СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- 1. Анимация как метод и форма социальной активности личности
- 2. Взаимосвязь типологии направлений социальной анимации и образа жизни
- 3. Анимационный спортивно-оздоровительный праздник «Будем спортом заниматься!»
- Выводы
- Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Развитие цивилизации тесно связано с увеличением продолжительности досуга и изменением его содержания. В современ-ном технократическом мире с характерными для него ростом ин-тенсификации труда, ускорением ритма жизни, ухудшением эко-логической обстановки у человека все чаще наблюдаются эмоци-ональные срывы, физические и психические расстройства. Вот почему возрастает значение анимационной деятельности как сферы восстановления и воспроизводства живых (физических и духовных) сил человека, в т.ч. через досуговую занятость. Данная тенденция проявляется все более явно.
Духовно-нравственная и материальная эффективность дея-тельного досуга возможна при соответствующей направленности досуговой работы, высоком уровне мотивации и творческом ее исполнении. Деятельный досуг позволяет оптимизировать реше-ние профессиональных и семейных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешно-му взаимодействию человека с обществом и природой.
Анимация как фактор социальной активности человека выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся прак-тики, требующей профессионально подготовленных специали-стов данного направления общественной деятельности.
1. АНИМАЦИЯ КАК МЕТОД И ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевле-ние), или досуговая, деятельность человека прежде всего связана с рекреацией (от англ, recreation - восстановление сил). В Толко-вом словаре туристских терминов понятие "рекреация" опреде-ляется как "расширенное воспроизводство сил человека (физиче-ских, интеллектуальных и эмоциональных)" [1,188]. Энциклопедия ту-риста определяет рекреацию как "восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятий туризмом" [2,101].
Полноценный отдых действительно играет огромную роль в этом восстановлении, поскольку создает в жизни человека необ-ходимый баланс и гармонию, помогает получить новый заряд энергии. Именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в правильной организации досуга, так как свободное время человека является важнейшей социальной сферой, требующей государственной поддержки. От организации досуга населения зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье.
Анализ оценок экспертов-психологов показывает, что работ-ники, которые хорошо провели отпуск, реже болеют, меньше конфликтуют, обладают большей трудоспособностью и пр. Нес-лучайно в США, Канаде, Японии и других развитых странах поч-ти все ведущие корпорации заботятся об организации полноцен-ного отдыха своих служащих.
При изучении проблемы индустрии отдыха, обменов и пере-движений за рубежом интересно познакомиться с точкой зрения Джона Уокера - автора учебника "Введение в гостеприимство" [3,309], который придает отдыху огромное значение. Джон Уокер квали-фицирует отдых как процесс, направленный на создание среды, способствующей открытию и развитию в себе черт, которые де-лают человека счастливым, и считает, что к выбору вида отдыха нужно подходить с такой же серьезностью, как к любому делу, так как полноценный отдых позволяет повысить качество жизни в целом. В США и многих других развитых странах индустрии от-дыха оказывается мощная правительственная поддержка. День-ги, выделяемые из налоговых средств на отдых и обмены, идут на развитие национальных парков (в США их 367), строительство плавательных бассейнов, стадионов, развлекательных центров и центров семейного отдыха, аттракционов, клубов, а также на ре-ализацию спортивных, развлекательных программ и программ поездок и обменов, для осуществления которых готовят квали-фицированные кадры. Убедиться в этом можно на примере той же Америки. Индустрия отдыха и передвижений окрепла в Америке еще в 20-30-е годы, а, начиная с 50-х годов, в коллед-жах и университетах стали готовить высококвалифицированные управленческие кадры для государственных и коммерче-ских предприятий, организующих досуг.
В Украине в 90-е годы также стала складываться система клуб-ного отдыха и занятий. Существуют городские (профессиональ-ные, элитарные и т.п.) и загородные клубы. Кроме того, созда-ются всевозможные коммерческие и некоммерческие организа-ции, занимающиеся организацией досуга. Причем забота о пол-ноценном отдыхе и передвижениях проявляется в отношении не только работоспособного населения, но и детей, подростков, сту-дентов, а в последние годы большое внимание уделяется разра-ботке программ отдыха и поездок с целью обмена и общения для специализированных групп населения.
Не так давно большинство из нас четко проводило границу между трудом и отдыхом, не заботилось об организации семейно-го досуга, полагаясь на целевую деятельность общественных ин-ститутов, учреждений культуры. Досуг и передвижения (далее - досуг) рассматривались как отдых от работы, средство восстано-вления физических и духовных сил для дальнейшего продуктив-ного профессионального труда.
В книге Р.А. Браймера "Основы управления в индустрии гос-теприимства" находим определение Уобстером понятия отдыха (рекреации): "любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических сил и умственных способностей" [4,23], т.е. практически понятия отдыха, досуга и рекреации не разделя-ются, а являются тождественными.
