это время не спланированное. См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М, 2005. - С. 56.
Если из общей совокупности календарного времени личности и общества - суток, недели, месяца, года - вычесть рабочее время, т. е. время, затрачиваемое на общественно-организованный труд, то остающийся массив времени получает название внерабочего времени личности и общества. Это время тратится следующим образом. Во-первых, на деятельность, сопутствующую трудовой занятости личности: передвижение до работы и обратно, подготовка к работе и приведение себя в порядок после нее и т.д. Во-вторых, на деятельность по удовлетворению непроизводственных потребностей, которые играют огромную роль в жизни, как человека, так и общества в целом. Именно эти виды деятельности составляют сферы свободного времени и досуга. Они обладают строго атрибутивной природой своего существования: вне этих сфер жизнеде-ятельности общественная жизнь невозможна, ибо именно в них про-исходит удовлетворение многих необходимых для жизни человека матери-альных и духовных потребностей. См.: Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: Дисс... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2004. - С. 37.
Выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.
В настоящее время еще не выработана единая концепция свободного времени. Обозначение содержательных и функциональных границ свободного времени в настоящее время вызывает трудность, в том числе из-за того, что исследованием данной проблемы занимаются специалисты разных отраслей знания. Экономисты рассматривают свободное время как часть внерабочего, связанного с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника. См.: Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. - М., 1978. - С.198-200; Чернов И.В. Бюджет времени и организация труда. - Ростов н/ Д, 1981. - С. 113-117. Философы и социологи также рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но полагают, что оно направлено на совершенствование человека как работника, на его всестороннее развитие. См.: Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987; Орлов Г.П. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983.
До сих пор в отечественной и зарубежной литературе вопрос о границах свободного времени и досуга является дискуссионным. Одни исследователи считают понятие «досуг» синонимом слова «свободное время». См.: Краткий словарь по социологии. / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина - М., 1998. - С. 60. Одной из причин такого совмещения понятий, является сужение сферы свободного времени, когда в рамки свободного времени не входит, время, связанное с работой (время на дорогу до работы и обратно) и для поддержания жизни человека (бытовое самообслуживание, питание, сон). Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат». Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. - М., 1967. - С. 100. Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направленную на всестороннее и гармоничное развитие личности. См.: Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб., 1991. - С. 44-56.
Другие выделяют досуг как часть свободного времени. Г.И. Минц утверждает, что к «досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям не относятся к досугу, но являются частью свободного времени». Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. - М., 1978. - С. 4.
Мы разделяем точку зрения А.И. Кравченко, автора социологиче-ского словаря, который разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим со-держательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно явля-ется частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению». Кравченко А.И. Социология: словарь. - М., 1997. - С. 37-38 Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое помимо досуга включает в себя время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, время, затрачиваемое на самообразование, воспитание, общественную деятельность. Этой же точки зрения придерживается и директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье. По его мнению, досуг можно рассмотреть как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование, …будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей». Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982. - P. 29.
Для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необходимо определить не только содержательное наполнение, но и функциональную нагрузку человеческой деятельности. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень самосознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения индивида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую насыщенность деятельности.
Важно отметить следующее, несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? - P., 1962. - P.347. среди функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».
М. Каплан, определяя сущность досуга, говорит и о его «приобщении к ценностям культуры». Kaplan M. Leisure in Amerika: A social Inquiry. - N.Y., 1960. - P. 24 Эта точка зрения подтверждается и позицией А. Шопенгауэра, который называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я». См.: Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1990 - С.195.
Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вместе с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя». Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. - Свердловск, 1970. - С. 232.
Из сказанного выше следует, что свободное время и досуг играют очень значимую роль в жизнедеятельности, как отдельных людей, так и общества в целом.
Итак, существуют разнообразные представления о категориях «свободного времени» и «досуга». В нашей работе, разграничивая эти понятия, мы будем исходить из следующего понимания досуга и свободного времени. Под свободным временем следует понимать массив времени, который остается у человека за вычетом рабочего времени и расходуется как на осуществление непреложных затрат (обязательной работы, настоятельных семейных и общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности) так и на отдых, восстановление сил, физическое и духовное развитие личности. Досуг, по нашему мнению, часть свободного времени, содержание которого наполнено деятельностью ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования, развития или достижения иных целей по собственному выбору, отдых или восстановление сил. Это время свободное «для», а не свободное «от».
