лен глухим дентальным. Таким образом, можно сказать, что с фонологической точки зрения смычность нейтрализовалась перед смычным дентальным. В описанных выше группах «щелевой+смычный» и «смычный+смычный», которые были свойственны индоевропейским негерманским языкам, в германских языках оказалась возможной только одна структура -«щелевой+смычный», и те группы, которые имели иную структуру, изменились соответствующим образом.
Так, готск. nahts, д.а. nieht «ночь», лат. nox, noctis.
Датировка первого передвижения согласных представляет значительные трудности. Несомненно лишь то, что оно относится к эпохе племенной общности древних германцев и прошло задолго до возникновения письменности, но не позднее, чем в первом веке нашей эры.
В эпоху первого передвижения согласных группы со структурой «смычный+смычный» были невозможны в германских языках: первый смычный переходил в щелевой. Эта нейтрализация смычности в позиции перед смычным дентальным создала модель, получившую распространение в германских языках эпохи германской общности. Суффиксы, как словоизменительные, так и словообразовательные, часто начинались на глухой дентальный смычный /t/; при прибавлении такого суффикса к основе, в исходе которой был глухой смычный, наступала вышеописанная нейтрализация: смычный исхода основы переходил в щелевой того же места артикуляции. Например, в глаголе sokjan «искать» корень sok- (он являлся здесь и основой) оканчивался на смычный; при прибавлении дентального суффикса прошедшего времени фонема /k/ перешла в /?/: sokte -д.а. sohte (so:?te) -совр. seek -sought. Эта модель была настолько распространенной, что даже там, где дентальный суффикс был звонким, он сам оглушался в группах этого типа, сохраняя смычность.
Группы «дентальный+дентальный» в индоевропейских языках обычно переходили в /ss/; однако, хотя этот тип представлен в германских языках (witan «знать», wit+de=wisse), превалирующим оказался более поздний тип по модели «щелевой+смычный»: motan «мочь» -прош.вр. mot+de=moste (совр. must); witan наряду с формой wisse имело форму wiste.
В дальнейшем позиция перед дентальным перестала действовать нейтрализующим образом на смычные. Еще до периода письменности, но, по-видимому, после умлаута дентальный суффикс мог присоединяться к смычному без изменения состава группы: cepan «хранить» -пр.вр. cepte. В древнеанглийском это было возможно только на стыке двух морфем; в среднеанглийском же и позже, благодаря притоку романских слов, эти группы оказались возможными и в таких основах, которые в английском были одноморфемными: strict, aspect.
В языках западногерманской группы фонема /j/ в позиции после одиночного согласного ассимилировалась с этим согласным. Ассимиляция реализовалась как геминация (удвоение) согласного и выпадение фонемы /j/. Тем самым в западногерманской группе возникли долгие согласные и, следовательно, противопоставление согласных по количеству (долготе и краткости). Долгие смычные отличались, очевидно, тем, что момент эксплозии наступал в них позднее, чем у кратких (ср. русское подать и поддать).
Геминация не наступала, если предшествующий гласный был долгим.
Примеры: готск. saljan «приносить в жертву» -д.а. sellan «давать», «продавать». Но: готск. domjan «судить» -д.а. deman. Фонема /r/-единственная согласная фонема, которая не подвергалась удоинению: готск. arjan «пахать» -д.а. erian, лат.aro. Не удлинялась фонема /r/ и в том случае, когда она была результатом ротацизма: готск. nasjan «спасать» -д.а. nerian.
В древнеанглийском существовали сонанты /r/, /l/, /m/ и /n/. Они были позиционно свободны. Следует особо остановиться на возможной для сонантов позиции после /h/ в начале слова: hringan «звонить». Существует мнение, что это написание указывает на существование в древнеанглийском глухих сонантов и, следовательно, на противопоставление по голосу в подсистеме сонантов. Вопрос этот остается открытым.
Геминированные сонанты, как и все геминаты, могли стоять только интервокально: tellan «рассказать», swimman «плавать»; поздняя геминация встречается у /r/: steorra «звезда».
Так же как и согласные, германские гласные в процессе выделения и обособления германской группы языков отразили индоевропейскую систему гласных в модифицированном виде и образовали особую систему. Свойственное индоевропейским языкам различение количества, т.е. долготы и краткости гласных, сохранилось в германской системе. Качество же гласных, как будет видно ниже, изменилось в ряде случаев.
Древнеанглийские гласные различались 1)по месту артикуляции, т.е. по принадлежности к переднему, среднему или заднему ряду, 2)по степени подъема и 3)по долготе и краткости. Древнеанглийский вокализм включал монофтонги и дифтонги.
Система монофтонгов состояла из равного числа кратких и долгих гласных: каждому краткому соответствовал долгий и наоборот.
Систему монофтонгов можно представить следующим образом:
i: i y: y u: u e: e o: o a: a
Примеры: is «есть», совр. is; risan «подниматься», совр. rise; talu «рассказ», совр. tale.
Дифтонги также были долгими и краткими:
ie: ie eo: eo ea: ea
Примеры: уэсс. eald «старый», совр.old; ieldra «старейший», совр.elder.
Древнеанглийский вокализм сложился не сразу; он включает как исконно германские гласные, так и гласные, подвергшиеся комбинаторным изменениям (т.е. изменения под влиянием окружающих фонем) уже на английской почве.
Древнеанглийские гласные в основном общегерманского происхождения и имеют регулярные соответствия в других германских языках:
Краткие
|
Д.а. Готск. Дрвн.
/i/ /i/ /i/
fisc «рыба» fisc ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | [4] | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
Портфель:
Выбранных работ
На данный момент в нашей базе:
Рефераты: 23980
Курсовые работы: 21533
Доклады: 1070
Шпаргалки: 571
Дипломные работы: 5897
Учебные пособия: 529
Статьи: 854
Контрольные работы: 9919
Книги: 207
Практические работы: 370
Аттестационные работы: 98
Тесты: 73
Лекции: 876
Творческие работы: 292
Научные работы: 271
Отчеты по практике: 716
Авторефераты: 867
Презентации: 340
Биографии: 50
Монографии: 38
Методички: 633
Курсы лекций: 509
Лабораторные работы: 508
Задачи: 107
Бизнес Планы: 153
Диссертации: 83
Разработки уроков: 24
Конспекты уроков: 41
Магистерские работы: 54
Конспекты произведений: 27
Анализы учебных пособий: 8
Краткие изложения: 59
Материалы конференций: 15
Сочинения: 122
Эссе: 99
Анализы книг: 30
Топики: 74
Тезисы: 10
Истории болезней: 344
Всего работ: 71451
Рубрики по алфавиту:
|