Думается, что необходимо придерживаться иной точки зре-ния. Для этого познакомимся с понятиями досуга и отдыха, дан-ными в справочных изданиях.
Советский энциклопедический словарь дает такое определе-ние: "Досуг (свободное время) - часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творче-скую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самооб-разование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т. д.); спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми" [5,1180].
Там же находим определение отдыха: "Отдых - состояние по-коя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности" [5,949].
Итак, попытаемся систематизировать данные понятия.
Рекреация - это восстановление сил человека.
Отдых - это средство, с помощью которого происходит вос-становление (рекреация) сил и работоспособности человека (причем наиболее продуктивным отдыхом Медицинская энцик-лопедия называет сон).
Досуг можно определить тоже как средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любитель-ских занятий); т.е. досуг является частью отдыха, поскольку не включает в себя время на сон и другие непреложные затраты, ко-торые мы могли бы назвать отдыхом (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Рекреация
В этой схеме интерес представляет ее ядро - досуг: организованный, деятельный, культурный.
В общепринятом, или бытовом, понимании культура сегодня рассматривается как живой творческий процесс: свободный вы-бор культурных занятий, художественное творчество, приобще-ние к лучшим образцам искусства, самоорганизация досуга и т.д. Происходит переосмысление функций культуры в обществе: те-перь это не идеологическое воспитание и культурное обслужива-ние, а создание условий для развития культуры и человека. Ме-няет свое содержание и культурный досуг, сохраняя и совершен-ствуя сервисную функцию.
Мнение ученых о сущности досуга неоднозначно. Одни счи-тают, что досуг - это время, не занятое работой, свободное для развлечений, личных занятий, хобби и т.д. Другие определяют досуг как социальную организацию свободного времени имен-но в форме досуговых занятий и передвижений. Психологи об-ращают внимание на необходимость специальных досуго-вых потребностей, установок и ценностей. Социологи нередко связывают с досугом ощущение свободы, возможности инди-видуального выбора. В каждой точке зрения есть своя доля истины.
Обратим внимание на одно принципиальное обстоятельство: подавляющее большинство ученых относит досуг к сфере сво-бодного, нерегламентированного поведения человека. С этим можно согласиться, но не полностью, так как такое определение имеет отношение, скорее, к философскому пониманию досуга. Механический перенос его в поле культурно-досуговой практи-ки способствует распространению ошибочных представлений о досуге как балаганном, шутовском типе деятельности. Понима-ние досуга как некоего отстраненного от культуры явления на-носит большой вред обществу. Возможно, поэтому наше обще-ство и культура пребывают сегодня в кризисном состоянии. Культурный досуг является не только средством преодоления подобных представлений, но и формирует в обществе достой-ную среду, конечно, при условии стабилизации социально-эко-номической жизни в стране. Но и элитарные, и доступные для всех слоев населения клубы, центры и турбазы нуждаются в ор-ганизаторах досуга, которые должны уметь общаться с людьми. Подумаем, каким образом в современных социально-экономи-ческих условиях можно научиться организовывать досуговую деятельность.
Есть глубокая потребность в организации качественно ново-го досуга, так как его прежние формы утрачены, а новые не определены. Неслучайно поэтому повсеместное возникновение не-формальных объединений и различных увеселительных заведе-ний с сомнительной репутацией. Развитие массовых форм обще-ния и обменов в туризме могло бы существенно помочь в реше-нии данной проблемы.
Если говорить о приоритетах в организации и содержании до-суга детей и подростков, то, прежде всего, необходимо назвать на-лаживание взаимоотношений семейной и официальной систем воспитания, на стыке которых возможны находки предпочти-тельных вариантов занятости детей и подростков. Здесь происхо-дит интеграция семейных и досуговых форм деятельности, при-общение к ценностям культуры как вечным источникам сохране-ния и развития духовности народа.
Есть много примеров использования различных форм семей-ной художественной, спортивной и туристской деятельности. Трудно переоценить воспитательную значимость сотворчества родителей и детей. Оно укрепляет морально-психологические ус-тои семьи, способствует обогащению эмоционального мира де-тей, формированию их эстетической зрелости.
Исследуя значение организации досуговой деятельности, следует определить само понятие "анимация" и выяснить роль и задачи аниматора.
Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные иг-ры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п. [6,248].
Следовательно, аниматор - спе-циалист, занимающийся разработкой индивидуальных и кол-лективных программ проведения досуга, ориентирующий чело-века в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг.
Полноценным считается так называе-мый культурный досуг, который восстанавливает физические и духовные силы человека. Следует заметить, что, несмотря на то, что понятие это новое, сама индустрия развлечений, имеющая тесную связь с индустрией гостеприимства, берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме.
