Главная   Добавить в избранное Концепт "Dieu" во французских фразеологизмах, пословицах и поговорках | дипломная работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Концепт "Dieu" во французских фразеологизмах, пословицах и поговорках - дипломная работа


Категория: Дипломные работы
Рубрика: Иностранные языки и языкознание
Размер файла: 52 Kb
Количество загрузок:
60
Количество просмотров:
1906
Описание работы: дипломная работа на тему Концепт "Dieu" во французских фразеологизмах, пословицах и поговорках
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



5

Вступ

В данной дипломной работе концепт "Бог" исследуется на различном материале: с помощью французских пословиц, поговорок, фразеологизмов, лирических песен, молитв, гимнов, а также в качестве исследуемого материала выступают художественные произведения, содержащие данный концепт. Бог - это верховная сущность, наделенная высшим разумом, абсолютным совершенством, всемогуществом, сотворившая мир и управляющая им. Бог охраняет людей, дает им силу, выражает привязанность одного существа к другому, вера в Бога успокаивает человека. Придает ему уверенность.

В лингвистической науке существуют несколько точек зрения на определение данного явления. По мнению Г.С. Киселева, Бог - это феномен, следствие некоего первоакта познания, важнейшая структура сознания, определяющая жизнь, как всего человеческого рода, так и каждого отдельного человека [Киселев, 2002: 22-23].

Г.Ю. Передриенко, в свою очередь, считает, что Бог воспринимается как высшее положительное начало, существо справедливое, заботящееся о нас, и что важной стороной духовной жизни человека является вера в Бога, сопутствующая человечеству на протяжении уже длительного времени [Передриенко, 2006: 534].

Е.А. Алексеева рассматривает явление Бог как культурную реалию в сознании людей, где каждый этнос создает некоторый миф о том, что имеется сверхъестественное, особое существо, создавшее мир и реально присутствующее в культуре каждого народа как представление о действительности. Таким образом, Бог - это феномен, который воплощает веру, святость, высший разум, божественность, силу, волю, мудрость, справедливость. Он создает все необходимые условия для общественного развития.

Концепт "Dieu" во французских фразеологизмах, пословицах и поговорках

Изучив в структурном плане большое количество французских фразеологизмов, содержащих лексему "Dieu", нами было выявлено, что их значительную часть составляют выражения, в которых слово "Dieu" употребляется с неопределенным артиклем, во множественном числе и пишется со строчной буквы. Французско-русский фразеологический словарь под редакцией В.Г. Гака дает русский вариант этих выражений:

Le messager des dieux - посланец богов, то есть их помощник, посланный на Землю, чтобы защищать и оберегать людей.

Secret des dieux - грядущее, данный фразеологизм обозначает что-то таинственное, загадочное, скрытое от человека.

Breuvage des dieux - напиток богов, то есть речь идет о напитке, придающем силы или даже возвращавшем к жизни.

Langue des dieux - язык богов, то есть особый редко встречавшийся язык.

Bienfaits des dieus - милость богов, то есть спасение, обретение счастья и мирной жизни.

Jurer ses grands dieus - клясться всеми богами или говорить правду, говорить серьезно.

Как правило, фразеологизмы, представляющие данный концепт, имеют эллиптическую структуру, в них отсутствует глагол, и практически нет вспомогательных членов предложения, то есть все содержание данных фразеологизмов - это сама лексема "Dieu" в сопровождении предлогов или междометий, или союзов, или местоимений; иногда встречаются существительные в роли дополнения и прилагательные, придающие оценочность высказыванию:

Entre Dieu et soi - один Бог знает.

Bon Dieu - Боже мой! О Господи!

3) Corps Dieu - тысяча чертей.

4) Devant Dieu et devant les hommes - между небом и землей.

5) A la grвce de Dieu - благодаря Богу.

6) Avec laide de Dieu - с Богом.

В ходе исследования было также выявлено, что фразеологизмы могут быть представлены в виде предложений, в которых глагол употреблен в сослагательном наклонении. В данных фразеологизмах сюбжонктив позволяет выразить просьбу, совет, желание:

Que Dieu vous aide!

Que Dieu vous garde!

Que Dieu vous bйnisse!

Que Dieu vous entendre!

Dieu le veuille!

Que Dieu soit louй!

Que Dieu soit son вme!