В настоящее время необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения самого производства, наряду с досугом, является такой избирательный вид деятельности как рекреация.
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого подхода к определению понятия «рекреация», так как феномен рекреации не стал еще предметом систематического изучения и его границы весьма размыты. В связи с этим, возникает большая трудность в определении круга понятий, связанных с рекреационной деятельностью. Это объясняется рядом причин. Во-первых, не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах преобладают различные официальные трактовки понятий и терминов, связанных с рекреацией. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы.
Помимо этих причин сложность в определении основных понятий, связанных с явлением рекреации, обусловлена тем, что исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания - географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. Так, социальная география изучает рекреацию как специфическую функцию определенной социально-территориальной общности, как проявление географического фактора в социальной организации территории. Экономистов интересует рекреация как область хозяйственной деятельности, как отрасль экономики, охватываемая сферой социальных услуг. Социальная психология видит в рекреации, прежде всего, действие определенных психологических механизмов человеческого поведения, мотивацию отдыха. Своеобразное представление о рекреации имеют специалисты по социальной медицине, социологии досуга и др. См.: Орлов А.С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. - 1990. - № 9. - С. 102-103.
Для того чтобы дать наиболее точное определение понятия рекреации рассмотрим историю ее изучения и возникшие подходы к его определению. Термин «рекреация» в переводе с польского языка означает (rekreacja) отдых, с латыни (recreation) восстановление.
В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века, когда был введен нормированный рабочий день, второй выходной день, летний отпуск. В толковом словаре В. Даля понятие данного термина означает «отдых от службы, учения, праздники, каникулы». Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.,1995. - С.30.
Аналогичное определение понятия рекреации мы встречаем в Российском энциклопедическом словаре. Здесь термин «рекреация» включает: «1) праздники, каникулы, перемену в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведениях; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда». Российский энциклопедический словарь // http://enc.mail.ru
В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации. В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ дает следующие определение данного понятия. «Рекреация - это расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека; любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил; наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды; цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями». Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М., 2004. - С. 64.
Следовательно, рекреация понимается и как восстановление жизненных сил личности, и как оздоровление, и как пространство, где осуществляются эти виды деятельности.
Некоторые исследователи под атрибутами рекреации понимают время и деятельность. См.: Там же. - С. 92. Как отмечает И.В. Зорин, рекреация характеризуется как функция всякой деятельности, всякого времени, всякой территории. В этом случае в понятие рекреации он включают разнообразную деятельность людей, ориентированную на восстановление собственных сил в соответствии с личными социокультурными потребностями, осуществляемую на специализированных территориях. Рекреационная деятельность рассматривается как активность в то время, когда происходит восстановление (физических, психических, интеллектуальных) сил человека. В зависимости от выполняемых функций в процессе воспроизводства жизненных сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни, как замечает исследователь, можно выделить четыре вида рекреационного времени.
Инклюзивное - в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц - психосоматическое расслабление). Это время простого комплексного восстановления сил.
Ежедневное - в конце рабочего дня. Компенсаторно-расширенное восстановление сил.
Еженедельное (уик-энд) - в конце рабочей недели. Расширенно-компенсаторное восстановление сил.
Отпускное - в конце рабочего года. Расширенное восстановление. См.: Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры.- 2002. - № 11. - С. 54.
Как мы видим, функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека различны. Только в своей взаимосвязи они образуют единое целое рекреационной деятельности.
Необходимо отметить, что выделяют разнообразные критерии классификации рекреационной деятельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:
- по продолжительности (кратковременные и длительные виды рекреации);
- по месту проведения (рекреация может осуществляться на внутренней территории страны и за рубежом). См.: Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2003. - С. 12.
Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особая социокультурная инфраструктура в сочетании с особыми природно-климатическими особенностями территорий. Совокупность природных и социокультурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории получило название рекреационный потенциал. В обыденном понимании это - наличие на определенной территории уникальных объектов или ресурсов, например: соли и минералы мертвого моря, грязи, нарзаны, водопады, голубые озера и т.д.
Сейчас наиболее уместным будет дать определение понятию «рекреация», которое широко применялось в литературе, изданной 15-20 лет назад. Авторами этого определения являются ученые Московского государственного университета Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов (1981). Согласно их точке зрения, рекреация есть совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания. См.: Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М., 1981. - С. 18.
Таким образом, из вышесказанного можно выделить объект и субъект рекреации. Совокупность природно-климатических и социокультурных условий для рекреационной деятельности человека определяют объект рекреации, а рекреанты (люди), ведущие рекреационную деятельность - субъект рекреации.
Рекреация, являясь частью досугового времени, зачастую, отождествляется с понятием «отдых». По мнению Т.В. Николаенко, отдых (рекреация) - любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. См.: Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2003.- С. 17.
В литературе существует также «расширительная» трактовка понятия «отдых». Некоторые исследователи полагают, что отдых может включать в себя различные виды деятельности: См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 10.
1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);
2) любительские занятия - охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.;
3) приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;
4) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);
5) общение по интересу и свободному выбору;
6) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);
7) путешествия и экскурсии ради удовольствия.
По нашему мнению, следует различать понятия досуга, отдыха и рекреации. В советской литературе основное отличие отдыха от рекреации усматривается в следующем. Рекреация - это часть досугового времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном, за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил.
Исследователи Кусков А.С., Голубева В.Л. и Одинцова Т.Н., рассматривают «отдых» как «процесс восстановления работоспособности после ее временного снижения в результате нарастания утомления под воздействием оперативных нагрузок. Это любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т.д.). Отдых может быть представлен различными видами: сон, развлечения, экскурсии. Рекреация - процесс восстановления работоспособности после ее значительного и длительного снижения в результате суммации воздействия нагрузок на фоне хронического недовосстановления». Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 38.
Как отмечает Орлов А.С. «Отдых - вполне самостоятельная сфера человеческого бытия». Орлов А.С. Социология рекреации. - М., 1995.- С.3. Обычно отдых представляет собой фазу, заключающую трудовую деятельность. В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время необходимое для восстановления сил.
Таким образом, основное отличие «отдыха» от «рекреации», заключается в том, что рекреация - часть досугового времени, направленная на восстановление сил человека на специализированных территориях, за пределами постоянного места жительства, обеспеченных стационарными условиями для профилактики заболеваний и экскурсионно-туристскими мероприятиями. Иными словами, рекреационное время - это часть досугового времени, используемого для рекреационной деятельности, удовлетворения рекреационных потребностей. Отдых - это любая человеческая деятельность, которая является разновидностью досуговой деятельности, она не направлена на удовлетворение насущных нужд, физиологических потребностей: путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и рассматривается как средство естественного регулирования работоспособности.
Одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей наряду с рекреацией и отдыхом является туризм.
Туризм долгое время не имел однозначного определения и по-разному трактовался не только отдельными специалистами, но и организациями. Вместе с тем современный туризм - весьма сложное и многогранное явление, поэтому изучение феномена туризма требует обращение к психологии, антропологии, социологии, экономики, географии, информатике, праву.
Психология помогает тщательно изучать модели поведения человека в различных ситуациях, мотивацию принятия решений, выбор предпочтений в видах отдыха, направление путешествия, выбор партнеров и туристской фирмы. Без изучения и понимания мотивации желаний клиента невозможно правильно построить тур и предложить его на рынке потребителю, а главное, удовлетворить желания клиента, обеспечив ему положительную гамму туристских впечатлений и эмоций.
Социальная антропология изучает культуру и влияние человека на окружающую среду. Исследуются важные предпосылки, на основе которых возникают мотивация путешествий, социальные, культурные и экономические условия, обусловливающие необходимость путешествий, воздействие туристов на окружающую среду, взаимодействие с местным населением в различных ситуациях, влияние туризма на местную культуру и развитие межнациональных контактов. Можно сказать, что исследования антропологов в некоторой степени способствуют определению предельных нагрузок на туристские объекты и центры, позволяют правильно распределять и направлять туристские потоки.
