1. Социология как наука…Соц. - учение об обществе, как социокультурной системе. Чтобы понять особенности социологии, необходимо определить оперируемые социологией методы. Для этого надо провести строгое разграничение между объектом (что иссл.) и предметом (результаты иссл.) социологии.
Считается, что объектом соц-ого познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, носящих название социальных. Социальное, с т.з. российского социолога Осипова, -- это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление возникает тогда, когда поведение даже 1-го индивида оказывается под воздействием другого или их группы общности. Именно при взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, соц. связи, соц. взаимодействие, соц. отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, т.к. он результат исслед-их действий, не может быть определен однозначно. На протяжении всей истории существования социологии её предмет менялся. Конт считал, что социология -- это позитивная наука об обществе. Дюркгейм называл предметом социологии соц. факты. Вебер, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Марксизм же изуч. общ-во как соц. систему и составляющих его структурных элементов -- личностей, соц. общностей, соц. институтов.
В отечественной литературе широко распространено определение социологии как науки об обществе, т.е. соц. системе в целом, об функционировании и развитии этой системы ч/з составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, социология досуга, социология здравоохранения и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Структура социологического знания:
Помимо внешней институционализации, социология, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1) уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3) социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствование имеющихся технологий.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.
2. Функции социологической науки
Познават. ф-ия заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные науч. представле-ния о их сущности и содержании, связи с др. явлениями, характере и закономерностях развития. Познават ф-ия закл-ся также в том, чтобы на основе анализа соц- процессов выработать науч. прогнозы их дальнейшего развития в сфере материал., полит. или духов. жизни об-ва. Такие прогнозы м/т иметь долговремен. или текущий хар-р: на уровне общесоциолог. теорий речь м/т идти о глубоком предви-дении тенденций развития об-ва в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках спец. социолог. теорий м/б выработаны полезные прогнозы. Практич. ф-ия состоит в том, чтобы на основе эмпирич.интеоретич. анализа соц. явлений и процессов разработать практ. рекомендации. В конеч. счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях -- от управления коллективом до управления делами об-ва - это делают все соврем. об-ва, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие эк-ки, соц-но-клас. и нац. отнош., политич. сист. об-ва. Одна из важн. ф-ий социологии--ф- ия идеологическая, поско-ку социология в той или иной форме выражает интересы определ. соц. групп, классов, полит. пар-тий и движений. Социолог осмысливает исследуемые им соц. процессы, обществ. отнош. и деят-ть различ. субъектов с позиций определ. мировоззрения, формирование которого зависит от его соц. положения. Формулируемые социологом выводы и обобщения затрагивают не только интересы той соц. группы, к которой он принадле-жит, но и интересы др. соц. групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идео-лог. содержание, некий идеолог. оттенок.
3. Нация как социально- этническая общность
Нация - социокультурн общность людей, сложивш исторически и характеризуемая терр-хоз и историко-культурн единством, осознаваемое индивидами и составляющ ядро духовн жизни, традиций, психологии. Нация объедин все соц, экон, пол классы => ее нельзя рассматрив наряду с классом, общностью и другими соц еденицами. Этнич черты - историч память, культура, ценности. 3 этапа: племена->народности->нации. Этнос отраж нац самосознание. Уровни в психологич структуре личности: 1)эгоцентрическ 2)группоцентрическ 3)универсально-гуманистическ. Нац психология - историч сформировшаяся совокупн устойчив, характерн д/данн нац общности чувственн, эмоцион св-в и способов восприят мира, форм реакции на него. Проблема в том, чтобы понять, как вся ист народа, его общ строй, среда обитан, культура etc отраз на психологии и характере всего нар и как эти св-ва интегрир в психике индивида. (Русск - персонификац власти, долготерпение,
4. Г.Спенсер и его органическая теория общества. Герберт Спенсер (1820-1903)
Суть органической теории общетсва закл в том, что оно рассм. Как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согл этой теории, все стороны общ. жизни органично связаны между собой и не могутфункц. Вне данной связи. Только в рамках целостного соц-природного организма проявляются подлинное значение любого соц института и соц роль каждого субъекта. Он рассм общество как организм, развив по естеств, главным образом биологическим, законам. Онуподобил общество живому биолог. Организму, обосновывая такой подход с помощью след. Док-в:1. как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2. те и другие усложняются;3. их части приходят во все большую зав-ть друг от друга; 4. те и др продолжают жить как целые, хотя сост их единицы постоянно появляются и исчезают. Можно заметить что сиситема приводимых док-в сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. Далее можно привести примеры.
