48
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Факультет иностранных языков
Кафедра теории и практики английского языка
Курсовая работа
"Активность и продуктивность основных словообразовательных моделей в истории английского языка"
Введение
Развитие языка совершается постоянно и осуществляется на всех уровнях: подвергается различным изменениям звуковая система, меняется морфологический состав слова, претерпевают семантические изменения слова и словосочетания. Наиболее заметные и ощутимые трансформации происходят в словарном составе языка, т.е. в лексике.
Возникновение новых слов в наше время происходит, можно сказать, в геометрической прогрессии. Существуют в языке слова, которые широко употребляются говорящими, но существует и другая категория слов - слова окказиональные, которые создаются в речи каждодневно, ежечасно, и их число не поддаётся никакому подсчёту. Поэтому проблема словообразования остаётся актуальной и по сегодняшний день.
Большой вклад в изучение данного процесса внесли многие лингвисты, как зарубежные, так и советские учёные, в первую очередь С.С. Хидекель, Е.С. Кубрякова, А.И. Смирницкий, В.Д. Аракин и др. Основная задача словообразования как науки, по мнению лингвистов, состоит в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц.
Подавляющее большинство новообразований создаётся посредством тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает тот или иной язык. К основным способам словообразования в современном английском языке относятся: словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращение, обратное словообразование, лексико-семантический способ. Роль этих способов в создании новых слов далеко не одинакова. Не одинакова и их роль в одном и том же языке в разные периоды его развития.
Ключевой проблемой словообразования является проблема производности (деривации). Словообразование должно в первую очередь заниматься исследованием вопросов о том, как «сделаны» новые слова. Следовательно, непосредственной целью словообразовательного анализа является доказательство производности конструкции. Таким образом словообразовательный анализ начинается с установления деривационных отношений и заканчивается определением формальных и семантических особенностей производного.
Исследуя производные слова, мы тем самым выявляем словообразовательные модели, словообразовательные значения, семантические связи между производящими и производными словами и, в результате, устанавливаем закономерности создания новых слов.
В данной работе рассмотрено развитие словарного состава как в диахронном, так и в синхронном срезе, а также освещён вопрос об активности и продуктивности основных словообразовательных моделей. Каждый пункт начинается с теоретического освещения того или иного способа образования новых слов, даётся описание присущих данному способу словообразовательных средств и моделей, большое внимание уделяется иллюстрациям описываемого материала.
1 Словообразовательные процессы в истории английского языка
1.1 Развитие словарного состава в древнеанглийский период
Обогащение словаря совершалось главным образом путём образования новых слов от имеющихся в языке различными постепенно вырабатывавшимися приёмами словопроизводства (суффиксацией и префиксацией) и словосложения.
Образование новых слов путём суффиксации. Суффиксы имён существительных
Для обозначения людей по роду их деятельности в древнеанглийском языке были производные слова, образованные присоединением суффикса - ere (латинского происхождения: из латинского суффикса - arius) к основам имён или глаголов, которые указывают на объект или характер деятельности.
Так возникли многочисленные существительные - имена деятелей (fiscere - рыбак (от fisc - рыба), вфсеrе - книжник (от bфс - книга)).
Для обозначения женщин, занимавшихся определённым видом деятельности, применялись производные слова с суффиксом - estre:
b?cestre - булочница (от bacan - печь);
t?ppestre - трактирщица (от t?ppa - затычка бочки с вином);
Для обозначения человека по его происхождению, принадлежности к определённому роду или племени, употреблялись производные существительные с суффиксом - in. Так, король Альфред называется в летописи ??elwulfin - но имени с моего отца (??elwulf).
Суффикс - ling использовался для образования существительных, имевших уменьшительно-ласкательное или уменьшительно презрительное значение (darling).
Отвлечённые существительные с значением качества образовывались от основы соответствующих имён прилагательных при помощи суффикса - in (h?tu < hatin (от hвt - жаркий) > heat - жара; br?du < brвdin (от brвd широкий) - ширина).
Впоследствии в древнеанглийском периоде стал всё шире употребляться другой суффикс отвлечённых существительных - ?u > н.э. - th, который присоединялся к основам, уже испытавшим перегласовку (т.е. раньше имевшим суффикс - in). Так возникли, например, отвлечённые имена существительные len?u, stren?u. [1, c. 263]
В древнеанглийском было существительное dфm - суждение, решение, рок, власть, двн. tuom, др. ск. dфmr. Оно входило в состав многих сложных существительных с отвлечённым значением, например wоsdom (мудрое суждение, мудрость). Смысл таких сложных слов определялся прежде всего по их первой части, а значение второй части всё более обобщалось, пока из лексического не стало грамматическим, пока самостоятельная основа не превратилась в суффикс - dom, образующий абстрактные существительные.
Для образования отвлечённых существительных, обозначающих состояние, в древнеанглийском употреблялся суффикс - scipe, образованный от существительного scipe - форма, состояние. Этот суффикс сохраняется в ряде употребительных теперь слов и даже не совсем утратил продуктивность. Звучит он теперь [?ip]:
frзфondscipe - дружба (от существительного frзфnd - друг).
B среднеанглийский период др. а. существительное r?den (правило, совет, условие) превратилось в суффикс - red, с его помощью были образованы новые слова, например:
hatred - ненависть (вытеснившее др. а hatun); kindred родство (от существительного kin - родня),
В новый период суффикс - red утратил продуктивность и теперь встречается лишь в нескольких словах.
Слово hвd - (состояние, звание, способ) входило вторым элементом в состав сложных существительных с отвлечённым значением, например:
cildhвd - состояние ребёнка, детство, в новоанглийском childhood;
weoruldhвd - мирская жизнь (от существительного weoruld - мир., свет).
В древнеанглийском таких сложных слов было немного, и - hвd ещё сохраняло свою самостоятельность. Впоследствии оно превратилось в суффикс, образовавший ряд новых слов.
Широко распространены были суффиксы - in и - un, присоединявшиеся к глагольным основам для образования имён существительных, обозначавших действия, состояния, или же результаты и продукты действий:
rзtin- приветствие (от глагола rз приветствовать) > н. а. greeting;
lеоrnun - учение (от глагола leornian - учить) > н.э. learning;
В среднеанглийском суффикс - ing получил широкое распространение, вытеснив свой вариант - ung, а в новый период - ing стал одним из самых продуктивных суффиксов. [2, c. 193]
Суффикс - nis(s), - nes(s) использовался для образования от основ прилагательных отвлечённых существительных, выражающих качество, например:
оdelnis - праздность (от прилагательного оdel - праздный) > н.а. idleness;
swзtnes - сладость (от прилагательного swзte - сладкий) > н.а. sweetness.
Существительное man(n) - человек использовалось для образования сложных существительных - названий лиц по их национальной принадлежности, социальному положению, профессии, например:
s?man - моряк (от существительного s? - море),
r?desman - советник (от существительного r?d - совет).
В среднем периоде и особенно в новом периоде слово man стало настолько широко использоваться для образования новых существительных, что почти образовало новый суффикс [men]. Всё же в написании различаются - man и - mеn. [1, c. 289]
Суффиксы имён прилагательных
Из многих суффиксов имён прилагательных мы назовём лишь те, которые остались продуктивными до настоящего времени.
Широкое распространение в древнеанглийском имел общегерманский суффикс - i, который в среднеанглийский период превратился в - i (у) (Bysi-занятый > busy; hali- святой (от hвl - здоровый, целый) > н.э. holy)
Суффикс - lic (из существительного lоc - тело, облик, образ) образовывал качественные прилагательные от основ существительных и прилагательных:
?rlic - ранний (от ?r-раньшe) н.а. early;
dзвdlic - смертельный (от dзвd-мёртвый) > н.а. deadly;
Многие прилагательные с суффиксом - lic в дальнейшем развитии языка оказались лишними (из dзфp и dзфplic - только deep).
Если же смысловое различие было (или стало) достаточно важным, сохранялись оба прилагательных, например:
н.а. sick - больной (<др. а. sзфc) и sickly - болезненный, хилый.
Суффиксы - full и - lзвs, как и - lic, были образованы от полнозначных слов (от прилагательных full - полный и lзвs - лишённый чего-либо).
Суффикс - ful(l) > н, а. - ful использовался и сейчас используется образования качественных прилагательных от основ существительных (mфdful - мужественный (от mфd-мужество)).
Суффикс - lзвs образовывал от основ существительных прилагательные, обозначающие отсутствие какого-либо свойства или качества (recelзвs - безрассудный, беззаботный > н.а. reckless).
Относительные прилагательные образовывались при помощи суффикса - isc (Englisc - английский (от названия племени Engle - англы) > н.а. English).
Суффикс - еn служил для образования относительных прилагательных, обозначающих материал, вещество, из которого предмет сделан (lоnen - полотняный, льняной (от liп - лён) > н.а. linen; fliexen - льняной (от fleax н.а. flax - лён) > н.а. flaxen).
Суффиксы глаголов
Наиболее употребительным был суффикс -?/?-, вызывавший перегласовку корневого гласного. Он образовывал глаголы I класса, иногда один, иногда вместе с другим суффиксом - n -:
l?ran - учить (от основы существительного lвr - учение, знание);
nemnan - звать (от основы существительного namа - имя);
Глаголы II класса имели в первой основе суффикс - фi-, перегласовке подвергалось - ф-, а корневой гласный сохранялся неизменно:
lufian - любить (от основы существительного luf-u - любовь) > н.а love
macian - делать > н.а. make.