Современный аниматор прежде всего должен помочь челове-ку сориентироваться в многообразии видов досуга, осуществить интенсивный поиск "досугового дела" с учетом его личностных потребностей.
В задачу аниматора входит умение организовать культурный отдых, который является средством не только избавления от ус-талости, но и нейтрализации негативных воздействий повседневной жизни. При организации такого отдыха необходимо проду-мать программу развлечений, способных отвлечь человека от его повседневных проблем. Отдых, сочетаемый с развлечениями, всегда активен, отличается высоким уровнем эмоциональности и потому дает психологическую разрядку. Важно только пра-вильно его планировать, наполнять яркими зрелищными меро-приятиями, обменами, поездками, походами, соревнованиями, шутками, играми.
В Украине и за рубежом в понятие культурного досуга вкла-дывается разный смысл. В нашей стране традиционно досуг складывался не только как "чистый" отдых, а носил воспита-тельный и познавательный характер. Хочется, чтобы эта тради-ция сохранилась, особенно при организации детского и юношеского досуга.
Таким образом, одна из актуальных проблем, связанная с нравственным оздоровлением общества и его будущим, - поиск оптимальных вариантов, а также определение приоритетов в ор-ганизации и содержании досуга.
Предполагается, что уже в ближайшем будущем станет жиз-ненно необходимым создание специальных анимационных ин-формационно-методических центров по организации деятельно-го досуга, способствующего решению жизненно важных для че-ловека проблем морально-этического, социального и материаль-ного характера.
Для подготовки квалифицированных специалистов в области анимации необходимо использовать уже накопленный опыт, вне-дрять новые достижения.
В 1986 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС выпустил книгу "Принципы планирования отдыха родителей с детьми в туристских хозяйствах", в которой содержатся методи-ческие рекомендации по организации семейного досуга, прежде всего по его планированию, без чего не получится интересной, комплексной программы отдыха.
Программа отдыха - это объединенный общей целью или за-мыслом план проведения туристских, физкультурно-оздорови-тельных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.
Анализ специальной литературы, знакомство с опытом поз-волили выделить два вида программ отдыха.
1. Типовая программа отдыха, которая выступает в качестве целевого показателя, ориентирующего практических работников в организации отдыха туристов, фиксирующего набор и пос-ледовательность занятий во время всего цикла отдыха и в тече-ние дня, обеспечивая при этом получение оздоровительного и воспитательного эффекта.
2. Конкретная программа отдыха, которая соответствует по структуре типовой, но привязана к условиям места отдыха и учи-тывает интересы определенной туристской группы.
Структуру типовой программы отдыха можно представить как совокупность специализированных (по видам деятельности) программ:
* программы последовательных физкультурно-оздоровитель-ных мероприятий, направленной на воспитание ловкости, быст-роты, выносливости и других качеств;
* программы культурно-массовой деятельности, предусмат-ривающей занятия по развитию творческих способностей чело-века (хореографических, вокальных, актерских и др.) и общение в процессе отдыха;
* программы познавательных мероприятий, включающей различные формы познания (экскурсии, лекции, беседы, диспуты и т.п.) и направленной на изучение края, в котором проводится отдых, с целью воспитания патриотизма;
* программы любительской деятельности, предполагающей определенную последовательность в углубленном изучении и ос-воении видов занятий, интересующих участников отдыха.
Целевое мероприятие основной программы (спартакиада, фестиваль и т.п.) определяет набор сопут-ствующих, их взаимосвязанность и последовательность. Практи-ческий опыт показал, что применение научно обоснованных (на базе социологических, педагогических и медицинских исследова-ний) программ в туристских учреждениях повышает удовлетво-ренность туристов досугом, а также усиливает его оздоровитель-ный и воспитательный эффект.
Для соответствующей категории работников туристского уч-реждения типовая программа отдыха может стать также методи-ческим инструментом в комплексном планировании и организа-ции совместного досуга взрослых и детей, например для разра-ботки инструкторами туристских учреждений конкретных программ, в которых учитывается специфика места, времени отды-ха и возраст отдыхающих.
Особое внимание в исследовании уделяется вопросам совер-шенствования оздоровительного режима, понимаемого как опре-деленная совокупность различных видов туристской, физкуль-турно-оздоровительной деятельности и форм их организации, ре-ализуемых в туристских учреждениях с целями повышения оздо-ровительного эффекта отдыха (как взрослых, так и детей), привития туристам навыков оздоровительной деятельности, пригод-ных для самостоятельных занятий.
Большое значение в оздоровительном режиме имеет турист-ская работа как специфический вид деятельности, выделяющей в системе отдыха населения именно туристские комплексы, базы, гостиницы.