5. Наблюдение как метод социологического исследования.
Наблюдение в социологии -- прост. метод сбора пер-вичной инф-ции, лежащий в основе др. методов. Он за-имствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Одна-ко наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение--не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерно-стью, систематичностью, последующей проверкой рез-та. М/о встретить разл. виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и невключенные, когда наблю-дение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны. «+» включенного наблюд. -- возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц. «-» -- опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Невключенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя. Наблюд. открытое и скрытое -- это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблю-дают и вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При этом теряется чистота эксперимен-та, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный не-достаток устраняется, но возникает вопрос об этич. сторо-не сбора 1ой инф-ции. При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений.С целью получения объектив. инф-ции об изу-ч. явлении, соц. факте исп-ся способы кон-троля: наблюд. за наблюдением; контроль др. метода-ми; обращение к повторному наблюд. и т.п.
Наблюд. считается достоверным, если при повторении его в тех же усл. и с тем же объектом дает те же рез-ты.
6. Анархическое направление в русской социологии конца 19-начала 20 века.
Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма мы видим в трудах русских мыслителей и революционеров М. Бакунина и П. Кропоткина. Как считал Бакунин суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению. Отсюда одна из центральных идей А. - идея свободы личности как ее естественного состояния. Исходя из этого Б. в то же время указывал на «всецело социальный хар-р свободы, ибо она может быть осуществлена «только через общество» и «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми». Человек, по словам мыслителя, вступает в противоречие с общественными институтами, огр. Его свободу, а также с государством. Государство по нему - это всегда власть меньшинства, противопост. народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». Социалист-анархист, по его заявлению, живя для самого себя, в тоже вермя служит обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, всегда очень человечен. Идеи анархизма получили свое дальн. Развитие в работах Петра Кропоткина. Он утверж, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм кроме того представляет собой «философию как природы, так и общества». Теоретик считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохоз общин, произв артелей и ассоциаций людей по интересам». Кропоткин предлагал «анархический коммунизм», как общество равных между собой людей, целиком основанное на самоуправлении.
Вывод. Познакомившись с учениями русских мыслителей анархизма, можно прийти к нескольким выводам. С одной стороны одна из главных идей - уничтожения всякого государства наивна и умозрительна, зато с др. идея справедливости, равенства и свободы личности остаются актуальными и в наши дни, и сейчас есть много сторонников и последователей.
7.О.Конт - родоначальник социологии. социологии как самостоят. и целост. науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф -- по-зитивист Огюст Конт. Он выступал п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью индивидов, которые рассмат-ривались многими мыслителями как своего рода «соц. атомы», существующие чуть ли не автономно по отнош. друг к другу. Согласно этому, чем более развиты отдел. индивиды с т.з. их способностей к производств., дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и др. качеств, тем совершеннее будет и об-во. Все эти ка-чества в людях надо развивать.Сами по себе эти качества ни в ком раз-виваться не м/т. Необходимо: воспитание и образование, благодаря ко-торым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений; включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем. уровне производств., полит. и дух. деят-сть -- писателя, художника, композитора, ученого и т.д. К. ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об об-ве, которое он нередко называл еще философией. К. пользовался также по-нятиями соц. статика для истолкования структуры об--ва и соц. динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки -- не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма -- одного из наиболее влиятельных и поныне на-правлений в области философии и социологии. Центр. звеном философско-социолог. взглядов К. явл-ся открытый им «великий осн. закон интеллектуал. эволюции челов-ва». Согласно закону, познават. деят-ть людей и в целом их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадии своего развития. На теологич. стадии развития общест-в. сознания доминирует религиоз. мифология. Чел-к стремится к абсолют. познанию поражающих его вообра-жение явлений и в конечном счете объясняет их действием аб-солют. сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиоз. воображения начинает занимать опыт. знание о связях и зависимостях явл. внеш. мира и жизни людей. На метафиз. стадии чел. сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реал. процессы внеш. мира. Однако из-за слабого развития науки эти по-нятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых яв-ся предметы внеш., в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности» на-з-сь природа, космос, материя, дух как источники всех те-лесных и дух. явлений. Данный метод не позволял окончательно избавиться от мифов. На позитивной стадии чел. сознание в своих суждениях и выводах исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес взгляды К. на закономерный и прогрессивный хар-р развития об-ва. Последнее подчиняется в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им» законам. Он писал о влиянии на развитие об-ва климата и расового состава нас. Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает интеллек-туальная эволюция челов-ва как эволюция его сознания. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.
8. Программа и план в социологическом исследовании.
Подготовка соц. Исследования непосредственно начинается с разработки программы, сост их 2 отделов - методологического и методического. В методолог раздел входят: а)формулировка и обоснование соц проблемы; б) определение объекта и предмета соц исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Методический раздел предполагает определение изучаемой совокупности, хар-ку методов сбора первичной соц информации, послед применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных на ЭВМ. Тщательная подготовка программы соц исследования позволяет избежать ошибок во время самого исследования и анализа его рез-в. Сущест частью программы любого исследования явл прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методолог подходов и методических приемов изучения соц проблемы.
Как ни важны программа и выборка без рабочего плана не обойтись. План создается на базе определенных правил, суть которых закл в том, что все науно-исслед и орг-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела. Первый раздел предусматривает порядок подготовки, осуждения, утверждения программы и инструментария соц исследования. Второй раздел вкл в себя все организационные и методические виды работ, т е отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в поле информации. Четвертый раздел - это виды работ, связанные с анализом результатов обработки.
9. Э. Дюрктейм и его теория эволюционного развития общества.
Эмиль Дюркгейм про-должил разработку теории об-ва как ед. соц. организма, такой сист., элементы которой д/ы гармо-нировать м/у собой ради сохранения целого. В своей теории соц-го реализма он исходил из того, что природу соц. явлений следует объяснять соц. факторами, что исход. моментом анализа поведения людей, их разнообразной деят-ти явл-ся об-во как сист. взаимодействий ин-дивидов, соц. групп и соответствующих соц. инсти-тутов. Д. был сторонником разработки науч. метода в социологии, заключающегося в рационалистиче-ском, т.е. строго логическом, объяснении явлений общест. жизни. Он приступил к разработке метода социологии - есть наука о соц. фактах, под которы-ми он понимал, полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы и ценности, выраба-тываемые коллективным сознанием людей и заставляющие от-дел. индивидов действовать в соответствии с этими идея-ми, нормами и ценностями. Конечн. причинами соц. явлений выступают идеи и дух. ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к застает уже сложившими-ся опред. полит., прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. установки. Он д/н их усво-ить и реализовать на практике. Д. указывает на 2 осн. признака соц. фактов: их объективное существование по отнош. к отдел. ин-дивидам и их принудительное воздействие на людей. Д. исходил из понимания чел-ка как соц. су-щества, развитие и деят-ть которого проходят под опре-деляющим воздействием на него соц. норм и предписа-ний. У соц. фактов об-щая дух. природа и сущность. Все они -- проявления групп. или массового сознания.
10. Основные принципы материалистического учения об обществе
К. Маркса и Ф. Энгельса.
Своеобразный синтез классического и неклассического типа на-учности в области социологии представляет собой материалисти-ческое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объясне-нием фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и инсти-тутов. Каковы же наиболее важные принципы материалистичес-кого учения об обществе?
1) Одним из важнейших принципов исторического материа-лизма - признание закономерности общественного разви-тия. Признание закономерности означает признание действия в общест-ве общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и от-ношений между процессами и явлениями.
2) принцип детерминизма, то есть при-знанием существования причинно-следственных связей и зависи-мостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего много-образия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обус-ловленности, определяющей влияние на общественную жизнь спо-соба производства, является другим важнейшим положением марк-систского учения об обществе.
3 поступательном прогрес-сивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме че-рез учение об общественно-экономических формациях как основ-ных структурах общественной жизни.
4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязыва-ется в марксизме с признанием своеобразия развития обществен-ных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концеп-ции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не соверша-ется иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель-ности людей.
5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская соци-ология находится в русле традиционного типа научности и нацеле-на на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориенти-руется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под ко-торым понимались исключительно интересы пролетариата. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов
11. Современная западная социология: основные западные направления
Совр Зап Соц (СЗС)- чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Одни из наиболее плодотворных вариантов классификации совр соц направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет 4 основных направления. Первый подход и вытекающая из него социолог традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучение закономерностей высокого порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, кот возвыш над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К ней относяться прежде всего школа структурно-функц анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную соц теорию. Сюда относят такие направления, как символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми походами. Это теория действия, теория обмена. Основатель Сорокин. Четвертый подход - марксистский. Он схож с первым, однако здесь преполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.
12. Причины, функции и субъекты соц конфликтов.
Причиной соц конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей сответст соц групп. Также может стать несовпадение индивидуальных и общественных ценностей. Не менее важным источником конфликтов явл социальное неравенство. Но оно, однако неустранимо, может иметь как положительное значение, так и отрицательное. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления, можно выделить некоторые функции. Первая ф-ия состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Вторая ф-ия - коммуникативно-связующая. Еще одна позитивная ф-ия конфликта проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой соц изменений. Субъектом соц конфликта явл отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.. Известный специалист Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относил 3 вида соц групп:
Первичные группы (непосредственно участники конфликта), вторичные группы (те, кто стремится быть не замешанным в конфликте, но вносит вклад в его разжигание), третьи группы (силы, заинтересованные в разрешении конфликта).
13. Метод фокус-групп в соц исследовании. Фокус-группа - это метод сбора соц. инфы. Даёт достаточно достоверные рез-ты без длит-ой подготовки и существенных затрат на проведение.
Проводится среди 8-12 незнакомых людей, но знакомых с обсуждаемым вопросом. Фокус-группа представляет собой обсуждение определенной проблемы, на котором приветствуется высказывание участниками собственных мыслей, даже споров. Для этого ведущим задаются наводящие вопросы, приводятся цитаты из прессы и т.п., что требует заранее составленной программы. Но также ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам в дискуссии, должен уметь улавливать момент, когда разговор уходит «влево», и вернуть беседу в первоначальное русло.
Обычно при проведении фокус-группы используют различную аппаратуру для фиксации слов участников (видеокамеры, диктофоны и т.д.). Полученные сведения затем интерпретируются специалистами, на их основе делаются выводы, подтверждается или опровергается поставленная гипотеза.
14. Обработка, анализ и использование результатов соц исслед.
Анализ завершается подготовкой отчета по результатам проведенн иссл. Отчет включ описание всех основн этапов иссл. Во введении дается развернут хар-ка проблемной ситуац, описывается объект, предмет, цели и задачи иссл. Теоретич раздел отчета включает анализ публикаций по данн проблеме, теоретич анализ основн понятий иссл, теоретич и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения. Аналитический раздел содержит результаты анализа полученн данных. В заключительном разделе подволятся итоги иссл и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соотв с целью иссл. В отчет также включают список использ лит источников и приложения.
9.Субъективный метод в социологии русского народничества. П. Лавров, Н. Михайловский.
Заметное влияние на становление и развитие общ-ной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представит были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деят-сти личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития. Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным». Солидарность -это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и Деятельности людей. Главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. Основным двигателем истории, по мнению Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составл передовую часть интеллигенции. Разработку субъективного метода в социологии продолжил Михайловский. Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен, так как он не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Михайловский придерживался мнению о существовании правды-истины и правды-справедливости. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. Можно указать на 2 основные стороны субъективного метода в социологии. С 1-ой стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которых говорил Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующее те или иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т. е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Оба этих мыслителя, выдающиеся представители русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической мысли в России.
16.Соотношение социологии с другими общ науками.
Социология, как и многие др. науки, вычлен. из философии, в недрах к-ой долгое время и накапливалось социолог-ое знание. И даже после провозглаш. социологией в лице Конта и Дюркгейма своей независ. в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социолог-их изысканиях. Социологию «отцов-основателей» (см.выше) оч. трудно отделить от соц-ой философии (дальше СФ). Более того, в ряде исслед. ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с СФ.
СФ - это раздел философии, посвящ. осмысл. качественного своеобразия общ-ва в его отличии от природы Она анализирует проблемы смысла и цели существ. общ-ва, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития.
У СФ и социологии оч. широкая область совпадения объекта изучения. Их различие отчетливо проявл. в предмете исслед. Еще в большей мере различие м/у СФ и социологией в методе исслед. СФ решает обществ. проблемы умозрительно, руководствуясь опред. установками, развив-ся на основе цепи логич-их размышлений.
У социолог. и психолог. область совпад. не менее велика. Их также стоит различ., т.к. психология направл. на изучение индивид. «Я», социологии -- на проблемы межличностного взаимодействия - «Мы». //политология//
17. Социология «легального марксизма» (П. Струве, М. Туган-Барановский).
Это теоретическое и идеологическое течение конца XIX - начала ХХ явилось выражением либеральной буржуазной мысли. Легальные марксисты обосновали характер развития в России капиталистического способа производства и связанной с ним технической, экономической и духовной культуры, все это они рассматривали как прогрессивный процесс, а для доказательства прибегали к марксистской теории.
В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновывались положения о характере действия объективных экономических законов. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Оба этих социолога и экономиста выступали на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии.
В дальнейшем в работах они уже не настаивают положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму, они все более критически оценивают учение Маркса, его материалистическое понимание истории и экономическую теорию.
Их философско-социологические взгляды все более обосновываются с помощью идеалистических концепций. В духе современного им неокантианства, объявляющего основополагающими и руководящим началом в жизни людей некие "надысторические", духовные ценности, прежде всего, моральные, они утверждают, что прогресс общества всецело определяется развитием культурных ценностей человечества.
Отвергнув «экономический материализм» Маркса, прежде всего его учение о решающей роли способа производства в развитии общества и о законе соответствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил, легальные марксисты отбросили и его учение о классовой борьбе и социальной революции.
М. Туган-Барановский подверг критике многие положения марксизма. Прежде всего он выразил свое несогласие с положением о решающей роли материального производства в жизни общества. Первоначально хозяйство действительно «господствовало над жизнью общества», но затем оно «подпадает под зависимость от других факторов, прежде всего науки». Отсюда он делает вывод, что «с ходом истории социальное преобладание хозяйственного момента должно падать». На первый план, писал он, все более выступают наука и духовная культура, «все формы общежития и даже формы хозяйства становятся продуктом свободного сознания людей, заключающего в себе самом свои непреложные законы»
Туган-Барановский отверг расширительное толкование классовой борьбы, согласно которому она определяет содержание всех или почти всех потребностей и интересов людей. Класс в его понимании - это понятие, применимое лишь в сфере экономики. Оно обозначает группы людей, объединенных общностью экономических интересов. Это понятие что-то разъясняет в области экономических отношений, но непригодно для объяснения процессов в других сферах жизни общества, особенно в науке, культуре, духовной жизни.
Будучи крупным экономистом, Туган-Барановский неоднократно высказывал свое несогласие с выводами Маркса о тенденции обнищания рабочего класса. Ссылаясь на реальные факты, он доказывал, что уровень жизни рабочего класса в передовых капиталистических странах неуклонно повышается, что успехи капиталистической промышленности идут на пользу рабочим. Рост производительности труда, писал он, ведет и к росту благосостояния рабочих.
Туган-Барановский предпочитал социализму цивилизованный капиталистический строй. Интересно, что черты последнего он готов был развивать и в социалистическом обществе, если таковое станет реальностью. По его мнению, социалистическое хозяйство, если когда-либо и утвердится, то «не вполне лишится стихийных регулирующих сил рынка».
18. МОБИЛЬНОСТЬ. Типы и виды социальной мобильности (горизонтальная, вертикальная, групповая и индивидуальная).
Люди находятся в постоянном движении, а общество -- в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.
Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение -- явление добровольное, а нисхождение -- принудительное.
Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и ник-то -- вниз.
Существуют два основных вида социальной мо-бильности -- межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа ,-- вертикальная и горизонталь-ная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родите-ли.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой
Вертикальная мобильность подразумевает пере-мещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности -- пример восходящей мобильности, уволь-нение, разжалование -- пример нисходящей.
Горизонтальная мобильность подразумевает пе-реход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (из родительской семьи в свою). Подобные движения происходят без заметно-го изменения социального положения в вертикальном направлении.
Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, раз-личают:
1) индивидуальную мобильность- перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у человека независимо от других;
2) групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно (напр., во время революций).
Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой -- приписываемый статус.
Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается обще-ственная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших при-знанного высокого положения. Брахманы стали выс-шей кастой в результате длительной и упорной борь-бы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции боль-шинство людей были освобождены от рабства и подня-лись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.
19. Социальный статус и его виды.
Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.
Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный
П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.
Социологи выделяют:
1)предписанный - навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.
2) приобретенный(достигнутый) - определяется усилиями самого человека.
Выделяют: -естественный статус личности - предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной - в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека( бухгалтер, преподаватель).
Человек может иметь сразу несколько статусов - интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями между субъектами общественных отношений.
20. Общественное мнение: понятие, сущность. Причины формирования и проявления общественного мнения.
Общественное мнение - совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни.
По этому поводу можно высказать следующие предположения:
во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;
во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;
в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным;
в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия;
в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.
Этапы общественного мнения: 1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей. 2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности. 3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми. 4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей. 5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя. 6. Возникновение общенародного мнения.
Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения: 1. Рождается 2. Достигает определенной степени развития 3. "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.
21. Этноконфликт как разновидность соц конфликта. Причины…
Этнонациональные конфликты -- это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии «этнические общности». Чаще всего такого рода конфликты происходят между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве. Существует несколько теорий объяснения причин этнонациональных конфликтов, которые были сформулированы на основе исследований в различных регионах мира. Одним из доминирующих является социологический подход, который основывается на анализе этнических параметров социальных групп (классы, страты, социально-профессиональные группы и т.д.) и выявляет феномен узурпации тех или иных привилегированных социальных ниш представителями одной группировки в ущерб другой и социальной дискриминации по этническому или расовому признаку.
Межнац конфликты - это крайнее обострение противоречий между нациями, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных проблем. Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными представителями. Они могут возникать и действовать на соц-психологическом и идеологическом уровне национально этнического сознания народов, а также на уровне деятельности национально-государственных институтов законодательной и исполнительной власти. Конфликты имеют свои причины нередко коренящиеся в исторически сложившихся условиях жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои права. Необходимо стремиться к разрешению конфликтов демократическим путем. Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами конфликты - важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует правовое регулирование межнац отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства.
22. Теория классов и классовых отношений в социологии.
В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, пр. всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения класса считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов - эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения м. ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс К. выделял понятия "класс в себе" - это класс, члены которого ещё не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" - класс, выработавший классовое самосознание. Т.о., в марксизме классы - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.
В рабовладельческом обществе - рабы и рабовладельцы, при феодализме - крепостные и феодалы, в капиталистическом обществе - пролетариат и буржуазия. Противоречия м.классами приводят к классовой борьбе, которую марксистская теория считала движущей силой развития общества, так как интересы классов несовместимы, и их может разрешить только лишь социальная революция. Марксизм рассматривал историю с позиций классовой борьбы.
Веберовская теория классов альтернативна марксизму. Вебер М. рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е., как и у Маркса, классы у Вебера - это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. класс, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", пр. всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" - класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать м. любыми из этих групп, а не только м. рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и др. факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе др.иерархических структур и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах.
В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения класса. Класс и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение - только в современном индустриальном обществе, в пер ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|