14
МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ
СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Факультет олимпийского и профессионального спорта
Кафедра теории физического воспитания, олимпийского спорта и образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
ТЕМА:
«Двигательные умения и навыки»
Донецк 2008
План
1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
2. Формирование навыка
3. Деавтоматизация навыка
4. Перенос двигательных навыков
5. Образование двигательного навыка
6. Структура обучения двигательным действиям
1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
В настоящее время известно два типа осознания выполняемой деятельности:
1. когда осознается большей частью техническая сторона деятельности.
Человек, впервые приступая к деятельности, обращает внимание на все составляющие ее элементы.
2. наблюдается тогда, когда выполняемая деятельность в какой-то мере освоена и осознается главным образом ее цель, т.е. основное внимание направлено на результат частных действий, движений.
При этом есть возможность лучше сочетать отдельные элементы деятельности и выполнять ее точнее и быстрее благодаря навыкам.
Навык - это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.
Качество навыков различно из-за различной способности автоматизировано выполнять частные действия данной деятельности.
Навыки делятся на:
1. Умственные (сенсорные) - это навыки восприятия, сравнения (музыкальный слух, глазомер, чтение показания приборов)
2. Волевые навыки - это навыки дисциплины, подавления эмоций
3. Двигательные (моторные).
Процесс физического воспитания связан, в основном, с формированием двигательных навыков, о которых мы будем вести речь ниже.
В зависимости от условий, в которых двигательные навыки формировались, выделяют:
1. Сформированные и несформированные.
2. Молодые и старые.
3. Простые и сложные.
4. Разрозненные и комплексные.
5. Шаблонные и гибкие.
2.Формирование навыка
Навыку присуще: постепенность и неравномерность его формирования.
А.Ц. Пуни представил графически пофазное формирование навыка.
Особенности формирования навыка.
1. Формирование двигательного навыка с «отрицательным ускорением». Заключается в крутом подъеме кривой в начале обучения, далее он замедляется и становится незначительным. Человек быстро осваивает основу действия, а детали осваивает длительно в последующем. Такой тип формирования навыка наблюдается при освоении простых двигательных действий, когда элементарные движения осваиваются быстро.
2. Формирование двигательного навыка с положительным ускорением. Формирование идет с большой трудностью (ошибки, недостатки и т.д.). Затем кривая прироста качества навыка резко возрастает. Такой вид формирования навыка характерен для сложных двигательных действий, когда внешне незаметные качественные изменения дают в последствии большой прирост (скачок).
3. Плато - временная задержка в прогрессировании формирования двигательного навыка.
Возникновение плато двояко:
Во-первых, это может быть результатом причин тормозящих ход развития навыка (например, недостает физической подготовленности, болезни и т.п.);
Во-вторых, может возникнуть при изменении структуры навыка (например, при внесении новых приемов его выполнения).
«Плато» может выражать внутренние перестройки при переходе к выполнению действия более совершенным способом. Такой переход не сразу сказывается на качественном результате, т.к. мешают еще старые связи, старые приемы. Поэтому и навык как бы останавливается перед новым качественным подъемом.
Длительность задержки зависит от мастерства педагога; от применяемых методов и средств; от внутренних механизмов перестройки организма.
3. Деавтоматизация навыка
Деавтоматизация - это постепенное затухание навыка при перерыве в деятельности. Этот процесс проходит медленно и в обратном порядке автоматизации.
В первую очередь затухают сложные по психологической структуре (координации), сенсорные навыки и только потом двигательные.
Выражается это в ухудшении результата, в допущении целого ряда ошибок, нарушении координационной связи между движениями, теряется красота и экономичность движений. Однако, многие навыки полностью не разрушаются (езда на велосипеде, плавание). Повторив их, происходит восстановление навыка на высоком уровне (что свидетельствует о стойкости следовых явлений в коре головного мозга).
Ухудшение навыка может возникнуть при снижении уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма (возраст и условия тренировки).
4. Перенос двигательных навыков
Положительный перенос наблюдается тогда, когда ранее освоенные двигательные действия помогают (способствуют) освоению новых, более сложных видов движений.
На положительном переносе основана вся система использования подводящих упражнений при изучении сложных двигательных действий.
Поэтому положительное влияние переноса необходимо учитывать при определении последовательности обучения движениям, так, чтобы структура движений одних действий подходила и была сходна с другими.
Отрицательный перенос (интерференция) наблюдается тогда, когда ранее освоенные действия мешают освоению новых.