Целесообразно обращать больше внимания на организацию игровой деятельности во время отдыха, содействовать широко-му внедрению подвижных игр в воспитательную, оздоровитель-ную и образовательную работу. Подвижные игры имеют боль-шое значение для развития и воспитания целого комплекса физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, гиб-кости, силы). Большинство игр, имея коллективный харак-тер, развивает чувства товарищества, солидарности, ответст-венности, а соблюдение правил игры способствует воспитанию дисциплинированности, выдержки, честности. Детские игры развивают творческое воображение, способность логически мыслить.
Следует также выделить предпочитаемые виды оздорови-тельной деятельности в туристских учреждениях с учетом воз-растных особенностей, примерные программы работы секций по туризму, а также различные туристские соревнования. Совре-менное понятие анимационных программ должно включать не только программы, разрабатываемые для туркомплексов и гос-тиниц, но и групповые и индивидуальные программы, предлагае-мые туроператорами на рынке туристических услуг.
Профессиональное мастерство аниматора характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе со-ставления анимационных программ и их реализации. Под анима-ционным мастерством понимается умение аниматора:
• составлять интересную анимационную программу, соответ-ствующую потребностям и запросам потребителя;
• привлекать внимание к анимационной программе, заинтере-совывать потребителя;
• учитывать возрастные, психологические, этнические, рели-гиозные и другие особенности потребителя и на основе этого обеспечивать индивидуальный дифференцированный подход;
• строить свои взаимоотношения с сотрудниками и потреби-телем на гуманной, демократической основе;
• не теряться в самых трудных и неожиданных ситуациях;
• сочетать теоретическую и практическую деятельность;
• грамотно использовать накопленный в данной сфере опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;
• разнообразить анимационные программы и занятия, избе-гая шаблонности в их организации.
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОЛОГИИ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНИМАЦИИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программное анимационное воздействие на человека во вре-мя его досуга в комплексе решает проблему становления, разви-тия, сохранения и восстановления его здоровья: соматического, физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социальной анимации (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Типология направлений социальной анимации
В каждом из вышеперечисленных типах анимационных про-грамм можно использовать различные формы анимационной де-ятельности (табл. 2.2).
Остановимся подробнее на проблеме физического воспита-ния как одном из направлений социальной анимации. Развитие и укрепление физических ресурсов человека во время досуга явля-ется незаменимой составной частью развития личности.
Целями физического воспитания подростков при реализации анимационных программ должны быть:
а) гармоническое физическое и функциональное развитие;
б) совершенствование и углубление основных двигательных умений и навыков;
в) укрепление и расширение знаний по вопросам физической культуры;
г) выработка и укрепление положительного отношения к фи-зической культуре через укрепление навыков к регулярной дви-гательной деятельности, дифференцирование спортивных инте-ресов с тем, чтобы они стали составной частью повседневного образа жизни;
д) укрепление мировоззренческих взглядов подростков; раз-витие вкуса к двигательной деятельности, красоте движений; раз-витие творческих способностей;
е) закаливание организма, укрепление гигиенических навы-ков здорового образа жизни; разъяснение подросткам вредности курения, использования наркотиков и употребления спиртных напитков.
Таблица 2.2
Типология анимационных занятий
В частности, процесс физического воспитания подростков во время школьных каникул (например, в туркомплексах) должен быть неразрывно связан с основами физического воспитания в школе. При этом подростки совершенствуют свои умения и на-выки путем укрепления здоровья, развития физических способ-ностей и формирования положительных качеств. Такое воспита-ние дает подросткам знания, выбранные из богатой истории физической культуры и других областей общественного сознания и практики, которые максимально эффективны с точки зрения це-лей физического воспитания, соответствуют способностям и уже накопленному опыту подростков, реальным условиям обучения в школе и возможностям использования эффективных методов и форм обучения.
3. АНИМАЦИОННЫЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «БУДЕМ СПОРТОМ ЗАНИМАТЬСЯ!»
Цель физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!».
Основной целью спортивный детского физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!» является - развитие у детей скорости, гибкости, ловкости, равновесия, реакции, глазомера, координации движения, чувства ритма, слухового восприятия. Организованный спортивный праздник представляет собой один из этапов воспитания у ребенка самостоятельности, смелости, напористости, силы воли, терпения, внимательности, спортивного уважения и дружественности к сопернику, чувства коллективизма (игра в команде на один результат).
Время проведения: июль, август.
Место проведения: проводится на лесной полянке, в лесопарке, детской спортивной площадке, стадионе, который украшен разноцветными флажками, воздушными шарами, спортивной символикой. На лавочках сидят зрители, гости.
Количество участников: от шестнадцати до тридцать двух человек дошкольного возраста (4,5 - 5,5 лет).
Ведущий - физкультурный инструктор, форма одежды - спортивная.
Музыкальное сопровождение обеспечивает музыкальный руководитель: баян, фортепиано (в музыкальном зале), а также музыкальный центр, магнитофон и т.п.
Сценарий физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!»
