Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы
В рекомендациях представлено содержание критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, дается разъяснение по каждому из десяти критериев, предлагается справочный материал, раскрывающий результативность работы школ, участвующих в конкурсном отборе в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Методические рекомендации предназначены для региональных конкурсных комиссий, руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы, независимых экспертов.
Введение
Важным фактором в развитии образования в последнее время стал приоритетный национальный проект «Образование» как пример комплексного подхода к решению самых актуальных и назревших проблем образования нового тысячелетия. Оценивая данный факт, президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «Предложенная недавно программа в рамках Национального проекта «Образование» - не только средство для решения назревших, а иногда и перезревших проблем, а скорее, способ еще раз сосредоточить внимание государства и общества на вопросах образования».
Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, содержат обоснование необходимости создания организационно-управленческих условий для реализации Приоритетного национального проекта, комментарии к содержательному наполнению критериев отбора победителей.
Методические рекомендации предназначены для региональных конкурсных комиссий, руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы, независимых экспертов.
Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного
отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих
инновационные образовательные программы
Краткое содержание критериев отбора:
1. Критерий «высокое качество результатов обучения и воспитания»
При оценке по данному критерию важно установить, насколько успешно школа реализует новые цели, определенные Федеральной программой развития образования России и программами развития образования регионов, такие как: формирование готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, формирование информационно-коммуникационной и социальной компетентности учащихся, сохранение психического и физического здоровья школьников и др.
С позиций современных представлений о качестве образования высокой оценки заслуживают учреждения:
· показывающие наиболее высокие результаты в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;
· имеющие положительную за три года динамику качества результатов обучения и воспитания, а также увеличение числа учащихся, успешно усваивающих инновационные образовательные программы.
Объективными подтверждениями действительно высокого качества обучения и воспитания в школе могут выступать данные, свидетельствующие о гражданской зрелости старшеклассников (например, их активном участии в общественных, творческих организациях), сведения о возможно более долговременной (после окончания школы) социальной и профессиональной успешности ее выпускников и т.д.
Этот критерий подразумевает, что реализация инновационных (а тем более экспериментальных) программ сопровождается постоянным мониторингом деятельности ее участников, что позволяет фиксировать качество результатов учебно-воспитательной деятельности.
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо ориентироваться на формы 6-10, предоставленные общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области», 2006г.: раздел 4.1., п.46 «Формирование интеллектуального потенциала учащихся общеобразовательных учреждений», стр. 60-64; раздел 4 «Деятельность учреждений общего образования», п. 37-39, стр. 52-54; сборник «Статистика основных результатов единого государственного экзамена в Белгородской области», Белгород, 2006г., стр. 22-34, стр. 43-53.
Форма 6
Сведения о качестве знаний учащихся ОУ
|
№
п/п
|
Классы
|
2004-2005
учебный год (%)
|
2005-2006
учебный год (%)
|
2006-2007
первое полугодие (%)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 7
Сведения о результатах ЭГЭ по русскому языку
|
№
п/п
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год (%)
|
2005-2006
учебный год (%)
|
2006-2007
пробный экзамен (%)
|
|
1.
|
Средний балл
|
|
|
|
|
2.
|
Средняя оценка
|
|
|
|
|
3.
|
«5» (%)
|
|
|
|
|
4.
|
«4» (%)
|
|
|
|
|
5.
|
«3» (%)
|
|
|
|
|
6.
|
«2» (%)
|
|
|
|
|
|
Форма 8
Сведения о результатах ЕГЭ по математике
|
№
п/п
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год (%)
|
2005-2006
учебный год (%)
|
2006-2007
пробный экзамен (%)
|
|
1.
|
Средний балл
|
|
|
|
|
2.
|
Средняя оценка
|
|
|
|
|
3.
|
«5» (%)
|
|
|
|
|
4.
|
«4» (%)
|
|
|
|
|
5.
|
«3» (%)
|
|
|
|
|
6.
|
«2» (%)
|
|
|
|
|
|
Форма 9
Сведения о поступлении выпускников ОУ
|
№
п/п
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год (%)
|
2005-2006
учебный год (%)
|
2006-2007
учебный год
(претен.,%)
|
|
1.