Как видно из примеров, структура предложений проста: она включает в себя союз "que", лексему "Dieu", местоимение "vous" и глагол. Выбор формы "vous" доказывает, что большинство французских фразеологизмов, репрезентирующих концепт "Dieu", выражают обращение не к индивидуальному лицу, а к множественному адресату, но в случаях, когда мы обращаемся к одному человеку, употребление местоимения во 2-ом лице множественного лица помогает придать высказыванию более вежливый характер и тем самым выразить уважение к нашему собеседнику.

Во французском языке также встречаются фразеологизмы, выраженные двусоставными предложениями, то есть имеющими субъект и предикат:

Manger Dieu - причащаться.

Сest un Dieu - волшебник.

Ce nest pas Dieu possible - Боже, неужели!

A Dieu ne plaise! - упаси Бог!

Dieu ne veut pas la mort du pйcheur - Бог милостив к грешникам.

В пословицах и поговорках также встречаются номинации Бога. В отличие от фразеологизмов паремии представляют собой законченные предложения, имеющие смысл, который может быть передан только сочетанием значений всех слов, входящих в них, тогда как значение фразеологизма передается словом или словосочетанием.

Как правило, пословицы делятся на две части: первая - подлежащее, вторая - сказуемое, но особенность заключается в том, что коммуникативное членение высказывания не совпадает с грамматическим, то есть в пословицах субъект мысли включает в себя и грамматический субъект, и грамматический предикат, и предикат мысли, в свою очередь, состоит из подлежащего и сказуемого. Иначе говоря, с логической точки зрения пословицы представляют собой простые двусоставные предложения, а с грамматической точки зрения - это сложные предложения, состоящие из двух простых:

A qui se lиve matin, Dieu prкte sa main - кто рано встает, тому Бог дает.

Ce que femme veut, Dieu le veut - женщина всегда добьется своего.

On est souvent puni par oщ lon a pйshй - чем согрешил, тем и накажешься.

Lhomme propose et Dieu dispose - человек предполагает, а Бог располагает.

Рассмотрим последний пример в структурном аспекте. В данной пословице можно выделить логический субъект: "lhomme propose" и логический предикат: "Dieu dispose", то есть мы видим, что данное высказывание - это простое предложение, но принимая во внимание грамматическое членение высказывания, можно сказать с уверенностью, что перед нами сложносочиненное предложение, так как включает в себя две грамматические основы, соединенные между собой сочинительным союзом "et".

Существует еще одно отличие пословиц и поговорок от фразеологизмов: слова, входящие в состав паремий не теряют свое лексическое значение, поэтому пословицы и поговорки могут быть переданы дословно, тогда как во фразеологических единицах практически каждое слово получает новое значение, и общий смысл вытекает из всего устойчивого выражения, то есть фразеологизмы менее мотивированы, чем пословицы и поговорки:

Devoir б Dieu et б diable - погрязнуть в долгах.

Obtenir un Dieu - вымолить у Бога.

Comme il plaоt б Dieu - кое - как.

Данные примеры показывают, что общий смысл фразеологизма не совпадает со значением его составляющих, вместе взятых, то есть данные фразеологизмы буквально не переводятся. Что касается пословиц и поговорок, то они более мотивированы, поэтому каждый элемент сохраняет свое прямое значение:

Chacun porte sa croix - каждый несет свой крест.

Qui donne aux pauvres, prкte а Dieu - кто подает бедным, подает Богу.

Chacun pour soi et Dieu pour tous - каждый для себя, Бог для всех.

В семантическом плане пословицы и поговорки могут быть разделены на несколько групп. Существуют паремии, в которых выражено превосходство Бога над всеми святыми:

Le Pиre des hommes et des dieus - отец человечества и всех святых.

Il faut sadresser а Dieu quа ses saintes - лучше иметь дело с самим

Богом, чем с его святыми.

Проанализировав некоторые пословицы, поговорка и фразеологизмы, мы выявили, что наиболее полно в них представлены взаимоотношения Бога и человека. Данная группа дефиниций заслуживает особого внимания, так как всю свою жизнь верующий человек живет с сознанием того, что он не один, что кто - то ему помогает, ведет его по жизни, наказывает за ошибки и проступки, и перед кем в конце своей жизни он должен предстать, чтобы держать отчет. Не зная Бога в лицо, черпая знания из Библии и духовных книг, человек рисует себе образ Бога. И на вопрос, кем является Бог для человека и какое место Он занимает в его жизни, отвечают пословицы и поговорки.

В первую очередь Бог представляется человеку звездой, которая ведет его по жизни:

Lhomme sagite mais Dieu le mиne.

Бог также опора человека. В трудных ситуациях люди всегда обращаются к нему, надеются на то, что он сжалится над ними, поможет преодолеть трудности и направить на верный путь:

Que ceux qui vuelent un appui le cherche en Dieu.