Туризм как социальный феномен является предметом социологии, которая исследует социальные условия, способствующие перемещению человека и выбора им образа отдыха, направления путешествия, поведение и мотивации людей в различных аспектах: в зависимости от возраста, национальности, социального положения, образования, места проживания, культурных устоев.
Наряду с социальными характеристиками, в туризме можно выделить и экономические аспекты. Это многогранная именно экономическая деятельность, как организаторов туризма, так и собственно его потребителей - туристов. Каждый туристский регион, каждая страна, каждый город и местность стремятся рационально использовать имеющиеся туристские ресурсы для получения экономических выгод и доходов. Для привлечения туристов даже на исключительно интересные объекты и события необходима туристская индустрия и инфраструктура, способная предоставить туристу необходимый и понятный ему уровень и стандарт обслуживания, обеспечить безопасность самому туристу и его имуществу, гармоничное удовлетворение туристского интереса и потребностей.
Чтобы реализовать идею привлечения туристских потоков нужно многоаспектно и тщательно изучить и оценить туристские ресурсы, особенности и потенциал туристской индустрии, демографические характеристики групп населения, потенциальные возможности востребованности этих ресурсов. На основании этого можно прогнозировать туристские потоки и обеспечить их эффективное регулирование. При изучении туристского потенциала ресурсов территорий используется оценка географических и иных попутных факторов. Природно-климатические, демографические сведения, экономическая ситуация региона, тенденции и прогнозы их изменения необходимы для научно-обоснованного планирования развития объектов и туристской индустрии, планирования туристских потоков, а также занятости населения и доходов от туризма.
Туризм, как и любая другая отрасль хозяйства, нуждается в информационной поддержке. Сегодня важную роль играют различные автоматизированные информационные системы бронирования туристских услуг, информационные банки данных туристских ресурсов, туристского продукта на самых различных носителях (в виде книг, справочников, каталогов, проспектов, путеводителей). Исторически так сложилось, что государство регулировало путешествия и туристические услуги. Интенсивное развитие международного туризма вызвало необходимость установления норм регулирования туристской деятельности. В результате во второй половине XX в. с развитием массового туризма сформировалась особая отрасль - туристское право.
Для рационализации туристской деятельности возникла необходимость в точном определении понятий и терминов, которые были бы приняты всеми членами туристского сообщества. С этой целью такие организации как Лига Наций, Организация Объединенных Наций, Всемирная туристская организация, Организация экономического сотрудничества и развития занимаются изучением проблем развития туризма. На конференциях, ассамблеях они стараются выработать наиболее адекватные подходы к пониманию современного туризма.
Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу; вертеть, вращать). В широком смысле оно означает передвижение с одновременной сменой быта людей. См.: Петровский В.С. Туризм как общественное явление // Спутник туриста. - Киев, 1983. - С. 7-9. Наиболее выразительно понятие туризм было употреблено французом В. Жекмо в 1830 г. Слово tour в переводе означало путешествие с возращением обратно к месту выезда. Позже профессорами Бернского университета было дано наиболее точное определение туризма, которое включало ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.
Во второй половине XIX в. это слово вошло в языки многих народов мира. Необходимо отметить, что в русском языке этот термин появился несколько позднее. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1902 г.) еще нет статьи «туризм», а термин употребляется лишь в статье об истории путешествий на велосипедах.
Первая половина XX в. характеризуется повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц. Возникла необходимость немного иного определения данного понятия. Под туризмом в статистике стали понимать одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы.
В 1980 г. Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения». Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 282.
Слово «tour» в международном туризме стало подразумевать туристское путешествие с такими заранее спланированными параметрами, как маршрут, сроки, набор услуг. Туризм можно представить как массовый род путешествий с четко определенными целями, совершаемых собственно туристами. Он включает в себя как деятельность самого туриста, так и деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.
По мнению Л.П. Воронковой «туризм представлял собой частный случай путешествия с четко определенными целями и сочетался с познавательной деятельностью по организации и осуществлению таких путешествий». Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. - М., 2004. - С. 16.
