2
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра социальной работы
Допустить к защите
Зав. Кафедрой
_________________
____________ 200__ г.
Дипломная работа
На тему «Трудовая терапия как фактор адаптации пожилых людей в социуме»
Студента Черкасовой Е. Н.
Руководитель Мельнеченко
Омск 2006
Содержание
Глава 1. Пожилой человек в обществе
1.1 Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе
1.2 Специфические особенности пожилых людей
1.3 Новая модель старости
1.4 Отношение к социальным стереотипам старости
Глава 2. Социальная защита пожилых граждан
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
2.2 Роль реабилитационных центров
2.3 Технологии работы с пожилыми людьми в ГСУ СО НГЦ
Глава 1. Пожилой человек в обществе
1.1. Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе
История развития человечества свидетельствует о том, что старые люди в разное время занимали разное положение в обществе и оказывали на него неодинаковое влияние. Американский антрополог и этнограф Л. Морган выделил три основных периода в развитии общества: дикость, варварство и цивилизацию. По его мнению, «все великие эпохи прогресса человечества совпадают более или менее непосредственно с эпохами расширения источников существования». В соответствии с этим он разделил периоды дикости и варварства на три подпериода (низший, средний, высший), отличающееся уровнем развития. Эволюция положения старых людей в обществе происходит не в одном направлении - от плохого к хорошему: существовали периоды, когда оно было очень хорошим и, напротив, очень плохим.
В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность составляла менее 20 лет, старые люди не умерили естественной смертью. С. М. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убийство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь во время войны, защитой сородичей, отомстить за свои обиды. Это была не единственная причина уничтожения стариков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного общества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому большие усилия. Именно по этому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Но зрелый человек как носитель практических знаний и обладатель многолетнего опыта был объектом уважения в первобытной орде. Он осуществлял связь между поколениями, так как передавал свои знания молодым людям. Однако когда он становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали.*
На Огненной Земле, когда угрожает голод, старух, убивают и поедают раньше, чем принимаются за собак. Туземцы объясняют это тем, что собаки ловят моржей, между тем как старухи не могу делать этого. У некоторых индейцев Северной Америки по крайней мере половина стариков бросается на произвол судьбы в том случае, когда они не могут ходить. Считается это в порядке вещей и оправдывается тем, что лучше умереть, чем влачить бесполезное, полное страданий, старческое существование. Цивилизованные народы не поступают как жители Огненной Земли или другие дикари, они не убивают и не съедают своих стариков, но тем не менее жизнь стариков часто становится очень тяжелой. На них смотрят как на тягостную обузу, потому что не могут быть полезны ни в семье, ни в обществе. Не считая себя в праве избавится от них, все же желают их смерти и удивляются, почему так долго не наступает желанный конец. Итальянцы думают, что у старух семь жизней - бергамаски наделяют их семью душами, еще маленько восьмой, да еще половинкой, литовцы считают старух настолько живучими, что их даже нельзя измолоть мельницей. Эти народные поверья находят отзвук в столь частых убийствах стариков даже в наиболее цивилизованных Европейских странах. Но старики не только рискуют быть убитыми, но часто сами лишают себя жизни.
Без средств к существованию или неизлечимо больные, они предпочитают смерть, своей тяжелой жизни. В газетной хронике часто встречаются, случаются самоубийства стариков, утомленные страданиями, они лишают себя жизни, чаще всего по средствам угара.*
Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использовать их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старых людей, явилось открытие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые - поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, что способствовало уменьшению убийств детей и стариков. Старые люди становились одной из необходимых категорий общества: они освобождали женщин от наблюдения за огнем, становились его хранителями.
По мнению Ф. Энгельса, историческое значение открытия состоит в том, что оно позволило использовать рыбу в качестве пещи. Благодаря этому пищевому продукту общество стало не зависимым от климата и местности; развитие оседлости и занятие сельским хозяйством еще более способствовало прекращению традиции убийства стариков.
Следует остановиться на том факте, что понимание старческого возраста в глубокой древности очень разнилось от его современного толкования. Согласно исследованиям Дж. Эйнджела, средняя продолжительность жизни составляла в раннею эпоху железа и бронзы на территории современной Греции не более 18 лет.
Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал выгоду от своего возраста: он пользовался тем большим уважение, чем проживал лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было не велико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ старые люди играли главную роль в политике, магии и религии. Геронтократия надолго установилась в Древней Греции: в Афинах и Спарте членам ареопага или геронсии мог стать лишь человек, достигший 60 лет. Первый законодатель Спарты - Солон выдвинул тезис: «Уважай старость!». В Древнем Риме высший орган власти получил название «Сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей. В эскимосских легендах старики предстают обладателями магической власти, наделенными богоподобной способностью творения и исцеления. Но реальные условия существования - суровый климат, недостаток ресурсов, бедность тираническая патриархальная семья - определили маргинальное положение стариков, превращенных в рабов или обреченных на голодную смерть.
В обществах, испытывающих влияние западной культуры и переживших переходный период от традиционных обычаев к христианской этике, признаётся декларативная власть стариков, формирующих политические советы. Но в условиях миграционного образа жизни и бесконечных войн реальную власть приобретают молодые. В небогатых племенах старики до самой смерти могут оставаться собственниками всего семейного имущества и владений. Они обладают правом их распределения между членами семьи, что обуславливает престиж старых людей и социальную стабильность.
В обществах с более развитой экономикой, обеспечивающей достаточный уровень жизни, значительное место занимают религиозные и мистические верования, и соответственно усиливается роль пожилых, наделенных достаточной властью и авторитетом, которые самореализуются в религиозных функциях. Исторический анализ показывает, что старшее поколения могли играть заметную роль в стабильных, организованных обществах с институализированной собственностью, тогда как в обществах, раздираемых противоречиями, верх брали молодые.
В античных мифах о богах можно выявить общую закономерность: старея, боги становились злыми, мстительными, порочными, их тираническая власть кажется все невыносимее и в коночном счете приводит к восстановлению и устранению старого властителя.
Аристотель, подробно изучавший проблемы старости, считал, что опыт стариков способствует не прогрессивному развитию, а бесконечным повторением.
В III веке новой эры христианской церкви удалось ассимилировать классическую культуру путем ее распыления и деформации. В некоторой степени церковь внесла позитивный вклад в решение проблемы старости, создавая госпитали и дома для престарелых, поддерживая больных одиноких. Вместе с тем христианская идеология раннего средневековья утверждала преимущества молодости, переход власти от отца к сыну.
Технический прогресс XVIII века обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Утилитаристский подход наделил стариков особыми заслугами - материальное процветание гарантировало им мудрость и достоинство.
В XIX веке европейские общества перетерпели радикальные трансформации. Под влиянием промышленной революции, урбанизации, сокращение сельского населения, формирование класса пролетариев произошёл первый демографический взрыв: в 1870 году население Европы достигло 300 млн., и соответственно увеличился процент старых людей в общем объеме населения.
Сохранившийся престиж старости стал рушиться. Положение большинства старых людей значительно ухудшается. XX век унаследовал стереотипический образ пожилого человека, сформировавшийся в ходе исторического развития. Общеизвестно, что положение стариков особенно ухудшается во второй половине XX столетия и противоречит принципам развития современной цивилизации.
Рано вытесненные с рынка рабочей силы, пенсионеры становятся бременем для общества, ориентированного на получение прибыли и мало заботящегося о конкретном человеке. Большая часть старых людей лишена достаточных средств к существованию. Их бюджет не сбалансирован, что вынуждает их часто обращаться в органы социальной защиты. У них возникает ощущение, что они просят подаяние, далеко не всем удается примериться с такой ролью.
Австрийские ученые Х. Хофф и Э. Рингель считали что: «Объективная картина настоящего положения дел заставляет, к сожалению, утверждать, что пожелание пожилого человека становится все более трудным… уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, сегодня исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям».
Геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям, - реликтовое явление. Пришедшее к нам из далекого прошлого. Еще не тронутого цивилизацией, когда его выбрасывали оттуда собственные дети, у которых удушение, утопление или закапывание живьем старого отца не вызывало никаких внутренних протестов. О современном геронтофобе следует сказать, что он поступает не лучше: он тоже приговаривает стариков к уничтожению, хотя нанесение смертельного удара он оставляет ему самому.
Многочисленные самоубийства стариков в западных странах является несомненным доказательством этого. Сегодняшний геронтофоб заслуживает большого осуждения, чем его предшественники из эпохи палеолита: тот мог в своё оправдание сказать, хотя нанесение смертельного удара он оставляет ему самому.
По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее правилом в прошлом столетии, в наше время исчезает, уступая место безразличию или даже вражде. А. Сови высказал опасение, что в настоящее время возможен возраст самого худшего со временем низшего уровня эпохи дикости - тенденции к уничтожению старых людей. По мнению известных геронтологов, дискриминация стариков, существовавшая у примитивных народов на заре эпохи дикости, в современном обществе претерпела изменения по форме, а не по сути отношения к стары людям. Еще одной особенностью современного общества, оказывающей влияние на рост неприязни к старым людям, является происходящая революция в образовании. Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной подготовке в области использования современных технических средств оказываются выше прежних поколений.
В наше время положение старых людей во многих странах остается очень трудным. 16 декабря 1991 г. Генеральный Ассамблеей ООН принята Декларация прав старого человека, которая, по существу, представляет собой свод этических норм и рекомендаций по установлению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. о признании достоинства, присущего всем члена человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, которое необходимо для поддержки здоровья и благосостояния его самого и его семьи», и о праве каждого на обеспечение по случаю наступления старости.*
1992 год решением Генеральной Ассамблеи ООН обозначен как Международный Год пожилых людей. Объявлении ООН Года пожилых людей свидетельствует о том, что старшее поколение нуждается в помощи и защите повсеместно - и в развитых странах, и в развивающихся, и в странах с переходной экономикой. Задачи государства и общества - вывести как можно больше пожилых людей из-под гнета экономических, социальных и психологических проблем, вызванных наступлением старости, сделать полнокровной жизнь в «третьем возрасте». В России Год пожилых людей стартовал ещё в 2 декабря 1998 года.
Для того чтобы обеспечить связь современной концепции отношения к старости с новыми направлениями практической деятельности, необходимо совершенствовать профиль многих Принципов ООН в отношении пожилых людей и преодолеть трудности в расстановке приоритетов. Дополнительным препятствием для достижения эффективности всей концепции является тот факт, что круг вопросов, затрагиваемых в связи со старением населения, слишком широк.
Нынешние пожилые люди в силу многолетнего трудового вклада в социальном развитии не могут рассматриваться исключительно как иждивенцы для общества. Общество будущего может устойчиво развиваться при условии солидарности поколений, а это означает, что отношения общества к старению в определенной степени будет зависеть способность людей оперативно адоптироваться к увеличению продолжительности жизни. Сохраняемое в старости стремление к индивидуальному и общественному развитию позволит наполнить жизнь смыслом, сделать её привлекательной, будет способствовать созданию более спокойной и доброжелательной цивилизации. Это особенно важно, поскольку стремительно приближается то время, когда каждому третьему жителю планеты будет за шестьдесят.
Новая философия восприятия старения населения и старости в жизненном цикле отдельного человека должна быть осмыслена с позиции реальностей сегодняшней России и положена в основу концептуальных разработок, касающихся прежде всего подходов к определению адекватной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на ближайшую и более отдельную перспективу.
1.2 Специфические особенности людей пожилого возраста
Пожилые люди - это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.
Известный ученый И. И. Мечников говорил, что «… старость - печальное состояние и для того чтобы проникнуть в его сущность, необходимо глубокое изучение. Пока не имели никакого представления о настоящей причине болезней, большею частью не могли ничего предпринять для пересечения их. То же относится и к старости».*
Старение - закономерный биологический процесс, неизбежно развивающейся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей организма и увеличением вероятности смертности. Старость - заключительный этап жизнедеятельности организма, следствие процесса старения. Время наступления старения чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются. Старческим принято считать возраст после 75 лет.
По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей.**
- Обычно выраженные признаки физиологического старения - изменение внешнего вида, психики, снижение работоспособности, физической активности - появляется у человека с 60 лет. Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчиваются рост организма. Так уже в 30 - 35 лет происходит снижение уровня активности биологических процессов. Темп и характер старения в значительной мере определяют приспособительные возможности стареющего организма. Существенную роль в этом играет конституция человека, определяемая главным образом наследственностью.
- Процесс физиологического старения начинается в разных тканях и органах неодновременно и протекает с различной интенсивностью. Старость заключается в постепенном снижении жизнеспособности клеток организма - изменяется биосинтез белка, снижается активность окислительных ферментов, уменьшается количество митохондрий, нарушается функция клеточных мембран. В конечном итоге старение клеток приводит к их разрушению и гибели.
Другими словами, старость характеризуется борьбой между благородными элементами организма и простыми, первичными, - борьбою, кончающую в пользу последних. Победа их выражается ослаблением умственных способностей, расстройствами питания, затруднением обмена веществ и т.д.
- Возрастные сдвиги, происходящие в организме в результате старения клеток и тканей, обуславливают значительные изменения в регуляции функций органов и систем. Постепенно изменяются и сами функции, что, в свою очередь приводит к структурным изменениям. Например, в процессе старения уменьшается масса головного мозга происходят адаптационные изменения, по - разному выраженные в различных отделах мозга.
Основные проявления старости человека связаны с возрастными изменениями функций центральной нервной системы. Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Труднее вырабатываются условные рефлексы, изменения характер безусловных рефлексов. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, уменьшается острота зрения и сила аккомодации глаза (дальнозоркость), постепенно понижается верхняя граница слуха (тугоухость). Появляются сдвиги в регуляции внутренней среды организма, чаще происходят ее срывы.
- Отмечается снижение психической активности, при которой затрудняется восприятие, сужается его объем, ухудшается способность сосредоточения внимания и его переключения, развивается эмоциональная неустойчивость. Нередко пожилой и тем более старый человек становится обидчивым, капризным, скупым, черствым, эгоистичным. Ему страшны любые жизненные перемены, он консервативным в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям и одновременно подвержен сильному внушению.
- Снижение критичности самоанализа способствует переоценки собственных достоинств и прежних заслуг, вызывает стремление постоянно их подчеркивать.
- Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым.
- Неприятие окружающей действительности, власть воспоминаний, страх перед будущим усиливают убеждение в том, что все лучшее - в прошлом, а настоящее малоценно.
- Тяготение к прошлому проявляется не только в его восхвалению и постоянных воспоминаниях, но и в выраженной привязанности к старым вещам. Некоторые люди, напротив, утверждаются во мнении, что прожитая жизнь была бесценной и не имела смысла.
- В старости легко возникает тревога, под час по самому ничтожному поводу. Нередко тревогу вызывает состояние собственного здоровья. Тогда людям кажется, что близкие о них не заботятся. Тревога перерастает в страх, который сменяется унынием и безысходностью. Подобные отрицательные эмоции резко снижают жизненный тонус, что, в свою очередь, усугубляет проявление старости.
- Постоянное внимание, терпение и снисходительность окружающих в отношении к пожилым и старым людям помогают им справиться или вовсе избежать присущих старости переживаний.
- Знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старением, должны быть положены в основу подхода медицинского персонала и людей, связанных своей деятельностью с пожилыми. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факты (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту, семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой человек или старый человек чувствует себя больным и обиженным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус людей старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызывать у них ряд сдвигов, обуславливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний.
- Многие пожилые и старые люди нуждаются, в первую очередь, в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.
- Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы. В возрасте старше 60 лет уменьшается масса сердца. У пожилых и тем более старых людей снижается частота сердечных сокращений в состоянии покоя. При умеренных физических нагрузках обычно не происходит свойственного молодым людям учащенного сердечного ритма, что, с одной стороны, ограждает сердце от чрезмерного напряжения, с другой - ограничивает кровоснабжение органов и систем организма. При резком учащении сердечных сокращений, связанном с большими физическими нагрузками, быстро наступает несоответствие между притоком крови к сердцу через коронарные сосуды и резким усилием обменных процессов в сердце, которые приводит к недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы.
- В процессе старения развиваются атрофические и склеротические изменения в эндокринной системе. Аналогичные изменения происходят в дыхательной системе - несколько увеличивается частота дыхания, чаще возникают дыхательные аритмии, уменьшается жизненная емкость легких и их максимальная вентиляция.
- Страдают функции пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, атрофируются скелетные мышцы.
Актуальность проблемы профилактики преждевременного старения, которой занимаются геронтология и гериатрия связана, прежде всего, с наблюдением в современных условиях ростом доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Причем происходит не только количественное, но и качественные изменения возрастного состояния населения. В частности, улучшается здоровье людей старших возрастных групп. Участие в общественной и культурной жизни, профессиональная деятельность стали необходимыми для большого количества людей, переступивших пенсионный рубеж, пожилые люди вносят значительный вклад в развития общества.
Потребность в максимально возможном для конкретного времени продление жизни, так же как и в сохранении здоровья, -- одна из не проходящих человеческих потребностей, появившихся вместе с обществом. Если в прошлые века доживали до старости не многие люди, то преодоление в ходе прогресса общества установившегося уровня смертности в ряде индустриально развитых стран привело к тому, что впервые в истории человечества большинство людей могут дожить до старости.*
Процесс постарения населения объясняется как снижением рождаемости, так и увеличением продолжительности жизни, также увеличение продолжительности жизни вызвано уменьшением смертности.**
Старость как явление человеческой жизни по необходимости представлена двумя качественно различными аспектами.
Во - первых, биологическим. Он выражается в прогрессирующем с возрастом снижении функциональных отправлений различных систем органов человеческого организма. В основе этого процесса, по широко распространенной точке зрения в геронтологии - спонтанные накопления с течением времени разнообразных нарушений и ошибок в функционировании органов, в свою очередь провоцирующих нарастание новых ошибок и нарушений. Психологическая старость выступает закономерной заключительной фазой онтогенеза индивида биологического вида Homo Sapiens и как токовая изучается целым комплексом наук.
Во - вторых, старость представлена еще и социальным аспектом своего существования, «социальная старость». Под последней понимаются закономерные изменения в социальном статусе личности, вызываемые явлениями биологического старения и необходимая адаптация личности к этим явлениям.
Таким образом, оба аспекта человеческой старости органически взаимосвязаны: второй, социальный, существует на основе и как следствие первого, биологического. И если биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития человека, то социальная старость выступает столь же закономерной заключительной фазой возрастной структуры общества.
В понимании сущностной природы и, соответственно, поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два существенно отличительных подхода - функциональный и хронологический. Первый, функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости, как процессы нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности, а значит - и способности к материальному самообеспечению. Социальная старость есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым и, соответственно, его переход на чье-то иждивение -- такого широко распространенное как в отечественной, так и в зарубежной науке понимание и определение социальной старости.
Второй, хронологический подход к пониманию природы социальной старости, складывается в условиях индустриально - развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института - пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введения строго формализованного возрастного порога старости. В хронологическом подходе оказался начисто утрачен качественно-функциональный аспект социальной старости, следствием чего и явилась высокая степень социальной неоднородности выделяемой на основе такого подхода группы стариков.
1.3 Новая модель старости
Томас Манн подчеркивал, что старость не должна быть процессом упадка…, что мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности.
Аналитики пытаются разработать возможные сценарии жизни общества пожилых. Существует множество точек зрения на стареющее общество. Наиболее распространенными являются два противоположных взгляда.
Первый - пессимистический взгляд, основанный на традиционной концепции «зависимости» нетрудоспособных граждан как экономически неактивного населения. Его основные положения состоят в следующих посылках:
~ Трудоспособное население сокращается. Вследствие падения рождаемости и увеличения продолжительности жизни оно вынуждено содержать все большее и большее число нетрудоспособных граждан.
~ В современных условиях развития технологической революции требуется все более продолжительное время на подготовку кадров. Поэтому с каждым годом оттягивается выход молодёжи на рынок труда. Однако и обученной молодежи трудно будет внести новации в производство материальных благ, преодолеть консерватизм пожилых людей, занимающих руководящие ключевые посты. Отсюда напрашивается вывод о том, что общество пожилых, прежде всего, связано с ослаблением экономики в целом.
~ Негативное влияние на социально-экономическую жизнь общества усугубится тем, что это общество вынуждено, будет тратить больше средств на уход за пожилыми, особенно за старыми больными. Рост числа нуждающихся в уходе пожилых людей повлечет за собой отвлечение всё большего числа активных граждан от производственной сферы. Будет возрастать потребность и в стационарном обслуживании.
~ Чтобы обеспечить возросшие потребности в расходах на пожилых, работающим будет необходимо платить все большие и большие налоги. Это, в свою очередь, вызовет снижение мотивации к труду, приведет к серьезному конфликту между поколениями и к отказу молодого поколения от чувства коллективной ответственности за жизнь стариков.
Однако существует и вторая, полностью противоположная точка зрения. Ее сторонники считают, что пожилые люди могут стать фактором устойчивого развития современного общества.
Сторонники этой точки зрения признают существующую демографическую ситуацию, однако не считают, что она обвально захватит весь мир сразу и одновременно. В качестве примера можно привести Великобританию и Данию, где число пожилых достигло своего пика - 15% в девяностые годы, и до 2020 года не ожидается роста этого показателя.
Рассмотрев эти две точки зрения о социальной старости можно сделать два вывода:
Во - первых, поскольку с рождением пенсионного обеспечения по старости общегосударственное фиксирование формально-возрастного порога социальной старости становится необходимым для административной практики и, соответственно, меняет весь образ жизни стареющих людей, поскольку меняется сам базис выделения в общественном сознании социальной старости и отвечающей ей социально-демографической группы стариков: если в прошлом этим базисом выступала необходимая перемена в образе жизни личности, вызываемая утратой работоспособности и самообеспечиваемости, то теперь им выступает законодательно вводимый возрастной порог.
Во - вторых, выделяемая на основе указанного параметра социальная старость по необходимости оказывается предоставленной рядом реальных по своему статусу функционально-ролевых подгрупп стариков, относительно которых и возникает необходимость выяснения их социальных сущностей.
В структуре социальной старости могут быть выделены две различные по своему содержанию и составу субкультуры - формальной и реальной социальной старости.
Формальная социальная старость характерна уже состоявшемся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением ею при этом сложившегося в предшествующие годы образа жизни и социального статуса: привычной социальной трудовой активности, материального самоопределения, включенности в обычные для данной личности общественные связи.
Реальная социальная старость, наоборот, характеризуется как раз наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего «порог старости» человека. Причем характер этих сдвигов будет различен в зависимости от того, какой образ жизни и статус имел место в предшествующие годы: для лиц самостоятельно обеспечивающих себя средствами существования, вступление в реальную старость всегда означает ломку привычного образа жизни и статуса, связанного со сменой источника существования, переходом на чье-то иждивение или жизни за счет прошлых накоплений. Для лиц и прежде находившихся на чьем-то иждивении, переход к реальной старости менее болезнен, но также связан с какими-то существенными сдвигами в реальной жизнедеятельности.
Причины подобных существенных ролевых сдвигов, свидетельствующие о наступлении реальной социальной старости, многообразны. Это и утрата работоспособности, и состояние здоровья, и вполне естественное желание отдохнуть на старости лет, «пожить для себя», и даже достаточно принудительное «выталкивание на пенсию» в условиях невостребованности данного труда.
Реальна социальная старость может иметь место как в форме активной, так и пассивной адаптации личности к новым для нее общественным условиям «покоя».
Для активной формы реальной социальной старости характерно и в условиях «покоя» сохранения высокого уровня социальных связей при обязательной смене их содержания: выдвижение на первый план семейных интересов, всякого рода увлеченности общественной работы, туризмом, домашним трудом, и т. д. Иными словами, при активной адаптации к старческим условиям существования имеют место и даже могут усиливаться процессы ресоциализации личности, развитие ее включенности в общественную жизнь.
Пассивная адаптация к условиям «покоя» связанна, наоборот, с нарастающий утратой социальных связей, растущей социальной изоляцией личности. В основе этой адаптации находятся специфические условия жизни (утрата семейных связей, затрудненность общения, плохое здоровье и т. д.), значительный возраст, особенности личного характера, не высокий уровень культуры.
Таким образом, предлагаемый ролестатусный подход к анализу явлений социальной старости позволяет, с одной стороны, связь в единое целое моменты обеих сложившихся трактатах социальной старости. А с другой стороны обнаружить и проанализировать внутреннею структурную неоднородность старчества, что становится особенно актуальным в связи с растущей заинтересованностью общества в необходимой социальной помощи старым.*
Будучи показателем социального прогресса, постарение населения представляет собой в целом позитивное явление, соответствующее гуманистической направленности развития человечества. Вмести с тем, оно влечет за собой ряд нежелательных и негативных последствий, связанных с увеличением экономической нагрузки на производительное население.**
Чем сильнее выражено постарение населения, тем острее становится проблема роста фондов накопления и потребления, тем эффективнее должен быть труд более молодых. В свою очередь любое замедление прогресса в экономике, заставляет все возрастные группы общества, включая престарелых, сильнее ощущать тяжесть нагрузки, углублять разрыв между их доходами занятого населения.
Старение населения предъявляет новые требования к медицинскому, коммунальному, бытовому, культурному и другим видам обслуживания. Это означает, что помимо их качественной перестройки необходимость привлечения крупных капиталовложений и дополнительных контингентов работников для оказания социальной помощи пожилым и престарелым людям.
Демографическое старение обостряет экологические проблемы, поскольку люди старших возрастов, так же как и дети, особенно страдают от высокой плотности населения, загрязнения среды обитания. Демографическое старение заставляет общество, его социальные, экономические, политические, правовые и культурные институты реагировать на рост численности и доли пожилых и престарелых. Общество должно приспосабливаться к старению населения, пересматривая традиционные нормы, связанные с пожилыми людьми, по новому определять их место в социальной структуре и роль в системе общественных отношений.*
1.4 Отношение к социальным стереотипам старости
Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем требованиям и возможностям, который предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании. В подобных стереотипных нормах воплощены обыденные представления о способностях, интересах, потребностях лиц старшего возраста.
1. Негативно воспринимаемая (неодобряемая) стереотипы. Наибольшее возражение старшего поколения вызвало представление пожилого человека как неопрятно запустившем себя старике. Они считают, что эта черта связанна не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида.
Кроме того к числу стереотипов старости, по преимуществу воспринимаемых пожилыми, относится такие как консерватизм (не авторитет для семьи), необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию, неразрешенность конфликта «отцов и детей» (старики не могут понять молодежь), словом, те стереотипы, которые вызывают внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионеров.
2. Позитивно-воспринемаемые (одобряемые) стереотипы. Существует целый блок стереотипов, которые являются скорее нормами - в основном находятся в согласии с внутренними представлениями стариков а собственно вмести и роли в жизненном раскладе о своих способностях. Подавляющее большинство согласно с тем, что в их возрасте учеба, образование не нужны, и они обязаны заниматься внуками. Встречается утверждение о сложности для пожилого человека общественной работы. Также считается нормальным, что с возрастом нарушается психика. Однако многие старые люди рассматривают эту способность как обусловлено человеческой природой изменение и спокойно к нему относятся.
3.«Дифференцирующие стереотипы». Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качеств как работника, о неспособности к интимной жизни.
С достижением пенсионного возраста человек вынужден приспосабливаться не только к переменам, которые происходят в нем самом и в отношении к нему окружающих, но и изменяющейся социальной действительности, и ее новым реалиям, которые неизбежны в любом развивающемся обществе.
Большинство пенсионеров оценили как отрицательно: сокращения расходов на оборону и разгосударствление предприятий, рост стоимости жизни и распространение платных частных учреждений (больниц, школ). Определенные социальные учреждения встретили понимание - распространение свободы школы на всех уровнях, узаконение прав на частную собственность и предпринимательство, возможно участие выбора различных органов власти.
Таким образом, социальные стереотипы создаются на протяжении всей жизни поколений, оседая и укореняясь в общественном сознании, социальные же перемены в исторически короткие сроки, большинству граждан бывает трудно с ними соразмерится.*
Пожилые и старые люди - это то поколение о котором мы молодые должны заботиться и создавать им все необходимые условия для долголетия.
В последнее время все чаще можно услышать слова «пенсионная болезнь». Вроде бы, все, что нужно для хорошего, спокойного отдыха, есть у человека: благоустроенное жилье, почет и уважение… И все-таки что-то его гнетет, гложет. За частую недавних пенсионеров начинают тревожить недомогания, слабость и другие болезненные явления. Появляются расстройства сна, подавленное настроение, раздражительность, неудовлетворенность собою и окружающими людьми. Объясняется все это просто: человек, привыкшей в течении всей свей жизни трудиться, находить в труде удовлетворение, после ухода на пенсию тоскует о привычно и любимом деле, тяготится своим новым положением, и речь идет о практически здоровых людях.
С уходом на пенсию человек способен к активно полезному общественно полезному труду в самых разны отраслях народного хозяйства. Об это же свидетельствует и ряд постановлений правительства о повышении материальной заинтересованности пенсионеров в работе и на производстве.
Современная медицина рекомендует старым людям заниматься какой-нибудь деятельностью. Это лучший способ избежать возникновение многих физических и душевных расстройств.*
Попробуем объяснить почему это происходит. Работающий человек встает в одно и тоже время, идет на работу, там находится среди людей и занимается работой. Это помогает переключить внимание с собственной особы на общественные интересы.
Когда же он уходит на пенсию, ежедневный распорядок его дня меняется, и часто это плохо отражается на самочувствие. Многие чествующее себя здоровыми и жизнерадостными, когда они работали, после ухода на пенсию начали чахнуть. Они теряют контакт с миром замыкаются в себе. Мелкие болячки, на которые они раньше не обращали внимания, теперь становятся смыслом их жизни. Было бы большой ошибкой искать покоя в бездеятельности. Это приведет к ослаблению организма, снижению интеллекта и быстрому прежде временному старению.
Для чувства покоя необходимо иметь ощущения что пожилые люди нам нужны для них проявляют заботу. И заботятся не только родные и близкие, но заботится и государство. Достойная старость должна быть у всех.
Глава 2. Социальная защита пожилых граждан
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно емко.
Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.
Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права свободы. Это -- общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.
Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.
В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.
Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.
Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции квалифицированная юридическая помощь.
Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.
Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже уровня прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным прежде всего остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.
Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.
Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции Российской Федерации, а также целому ряду международно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольнение работников только по той причине, что они достигли пенсионного возраста, является антиконституционным актом.
Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом.
Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" установил предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы -- 60 лет, -- и предоставил право руководителю государственного органа осуществлять помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, увольнение по свое инициативе государственного служащего в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственно службы.
Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.п.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.
Пенсионное законодательство, представленное федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ "Об исчислении и увеличении государственных пенсий" и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию -- событием исключительной важности, -- тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем. Выход на пенсию -- ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.
Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.
Во-первых, по Закону 1990 года пенсиями обеспечивается более широкий круг лиц.
Во-вторых, Закон 1990 года ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии. Образован Пенсионный фонд Российской Федерации, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.
Важное правило закреплено в ст. 6 Закона. Оно заключается в том, что за пенсией гражданин может обратиться в любое время, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Это правило касается всех пенсий, в том числе при неполном общем трудовом стаже. Другими словами, Законом не предусмотрен срок обращения за пенсией, пропуск которого мог бы неблагоприятно отразиться на пенсионных правах граждан. Это правило -- именно право, а не обязанность граждан, что особенно важно для пожилых людей: они сами могут решить, когда им стоит прекратить трудовую деятельность.
В связи с этим все более важной становится проблема реформирования пенсионной системы путем введения накопительного метода финансирования трудовых пенсий.
Персонифицированный учет является существенной составной част ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|