Причины отрицательного переноса:
1. Различие в ведущих звеньях движения при сходстве в дополнительных звеньях;
2. Наличие тормозных рефлексов там, где их не следовало бы иметь (например, при плавании на спине голову поднимают вверх, чего не должно быть; при выполнении упражнений на высоте срабатывает рефлекс самосохранения, выражающийся в скованности движений и др.).
5. Образование двигательного навыка
Формирование навыка рассматривается с физиологической и психолого-педагогической сторон. Все сведения об образовании двигательного навыка можно рассмотреть согласно 6 разделов:
I. Основная направленность образования двигательного навыка.
Этой направленностью является процесс создания прочной системы согласования напряжения (возбуждения) и расслабления (торможения) мышц в соответствии с правильной структурой двигательного навыка - т.е. создание динамического стереотипа.
Но динамический стереотип хорош для стандартных, стереотипных условий. Человек должен предвидеть в каждой изменяющейся ситуации какой стереотип применить. Это предвидение называется экстраполяцией. Чем богаче у человека двигательный опыт, чем больше сформировано аварийных стереотипов, тем шире диапазон экстраполяции.
II. Схема образования условного двигательного рефлекса (навыка), состоит из звеньев:
1. Анализаторы - воспринимающее звено
2. Афферентные нервные волокна (чувствительные). Передают раздражитель от анализатора к двигательному центру.
3. Двигательный центр (как регулирующее и контролирующее звено). Он воспринимает и перерабатывает возбуждение от органов чувств и посылает по двигательным нервам (эффекторным) сигналы возбуждения или торможения к органам движения (мышцам)
4. Мышцы (исполнительное звено) получают сигналы возбуждения или торможения от двигательных нервов с последующим воспроизведением сокращения или расслабления.
5. После выполнения движения по афферентным нервам передаются обратные сигналы в ЦНС о выполненном действии, его точности, качестве.
Обратная связь обеспечивает точность контроля коры за выполненным движением при формировании навыка.
III. Условия образования двигательного навыка.
Сознательное отношение - заинтересованность и активность в овладении навыка
Учет влияния индивидуальных особенностей (психических, морфологических, физиологических)
Степень совершенства механизмов безусловных рефлексов и наличие запасов условных рефлексов как основа успешного образования новых двигательных навыков.
Оптимальная сила, точность и системность условных раздражителей.
Сила. Отклонение от пределов условного раздражителя вызывает условное торможение и затрудняет двигательный навык.
Общее торможение возникает от длительного применения одного раздражителя. Внешнее торможение возникает быстро в результате внезапного действия постороннего раздражителя.
Поэтому в начале образования двигательного навыка нужно ограничить неожиданность нового раздражителя - т.е. создать стереотипные постоянные условия.
С установлением прочности навыка постепенным включением разнообразных раздражителей исключается возможность возникновения внезапного внешнего торможения.
Прочность в образовании двигательного навыка достигается повторностью и обязательным подкреплением - оценкой точности исполнения движения. необходимым условием является этапная последовательность образования нового двигательного навыка, а так же повышение уровня деятельности вегетативных функций организма, обеспечивающих возможность выполнения необходимых действий.
IV. Условные раздражители при образовании двигательного навыка.
1. Слово - воздействие на слуховой анализатор имеет решающее значение в создании правильного представления о новом двигательном действии. Словесное объяснение определяет сознательное отношение человека при образовании навыка.
2. Показ - воздействует на зрительный анализатор, ускоряет процесс образования навыка. Вначале показ вызывает воспроизведение движений на основе подражания. При повторном выполнении движений по показу в сочетании со словом способствует более точному анализу движений.
3. Внешние силы (тяжести, инерции, сопротивление, реактивная) воздействуют на двигательный, вестибулярный и кожный анализаторы.
Взаимодействие внешних сил и внутренних (мышечные усилия) - способствуют созданию правильных представлений о двигательном действии, что необходимо для образования двигательных навыков.
4. Пространственно-временные соотношения - являются условными раздражителями для всех анализаторов.
Пространство, время, ритм, темп - позволяют правильно соотносить, ощущать движение человеком.
Точное воспроизведение движений с правильными пространственно-временными соотношениями определяет совершенное владение двигательным навыком.
V. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка.
1. Слуховой - воспринимает словесное объяснение, ритм движений, внешние звуковые сигналы.
2. Зрительный - уточняет направление, амплитуду, скорость движения по отношению к определенным предметам (ориентирам).
