58
Кафедра «Социальная психология управления»
(тема проекта)
Курсовой проект
по дисциплине «Управление социальным развитием организации»
Пояснительная записка
ДМ М311.12.00.00.00 ПЗ
Руководитель Разработал
препод. студент гр. ________
________________ __________________
(подпись) (подпись)
_____________ __________
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________________________
(запись о допуске к защите)
________________________________ _________________________________
(оценка по результатам защиты) (подписи преподавателей)
2006 год
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Cоциальная психология управления»
Задание на выполнение курсового проекта
по дисциплине
«Управление социальным развитием организации».
cтуденту _______________________. Группа (шифр)______________. Вариант №______.
Тема:
Исходные данные, общие для всех вариантов:
Исходные данные, определяемые (выбираемые) по номеру варианта:
1. Теоретическая часть
Сущность социального планирования.
Уровни социального планирования
Формы социального планирования
Методы социального планирования
Показатели и критерии социального развития
Структура плана социального развития коллектива
Социологическая служба как субъект планирования
Задачи и структура управления социальным развитием организации
Основные функции социальной службы
Ресурсы и резервы социального планирования
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
Содержание, объем, трудоемкость и график выполнения
|
Название документа и раздела
|
Ориентировочно
|
График
выполне-
ния (недели)
|
|
|
колич. страниц записки,
листов
чертежей
|
трудоем-
кость выполне-ния в часах
|
|
|
1. Подбор литературы, составление плана
|
2
|
6
|
3- 6
|
|
2. Теоретический раздел
|
25-35
|
17
|
6 - 11
|
|
3. Разработка проекта документов по социальному развитию организации
|
10 - 15
|
17
|
11 - 14
|
|
4. Введение, заключение
|
4-8
|
6
|
14-15
|
|
5. Оформление проекта
|
--
|
5
|
14-15
|
|
Общая трудоемкость
|
--
|
51
|
--
|
|
|
Сроки сдачи на проверку: 18 -23 декабря 2006г. Сроки защиты:25 - 29 декабря 2006г.
Основная литература:
1.Волчкова Л.Г. Планирование социально-экономическим развитием. СПб. 1999 г.-60с.
2.Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник.- М.:ИНФРА-М., 2001-176 с.
3.Курбатов В.И, Курбатова О.В. Социальное проектирование: уч. Пособие.- Ростов на Дону, 2001 г.-416 с.
Задание выдано:18-23 сентября 2006 г. Руководитель_________ О.Л. Сафронова
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………5
1.Теоретические основы социального планирования
1.1. Сущность социального планирования…………………………………………………….7
1.1.1. Уровни социального планирования ………………………………………….…………...7
1.1.2. Формы социального планирования…………………………….……………………….9
1.1.3. Методы социального планирования……………………………………………………11
1.1.4.Показатели и критерии социального развития…………….………………………...14
1.2. Структура плана социального развития коллектива …………………………………….....16
1.3. Социологическая служба как субъект планирования …………………..…………………..24
1.3.1. Задачи и структура управления социальным развитием организации ……………..24
1.3.2. Основные функции социальной службы …………………………………………….….33
1.4. Ресурсы и резервы социального планирования……………………………………….….41
2.Практическая часть
2.1.Технико-экономическая характеристика предприятия……………………………………………45
2.2.Кадровое обеспечение предприятия………………………………………………………………..49
2.3.Структура плана социального развития……………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………………………………61
Введение
Вопрос планирования социального развития организации в современном обществе и конкретно в организациях играет огромную роль. Социальное планирование подразумевает своевременное выявление проблем развития социальной структуры, оценку основных показателей её состояния, сбор информации, определение фактического положения дел, установление приоритетности решения социальных проблем, т.е определение целей и задач плана, разработку проекта плана, а так же определение ресурсов для его выполнения. Социальное планирование необходимо в каждой организации для эффективного функционирования процессов социальной сферы.
Объектом моего исследования является социальное развитие. Тогда предметом исследования стало планирование социального развития.
