27
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза В.П. Захарченко
Каменского муниципального района
И.А. Суязова
Без проблем одолеем
ЧАСТЬ В
В помощь выпускникам для подготовки к ЕГЭ
и новой форме итоговой аттестации
(теоретический материал)
Каменка 2007
Предлагаемое пособие представляет собой справочник по русскому языку, который позволит учащимся выпускных классов хорошо выполнить тестовые задания ЕГЭ (часть В) в XI классе.
Пособие предназначено для учителей русского языка, учащихся общеобразовательных учреждений и может быть использовано для самостоятельной подготовки учащихся.
Оглавление
|
№ п/п
|
Название
|
№ таблицы
|
Страница
|
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
|
1.
|
Фонетика: звуки, буквы.
|
№1
|
4
|
|
2.
|
Лексика. Характеристика русской лексики
Образно-выразительные средства языка
|
№2
|
5-9
|
|
3.
|
Морфология. Имя существительное.
|
№3
|
10
|
|
4.
|
Глагол. Совершенный и несовершенный вид. Возвратность. Переходность. Наклонение.
|
№4
|
11
|
|
5.
|
Разряды причастий. Деепричастие.
|
№5
|
12
|
|
6.
|
Разряды прилагательных
|
№6
|
13
|
|
7.
|
Разряды местоимений
|
№7
|
14
|
|
8.
|
Разряды числительных
|
№8
|
14
|
|
9.
|
Разряды наречий.
|
№9
|
15
|
|
10.
|
Слова состояния (= категория состояния)
|
№10
|
15
|
|
11.
|
Степени сравнения прилагательных, наречий, категории состояния
|
№11
|
16
|
|
12.
|
Предлоги.
|
№12
|
17
|
|
13.
|
Союзы.
|
№13
|
17
|
|
14.
|
Частицы.
|
№14
|
18
|
|
15.
|
Междометия, звукоподражательные слова
Морфемика. Формообразовательные суффиксы.
|
№15
№ 16
|
19
19
|
|
16.
|
Способы словообразования
|
№17
|
20
|
|
17
|
Синтаксис. Виды связи слов в словосочетаниях.
|
№18
|
21
|
|
18
|
Подлежащее. Способы выражения.
|
№19
|
22
|
|
19
|
Сказуемое. Виды сказуемых, способы выражения.
|
№20
|
23-24
|
|
20.
|
Определение. Виды определений. Приложение. Дополнение
|
№21
|
25
|
|
21.
|
Обстоятельство. Виды обстоятельств
|
№22
|
25
|
|
22.
|
Односоставные предложения.
|
№23
|
26-27
|
|
23.
|
Виды предложений. Простые предложения
|
№24
|
28
|
|
24.
|
Виды придаточных предложений
|
№ 25
|
28
|
|
25.
|
Виды обстоятельственных придаточных предложений.
|
№26
|
29
|
|
26.
|
Союзы и союзные слова.
|
№27
|
30
|
|
27.
|
Виды подчинения придаточных предложений
|
№28
|
31
|
|
28.
|
Разграничение союзов и союзных слов
|
№29
|
31
|
|
|
Таблица № 1
(Фонетика)
Звуки
|
Гласные
|
Согласные
|
|
Ударные
|
Безударные
|
глухие или звонкие
|
мягкие или твердые
|
|
10 букв: а о у ы э
я ё ю и е
|
Всегда звонкие: [р], [л], [м], [н], [й]
|
|
6 звуков: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
|
Всегда глухие: [ц], [ч], [щ], [х]
|
|
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
|
Всегда мягкие: [й,], [ч,], [щ,]
|
|
1) в начале слова: яма [й , а]
2) после гласной: маяк [й , а]
3) после ь и ъ: вьюга [й , у]
В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный: мяч [м, а ч,]
Внимание:
1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность
2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи
|
Всегда твердые: [ц], [ж], [ш]
ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО
РАЗБОРА:
РЕКА - 2 слога
Р [р,] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;
Е [и] - гласный, безударный;
К [к]- согласный, глухой, твердый, парный;
А [а] - гласный, ударный
4 б., 4 зв.
|
|
|
Таблица № 2
Характеристика русской лексики
|
Слова с точки зрения количества значений
|
|
|
|
однозначные
метеорит, парабола, разогнуть, ртуть, сумбурный, экватор
|
многозначные
стол, рука, разрешить, хлеб, цирк, учить первозданный,
|
|
|
|
прямое значение
первичное значение; предмет называется словом непосредственно, прямо: письменный стол, чистая аудитория, вкусное яблоко, костер горит
|
переносное значение
вторичное значение, возникшее на основе прямого; предмет называется словом опосредованно
|
|
|
|
По сходству - метафора: глазное яблоко, лампочка горит, хвост поезда
|
По смежности -
метонимия:
внимательная
аудитория, праздничный стол, съел три тарелки, читаю Есенина
|
Часть называется
по целому или целое по его части - синекдоха: Студент нынче не тот пошёл. Москва французу отдана.
|
|
|
|
Лексика с точки зрения происхождения
|
|
|
|
Исконно русская
мать, видеть, дерево, вдруг, ласковый, бойкий, вчера
|
Заимствованная
квартира, барабан, фрукт, суффикс, кекс, грамматика
|
|
|
|
Лексика с точки зрения употребления
|
|
|
|
Общеупотребительная
слова, использование которых свободно, ничем не ограничено: наблюдать, история, знать веселый, всерьез, лес, дом
|
Ограниченная в употреблении
|
|
|
|
людьми, живущими в определённой местности (чаще сельской) - диалектизмы: курень, кочет, гутарить, инда (=даже)
|
социальными группами лиц -жаргонизмы:
предки (=родители), прошвырнуться, ящик (=телевизор)
|
Людьми определённых профессий - профессионализмы:
пленэр, кегль, плеоназм, коррозия
|
|
|
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса
|
лексика активного запаса -
повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке
|
лексика пассивного запаса -
слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка
|
|
|
|
устаревшая лексика
|
новая лексика (неологизмы)
|
|
историзмы
вышли из употребления, как обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут
|
Архаизмы
заменились более современными
синонимами:
длань=ладонь
очи=глаза
|
Общеязыковые появились для обозначения новых понятий:
лунит, СМИ, диск (компьютерный)
|
Индивидуальные (авторские:
Глаза звездились
(К.Федин)
|
|
|
|
Лексика с точки зрения стилистической окраски
|
|
нейтральная
институт, дом,
книга, бежать,
общество
|
книжная
дерзновенный, созидательность, сподвижник, регресс
|
разговорная
домик, жадина, глубинка, вкуснятина, натрудиться
|
|
|
Основные разряды лексических единиц
Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (огромный - громадный, есть - кушать; бродить - шляться).
Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (хороший - плохой, высоко - низко, правда - ложь).
Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (луг - лук, брак - брак
Омофоны - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию (гриб - грипп, Роман - роман).
Омографы - это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию (замОк - зАмок, парИть - пАрить)
Омоформы - это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах (три - глагол, три - числительное, стих - существительное, стих - глагол).
Паронимы - это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения (единый - единичный, будний - будничный, компания - кампания)
Фразеологизмы - целостные несвободные единицы, которые воспроизводятся в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой,звёздный час, заварить кашу, со всех ног).
Образно - выразительные средства выразительности
|
Фонетика
Фонетический уровень языка
|
Аллитерация (повтор
согласных звуков)
звукопись
Ассонанс (повтор
гласных звуков)
звукоподражание
|
|
Лексика. Лексический уровень языка
|
1)Тропы:
Эпитет (прекрасный день)
Метафора (щёки горят)
Олицетворение (цветы смотрят)
Метонимия (на золоте едал, читал Пушкина)
Синекдоха (Москва французу отдана)
Сравнение (Дочь похожа на мать.)
Перифраза (царь зверей, т.е. лев)
Ирония
Гипербола (бескрайняя равнина)
Литота, т.е. преуменьшение (зайти на минутку)
Оксюморон (шумит тишина, грустная радость
2) фразеологизмы, крылатые выражения, афоризмы
3) многозначные слова, историзмы (боярин), архаизмы (чело), неологизмы, старославянизмы (щ-ч: освещение-свечение), диалектизмы (кочет), стилистически окрашенная лексика (Хороший человек)
4) синонимы (враг, неприятель), антонимы (добро и зло), омонимы (брак- брак), паронимы (адресат-адресант)
|
|
Словообразование
|
Аффиксы, стилистически окрашенные (уменьшительно-ласкательные, увеличительные суффиксы)
домик - домище - домина
|
|
Морфология.
|
Говорящие имена, фамилии. Глаголы: переносное употребление времён (Едем завтра. Задремал: слышу - идут в траншее)
Многосоюзие (полисиндетон), междометия, частицы
|
|
Синтаксис.
|
Антитеза (добро-зло), сравнение, обращение, риторическое обращение, парцелляция (вычленение), эллипсис, умолчание, инверсия (обратный порядок слов в предложении), анафора (единоначатие), эпифора (одинаковая концовка предложений), однородные члены, бессоюзие (асиндетон), параллелизм синтаксических конструкций (построение предложений по одной схеме), восклицательные и вопросительные предложения, риторические вопросы, риторические восклицания, градация (убывание или возрастание признака, действия), именительный представления, т.е именительный темы (Дружба…Что это такое?)
|
|
|
Таблица 3
Имена существительные
|
Нарицательные
(называют однородные предметы и явления): день
|
Собственные
(являются индивидуальными названиями предметов): Ваня, Москва
|
|
Одушевлённые Кто?