Пословица "Qui se connait, connait Dieu" подтверждает, что Бог живет в самом человеке.

Человек, живущий в согласии с Богом и собой, который доверяется Богу, по мнению французов, является плодородным деревом:

Lhomme qui se confie а Dieu est un arbre qui ne cesse de porter du fruits.

Однако, полагаясь на Бога, пословица предупреждает, что человек не должен все перекладывать не него:

Dieu donne le boeuf et non pas la corne.

Представая перед людьми, открывая им душу, человек, таким образом, предстает перед Богом. И это еще раз подчеркивает, что Господь рядом, среди нас:

En face de Dieu et des hommes.

Entre Dieu et soi.

Как в русской, так и во французской религиозной системе существуют названия субъектов или объектов, имеющих отношение к сакральной тематике. Верующие считают, что Бог создал землю и все, что на ней находится, но главным его созданием является человек, который Он создал по своему подобию: crйature de bon Dieu.

Самый близкий человек к Богу - это конечно священник: homme de Dieu.

Кроткого безобидного человека французы называют божьей овечкой: brebis de bon Dieu.

Самое безобидное насекомое, созданное Богом - это божья коровка: bкte а bon Dieu.

Все свои творения Бог создает своей могучей рукой. Во французском языке существуют два синонимичных выражений: bras de Dieu, main de Dieu.

Каждый верующий человек с целью очистить свою душу от греха приходит в церковь и исповедуется перед священником. Раскаявшись в своих грехах, человек причащается "телом и кровью христовой" в знак очищения души. Французы уделяют большое значение первому причастию, это считается как один из семейных праздников:

Le bon Dieu - причастие.

Mangeur de bon Dieu - причастник.

Manger de bon Dieu, recevoir le bon Dieu - причащаться.

Porter le bon Dieu - соборовать.

On lui donnerait le bon Dieu sans confession - он живым в рай попадет.

Бог в жизни человека играет важную роль и последний это прекрасно понимает, поэтому некоторые французские пословицы не только прославляют Бога, но и призывают к Его прославлению:

Le Bon Dieu lui - mкme a besoins de cloches.

Pour la plus grande gloire de Dieu.

Среди пословиц выделяются и те, в которых говорится об обители Бога. Еще в глубокой древности человек знал, что Бог живет высоко на небесах, но, стараясь приблизиться к Богу, он создавал обители для Всевышнего на земле: церкви, соборы, храмы:

Cest la maison du bon Dieu. церковь

Cest la maison de Dieu oщ lon ne boit ni ne mange.

Однако пословица: cest le Coeur qui sent Dieu et non la raison говорит, что не в каменных дворцах живет Господь, Он живет в сердцах людей.

Как правило, бедные люди чаще обращаются к Богу, их вера в него сильнее, чем у богатых людей, которые не познали всех трудностей жизни, с которыми можно столкнуться. Данный факт находит свое отражение в пословице, где говорится о том, что в бедном доме Бога почитают больше, чем в богатом:

En petite maison la part de Dieu est grande.

Все свою жизнь верующий человек служит Богу, то есть он исполняет все, предписанное религией. Во французской речи это звучит как "servir Dieu". В конце жизни он предстает перед Богом: "paraоtre devant le bon Dieu" и отдает себя и свою душу в руки божьи: "recommander son вme а Dieu", "se remettre entre les mains de Dieu".

Данные фразеологические единицы отражают путь человека от рождения до смерти.

Как уже говорилось выше, Бог - это верховное существо, которое распоряжается судьбами людей. Во французских пословицах и поговорках подчеркивается не только его всемогущество, но и единство. Бог един для всех и одинаково справедлив ко всем:

Chacun pour soi et Dieu pour tous - каждый для себя, а Бог для всех.

Dieu nous a petris du mкme limon - все мы одним миром мазаны.

Известно, что пословицы и поговорки являются носителями художественной выразительности, в них преломляются многие стилистические средства. Так, например, во французском языке есть ряд выражений со словом Бог, содержащих иронию:

Ce que femme veut, Dieu le veut - что хочет женщина, хочет Бог.

Avoir le bon Dieu dans sa poche - быть с Богом на короткой ноге.

Se faire un Dieu de son ventre - предаваться чревоугодию.

Se perdre en Dieu - заблудиться в молитве.

Etre abоme en Dieu - быть очень религиозным.

В отдельную группу следует выделить восклицания. Выражая свои чувства, люди часто вспоминают о Боге, тем самым, придавая им более глубокий смысл и эмоциональную окраску:

Bon Dieu! - Боже мой!

