48
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДЕНЫ
решением ученого совета
института экономики и
управления РГСУ
от 17.01.2006 №5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей
Ростов-на-Дону, 2007
1. Общие положения
1.1. Виды и назначение студенческих работ
К студенческим работам, выполняемым в процессе обучения по экономическим специальностям относятся реферат, доклад, отчет о научной работе, курсовая работа или курсовой проект, дипломная работа или дипломный проект.
Реферат по первоначальному смыслу представляет собой краткий обзор содержания одной или нескольких печатных работ по избранной теме. В таком виде реферат встречается как неотъемлемая часть, например отчета о научно-исследовательской работе согласно ГОСТ 7.32-2001, в которой в сжатом изложении (не более 25 строк) приводится ее содержание и основные выводы.
В учебной практике под рефератом подразумевают внеаудиторную самостоятельную учебную работу по рекомендуемой учебным планом, преподавателем или выбранной самим студентом теме. Цель работы над рефератом - обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгой и периодикой и последующего письменного оформления текста. Задачей реферирования является возбуждение в студенте интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось все время обучения вплоть до написания дипломного проекта (работы).
Объем реферата составляет 10-15 страниц машинописного текста
Доклад - вид внеаудиторной письменной учебной работы студента по определенной теме с последующим публичным сообщением, как правило, на студенческих научных конференциях. По своим целям и задачам подготовка доклада совпадает с целями и задачами подготовки реферата. Однако доклад в большей мере способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает студента критически мыслить, делать самостоятельные выводы, выдвигать новые идеи и предложения. Тезисы доклада могут быть опубликованы в сборнике научно-исследовательских работ и стать первой научной публикацией студента.
Небольшой по объему доклад может быт зачитан на рядовом семинарском занятии. Такой доклад называют сообщением. Доклад, сделанный на студенческой научно-практической конференции по результатам производственной и преддипломной практик, позволяет студенту провести апробацию основных положений будущего дипломного проекта (работы).
Объем доклада может составлять 10-20 страниц машинописного текста.
Отчет о научно - исследовательской работе - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывающий процесс или результаты научно-технического исследования или состояния научно-технической проблемы.
Студент может быть руководителем НИР, ответственным исполнителем, исполнителем или соисполнителем, принимающим творческое участие в выполнении работы. Это определяет степень участия его в составлении отчета по НИР.
Объем отчета может колебаться от 10 до 100 страниц машинописного текста.
Курсовая работа (курсовой проект) - это серьезная комплексная объемная учебно-научная работа, носящая исследовательский или проектный характер и предполагающая творческий подход студента к проработке ее содержания; тщательность, грамотность оформления. Студент, подготавливая курсовую работу (проект), систематизирует , углубляет и закрепляет знания, полученные в процессе обучения.
Подготовка курсовых работ (проектов) предусматривается учебными планами и рабочими программами по специальным профилирующим дисциплинам.
Объем курсовой работы (проекта) колеблется от 15 до 60 страниц машинописного текста.
Дипломный проект (работа)-это выпускная квалификационная работа, являющаяся самостоятельным комплексным научно-практическим исследованием и проектированием, подводящим итоги изучения студентом всего набора учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом вуза по соответствующей специальности, и прохождения им производственной и преддипломной практик.
Объем дипломного проекта (работы) составляет 80-120 страниц машинописного текста без учета приложений.
1.2. Общие требования к студенческим работам, их структуре и стилю изложения
При подготовке и оформлении студенческих работ их авторы должны руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, государственными стандартами, использовать научные разработки по исследуемой теме, нормативную документацию, знать фактические достижения и недостатки в соответствующей области знаний.
В числе общих требований к выполненной работе относятся:
-актуальность выбранной темы;
-высокий теоретический уровень работы;
-комплексность исследования и проектирования(отражение научно-технических, организационных, социально-психологических и экономических факторов);
-логичность построения, убедительность аргументации, полнота и точность формулировок;
-реальность условий и данных, на базе которых осуществляется исследование и проектирование;
-тщательность, грамотность оформления текстовой и графической частей работы;
-практическая значимость результатов, обоснованность выводов и предложений.