Открытие спортивного праздника
Под звуки торжественного марша ( «Физкульт-Ура!» музыка Ю. Чичикова) участники спортивного праздника обходят поляну (площадку) и выстраиваются в шеренгу (см. рис. 3.1).
Дети одеты в летней физкультурной форме или спортивных костюмах, в руках флажки.
Рисунок 3.1. Схема построения
ВЕДУЩИЙ: Начинаем наш летний физкультурный праздник. Давайте превратим эту зеленую полянку в наш веселый стадион «Поиграй-ка!». Я просчитаю до трех, вы все громко скажите: «Поиграй-ка!» (ведущая отмахивает рукой каждый счет, чтобы дети сказали вместе).
Лету, лету красному,
Небу, небу ясному
Солнышку, что всех ребят
Превращает в шоколад,
Крикнем громко, детвора
Наш физкульт...
(Н. Ермак)
ДЕТИ: ...Ура!
Игра с перестроениями в три звена
ВЕДУЩИЙ: Вот первое задание: «По нашему лесному стадиону друг за другом шагом марш!»
Дети обходят поляну один раз, после чего следует команда Ведущего.
ВЕДУЩИЙ: Через середину тройками марш! Дети выстраиваются в три звена (рис.3.2.)
Рисунок 3.2 Схема построения в три звена
ВЕДУЩИЙ: Запомните свои места в звеньях и своих звеньевых. Сейчас под музыку пойдете по поляне (стадиону) врассыпную (рис.3.3), а когда смолкнет музыка, нужно быстро встать на свои места. Посмотрим - чье звено быстрее построится.
Звучит быстрая энергичная мелодия ().
Рисунок 3.3. Перемещение детей в рассыпную.
Музыка резко прерывается и дети быстро занимают свои исходные места в трех звеньях (рис.3.2). Игра «Чье звено быстрее построится» повторяется три раза, при этом ходьбу изменяют на подскоки, затем на легкий бег при соответственном музыкальном сопровождении.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, все умеют быстро и правильно находить свое место, но лучше всех выполнило это задание первое (второе, третье) звено... Поэтому сейчас мы поиграем в игру, которую назовут ребята этого звена.
Два-три раза проигрывается игра, предложенная детьми.
Упражнения «Флажки»
Ведущая приглашает детей исполнить ранее изученную песню и упражнения «флажки» (песня «Флажки», музыка Ю.Чичикова, слова З. Петровой):
1. Мы с яркими флажками
Идем на праздник наш.
Шагает вместе с нами
Веселый звонкий марш!
Припев: Раз, два! Раз, два!
Всех зовем с собой.
Раз, два! Раз, два!
Песню с нами пой!
2. Нам солнышко сияет
И смотрит на флажки,
Как будто зажигает
Цветные огоньки.
Припев: Раз, два! Раз, два!
Всех зовем с собой.
Раз, два! Раз, два!
Песню с нами пой!
Упражнения (все участники держат в руках флажки):
Вступление: дети строятся в четыре колонны лицом к зрителям. Руки с флажками опущены вниз.
Такт 1: Взмахом отводят правую руку в сторону.
Такт 2: Взмахом отводят левую руку.
Такт 3: Поднимают вверх обе руки.
Такт 4: Опускают руки вниз.
Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов.
Такты 9-16: Маршируют на месте.
Такт 1: Слегка ударяют палочками флажков о поднятое вверх колено правой ноги (флажки ставят вертикально).
Такт 2: Возвращаются в исходное положение.
Такт 3: Слегка ударяют палочками флажков о поднятое вверх колено левой ноги (флажки ставят вертикально).
Такт 4: Возвращаются в исходное положение.
Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов.
Такты 9-16: Маршируют на месте.
Такт 1: Взмахом отводят правую руку в сторону.
Такт 2: Взмахом отводят левую руку.
Такт 3: Поднимают обе руки вверх.
Такт 4: Опускают руки вниз.
Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов.
Такты 9-15: Маршируют на месте.
Такты 16: Останавливаются и поднимают флажки вверх.
Игра «Кто скорее повяжет платок»
На поляну (стадион) выносится картонный шкаф-телевизор.
ВЕДУЩИЙ: Вот так телевизор! В нем вы увидите тех, кто победит в наших соревнованиях. «Кто скорее повяжет платок» - так называется первое соревнование. Надо добежать до платка, взять его и повязать на голову. Кто хочет показать свою ловкость?
Играют по двое детей, игра повторяется три раза. Каждый победитель в платочке показывается по телевизору под аплодисменты зрителей. Команду: «Раз, два, три - беги!» - подают все дети с ведущим. Во время движения соревнующихся детей звучит быстрая, энергичная музыка ().
Схема передвижения детей в игре «Кто скорее повяжет платок» представлена на рис. 3.4.