В современном значении туризм - это деятельность, связанная с массовым туристским движением, осуществляемая с использованием природно-климатических и историко-культурных туристских ресурсов, материально-технической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания. По определению Всемирной туристской организации «туризм - это деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания». Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 282.
Некоторые исследователи при определении туризма исходят из его сопоставления с рекреацией. На основании того, что туризм сочетает различные виды рекреационной деятельности - оздоровление, отдых, восстановление производительных сил человека, Л.А. Акимовой было дано следующее определение туризма. «Туризм - это разновидность рекреации, один из видов активного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью». Акимова Л.А. Социология досуга. - М., 2003. - С. 58.
В. А. Квартальнов, говоря о туризме, подразумевает людей, которые посещают друзей, родственников, отдыхают на каникулах. Во время досуга они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром. При этом определении к туристам можно отнести и людей, которые принимают участие в различных видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры и занимаются исследованиями. См.: Квартальнов В.А. Туризм. - М., 2003. - С.20-21. Такой образ жизнедеятельности личности может характеризовать не только туризм, но и неразрывно связанное с ним понятие «путешествие». Большинство ученых полагают, что эти понятия неразрывно связаны межу собой, оба описывают определенный образ жизнедеятельности человека. При этом большинство современных ученых сходятся к тому, что туризм является частным случаем путешествий. Отличия в толковании понятий усматриваются в разных целях, признаках и различном материальном положении, описываемых этими понятиями видов деятельности. В классической теории туризма признается шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще: оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также и лечение); познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлениях, истории и настоящем человечества, культуре других стран и народов); спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей); профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное бучение); религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии); гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест исторического проживания). См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 282.
Отечественный ученый М. В. Биржаков по этому вопросу пишет, что «значительная часть путешествий служит определенным, далеко не частным целям (торговля, наука, открывательство земель, реклама продукции и др.) и щедро финансируется третьими, так или иначе, заинтересованными лицами, организациями, государственными или частными фондами». Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 1999. - С. 20.
Согласно мнению Кускова А.С., Голубевой В.Л., Одинцовой Т.Н., туризм от путешествия отличается по следующим признакам: «временное перемещение и посещение дестинации (другая местность, страна, отличная от места постоянного проживания человека); и непременное возвращение обратно; цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью; совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время; запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника». Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 282.
Следовательно, «путешествие» обладает большей общностью понятийного смысла, оно описывает разнообразные перемещения людей в пространстве и во времени и, следовательно, может рассматриваться как более широкое понятие, чем «туризм».
Таким образом, туризм является разновидностью путешествий. Он охватывает круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного проживания, с оздоровительными, познавательными, деловыми или иными целями. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии, которые положены в основу определения туризма и являются базовыми. См.: Там. же. - С. 281.
Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды. Суть этого критерия состоит в том, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Важным условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, которое находится или планирует находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
Оплата труда из финансового источника в посещаемом месте. Это значит, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, финансируемое в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Кроме того, каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления оплачиваемой деятельности, не считается туристом.
Таким образом, проанализировав понятия «свободное время», «досуг», «рекреация», «отдых» и рассмотрев различные подходы к понятию «туризм», можно вывести его следующее определение. Туризм - это специфический вид досуговой деятельности, который представляет собой временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с целью получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. По нашему мнению туризм, в некоторой степени взаимодействует с рекреацией, так как для него также характерно восстановление работоспособности в сочетании с познавательной деятельностью.
1.2. Досуговые ценности в сфере туризма: операционализация понятия
Туризм представляет собой один из видов досуговой жизнедеятельности, в процессе которой восстановление работоспособности сочетается с культурно-познавательной, духовно-нравственной, развлекательной деятельностью. По мнению С. Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества. См.: Щеглов С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. - 2004. - №2. - С.175-176. Туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.