Plыt а Dieu! - Дай Бог!

Que le bon Dieu le benisse - да благословит его Бог.

Ce nest pas Dieu possible? - Боже, неужели?

A Dieu ne plaise! - Боже упаси.

A Dieu vat! - с Богом.

Y a pas de bon Dieu - что же это делается.

Однако, выражения, содержащие сакральную лексему "Dieu", иногда являются ругательными:

Dieu de bon Dieu - тысяча чертей.

Corps Dieu - Черт.

В паремиях отражаются не только отношения Бога с человеком, но и противопоставление Всевышнего дьяволу. Пословица "lon ne peut servir ensemble et Dieu et diable" говорит о невозможности одновременно служить и Богу и дьяволу. Но в то же время во французском языке есть пословица, которая противоречит вышеуказанной: donner une chandelle а Dieu et а diable - служить и Богу, и черту.

Там, где есть Бог, дьявол обязательно себе место находит. Это подтверждается следующей пословицей: "Oщ il y a йglise а Dieu, le diable bвtit une chapelle".

Есть выражения, в которых они оба отрицаются: "ne craindre ni а diable ne craindre ni а Dieu, ne connaоtre ni Dieu ni diable".

Бог и дьявол находятся на разных полюсах, поэтому они представлены в пословицах, которые выражены бессоюзными предложениями противительного характера, то есть где одна часть пословицы создает оппозицию другой:

Lа oщ Dieu a son йglise, le diable a sa chapelle.

Quand Dieu envoie la farine, le diable enlиve le sac.

Celui а qui Dieu ne donne pas denfants, le diable lui donne des neveux.

Примеры доказывают, что все идеальные качества Бога используются для любых позитивных характеристик, в отличие от образа дьявола или черта, который, как правило, служит для создания экспрессивной негативной оценки вещей или людей. Нередко Бог имеет номинации: Добро (Le Bien), Свет (La Lumiиre), Небо (Le Ciel), а именования дьявола следующие: lOmbre, lEnfent, le Mal. Такие слова как: добро, жизнь, справедливость, которые связанные с Богом, человек противопоставляет злу, смерти, несправедливости, то есть словам, относящимся к дьяволу. Таким образом, слово Дьявол (diable) символизирует гибель, смерть, ужас войны; слово Бог (Dieu) - спасение, надежду, мир.

Бог - это невидимое существо, но Он всегда с нами, смотрит на нас сверху, сопровождает в течение всей жизни, поэтому в большинстве пословиц Бог выступает помощником человека. Создав мир и управляя им, Бог помогает человеку жить в этом мире:

Dieu vois assiste.

Avec laide de Dieu.

Однако Бог помогает только избранным. Например, Он оказывает помощь тем, кто трудится:

A qui se lиve matin, Dieu prкte la main.

A toile ourdie Dieu envoie le fil.

Бог помогает сильным и смелым:

Aux audacieux Dieu prкte la main.

Dieu est toujours pour les gros bataillons.

Основное качество Бога - это милость. Он прощает грешников и милостив к праведникам:

Dieu ne veut pas la mort du pйcheur.

Dieu chвtie celui quil aime, comme un pиre chвtie lenfant quil cherit.

Par la grвce de Dieu.

Бог милосерден к нищим, у которых Он и надежда, и помощь, и опора:

Il ny a pas de bon Dieu.

Бог - это также вершитель судеб. Создав человека, Он стал хозяином его судьбы. Ничего не зависит от человека, Бог распоряжается его судьбой:

Dieu fait et dйfait le destin.

Lhomme propose et Dieu dispose.

Comme il plaоt а Dieu.

Всевышний всегда благосклонно относится к бедным людям и не любит богатых. Богатство также считается одним из грехов. Скорее всего это объясняется глубоко укоренившимися заповедями христианства. Господь как бы привлекается на сторону бедных и осуждает богатых:

Dieu regarde les mains pures, non les mains pleines.

Dieu donne du bien aux hommes et non des hommes aux biens.

On peut voir le peu de cas que Dieu fait des richesses par les gens а qu il les donne.

Страх перед Богом человек испытывал всегда. Бог внушает спасение, он заставляет человека вспоминать о своих грехах и добивается послушания:

La crainte du Dieu est le commencement de la sagesse.

Гром и молния, которые устрашают человека, принадлежат руке Бога:

On nentendrait pas Dieu tonner sourd а nentendre pas Dieu tonner.