Рисунок 3.4. Схема передвижения в игре «Кто скорее повяжет платок»
Игра «Добеги до флажка»
Второе соревнование заключается в том, чтобы скорее добежать до флажка, пролезая через обручи (выкладываются обручи по три в ряд).
Ведущий показывает, что надо делать. Играют по двое человек, которые начинают бег по общей команде: «Раз, два, три - беги!». Во время движения соревнующихся детей звучит быстрая, энергичная музыка (). Игра повторяется два-три раза.
Победители показываются по телевизору. Схема передвижения детей в игре с обручами представлена на рис.3.5.
Рисунок 3.5. Схема передвижения в игре с обручами
«Медведь» - физкультурник
Из-за кустов появляется фигура в балахоне.
ВЕДУЩИЙ: Кто это? Кто в гости к нам пришел?
Грубый голос из-под балахона: Угадайте!
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи? (А. Пассова)
ДЕТИ: Медведь!!!
После отгадки ведущий снимает с фигуры балахон, под ним показывается медведь (кто-нибудь из взрослых в костюме медведя).
ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, мишка-медведь! Будь гостем на нашем физкультурном празднике. Очень нам понравилась твоя загадка. Ты, наверное, и играть умеешь?
МЕДВЕДЬ: (хвастливо) А как же, конечно, умею. Я хороший физкультурник: и бегать умею - кого хочешь догоню, и на дерево залезу, и кувыркаться могу, и по-медвежьи ходить... ВЕДУЩИЙ: Ну-ка, покажи нам свои уменья.
Медведь под музыку кувыркается, ходит на четвереньках, пытается поймать ведущего.
ВЕДУЩИЙ: Молодец, Мишка, хороший ты физкультурник, похлопаем ему
дети. Дети аплодируют, а медведь раскланивается.
Игра «Медведь и пчелы».
ВЕДУЩИЙ: А теперь мы тебе загадку загадаем. Если отгадаешь, значит узнаешь, в какую игру приглашают тебя ребята поиграть.
Пчелы гоняться за Мишкой,
Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Уходи своей дорогой!
Мишка мчится полным ходом,
Не полакомился медом,
Вместо меда будут шишки,
На носу воришки-мишки.
МЕДВЕДЬ: (смущенно) Нет не знаю такой игры.
ВЕДУЩИЙ: Подскажите, дети, Мишке, как называется эта игра.
ДЕТИ: «Медведь и пчелы»!
МЕДВЕДЬ: Ох-ох!
ВЕДУЩИЙ: Вот здесь, Мишка, твой дом, у пенька. А там (показывает) пчелы живут. Не лезь в улья, когда там пчелы, а когда они улетят на луг, попробуй достать мед, только быстро убегай, когда я крикну: «Пчелы!». Понял?
Проводится два раза «Медведь и пчелы». Последний раз медведь (охая) убегает в кусты.
Упражнение «Обручи»
Ведущая приглашает детей исполнить ранее изученную песню и упражнения «обручи» ( песня «Обручи», музыка Ю.Чичикова, слова 3. Петровой):
1. Для занятий, как известно,
Обруч нам необходим.
И красиво, и полезно
Упражненья делать с ним.
Припев: Катится обруч вокруг
Обруч - веселый помощник и друг.
2. Хочешь красный, хочешь белый.
Хочешь синий выбирай.
Вместе с нами, вместе с нами
Все движенья повторяй.
Припев: Катится обруч вокруг
Обруч - веселый помощник и друг.
Упражнения (все участники 8 девочек и 8 мальчиков - держат в руках обруч):
Вступление: дети выбегают на середину поляны (площадки) и строятся в четыре колонны лицом к зрителям. Исходное положение: пятки вместе, ноги врозь. Руки согнуты в локтях. Обруч прижат к груди. Схема построения приведена на рис. 3.6
Рисунок 3.6. Схема исходного построения упражнения «Обручи».
Такты 1 - 2: Делают полуприседание, вытягивая руки с обручем вперед.
Такты 3-4: Выпрямляются.
Такты 5-8: Повторяют движения 1- 2 тактов.
Такты 9-10: Двумя руками поднимают обруч вперед-вверх, одновременно отставляя правую ногу назад, на носок (прогибание).
Такты 11-12: Возвращаются в исходное положение.
Такты 13 - 14: Повторяют движения 9 - 10 тактов.
Такты 15-16: Возвращаются в исходное положение.
Такты 17 - 32: Дети легко бегут вправо, перестраиваясь в четыре круга (рис.3.7).
Такты 1-16: Движения первых 16 тактов повторяются в четырех кругах Такты 17-36: Дети легко бегут вправо, перестраиваясь в один большой круг. Такты 1-16: Движения первых 16 тактов повторяются в большом кругу.
Такты 17-31: Девочки бегут к центру и становятся в круг (спиной).
Мальчики подбегают к ним, образуя внешний круг (рис. 3.8)
Рисунок 3.7. Схема перестроения в четыре круга упражнения «Обручи».
