1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку
1.1.Работа над лексикой
1.2.Методическая типология лексического материала
1.3.Характеристика лексических навыков
1.4.Лексический минимум для средней школы
2.Анализ учебника 10-11 класса (на степень представленности в нём упражнений по предъявлению и закреплению лексики
2.1. Новое в обучении лексическому аспекту языка
Заключение
Список использованной литературы
Список источников примеров
Введение
Тема данной дипломной работы - «Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку». Эта работа написана в русле такой науки как методика преподавания иностранных языков.
Основная цель данного исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту немецкого языка.
Цель обусловила следующие основные задачи дипломной работы:
- рассмотрение места и специфики лексических навыков
- анализ учебника для старшей ступени
Актуальность данной дипломной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, а лексика, как известно, это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.
До недавнего времени лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, затем синтаксис. Что касается лексики, то и здесь главное внимание уделялось только словообразованию. Проблема соотношения лексики, грамматики и фонетики при обучении языку очень важна. До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от неё. Одним из главных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений. Вопросам обучения лексике уделяется довольно большое внимание.
(Миролюбова А.А. 1967:105)
Материалом для написания дипломной работы мне послужили труды Бим И.Л., Миролюбовой А.А., Пассова Е.И., Бермана И.М., Шатилова С.Ф. и журнал «Иностранные языки в школе».
Материалом для анализа послужил учебник «Немецкий язык, контакты» Ворониной Г.И. и Карелиной И.В., по которому я проводил занятия немецкого языка в школе-лицее №7 во время педагогической практики.
Теоретическая значимость работы заключается в определении специфики операционных лексических навыков и места лексики в обучении устно-речевому общению.
Практическая же значимость состоит в том, что мною были проанализированы упражнения по обучению лексике, чтобы затем можно было бы практически применить их на занятиях немецкого языка в школе.
Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». По образному выражению Л.В. Щербы, лексика - это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика - совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда).
Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:
1)слова; 2)устойчивые словосочетания; 3)клишированные обороты (выражения)
Лексические единицы обладают своей спецификой и можно выделить 4 особенности лексических единиц:
1) под формой слова следует прежде всего понимать его звуковую оболочку, воспринимаемую на слух. В обучении лексике следует учитывать особенности произношения и написания изучаемых лексических единиц
2) Содержательную сторону слова образует его значение
3) Употребление слова связано с его грамматическим оформлением, благодаря которому оно образует различные словоформы
4) Помимо собственных «внутренних» свойств, слову присущи особые «внешние» свойства - способность к сочетаемости с другими словами, благодаря чему образуются словосочетания.
(Берман И.М., 1986:156)
Следует сказать, что обучать лексике - значит обучать слову. «Слово - это «кирпичик» при строительстве здания, где здание - язык, а строительство - изучение.» (Като Ломб, 1993:12)
А что значит овладеть словом? Это значит овладеть его значением, формой и употреблением, словообразованием, словоизменением. Графически это можно представить так:
Слово = значение + форма (звуковая,графическая) + употребление (словоизменение, словосочетание)
(Бим И.Л., 1988:164)
Из вышесказанного следует сделать вывод, что обучая лексике, мы обучаем языку. А обучение языку - главная задача методики преподавания иностранного языка.
Данная дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и библиогр ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|