Иногда к суффиксу присоединялся ещё - s -:
ricsian - царствовать (от основы существительного rice-царство, королевство).
Образование новых слов путём префиксации
Из числа сохранивших продуктивность древнеанглийских префиксов можно назвать следующие: mis- и un -.
Префикс mis - придавал существительным и глаголам значение неправильного или дурного действия или поступка (misd?d - дурной поступок (от d?d - действие) > н.а. misdeed).
Префикс an - придаёт существительным и прилагательным отрицательное значение (unfri?-вражда, война (от fri?-мир)).
В среднеанглийском, и особенно в новоанглийском, этот префикс оказался очень продуктивным.
Словосложение
Сложные имена существительные, образованные из основ двух существительных (folc - народ + toa - ведущий > folctoa - вождь; l?се - лекарь + cr?ft - искусство > l?cecr?ft - врачевание).
Некоторые из таких сложных слов настолько прочно слились друг с другом, что в современном языке уже не представляется возможным различить их составные элементы, они превратились, в простые слова, например:
wif - жена + man - человек > wоfman - женщина > н.а, woman;
hus - дом + bonda - житель > hыsbonda - хозяин дома > н.а. husband - муж, хозяин;
Сложные имена существительные, образованные из основ прилагательного и существительного:
hвli - святой + d? - день > hвlid? - праздник > н.а. holiday;
wоd - широкий + s? - море > wоds? - океан.
Сложные имена существительные, образованные из основ существительного и причастия настоящего времени:
flett - жилище + sittende - сидящий > flett-sittende гость;
s? - море + lо?end - странствующий > s?-li?end - моряк.
Этот тип образования сложных существительных, достаточно распространённый в древнеанглийский период, не получил дальнейшего развития. [1, c. 301]
Сложные прилагательные, образованные из основ существительного и прилагательного:
mod - характер + wlanc - гордый > mфdwlanc - горделивый;
old - золото + fвh - пёстрый old-fвh - отливающий золотом.
Сложные прилагательные, образованные из основ прилагательного и существительного:
stip - сильный + mфd - характер > stipmфd - храбрый.
Сложные наречия, образованные из основ двух существительных:
drop - капля + m?l - раз > dropm?lum - капля по капле.
Сложные наречия, образованные из предлога и существительного (в косвенном падеже):
on+ we - дорога > onwe - прочь > н.а. away.
Сложные имена существительные из словосочетаний
Чаще всего в одно слово переходили определительные сочетания двух существительных, причём первое из них (определение) сохраняло суффикс родительного падежа, например:
Wоtenaemфt - совет старейшин, (wоtena - родительный падеж мн. числа от wоta - мудрый, старейший + emфt - совет, сходка).
Интересны названия дней недели, составленные по образцу соответствующих латинских наименований, вторым элементом которых было слово день, а первым - имя божества:
Sunnand? (sunna - солнце, считавшееся божеством) > н.а. Sunday - день солнца, воскресенье.
Некоторые древнеанглийские сложные существительные, образованные из словосочетаний, превратились в простые слова, составные части которых уже не выделяются говорящими, например:
England - Англия < Enlena land (Англов страна).
1.2 Развитие словарного запаса в среднеанглийский период
Изменения в системе аффиксации Суффиксы имён существительных
В среднеанглийский период суффикс - ere, вследствие утраты безударного конечного гласного, стал односложным - еr. Он оставался весьма продуктивным, образуя новые слова от исконных и заимствованных основ (gardener, hunter, leader).
Суффикс - ster < др. а. - еstre не был особенно продуктивным в средний период. Он утратил значение женского рода и стал просто суффиксом действующего лица, т.е. синонимом чрезвычайно продуктивного суффикса - еr. Среди немногих слов, образованных в среднеанглийском при помощи суффикса - ster, можно назвать brewster - пивовар от глагола brewen - варить пиво. [3, c. 192]
Суффикс - ling < др. а. - lin был поддержан созвучным скандинавским суффиксом и получил под его влиянием дополнительные смысловые оттенки: gosling - гусёнок, duckling - утёнок.
Суффикс - th < др. а. - ?и сохранял продуктивность в среднем периоде и присоединялся к основам разных частей речи: wealth - богатство от существительного wele - богатство, благо; stealth - кража, обман от глагола stelen.
Древнеанглийское - hвd в средний период превратилось в настоящий суффикс - hood (brotherhood, neighbourhood).
Чрезвычайно широкое употребление в среднеанглийский период получил отглагольный суффикс - ing (fishing, fighting, meeting).
Суффикс - ness < др. а. - ness, - nyss дал много образований
в среднеанглийском (readiness, weakness).
Существительное man в средний период ещё чаще, чем в древний, употреблялось в качестве второго элемента новых существительных и может считаться превратившимся в таком положении в суффикс (craftsman, gentleman).
Древнеанглийский суффикс - ship сохранял продуктивность в среднем периоде и дал новообразования (hardship, fellowship, ladyship, lordship).
Суффикс - red из древнеанглийского r?den дал лишь несколько слов (hatred, kindred).
В новоанглийский период суффикс - red не является продуктивным.
Суффиксы имён прилагательных
В системе имён прилагательных широкое применение находит суффикс - у из древнеанглийского - i (happy, hearty, naughty).
Древнеанглийский суффикс - lic дал среднеанглийский - lich, потом -1у (др. а. frзфndlic cp.a. frendlich > н.а. friendly).
Суффиксы - ful и - less образовали много новых прилагательных (fearful и fearless, useful и useless)
Древнеанглийский суффикс - isc с p.a. - ish дал целый ряд новых слов. С XV века этот суффикс стал образовывать прилагательные от прилагательных, со значением смягчённого, ослабленного качества, например:
bluish - синеватый (XV век) от прилагательного blue-синий. [3, c. 198]
Суффикс - еп < др. а. - en, присоединяясь к основам существительных, образовывал относительные прилагательные, которые впоследствии стали употребляться в переносном смысле, т.е. превратились в качественные, например:
golden - золотой, золотистый (от существительного gold - золото).
Суффикс - som, - some - др. a. - sum образовал прилагательные от основ разных частей речи (handsome, tiresome).
Суффиксы наречий
Наиболее продуктивным суффиксом наречий в средний период был - liche (< др. а. - lice), упростившийся затем в -1у (only - единственно, только < ср.a. onliche; hardly - едва (от прилагательного hard - твёрдый, жестокий, трудный < др. а. heard)).
Суффиксы глаголов
Одним из способов образования новых глаголов от основ имён существительных и прилагательных было присоединение к этим основам суффикса - еп (happen, blacken, loosen).
Префиксация
C утратой глаголами категории вида часть префиксов, служивших для образования глаголов совершенного вида, выходит из употребления. Некоторые старые глагольные префиксы сохраняются, но они уже изменяют лексический характер.
Префикс mis - образовал ряд новых глаголов (mislay, mistake, mistrust).
Префикс ип - был очень продуктивен в среднем периоде и дал много, новых слов с отрицательным значением (unbind, unhappy, unwise).
Префикс be - образовал новые глаголы (behave, belong, betray).
Возникновение бессуффиксального способа словообразования (конверсия)
В английском языке древнего периода было много существительных и глаголов, образованных от одного корня, но оформленных характерными для каждой части речи морфологическими признаками, например:
Существительные
drinс(a) - напиток
weorc - работа
Глаголы
drincan - пить
wyrcan - работать
В средний период, вследствие редукции окончаний, различия между формами существительных и глаголов уменьшились:
drinс - напиток
werk - работа
drinken - пить
werken - работать
В XIV веке конечное - п в безударных слогах отпало.
smoke - дым
love - любовь
smoke - дымить
love - любить
В XV веке конечное - е совершенно перестало произноситься:
drink - напиток
work - работа
drink - пить
work - работать
Наличие этой омонимии позволило возникнуть новому бессуффиксальному способу словообразования, который состоит в том, что от уже имеющихся в языке слов образуются новые слова, не имеющие никаких словообразовательных суффиксов. [4, c. 237]
Этот новый способ словообразования уже в средний период дал много новых слов, например:
Глаголы от существительных (chance, comb, dream, land).
Существительные от глаголов (call, move, smile, stare)
Образование новых слов способом словосложения
В среднеанглийском было образовано много сложных слов. Основным типом словосложения продолжал оставаться способ сложения основ разных частей речи:
Новые существительные из сложения основ существительных (football, handicraft, penknife, table-cloth).
Новые существительные из сложения основ прилагательного и существительного (grandfather, grandmother).
Новые существительные из сложения основ предлога и существительного (afternoon)
Новые существительные из сложения основ наречия и глагола (income).
Новые существительные из сложения основ глагола и существительного (breakfast-завтрак (из устойчивого словосочетания to break fast - нарушать пост).
Новые местоимения из сложения основ местоимений и существительных (anybody, somebody, nobody, anyone, someone, everything).
Новые наречия из сложения основ разных частей речи (meanwhile, sometimes, anywhere, beforehand, already, because).
1.3 Развитие словарного состава в новоанглийский период
Изменения в системе суффиксации. Суффиксы существительных
Среди старых продуктивных суффиксов особенно важными являются - er, - ing, - ness.
В новый период суффикс - еr стал употребляться и для образования существительных, обозначающих предметы (boiler, steamer, coaster - каботажное судно, typewriter).
Суффикс - ster является малопродуктивным в новоанглийский период; немногим, образованным с его помощью словам он придаёт пренебрежительный оттенок (inkster-писака, poetaster-плохой поэт, рифмач, gangster). [3, c. 267]
Суффикс - th был слабопродуктивным, а с XVII века превратился в мёртвый суффикс.
Суффикс - ing остаётся чрезвычайно продуктивным (farming - занятие сельским хозяйством, земледелие; stocking).
Суффикс - ness образовал в новый период целый ряд существительных и остаётся продуктивным до наших дней (consciousness, happiness, tenderness).
Суффикс-man дал много производных (coachman, fisherman, fireman, chairman, policeman).
Суффикс - ship в рассматриваемый период дал целый ряд производных существительных (authorship, championship, leadership).
Суффиксы прилагательных
В системе имён прилагательных суффикс - у имел столь же широкое распространение, что и в средний период (handy, healthy).
Суффикс - ful остаётся продуктивным до сих пор (beautiful, delightful, grateful, hopeful)
Новые словообразующие аффиксы
Суффиксы существительных
Суффикс - ment имел значение результата совершённого действия (acknowledgement, management, employment).
С XVI века суффикс - ment стал присоединяться и к основам прилагательных, например, merriment - веселье от merry<др. а, myrig.
В XVIII веке появляются новые, производные с суффиксом-ment (announcement, fulfillment, statement)
В новоанглийский период в системе английского словопроизводства появилось ещё несколько новых суффиксов.
1. Суффикс - аl < фр. - aille (arrival, survival, denial).
2. Суффикс - ity и его вариант - ty < фр. - te образуют существительные от основ имён прилагательных (beauty, liberty, англ. - frailty, poverty)
3. Суффикс - age встречается во многих заимствованных существительных (carriage, village, voyage, shortage, leakage).
Суффиксы прилагательных
Суффикс - able встречается в самых употребительных прилагательных, как заимствованных, например, amiable, capable, passable, probable, так и многочисленных производных, например, eatable, laughable, marketable, readable, teachable.
Появились в английском языке также некоторые новые префиксы. Среди них следует назвать префикс re-, выражающий повторность действия, например, repeat, recover, rewrite, и присоединяющийся как к исконным, так и к заимствованным глаголам и префикс dis-, придающий глаголам и существительным отрицательное значение, например, disturb, dismiss, disarrange, disarm, discover, discovery, disguise, dislike. [4, c. 288]
Конверсия.
Бессуффиксальный способ образования новых слов, т.е. словопроизводство без присоединения словообразующих суффиксов, оказалось одним из наиболее продуктивных приёмов пополнения словарного состава в новый период. Этим способом образовывались и образуются слова, принадлежащие ко всем частям речи. [5, c. 437]
Глаголы от существительных (alarm, camp, hand, lunch, place, photograph, pity, pump).
Существительные от глаголов (crowd, drive, laugh, paint, praise, talk).
Существительные от прилагательных (native, public, Russian, American).
Глаголы от прилагательных (clean, empty, secure).
Предлог от наречия (down).
Изменения в системе словосложения
В новоанглийский период словосложение получило ещё большее распространение, чем в предшествующий. Много сложных слов возникло из различных устойчивых словосочетаний.
Существительные
Среди сложных слов нового периода преобладают существительные, образованные сложением основ следующих частей речи.
Основы двух существительных
Слова, связанные с развитием транспорта (light-house - маяк, stage-coach - дилижанс, torpedo-boat - миноносец, aircraft-авиация).
Слова, относящиеся к быту, например (handkerchief, fireplace, wall-paper-обои, cottage-piano).
Слова, связанные с школьной жизнью (schoolboy, schoolgirl, inkstand, schoolroom, time-table).
Слова, возникшие в связи с развитием печати и общественной жизни (newspaper, typewriter, trade-union).
Основы прилагательного и существительного
Нижеследующие существительные сложились из устойчивых словосочетаний, постепенно перешедших в сложные слова (grandson, granddaughter, shorthand - стенография, greatcoat-пальто, шинель; easy-chair - мягкое кресло).
Основы герундия и существительного
В новый период истории английского языка развивается не существовавшая прежде неличная глагольная форм-герундий. Герундий обозначает действия более или менее отвлечённо и легко образует с существительными сочетания определительного характера. В этом новом типе сложных слов основа герундия, как правило, уточняет смысл основы существительного, показывая назначение предмета (looking-glass, drawing-room, booking-office).
К этому же тину сложных слов относится следующие, например: reading-room-читальный зал, writing-table - письменный стол, dining-room - столовая, walking stick-трость и т.п. [5, c. 474]
Основы наречия и существительного (отглагольного имени действующего лица): bystander, looker-on, passer-by).
Основы глагола и наречия (pinafore-передник, фартук).
Основы двух существительных, первое из которых сохраняет следы морфологического оформления (sportsman).
Другие части речи
В новый период продолжали образовываться и сложные прилагательные:
1) Из основ прилагательного и причастия настоящего времени, например: good-looking.
2) Из основ прилагательного и существительного, совместно оформленных суффиксом - ed такие прилагательные обозначают присущее кому-либо качество или свойство и называются поссессивными (good-natured, long-headed-проницательный, хитрый).
3) Из основ существительного и причастия настоящего времени (heart-breaking-душераздирающий).
Продолжалось образование и сложных местоимений.
1) Из основ местоимения и существительного (everybody, everyone).
2) Из основ числительного и существительного (oneself).
Сложных глаголов появляется немного (broadcast, kidnap)
Из сложных наречий назовём, например, sometimes, perhaps.
Синтаксический тип словосложения
В новый период получил распространение способ образования новых слов из словосочетаний, которые становились устойчивыми, выделялись из общего потока речи, приобретая определённые значения и, в конце концов, срастались в целые слова, сохраняющие всё же признаки своего сложного происхождения. Так образовались сложные слова, принадлежащие к разным частям речи, - существительные, прилагательные, наречия, даже междометия (merry-go-round, out-of-fashion, out-of-date, up-to-date, happy-go-lucky, matter-of-fact, well-to-do, out-of-doors, good-bye).
Лексико-семантический способ.
В пополнении словарного состава языка важную роль играет изменение значений различных слов. Изменения значений бывают трёх видов:
1. метафорические (на основе сходства или однородности признаков прежде обозначавшегося предмета и нового);
2. метонимические (на основе смежности (близости) признаков);
3. по функции.
Ниже рассматриваются в качестве примеров изменения значений слов: book, tide, mill, print, hand, car, clock.
Существительное bфk в общегерманскую эпоху обозначало «бук» - дерево. Позже из букового дерева стали изготовлять дощечки, на которых вырезались разные записи. В VII веке это название перенеслось на книги из пергамента. А затем «book» стало обозначать всякую книгу вообще. [1, c. 376]
Слово tide служит примером изменения значений по сходству: время > время морских приливов и отливов (high-tide, low-tide). Старое значение сохранилось лишь в словах вроде spring-tide - весенняя пора.
Примером переноса названия по сходству и по смежности служит слово mill: ветряная мельница >водяная мельница > механизм, приводимый в действие водяной энергией >фабрика, пользующаяся энергией воды (cotton-mill) > всякое предприятие с разными источниками энергии.
Слово print - пример изменения значения по сходству: отпечаток > печатное издание > шрифт > нанесение на ткани рисунка ручным или машинным способом > ситец.
Слово hand (одновременно метафора и метонимия): рука > человек, занятый ручным трудом > матрос > рабочий.
Hand (изменение значения по функции): указатель > часовая стрелка (показывать время).
Путём переноса по функции изменилось значение слова car: четырёхколёсная повозка > всякий экипаж > железнодорожный вагон (railway-car) > вагон городской электрической дороги (tram-car) > автомобиль.
Богатый словарный состав английского языка содержит множество слов, как исконных, так и заимствованных, которые изменили свои значения или развили новые оттенки значения на протяжении исторического развития английского языка
2 Способы словообразования в современном английском языке
2.1 Функции и единицы, модели описания
Одной из основных функций словообразования по праву является пополнение словарного состава языка. Словообразование находится также на «службе» у грамматики, выполняя ряд коммуникативных функций. Важнейшей из них является перекатегоризация слов, или образование слова с другими частеречными характеристиками (напр., swim `плавать - swimming `плавание, smoke `курить - smoking `курение, move `двигаться - movement `движение и др.) с целью придания им новых синтаксических ролей. С помощью словообразовательных процессов осуществляется универбализация, т.е. выражение в одном слове сложных синтаксических конструкций и даже предложений (ср. as black, as coal «черный как уголь-coal-black, as cold as ice холодный как лед» - ice-cold, to fly aimlessly around the town just like a butterfly «летать по городу бесцельно, как бабочка» - to butterfly), компрессия информации в минимальных поверхностных структурах.
Второй общей и, на наш взгляд, главной объединяющей чертой номинативного и коммуникативного аспектов словообразования является единство конечного продукта порождения, т.е. получение особого типа слов-производных слов, или дериватов, отличающихся по целому ряду основополагающих параметров от непроизводных, простых слов. [6, c. 89]
Производное есть такая вторичная языковая единица, которая формально и семантически зависит от исходной и, при наличии общей ядерной части, отстоит от исходной единицы на один деривационный шаг. По смыслу производное всегда может быть объяснено через исходную единицу, оно мотивировано ею и представляет собой некоторое видоизменение ее семантики. Между производными словами и их производящими единицами нет и не может быть полного тождества: налицо некоторое структурное сходство и.одновременно различие, а также некоторые семантические и / или категориальные сдвиги. Такой тип отношений между словарными единицами характеризуется как отношения словообразовательной производности. Единицы, между которыми они устанавливаются, соотносятся как производящее и производное или как мотивирующее и мотивированное. Производящим, мотивирующим выступает слово или более сложная единица, например, словосочетание на основе структуры и семантики которой строится новое наименование. С формальной точки зрения она может подвергаться различным операциям: полному повторению звуковой формы, свертыванию исходной формы, развертыванию или расширению структуры за счет специально существующих в языке словообразовательных средств, что позволяет выделить в системе конкретного языка действующие способы словообразования. Вследствие различных формальных операций, которые претерпевает производящее слово, в производном слове, образованном на его базе, остаются разные следы, указывающие на его производность от той или иной единицы. В современном английском языке рефлексией производящего слова в производном чаще всего выступает морфологическая основа производящего слова. Напомним, что это неизменяемая часть слова, к которой присоединяются окончания. В производных типа performance «выполнение, election выборы, beginning начало, arrangement приведение в порядок, thoughtfulness задумчивость» и им аналогичных производящие слова perform, elect, begin, arrange, thoughtful представлены именно своими морфологическими основами perform-, elect-, begin-, arrange-, thoughtful- В ряде случаев, например: wind-driven гонимый ветром, frost-bitten обмороженный, unknown неизвестный, производящие слова предстают в виде отдельных своих словоформ - driven, bitten, known. В различного рода сокращениях след производящего слова может сохраняться в виде буквы (напр., ВВС «British Broadcasting Corporation», UNO «United Nations Organization» GPO «General Post Office»), слога (напр., interpol «International police», doc «doctor», vet «veterenarian», flu «influenza», sec «second», lab «laboratory», ad «advertisement»), некоторого звукового комплекса (напр., brunch (breakfast + lunch).
Важная роль в формировании производных принадлежит специально существующим в системе языка деривационным аффиксам, или формантам. Поскольку не все аффиксы в составе слов являются деривационными, кардинальной проблемой при описании аффиксальной подсистемы любого языка становится определение деривационного статуса аффиксальных морфем, установление инвентаря деривационных аффиксов и их семантической нагрузки. [6, c. 95]
Значима в словообразовательных процессах и сама операция, которая приводит к образованию производного слова. Если это операция присоединения аффикса к производящей базе (например, dependent + in - -» independent «независимый, weak + - ness-weakness слабость, appear + re - -» reappear появиться вновь» и т.д.), ее результатом является аффиксальное производное слово. Результатом соединения производящих баз (например, air + line -~ airline авиалиния, coal +basin - coal-basin угольный бассейн, ill + luck-ill-luck невезение) являются сложные слова. Производные слова, образованные по конверсии (напр., to hammer бить молотком, забивать, to nail забивать гвозди, приколачивать, a move движение, a run бег, пробег), формируются как итог транспозиции, перекатегоризации производящей базы.
Основной классификационной единицей в словообразовании является словообразовательная модель, или словообразовательный тип. Это схема, образец, аналог, модель, все то, что фиксирует правило построения производных слов, правило, которое учитывает тип производящих основ и словообразовательных средств и формируемую в результате их взаимодействия обобщенную семантику однотипных слов.
Модель производного - это наиболее общая формула однотипных образований, это их структурно-семантический аналог. Это стабильная структура, обладающая обобщенным лексико-категориальным значением и способная наполняться различным лексическим материалом.
Например, конструкция n + -1у - А в английском языке есть структурная модель, отражающая строение производных прилагательных на - ly: womanly «женственный, manly мужественный, kingly королевский» и т.д., структурно-семантическая словообразовательная модель этих производных должна указать, что их производящими базами являются наименования лиц по родству, профессии, социальному статусу и т.д., сочетающиеся с суффиксом -1у в значении подобия. [7, c. 226]
2.2 Продуктивность и активность словообразовательных моделей
Вторая и не менее важная проблема связана с изучением ограничений, которые испытывает словообразовательная система в своем функционировании, природы этих ограничений, с изучением сферы ее действия и специфики по сравнению с другими подсистемами языка, условий, при которых имеющиеся ограничения действительны или недействительны, и т.д.
Учеными давно было замечено, что по одним словообразовательным моделям можно образовать почти бесконечное или, по крайней мере, значительное число производных, другие же характеризуются неспособностью к свободному производству слов.
Продуктивность - это скорее количественная характеристика словообразовательного ряда: модель продуктивна, когда по ее образцу в языке созданы десятки, а то и сотни производных. С другой стороны, активность модели - это скорее качественная ее характеристика, ибо она означает способность словообразовательного ряда к пополнению новыми единицами. Наконец, употребительность модели связана с ее реализацией в тексте, т.е. статистическими закономерностями ее использования. [7, c. 244]
Из сказанного выше явствует, что продуктивность - это статическая характеристика словообразовательной системы, это учет результатов ее действия, это отражение реализации способности разных словообразовательных моделей в определенные временные периоды к словопроизводству. Многие словообразовательные модели различаются именно в количественном аспекте: ср. довольно ограниченный и закрытый список производных с суффиксом - dom (kingdom, princedom и т.д.) и огромный, открытый ряд производных с суффиксом - еr.
Активность - это динамический, процессуальный аспект словообразовательной системы, ее способность к действию, пополнению языка новыми лексическими единицами, к выполнению определенных коммуникативных заданий. Естественно, что статический и процессуальный аспекты в словообразовании тесно связаны и трудно разграничиваемы. Оттого порою и невозможно определить, употребляем ли мы в речи производные слова как готовые единицы или же вновь создаем их по активным моделям словообразования.
Необходимо сказать, что активность словообразовательных мделей детерминируется многочисленными факторами лингвистическими и экстралингвистическими: фонетическими, фонологическими, морфологическими, этимологическими, деривационными, семантическими, стилистическими и т.д. свойствами лексических единиц, конкуренцией с уже существующими языковыми обозначениями, коммуникативными и прагматическими причинами.
В английском языке, например, производные прилагательные содержат до 70 суффиксов разного происхождения. Из них суффиксы - ate, - ory, - ine, - id и другие никогда не соединяются с исконными основами; напротив, такие суффиксы, как - ward, - most, - fold, никогда не сочетаются с основами заимствованными.
Примером ограничительного действия семантики производящих баз может явиться сочетаемость адъективного суффикса -1у с обозначениями лиц, единиц измерения времени (manly «мужественный, kingly королевский, daily ежедневный, weekly еженедельный» и т.д.) и исключение из сферы действия этого суффикса названий растений, материалов и т.д., которые типичны для модели с адъективным суффиксом - у (piny «сосновый, clayey глинистый» и др.). [6, c. 114]
Активность словообразовательной модели, несомненно, регулируется уже существующими в лексической системе языка единицами. Так, отсутствие производных с префиксом un - типа ungood, un-soft, unlong в серии слов типа unkind «недобрый, unready неготовый, unpleasant неприятный» и т.д. обусловливается, среди прочих факторов, тем, что в лексике английского языка имеются простые слова bad «плохой, hard твердый, short короткий» и т.д.
Возникновение производных по тем или иным словообразовательным моделям, таким образом, есть результат действия многочисленных закономерностей, или правил.
2.3 Аффиксальное словообразование
Отсутствие четко очерченных границ аффиксальной подсистемы связано с различной интерпретацией морфемного статуса единиц типа under - (производные underfeed «недокармливать, underestimate недооценивать» и др.), - man (производные workman «рабочий, seaman моряк» и т.д.). Эта проблема, получившая название проблемы полуаффиксов, актуальна для многих германских языков. В зависимости от того, считаем ли мы данные морфемы корневыми или же приписываем им статус аффиксальных, границы аффиксальной подсистемы будут существенно различаться.
Доминирующей для аффиксации является проблема деривационного статуса аффиксальных морфем. Достижения теории словообразования последних лет позволяют более четко и точно определить понятие деривационного аффикса и выделить из множества препозитивных и постпозитивных морфем те, которые по своей функции, семантике и структурным свойствам являются собственно деривационными аффиксами.
Важную роль в определении статуса деривационной морфемы играет ее семантика, и в этом плане полуаффиксы также приближаются к аффиксам.
О семантике аффикса написано немало.
Доминирующей, однако, была концепция, согласно которой аффикс выступает как главный носитель словообразовательного значения, и его значение есть соответственно словообразовательное значение.
Таким образом, деривационные аффиксы могут совмещать разнородные значения и служить передаче значений разного типа. Важно, однако, не сводить словообразовательное значение производного к тому значению, которое несет аффикс. Значение аффикса - лишь часть словообразовательного значения производного слова и соответствует - той роли, которую аффикс выполняет в ономасиологической структуре производного слова.
Трудно предсказать и сформулировать правила выбора из имеющегося набора словообразовательных средств тех, сочетание производящих баз с которыми и даст нужный резуль ...........
Страницы: [1] | 2 |
|