Структура (состав) любой студенческой работы зависит от ее вида. В общем случае студенческая работа может включать в себя следующие элементы:
1 Титульный лист.
2 Оглавление (содержание).
3 Введение (предисловие).
4 Основной текст.
5 Заключение.
6 Список использованных источников (литература).
7 Приложения.
8 Демонстрационный графический материал.
В дополнение к перечисленным элементам в отчете о студенческой научной работе согласно ГОСТ 7.32-2001 могут быть предусмотрены список исполнителей; реферат, нормативные ссылки, определения, обозначения и сокращения. Во всех студенческих работах приложения составляются по необходимости.
Стилистические требования, предъявляемые к студенческой работе, складываются из двух составляющих-требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета-научной речи.
Характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств, к смысловой законченности и связности текста.
Ведущими принципами написания студенческой работы являются принципы однозначности мысли, ясности и краткости изложения. Словоупотребление в работе должно быть максимально точным, лишенным стилистических украшений.
Научный, деловой текст не требует эмоциональных средств выражения. Нельзя смешивать терминологию «своей» области знания с терминологией других наук. Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов, произвольных словообразований, не установленных правилами русской орфографии и государственными стандартами сокращений слов.
Излагая материал, не следует излишне употреблять иностранные слова и сложно построенные предложения, в то же время следует избегать чрезмерно кратких, слабо между собой связанных фраз, допускающих двойное толкование и т. п.
Стиль студенческой работы - это стиль безличного монолога, лишенного субъективной окраски. Не следует использовать местоимение «я»: «я решил», «я считаю», «я наблюдал», «по моему мнению», «предложенный мною метод» и т. п.
Можно применять местоимение «мы»: нами установлено, мы приходим к выводу и т. п.
Однако такое местоимение следует использовать корректно, желательно обойтись без него. Предложение с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению» или говорить от третьего лица «автор полагает что…», «как установлено автором работы», «по мнению автора», « в результате проведенных исследований подтверждено…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «разработан специальный подход к решению...» и т. п.
Стилистические ошибки при написании текста - частое явление. Наиболее частым примером стилистических ошибок является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного, например, согласно (чего?); благодаря (чего?); вопреки (чего?). Необходимо писать: согласно, благодаря, вопреки (чему?) соответствующему положению. Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела, вычислительного центра; заведующий (чем?) кафедрой, отделом, лабораторией; руководство (чем?) акционерным обществом, министерством и т. п.
Нередки ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении. Например: для определения фонда заработной платы в конце года уточняются расценки на изделия. Это предложение должно быть написано следующим образом: для определения фонда заработной платы расценки за изделия уточняются в конце года.
1.3. Общие требования к оформлению студенческих работ
Оформление текстовой части студенческих работ следует проводить, руководствуясь Государственными стандартами [1-9].
Студенческая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210:297мм). Иллюстративный материал (таблицы, диаграммы и т. п.) в необходимых случаях допускается приводить на бумаге большего формата.
Текст печатается на принтере ПЭВМ через полтора интервала между строчками шрифтом Times New Roman Cyr. Размер шрифта не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).
Размер левого поля страницы, на котором напечатан текст- не менее 20 мм, правого-10 мм, верхнего-20 мм, нижнего-20 мм.
Перед началом новой главы (раздела) и такими элементами основного текста, как «Введение» и «Заключение», допускается верхнее поле увеличивать (50-60 мм от верхнего обреза листа). Рекомендуется производить выравнивание текста по вертикали с правой стороны страницы (у правого поля).
Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер проставляют посредине верхнего или нижнего поля листа без точки в конце и других знаков («с», «стр.»). Первой страницей является титульный лист, но номер страницы на нем не ставят. Список использованных источников и приложения входят в общую нумерацию. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с ЭВМ включают в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ на листе формата А3 учитывают как одну страницу.
Все разделы (главы) текста, заключение, список использованных источников и приложения начинают с новой страницы.
Основной текстовой материал студенческой работы делят на относительно законченные в смысловом отношении части-абзацы. Каждый абзац печатают с отступом, равным пяти знакам от начала строки или на расстоянии, равном 8-12 мм. При выделении абзацев следует стремиться к тому, чтобы они были примерно равными, не слишком длинными и не слишком короткими. Считается, что средняя длина абзаца - 4-6 предложений.
При переходе текста на следующую страницу не рекомендуется:
-начинать одну строку нового абзаца на заканчивающейся странице (лучше начинать новый абзаца на другой странице);
-начинать в конце страницы слово с переносом (лучше перенести это слово на новую страницу);
-отрывать одну строку текста или слово от предыдущего абзаца.
Ошибки (опечатки), графические неточности должны быть исправлены. Вписывать в отпечатанный текст пояснительной записки отдельные слова, формулы , знаки допускается только черными чернилами, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения. Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или пастой.
В общем случае на одной странице допускается не более пяти исправлений букв, цифр, графики, сделанных от руки.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные (передавать буквы одной письменности посредством букв другой письменности) и приводить названия организаций в переводе на язык выполненной работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.
В тексте должны быть ссылки на все таблицы и иллюстрации, размещенные по тексту и в приложении.
При изложении текста следует применять только те сокращения, которые установлены правилами русской орфографии и государственными стандартами.
Для выделения в тексте отдельных слов или мест применяют различные приемы; шрифтовые - изменения характера и кегля шрифтов и нешрифтовые - изменения формата выделяемого текста и разрядка. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных названиях, терминах, формулах, определениях, применяя шрифты разной гарнитуры (прописные буквы, набор полужирным шрифтом, разрядкой, курсивом и др.). Если необходимо выделить целые предложения, то лучше набирать их курсивом. Для рубрикации одной значимости следует применять одинаковые шрифтовые выделения. Для выделения выводов, примечаний, цитат и других больших частей текста их печатают шрифтом на кегль меньше. Подстрочные сноски могут быть отпечатаны через один интервал шрифтом кегель 10.
Шрифтовыми выделениями в тексте не следует злоупотреблять, так как они могут затруднять чтение.
Студенческая работа должна быть оформлена аккуратно, написана грамотно, четким и ясным языком. Дипломный проект (работа), отчеты по конкурсным исследовательским работам студентов переплетаются. Остальные виды студенческих работ брошюруются или сшиваются скобками.
2. Оформление структурных частей студенческой работы
2.1. Титульный лист
Титульным листом является первая страница студенческой работы, предшествующая основному тексту. В общем случае на титульном листе могут быть размещены следующие сведения (реквизиты):
1 Наименование министерства и его структурного образовательного учреждения.
2 Наименование учебного заведения
3 Наименование структурного образования учебного заведения (институт, факультет)
4 Наименование кафедры
5 Гриф утверждения
6 Название студенческой работы (реферат, курсовая работа, дипломный проект и т.д.)
7 Название учебной дисциплины
8 Тема (заглавие) работы
9 Фамилия автора
10 Шифр студенческой группы
11 Код и наименование специальности
12 Должность, ученая степень, ученое звание и фамилия руководителя
13 Должность, ученая степень, ученое звание и фамилия консультанта
14 Город и год выполнения работы
Из перечисленных реквизитов не указываются: в рефератах, докладах и отчетах о научной студенческой работе - 1, 5, 7, 11, 13; в курсовых работах (проектах) - 5, 13; в дипломных проектах (работах) - 7, 10, 11.
После указания названия кафедры в правой части титульного листа дипломного проекта (работы) помещают гриф утверждения, состоящий из слов «Допущен к защите», ниже -название должностного лица, допускающего проект (работу) к защите, личная подпись, ее расшифровка и дата. Право допуска студента к защите возложено на заведующего выпускающей кафедры.
Название темы работы печатают прописными буквами без кавычек; точку в конце фразы не ставят. Перенос слов на титульном листе не допускается. Наименование темы должно совпадать с названием темы по заданию на выполнение студенческой работы.
На титульном листе под подписями автора работы, руководителя, консультанта ставится дата подписи. Элементы даты приводят арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год, например: 01.04.05. Инициалы помещают перед фамилией. Инициалы и фамилии в скобки не заключают. Название города и год выполнения работы пишут внизу титульного листа на одной строке без разделительных знаков. Перед названием города букву «г» не ставят. Не пишут слово «год» или букву «г» после указания года.
Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений. Пример оформления титульных листов студенческих работ приведен в приложении А.
2.2. Оглавление (содержание)
Оглавление и содержание - часть справочно-вспомогательного аппарата текстовой работы. Их назначение - дать представление о тематическом содержании работы и ее структуре, а также помочь читателю быстро найти в тексте нужное место. Они включают перечень рубрик текстовой работы, расположенной в той же последовательности и взаимоподчиненности, что и в тексте с указанием номера страницы, на котором размещается эта рубрика. Названия заголовков глав, разделов и пунктов печатаются в тех же формулировках, как и в тексте работы.
Оглавление и содержание - понятия очень близкие (оба обозначают указатели рубрик, т.е. заголовки), но не одинаковые. Термин «оглавление» применяется в качестве указателя частей, рубрик работы, связанных по содержанию между собой.
Термин «содержание» применяется в тех случаях, когда работа содержит несколько не связанных между собой научных трудов, обособленных частей текстовых работ одного или нескольких авторов.
В рефератах , докладах, отчетах о научной работе, курсовых и дипломных работах, в которых части и рубрики связаны по содержанию между собой рекомендуется использовать заголовок «оглавление». В дипломных проектах, где есть самостоятельные части, содержательно не связанные между собой, следует давать заголовок «содержание». Заголовок «содержание» используется в сборниках научных трудов, где последовательно приводятся фамилии, инициалы авторов, названия статей, номера страниц, на которых эти сведения расположены.
Оглавление (содержание) может размещаться сразу после титульного листа или в конце работы, или, в некоторых случаях, вовсе отсутствовать.
Рекомендуется в курсовых и дипломных проектах и работах оглавление (содержание) помещать после титульного листа. В рефератах и докладах объемом менее 10 страниц оглавление не обязательно. В средних по объему работах, например, в отчетах о научной работе, оглавление размещается в конце текста.
В том случае, когда отчет о студенческой научно-исследовательской работе оформлен в виде двух или более частей (томов), в первой части помещают оглавление всего отчета с указанием номеров частей, в последующих - только оглавление соответствующей части.
Слово «Оглавление» или «Содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту без точек в конце.
При оформлении оглавления (содержания) основные структурные составляющие студенческой работы (введение, название разделов, заключение, список использованных источников и приложения) допускается печатать прописными буквами. Названия подразделов и пунктов печатаются строчными буквами, кроме первой прописной. Сокращение названий заголовков не допускается.
Заголовки разделов и других структурных составляющих печатают от границы левого поля, а заголовок подраздела смещают на 5 знаков вправо по отношению к заголовкам разделов. Допускается все заголовки печатать от границы левого поля листа.
Пример оформления оглавления (содержания) приведен в приложении Б.
2.3. Список использованных источников
Список должен содержать перечень источников (печатных произведений): государственных правовых актов; нормативных документов; книг; учебников и учебных пособий; журнальных статей; научных работ и других официальных материалов, которыми пользовался студент при выполнении работы.
Сведения об источниках приводят в установленной стандартом последовательности, объеме и в соответствии с основными правилами библиографического описания. Библиографическое описание печатных произведений в списке литературы - совокупность библиографических сведений о произведении или его части, дающих возможность идентифицировать произведение.
Предметом описания может быть книга (в целом) или совокупность нескольких книг (многотомное издание); статья в книге, в выпуске периодического или продолжающегося издания; отчет о научно -исследовательской работе, диссертация; стандарты, патенты, конструкторская, проектная и другая техническая документация.
Сведения об источниках в списке следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами с точкой.
В студенческих работах применяется краткое библиографическое описание использованных печатных произведений, содержащее только обязательные элементы.
При библиографическом описании государственных правовых актов указываются их названия, каким актом утверждены, дата и номер утверждения. Например:
1.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 8 октября 2003 г. №202
2.Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации: Утверждено Постановлением Минобразования России от 25 мая 1994 г. №3
Описание государственных стандартов и нормативных документов начинается с заголовка, где указывают индекс (ГОСТ Р, ГОСТ, СНиП, ТУ и т.д.), обозначение и год утверждения документа. Далее идет название документа, место, издательство и год издания. Например:
1.ГОСТ Р6.30-97 Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.- Переизд. с изм.1-М.: Изд-во стандартов, 2000.-20с.
2.СНиП 11-01-95.Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.- М.: ЦЕНТРИНВЕСТпроект, 1995-13с.
При библиографическом описании книг различают два вида описаний: авторское, т.е. когда оно начинается с фамилии автора или авторов (если их не более трех), и под названием, т.е. когда авторов более трех.
Схема авторского описания: автор , заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные (город издания, название издательства, год издания), количественная характеристика (количество страниц в издании). Например:
Асаул А.Н. Экономика недвижимости. - СПб.:Питер,2004. - 512с.
Город издания Москва, Санкт-Петербург во всех случаях пишутся сокращенно (М.,СПб.).
Схема описания под заголовком: заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные, количественная характеристика. Например:
Автоматизация решения задач подготовки строительного производства и оперативного управления /Б.Н. Небритов, Л.Б. Зеленцов, Г.Н. Лазарев и др.: Под ред. Б.Н. Небритова. -М.: Стройиздат,1993.-416с.
Библиографическое описание статей и других материалов, опубликованных в периодических и продолжающихся изданиях, в сборниках и т.д. имеет следующую схему: автор, заглавие статьи, сведения об издании, в котором помещена статья, год выпуска, том или номер издания, номера страниц начала и конца статьи. Например:
1.Асаул А.Н., Шишлов Г.Н. Методологические подходы к определению индекса допустимости жилья// Экономика строительства.-2000.-№9.-С.12-17.
2.Небритов Б.Н. Критерии оценки организационно-технологических решений и их использование при моделировании строительных процессов// Экономико-управленческие аспекты деятельности предприятий строительного комплекса: Сб.научных трудов/ Под общ.ред. Б.Н. Небритова.- Ростов-н/Д: РГСУ, 2004.-С.3-7
Сведения о статье и издании, в котором опубликована статья разделяется знаком //. Знак / предшествует сведениям об ответственности. При описании статьи из газеты следует обратить внимание на необходимость указания страницы, на которой помещена статья, если газета включает в себя более восьми страниц. Например:
О мерах по оздоровлению государственных финансов: Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1997г. №1278// Российская газета.-1997.-16 декабря.-С.3-5.
Наименование произведения пишут с абзаца, вторую и последнюю строки пишут от левого поля.
2.4. Приложения
Приложения являются самостоятельной частью работы. Ее следует оформлять как продолжение основной текстовой части студенческой работы на последующих страницах или в виде отдельной части.
В приложение помещают:
-общее задание на выполнение работы;
-задания на выполнение отдельных самостоятельных разделов работы (если они предусмотрены);
-вспомогательные материалы, имеющие непосредственное отношение к работе (например, подлинные документы, на которых в той или иной мере основывается текст; большие расчетно-аналитические таблицы; побочный материал, взятый из других изданий и др.);
-материалы второстепенного значения, прилагаемые для наиболее полного освещения темы работы;
-отчет о проведении патентного поиска или конъюнктурных исследований и др.
Располагаются приложения в порядке появления на них ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», напечатанного прописными буквами и его обозначения.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в тексте одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения, например, В.1.2 (второй подраздел первого раздела приложения В).
Рисунки, таблицы и формулы, помещенные в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения: «Таблица Б.1» (первая таблица приложения Б).
При оформлении приложений отдельной частью (книгой) на титульном листе под названием работы печатают прописными буквами слово «Приложения».
3. Оформление составных элементов текстовой части студенческой работы
3.1. Рубрикация текста
Рубрикацией называется вся система заголовков структурных элементов работы и основного текста. Основной текст студенческой работы обычно рубрицируется на разделы (главы), подразделы или пункты, а при необходимости - и на подпункты.
Разделы, пункты следует озаглавить так, чтобы заголовки точно соответствовали содержанию относящихся к ним текстов. В заголовках нужно по возможности избегать узкоспециальных терминов, сокращений и аббревиатур, математических формул. Информация в заголовках (подзаголовках) рубрик низшего порядка (например, подпунктов) не должна повторять информацию, содержащуюся в заголовках рубрик высшего порядка (например, пунктов).
Все разделы, подразделы и пункты нумеруют арабскими цифрами (в рубрикации не допускается применение римских цифр). Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий подраздел второго раздела). Пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например: «3.1.2» (второй пункт первого подраздела третьего раздела). После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Если текст студенческой работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей работы.
Если раздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию. Введение, заключение и список использованных источников не нумеруют.
Заголовки разделов, а также заголовки «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» следует располагать симметрично тексту, в середине строки, не подчеркивая. Допускается их расположение фронтальным (непосредственно от левого поля) способом.
Заголовки подразделов и пунктов пишут с абзацного отступа. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точками. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с прописной буквы без точек в конце, не подчеркивая.
Расстояния между заголовками структурных элементов студенческой работы и разделов основной части и заголовками первого подраздела (пункта) должно быть не менее 3 интервалов, между заголовками подразделов и текстом-2 интервала, между текстом последнего подраздела предыдущего раздела и заголовком следующего раздела - не менее 3-4 интервалов.
Текст после заголовка (подзаголовка) начинают абзацным отступом. Недопустимо отрывать заголовок раздела и подраздела от текста, располагая заголовок в конце одной страницы, а сам текст - на другой. Необходимо, чтобы за заголовками подразделов, пунктов и подпунктов, расположенных в конце страницы следовало несколько строк текста.
3.2. Иллюстрации
3.2.1. Общие положения по оформлению иллюстраций
Для пояснения текстового материала в студенческой работе могут быть включены иллюстрации: графики, чертежи, схемы, диаграммы, фотоснимки, компьютерные распечатки. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту, так и в приложении. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.
Все иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами. Допускается сквозная нумерация рисунков или в пределах каждого раздела в отдельности. Например: рисунок 3.2 (второй рисунок третьего раздела). Нумерация рисунков по разделам возможна лишь в том случае, когда в каждом разделе имеется не менее двух рисунков.
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
Если в тексте только одна иллюстрация, то она обозначается «Рисунок 1».
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 2.1 - Классификация строительных предприятий. Точку в конце названия не ставят. Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если она не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают, например, Рисунок 1, лист 2.
Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускается помещать иллюстрации вдоль длинной стороны листа, но так чтобы при повороте листа по часовой стрелке читались все надписи.
При малом объеме текстового материала и большом количестве иллюстраций рекомендуется их помещать по порядку номеров в конце работы (приложения). Если иллюстрация, помещенная под одним номером, включает в себя несколько изображений , они обозначаются строчными буквами (а, б, в и т.д.) или арабскими цифрами (1, 2, 3 ). В подписи тема каждого изображения должна быть определена в перечислении (экспликации). После основной надписи, если далее следует экспликация, ставится двоеточие, а перечисление начинается со строчной буквы. Элементы экспликации отделяют друг от друга точкой с запятой, а буквенные или цифровые обозначения от текста пояснения - знаком тире, например: «Рисунок 2.3 - связи между работами: а- ресурсная; б - фронтальная».
Рисунки, чертежи и схемы должны соответствовать требованиям государственного стандарта ЕСКД. Однако для студенческих работ не являются обязательными те требования стандартов, которые исходят из специфических задач рабочих чертежей и схем и не относятся к текстовым иллюстрациям.
Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.
3.2.2. Основные требования к оформлению отдельных видов иллюстраций
Рисунок может быть представлен в виде изображения отдельной детали, сборочной единицы, изделия и т.п. Задачей рисунка является объяснение устройства, принципы работы механизма и т.д. Если в тексте работы есть ссылки на отдельные детали, узлы изделия, то они должны быть пронумерованы на иллюстрации (по часовой стрелке в возрастающем порядке).
Схемы, используемые в работе, могут быть различными по видам и типам: топологии процессов (организационно-технологические схемы, оперограммы); статическая модель организационных структур (оргаграммы, оргасхемы); логико-информационные схемы процессов обработки данных; схемы материальных потоков, программ и систем обработки данных и др.
Схемы подразделяются на принципиальные и структурные. На принципиальной схеме изображаются все элементы, входящие в объект.
Учитывая иллюстративный характер, принципиальные схемы можно приводить упрощенно, например, разрез здания без указания второстепенных элементов, номинальных параметров и т.д.
Структурная схема показывает соподчиненность частей исследуемого объекта. Изображение структурной схемы в виде прямоугольников, связанных линиями между собой, показаны на рисунке1.
Схемы алгоритмов, программ, данных и систем должны быть оформлены с использованием условных обозначений и правил, оговоренных в ГОСТ 19.791.90. Единой системы программной документации (ЕСПД). Примеры таких схем показаны на рисунке 2 и рисунке 3.
48
Рисунок 1 - Линейно-функциональная структура управления предприятием
Перечень обозначений и наименований символов, используемых в рисунках приведены в приложении В.
График представляет собой функциональную зависимость нескольких величин одного явления в виде линии (кривой), которая соединяет соответствующие значения величины, построенных в осях координат.
Если графики приводят лишь для иллюстрации функциональной зависимости, они выполняются, возможно, более простыми (рисунок 4) - не применяется координатная сетка и на осях не указываются числовые значения величин.
Оси обозначаются лишь буквенными обозначениями или их наименованиями. При отсутствии числовых величин на осях допускается применять стрелки для характеристики положительного направления изменения величин.
Рисунок 2 - Комплекс задач организационно-технологической подготовки строительного производства
Графики, предназначенные для установления конкретной (числовой) функциональной связи между величинами , оснащаются координатной сеткой, и на осях указываются буквенные обозначения, числовые значения и единицы измерения величин (рисунок 5).
48
Рисунок 3 - Схема алгоритма вычисления среднего арифметического
Различение кривых на графике достигается вычерчиванием их разными линиями (непрерывной, штриховой, тонкой, жирной и т.д.), обозначением цифрами (порядковыми номерами), отметкой разными фигурами (треугольниками, квадратами и т.п.). Во всех случаях следует значение величины на каждой кривой пояснять в подписи к графику. Если часть координатной сетки графика не нужна, для представления кривой, ее рекомендуется удалить, сократив этим общую площадь изображения.
48
Рисунок 4 - Ценовая эластичность спроса (1, 2, 3- товары)
Рисунок 5 - График изменения предельных издержек
Диаграммы представляют собой изображение соотношения между величинами, которым придают вид геометрических фигур, линий, значков и т.п. Разнообразие вариантов изображения диаграмм весьма значительно. Наиболее часто применяются секторные (Рисунок 6), ленточные (Рисунок7) и столбчатые (Рисунок 8,9) диаграммы. Требования к оформлению диаграмм аналогичны требованиям к оформлению графиков.
1-убытки; 2-прочие оборотные активы; 3-запасы и затраты; 4-внеоборотные активы
Рисунок 6 - Объем запасов и затрат в общей величине имущества
Рисунок 7 - Структура себестоимости по элементам затрат
Рисунок 8 - Эффективность использования основных фондов
Рисунок 9 - Среднесписочная численность работников, чел.
3.3. Таблицы
3.3.1. Общие положения по оформлению таблиц
Данные статистических наблюдений и их обработка, исходная информация для анализа, горизонтальный и вертикальный анализы, как правило, приводятся в таблицах. Таблица - особая форма подачи цифровых или словесных сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.
Размещать таблицу следует по одному из вариантов: непосредственно под текстом, где она упоминается впервые, на следующей странице (не далее) или в приложении к работе. Второй вариант используется, если после абзаца, в котором делается ссылка на таблицу, недостаточно места на странице, чтобы поместить всю таблицу. Она начинается с новой страницы, что устраняет разрыв ее переносом. Свободную часть страницы после ссылки на таблицу заполняют последующим текстом.
Если таблицу разрывают переносом, то нельзя головку таблицы располагать на одной странице, остальную часть - на другой.
Таблицы с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При этом графы таблицы должны быть выделены отдельной строкой и пронумерованы. Над последующей частью в этом случае слева пишут слова «Окончание таблицы» (если таблица на этой странице оканчивается) или «Продолжение таблицы» (если таблица продолжается на другой странице). Например :Продолжение таблицы 2.3. В перенесенной части таблицы повторяют только строку с номерами граф. При этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят.
Например:
На первой странице
На следующей странице
Продолжение таблицы
При несложной заголовочной части таблицы головку в перенесенной части можно повторить.
Если таблица по длине оказалась очень большой, то ее можно разместить в два «этажа» и более. При этом боковик следует повторить. Если таблица получилась очень узкой и высокой, ее располагают в несколько рядов. Для этого делят таблицу по высоте на одинаковые части и размещают их рядом. Головку таблицы повторяют над каждой частью. Рекомендуется разделять части таблицы двойной или утолщенной линией. Например:
Таблица 5.2 - Набор работ на плановый период
|
Код работы по графику
|
Продолжи
тельность
работ, дн.
|
Коэффициент выборки ресурсов работы
|
|
Код работы по графику
|
Продолжи
тельность
работ, дн.
|
Коэффициент выборки ресурсов работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблицы следует размещать таким образом, чтобы их можно было читать без поворота текста. Если такое расположение невозможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть страницу по часовой стрелке на 90 градусов.
Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не приводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Нельзя строить таблицу из одной строки цифр. Если цифровой материал, который необходимо представить по тексту не большой, таблицу оформлять нецелесообразно. Его можно показать в виде выводов. Например:
Структура себестоимости, %
Материальные затраты 69
Фонд оплаты труда и отчисления от фонда 18
Амортизационные отчисления 3
Прочие затраты 10
Выводы не нумеруются. Они могут иметь тематический заголовок.
3.3.2. Состав элементов таблицы и основные требования к их оформлению
Таблица состоит из следующих элементов: нумерационного заголовка, тематического заголовка, головки, боковика и прографки (Рисунок 10)
Таблица ____________ _____________________________
номер тематический заголовок
|
Головка таблицы
|
Наименование боковика
|
Заголовок графы
|
Заголовки
граф
|
Строки (горизон
тальные ряды)
|
|
Основная часть
|
|
|
Подзаголовки граф
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Боковик Графы
(заголовок строк) (подграфка)
Нумерационный заголовок, связывающий таблицу с текстом, состоит из слова «Таблица», написанная строчными буквами (кроме первой прописной) без сокращений и кавычек, и порядкового номера. Знак № и точку в конце нумерационного заголовка не ставят.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей студенческой работы или каждого раздела аналогично нумерации рисунков.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В1», если она приведена в приложении В.
Тематический заголовок должна иметь каждая таблица. Он располагается над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строчку с ее номером через тире, например:
Таблица 2 - Классификация методов оценки эффективности
|
Методы
|
Оценивающие абсолютную величину эффекты
|
Оценивающие относительную эффективность
|
|
|
|
|
|
|
Печатается заголовок строчными буквами (первая буква - прописная) через один интервал. Точку в конце заголовка не ставят. Слова в заголовке не переносятся.
Тематический заголовок отделяют от верхней ограничительной линии таблицы двумя интервалами. Основные требования к тематическому заголовку - точность, соответствие назначению и содержанию таблицы, возможная краткость.
Головка таблицы содержит заголовки и подзаголовки граф и наименование боковика. Все ячейки головки должны быть заполнены. Заголовками необходимо снабжать все столбцы, включая боковик.
Боковик - левая вертикальная часть таблицы, которая содержит заголовок строк. Б ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|