Рисунок 3.8. Схема перестроения в два круга упражнения «Обручи».
Такты 32 - 34: Девочки понимают обручи вверх (вертикально), мальчики на правое колено и также поднимают обручи вверх.
Зарядка «Доктора Айболита»
По лесной дороге на велосипеде едет доктор Айболит. Он напевает свою песенку (отрывки из песни Айболита, сл. Чуковского, муз. Богуславской).
АЙБОЛИТ: Приходи ко мне лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок,
И зайчишка и щенок.
Я вправил ловко плечико
Зеленому кузнечику,
Я вылечил животики
Несчастным бегемотикам.
У кого болит, от чего болит,
Почему болит и давно ль болит -
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Я не даром, я не даром
Добрый доктор Айболит.
Подъехав, ставит у дерева велосипед (спрашивая):
Я приехал к Пете,
Я приехал к Коле,
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен? (В. Маяковский)
ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, добрый доктор Айболит! Спасибо тебе за заботу. Но у нас нет больных.
АЙБОЛИТ: Не может быть.
ВЕДУЩИЙ (к детям): Ребята, разве кто-нибудь у вас болен? АЙБОЛИТ: Я должен это проверить.
Доктор Айболит раскрывает свой медицинский саквояж, раскладывает лекарства, начинает «обход».
АЙБОЛИТ: Сейчас погляжу из очков на кончики язычков...
У кого болит живот?...
А есть ли у вас девочки чумазые?...
А кто мыла боится?...
А уколов боитесь?... Ах, какие смелые!
Посмотрите все на меня, сейчас я узнаю, кто не любит зарядку делать?
ВЕДУЩИЙ: Доктор, зарядку все наши ребята каждый день делают, любят ее.
Ребята, давайте скажем доктору Айболиту, как мы любим зарядку. Дети вместе с ведущим: Мы зарядку любим очень
Каждый быть здоровым хочет! (слова знакомы детям из утренней гимнастики).
АЙБОЛИТ: Очень, очень хорошо. Но я сам хочу это видеть! Быстро встаньте!
Приседайте! Потянитесь! Наклонитесь! Раз, два, три, четыре, выше ноги, грудь вперед!...
Все дышите!
Не дышите!
Все в порядке.
Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно!
Опустите!
Наклонитесь!
Разогнитесь!
Встаньте прямо!
Улыбнитесь!
Айболит показывает три-четыре упражнения, дети повторяют.
АЙБОЛИТ (ведущей):
Да, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов!
АЙБОЛИТ (детям): Молодцы ребята! Теперь я знаю, что все вы здоровы, физкультуру любите, а солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! Значит, я могу спокойно ехать в свою лесную больницу!
Из-за деревьев (охая) выходит медведь с перевязанной щекой.
АЙБОЛИТ: О-о! А вот и больной... Что с тобою, мишка-медведь?
МЕДВЕДЬ: Меня пчелы покусали. Ой-ой-ой!...
АЙБОЛИТ: А-а-а, ты наверное в улей за медом лазил?
МЕДВЕДЬ (не решительно): Н-нет... (а головой делает утвердительный жест, продолжая охать).
АЙБОЛИТ: Ну, значит, сам виноват. Дай я тебе укол сделаю и все пройдет.
МЕДВЕДЬ (испуганно): Укол?
АЙБОЛИТ: Ну, да. Чего же ты испугался? Садись на пенек.
Медведь усаживается на пенек, испуганно озираясь, продолжая охать, теперь уже от страха перед уколом. Айболит, проделав соответствующее предложение, подходит к нему с ватой. Медведь испуганно вскакивает.
АЙБОЛИТ: Как тебе не стыдно, такой большой, а боишься. Никто из наших ребят (жест в сторону детей) не боится уколов. Верно, ребята? Ну, вот, слыхал? Садись...
Медведь садится, испуганно оглядываясь.
АЙБОЛИТ: Ой, какой ты не неспокойный! Придется тебя привязывать, а то ты мне иголку сломаешь. Айболит берет веревку и привязывает медведя к бутафорному дереву или к табуретке, на которой сидит медведь.
АЙБОЛИТ: Ну, вот. Сейчас ты будешь здоров!
Айболит берет шприц, поворачивается к медведю, а тот с громким ревом вместе с привязанным к нему деревом убегает в лес...
«Веселый» футбол
АЙБОЛИТ (вслед медведю): Постой, куда же ты?... Не убегай, на тебе витамин!
АЙБОЛИТ (к детям): Не захотел витамина. Хотите, дети, я угощу вас? Только витамин мой не простой, а волшебный.
Знаю я секрет один
Есть волшебный витамин,
Не едят его, не пьют,
А ногами сильно бьют.
Тот, кто ловким хочет быть,
Будет с ним всегда дружить.