При проведении исследования я поставила перед собой такую цель, как выявить основные особенности планирования социального развития, которые нужно учитывать при разработке плана.
В процессе исследования, для достижения поставленной цели, я выполняла следующие задачи:
1)изучить теоретические основы социального планирования;
2)провести сравнительный анализ показателей эффективности и реального состояния;
4)изучить структуру социального паспорта организации;
5)проведение практического исследования на примере существующей конкретной организации (составить план социального развития коллектива).
В первой части своей курсовой работы я рассматривала теоретические основы и принципы социального планирования. В ней также описываются сущность и проблемы теории и практики социального планирования.
Во второй части описывается практическое исследование по выбранной теме, на примере организации-филиала ведомственной охраны Красноярской железной дороги. Проведя анализ предприятия по пунктам социального паспорта, мы разработали план социального развития данного предприятия. На основе приведенной информации в виде графиков и таблиц, мы также сделали выводы и прогнозы по развитию трудового потенциала организации.
1. Теоретические основы социального планирования.
1. 1. Сущность социального планирования.
Развитие общества не должно быть стихийным и непред-сказуемым. Историческая практика говорит о том, что общес-тво тогда может целенаправленно изменяться, когда оно пла-номерно, на основе научных данных планирует свое измене-ние. Это говорит о том, что оптимальное научное управление общественной жизнью требует рассматривать социальное пла-нирование как единство познавательной и общественно-пре-образовательной деятельности, а также видеть его специфику во всех сферах общественной жизни -- экономике, социаль-ной сфере, политике, духовной жизни и т. д.
Социальное планирование представляет собой научно обос-нованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основ-ных средств их претворения в жизнь в интересах всего насе-ления.
1.1.1. Уровни социального планирования
Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на каком уровне социальной организации осу-ществляется то или иное социальное изменение или социаль-ная трансформация.
Первый уровень планирования -- это планирование соци-ального развития трудовых коллективов. Различные виды производственных коллективов предполагают при планиро-вании их развития различные методики. Накопленный опыт свидетельствует, что на уровне трудового коллектива наибо-лее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах.
Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сде-лать для успешного развития производства и как он сам бу-дет изменяться под влиянием научно-технического и соци-ального прогресса.
Принцип 2. Действенность планов социального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для че-ловека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса -- в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и воз-можностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа яв-ляется совершенствование материального и морального сти-мулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованнос-ти людей в конечных результатах труда.
Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с произ-водственной организацией, городом или районом ( а следова-тельно, и со всем обществом) не должны протекать спонтан-но, случайно, стихийно, а должны быть выражением созна-тельной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.
На региональном уровне социальное планирование пред-ставляет собой особую форму целенаправленного регулиро-вания социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирова-ния всего общественного организма огромное значение при-обретает выравнивание уровней социального развития в тер-риториальном разрезе и особенно регулирование миграцион-ных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потреб-ление культурных ценностей. Как показал опыт, главной це-левой установкой для регионального социального планирова-ния является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.
Планирование на уровне экономических районов должно с необходимостью учитывать, что каждый из социальных процессов -- развитие нации, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образова-ния -- требует нахождения того, что характеризует его сущ-ность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изуче-нии социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отрас-левого и регионального планирования в интересах эффектив-ного функционирования общества. Особенностью регионально-го планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупно-стью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед рес-публикой или областью, не всегда по своей актуальности со-впадают с общегосударственными.
1.1.2. Формы социального планирования
Формы социального планирования различаются, прежде всего, следующим образом: во-первых, адресным планирова-нием, во-вторых, планированием при помощи косвенных (эко-номических и социальных) рычагов.
Конкретное, или, как сейчас принято говорить, адресное, планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государ-ственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уров-ня общественного развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения от-ражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.
По своей сути социальное планирование связано с опреде-лением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требу-ется времени не только для всестороннего научного обоснова-ния принимаемого решения, но и для его осуществления. Вре-менная протяженность планового периода не может быть за-дана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного планирования во многом дискредитиро-вал себя, ибо он давал простор командным методам, игнори-руя научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.
При планировании социальных процессов с помощью кос-венных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определя-ется, какие элементы, составные части не поддаются госу-дарственному и общественному регулированию. Применитель-но к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных послед-ствий и негативных результатов.
В действительности самого процесса планирования выявля-ются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы минимизировать коли-чество трудовых затрат, не требующих квалификации или тя-желого физического труда, помимо планирования технического прогресса необходимо регулирование роста квалификации ра-бочих. Планы повышения их про4юссионального уровня предполагают, прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, -- это является особенно важным -- многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.
Многие социальные процессы характеризуются тем, что они имеют ограниченные условия в своем развитии. Планирование этих условий необходимо для определения области свободы. Это связано с тем, что социальное планирование, с одной сто-роны, опирается на наличие материальных, финансовых, тру-довых ресурсов. Но, с другой стороны, любой социальный про-цесс взаимосвязан с другими явлениями, и поэтому нельзя не учитывать, какое воздействие окажут принимаемые меры на смежные области общественного развития.
Очень важно при социальном планировании учитывать ин-тересы конкретных социальных групп. При решении экономи-ческих задач интересы всего народа и отдельных социальных групп в основном совпадают, но этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной зада-чи. Добиваться же минимизации затрат при планировании соци-альных процессов -- значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат. А это одна из важнейших целей социального планирования.
Следует заметить, что эти две формы планирования в чис-том виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением в стране экономической реформы.
1.3. Методы социального планирования
Методы планирования обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отно-шений и социальных структур. Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы разви-тия общества опираются возможные способы реализации це-лей, на что они направлены и в каких организационных фор-мах воплощаются.
Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ог-раниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных от-ношений, когда особенно важно видеть социальные послед-ствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благо-приятные условия для проявления творческой активности.
Научность и обоснованность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Тре-бования данного метода служат основой для составления по-казателей социального развития на различных уровнях соци-альной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых за-даний, определить ориентиры для развития многих обществен-ных процессов и отношений.
Выделим некоторые общеприменимые методы социально-го планирования, которые позволяют осуществлять планиро-вание на различных уровнях.
а. Аналитический метод социального планирования.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обоб-щение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планиро-вания социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации на-меченной программы.
Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно бо-лее полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся по-следовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной со-циальной задачи, с правильным выбором приоритетов.
б. Комплексный метод социального планирования.
Комплексный метод представляет собой разработку про-граммы с учетом всех главных факторов: материальных, фи-нансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального про-цесса, его статистической и динамической модели и выработку основных показателей плана.
В социальном планировании все тире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением неотложных ключевых задач общественного разлития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или не-скольких социальных институтов. Полученные выводы по-могают скорректировать ход развития планируемого процес-са, проверить на практике прогнозируемые положения и вы-воды.
в. Экономико-математические методы.
Название группы этих методов достаточно условно. В дей-ствительности речь идет о количестве ином анализе при ис-пользовании уже перечисленных выше методов планирова-ния. Математические методы не отменяют социальный ана-лиз, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.[9, с 249-251].
В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделиро-вание, многофакторный анализ, теория игр и т. д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам от-водится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.
В теории и методологии планирования важно уметь при-менять количественные характеристики. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характерис-тик. Таким образом, количественный анализ и экономико-ма-тематический инструментарий играют важную, но не само-довлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоян-ном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.
1.4. Показатели и критерии социального развития
Количественная и качественная характеристики уровня развития, состояния, тенденций и направлений социальной Динамики, применяемые в планировании для оценки соответ-ствия реально сложившегося положения научно обоснован-ным требованиям, называются социальными показателями. В наиболее полном виде показатели всех сфер общественной жизни, прежде всего научно-технического и экономического развития, определяются и рассчитываются на базе статисти-ческих данных. Чтобы выявить все основные параметры соци-альных процессов, проводятся специальные исследования, при-званные дать оценку их состояния на уровне общества, реги-она или отраслей народного хозяйства.