3. Двигательный - воспринимает механическое воздействие внешних сил, отвечая соответствующим усилиям мышц, уточняя направление, амплитуду, скорость, отправляя соответствующие сигналы в двигательные центры, обеспечивая согласованную деятельность двигательного аппарата.
4. Вестибулярный - воспринимает механические воздействия внешних сил в зависимости от положения, направления и скорости движения головы. Мышечный тонус.
5. Кожный - механические и температурные действия внешней среды на мышечные усилия, функциональную деятельность организма в целом.
VI. Последовательность образования навыка (физиологические фазы двигательного навыка).
1. В первой фазе происходит иррадиация возбуждения в больших полушариях головного мозга.
2. Во второй фазе происходит концентрация возбуждения и торможения. Может преобладать иррадиация возбуждения. Характеризуется неустойчивостью согласования возбуждения и торможения.
3. Третья фаза. Стабилизация возбуждения и торможения на основе согласованного протекания возбуждения и торможения во всех звеньях условно-рефлекторной связи.
6. Структура обучения двигательным действиям
I. Этап ознакомления с двигательным действием.
Главной задачей является создание у обучающихся представления, необходимого для правильного выполнения двигательного действия, и побуждение к сознательному и активному овладению действием.
Обучение начинается с формирования представлений о двигательных действиях. В этом процессе условно выделяют три взаимосвязанных звена:
1. Осмысливание задачи обучения;
2. Составление проекта ее решения;
3. Попытка выполнить двигательное действие
II. Этап начального разучивания.
Главная задача этого этапа - обучить основе техники и ведущим движениям, сделав их исполнение стабильным.
Для выполнения подобной задачи необходимо, во-первых, устранить излишнее напряжение при выполнении движений, во-вторых, предупредить возникновение ненужных движений или устранить их, в-третьих, добиться освоения общего ритма двигательного действия.
На данном этапе широко используются все группы методов обучения.
Данный этап обучения завершается освоением основного варианта двигательного действия, выполнение которого характеризуется уже признаками навыка, но еще сохраняется нестабильность под влиянием самых различных факторов, т.е. достигает уровня двигательного умения.
На втором этапе обучения особенно важно предусмотреть предупреждение и исправление двигательных ошибок.
Ошибки классифицируются (по В.В. Белиновичу, 1991):
1. Ошибки в конкретных двигательных действиях и ошибки общие (плохая осанка и др.);
2. Ошибки отдельные и комплексные (появление одной ошибки влечет появление целого комплекса других);
3. Ошибки неавтоматизированные и автоматизированные;
4. Ошибки существенные (грубые) и незначительные (мелкие), т.е. не нарушающие структуру движения;
5. Ошибки типичные (характерные для всех) и нетипичные (индивидуальные).
Зная, какие существуют ошибки, легче понять причины, которые их порождают. Наиболее типичные из них следующие:
1. Неправильное понимание обучающимся задачи обучения.
2. Недостаточная физическая готовность.
3. Неуверенность в своих силах, нерешительность.
4. Отрицательное влияние ранее изученных действий.
5. Несоответствие мест занятий, инвентаря и оборудования.
6. Нарушение требований и организации занятий ведущее, в частности, к преждевременному утомлению.
Для исправления ошибок существуют следующие правила:
1. Ошибка должна быть понята занимающимся;
2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости;
3. Указание учителя об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям ученика в данный момент;
4. При внезапном появлении, исчезнувших ранее ошибок, необходимо использовать те подводящие упражнения, с помощью которых эти ошибки устранялись до этого;
5. Недопустимо показывать совершенные учеником ошибки в утрированном виде.
III.Этап закрепления приобретенного умения.
Главная задача этого этапа - сформировать двигательный навык в основном варианте и создать основу для применения его в различных условиях.
На третьем этапе обучения применяется весь комплекс методов, однако ведущее значение приобретают методы разучивания в целом, а затем - игровой и соревновательный.
В итоге обучения на данном этапе учащийся должен научиться выполнять отдельные движения, входящие в действие, без сосредоточения на них внимания. Возможность подобного исполнения движений объясняется их автоматизацией.
Схематично структуру обучения представил М.М. Боген (1981).
Переход знания в представления, умения, навыки
(по М.М. Богену, 1981)
Список литературы
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культуры. - М.: ФиС, 1991.
2. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988.
3. Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.
4. Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2003.
5. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений. - М.: Просвещение, 1989.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: "Академия", 2003.
|