На основе примеров можно сказать, что при описании Всемогущего человек использует эпитеты: добродушный, светлый, лучезарный. Это справедливо, так как Бог всегда творит добро, благо. Верно служа Богу, человек попадает в Рай - дом Бога (le sein de Dieu = le paradis):

Dieu fait bien ce quil fait.

Бог - аналог чего - то светлого. Бог - это день, свет. Поэтому в праздник люди зажигают свечи, чтобы пригласить Бога к себе в дом:

Pour voir la lumiиre de Dieu, йteignez votre petite chandelle.

Tous les jours Dieu fait.

Таким образом, французская фразеологическая система богата устойчивыми выражениями, содержащими лексему "Dieu". Со структурной точки зрения данный концепт может находить свое отражение в разных по форме видах устойчивых словосочетаниях: начиная от простых эллиптических конструкций до двусоставных предложений. Что касается пословиц и поговорок, то они представлены чаще всего сложными синтаксическими единицами. Но наибольший интерес вызывает семантическая сторона пословиц, поговорок и фразеологизмов, содержащих концепт "Dieu". Проведенный анализ в этой области позволяет говорить о том, что Бог занимает важное место в жизни французов, для них Он - Всемогущий (Tout-puissant), Создатель мира (Crйateur du monde), поэтому во фразеологической системе мы встречаем только положительные характеристики, сопровождавшие данный концепт. В содержании подобных единиц чаще всего раскрывается взаимоотношение Бога и человека, влияние последнего на судьбу людей, но главное то, что пословицы, поговорки и фразеологизмы, носящие сакральный характер, содержат определенную информацию о мире, способствуют отражению менталитета французского народа.

Концепт "Dieu" в литургических песнях

Концепт "Бог" может исследоваться не только с помощью паремиологии, но он находит свое отражение в литургических песнях. Во французской литургии данный концепт репрезентируется следующими лексемами: Seigneur, Le Pиre, le Consolateur, le Crйateur du monde, le saveur des hommes. Во французской культуре много песен, которые исполняются на Пасху. Например, в песне "Allйluia" восхваляются действия Бога, его сила, могущество, благородство. В этой песне люди выражают свою любовь к Богу, обещают постоянно Ему поклоняться и быть преданными: Rendez grвce au Seigneur:

Il est bon!

Eternel est son amour!

Quil le disent, aux qui craignent

Le Seigneur

Eternel est son amour! Allйluia.

Le bras du Seigneur se lиve,

Le bras du Seigneur est fort!

Non, je ne mourrai pas,

Je vivrai,

Pour annoncer les actions du Seigneur.

Allйluia.

Мы видим, что здесь фигурирует большое количество восклицательных предложений, что доказывает восхищение людей создателем нашего мира. Человек верит в силу Бога, верит в то, что Он может обеспечить его всем необходимым, если тот не будет грешить. Значение Бога в жизни человека выражено в песне "Ma force et mon chant cest le Seigneur". Данное песнопение исполняется от первого лица:

Il est pour moi le salut.

Il est mon Dieu que je cйlиbre;

Jexalte le Dieu de mon pиre.

Le Seigneur est le guerrier des combats:

Son nom est " le Seigneur "...

Ta droite, Seigneur, magnifique en sa force,

Ta droite, Seigneur, йcrase lennemi.

Tu souffles ton haleine: la mer les recouvre.

Qui est comme toi, Seigneur, parmi les dieux!

Qui est comme toi, magnifique, en saintetй, terrible en ses exploits,

Auteur de prodiges!

Tu les amиnes, tu les plantes sur la montagne, ton hйritage,

Le lieu, que tu as fait,

Seigneur, pour lhabiter, le sanctuaire, Seigneur, fondй par tes mains.

Человек выражает благодарность Богу, почти в каждой строчке он обращается к нему, называя Его "Seigneur", что подчеркивает главенство, могущество Бога. В данной песне человек говорит от своего лица, что значит Бог именно для него. Но чаще индивид говорит от всего общества, и в таких песнях мы встречаем местоимение "nous":

Le Crйateur de lunivers,

Tйmoin du monde nouveau,

Feu brыlant dans nos coeurs, source de la paix,

Le Sauveur des hommes,

Il est apparu aux Apфtres,

Il nous rejoint sur le chemin,

Il demeure parmi les siens.

В песнопениях люди стараются представить Бога разными лексемами, то есть в одной и той же песне они называют Его по-разному:

Exauce-nous, Seigneur de gloire!

O Christ ressuscitй, Exauce-nous!

