8
ВВЕДЕНИЕ
В литературе воплощается не только и не столько рациональное, сколько художественное и эстетическое познание действительности. От того, как и в какой форме материализуется содержание, зависит эстетическая ценность произведения и уровень эмоционально-экспрессивного воздействия на читателя. В художественных текстах используются единицы и средства всех стилей, но все эти стилевые элементы включаются в особую литературную систему и приобретают новую, эстетическую функцию. При переводе постоянно возникают потери, искажение или добавление информации, что обусловлено различиями между языками.
Эллиптические предложения и конструкции употребляются не только в диалоге, диалогическом единстве, они могут встречаться и в описаниях-ремарках к пьесам, в сложных предложениях, а также в заголовках газет. Изучение особенностей уже изданных переводов художественных текстов могут лечь в основу усовершенствования самой технологии перевода, именно в этом и заключается практическая значимость данной темы.
Цель данной работы заключается в изучении приемов перевода эллиптических конструкций на основе романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие эллипсиса и виды эллиптических конструкций;
2. Изучить приемы перевода эллиптических конструкций
3. Произвести анализ перевода эллиптических конструкций на материале романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- анализ, интерпретация и компиляция материалов по теории и практике перевода из различных источников;
- сопоставительный анализ текста оригинала и текста перевода романа «Над пропастью во ржи» на русский язык.
Глава I. Эллиптические конструкции и приемы их перевода.
Главная сфера употребления эллиптических конструкций - диалог: именно в репликах диалога часть предложения как правило опускается, так как либо она уже ясна из предшествующей реплики, принадлежащей собеседнику; либо в том случае, когда часть предложения можно легко опустить, если она не является существенно важной.
Пример:
- And by the way, before I forget it, I hope youll come to supper to-night -- here. Will you? After the opera. (Второе предложение значит: «Will you come to supper tonight?» - И кстати, пока я не забыла, я надеюсь, Вы придете сегодня на ужин. Придете? После оперы.)
- Delighted! - Согласен!(Ответ капитана подразумевает: «I shall be delighted to come!»)
Проблема заключается в том, что без контекста понять смысл эллиптических конструкций бывает сложно, иногда при отсутствии данного и вовсе невозможно. Существуют характерные для определенного языка особенности, на основании которых строится диалогическое единство, построению которого сопутствуют правильное и уместное употребление конструкций с использованием эллиптических предложений - те конструкции, которые используются в русском языке, часто оказываются неправильно употребленным в английском языке.
Эллипсис (др.-греч. ?ллейшйт -- недостаток) в лингвистике -- намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто -- для усиления смысла и эффекта.
Проблема эллипсиса является одной из наиболее спорных в лингвистике, и та или иная ее трактовка зависит от понимания исследователем сущности языковых единиц вообще. Для традиционной школьно-нормативной грамматики английского языка представлялось несомненным, что всякое предложение характеризуется, прежде всего, наличием подлежащно-сказуемостной структуры и что всякое кажущееся отклонение от этой структуры следует объяснять как явление эллипса, т. е. «опущения» или «подразумевания» тех или иных элементов структуры предложения. [7, c. 248]
Любое эллиптическое предложение следует трактовать как трансформ предложения неэллиптического, образованный посредством трансформации эллипса или «стирания», сущность которой заключается в замене эксплицитного варианта какого-либо слова или слов нулевым вариантом того же слова. Этой операции эллипсиса может быть подвергнуто любое слово - как знаменательное, так и служебное.
Анализ эллиптических предложений показывает, что между полными и неполными предложениями нет четких границ. Струк-турные схемы предложений создаются в речи и при стабилизации становятся языковыми моделями. Факторами, определяющими место таких конструкций на «шкале переходности», является наличие синонимического и модально-временного рядов, а также лексико--грамматические значения словоформ и др. К эллиптическим предложениям примыкают конструкции, пред-ставляющие собой устойчивые фразеологические сочетания, а так-же некоторые привычные словоформы: Merry Christmas; Happy New Year; Many happy returns и т. п. Такие струк-турно-неполные конструкции семантически полные.
|