Основы аксиологического подхода в социологии заложены в трудах М. Вебера и Т. Парсонса. Труды этих классиков социологии дают возможность четко выделить два уровня анализа функционирования ценности в обществе: микроуровень (уровень личности и межличностного взаимодействия) и макроуровень (уровень общества). Т. Парсонс в масштабах общества в целом рассматривает ценности как высшие принципы организации социальных систем, выполняющие функции интеграции и поддержания социального порядка. Ценности так направляют активность индивидов, чтобы она не угрожала стабильности социальной системы. Они являются своего рода средством контроля над индивидами. М. Вебер, изучая феномен ценности в рамках концепции социального действия, применяет микроуровень анализа функционирования ценности в социуме. Ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются им как основные мотивы человеческой деятельности.
Ракурс подхода к анализу ценностей, предложенный М. Вебером, обладает несомненной эвристической ценностью для аксиологического анализа современного туризма. Он позволяет рассмотреть туризм как сферу социальной деятельности, в которой происходит реализация жизненных ценностей личности. Понятие ценности является одним из важнейших понятий, позволяющих не только объяснить человеческие действия, но и понять его внутренний мир, приблизиться к разгадке индивидуального и коллективного целеполагания.
Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций этого понятия, в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны проблемы ценностей. Можно выделить три основные формы существования ценностей, переходящих одна в другую. См.: Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. - Кемерово, 1999. - С. 5.
1) Общественные идеалы - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни.
2) Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.
3) Мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.
Ценностные ориентации отражают реальное состояние общественного устройства, материальное благосостояние различных социальных групп, их психологические потребности и отличаются большим своеобразием и многосторонностью. Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д.
Для поведения индивида наиболее фундаментальным основанием типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности (дальние, целевые) обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей (ценность человеческой жизни, семьи, межличных отношений, свободы, труда и др.). В инструментальных ценностях запечатлены нормы, средства, качества людей, позволяющие им достигать те или иные цели (независимость, инициативность, авторитетность и пр.). Терминальные ценности наиболее устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями.
Другим социокультурным основанием для типологии ценностей на уровне индивида может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей индивидов. Витальные - относятся к простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность). Интеракционистские соответствуют более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми. Социализационные базируются на более сложных потребностях в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном обществе. Смысложизненные соответствуют высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.
Для аксиологического анализа сферы туризма необходимо обратиться к социокультурному и субъектно-деятельностному подходам. По мнению Н.И. Лапина социокультурный подход предполагает «понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека». Лапин Н.И. Социокультурный подход и социально-функциональные структуры // СОЦИС. - 2000. - № 7. - С. 3. Основы этого подхода разработаны П. Сорокиным. Он проанализировал «родовую структуру» социокультурных явлений, в основе которых лежит единство личности как субъекта взаимодействия; общества как совокупности взаимодействующих индивидов с их социокультурными отношениями и процессами; культуры как системы значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица. См.: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб., 2000. П. Сорокин понимает под культурой совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных: идеи, ценности, нормы, образцы и др.), а под социальностью - совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами - экономических, социальных, идеологических, политических отношений, формируемых в процессах деятельности. См.: Сорокин П.А. Человек. Цивиллизация. Общество. - М., 1992. По мнению Н.Г. Денисова социокультурная реальность - это реальность, рождаемая взаимосвязью социального (субъективная сторона) и культурного (указывает на качество и сферу его активности), опосредованная деятельностью различных субъектов (отдельных личностей, социальных групп или общностей, регионов, общества и человечества в целом). См.: Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. - Краснодар, 1999. - С. 34-36.
Соглашаясь с мнением В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой отметим, что осуществление туристической деятельности предполагает наличие определенной социокультурной среды, включающей предметно-пространственное окружение человека (архитектура, памятники истории и культуры, производственные, бытовые и общественные интересы), информационную (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориентационную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды). См.: Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. - Ростов-на-Дону, 2001.
Кроме того, туризм можно рассматривать как определенный вид деятельности, включающий в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Поэтому для характеристики туризма уместно будет помимо социокультурного подхода использовать и субъектно-деятельностный подход. Последний предполагает выявление специфики туристской деятельности и ее мотивационной составляющей. Суть этого подхода состоит в понимании деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира - как ее объекты. Если основанием деяте ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|