При выявлении уровня развития используются еще два важных показателя: а) общий, по которому можно установить, отстает, опережает или находится на его уровне изуча-емый процесс и явление в данной республике, области, горо-де, районе, после чего принимаются меры для усиления или стагнации воздействия; б) нормативный, на основе которого также определяется соответствие научно обоснованным тре-бованиям. Эти показатели могут не совпадать с существую-щими и в стране, и в регионе, но они характеризуют степень развитости или совершенства данного явления. Иногда для сравнения берутся реально действующие показатели соци-ального развития аналогичных объектов. Использование и сопоставление показателей дает возможность определить место изучаемого процесса или явления в рамках всего общества.
Социальные показатели развития характеризуют также объективно складывающиеся направления развития и свидетельствуют о благоприятных тенденциях или, наоборот, о действии негативных факторов. В этом отношении очень важно использование показателей развития за пятилетний, деся-тилетний и больший срок, по которым можно установить сте-пень достижения поставленных целой, возможность их уточне-ния исходя из конкретной ситуации. На основе характеристики состояния и определения проблем развития вырабатываются меры по стимулированию процессов, в которых общество заин-тересовано, и одновременно по ограничению явлений, представ-ляющих предмет заботы, или по стабилизации условий, кото-рые в целом могут соответствовать назревшим социальным потребностям.
При количественном и качественном анализе сфер обще-ственной жизни применяются показатели, которые можно измерять и которым можно дать количественную и качес-твенную интерпретации. Большое внимание уделяется инф-раструктуре (материальной базе) социального развития, ко-торая рассчитывается на 10 тыс. населения или на количест-во населенных пунктов (в сельской местности). Аналогичный прием применяется и для расчета другого вида показателей -- кадрового обеспечения.[4, с 301-302].
Очевидно, что разработка, обоснование и применение со-циальных показателей направлены на принятие научно обос-нованных управленческих выводов, нацеленных на повышение эффективности социального планирования и его действенности при решении как общих, так и специфических проблем об-щественного развития.
1.2. Структура плана социального развития коллектива
При разработке социальных разделов планов в центре внимании проблемы улучшения условий труда для всех категорий персонала, создания сферы социального обслуживания непосредственно на производстве, разви-тия социальной инфраструктуры и обеспечения условий для здорового быта, отдыха не только для работников, но и для их семей.
Трудовой коллектив берет на себя обязательство содействовать укреплению семьи, создавать благоприят-ные условия женщинам, позволяющие успешно сочетать материнство с участием в трудовой и общественной жизни, заботиться о ветеранах войны н труда, пенсионе-рах и детях, выделяя для этого собственные заработанные средства.
Не остаются без внимания и такие важные вопросы, как подготовка и переподготовка кадров, повышение их профессиональной квалификации, вовлечение в активную общественную жизнь всех трудящихся, и прежде всего молодежи.
В область социального планирования включается эффективное использование свободного времени членами трудового коллектива, развитие каждого работника как личности, создание нормального морально-психологического климата па всех участках производства, осуществле-ние коммунистического воспитания и духовного прогресса в трудовом коллективе, формирование здорового образа жизни.
Основополагающие принципы планирования были сформулированы В. И. Лениным. Важнейшими из них являются взаимоувязанность и согласованность планов, их научная обоснованность, сочетание перспективного и текущего планирования, всесторонний учет и контроль выполнения планов. Все эти принципы используются и в социальном планировании.
Всесторонняя динамичная взаимозависимость техни-ческих, экономических и социальных факторов, взаимо-связь интересов и потребностей личности, групп, коллекти-вов и общества в целом предопределяют комплексный характер социального планирования.[7, с 169-173].
