9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Астраханский государственный университет»
Гуманитарный институт
Факультет социальных коммуникаций
Кафедра социологии
«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой
______________________
______________________
«___»__________2009г.
Дипломная работа
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ГРАЖДАН УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ
Студента VI-го курса Солнцева М.Г.
________________________________
Научный руководитель:
к.с.н., доц. Миронова Ю.Г. _______________________________________________________
Астрахань - 2009
Содержание
- Введение 2
- Глава 1. Основные социологические подходы к исследованию проблем социальной адаптации
-
- 1. 1. Понятие социальной адаптации, её основные формы 7
- 1. 2. Механизм и особенности адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту 15
- Глава 2. Социологический анализ социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту
-
- 2.1. Исследования социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту проводимые в Российской Федерации 36
- 2.2. Методика социологического исследования проблем социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы 42
- 2.3. Сравнительный анализ проведённых исследований 45
- Заключение 55
- Список использованной литературы 58
ВВЕДЕНИЕ
В условиях построения гражданского общества всё большее внимание уделяется социальной защите людей и особенно тех, кто завершил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
За последние годы в этом направлении предприняты активные действия: внедряются новые формы и технологии социальной работы с гражданами уволенными с военной службы; перестраивается пенсионная система; принят и начал действовать новый Трудовой кодекс; развивается система переподготовки и повышения квалификации бывших военнослужащих.
В основу реформ, проводимых в области социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, положен принцип адресной направленности социальной помощи, сутью которой является конкретизация сосредоточения государственных ресурсов на удовлетворение потребностей для тех, кто наиболее нуждается в этой помощи.
Среди проблем, с которыми сталкиваются граждане, уволенные с военной службы по контракту, - вопросы занятости и профессиональной переподготовки, обеспечение жильем; низкий уровень социальной обеспеченности, падение экономической стабильности, психологическая адаптация, социальная реабилитация и т.д.
Это обусловливает необходимость совершенствования действующих и разработку новых форм социальной работы с военнослужащими, уволенными с военной службы по контракту. Кроме того, следует отметить, что в последние годы значительно снизился престиж военной службы, произошла утрата ее традиционных стимулов, что уменьшает эффективность системы социальной адаптации.
Система социальной адаптации бывших военнослужащих исторически складывалась как один из элементов государственной политики страны. В таком качестве она должна развиваться и впредь, активно взаимодействуя со всеми структурами власти и сферами жизни страны.
Таким образом, данное исследование актуально не только с точки зрения развития теории социальной адаптации, но и для реализации государственной политики в этой области, в современных условиях.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемам социальной адаптации посвящено большое количество научных трудов. Методологической опорой служат классические труды Вебера М., Гиддинтса. Э., Дарвина Ч., Дюркгейм Э., Ламарка Ж.Б., Ленина В.И., Парсонса Т., Сорокина П. и Смелзера Н Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Гидинтс Э. Социология. М., 1999; Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Ламарк Ж.Б. Избранные произведения. М., 1959; Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. ПСС, т.17; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 19997; Сорокин П. Кризис нашего времени//Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992; Смелзер Н. Социология. М., 1998. . Исследование данной проблемы отражены в работах таких современных авторов, как Бестужев-Лада И.В., Бердяев Н. А., Добреньков В.И., Жуков В.И., Знанецкий Ф., Иванов В. Н., Корель Л. В:, Кравченко A. H., Осадчая Г.И., Осипов, Г.В.,.Павленок П.Д., Гернер Дж Бестужев-Лада И.В. Прогнозированное обоснование социальных нововведений. М., 1993; Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993; Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х том. Методика и историям М., 2000; Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. - М.: Академический Проект, 2003; Знанецкий Ф; Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль. М., 1996; Иванов В.Н. Муниципальная кадровая политика: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Муниципальный мир, 2003; Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. Новосибирск, 1997. С. 40; Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1992; Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996; Осипов Г.В.Социология и политика. М., 1995;.
Исследованием социальной адаптации как социального процесса в современных условиях занимались такие ученые, как Альперович В.Д:, Барулин B.C., Васильев В.П., Здравомыслов А.Г., Ковалева А.И., Ковалев В.Н., Колесникова О.А., Мацковский М.С.,. Патрушев В.И. и др.
Изучение научной литературы, связанной с процессами социальной адаптации, показало; что эта проблема нашла достаточное отражение в исследованиях общетеоретического характера, раскрывающих само явление социальной адаптации с философской и социально-психологической стороны. Рассмотрение социальной адаптации применительно к конкретным социальным группам в качестве социологической категории требует
дальнейшего изучения. Если геронтологические, тендерные, социально-педагогические подходы в социальных науках достаточно выявлены, то проблема социальной адаптации бывших военнослужащих относится к новым и недостаточно изученным вопросам социологического знания.