В.п. мн.ч.= Р.п.мн.ч.
Например: кукол =кукол
|
Неодушевлённые Что?
И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
Например: улицы=улицы
|
|
|
У неодушевлённых существительных мужского рода это различие проявляется и в единственном числе.
Например: И. п. Слышен голос. В.п. Слышу голос.
1. Отвлечённые (=абстрактные) существительные - это существительные типа ЧТЕНИЯ, БЕГ, ХЛОПОТЫ, ЧИСТОТА, ДОВЕРЧИВОСТЬ,
образованные от глаголов или прилагательных и обозначающие действия, состояния или признаки предмета. Обычно такие существительные имеют характерные суффиксы - НИ (Е), - ЕНИ (Е),- ОСТЬ, - ОТ, -Б:
пение, храбрость, доброта, ходьба
2. Вещественные существительные - это существительные, обозначающие вещества в широком понимании, т.е. однородные массы, из которых состоят тела или которыми наполняются ёмкости, полезные ископаемые, пищевые продукты: кислород, вода, аспирин, медь, песок, бетон.
3. Собирательные существительные - это существительные, обозначающие собирательное (нерасчленённое) множество предметов, многие из них имеют характерные слововообразовательные суффиксы -УР-,-СТВ- и др.: аппаратура, студенчество, листва.
4. Конкретные существительные - это существительные, обозначающие предметы или явления действительности: дом, студент, гроза, революция. Конкретные существительные нередко называют считаемыми, поскольку они обозначают предметы и явления, поддающиеся счёту (в отличие от отвлечённых, вещественных, собирательных существительных)
Обратите внимание на существительные ОБЩЕГО РОДА типа неряха, торопыга, злюка, умница, невежа, которые относятся к существительным и женского, и мужского рода
Таблица 4 Глагол
|
Совершенный вид что сделать?
|
Несовершенный вид что делать?
|
|
Возвратный > есть -ся - сь
|
Невозвратный > нет -ся - сь
|
|
Переходный глагол (при прямых дополнениях)
Например:
любить (кого?) сына (В.п. без предлога)
Не читать (чего?) книг (Р.п.)
Попить (чего?) чаю (Р.п.)
|
Непереходный глагол
(при косвенных дополнениях)
Например: думаю об отдыхе
|
|
|
Наклонение глаголов
|
Изъявительное
|
Условное
(= сослагательное)
|
Повелительное
|
|
Указывает на реальность глагольного действия в прошлом, настоящем или будущем:
течёт, тёк, будет течь.
|
Действие выполняется при условии:
сделал бы
|
Приказ, просьба, совет:
работай, пойдёмте, иди,
пусть идёт
|
|
|
Изъявительное наклонение указывает на реальность, а повелительное и сослагательное наклонение - на ирреальность (необходимость, желательность, возможность) действия.
Таблица 5
Причастия
(Какой? Каков? Что делающий? и др.)
Настоящее время
|
действительные
|
-УЩ-ЮЩ-
(от гл. I спр.)
-АЩ - ЯЩ-
( от гл. II спр)
Прошедшее
|
-ОМ - ЕМ-
( от гл. I спр.)
-ИМ-
( от гл. II спр.)
Искл.: движимый
брезжущий
время.
|
страдательные
|
|
|
-Ш-
… -ВШ-
… н. ф. гл.
Увидавший - увидать
|
-Т вышитый, сжат
- ЕНН-
( от гл. на ить, еть.) увиденный
… -НН- услышанный
… н.ф.гл.
Разрезанный - разрезать
|
|
|
|
Деепричастие
|
Несовершенный вид
|
Совершенный вид
|
|
что делая?
(суффиксы а, я, ючи, учи)
Например:
думая, решая, будучи, сидючи,
Не дыша
|
что сделав?
(суффиксы в, вши, ши.
Например:
решив, умывшись.
|
|
|
Таблица 6.