Комплексный подход позволяет увязать социальное развитие коллектива с общим социально-экономическим развитием региона и отрасли, точно определить его роль в совместных действиях предприятий, отраслей и местных Советов народных депутатов, направленных на достиже-ние социального прогресса. Это дает возможность избе-жать распыления материальных, финансовых и других ресурсов; успешнее решать вопросы повышения квалифи-кации работников, перераспределения их по сферам трудовой занятости, обеспечения жильем, транспортом, торговым, бытовым и культурным обслуживанием, организации досуга, отдыха.
В числе важных черт социального планирования надо выделить его оптимальность. Из многообразии вариантов планового решения социальных проблем всегда должен выбираться вариант, который при наличных возможностях и ресурсах позволяет в наибольшей мере и в кратчайшие сроки удовлетворить запросы трудящихся.
Практическая значимость социального планирования реализуется только при условии соблюдения конкретности и адресности его содержания. Во многих отраслям промышленности и на предприятиях разработаны методические рекомендации по социальному планированию которые весьма разнообразны и существенно отличаются друг от друга по содержанию, так по методическому подходу.
На основе обобщения опыта составления планов социального развития Профиздатом выпущены методические рекомендации по планированию социального развития коллектива производственного объединения (предприя-тия). Они являются примерными и могут быть использо-ваны в качестве дополнения к типовой методике разработки пятилетнего плана экономического и социаль-ного развития объединения (предприятия) с учетом потребностей и возможностей конкретных трудовых коллективов.
В методических рекомендациях раскрывается сущность социального развития коллектива предприятия, дается методика социального планирования, рассматри-ваются вопросы организации разработки и реализации плана социального развития коллектива.
Особый интерес представляют приложения к этим методическим рекомендациям. В частности, в пятилетних планах предлагается значительно расширить число ос-новных показателей социального развития коллективов производственных объединении. В приложении комплексно рассматривается социальная инфраструктура предприятия, даются конкретные показатели, единицы измерения. Прилагается также программа и инструментарий базового и локальных социологических исследований. В методических рекомендациях раскрывается содержание отдельных целевых программ, технология их разработки. Важное значение для практики социального планирования имеет предложенный в методических рекомендациях перечень социальных нормативов по всем разделам плана.[3, с 146-151].
Данные методические рекомендации содержат большой набор показателей, которые могут быть успешно использованы при определении путей социального развития того или иного коллектива. В то же время многие вопросы, в том числе вытекающие из Закона о государственном предприятии (объединении), остались нераскрытыми или вообще выпали из поля зрения составителей рекомендаций.
Это вызывает необходимость дальнейшей работы по совершенствованию структуры и содержания плана социального развития предприятия. Содержание и показатели этого плана должны полнее отражать социальные изменения в коллективе, теснее увязываться с планами других предприятий, расположенных в том же регионе.
При разработке плана социального развития необходимо опираться на исходную информацию и целевые программы решения отдельных вопросов социального, технического и экономического развития предприятия.
План социального развития коллектива предприятия - взаимоувязанная совокупность показателей, характеризующих научно-обоснованную систему обеспеченных необходимыми ресурсами мероприятий, направленных на всестороннее развитие всех членов коллектива на основе осуществления прогрессивных изменений социального состава работающих, улучшение условий жизнедеятельности, формирования и наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей членов коллектива. Практика социального планирования рекомендует следующие структурные элементы плана:
1. Планирование совершенствования социальной структуры производственного коллектива. Содержание данного раздела разрабатывается в тесной связке с планом по труду и кадрам, а также с планом по техническому развитию и организации труда. Особое внимание уделяется изменениям в численности и структуре работающих за счет механизации и информатике производственных процессов, улучшение организации производства и труда. Принимается во внимание доля не квалифицированного труда в общем объеме трудовых затрат, сокращение численности работников занятых на работах с вредными условиями труда. Совершенствование социально-квалификационной сферы производственного коллектива раскрывается как многочисленные показатели, характеризующие численность и социальный состав работающих, уровень образования и квалификации.
2. Планирование улучшения условий и охраны труда, укрепления здоровья работающих. Выбор приоритетного направления и последовательность мер по совершенствованию условий и охраны труда, укреплению здоровья работающих зависит от специфики производства. Для анализа и разработки плана широко используется общие, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические показатели, а также показатели условий безопасности труда и предупреждения несчастных случаев и возможных профессиональных заболеваний.
3. Планирование улучшения жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и членов их семей.
4. Планирование воспитательной работы в коллективе и повышения трудовой и общественной активности трудящихся. Разработка этого раздела плана социального развития должна быть направлена на обеспечение тесного единства всех видов воспитательной работы (идейно-политического, трудового, экономического, нравственного, правового, эстетического, физического воспитания) с целью достижения роста социальной активности работников, совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе. Планирование воспитательной работы целесообразно проводить поэтапно:
· Анализ ее состояния
· Выявление тенденций и проблем ее развития
· Определение путей (форм, методов) осуществления воспитательной работы
Основными источниками для анализа воспитательной работы являются данные администрации общественных организаций, результаты социологических и других специальных исследований.
План социального развития является главным сред-ством управления социальными процессами на предприя-тии. Возможности удовлетворения потребностей коллек-тива и в социальных благах определяются конечными результатами работы предприятии, хозрасчетным дохо-дом коллектива. Поэтому разработка плана социального развития -- дело всего коллектива.
Головными подразделениями, ответственными за раз-работку плана социального развития на предприятии являются планово-экономический отдел и служба соци-ального развития, координирующие деятельность всех подразделений предприятия по составлению пятилетних и годовых планов.
Важное значение при разработке планов социального развитии имеет научно обоснованное определение соци-альных приоритетов, т. е. тех социальных задач, которые требуется решить в коллективе предприятия в первую очередь. Выявление социальных приоритетов основывает-ся на анализе и прогнозе социальной и экономической ситуации на предприятии, учете интересов и потребностей различных социальных групп трудящихся и коллективав целом.
Разработка плана социального развития предусматри-вает:
· анализ, социально-экономической ситуации на пред-приятии;
· определение приоритетности решения социальных
проблем;
· оформление заданий на разработку мероприятий проектирование создания соответствующих объектов социально-бытового и культурного назначения;
· обсуждение проекта плана социального развития;
· выделение необходимых финансовых средств для реализации.
Система контроля за реализацией плана социального развития в основном включает сложившиеся учет, отчетность и организацию анализа и контроля.[16, с 110-118].
Большое значение для совершенствования социального планирования имеет разработка научно обоснован-ых социальных нормативов.
Социальные нормативы - требования, предъявляе-мые обществом (отраслью, регионом, коллективом) к определенной стороне (направлению) к деятельности производственного коллектива. Они выражаются в конкрет-но значениях социальных показателей и фиксируют состояние (статику) или темпы развития (динамику) какой-либо стороны жизнедеятельности коллектива, которые необходимы для его нормального функционирования и прогрессирующего развития.
Социальные нормативы в социальном планировании и управлении должны выполнять дне основные функции:
1) средство планирования, т. е. служат обоснованием
контрольных цифр и плановых заданий по различным
направлениям и показателям социального развития кол-лективов.
Социальные нормативы обеспечивают взаимное согла-сование социальных программ и планов различных уров-ней: отрасли и входящих в ее состав подотраслей, объединений и предприятий, города и предприятия, пред-приятия и его подразделений. Одним из каналов такого согласования служит детализация нормативов, установ-ленных для социального объекта более высокого уровня, по объектам нижележащего уровня;
2) база для анализа, чтобы оценить динамику
изменения социального объекта, сравнивать различные объекты между собой.
В отличие от экономического планирования, где применение нормативного подхода опирается на развитую теорию и богатую практику, в социальном планировании имеется существенный опыт в проектировании и использовании только санитарно-гигиенических норм, а также нормативов по таким показателям, как обеспеченность жильем, детскими учреждениями, услугами сферы здравоохранения, производственными площадями, бытовыми помещениями и т.п.. Конкретные нормативы по повыше-нию общего и специального образования, развитию ду-ховной и физической культуры, творческой, трудовой и общественной активности, оптимизации текучести кадров и некоторые другие стали определяться лишь в последние годы.[16, с 131-133].
Разработка и использование социальных нормативов в планировании и управлении социальными объектами представляют собой более глубокий и конкретный уро-вень социального планирования. Только с их помощью можно осуществить в этой области реальный переход от практики, базирующейся на достигнутых в прошлом результатах, к действительно целевому планированию, учитывающему перспективные задачи и фактически достигнутый уровень социального развитии, превратить его из инициативного дела отдельных коллективов в систематическую общегосударственную деятельность в рамках комплексного экономического и социального планирования. Социальные нормативы должны стать критерием оценки достигнутого уровня развития социаль-ной сферы и важным инструментом распределения ре-сурсов между се отраслями и регионами, исходя из со-циальных приоритетов.
1. 3. Социологическая служба как субъект планирования
1.3.1. Задачи и структура управления социальным развитием организации
Управление социальным развитием организации, как под-черкивалось в первой главе, является специфическим видом менеджмента и вместе с тем составной частью управления пер-соналом, имеет свою область проявления и свой объект управ-ленческого воздействия. Как уже говорилось, социальный ме-неджмент предусматривает создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации, вознаграждение и со-циальную защиту персонала, поддержание оптимальной мораль-но-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение со-циального партнерства и делового сотрудничества. Ему присуши соответствующие формы и методы, приемы, способы и прави-ла, позволяющие решать социальные проблемы на основе пре-имущественно научного подхода к регулированию социальных процессов в организации.
Субъект социального менеджмента -- управленческие под-разделения и круг должностных лиц, призванные заниматься вопросами социального развития организации и социальным об-служиванием ее персонала, наделенные надлежащими полно-мочиями и несущие определенную ответственность за решение социальных проблем. Наличие социальной службы в организа-ции тем более необходимо, что перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли человеческого фактора в трудовой деятельности и значения личностных качеств работ-ников, усиливают потребность в социальном партнерстве.
Фактически на каждом крупном предприятии зарубежных стран, особенно тех, которые следуют социальной ориентиро-ванности национальной экономики, управление социальными процессами обособленно и специализированно. Имеются управленческие звенья, которые занимаются работой с кадрами (человеческим ресурсом), регулированием социально-трудовых отношений и связей с профсоюзами, предоставлением социальных услуг персоналу, расходованием средств на благотворительные цели.
В Российской Федерации до недавнего времени на большинстве предприятий вместе с непременными отделами кадров, труда и зарплаты были управленческие службы, которые решали вопросы техники безопасности, медико-санитарного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, рабочего снабжения, оказания бытовых услуг организации соревнования и т.п. При осуществлении мер, направленных на переход от планового, сверхцентрализованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике предназначение, формирование и практическая деятельность этих и других социальных служб заметно изменились.
В новых условиях функционирование таких служб обусловли-вается, с одной стороны, формой собственности, масштабами, отраслевой принадлежностью и местоположением организации, а с другой стороны - количественной и качественной характеристикой ее персонала, возросшей ответственностью предпринимателей и руководителей любого уровня за усложнившееся решение как производственно-хозяйственных, так и социальных задач. При определении социальных служб ныне дол-жны приниматься во внимание социально-экономические последствия приватизации бывшего государственного имущества; изменения принципиального характера в системе вознаграждения труда, диктуемые утверждением рыночных отношений ком-мерциализацией предоставления все большего круга социальных услуг; реформирование различных видов социального страхования и социальной помощи; отмирание ряда прежних социальных функций профессиональных союзов. Приходится учитывать и то, что реальная забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные, в первую очередь на муниципальные, органы и сами организации.
В зависимости от конкретной ситуациии управление соци-альным развитием осуществляется либо самой дирекцией организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями, которые являются элементами структуры управления персоналом, службами социального назначения. Типовой вариант организованной структуры предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему подразделений (отделов, секторов или групп) и отдельных специалистов, ведающих, в частности, воп
росами регулирования трудовых отношений, безопасности и охраны труда, трудовой мотивации, социальной зашиты, функ-ционирования объектов социальной инфраструктуры.
При наличии в организации разветвленной сети собственной социальной инфраструктуры управление ею осуществляется, как правило, отдельно. В этом случае возможен вариант структуры, предусматривающий должность заместителя директора по соци-ально-бытовым вопросам с приданием ему в подчинение уп-равленческих звеньев и должностных лиц, ведающих жилищно-коммунальным хозяйством, учреждениями лечебно-профилак-тического профиля, образования и культуры, общественного питания и бытового обслуживания, другими объектами соци-ального назначения.
Задачи, выполняемые социальной службой организации, имеют свои особенности, обусловленные неоднозначностью объекта управления и характера возникающих социальных про-блем, своеобразием методов достижения социальных целей, необходимостью строжайшего соблюдения требований социаль-но-трудового законодательства и обеспечения тесного сотруд-ничества всех сторон, заинтересованных в социальном партнер-стве. В российских же условиях надо учитывать и современное состояние отечественной экономики и социальной сферы, при котором организации и их персонал продолжают испытывать негативные последствия недавнего существенного спада произ-водства и гиперинфляции, а руководители сталкиваются с серь-езными препятствиями объективного и субъективного плана в стремлений повышать заработки, улучшать условия труда и быта, усиливать заинтересованность работников в новых формах хо-зяйствования.
Поскольку социальная служба как субъект управления имеет дело исключительно с людьми, ее первостепенная задача -- сфо-кусировать внимание на человеке, его интеллектуальном и нрав-ственном потенциале, культуре общения и взаимодействия ра-ботников. Обеспечивая желаемые перемены в социальной среде организации, специалисты социальной службы вынуждены не только преодолевать затруднения экономического и техничес-кого порядка, но и в основном заниматься социально-психоло-гическими, духовно-нравственными проблемами, связанными с отношениями людей к природе, научно-техническими дости-жениями, труду и, само собой разумеется, друг к другу.
Руководителю организации, менеджеру-профессионалу нужно обладать необходимым минимумом гуманитарных и этических знаний, психологическим и педагогическим тактом, умением выбирать подобающую обстоятельствам манеру поведения. Ему в известной степени надлежит выступать в роли воспитателя, который учитывает психологические особенности отдельных личностей и социальных групп, а при выборе вариантов решения социальных вопросов советоваться с теми, чьи интересы данная проблема затрагивает.
От специалистов социальной службы требуется предельная внимательность к человеку, максимальная забота о каждом работнике организации, удовлетворении его запросов, уважении прав и достоинства. Они призваны, используя имеющиеся в их распоряжении средства, стимулировать интерес сотрудников к делу и высокопродуктивной работе, развивать социальную активность, стремление работников эффективно реализовывать свои знания, опят и мастерство. Важно повышать уровень осознания людьми значимости дисциплины, творческой инициативы и самостоятельности, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты совместного труда.
Причастность к управлению социальными процессами сопряжена с заботой об улучшении условий труда и быта людей, с искренней отзывчивостью на просьбы сотрудников о содействии в решении житейских проблем, сколь бы малыми они не казались, с готовностью оказать необходимую помощь. В то же время нужна осмотрительность в предоставлении любых привилегий. Поблажки нередко разобщают коллектив, приводят к конфликтным ситуациям, конфронтации. Противопоказана, конечно, и слепая уравнительность.
Важнейшая задача управления социальным развитием - использование различных видов социальных, гуманитарных технологий как совокупности средств упорядочения, воспроизводства и обновления социальной среды организации, как своеобразного алгоритма получения желаемых в этом деле результатов. Такие технологии, основанные на знаниях о человеке, о содержании и формах социальных связей, применяются в управленческой деятельности с целью гуманизации труда, создания условий, благоприятствующих совместной работе, свободному и всестороннему развитию личности.
Гуманитарн ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|