Все, кто смелым хочет стать,
Выходи со мной играть!
(С. Гомозова)
Айболит достает из саквояжа мяч и делает первым по нему удар. Дети 1-2 минуты гоняют по поляне (стадиону, спортивной площадке) мяч.
Улучив момент, Айболит сильным ударом посылает мяч в кусты. Дети бегут за мячом, но из кустов навстречу вываливается арбуз.
АЙБОЛИТ: Что такое приключилось?
Что с мячом моим случилось?
Был он толстым и пузатым,
Но совсем не полосатым!
Превратился он в арбуз!
Что, попробуем на вкус?
(С. Гомозова)
Дети моют руки, Айболит - арбуз, который потом торжественно разрезается на блюдце под аплодисменты участников праздника. Если используется настоящий арбуз, он должен быть довольно большой, чтоб угощенья хватило на всех, в противном случае необходимо иметь несколько арбузов.
Если арбуз бутафорский, Айболит берет его в руки, осматривает и слушает ухом, затем говорит:
А арбуз-то не простой,
И внутри он непустой...
И стучит он и звенит...
Посмотреть, что в нем лежит?
В арбузе могут находиться небольшие памятные сувениры для всех участников детского спортивного праздника.
Закрытие детского спортивного праздника
Ведущий благодарит всех участников детского спортивного праздника «Будем спортом заниматься!», а также зрителей и гостей за теплую поддержку соревнующихся, затем объявляет о закрытии мероприятия. Звучат аплодисменты.
Под звуки торжественного марша () дети покидают зал.
Оборудование и спортивный инвентарь для проведения детского физкультурного праздника
a) Спортивный инвентарь:
флажки, обручи, мяч, велосипед, платки. Подразумевается, что весь спортивный инвентарь для проведения праздника уже имеется в фонде детского учреждения или же приобретается за счет средств детского учреждения, спонсоров, родительского комитета (ответственный - председатель родительского комитета).
б) Музыкальное сопровождение обеспечивает музыкальный руководитель:
баян, фортепиано (в музыкальном зале), а также музыкальный центр, магнитофон и т.п.
в) Костюмы: костюм и театральная маска «Медведя» - из фонда костюмерной детского учреждения или же берется в аренду (на прокат) в «Театре юного зрителя», «Доме детского творчества» и т.п.;
г) костюм «Доктора «Айболита» - белый медицинский халат, колпак, медицинский саквояж, медицинский инструмент, медицинский инвентарь и принадлежности - из медицинского пункта детского учреждения; очки, парик, накладная борода (или маска) - из фонда костюмерной данного детского учреждения.
д) Дополнительные реквизиты и принадлежности: веревка, тарелка (поднос), нож, табурет, лавочки для гостей и зрителей.
е) Изготавливаемые принадлежности и оборудование: арбуз бутафорский, картонный шкаф-телевизор, украшение спортивной площадки (рисунки и плакаты со спортивной символикой) - изготовление производится силами родительского комитета по заказу организаторов спортивного праздника.
ж) Подарки: (небольшие памятные подарки для участников детского спортивного праздника), три настоящих арбуза, воздушные шары.
Смета расходов
Смета затрат на проведение физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!» приведена в табл. 3.1. и составляет 874,68 грн. с учетом НДС. При составлении сметы затрат условно принято, что в проведении мероприятия участвует 32 ребенка.
Источником финансирования могут являться:
* фонд детского учреждения;
* фонд родительского комитета;
* спонсоры.
Таблица 3.1.
Смета затрат на проведение физкультурного праздника
|
№ п/п
|
Наименование
|
Единица измерения
|
Количество
|
Цена за ед.,
грн
|
Сумма грн. без НДС
|
|
1
|
Подарки
|
шт.
|
32
|
10,00
|
320,00
|
|
2
|
Арбуз
|
кг
|
15
|
1,50
|
22,50
|
|
3
|
Картон
|
набор
|
10
|
5,20
|
52,00
|
|
4
|
Клей
|
банка
|
2
|
3,10
|
6,20
|
|
5
|
Краски
|
набор
|
2
|
4,80
|
9,60
|
|
6
|
Ножницы
|
шт.
|
1
|
7,00
|
7,00
|
|
7
|
Воздушные шары
|
шт.
|
50
|
0,50
|
25,00
|
|
8
|
Ватман формат А1
|
лист
|
10
|
5,00
|
50,00
|
|
9
|
Флажки
|
шт.
|
32
|
3,20
|
102,40
|
|
10
|
Обручи
|
шт.
|
16
|
6,80
|
108,80
|
|
11
|
Мяч
|
шт.
|
1
|
10,50
|
10,50
|
|
12
|
Платки
|
шт.
|
2
|
1,20
|
2,40
|
|
13
|
Аренда костюма «Медведь» </ ...........
|
Страницы: [1] | 2 |
|