O Christ, notre Paque, Allйluia

Проанализировав несколько песнопений, мы заметили, что практически во всех из них Бог имеет следующие характеристики: Bon Dieu (нейтрально), magnifique Seigneur (интенсивно), Seigneur de gloire (более интенсивно).

Многие люди стремятся иметь такую же силу и такой же ум, как сам Бог, поэтому они часто обращаются к Нему с просьбой наделить их умом, интеллектом Бога, чтобы найти, например, выход из какого - либо затруднения или чтобы решить какую-либо проблему. Это нашло свое отражение в песне "Pentecфte-Espris Saint":

Pour continuer loeuvre de ton Fils,

Pиre trиs Saint, nous te prions:

O Seigneur, envoie ton Esprit.

Pour quil parle aujourdhui

Par la bouche de tes envoyйs,

Pour quil ouvre les oreilles

De ceux qui йcoute la Parole,

Pour quil guйrisse les maladies

Par la main des tes disciples,

Pour quil emplisse de joie le coeur des croyants,

Pour quil rйveille les morts au jour du jugement.

Связь между человеком и Богом выражаются первыми четырьмя строчками из песни "Tu es notre Dieu":

Tu es notre Dieu et nous sommes ton peuple,

Ouvre-nous le chemin de la vie.

Toi qui tiens dans la main

La profondeure de lhomme.

Ощущая собственную беспомощность, люди спроецировали свои желания и страхи на Всевышнего Создателя в надежде на его защиту, покровительство. Обращение к Богу помогает человеку высвободить свою эмоциональную и психическую энергию, лучше выразить определенную идею, мысль, желание, то есть Бог в сознании человека выступает символом создания мира, счастливого существования, ассоциируется с добром, удачей, спасением, карой, справедливостью, свободой, судьбой, надеждой, прощением.

Важно отметить, что у французов существует церковная книга, содержащая благословения (le Livre des bйnйdictions), направленных, например, на всех членов семьи, на молодожен, на родителей, на детей. Данные благословения можно сравнить с молитвами. Так, например, в молитве о семье человек просит защитить ее от всего нечистого, просит Бога быть всегда рядом с каждым из членов семьи. В молитвах подобного рода ключевыми словами являются результативно-составляющие существительные или глаголы, употребленные в сюбжонктиве, выражающие желание и просьбу молящегося.

Des familles et de leurs membres:

Que Dieu notre Pиre et Jйsus Christ notre Seigneur vous donnent la grвce et la paix.

Que la grвce de Jйsus Christ notre Seigneur soit avec nous tous.

Le Seigneur Jйsus a vйcu avec sa famille a Nazareth.

Quil garde toujours votre famille,

Quil la dйfende de tout mal et vous accorde dкtre un seul amour, une seule вme.

В молитве о супружеской паре благословляют молодых людей, вступающих в брак. Чаще всего данную молитву произносят родственники, близкие люди, которые желают счастья супругам, счастливого семейного союза, просят Всевышнего дать им радости и взаимной любви.

Des йpoux:

Nous te louons et nous te bйnissons,

Dieu crйateur de tout,

Toi qui au commencement as fait lhomme et la femme

Pour quils vivent ensemble dans lamour. Amen.

Que Dieu le Pиre tout-puissant vous donne la joie. Amen.

Que son Fils unique vous assiste dans le bonheur et dans lйpreuve. Amen.

Que lEsprit Saint ne cesse de rйpandre son amour dans vos coeurs.

Часто родители обращаются к Богу с целью защитить их детей, уберечь от несчастья и опасности:

Que le Seigneur soit avec toi,

Quil te protиge aujourdhui (ou chaque jour),

Et que Dieu te bйnisse,

Le Pиre, le Fils et le Saint-Esprit.

Из данного благословения мы видим, что Бог существует в трех лицах: Бога Отца, Сына и Святого Духа (le Pиre, le Fils et le Saint-Esprit). Эта святая Троица обеспечивает счастливую жизнь на Земле и оберегает людей.

Как правило, отправляясь в путешествие, мы также читаем молитву, и родственники благословляют нас, просят Бога защитить от несчастных случаев.

Avant un voyage:

Bйni soit le Seigneur, lumiиre den haut qui vient nous visiter

Pour conduire nos pas au chemin de la paix;

Quil soit toujours avec nous.

Et avec votre esprit.

Переезжая на новую квартиру, в новый дом, люди освещают новое местожительства, они обращаются к Богу, желая, чтобы в их доме всегда был достаток, мир и взаимопонимание. Французы, прежде чем войти в новую квартиру, произносят следующие слова:

Au nom du Seigneur, paix а cette maison et а tous ceux qui lhabitent. Amen.

