детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указы-вает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству -- величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может сущест-венно различаться. В теории образования возникают две глобальные, вырастающие из одного корня, задачи:
разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей;
разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования.
Если эти практические задачи рассмотреть на уровне теории, то ста-новится очевидным, что каждая из них требует решения четырех, относительно самостоятельных проблем:
определение концепции одаренности;
разработки, на этой основе, проблемы диагностики одаренности;
определение оснований для построения прогнозирования развития;
создание системы развития детской одаренности в сфере образования.
Несложно заметить, что каждая последующая проблема не может быть решена без предыдущей. Поэтому большая часть исследователей трактует взаимную связь между ними, так как это представлено на рис.2. [14] Эту модель можно считать традиционной как для зарубежной, так и для отечественной психологии.
Рис.1 Традиционная модель процесса развития детской одаренности в образовательной среде.
Одарённость даёт достаточное представление о характере взаимодействия и соотношения внешних и внутренних факторов в становлении одаренности как динамической характеристики.
Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен к какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе - большая редкость. Как ветви на дереве питаются от единого общего корня и растут от единого общего ствола, частные способности (способности к какому-то одному или нескольким видам деятельности) могут существовать только при наличии «корня» (в данном случае это генотип) и «ствола» (одаренности). Рис. 3. [14]. Одаренность представлена в виде вертикальной оси, пронизывающей условно выделенные уровни. Она зависит, прежде всего, от:
· Наследственности (хотя не всегда)
· Далее многое зависит от наличия способности, их качества и мотивации.
· Немаловажным фактором является умственное, психологическое и физическое развитие.
· В конечном итоге многое решает социальная среда, школа, семья и сверстники.
Рис.2 Соотношения и взаимосвязи внешних и внутренних факторов одаренности.
Важной особенностью современного понимания одаренности, является её динамичность, которая постоянно развивается.
Одаренная личность характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности, вне зависимости от предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), лежат мотивы, интересы, потребности, непосредственно связанные с содержанием деятельности. При этом они занимают доминирующее положение.
В последнее время многие исследователи склоняются к точке зрения, что ключевой харак-теристикой личностного потенциала (одаренности) являются не интеллект или креативность и даже не их особое сочетание, а мотивация. Это означает, что развитие одаренности во многом зависит от учителя.
Ряд исследований свидетельствует о том, что люди, изначально менее способные по уровню развития интеллекта и креативности, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные (Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская и др.).
Равные окружности (на каждом уровне) характерны лишь для представленного на данной схеме теоретически существующего идеала. В этом смысле данная модель может быть названа идеальной. Но при построении модели одаренности конкретного ребенка (что также можно сделать на основе идеальной модели) представляющие различные сферы окружности будут, естественно, не равны.
Проиллюстрировать это можно простым примером. Рассматривая одаренность на уровне фенотипа, т.е. приобретенных качеств, многие исследователи отмечали несбалансированность развития в качестве одного из основных свойств одаренных детей. Так, опережение, достигнутое в когнитивной сфере, вполне может сочетаться с близким к норме или даже заниженным физическим развитием или социальным развитием. Возможна также и обратная ситуация: в этом случае применительно к конкретному ребенку диаметр этих окружностей (эллипсов) будет различным.
Влияние микросреды (социально-педагогический уровень) на различных детей также не однородно. Так, психогенетические исследования свидетельствуют о том, что на развитие разных качеств различные факторы влияют по-разному. Например, развитие интеллекта, в первую очередь, зависит не от условий школьного обучения (как это принято считать в отечественной традиции), а от внутрисемейной среды.
«Креативность, - пишет П. Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» [22].
Гибкость представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто далеким по содержанию. Противоположное качество назы-вают инертностью мышления.
Оригинальность - один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных [23].
Далее интеллект. Он рассматривается как способность к выполнению сложных мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, классификация, категоризация и др.
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что с любым ребёнком можно работать, развивая лучшие его качества.
Определяющим н ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | [4] | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|