Разряды прилагательных
|
Качественные
|
Относительные
|
Притяжательные
|
|
1.обозначают возраст, свойство, цвет, вес, размер, форму, запах, вкусовые качества, качество, температуру, внешний вид, черты характера
Например: белый, большой, тяжёлый.
|
1.обозначают материал, время, место, назначение предмета
Например: деревянный, вчерашний, городской,
обеденный.
|
1.обозначают принадлежность кому-либо (лицу или животному), отвечают на вопрос
ЧЕЙ?
Например: лисий папин
Имеют суффиксы
ын (ин), ов (ев, ) ий.
|
|
2. имеют степени сравнения (могут быть в большей или меньшей степени)
Например: выше, самый высокий,
более высокий, высочайший
|
2.не имеют степеней сравнения
|
2.не имеют степеней сравнения
|
|
3.имеют краткую форму Например:
высокий - высок.
|
3.не имеют краткую форму
|
3. не имеют краткую
форму
|
|
4.употребляются с наречием ОЧЕНЬ
Например:
очень высокий.
|
4.не употребляются с наречием ОЧЕНЬ
|
4. не употребляются с наречием ОЧЕНЬ
|
|
|
Примечание: между разрядами нет чётких границ. Одно и то же прилагательное в зависимости от контекста может выступать в разных значениях.
Например: каменный дом (относительное)- каменное сердце =.жестокое (качественное); медвежья берлога (притяжательное) - медвежья услуга =плохая, (качественное).
Таблица 7
Разряды местоимений.
1.Личные: Я-мы, ты-вы, он, она, оно - они.
2. Возвратное: себя (нет И. п.)
3. Определительные: сам, самый, иной, другой, каждый, весь, всякий, любой, всяческий, всяк.
4. Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, сей, оный.
5. Отрицательные: никто, ничто, нисколько, никакой, ничей, нечего, некого.
6. Неопределённые: некто (только И.п.), нечто (только И., В.п.),
несколько, кое-кто, кто-то, что-либо, сколько-нибудь и т.д.
7. Притяжательные: (Отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? Чьи?)
наш, ваш, мой, твой, свой.
Обратите внимание:
|
Личные
Кого?
Чего?
Что?
|
ЕЁ
ЕГО
ИХ
|
Притяжательные
Чей?
Чьё?
Чья?
Чьи?
|
|
|
Дополнение определение
Сравни: увидел ЕГО (чьи?) глаза (определение притяжательное);
увидел (кого?) ЕГО (дополнение личное)
8 вопросительные (в вопросительных предложениях)
9 относительные (в качестве союзных слов в сложноподчиненных
предложениях): кто, что, какой, чей, который, сколько
Сравни:
Кто пришёл? (вопрос.) [Я знаю], (кто пришёл) (относ.)
Таблица № 8.
Разряды числительных
|
Количественные
|
Порядковые
|
|
СКОЛЬКО?
- обозначают целые числа (два)
- обозначают дробные числа (две третьих)
- собирательные (семеро, обе)
|
КАКОЙ ПРИ СЧЁТЕ?
Например: пятьдесят второй; сорок пятый, двести третий
(при склонении меняется ТОЛЬКО последнее слово)
|
|
|
Таблица № 9
Разряды наречий по значению
1. Места (Где? Откуда? Куда?) вдали, здесь, там
2. Времени (Когда? До каких пор? Как долго?): вчера, долго
3. Причины (Почему?): спроста, сгоряча, поневоле, оттого
4. Цели (Зачем? От чего? С какой целью?): назло, затем
5. Образа действия (Как? Каким образом?): хорошо, плохо
6. Меры и степени (В какой мере? В какой степени?): вдвое, очень, настолько, насколько, слегка
Разряды местоимённых наречий
(подобно местоимениям, не обозначают признак действия, а только указывают на него)
1. Времени: иногда, навсегда, никогда
2. Места: здесь, отсюда, туда
3. Образа действия: совершенно
4. Цели: зачем, затем
5. Вопросительно-относительные: где, как, когда
6. Неопределённые: когда-то, некогда, как-то, где-либо
7. Определительные: всегда, всюду
8. Отрицательные: нигде, никак, никогда
9. Притяжательные: по-моему, по-вашему
10.Указательные: там, этак
Таблица № 10
Слова состояния (=категория состояния.)
Слова состояния (=категория состояния, предикативные наречия, безлично-предикативные слова, предикативы) характеризуются:
1. обозначением состояния живых существ, природы, окружающей среды.
2. отсутствием форм склонения и спряжения.
3. употреблением в функции сказуемого в безличном предложении.