Que Dieu le Pиre nous donne par son Esprit

davoir les mкmes sentiments et de le louer dune seule voix

par Jйsus, le Christ, notre Seigneur.

Верующие люди, как в России, так и во Франции, очень благодарны Всевышнему за те продукты, которые они имеют на столе каждый день и потребление которых важно для их жизни. Поэтому прежде чем сесть за стол французы произносят молитву:

Bйnis-nous, Seigneur, et bйnis ces dons

Que nous recevons de ta bontй pour nourriture.

Par Jйsus, le Christ, notre Seigneur.

Accorde, Seigneur, а tous les hommes

le pain nйcessaire pour refaire leurs forces,

afin quavec nous ils te rendent grвce. Amen

Перед Святым образом, иконой, французы читают молитву:

La grвce de Jйsus, notre Seigneur,

Rйcompense de tous les saints,

Lamour de Dieu le Pиre et la communion de lEsprit Saint

Soient toujours avec vous

Et avec votre esprit.

На основе анализа французских молитв мы выделили следующие номинации Бога: Господин/Seigneur, Отец/Pиre, Творец/Crйateur, Всемогущий/Tout-Puissant, Незыблемый/Eternel.

Значимость и важность существования Бога подчеркивается теми атрибутами, которые сопровождают данный концепт: Dieu notre Pиre, Notre Seigneur, Dieu Crйateur, Dieu le Pиre-tout-puissant.

Основные действия Бога в молитвах-благословениях следующие: давать (Jesus Christ notre Seigneur vous donne la grвce et la paix), хранить (il garde votre famille), защищать (dйfendre de tout mal); Бог также распространяет любовь и добро, Он благословляет (Dieu te bйnisse), ведет человека по жизни, руководит действами (inspirer les actes des gens), посещает дома верующих (visiter les maisons). Одним словом, Бог существует, находится рядом с человеком (Dieu est toujours avec nous).

Примеры показывают, что в религиозном дискурсе личное местоимение "Я" играет важную роль. Практически все молитвы написаны от первого лица. В религиозных текстах нет также места вежливым формам местоимений, есть обращение только на "ты":

Dieu faut-il que lon abuse

De ton nom quon se serve de toi

Que des gens que tu ne connais pas

Disent Dieu a dit зa

Il faut le faire, je ne les crois pas

Dieu, pour moi, tu es un autre

Tu nes ce quon veut que tu sois

Tu me donnes la force et la foi.

Основная цель молитвы - приобщить человека к Богу; человек желает получить от него поддержку, очистить душу, призвать себя к вере и покаянию. На основании критерия иллокуции молитвы могут быть разделены на молитвы прошения и благодарения и молитвы покаяния и восхваления.

Покаяние и восхваление взаимосвязаны: человек осознает свой грех и сожалеет об этом, в то же время молящийся ощущает величие сверхъестественного существа и прославляет его. В качестве примера можно привести молитву "Notre pиre", в которой человек принижает собственный индивидуальный статус и именует себя "рабом божьим" и грешником:

Notre Pиre qui es aux cieux,

Que ton nom soit sanctifiй,

Que ton rиgne vienne,

Que ta volontй soit faite

Sur la terre comme au ciel.

Donne-nous aujourdhui

Notre pain de ce jour.

Pardonne-nous nos offenses,

Comme nous pardonnons aussi

A ceux qui nous ont offensйs.

Et ne nous soumets pas а la tentation,

Mais dйlivre-nous du Mal.

Прошение и благодарение также связаны: человек просит Всевышнего помочь и благодарит его за помощь:

Dieu, йcoute ma priиre

Donne-moi, je ten prie, donne-moi

Du soleil pour rйchauffer mon coeure

Pour calmer ma douleur

Et mes angoisses,jai besoin de toi.

Je ne vois pas ton visage

Jaimerais que tu viennes ici bas

Nous parler et nous montrer la voie

On a besoin de toi, de quelque chose

Oщ te cache-tu? Dieu

Dieu,je te cherche et je doute

Mes amis se passent bien de toi

Mais jai en moi, cette petite voix

Si tu nexistes pas

Je te reverrais... Dieu.

Среди молитв встречаются не только индивидуальные, но и коллективные, где человек обращается к Богу, осознавая себя частью человечества, поэтому уместны обороты типа: nous prions, aide-nous, sauve-nous:

Nous vous louons, ф Dieu!

Nous vous reconnaissons pour le souverain Seigneur.

Pere йternel, la terre entiиre vous rйvиre.