Вместе с тем, острота проблемы и ее актуальность обусловлено диктует необходимость ее теоретического осмысления.
В качестве проблемы исследования выступает рассмотрение системы социальной адаптации к условиям жизнедеятельности вне рядов Вооруженных Сил бывших военнослужащих, проходивших службу по контракту.
В результате анализа и обобщения теоретических материалов, практики социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, можно сделать вывод о многообразии форм и методов работы, актуализации дальнейшего развития социологических подходов к изучаемой проблеме.
Целью предпринятого исследования является социологический анализ процесса социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту.
Цель исследования определяет следующие задачи:
- Рассмотреть сущности социальной адаптации как социального процесса.
- Выявить состояние и динамику социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы.
- Проанализировать факторы детерминирующие процесс социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, и обобщение результатов для разработки рекомендаций к практической деятельности.
Объект исследования - военнослужащие, уволенные с военной службы.
Предмет - формирование системы социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту в Российской федерации.
Теоретико-методологической основой исследования послужили системный, структурный, диалектический и функциональный методы, используемые при анализе социальных процессов и явлений в обществе. Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Обобщены данные социологической, философской, юридической, экономической информации.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что
исследование процесса социальной адаптации вносит новые теоретические обобщения в социологические знания, в социологию социальной сферы.
Результаты дипломной работы могут быть использованы при обучении социологов, специалистов социальной работы, а также для
совершенствования содержания и структуры социального законодательства в деятельности законодательных и исполнительных органов Российской Федерации. Выводы и положения, содержащиеся в работе, могут быть использованы органами социального управления при принятии управленческих решений.
В соответствии с целью, задачами, поставленными по исследуемой теме, представляется целесообразной следующая структура дипломного исследования: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1. 1. Понятие социальной адаптации, и её основные формы
Социальная адаптация является объектом исследования различных отраслей знания в области как естественных, так и гуманитарных наук. Наиболее широко представлена и изучена проблема адаптации в биологии. Начиная с Ж.Бюффона БюффонЖ. Всеобщая и частная естественная история. СПб., 1989., обосновавшего зависимость организмов от их приспособления к окружающей среде, адаптация была предметом исследования практически всех выдающихся биологов: К. Бэра; А.Вейсмана, Ч.Дарвина, Н.Я.Данилевского, К.М.Завадского, Ж.Б.Ламарка, И.П.Павлова, А. Н. Северцова, И. М. Сеченова, Ж. Сент-Илера, А. Д. Слонима, Н. В. Тимофеева-Ресовского, А. А. Ухтомского, Г.И. Царегородцева, И. И. Шмальгаузена и др.
Основные идеи адаптации, заложенные и разработанные в биологии, оказали соответствующее влияние на становление и развитие данного понятия в других научных дисциплинах, в том числе и в социологии. История биологических воззрений на адаптацию человека явилась практически зеркальным отображением этапов развития социологической мысли. Идея прямого приспособления к условиям среды, теперь уже социальной оказалась не менее привлекательной и жизнеспособной. Однако, в отличие от биологических дисциплин; в социологии адаптация долгое время не исследовалась как самостоятельный предмет. Наряду с другими общественными науками (философией, психологией, демографией) социологи использовали для понимания и описания социальных процессов важнейшие достижения биологии, в том числе и категорию адаптации. В числе первых обратился к проблеме адаптации английский социолог Г.Спенсер. Представляя общество как «социальный организм», Г.Спенсер распространял на него и законы биологической адаптации Спенсер Г. Сочинения. СПб., 2002.. Несмотря на увлеченность эволюционной теорией Ч.Дарвина и убежденность в необходимости применения идеи естественного отбора к обеспечению общественного устройства (социальный дарвинизм), Г.Спенсер фактически поддерживал и развивал механоламаркистское направление в понимании адаптации. В предложенной им «теории равновесия» адаптация понималась как устойчивое уравновешивание организма (индивида) со средой (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства, повышение его «функциональности». Спенсер Г. Недостаточность естественного подбора. СПб., 2004.
Социологические воззрения на адаптацию и других ученых начала XX века также развивались под воздействием учения о борьбе за существование и естественном отборе. Широкую известность получили труды польско-американского социолога Ф. Знанецкого, рассматривавшего адаптацию через взаимодействие социальных ценностей (как характеристики общества) и социальной установки (как характеристики личности). Несомненной заслугой Ф. Знанецкого явилось раскрытие процесса социальной адаптации через усвоение личностью социального опыта, ее «социальное действие», обусловленное переживанием личностью социальной ценности Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль. М., 1996.
. Изучая адаптацию польских крестьян-эмигрантов в, Америке,
У. Томаси и Ф. Знанецкий убедительно показали, что процесс адаптации человека прежде всего социален.
Собственно социологический подход к рассмотрению адаптации представлен в трудах выдающихся западных социологов Э.Дюркгейма, М. Вебера; Т. Парсонса и Р.Мертона.
По Э. Дюркгейму, адаптация представляет собой приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. Ha индивидуальном уровне адаптация выражается в принятии человеком господствующей общественной морали, осознании своего «долга» перед обществом, что проявляется в его мыслях, целях, деяниях. На уровне всего общества адаптация выражается, прежде всего, в наличии самих норм; квинтэссенция адаптации заключается в существовании общественной морали, разделяемой всеми членами общества. Нормы первичны, «позитивны», человек и его индивидуальное сознание вторичны.
Функционально адаптация человека представляет собой процесс усвоения; «интериоризации» существующих норм. Любые отклонения от принятия человеком этих норм являются социальной патологией. Отсутствие норм, их «слабость», множественность, расплывчатость - это патология общества Дюркгейм Э. Социология. М., 1995. . Несмотря на то, что Э. Дюркгейм не использовал термина «адаптация», его шкала «норма - патология» полностью идентична понятиям адаптации - дезадаптации, а позитивистское понимание адаптации как принятия и слепого усвоения индивидом условий социальной среды соответствовало ламарковскому прямому приспособлению. Полностью игнорировалась роль личности, а адаптация выступала как процесс противоположный социальному прогрессу.
В психологии понятие адаптации употребля-ется в значении приспосабливать, прилаживать, устраивать. Исследователи, имея различные мировоззренческие позиции, используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки.
Необихевиорист Г. Айзенк и его сотрудники определяют адаптацию следующим образом. Во-первых, это состояние, в котором потребности индивида, с одной сто-роны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гар-монии между индивидом и природной или социальной средой. Во-вторых, это про-цесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается. Существен-но, что состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оп-тимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отно-шений со средой.
Более интересно интеракционистское определение адаптации личности. Представители интеракционистского направления разли-чают адаптацию (adaptation) и приспособление (adjustment). В частности, Т. Шибутани отмечает, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволя-ющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как фор-мы адаптации (adaptation). Адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к при-емам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений. Понятие "приспособление" (adjustment) относится к тому, как организм приспосаб-ливается к требованиям специфических ситуаций.
В отечественной литературе по исследуемой проблеме не сложилось однозначно-го определения понятия адаптации (социальной адаптации). Повышение интереса к разработке теории адаптации применительно к социальной среде прослеживается с 1960-х годов Шубкин В Н. Молодежь вступает в жизнь // Вопросы философии. 1965. № 5..
Согласно Д. Ольшанскому, социальная адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта Ольшанский Д.В. Адаптация социальная //Философский энциклопедический словарь. М, 1989. С. 9.
.
Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, "уподобление" ей) и ассимиляции ("уподобление" себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздей-ствуют на среду. Отсюда - адаптивная и одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социали-зации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю.
П. Карако отмечает, что в процессе социальной адаптации устанавливаются соот-ношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). При этом социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека Карако П. С. Адаптация // Новейший философский словарь. Минск. 1998. С. 9.
. Правда, диа-пазон возможностей развития для личности или социальной группы, с одной сторо-ны, и среды (очевидно, под средой автор понимает общество или какую-либо его подсистему) - с другой, не всегда можно уловить.
Таким образом, анализ показывает, что в настоящее время существует в основном два вида подхода к пониманию сущности «адаптации человека».
Представители первого направления сущность адаптации видят в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом (А. Таланкин, 1929; Г. Хаханьян, 1929; Г.Д. Луков, 1960; Н.Ф. Феденко, 1962, 1984; С. Кабели, 1975; Л.Ф. Железняк, 1979, 1982, 1984; Я.В. Подоляк, 1987 г.).
Основным содержанием процесса адаптации они считают привыкание, изменение (ломку) старого динамического стереотипа и формирование нового.
Такой подход вполне правомерен при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации бывшего военнослужащего к социальным и социально-психологическим факторам гражданской жизни после увольнения.
Первый подход к пониманию сущности адаптации состоит в том, что адаптация - приспособительный процесс «приноравливания», «вживания», «приспособления» человека к новым условиям жизнедеятельности. Истоки этого направления лежат в преимущественно биологическом понимании адаптации, которое не учитывает ее сложной социальной детерминированности, активности сознания человека. Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности как только приспособление, привыкание к определенным условиям вызвала ряд работ, в которых делаются попытки выйти за рамки привычного определения данного явления.
Сторонники второго направления полагают, что в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах. Этот подход позволяет адекватно понять сущность активности личности в процессе адаптации ее в коллективе, разграничить понятия биологической и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений. Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и есть и которые постепенно обнаруживаются.
Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в условиях новой деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым).
Порой смешивают понятия «приспособление» и «адаптация». Если в первом случае человек полностью принимает условия сложившейся ситуации и пассивно приспосабливается к ее требованиям, то в процессе адаптации человек активен: он анализирует, выбирает, осваивает продуктивные способы и приемы, которые помогают справиться с типичными проблемами. «Успешность социальной адаптации, - подчеркивает Л. Н. Собчик, - это хорошо сбалансированное соотношение между потребностями человека и требованиями социальной среды». При этом личность не уходит от сложных жизненных ситуаций, не использует стратегию «бегства от проблемы», а творчески и целеустремленно преобразует себя, а сложившуюся жизненную ситуацию она использует как возможность для того, чтобы достичь своих целей, реализовать основные притязания. Человек перестает быть «пешкой» и становится «автором и режиссером своей жизни»: вместо пассивного ожидания помощи и указаний со стороны он сам планирует и осуществляет свое будущее» Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. М., 2002. С. 120..
Военные психологи и социологи высказывают различные точки зрения на явление социальной адаптации. Необходимо отметить, что в основном проблемы адаптации ими анализируются в рамках института Вооруженных Сил, воинского коллектива, имеющих довольно четкую структуру и организацию, позволяющих моделировать социальные процессы и явления с большей достоверностью, чем в гражданском обществе.
Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. Разновидностью соперничества выступает конфликт, каждая из сто-рон которого стремится к тому, чтобы цели оппонента не осуществились или даже желает ликвидировать влияние ценностей противника, а иногда и его самого. И со-перничество, и сотрудничество прежде всего характеризуются познавательными процессами - личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситу-ацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации. В про-цессе адаптации, кроме того, немалую роль может играть переориентация личности, т.е. выработка таких оценок и такого понимания ситуации, которые не противоре-чат ценностям и ценностным ориентациям новой группы.
Человек может встречаться с представителями таких возрастных, профессио-нальных и других групп, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. В силу того, что умения и навыки связаны со способностями индивида (выступают как актуализация способностей и склонностей), может оказаться, что он не в состоя-нии нормально общаться с некоторыми категориями людей, и встреча с ними (и тем более совместная деятельность) для человека проблематична. Адаптация личности в группе также становится для нее затруднительной, если она ошибочно наделяет членов группы несвойственными им чертами (не хватило знаний, опыта, рассуди-тельности, проницательности) и начинает действовать в соответствии со своими взглядами, недооценивая или переоценивая этих людей. В ходе продолжительной адаптации человека к такой деятельности, к которой он не расположен, может проис-ходить изменение его личностных характеристик, обусловленное особенностями структуры указанного вида деятельности.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании лич-ности трудно переоценить. Социализация, по сути, - единственный путь формирова-ния и развития личности. Выделенные формы (интериоризация и социальная адаптация) могут быть представлены лишь условно, в действительности они тесно переплетены, взаимосвязаны, представляют неразрывное, неделимое единство. Кроме того, надо учитывать, что понятие адаптации многозначно и может рассмат-риваться также и как этап социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или же внутригрупповым условиям.
1. 2. Механизм и особенности адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту
В числе актуальных проблем военно-социальной политики на современном этапе важное место занимает проблема социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту, к новым условиям жизни, связанная с необходимостью их переподготовки на новые профессии.
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом, для характеристики оснований увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, необходимо обратиться к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", статья 51 которого содержит исчерпывающий перечень оснований увольнения с военной службы. В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, этот перечень оснований увольнения с военной службы больше походит под перечень оснований ее прекращения за исключением такого основания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, поскольку в отношении таких лиц действуют положения статьи 35 закона о возможности продолжения военной службы на иных условиях, в частности, путем направления для прохождения военной службы по призыву.
В пункте 1 статьи 51 названы основания, при наступлении которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. К числу таких оснований по своему содержанию примыкает и такое основание увольнения, названное в пункте 7, как исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего умершего (погибшего) либо в установленном законом порядке признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. Увольнение военнослужащего по основаниям пункта 1 статьи 51 может иметь место как по причинам, от него не зависящим (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - см. статью 49 закона; по состоянию здоровья либо в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе на воинской должности, для которой штатом предусмотрено определенное воинское звание) либо в связи с наличием обстоятельств, исключающих возможность продолжения военной службы (лишение военнослужащего по приговору суда воинского звания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления - см. статью 48 закона, вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы).
Самостоятельным основанием для увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы является истечение срока контракта - см. подпункт б) пункта 1 статьи 51 закона.
Что касается досрочного увольнения "контрактника" с военной службы, то в статье 51 названы два вида оснований: 1) когда военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы (пункты 2 и 6) и 2) когда военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы (пункт 3).
Для понимания сущности механизма социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту в настоящее время одной из наиболее распространенных является модель социального взаимодействия, предложенная Г. В. Осиповым. По его мнению, социальная среда может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные обстоятельства. Второй аспект - как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных ролей личности. И, наконец, третий аспект - совокупность норм и ценностей этой среды Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. -- М.: Изд. НОРМА, 2000. С. 56.
.
Исходя из данного подхода, механизм социальной адаптации закономерно включает в себя приспособление личности к новой среде межличностного взаимодействия путем формирования новых качеств личности, усвоения новых функций в различных сферах взаимодействия, занятие нового статусного положения и, наконец, освоения новых норм и ценностей среды.
Идея, заложенная в таком подходе, предполагает, что человек, отдавший большую часть своей сознательной трудоспособной жизни в очень специфических, порой экстремальных условиях, должен изменить свое поведение так, чтобы слиться с основной массой сограждан. Под «основной массой» подразумевается умеренное большинство граждан, которые придерживаются в целом сходных взглядов на то, какое поведение социально приемлемо, а какое нет.
Как определенный тип личности гражданин, увольняемый в запас, вынужден, прежде всего, подготовиться к принятию норм и ценностей новой социальной среды, которые существенным образом отличаются от сложившихся при службе в Вооруженных Силах. Если при адаптации к службе в армии личность военнослужащего во многом формировалась в социальных условиях, которые определялись определенным набором жестко регламентированных служебных, профессиональных прав, обязанностей, ответственности, функций и санкций, то социальная адаптация к новому образу жизни и среды (гражданскому обществу) предполагает довольно широкий и неопределенный спектр взаимодействия, который во многом предопределен конкретно-ситуативными условиями увольнения, а также теми личностными образованиями, которые сформировались в процессе службы в армии.
Исследователь Кравченко Н. использует следующие подходы к пониманию сущности адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту. Он выделяет три этапа в процессе социальной адаптации:
-предварительную адаптацию (на этапе завершения воинской службы);
-первичную адаптацию (связанную с этапом безработицы, переезда к новому месту жительства, выбора нового вида деятельности);
-вторичную социальную адаптацию (этап освоения нового вида деятельности) Кравченко Н. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 2005. № 2. С. 24.
.
Одним из механизмов социальной адаптации является - реабилитация. Реабилитация - это комплекс специальных мер, которые необходимо осуществить в отношении уволенного из армии военнослужащего для того, чтобы вернуть его в русло гражданской жизни.
Это понятие употребляется как достаточно емкое и многоплановое, выступающее основной частью социальной адаптации бывших военнослужащих, и принципиально не отличается по форме от рассмотренных выше.
Основной акцент при этом делается на то, что реабилитационные меры необходимо разрабатывать не только для офицеров, уволенных из армии, но и для их семей, для всего их ближайшего окружения. Коренные перестройки жизнедеятельности чаще всего касаются и их жен, и их детей (переезд на новое место жительства, потеря работы, смена школы и т.д.). Поэтому так важно поддерживать и укреплять семейные отношения как основной источник необходимых внутренних ресурсов для успешного преодоления кризисной ситуации потери работы.
Теоретическая модель социальной реабилитации военнослужащих, уволенных из армии, предложенная Н.Г. Осуховой и М.Н. Лотовой, основывается на анализе формирования отклонений в самосознании личности в кризисных ситуациях и на разработке соответствующих мер психологической помощи и коррекции.
Самосознание ими рассматривается как «.. ..особого рода психологическая структура, в которой отражены значимые отношения личности военнослужащего к себе в своей соотнесенности с миром в прошлом, настоящем и будущем (до, во время и после воинской службы)» Осухова Н.Г., Лотова И.П., Калиничев В.Л. Социально- психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика. /Под ред. Н.Г. Осуховой, И.П. Лотовой - М., 2001. С. 44.
. При этом в кризисных ситуациях (а увольнение из армии и является такой ситуацией), когда личность не в состоянии реализовать в настоящем сформированные ранее значимости своей жизни, в самосознании могут возникать негативные значимые отношения к себе и к миру.
В качестве негативных значимых отношений рассматриваются те или иные ценности, установки, стереотипы, ориентируясь на которые личность не может реализовать себя в новых социальных условиях, отказывается от конструктивного изменения, роста и развития, в то время как позитивные значимые отношения к себе и миру способствуют проявлению сущностных характеристик личности в деятельности, направленной на успешную адаптацию военнослужащего и его семьи к новым условиям жизни.
Наиболее важным компонентом социальной адаптации увольняемых с военной службы по контракту, как представляется большей части современных исследований, является профессиональная адаптация. Но если решение задачи профессиональной переподготовки офицеров, увольняемых в запас, в какой-то мере обеспечено организационно-методическими условиями, то решение задачи социально-психологической адаптации военнослужащих, увольняемых в запас, их психологической поддержки не имеет четкой технологии. Одна из основных проблем переходного этапа заключается в том, что процесс согласования ценностно-нормативных систем, отражающих условия военной и гражданской жизни, не является однозначным и линейным. Оптимальность процесса интеграции нарушается уровнем социализированности индивида в условиях военной службы, что имеет обратное влияние на процесс освоения новых отношений.
Основу дезадаптационных состояний определяет перенос установок и поведенческих стереотипов, сформированных в условиях военной деятельности, в новые социокультурные условия. Ориентация индивида на усвоенную или новую ценностно-нормативную систему определяет особенности его социального поведения и соответственно влияет на процесс адаптации. Дезадаптационный эффект, возникающий в связи с переходом в гражданскую сферу, связан и с расширением свободы личности, диапазоном допустимых форм социальной активности. Подвижность и универсальность социальных норм, с одной стороны, открывает широкие перспективы социальной мобильности, а с другой - обеспечивает достаточно высокий уровень неопределенности. Самореализация же индивида, как уже отмечалось, в условиях военной деятельности осуществлялась в пределах предписанного ролевого поведения при нормативных ограничениях возможных достижений.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 19 марта 2002 г. № 115 для решения проблем профессионального информирования увольняемых военнослужащих во всех воинских частях от отдельного батальона и выше, а также в военных комиссариатах, службах занятости созданы справочно-консультационные пункты (СКП). Несмотря на то, что их численность достигает полутора тысяч, эффективность их работы по-прежнему остается еще невысокой. Это объясняется тем, что СКП созданы на нештатной основе и слабо оснащены технически. Как показывает анализ отчетов руководителей этих пунктов, основная проблема, которую не могут решить на местах, это ограниченность, а зачастую и невозможность направить граждан на профессиональную переподготовку Векторы: Россия - НАТО. Информационный бюллетень. № 10. 2005. С. 13.
Успех реформ в армии во многом определяется тем, как и насколько быстро и безболезненно удается адаптироваться вчерашним офицерам, мичманам, прапорщикам к новым условиям жизни.
Какие жизненные затруднения они испытывают? Каковы возрастные ииндивидуальные особенности военнослужащих, увольняемых в запас? Ответы на эти вопросы являются основными для определения степени необходимой им социально-психологической поддержки.
По возрастному цензу увольняемых с военной службы по контракту можно разделить на три категории: до 30 лет, 31-40 лет и старше 40 лет.
Основываясь на анализе материалов социологических исследований и данных Министерства обороны, можно охарактеризовать особенности внутриличностной адаптации каждой из вышеназванных категорий:
1. Военнослужащие до 30 лет. В настоящее время не существует жестких ограничений причин увольнения из армии. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, принимает решение об увольнении, если чувствует, что не может полностью реализовать свой творческий потенциал на военной службе, сравнивая свой жизненный путь и его результаты с тем, как живут и чего успели добиться его сверстники на «гражданке», или выбрал эту профессию случайно. Это наиболее мобильная часть общества. Они не преминули воспользоваться открывшимися возможностями. Они увольняются без пенсии, несмотря на то, что какое-то время им придется столкнуться с финансовыми трудностями, особенно тем, кто имеет семью. Им необходима такая подготовка, которая дала бы быстрый материальный достаток и рост в профессиональной карьере. Это наиболее успешная часть увольняемых военнослужащих с точки зрения перспективы переобучения на гражданские специальности.
2. Военнослужащие 30 - 40 лет. Это группа военнослужащих, уволенных в связи с сокращением Вооруженных Сил, хотя это не всегда совпадает с их личными планами. Они считают себя обиженными, склонны негативно оценивать свои перспективы, вплоть до агрессии по отношению к окружающим. Сочетание материальных трудностей и бытовой неустроенности приводит к кризисным состояниям психики. Но несмотря на трудности, представители данной категории пытаются сохранить эмоциональную и душевную гибкость и ведут активный поиск новых форм поведения.
Если этой группе военнослужащих удается положительно разрешить данный возрастной кризис, то повышается вероятность вступления в период высокой продуктивности в самых разнообразных областях деятельности. Это та часть уволенных военнослужащих, которая нуждается в тщательной и глубокой психологической помощи, профессиональном консультировании, социально-правовой поддержке.
3. Военнослужащие старше 40 лет. Это группа военнослужащих, полностью выслуживших установленные сроки и максимально реализовавших свои возможности в рамках армейской службы. Они имеют определенные льготы и некоторое материальное благополучие. Они стремятся к деятельности, в которой будут сохранены атрибуты их былой власти и былого социального статуса, но при этом не стремятся к особо сложным видам деятельности, так как это связано с процедурами освоения новой специальности. Процесс серьезного обучения для них непривлекателен, они ориентируются на работу в административно-хозяйственных и контрольных органах государственной и муниципальной власти, в сфере образования или в финансовых органах. При выборе дальнейшего жизненного пути они охотно обращаются за помощью и советом в различные организации. Так выражается их стремление быть выслушанными и понятыми.
Особую группу составляют бывшие военнослужащие - участники боевых действий. По данным исследований, 30% военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территории Чеченской республики, имеют выраженные проявления посттравматических стрессовых реакций. Особенно отмечаются повторяющиеся яркие сны и ночные кошмары боевых ситуаций, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, внезапные переживания, повышенная раздражительность, беспричинные вспышки гнева и др.
У абсолютного большинства участников боевых действий отмечается негативное отношение к представителям власти и государства. Они считают себя обманутыми и испытывают желание выместить накопившуюся злость за бессмысленное кровопролитие, гибель и унижение Вооруженных Сил. Эти люди сплачиваются в объединения типа «Союз ветеранов Афганистана», фонд «Единение» и др. Для таких людей возможны суицидальные попытки, асоциальное поведение, алкоголизация как уход от реальности и, как итог - конфликт с обществом, с друзьями, родственниками, членами семьи, неоправданная тяга к риску. Чем дальше уходят события, тем тяжелее становится груз моральной ответственности нашего общества за то, что для медицинской, социальной, психологической реабилитации этой категории бывших военнослужащих делается ничтожно мало.
Начало плановых исследований по изучению пост-травматических стрессовых нарушений было начато в США в конце 60-х годов в связи с необходимостью оказы-вать помощь американским ветеранам войны во Вьетнаме. Однако первостепенное значение этой проблемы стало особенно очевидным уже к середине 70-х годов, когда аме-риканское общество столкнулось с девиантным поведени-ем ветеранов вьетнамской войны.
Подобная картина наблюдалась как у участников бое-вых действий в Афганистане, так и у военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операци-ях на территории Чеченской Республики. Им свойственно обостренное чувство справедливости, повышенная тре-вожность, настороженность, избирательность контактов и др. Характерным является также и выраженное скептическое отношение к оказываемой бывшим комбатантам го-сударственной и общественной помощи. Во многих случа-ях социально-психологическая дезадаптация ветеранов боевых действий служит причиной алкоголизма и антисо-циальных поступков. При этом употребление алкоголя приобретает характер выраженной зависимости, алкого-лизация выступает как один из факторов в формировании невротического состояния1.
С целью изучения процессов социально-психологи-ческой реадаптации боевых контингентов к службе в усло-виях мирного времени в 1995 - 1996 гг. и 1999 - 2000 гг. было обследовано более 550 военнослужащих срочной службы спустя 2,5-3 месяца после вывода из районов бое-вых действий к месту постоянной дислокации Решетников М. М., Чермянин С. В., Корзунин В. А. Адаптация и реадаптация как социально-психологическая проблема // Философские науки, 2005, № 10. С. 31- 44.
.
В качестве методик исследования применялись: ме-тоды социально-психологического изучения и психологи-ческого обследования: биографическая анкета, анонимная анкета для оценки отношения обследуемых к службе, а так-же динамики социально-психологического климата в во-инском коллективе, параметрическая социометрия, анке-та САН, опросники «Прогноз», СМИЛ, 16-ФЛО, шкала Спилбергера, тест Розенцвейга для оценки социальной адаптированности и характера реагирования на конфликт-ные и фрустрирующие межличностные ситуации.
В период обследования подразделения имели «сме-шанный» состав и включали как военнослужащих, имев-ших боевой опыт, так и лиц, не участвовавших в боевых действиях. В процессе обследования все военнослужащие были разделены на две группы:
1) в первую (основную) вош-ли военнослужащие, участвовавших в боевых действиях;
2) во вторую (контрольную) -- военнослужащие срочной службы из тех же подразделений, проходивших службу в мирных условиях.
В качестве другой контрольной группы (контроль-2) выступали более 150 военнослужащих так называемых «од-нородных» подразделений, личный состав которых не уча-ствовал в боевых действиях.
Результаты исследований свидетельствовали, что практически сразу после вывода военнослужащих из боевых действий у командиров (офицеров) возникли опреде-ленные трудности в поддержания уставного порядка в под-разделениях. Было отмечено резкое ухудшение морально-психологического климата в частях и подразделениях. математико-статистический анализ по-лученных данных позволил установить, что в основной группе военнослужащих имелось достоверное снижение пока-зателей нервно-психической устойчивости (НПУ по мето-дике «Прогноз»), определялась тенденция к повышенной ситуационной тревожности (шкала Спилбергера), а также более низкие значения показателей субъективной оценки самочувствия по методике САН.
Непосредственные наблюдения и проведенные иссле-дования свидетельствуют о том, что военнослужащие, принимавшие длительное участие в боевых действиях, в пери-од адаптации к мирным условиям, в ситуации смены рит-ма жизни и социальных условий службы проявляли склон-ность к повышенной эмоциональной возбудимости, напря-женности и тревоге, сочетавшимися с некоторой неуверен-ностью в себе, утратой интереса к работе и службе.
Проведенные социологические исследования свидетельствовали о том, что почти 70 % военнослужащих «основной» группы предъявляли по несколько жалоб (2-3) на состояние свое-го здоровья, а более 15 % обследованных лиц предъявляли от 5 до 11 жалоб, в основном имевших невротическую при-роду (плохое самочувствие, сниженное настроение, нали-чие головокружения, головную боль, мышечную слабость, инсомнические нарушения и др.). В контрольной выборке процент таких лиц был в 2-3 раза меньшим.
При сравнительном анализе данных, полученных с помощью 16-факторного личностного вопросника установлено, что обследуемые из числа лиц, проходивших службу в условиях ведения боевых действий, были настро-ены более консервативно.
У них отмечалось достоверное снижение уровня моральной нормативности, ориентация «на себя» и «поглощенность» сво-ими переживаниями. Кроме того, в группе комбатантов отмечалась выраженная тенденция к излиш-ней напряженности и фрустрации.
При сравнительном анализе данных основной и конт-рольной групп, полученных с помощью методики СМИЛ установлено, что изучаемые выборки достовер-но различались между собой, причем у комбатантов отчетливо просле-живались следующие основные тенденции:
1) рост безразличия к тому, как они выглядят в глазах окружающих, они не стремятся представить себя в более выгодном свете, в меньшей степени склонны ориентироваться на социально желательные нормы поведения;
2) склонность к формированию ипохондрических и психастенических реакций, что скорее всего связано с яв-лениями эмоционального утомления, отсутствием эмоци-ональной разрядки и компенсации;
3) тенденция к поведенческим реакциям в межлич-ностном общении с окружающими, характеризующимся импульсивностью и несдержанностью, что в ряде случаев приводило к неуставным взаимоотношениям в воинских коллективах и даже антисоциальным поступкам;
4) повышенная фиксация на «внешних» и «внутрен-них» проблемах, проявляющаяся в затрудненности в уста-новлении межличностных контактов с тенденцией к груп-пированию по принципу «воевал - не воевал», в актив-ном отвержении лиц, в том числе и командиров, «не ню-хавших пороха».
Достаточно интересные данные получены при обследовании групп методикой Розенцвейга, предназначенной для оценки социальной адаптированности и характера ре-агирования на конфликтные и фрустрирующие межлич-ностные ситуации. Так, в основной группе общий уровень стрессоустойчивости был ниже, чем в конт-рольных, состояние фрустрации наступало чаще, при этом количество реакций «препятственно-доминантного» типа преобладало над «самозащитным» и «разреша-ющим» типами реагирования. Обследуемые основной группы при действии значимого фрустратора склонны в значительно большей степени фиксироваться, «застре-вать» на источнике конфликтной ситуации, они реже на-ходят социально адекватные пути их разрешения.
Индивидуальные комбинации приемов, используе-мых личностью при выходе из трудных ситуаций, рассмат-риваются как одна из характеристик или форм социаль-ной адаптации. Фиксация на препятствии или конфликте в этом плане рассматривается как снижение приспособи-тельных реакций.
В контрольной группе наиболее часто встречалось ре-агирование по так называемому «самозащитному» типу. Статистически значимые различия в группах получе-ны и при сравнительном анализе способов разрешения конфликтных ситуаций. Если в контрольной группе до-стоверно чаще разрешение конфликтов осуществлялось за счет перекладывания ответственности на других или же они надеялись на то, что конфликтная ситуация со време-нем разреш ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|