|
Доля выпускников 11 классов, поступивших в вузы на бюджетной основе (всего, % от общего кол-ва выпускников)
|
|
|
|
|
2.
|
Доля выпускников 11 классов, поступивших в ссузы на бюджетной основе (всего, % от общего кол-ва выпускников)
|
|
|
|
|
3.
|
Доля выпускников 11 классов, поступивших в учреждения НПО на бюджетной основе (всего, % от общего кол-ва выпускников)
|
|
|
|
|
|
Форма 10
Сведения об учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями
|
№
п/п
|
Основные показатели
|
2003-2004
учебный год (%)
|
2004-2005
учебный год (%)
|
2005-2006
учебный год (%)
|
2006-2007
учебный год
(претен.,%)
|
|
1.
|
Доля выпускников, награжденных золотой медалью (всего, % от общего кол-ва выпускников)
|
|
|
|
|
|
2.
|
Доля выпускников, награжденных серебряной медалью (всего, % от общего кол-ва выпускников)
|
|
|
|
|
|
|
2. Критерий «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе»
На данном этапе следует обратить внимание на:
· общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе общеобразовательного учреждения в целом и по ступеням образования;
· долю педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования, а также долю педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий; динамику этих показателей;
· оснащенность компьютерной техникой (по количеству учащихся на персональный компьютер);
· готовность преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
Кроме того, в ходе экспертизы необходимо учитывать успехи образовательного учреждения в области внедрения информационных технологий: разработка и реализация курсов сетевого дистанционного образования, использование возможностей сети Интернет и компьютерного программного обеспечения в обучении и воспитании.
При отсутствии технических возможностей (в случае с отдаленными сельскими территориями) во внимание должны приниматься иные современные образовательные технологии, такие как развивающее и проблемное обучение, методы творческой групповой работы, метод проектного обучения, элементы тренинговых методик, инновационные методы оценки результатов и проч.
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо ориентироваться на формы 11, 5, предоставленные общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области», 2006г.: раздел 2, п. 19, стр.34-34. «Сведения об оснащенности муниципальных общеобразовательных учреждений Белгородской области компьютерной техникой», раздел 2, п.20, стр. 35 «Сведения подключения к сети Интернет муниципальных общеобразовательных учреждений Белгородской области.
Форма 11
Сведения об использовании педагогами ОУ современных образовательных и воспитательных методик и технологий
|
№ пп
|
Основные показатели
|
Доля охвата педагогов(%)
|
|
|
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
|
|
1.
|
Виды современных образовательных и воспитательных методик и технологий (в том числе информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих) и кол-во педагогов их использующих (всего, % от общего кол-ва педагогов)
|
|
|
|
|
2.
|
Доля преподавателей, прошедших курсовую подготовку по овладению навыками работы на персональном компьютере
|
|
|
|
|
|
Форма 4
Справка
о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
выдана директору __________________________________________________ (ФИО) в
том, что в _____________________________________________________(название ОУ)
имеется следующее оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
|
№
п/п
|
Наименование оборудования
|
2004-2005
учебный год (%)
|
2005-2006
учебный год (%)
|
2006-2007
учебный год (%)
|
|
1.
|
Кол-во компьютерных классов (всего)
|
|
|
|
|
2.
|
Кол-во ПК, используемых в образовательном процессе (всего), из них:
|
|
|
|
|
|
- типа Pentium 2 и выше, кол-во, %
|
|
|
|
|
|
- кол-во ПК на 1 ученика
|
|
|
|
|
|
- кол-во ПК на 1 учителя
|
|
|
|
|
3.
|
Кол-во ПК, подключенных к Интернету (%)
|
|
|
|
|
4.
|
Наличие локальной сети в ОУ
|
|
|
|
|
5.
|
Кол-во ПК в локальной сети (%)
|
|
|
|
|
6.
|
Системное программное обеспечение (типы и количество, например, операционные системы Windows 98, 2000, ХР)
|
|
|
|
|
7.
|
Школьное телевидение
|
|
|
|
|
8.
|
Кол-во обучающего программного обеспечения (всего), из них:
|
|
|
|
|
|
-мультимедийные энциклопедии
|
|
|
|
|
|
- обучающее программы
|
|
|
|
|
|
- тренажеры
|
|
|
|
|
|
- электронные учебники
|
|
|
|
|
|
- виртуальные лаборатории
|
|
|
|
|
9.
|
Кол-во мультимедийных проекторов
|
|
|
|
|
|
3. Критерий «обеспечение доступности качественного образования»
В контексте реализации данного направления национального проекта под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с особенностями возрастного этапа, индивидуальными склонностями и предпочтениями, а также психо-эмоциональными и интеллектуальными особенностями.
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо учитывать:
· показатели отсева, то есть количество школьников, не получивших основного общего образования до достижения ими 15-летнего возраста;
· наличие вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном учреждении, то есть полноту удовлетворения их образовательных запросов;
· характер реализуемых образовательных программ (содержание и технологии), традиционных и программ нового поколения, то есть более качественных, например, развивающего обучения;
· количество учителей, имеющих высокую квалификацию, обеспечивающих качество реализации этих программ;
· наличие в школе открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы, согласно имеющемуся в школе количеству посадочных мест, и наличием у родителей и учащихся возможностей для выбора образовательной программы.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на формы 3, 12-15, предоставленные общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области», 2006г.: раздел 4, п.29, стр.46-47 «Численность детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях и систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам».
Форма 3
СПРАВКА
о статусе образовательного учреждения
выдана директору__________________________________________________(ФИО)
________________________________________________(название ОУ)
в том, что вышеназванное образовательное учреждение в течение________________ (период времени) является _________________(пилотной, экспериментальной, инновационной и др.) площадкой по проблеме __________________________________________________________________
Начальник МОУО (название района) ________________/_________________(ФИО)
М.П.
дата
Форма 12
Сведения об учащихся, не получивших основное общее образование до достижения 15 летнего возраста
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
(первое полугодие)
|
|
1.
|
Количество уч-ся, отчисленных из ОУ (всего, % от общего кол-ва выпускников)
|
|
|
|
|
2.
|
Кол-во уч-ся, переведенных в вечернюю школу (всего, % от общего кол-ва выпускников)
|
|
|
|
|
|
Форма 13
Сведения о формах образования, реализуемых в ОУ
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
|
|
1.
|
Количество уч-ся, обучающихся в:
- профильных классах
|
|
|
|
|
|
- классах углубленного изучения
|
|
|
|
|
|
- классах коррекционного
обучения
|
|
|
|
|
2.
|
Количество уч-ся, получивших образование в форме экстерната
|
|
|
|
|
3.
|
Количество уч-ся, получивших образование в форме семейного образования
|
|
|
|
|
|
Форма 14
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
|
|
1.
|
Кол-во программ,
обеспечивающих повышенный уровень обучения (углубленное, профильное обучение) всего, в том числе:
|
|
|
|
|
|
- в 1-4 классах
|
|
|
|
|
|
- в 5-9 классах
|
|
|
|
|
|
- в 10-11 классах
|
|
|
|
|
2.
|
Кол-во программ спецкурсов вариативной и факультативной части учебного плана для 10-11 классов
|
|
|
|
|
3.
|
Кол-во программ профессиональной подготовки с присвоением квалификационных разрядов
|
|
|
|
|
4.
|
Наличие дополнительных образовательных услуг для:
- детей дошкольного возраста
|
|
|
|
|
|
- учащихся 1-4 классов
|
|
|
|
|
|
- учащихся 5-9 классов
|
|
|
|
|
|
- учащихся 10-11 классов
|
|
|
|
|
|
- взрослого населения
|
|
|
|
|
|
Форма 15
Сведения о квалификации педагогического состава ОУ
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
|
|
1.
|
Образовательный уровень педагогического состава (чел., %):
|
|
|
|
|
|
- доктора и кандидаты наук
|
|
|
|
|
|
- высшее образование
|
|
|
|
|
|
- среднее специальное образование
|
|
|
|
|
|
- общее образование
|
|
|
|
|
2.
|
Квалификационные характеристики педагогического состава (чел., %) имеют:
|
|
|
|
|
|
- высшую категорию
|
|
|
|
|
|
- первую категорию
|
|
|
|
|
|
- вторую категорию
|
|
|
|
|
3.
|
Количество учителей, имеющих:
|
|
|
|
|
|
- почетное звание «Заслуженный учитель РФ»
|
|
|
|
|
|
- почетное звание «Народный учитель РФ»
|
|
|
|
|
|
- отраслевые награды
|
|
|
|
|
|
- государственные награды и премии
|
|
|
|
|
4.
|
Повышение квалификации педагогического состава:
|
|
|
|
|
|
Обучаются в аспирантуре и в группах соискателей ученой степени (чел., в %)
|
|
|
|
|
|
Проходили повышение квалификации в БелРИПКППС (СОИУУ) (чел, %)
|
|
|
|
|
|
4. Критерий «продуктивность реализации программы развития»
Под продуктивностью реализации программы развития учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, а также ее содержательное соответствие Концепции модернизации российского образования и приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.
Для оценки деятельности учреждений по критерию «продуктивность реализации программы развития» рекомендуется оценить содержание программы развития как документа школы, который является основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения и основным фактором успешности процесса развития.
Предлагаем ряд вопросов, направленных на выявление и оценку качественных характеристик программы и, соответственно, ее продуктивности.
1. Насколько полно учреждение справляется с реализацией намеченных в программе планов: укладывается ли в отведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует запланированные цели?
2. Является ли программа развития школы тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы?
3. Имеются ли в программе развития четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения?
4. Имеются ли у учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства; внебюджетные средства учредителя; средства от коммерческой деятельности учреждения; спонсорские средства родителей, выпускников, социальных партнеров и др.; целевое финансирование по грантам, проектам и др.?
5.Обоснована ли в программе развития перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера?
6. Обосновано ли в программе развития, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия?
7. Обосновано ли в программе развития, что решаемые учреждением проблемы являются для него актуальными?
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо ориентироваться на форму 4, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и приложение 3 «Требования к программе развития образовательного учреждения».
5. Критерий «сочетание принципов единоначалия и самоуправления».
Ключевое понятие этой позиции - «школьный уклад». Здесь имеется в виду не только весь комплекс зафиксированных в уставе норм, но и традиционных, по которым живет школа. Сюда входят все особенности школьных будней и праздников, механизм принятия управленческих решений, кадровая политика, правила обсуждения стратегических и тактических вопросов развития учреждения как внутри коллектива сотрудников, так и с родителями, связи с общественностью, создание информационного и коммуникативного поля и т.д.
Реализация базовых демократических ценностей через создание системы государственно-общественного управления предполагает:
· наличие разных органов общественного управления (совет образовательного учреждения, управляющий совет, попечительский совет);
· динамика развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;
· нормативная база по общественному самоуправлению в школе;
· формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.);
· наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации;
· результаты работы органов общественного управления и системы в целом:
· решение реальных проблем образовательного учреждения;
· улучшение материально-технических условий;
· финансовая и кадровая поддержка учреждения образования.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 16, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта.
Форма 16
Сведения о реализации принципов единоначалия и самоуправления в ОУ
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005 учебный год
|
2005-2006 учебный год
|
2006-2007 учебный год
|
|
1.
|
Название органа/органов общественного управления в ОУ
|
|
|
|
|
2.
|
Наличие в школе документов по общественному самоуправлению
|
|
|
|
|
3.
|
Доступность и открытость информации:
|
|
|
|
|
|
- наличие школьной газеты (указать название)
|
|
|
|
|
|
- наличие сайта или странички на сайте
|
|
|
|
|
|
- наличие ежегодных отчетов, докладов перед школьным сообществом
|
|
|
|
|
4.
|
Результаты работы органов общественного управления и ОУ в целом:
|
|
|
|
|
|
- улучшение материально-технических условий
|
|
|
|
|
|
- финансовая поддержка учреждения
|
|
|
|
|
5.
|
Наличие в ОУ практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни (опросы, интервью, форум и т.д.)
|
|
|
|
|
|
6. Критерий «отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся»
Состояние здоровья учеников - ключевой показатель эффективности образовательной программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обуславливает результативность целостного образовательного процесса.
При оценке деятельности учреждения по данному критерию необходимо помнить о факторах, отрицательно отражающихся на здоровье школьников:
· трудоемкие технологии обучения, ведущие к утомлению школьников на уроке, перегрузкам и увеличению объема домашних заданий;
· авторитарный стиль взаимодействия учителя с учащимися, не допускающий проявления эмоциональной свободы, вызывающий повышенное нервное напряжение, утомляемость и дискомфорт;
· невыполнение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения учителями занятий, следствием чего являются простудные и другие заболевания;
· недостаток двигательной активности и физических упражнений во время длительного пребывания учащихся в школе;
· травматизм на занятиях по физкультуре, техническому труду, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий со школьниками вследствие нарушения норм техники безопасности, халатности и неисполнения своих обязанностей педагогом;
· несоблюдение в школах режима рационального сочетания труда и отдыха в процессе учебы: минимизация школьных перемен, непродуманность составления школьного расписания и т.д.;
· отсутствие у учащихся мотиваций к ведению здорового образа жизни и использование недостаточно эффективных средств для их формирования со стороны школы.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на формы 17-18, предоставленные общеобразовательным учреждением.
Форма 17
Сведения о состоянии здоровья учащихся ОУ
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
(I полуг.)
|
|
1.
|
Количество учащихся, отнесенных к основной группе здоровья (чел., в % от общего кол-ва учащихся)
|
|
|
|
|
2.
|
Количество учащихся, имеющих хронические заболевания (чел., в % от общего кол-ва учащихся)
|
|
|
|
|
|
Форма 18
Сведения об уровне травматизма в ОУ
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
(I полуг.)
|
|
1.
|
Количество учащихся, получивших травмы в урочное время
|
|
|
|
|
2.
|
Количество учащихся, получивших травмы во внеурочное время
|
|
|
|
|
|
7. Критерий «позитивное отношение родителей, (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению»
Отношение к школе родителей, выпускников и местного сообщества может быть рассмотрено через ряд показателей:
· активность участия родителей, выпускников в жизни школы;
· количество жалоб, связанных с деятельностью образовательного учреждения;
· регулярность посещения родителями классных собраний, общешкольных и классных мероприятий, проводимых школой для родителей и учащихся;
· роль культурно-образовательного центра местного сообщества, участие в различных акциях совместно с родителями детей;
· специально организованные школой исследования (опросы, анкетирования) на данную тему.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 19, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта.
Форма 19
Сведения о взаимодействии ОУ с родителями, выпускниками и местным сообществом
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
(I полуг.)
|
|
1.
|
Совместные образовательные проекты (указать наименование проектов и организаций)
|
|
|
|
|
2.
|
Количество зафиксированных обращений, родителей, граждан
|
|
|
|
|
3.
|
Исследования (опросы, анкетирование), проведенные школой на данную тему
|
|
|
|
|
|
8. Критерий «обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса в учреждении»
В данном случае необходимо учитывать сотрудничество образовательного учреждения с правоохранительными органами, наличие охраны, систем противопожарной безопасности, соответствие школьного питания требованиям Госсанэпидемнадзора и проч.
На данном этапе следует обратить внимание на:
? данные об ущербе для жизни и здоровья детей, связанные с условиями их пребывания в ОУ (общее количество и динамику за последние три года), травматизм детей во время пребывания в школе, общее количество и динамику пищевых отравлений в школьных столовых и др.);
? общее количество и динамику чрезвычайных ситуаций (пожары, нарушения систем жизнеобеспечения: отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения);
? количество вынесенных предписаний со стороны органов санэпиднадзора, противопожарной безопасности, инспекции по охране труда за последние 3-5 лет;
? соблюдение правил противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил по охране труда.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 20, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области» 2006: раздел 2, п.14, стр. 30 «Охрана труда и техника безопасности в муниципальных образовательных учреждениях».
Форма 20
Сведения о соблюдении техники безопасности, охраны труда в ОУ
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
(I полуг.)
|
|
1.
|
Наличие охраны в общеобразовательном учреждении
|
|
|
|
|
2.
|
Количество нарушений систем жизнеобеспечения
|
|
|
|
|
3.
|
Количество вынесенных предписаний (за последние 3-5 лет):
|
|
|
|
|
|
- со стороны санэпиднадзора
|
|
|
|
|
|
- противопожарной безопасности
|
|
|
|
|
|
- инспекций по охране труда
|
|
|
|
|
|
9. Критерий «участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах»
На данном этапе необходимо проанализировать:
· общее количество конкурсных мероприятий, в которых участвовало само образовательное учреждение, его педагоги и учащиеся;
· динамику конкурсного движения за последние три года;
· уровни конкурсов (муниципальный, региональный, федеральный округ, общероссийский, международный и др.);
? охват и динамику участия в конкурсах педагогов и учащихся.
При оценке работы общеобразовательного учреждения по данному критерию экспертам важно обратить внимание не только на результаты, подтвержденные грамотами, сертификатами и другими документами, свидетельствующими о победах, но и на разнообразие конкурсных мероприятий. На получение наивысших баллов могут претендовать те учреждения, которые имеют положительную динамику по всем перечисленным показателям за последние три года; широкий спектр конкурсных мероприятий, соответствующий выше перечисленным; широкий спектр уровней конкурсных мероприятий.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 21, предоставленную общеобразовательным учреждением, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области» 2006г.: раздел 11, п.105-107, стр.118-121 «Конкурсы профессионального мастерства»; раздел 12, п.111, стр. 126 «Областные конкурсы по методической работе»; раздел 12, п.112-113, стр.126-129 «Информация по итогам третьего областного конкурса грантов (2006г.)»; раздел 5, п.61-64, стр.74-77 «Создание единого воспитательного пространства».
Форма 21
Сведения об участии педагогов и учащихся ОУ в конкурсных мероприятиях
|
№ пп
|
Основные показатели
|
2004-2005
учебный год
|
2005-2006
учебный год
|
2006-2007
учебный год
(I полуг.)
|
|
1.
|
Количество конкурсных мероприятий, в которых:
|
|
|
|
|
|
- участвовало образовательное учреждение
|
|
|
|
|
|
-участвовали педагоги
|
|
|
|
|
|
-участвовали учащиеся
|
|
|
|
|
2.
|
Результат участия учащихся ОУ в фестивалях, конкурсах, смотрах разных уровней (указать название мероприятия, данные участника):
|
|
|
|
|
|
- муниципальных
|
|
|
|
|
|
- региональных
|
|
|
|
|
|
- федеральных
|
|
|
|
|
|
- международных
|
|
|
|
|
3.
|
Результат участия учителей- участников конкурсов профессионального мастерства (указать название мероприятия, данные участника)
|
|
|
|
|
|
10. Критерий «создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования»
Активная внеурочная деятельность и наличие блока дополнительного образования являются важными условиями образовательного процесса в школе. При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие предлагаемых образовательных программ, соответствующих индивидуальным запросам учащихся, их возрастным особенностям.
В рамках данного критерия целесообразно рассматривать внеурочную деятельность прежде всего с точки зрения ее направленности на формирование социальной компетентности учащихся, развития их творческого потенциала, поскольку именно эти образовательные результаты наиболее сложно обеспечить в классно-урочной организации учебного процесса.
Оценка результатов может проводиться по показателям:
· охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в своей школе в целом и по каждой ступени и году обучения в отдельности;
· охват учащихся, занимающихся в спортивных секциях в своей школе в целом и по каждой ступени и году обучения в отдельности;
· охват учащихся, участвующих в деятельности детских и юношеских общественных организаций, объединений в своей школе.
· количество программ дополнительного образования детей (в целом и по возрастным группам учащихся);
· наличие квалифицированных преподавателей.
При оценке деятельности общеобразовательного учр ...........
Страницы: [1] | 2 |
|