Группы слов состояния по значению:
1. Слова, обозначающие эмоциональное (душевное) состояние человека: грустно, радостно, легко, жаль и т.д.
2 Слова, обозначающие физическое состояние живых существ: больно, жарко, тепло, тяжело, лень и т.д.
3. Слова, обозначающие состояние окружающей среды: светло, темно, пасмурно, пустынно, морозно, ветрено и т.д.
4. Слова, обозначающие состояние возможности или невозможности, необходимости совершить действие: охота, можно, нужно, нельзя, неохота, надо, необходимо и т.д.
Таблица 11
Степени сравнения прилагательных:
|
Сравнительная
|
Превосходная
|
|
Простая
|
Составная (=сложная)
|
Простая
|
Составная (=сложная)
|
|
ЕЕ (ЕЙ)
Е выше
ШЕ старше
ЖЕ глубже
красивее
|
Более
Менее + прил-е
более красивый
менее красивый
|
АЙШ
ЕЙШ
старейший
|
Наиболее
Наименее
Самый + прил-е
или
простая сравнительная
степень + всех, всего
Красивее всех
Самый красивый
|
|
|
Примечание: качественные прилагательные (и наречия, и категория состояния) имеют ТРИ степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную. Положительная степень обозначает признак предмета без сравнения с другими предметами: свежее сено.
наречий:
|
Сравнительная
|
Превосходная
|
|
Простая
|
Составная (=сложная)
|
Простая
|
Составная (=сложная)
|
|
ЕЕ (ЕЙ) суше
Е ШЕ
ЖЕ глубже
быстрее
дальше
|
Более
Менее + наречие
более высоко.
менее высоко
|
ЕЙШЕ
АЙШЕ
Покорнейше, жесточайше.
|
Простая сравнительная степень + всех, всего
больше всего,
старше всех.
|
|
|
категории состояния = слов состояния:
( имеют такие же степени сравнения, как и наречия).
Различают по синтаксической роли в предложении:
Весело на пашне. (Категория состояния = сказуемое в безличном предложении)
Лицо его спокойно, ясно, весело. (Краткое прилагательное = сказуемое в двусоставном предложении)
Он смотрел весело и нежно. (Наречие = обстоятельство)
Таблица 12
Предлоги
|
непроизводные
|
производные
|
|
(=первообразные)
из; без; при;
в; к; на и др
Вышел ИЗ школы
|
(= не первообразные, образованные от других частей речи) навстречу; несмотря на;
наряду с; посредством.
НАВСТРЕЧУ мне шёл человек.
|
|
|
Таблица №13
Союзы
|
Сочинительные
|
Подчинительные
|
|
|
Сочинительные союзы
|
Соединительные
|
Противительные
|
Разделительные
|
|
Да (= и); и:
ни - ни;
тоже, также
не только, но и;
как, так и.
|
но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но);
же (=но); крайне (последних два союза применяются редко)
|
Или;
либо;
то-то;
не то - не то.
|
|
|
Особая группа сочинительных союзов - присоединительные:
то есть, или (= то есть), а также и др.
Подчинительные союзы
1. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, ли, как будто и др.
2. Временные: когда, едва, как, как только, лишь только, прежде чем
3. Причинные: потому что, так как и др.
4. Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
5. Условные: если, раз, если бы и др.
6. Уступительные: хотя, ни, несмотря на то, что и др.
7. Следственные так что
8. Сравнительные: как, как будто, словно, точно, будто
Таблица № 14
Частицы
|
Словообразовательные
|
Формообразующие
|
|
1.- ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, КОЕ-
(их называют морфемами, реже частицами): кое-кто, где-то
2. НЕ, НИ: никогда, некогда
|
1. образуют условное наклонение (БЫ, Б): сделал бы
2. образуют повелительное наклонение (ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ДАВАЙ): давайте сделаем…
3. образуют степени сравнения (БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ): самый красивый, более низкий
4. частицы ВСЁ, ЕЩЁ усиливают значение сравнительной степени:
всё лучше, ещё выше
|
|
|
Модальные частицы ...........
|
вопросительные
|
неужели, разве, ужели, ли, ль
|
|
усилительные
|
-то, даже, и (м/б союзом), ну, ещё (м/б наречием), уже, уж, даже и, ни, всё (м/б местоимением), таки, всё-таки, ведь
|
|
указательные
|
вот, а вот, вон, а вон, это (м/б местоимением)
|
|
восклицательные
|
что за, как, ну и
|
|
Страницы: [1] | 2 |
|