Tous les anges, les cieux et toutes les puissances des cieux,

Les chйrubins et les sйraphins redisent йternellement:

Saint, Saint, Saint, le Seigneur,

Dieu des armйes.

Les cieux et la terre sont remplis de votre gloire.

Chaque jour nous vous bйnissons.

Nous chantons les louanges de votre nom

Et dans les siиcles des siиcles.

Daignez, Seigneur, en ce jour, nous prйserver de tout pйchй.

Ayez pitiй de nous, Seigneur, ayez pitiй de nous.

Etendez sur nous votre misйricorde,

Selon que nous avons espйrй en vous.

Jai espйrй en vous, Seigneur,

Que je ne sois point confondu йternellement. Amen.

В данной молитве, чтобы подчеркнуть значимость Бога, Его добродетельность, автор использует повтор: он три раза употребляет прилагательное "Saint" - святой.

Французы в целях защиты могут обращаться не только к Богу, но и к его матери, Марии. Чаще всего именно лица женского пола произносят данную молитву:

Je vous salue, Maria, pleine de grвces;

Le Seigneur est avec vous;

Vous кtes bйnie entre toutes les femmes,

Et Jйsus, le fruit de vos entrailles, est bйni.

Sainte Marie, mиre de Dieu,

Priez pour nous, pauvres pйcheurs,

Maintenant et а lheure de notre mort. Amen.

Таким образом, молитва - это единственный путь соединения человека с Богом, поэтому не случайно молящийся становится на колени, прежде всего подтверждается покорность Богу, далее произносится клятва верности, включающая обращение ко Всевышнему, перечисление его атрибутов, раскрывающих его величие, затем следует прошение, мольба, благодарность или покаяние. Как правило, содержание молитв зависит от сферы их применения, поэтому различают молитвы, которые произносят, например, перед тем, как отправиться в путешествие, как войти в новую квартиру; также с помощью молитв люди стараются уберечь своих близких и защитить их от напастей. Молитва способствует очищению души человека от греха, она помогает ему найти себя, справиться с трудностями и утвердиться в этом мире.

Концепт "Dieu" в гимнах

Гимн - это торжественное песнопение. Он занимает важное место в жизни французов. Кроме государственного гимна во Франции существуют несколько религиозных, в которых восхваляются дела Божьи, его милосердие, сила и доброта. Религиозные гимны разнообразны. Они отличаются тематикой, например, есть гимны, в которых люди просят Бога защитить их от врагов и помочь одержать победу. Гимны с подобным сюжетом чаще всего начинаются с восхваления Бога, где человек использует не просто слово "Dieu", а разные лексемы, отражающие всемогущество и силу Создателя мира. Затем следует просьба, и замыкают гимн обещания людей не грешить и почитать Бога:

O Jйsus, Seigneur de gloire,

Divin Maоtre, divin Roi!

Conduis-nous а la victoire,

Nous nous confions en Toi.

Forme-nous pour ton service,

Pour ton rиgne de justice.

O Jйsus, Sauveur propice,

Nous nous consacrons а Toi!

Люди могут обращаться не только к самому Богу, но и к Святым, защищающим их от какого-нибудь несчастья, например, в данном случае от войны. В качестве примера можно привести гимн "Venez, divin Messie":

Ah, dйsarmez votre courroux.

Nous soupirons а vos genoux.

Seigneur, nous nespйrons quen Vous.

Pour nous livrer la guerre

Tous les enfers sont dйchaоnйs.

...

Dans une peine extrкme

Gйmissent nos coeurs affligйs.

Venez, Beautй suprкme,

Venez, venez, venez!...

На Рождество во Франции можно услышать гимн "Noлl, Jйsus est nй", в котором люди благодарят Святого Эммануэля, спустившегося с небес, чтобы освободить их от грехов:

Chantons Noel!

Il est Emmanuel.

Dieu est venu parmi nous.

Chantons Noel, Noel,

Car il vient nous sauver tous.

Car Emmanuel, est venu du ciel

Pour nous racheter et nous dйlivrer de nos pйchйs.

В гимнах люди могут обращаться к Богу, называя Его по тому действию, которое Он совершает, например, Rйdempteur, что с французского означает "искупитель", то есть Бог принял казнь для того, чтобы все человеческие грехи были прощены. Он страдает во имя спасения людей. Все вышесказанное наиболее ярко отражается в гимне "Quel bonheur!":

Qu ...........



Страницы: [1] | 2 |







 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Концепт "Dieu" во французских фразеологизмах, пословицах и поговорках | дипломная работа

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег