Главная   Добавить в избранное Социология как наука | лекция


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Социология как наука - лекция


Категория: Лекции
Рубрика: Социология и обществознание
Размер файла: 76 Kb
Количество загрузок:
67
Количество просмотров:
3036
Описание работы: лекция на тему Социология как наука
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



Социология как наука

Содержание

  • Лекция 1. История социологии 2
    • Основные понятия 2
      • Словарь 2
      • 1.1.1. Предпосылки появления социологии 2
      • 1.1.2. Классическая социология XIX в. 4
      • 1.1.3. "Понимающая" неклассическая социология Германии 6
      • 1.1.4. Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм 7
      • 1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв. 12
    • Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина 13
      • Основные понятия 13
      • Словарь 13
      • Основная литература 14
      • Дополнительная литература 14
      • 1.2.1. Объект и предмет социологии 14
      • 1.2.2. Функции социологии 15
      • 1.2.3. Виды социологического знания 16
      • 1.2.4. Методы социологии 16
      • Основная литература 22
      • Дополнительная литература 22

Лекция 1. История социологии

Основные понятия

Позитивизм, социальный факт, солидарность, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, конфликт, «понимание», идеальный тип, отнесение к ценностям, макросоциология, микросоциология, бихевиоризм, структурализм, функционализм, системный подход, символический интеракционизм, этнометодология, феноменология, модернизм, постмодернизм, постструктурализм, дискурс, субъективная социология, исторический материализм.

Словарь

Позитивизм -- 1. Доктрина, сформулированная О.Контом, согласно которой только истинное знание является научным, т.е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. 2. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные.

Структурализм -- 1. Социологический анализ с точки зрения социальной структуры. 2. Методологические и теоретические подходы к культурному и социологическому анализу, основанные на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой.

Социальная структура -- 1. Относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов, например, классовая структура. 2. Более или менее постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, группе или социальной организации, например, «социальная структура России».

Функционализм - теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.

Структурный функционализм - 1. Теоретические подходы, в рамках которых общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем. 2. (В более узком смысле слова) Особая форма функционального анализа Толкотта Парсонса, часто отличаемая от «функционализма» в целом и называемая структурным функционализмом.

Дискурс -- определенная область использования языка, единство которой обусловлено наличием общих для многих людей установок. Например, М. Фуко описывает существование в обществе различных дискурсов безумия (то есть типов мышления и общественного обсуждения проблемы безумия), сменявших друг друга с течением столетий. Например, в раннем средневековье безумный человек рассматривался как наделенный особым видением мира мудрец, а в ХХ в. -- как больной.

Спекулятивное знание - тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии и направлено на осмысление оснований культуры и науки, в том числе философии.

1.1.1. Предпосылки появления социологии

На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучение общественной жизни, влияет прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень научного анализа. На заре духовного развития человечества философы, мыслители стремились понять характер общественного устройства. В философском плане это было сделано достаточно четко и глубоко в античной Греции, прежде всего Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.). В работе «Политика» Аристотель изучал эллинский полис, т.е. общество- государство, что, конечно, далеко не исчерпывало содержание общественной жизни в широком смысле этого понятия. Историки социологии полагают, что труды Аристотеля относились больше к политическим наукам. И одной из главных его заслуг считают разработку и использование методов наблюдения и сообщения, а также систематическое изучение логики.

Особую роль в формировании социологии сыграли мыслители эпохи Просвещения. Следует отметить особо Ш.Л.Монтескье, чей труд «Дух законов» (1748г.) некоторые исследователи склонны рассматривать как социологический, а его самого как одного из основоположников социологической доктрины. Действительно Монтескье пытался за цепью случайных событий увидеть глубинные причины, которым эти события подвластны. Особое внимание он уделил политическим проблемам общественной жизни, в частности, принципу разделения властей, который впоследствии был положен в основу устройства буржуазно-демократических государств. С именем Монтескье во многом связано формирование социологической теории «географический детерминизм», связывающей социально-политическую и экономическую жизнь людей с влиянием климата, географической среды и численности населения. Однако, Монтескье еще не мог представить себе существование науки, изучающей общие основания общественной жизни.

Трагические события и результаты Великой Французской революции привели к крушению рационалистических теорий Просвещения. Встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие обратили внимание на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках. К.А. де Сен-Симон и его секретарь О.Конт в 1822 г. составили «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», где проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и разрабатывалась в соответствии с методами естественных наук, в частности физики. Новую науку так и назвали - «социальная физика». В названии этом по сути раскрывался основной замысел «позитивного» метода познания - открытие объективных законов общественного развития, столь же необходимых и непреложных, как «закон тяготения». В 1839 г. О.Конт сменил термин «социальная физика» на термин «социология», потому что родоначальник новейшей статистики А.Кетле свел «социальную физику» в своем труде «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей» лишь к статистическому исследованию общественной жизни, а в понимании Конта социология должна была быть не описательной, а теоретической наукой.

Научной базой социологии послужили теория клеточного строения живого организма (Шлейден и Шванн -- 1838-1839 гг.) и теория эволюции видов Ч. Дарвина. В XVII-XIX вв. были разработаны методы количественного исследования социальных процессов (Э. Галлей - XVII в., Лаплас - XVIII в.), а также методика эмпирического выведения статистически рассчитанных закономерностей (А. Кетле - 1835 г.). К формированию социологии как самостоятельной науки привело развитие политики, права, политической экономии, истории и социальной философии. А.Р.Тюрго (1727-1781 гг.) - экономист, социальный философ, политический деятель и Ж.А.Кондорсе (1743-1794 гг.) - историк и философ-просветитель, рассматривая историю как постепенное совершенствование человеческого рода, утвердили в европейском социальном мышлении идею прогресса, причем прогресса, совершающегося в противоречивой форме «неравенства прогресса народов».

Социология возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. -- в переходный период от традиционного к индустриальному обществу. В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирным путем. Именно средний класс и выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии -- эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.

1.1.2. Классическая социология XIX в.

В истории социологии XIX в. можно выделить три основных типа научности.

Первый -- самый ранний -- можно назвать классической социологией. Самые яркие ее представители -- О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре основных принципа классической методологии:

социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы;

поэтому социология должна строится по образу естественных "позитивных" наук;

методы социального исследования должны быть такими же точными, как и методы изучения природных явлений;

важнейший признак научности - объективность содержания знания, т. е. его свобода от ценностных суждений и идеологий.

Огюст Конт -- основатель социологии и позитивизма -- противопоставил новую общественную науку спекулятивной философии ХVIII века с ее чисто абстрактными методами познания окружающей действительности. Конт считал, что социология в отличие от философии конкретна, актуальна, основана на фактах, доступных эмпирическому наблюдению, следовательно, научна (позитивна). Конт требовал исследования взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших систем, т. е. общества, человечества. Конт открыл и сформулировал предмет социологии, а также закон трех стадий социального и интеллектуального развития. Согласно его представлениям, общество про ходит через «теологическую» и « метафизическую» стадии , прежде чем достичь «позитивного» возраста - этапа «надежного» знания, нового рационального правительства и «религии гуманизма». Общество, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру «позитивной», противопоставляя ее «негативной», угрожающе революционной и спекулятивной, «метафизической» эре, чьим предназначением было просто положить конец предыдущей «теологической»(и монархической). В своей общей социологической теории Конт выделил две части -- статику и динамику. Статика изучает условия и законы функционирования общественной системы (позже получила развитие в дюркгеймовской и функционалистской социологии). Динамика -- социальный прогресс, в основе которого, по мнению О. Конта, лежит духовное, умственное развитие человечества.

При жизни О.Конта его идеи не оказали заметного влияния. Признание его теории получили в Англии со стороны Дж.Стюарта Милля. Милль, перенеся идеи Конта на английскую почву, изменил некоторые положения его теории. Так, если Конт исследовал общество как систему, то Милль видел общество прежде всего как совокупность индивидов и стремился свести социальное к индивидуальному. Социальные законы для него - это законы «индивидуальной человеческой природы». По Миллю, соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее иными свойствами. Труды классиков оказали большое влияние на работы следующего поколения социологов, наиболее яркими представителями которого считаются Г.Спенсер и Э.Дюркгейм.

Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток дичи, могли перекочевать на другую территорию, переключиться на рыбную ловлю или собирательство. Но в развитом обществе экономический кризис может привести к краху и политическую, и социальную, и духовную сферы. Уязвимость современного общества -- в его сложности, во взаимозависимости всех его частей, поэтому по мере развития общества все большую роль играет регулирующая и контролирующая взаимодействия между людьми политическая система, аналогичная мозгу и нервной системе живого организма. Однако активное вмешательство государства в жизнь общества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуального потенциала его членов может происходить только в результате "естественного отбора", эволюционно.

Э. Дюркгейм был одним из самых талантливых и влиятельных социологов Франции конца XIX в. Он одним из первых выделил предмет социологии -- социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты существуют вне сознания конкретного человека и оказывают на него внешнее давление. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежную систему, религию и др. -- все, что индивид получает готовым при рождении. Дюркгейм развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать социальную основу разрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход -- укрепить солидарность членов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальных способностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное на справедливости, равенстве и свободе.

В XIX в. развивалась и марксистская социология. К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом разработал теорию общественно-экономической формации на основе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Общество рассматривается как социальный организм, источник развития которого заключается в нем самом. Это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, на ход которого влияют, помимо базисных, и надстроечные факторы -- государство, право, религия и т. п. С развитием производительных сил меняются производственные отношения, способ производства, а вместе с ним и вся надстройка общества. Общественно-экономическая формация -- это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Каждая формация -- особый социальный организм, функционирующий и развивающийся на основе двух типов социальных законов -- генетических и структурных. К. Марксу удалось создать теорию общества, легшую в основу развития теоретической социологии XIX -- начала XX в. Он также считается основателем важнейшего научного направления -- конфликтологии.

Марксистская социология в своей основе является позитивистской, она нацелена на признание объективности научных знаний об обществе. Однако в ней присутствует и противоположная тенденция -- согласование эмпирических данных и теоретических выводов с историческим интересом эпохи, под которым понимаются исключительно интересы пролетариата, как самого передового и прогрессивного класса. Поскольку рабочий класс прогрессивен, постольку его интересы совпадают с общечеловеческими, следовательно, пролетариат заинтересован в объективном анализе общественных процессов. С развитием марксистского социалистического и коммунистического политических движений появились представления о том, что только обществоведы-марксисты могут дать объективную картину общества и его развития. В конечном итоге произошла идеологизация социологии, результаты исследований которой ставились в зависимость от интересов политической верхушки коммунистических партий социалистических стран.

Основные разновидности марксизма ХХ в.:

- советский марксизм, развивавший жесткое «научное» и материалистическое представление о социальной реальности, видя в естественных науках основной метод познания;

- троцкизм - критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма ХХ в.;

- западный марксизм - главное и наиболее влиятельное в академических сферах течение. Ведущие его представители - А.Грамши, Д.Лукач, Г.Маркузе, Франкфуртская школа критической теории, Л.Альтюссер, использовавшие не только марксову, но и немарксистскую мысль (политическая социология Грамши, структуралистский марксизм Л.Альтюссера);

- марксизм «третьего мира», исследующий капитализм в метрополиях, колониях и неоколониальных странах и возможности создания социализма с ведущей ролью крестьянства и т.д.

§ В настоящее время марксизм является важным измерением социального научного и социологического мышления, изучающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.

1.1.3. "Понимающая" неклассическая социология Германии

Неклассическая социология была разработана немецкими мыслителями В.Дильтеем (1833-1911 гг.), Г. Зиммелем (1858-1918 гг.) и М. Вебером(1864-1920 гг.). Они полагали, что законы общества и законы природы принципиально противоположны, поэтому единой науки не может быть, и надо выделять науки естественные (о природе) и науки гуманитарные. Социология расположена на границе естествознания и гуманитарных наук, поэтому она и заимствует у них все лучшее. У наук о природе социология заимствует приверженность к точным фактам, методы -- наблюдение и эксперимент, причинно-следственное объяснение действительности. У гуманитарных наук -- метод понимания и отнесения к ценностям.

Если О. Конт, Э. Дюркгейм и их последователи считали, что предметом социологии является общество, народ, человечество и т. д., то немецкие социологи полагали, что исследовать нужно только индивида, потому что именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Социолог должен объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий.

Г. Зиммель и М. Вебер сформулировали основные принципы классической социологии.

Устранить из научного мировоззрения представления об объективности наших знаний. Социальное знание не должно выдавать свои теории за отражение самой действительности и ее законов.

Социология должна заниматься выяснением причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых "научных прогнозов".

Социологические теории должны строиться по правилам формальной логики и согласно общечеловеческим ценностям. Это избавит науку от субъективного произвола.

Отнесение к ценностям, задающим общее направление всему человеческому мышлению должно лежать в основе интеллектуальной деятельности ученого.

Изменение ценностных предпочтений социологов определяется социально-историческими обстоятельствами, в которых они действуют.

Г. Зиммель стал основателем формальной социологии, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Он определял "понимание" как "вчувствование" исследователя в действия индивидов с тем, чтобы в конце концов выявить в совокупном предмете социальных наук чистые формы "социации" или общения. Затем их необходимо систематизировать, обосновать психологически, описать в историческом развитии.

М.Вебер - крупнейший социолог конца XIX - начала ХХ вв. Для М.Вебера цель социологии - достижение интерпретативного понимания субъективно значимой человеческой деятельности, которая выставляла на рассмотрение мотивы акторов на одном уровне с «причинами» деятельности. Деятельность индивидуумов составляла единственную социальную действительность; тем самым Вебер выступал против использования коллективных понятий (подобных государству, обществу и т. д.), если они не были прочно связаны с этой деятельностью. Понимание для Вебера -- скорее систематическое и точное исследование, чем просто "переживание" текста или социального феномена. Рациональность "понимания" соответствует рациональности социального, а социальные действия соответствуют некоему "идеальному типу" (или образцу), который в свою очередь выражает суть общественного интереса эпохи.

Понятие "идеальный тип" был очень важным вкладом М. Вебера в социологию. Идеальный тип не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема, и только потом соотносится с эмпирической реальностью. По его мнению, такие понятия, как «христианство», «ремесло» и т.д. - лишь идеально-типические конструкции. Социология, считал Вебер, создает понятие типов и ищет общие правила в отличие от истории, которая стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, личностей, локализованных во времени и пространстве. В этом смысле идеальные типы, с которыми работает социолог, должны быть общими. Так, например, социолог конструирует идеальные модели господства - харизматическое, рациональное, патриархальное, которые имеют силу во все исторические эпохи и в любой точке земного шара.

Как же «работает» понятие «идеальный тип» у Вебера? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть веберовскую теорию социального действия. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социологическое понятие действия вводится им через понятие смысла, следовательно, социология должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно, то есть направлено к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей. Описанный тип действия Вебер называет целерациональным. Оно и является идеальным типом. Целерациональное действие стало методологической основой социологии Вебера. С помощью данной модели социолог исследовал как индивида, так и государство, власть, демократию, бюрократию и т.д.

«Понимающая» социология Германии оказала огромное влияние на развитие мировой науки. На ее базе развились множество направлений, самой развитой формой которых является интерпретирующая социология, делающая акцент на необходимости осознания (то есть «понимания» или интерпретации) цели акторов социологами. К ней относятся символический интеракционизм, социологическая феноменология, некоторые теории постмодерна и т.п.

1.1.4. Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм

Наиболее преуспевала социология в США. К причинам ее успеха можно отнести отсутствие жестко контролируемой государством системы высшего образования, конкуренция между университетами, влияние идеологии прагматизма, широкое движение в пользу социальных реформ. Если в Европе социологи были разобщены, часто не имели средств на проведение исследований, то американские ученые, получившие поддержку политической элиты и крупного бизнеса, организовали не только обучение студентов и подготовку аспирантов по социологии, но и создали новые направления, позволившие приблизить науку к конкретным потребностям общества. С 20-х годов ХХ века американские исследователи занимают лидирующее положение в мировой социологии, и их опыт используется европейцами.

Среди социологических научных школ США в 1915-1935 гг. большую роль сыграла Чикагская школа социологии. Именно здесь, в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Отличительными чертами Чикагской школы является органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные и практические цели программы Философско-гносеологическая ориентация социологов была разнообразной и необязательно строго позитивистской. Но все они стремились основывать свои выводы на эмпирическом материале. Чикагцы создали экологическую социологию (Р. Парк), открывшую социально-психологические, культурные и биологические законы развития городов; внедряясь в городские молодежные банды, они изучали преступное и отклоняющееся поведение. Ими был разработан метод личных документов, усовершенствован бихевиористский подход.

Бихевиористы считали, что социология должна изучать наблюдаемое поведение людей. Поведение людей, считали они, сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы можете менять поведение, управлять людьми. Ранние бихевиористы отрицали необходимость теории и абсолютизировали конкретные социологические исследования. Главными их методами были наблюдение и эксперимент, при обработке данных использовались математические и статистические способы. Абсолютизация значения поведения, внешних форм исследования и количественных методов анализа приводили к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом. Например, летом чаще всего срываются выборы в органы городского самоуправления. Путем наблюдения можно установить, что важнее для избирателей -- идти на избирательный участок, тратя время, или поехать работать на дачу, без которой большинству горожан трудно прожить. С помощью эксперимента можно определить, как группа может изменить в свою пользу поведение отдельного избирателя. Но понять поведение конкретного отдельно взятого избирателя бихевиоризм не поможет. Чикагская школа заложила основу для разработки американскими и европейскими учеными на базе бихевиоризма структурно-функционального, системного подходов, концепций действия, теории конфликта и т. д.

Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм, к примеру, представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов -- подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга Функционалисты анализируют общественные подсистемы -- экономику, политику, право, религию и пр., как они связаны между собой, какую пользу или вред приносят обществу. Недостаток данного подхода -- статичный образ общества, недооценка значения социальных перемен и конфликтов, игнорирование активного участия отдельных людей в изменении общества.

К функционалистам примыкает теория социального действия, разработанная Т.Парсонсом. Он видел социальный мир в понятиях человеческих идей - норм, ценностей, значений, причем наиболее важным социальным процессом считал процесс коммуникации значений, символов - информации. Он обращал основное внимание на организацию человеческих актов в системы действий, соединяя «индивидуалистический» подход М.Вебера с «холистическим» Э.Дюркгейма. Парсонс создал обобщенную, абстрактную модель действия человека, назвав ее «единичным (unit)актом». Данная модель включает в себя действующее лицо - человека и ситуационное окружение (биологическую, культурную, социальную системы и личность - тоже систему). Каждая из систем порождает свои собственные подсистемы и т.д. Подсистемы каждого уровня развиваются для удовлетворения функционально необходимых условий, соблюдение которых способствует выживанию системы как таковой. Теория действия стала исходным пунктом для создания теории общества как особого типа социальной системы, его эволюции. В целом, во взглядах Парсонса можно выделить три главных аспекта: 1) понятие функциональных предпосылок общества; 2) концепцию социального порядка, характеризующую общества как внутренне взаимосвязанные и «самоподдерживающиеся» социальные системы, работающие во «внешней окружающей среде»; 3) общую теорию «действенных систем».

Теории Т.Парсонса подверглись критике со стороны многих социологических направлений за использование доведенной до крайности аналогии с организмом, за отождествление человеческой деятельности и поведения системы и т.п. Так, рассматривая социальную жизнь как нормативную и ценностно-контролируемую, Парсонс придал подчиненный характер материальным потребностям действующих лиц. Но люди идут работать не потому, что ценности и нормы говорят: «Работать хорошо», а потому, что иначе они могут умереть от голода - так возражали функционалисты. Конфликтологи же утверждали, что парсоновская модель социальной жизни утопична, в своей основе - это мир без движения, без внутренних источников изменений, а главное, в его построениях нет места конфликту, часто присутствующему в реальности. Теория конфликта стала систематической альтернативой теории Парсонса.

Неомарксисты (А. Грамши, Л. Альтюссер, а также ученые Франкфуртской школы) полагали, что в основе конфликта лежит различие интересов общественных классов (имущих и неимущих), что благодаря репрессивному и идеологическому аппарату государства конфликт "загоняется" внутрь общества и существует в скрытой (латентной) форме. Неомарксисты считали, что экономический фактор сильнее всего влияет на поведение людей, но изучают общество, общественные отношения, явления и с экономической, и с исторической точки зрения. Развитие общества идет по большей части "скачкообразно" через ряд конфликтов, и в результате происходит смена одного общественного строя другим.

Современные конфликтологи утверждают, что в основе конфликтов лежит борьба за власть и ресурсы в обществе. Таким образом, конфликты возникают из-за противоположности классовых интересов, между полами, этносами, группами, институтами, личностями и т. д. В отличие от марксистов, считавших конфликты неизбежными и неразрешимыми мирным путем, немарксистские конфликтологи полагают, что, определив причины конфликтов, участников, структуру и стадию развития, можно решить большинство столкновений мирным путем или прервать их на ранней стадии. Вовремя выявленные и решенные конфликты помогают социальному прогрессу, но конфликты в "запущенном состоянии" могут привести к разрушению общества.

На протяжении ХХ в. в западной социологии (прежде всего в американской) разрабатывалась масса теоретических специальных подходов к социологическому анализу межличностных отношений между отдельными людьми. Среди них наиболее важными считаются символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и т. д.

Символический интеракционизм (Ч. Кули, Д. Мид) считался основной альтернативой функционализму. Объектом для изучения социального поведения в этом подходе является личность и то, как каждый человек становится через отношения с другими людьми тем, кто он есть. Связующим звеном между личностью и другими членами общества являются символы -- язык, жесты, мимика, одежда, цвет кожи. С их помощью каждый человек "осмысливает" ситуацию, объясняет для себя социальные действия и события. Согласно символическому интеракционизму, единой социальной реальности не существует, т. к. люди придают различный "смысл" тому, что могло бы считаться одним и тем же опытом. Так, например, двое юношей предлагают друг другу дружбу. Но один из них может подразумевать просто приятное совместное времяпрепровождение, а другой -- совместное участие в квартирных кражах. Недостатком данной концепции являлось недостаточное внимание к объективному ограничению социального действия. Достоинствами -- углубленный анализ социальной роли, становления личности, коммуникации и действия. На основе интеракционизма была развита социология преступного действия, медицины и т. д.

Феноменология (А. Шюц) была основана на "понимании" М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля. Это социологическое направление изучает интеллектуальные и мыслительные процессы, при помощи которых отдельный человек приходит к пониманию мира и осознанию реальности. Как считают феноменологи, вещи и события не имеют значения "в себе". Они "значат" только то, что они означают по мнению людей. В обществе -- когда все люди живут вместе -- возникают "разделяемые всеми значения".

Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает то, как люди в сущности развивают эти "разделяемые значения", т. е. методы, которые используют все участвующие в социальных отношениях, чтобы разобраться в происходящем и сообщить об этом другим, так сказать, "сконструировать" свой социальный мир. Гарфинкель обосновал свою теорию с помощью довольно остроумных экспериментов. В ходе одного из них его студенты должны были вести себя так, как будто они являются квартирантами в собственном доме. Реакция на это родителей и родственников была сначала недоуменной, а затем враждебной. Гарфинкель сделал вывод, что социальный порядок повседневной жизни очень тонко организован и в то же время очень хрупок: для его уничтожения достаточно прервать повседневные социальные отношения. К недостаткам этнометодологии можно отнести пропаганду "сверхупорядоченности" повседневной жизни, на деле осложненной конфликтами и непониманием между людьми. Не принимается во внимание факт существования в обществе экономических, политических, социальных различий между группами, которые делают кого-то могущественным, а кого-то безвластным. Методы этнометодологии во многих случаях заимствованы более традиционными социологическими подходами, например, они встречаются в работах Энтони Гидденса..

Значительную роль в развитии современной социологии сыграл структурализм (лидер К.Леви-Стросс). Созданный им подход к социологическому анализу основан на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой как «знаковые системы». Акцент делается на «невидимых», но обнаруживаемых структурных отношениях между «концептуальными элементами» в социальной жизни (например, отношениями противоположности и контраста или иерархии). Леви-Стросс пришел к выводу, что язык в обществе является предшествующей системой, которая определяет и обусловливает социальное поведение. Возникает он на бессознательном уровне, и поскольку мозг у всех людей работает одинаково, то языки создаются по одним и тем же принципам. Культура также возникла в результате мыслительных процессов на бессознательном уровне. Хотя культуры, так же, как и языки, отличаются друг от друга, процессы, в результате которых они создаются, одни и те же. Значит, в общественной жизни нет ничего, что являлось бы результатом преднамеренной и новаторской деятельности человеческих существ, взаимодействующих друг с другом. История их жизни написана для них в языке и культуре, которые они изучают, а затем используют. Эта позиция существенно отличается от взглядов М.Вебера, А.Шюца и Г.Гарфинкеля, которые рассматривали индивидов как субъектов истории.

Идеи Леви-Стросса были использованы П.Бергером, который предложил диалектическую теорию социального конструирования действительности, согласно которой социальная структура создается человеческой деятельностью, но будучи однажды созданной, противостоит индивиду и как чуждая фактичность, и как средство принуждения. Э.Гидденс выработал понятие «дуальность структуры», содержащее как структуру, так и индивидуальную волю.

В 80-90-е годы в западной социологии возник новый подход -- постмодернистский, отвергавший функционализм и марксизм под предлогом того, что великие теории слишком несовершенны, чтобы правильно объяснить общественные процессы и социальные изменения (Ж.Лиотар).

Критиковались также теории социального действия, считающие индивидуальное сознание важным фактором в создании социального поведения. Постмодерн характеризуется следующими особенностями: мир «прилива, отлива и фрагментации», без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в «научную» рациональность и унитарную теорию прогресса; замена эмпирических теорий изображения и истины; усиление акцента на важности подсознательных, свободно плавающих знаках и образах; множественностью точек зрения. Постмодернизм интересуется тем, как отдельное лицо или субъект придает всему смысл, то есть сознательно создает социальную реальность. Как и структуралисты постмодернисты считают, что язык «предшествует» тем, кто использует его. Другими словами, люди узнают слова, которые затем позволяют им выразить свои мысли. Язык является системой, существующей отдельно от людей, которые учат и затем используют его. Точно так же, как общественные институты, по Марксу, формируют и определяют социальное поведение и осуществляют контроль над ним, так же и язык, с помощью которого мы обычно выражаем мысли и общаемся, оказывает подобное влияние. М.Фуко - один из ведущих постструктуралистов (разновидность постмодернизма), в отличие от Леви-Стросса, отрицает существование общих принципов, лежащих в основе формирования языка и культуры. В центре его внимания - осмысление власти, вовлеченной в создание и использование языка. Язык, по Фуко, - не русский, английский или китайский, а то, как разные области знания выражаются в различных образах мысли и речи, - нечто, что он называет дискурсом (рассуждением).

Происхождение дискурсов связано с властью. Власть осуществляется двумя путями: во-первых, она осуществляется так, что дискурсу дается возможность возникнуть; во-вторых, она осуществляется самим дискурсом, контролирующим мысли, знания, действия людей, его использующих. Следовательно, рационально мыслящей творческой личности не существует. Все наши действия определяются дискурсами, дающими нам наши мысли и наше знание. Прогресса не существует. Социальные перемены создаются другими дискурсами -- не лучшими, не худшими, просто другими. Значит и объективной истины не существует, есть всего лишь разнообразные способы смотреть на вещи. Следовательно, мы должны согласиться с тем, что все созданные человеком представления о действительности одинаково обоснованы, и критиковать их нет смысла.

Общество неустойчиво, нестабильно, недолговечно. Для него больше значат люди, тенденция, образ, а не сущность и смысл.

Постмодернистская социология преследует следующие цели: 1) давать множество многообразных объяснений состоянию и развитию «объекта»; 2) синтезировать новые интерпретации и способы познания на основе раскрепощенного владения элементами всей предыдущей социологической культуры; 3) качественно (творчески содержательно и инструментально мастерски) соответствовать все усложняющейся системе связей, которую мы именуем «современное общество». Отрицая научные стереотипы, постмодерн признает «стиль», соответствовать которому может только социальный исследователь, обладающий высоким уровнем профессионализма. Постмодернистская социология, перемещая познавательные акценты на субъект исследования, отражает гуманистические тенденции в обществах современного типа, когда интерес к внутреннему миру человека и индивидуальным проявлениям духовности обогащает развитие всего общества.

Итак, в современной социологии, согласно Дж.Ритцеру, существуют пять основных парадигм - исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э.Дюркгейма. В ее рамках выделяются два противоположных теоретических направления - функционализм и теории конфликта. К данному направлению принадлежат такие известные социологи, как П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций возникла благодаря работам М.Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людей социальных фактов. К данной парадигме относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология (А.Шюц, Г.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман).

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б.Скиннер, второй - Дж.Хоманс.В данной парадигме поведение человека понимается как соответствующая реакция на определенные внешние стимулы. Особое внимание уделяется проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения З.Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Наиболее известные представители - неофрейдисты Э.Фромм и Д.Рисмен, фрейдомарксисты Г.Маркузе и Ф.Райх.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Главное внимание уделяется социальным структурам, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

В российской литературе представлены практически все названные парадигмы. Социология в нашей стране развивается в основном за счет восприятия западных социологических концепций.

В условиях разрастания капитализма в мировую систему, глобализации многих социальных отношений социология может изучать перемены в современном обществе, только используя множество подходов, созданных на основе взаимосвязанных теорий других дисциплин в рамках общественных наук.

1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв.

Социология в Россию пришла в XIX в. из Западной Европы, но к 20-м годам ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.

Начало российской социологии приходится на 60-е годы XIX в. И в России и на Западе социология была востребована буржуазным обновлением общества, борьбой с остатками феодализма -- самодержавием, сословными привилегиями дворянства и т. д. Большая часть социологов придерживалась мелкобуржуазных и либеральных убеждений, как и их западные коллеги.

К началу ХХ века сформировалась неопозитивистская школа с опорой на конкретные социологические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на утверждении главным предметом исследования социального поведения, определяемого стимулами среды. К бихевиористам в российской социологии принадлежал П. А. Сорокин, разработавший несколько важных социологических концепций: социальной стратификации, социальной мобильности, культурной типологии и т. п.

К особенностям русской социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.

К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н. М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной движущей силой и мерилом прогресса объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т. п. Методология субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.

Крупным ученым социологом был М. М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.

В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.

С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А. К. Гастев), социологии искусства (Е. Н. Анциферов) и т. д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика.

Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И. В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию -- за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология".

Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, А. Г. Харчев, В. А. Ядов, Т. И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась -- в интересах коммунистической партии -- тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.

Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина

Основные понятия

Общество, социология, личность, фундаментальный и эмпирический уровни социологического знания, теории среднего уровня, функция, методы, наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервью, анализ документов.

Словарь

Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания) -- область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур.

Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания) -- ...........



Страницы: [1] | 2 |







 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Социология как наука | лекция

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег