- 20 -
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.ВЕРНАДСКОГО
ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Самостоятельная работа на тему:
«Учеба + работа»
Выполнил:
Студент 31 группы
Специальности: «Финансы»
Шлома Р. И.
Проверила:
Вьюник Н.К.
Мелитополь
2008
Вашему вниманию предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты на тему : «Учеба + работа».
1. Ваш пол:
а) мужской; б) женский.
2. Возраст:
а) до 18; б) 18-20; в) 20-22;
г) 22-30; д) старше 30.
3. Ваше образование:
а) не окончена школа; б) только школа; в) ПТУ;
г) техникум; д) студент вуза; е)высшее;
ж) другое____________.
4. Возможно ли совмещение работы с учебой?
а) да, сам так делаю (делал);
б) да, но сам не совмещал;
в) нет, сначала учеба, потом - работа.
5. Совмещать работу с учебой можно при условии:
а) наличия свободного времени; б) неполного рабочего дня;
в) денежного обеспечения; г) согласия семьи;
д) согласия работодателя; е) другое_______________.
6. Что побудило (бы) Вас учиться и работать одновременно?
а) дополнительный заработок; б) экономия времени;
в) получение опыта; г)знакомство с новыми людьми, расширение связей;
д) обстановка в семье; е) угроза потери работы;
ж) другое _________________.
7. Положительные моменты совмещения:
а) экономия времени; б) финансовая независимость от семьи;
в) наличие стажа; г) легче устроиться после учебы;
д) рост авторитета; е) с «корочкой» не выгонят с работы;
ж) карьерный рост.
8. Отрицательная сторона:
а) физическая усталость; б) дополнительный затраты;
в) страдают близкие; г) одно мешает другому;
д) отсутствие свободного времени; е) другое________________.
9. В моем случае работа и учеба:
а) совпадают по специальности, ничего не хочу менять;
б) совпадают, но хочу поменять работу/ специальность;
в) не совпадают, поэтому пошел учиться;
г) не совпадают, но ничего не буду менять.
Благодарим за искренние ответы!
Цель исследования: определение мнения людей по поводу возможности совмещения учебы и работы.
Задачи исследования:
- составление анкет для сбора данных;
- распространение анкет;
- анализ полученных данных своих 10 анкет;
- сводка и группировка данных, полученных всей группой, в графики и таблицы;
- составление выводов и их документальное оформление.
Объект наблюдения: население г.Мелитополя.
Единицы наблюдения: 10 друзей и родственников в возрасте от 14 до 75 лет.
Инструментарий наблюдения: компьютер, принтер, бумага, ручки, Интернет, книги по указанной теме..
Вид получения данных: по времени - эпизодическое, по охвату единиц исследования - выборочное, по способу получения данных - опрос.
Форма получения данных: специально организованное статистическое наблюдение.
Способ регистрации или получения данных: корреспондентский.
Место наблюдения: г.Мелитополь.
Сроки наблюдения: 4 недели.
В последнее время всё больше студентов идут работать. Кто-то хочет приобрести опыт работы по специальности, который очень ценится в крупных компаниях, кому-то просто нужны деньги; кто-то начинает подрабатывать уже с первого курса, кто-то задумывается о работе ближе к окончанию университета.
Совмещение учёбы с работой позволяет студенту обеспечивать себя материально, помогать родителям, способствует развитию ответственности, самостоятельности и креативности, появляется возможность профессионального роста. Однако есть и минусы: недостаточный уровень знаний из-за того, что остаётся мало времени на учёбу, большая нагрузка, которая вредит здоровью. Против попыток начать работать во время обучения, как правило, выступает страх того, что не удастся совмещать учебу с работой. Но в некоторых вузах существует практика свободного посещения, когда работающие студенты занимаются по индивидуальному плану. В случаях, когда свободное посещение в вузе не предусмотрено, некоторые преподаватели всё равно идут навстречу работающим студентам.
Студентам, которые учатся на вечернем или заочном отделениях, проще найти работу, которая не мешала бы посещению занятий и совпадала с графиком учёбы. «Дневникам» это сделать сложнее, тем более у них график учёбы не всегда постоянный.
Как правило, студент не может работать полный рабочий день, и в этом случае его ценность для работодателя снижается. Чтобы повысить её, можно предложить компромиссные варианты, такие как сдельная оплата труда (пусть работодатель чувствует, что платит ровно столько, сколько Вы сделали в этом месяце) либо предложение забирать часть работы на дом (подходит для людей, чья работа связана с Интернетом и бумагами). Можно попробовать работу со свободным или посменным графиком (продавцы-консультанты, официанты, операторы баз данных, диспетчеры на телефоне).
В соответствии с КЗоТ Украины студенты вузов, совмещающие обучение с работой, имеют право на учебный отпуск. При этом за учащимся сотрудником сохраняется его средняя зарплата. Но нужно иметь в виду, что далеко не всегда этот закон поддерживается работодателем.
Если Вы проработали значительное время, Вам интересно то, чем занимается Ваша компания, Вы зарекомендовали себя как успешного сотрудника, и работодатель готов предложить повышение по службе, то есть смысл задуматься о переходе на заочную форму обучения. Конечно, при этом придется отказаться от более серьезного диплома, получаемого по окончании дневного отделения, но этот выбор зависит от конкретной ситуации и личных стремлений. Выбор всегда за вами: Вы можете либо погрузиться в учёбу и выйти из университета с красным дипломом, либо отдать большую часть времени и сил работе, тем самым приобретя практические навыки.
Прямые и очевидные выгоды этого совмещения заключаются не столько в извлечении дохода, сколько в приобретении положительного опыта. Но, как замечают сами студенты, в условиях массовости высшего образования подыскать работу по специальности практически невозможно. А значит, и напрямую на процесс учебы такой опыт не влияет и положительным является лишь отчасти.
Кто обычно совмещает учебу и работу? Судя по данным опросов, хорошее материальное обеспечение семьи снижает вероятность совмещения учебы и работы студентом. Также статус семьи очень влияет на фактор занятости молодежи. Рано начинают думать о своем трудоустройстве студенты из неполных семей и семей, где из родителей только один работающий. Замечено, что в семьях, где мать не работает, студент совмещает работу и учебу реже, чем там, где отец не является добытчиком для семьи. У руководителей фирм дети тоже рано начинают работать. И причина рвения в этом случае - порой честолюбивое желание самих студентов. Но что любопытно, судя по зарубежному опыту, те, кто начал работать рано, действительно получают хороший старт для карьеры. Только позже часто случается, что карьерный рост молодых вдруг замедляется…
Среди работающих студентов больше всего «бесплатников», студентов, обучающихся за счет бюджета государства. Студенты коммерческих вузов трудоустраиваются гораздо реже. Явно больше работают те, кто учится в месте проживания семьи. Правда, замечено, что такие студенты предпочитают жить отдельно от своих родителей. Вероятность найти интересную работу снижается у тех молодых людей, которые живут в малых населенных пунктах.
Сложность обучения снижает вероятность совмещения работы и учебы. Замечено, что студенты самых престижных вузов и факультетов начинают работать ближе к третьему курсу.
Мотивы трудиться - не всегда лишь материальные. Студентов часто привлекают условия для проявления самостоятельности и креативности, возможность профессионального роста и иногда - хорошее социальное обеспечение на потенциальном месте работы. Больше всех работают технари. Меньше - студенты из классических университетов. И самое большое количество работающих студентов находится в Киеве
Как же выжить студенту, если он все-таки принял решение работать?
С чем вы столкнетесь.
Сегодня бизнес-школы предлагают самые разнообразные программы, рассчитанные именно на работающих людей. Обычно вечерние формы обучения по программам второго высшего образования и MBA предполагают занятия 2-3 раза в неделю в будние дни и в субботу с утра до вечера.
Однако нужно иметь в виду, что учеба не заканчивается в аудитории. Самостоятельная работа занимает 60-70% всего времени обучения. Так что несколькими вечерами в неделю обойтись не удастся. Не меньше времени требуют заочные и дистанционные программы.
Итак, первая проблема -- это время.
Резиновое время.
При хорошей самоорганизации учеба по силам работающему человеку. Перед тем, как взять на себя дополнительную нагрузку, проанализируйте, на что вы тратите время в течение дня. Скорее всего, выяснится, что вы тратите много времени на такие бесполезные занятия, как перекуры, телевизор или болтовню с коллегами. Советуем провести анализ «временных трат» и сознавать, «что каждая минута прожита продуктивно».
Резервы организма.
Помимо времени есть еще один ограничитель -- резервы нашего организма. Ресурсы человека, к сожалению, не безграничны. Какое-то время можно жить, задействуя все резервы, но рано или поздно они заканчиваются. Так что, прежде всего, нужно соблюдать режим, режим труда и отдыха. Чтобы сохранить эффективность, нужно хорошо отдыхать. В самом напряженном графике нужно выделить время на элементарные спортивные занятия и не лишать себя такой эмоциональной подпитки, как общение с родными и друзьями.
Советы кажутся простыми, но им довольно сложно следовать. Крайне важно, чтобы человек не загонял себя в угол. Когда исчерпаны внутренние резервы, человек находится в таком стрессовом состоянии, что уже не может ни работать, ни учиться, -- его фактически лечить нужно.
Семейная мобилизация
Чтобы избежать напряженности и проблем в семье, принимайте решение о дополнительном образовании на семейном совете. К принятию решения обязательно привлекайте всех членов семьи, включая детей. Ваша учеба должна стать общей целью, ведь она, в конечном итоге, должна привести к улучшению материального состояния всей семьи. Кроме того, это хорошая возможность приучить детей к большей самостоятельности и ответственности. Нужно постараться сделать так, чтобы дополнительные семейные обязанности воспринимались как вклад в общее семейное будущее. Совмещение работы и учебы, как и любые трудности, может сплотить и укрепить семью, объединить всех для решения общей проблемы.
Помнить о цели
Есть еще один совет. Его дает своим читателям WSJ: время от времени напоминайте себе, ради чего вы все это затеяли, старайтесь максимально использовать все возможности, ведь вы за это заплатили. И помнить, что трудности преходящи, и учеба -- это временное явление
Не стоит забывать, что знания являются лишь одним из факторов, определяющих успех: очень многое зависит от личных качеств, таланта и везения.
Таблица 1
Группировка опрошенных по полу и возрасту, чел.
|
Пол
|
Возраст
|
Итого
|
|
|
До 18
|
18-20
|
20-22
|
22-30
|
Старше 30
|
|
|
мужской
|
10
|
22
|
13
|
15
|
23
|
83
|
|
женский
|
15
|
40
|
17
|
15
|
40
|
127
|
|
Итого
|
25
|
62
|
30
|
30
|
63
|
210
|
|
|
Анализ данных таблицы показ, что большинство опрошенных (63 человека) составляют люди, старше 30, и 18-20-тилетние (62 человека), т.е. «исследователи» пошли по пути наименьшего сопротивления и отнесли анкеты родителям и друзьям-студентам. В меньшинстве оказалась категория «до 18» - 25 человек. Объясняется это тем, что не многие хотят, да и не всем еще разрешают родители работать в таком юном возрасте, поэтому проблема для них не настолько актуальна. По 30 человек выбрали ответы «В» и «Г» - 20-22 и 22-30 лет соответственно. Большинство опрошенных составили женщины (127 человек), т.к. мужчины неохотно соглашаются заполнять всякого рода анкеты (83 человека).
Таблица 2
Группировка респондентов по уровню образования и полу
|
Уровень образования
|
Пол
|
Итого
|
|
|
мужской
|
женский
|
|
|
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
|
|
не окончил школу
|
4
|
4,82
|
6
|
4,72
|
10
|
|
только школа
|
8
|
9,64
|
14
|
11,02
|
22
|
|
ПТУ
|
8
|
9,64
|
10
|
7,87
|
18
|
|
техникум
|
14
|
16,87
|
20
|
15,75
|
34
|
|
студент вуза
|
30
|
36,14
|
52
|
40,94
|
82
|
|
высшее
|
19
|
22,89
|
25
|
19,69
|
44
|
|
Итого
|
83
|
100
|
127
|
100
|
|
|
|
Графическая интерпретация данных анализа (Рис. 1.).
Рис. 1. Структура опрошенных по полу и уровню образования, %.
Анализ данных таблицы и рисунка показал, что большинство опрошенных как у мужчин (36,14 %), так и у женщин (40,94%) - студенты вуза, т.к. почти все наши друзья-ровесники получают высшее образование. На сегодня это достаточно актуальная проблема, т.к. редкий работодатель согласится нанимать на работу человека без соответствующего диплома, хотя специальность человека в данном случае играет не очень большую роль. В меньшинстве остались люди, которые еще не окончили школу (у мужчин - 4,82%, у женщин - 4,72%), что легко объясняется возрастной категорией опрашиваемых (см. Таблица 1).Только школа выбрали 9,64 % мужчин и 11,02 % женщин, ПТУ окончило 9,64 % мужчин и 7,87% женщин, техникум окончило 16,87 % мужчин и 15,75 % женщин, высшее образование есть у 22,89 % мужчин и 19,69 % женщин. Такое приблизительно одинаковый уровень образования у мужчин и женщин меня удивил, т.к. дальше обычно идут учиться женщины, а у мужчин не хватает усердия и терпения, тем более им надо работать, чтобы кормить семью.
Таблица 3
Группировка респондентов по уровню образования и ответу на вопрос «Возможно ли совмещение учебы с работой?»
|
Варианты ответов
|
Уровень образования
|
Итого
|
Структура, %
|
|
|
не окончил школу
|
только школа
|
ПТУ
|
техникум
|
студент вуза
|
высшее
|
|
|
|
Да, сам так делаю (делал)
|
__
|
2
|
8
|
15
|
24
|
30
|
79
|
42,02
|
|
Да, но сам не совмещал
|
4
|
13
|
6
|
15
|
23
|
18
|
79
|
42,02
|
|
Нет, сначала учеба, потом - работа
|
6
|
4
|
5
|
5
|
7
|
3
|
30
|
15,96
|
|
Итого
|
10
|
19
|
19
|
35
|
54
|
51
|
188
|
100
|
|
|
Графическая интерпретация данных таблицы (Рис. 2).
Рис. 2. Структура опрошенных по ответу на вопрос «Возможно ли совмещение учебы с работой?»
Анализ данных таблицы и рисунка показал, что подавляющее большинство считает, что учебу с работой можно совмещать (84,04%), однако только половина из них так и поступает, а другой так делать мешают различные обстоятельства. Лишь 15,96 % людей считают, что невозможно одновременно делать это одинаково хорошо.
Таблица 4
Группировка опрошенных по полу и ответу, при каких условиях можно совмещать учебу с работой
|
Варианты ответов
|
Пол
|
Итого
|
Структурный сдвиг, %
|
|
|
мужской
|
женский
|
|
|
|
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
|
|
|
Наличия свободного времени
|
25
|
37,31
|
59
|
48,36
|
84
|
+11,05
|
|
Неполного рабочего дня
|
18
|
26,87
|
21
|
17,21
|
39
|
-9,66
|
|
Денежного обеспечения
|
13
|
19,4
|
15
|
12,3
|
28
|
-7,1
|
|
Согласия семьи
|
5
|
7,46
|
17
|
13,93
|
22
|
+6,47
|
|
Согласия работодателя
|
6
|
8,96
|
10
|
8,2
|
16
|
-0,76
|
|
Итого
|
67
|
100
|
122
|
100
|
189
|
|
|
|
Графическая интерпретация данных таблицы (Рис. 3.).
Рис. 3. Структура опрошенных по полу и ответу на вопрос об условиях совмещения работы с учебой.
Анализ данных таблицы и рисунка показал, что как для мужчин (37,31%), так и для женщин (48,36%) главным условием является наличие свободного времени. Причем, если для мужчин не менее важным является неполный рабочий день (26,87%), то почти половина женщин склоняется только к этому ответу. Легко это объяснить тем, что у женщин нужно еще и совмещать семью и работу так, что свободного времени практически не остается. К удивлению, немногие выбрали денежное обеспечение (мужчины - 19,4%, женщины - 12,3%), т.к. образование в нашей стране уже давно недешевое удовольствие. Для женщин также важнее согласие семьи (13,93%), чем для мужчины (7,46%), т.к. у славян мужчина так и считается «добытчиком», а женщина - хранительницей домашнего очага. Согласие работодателя выбрали 8,96% мужчин и 8,2% женщин.
Таблица 5
Группировка опрошенных по полу и ответу на вопрос «Что побудило (бы) Вас учиться и работать одновременно?»
|
Варианты ответов
|
Пол
|
Итого
|
|
|
мужской
|
женский
|
|
|
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
|
|
Дополнительный заработок
|
45
|
66,18
|
64
|
49,23
|
109
|
|
Экономия времени
|
7
|
10,29
|
9
|
6,92
|
16
|
|
Получение опыта
|
9
|
13,24
|
31
|
23,85
|
40
|
|
Знакомство с новыми людьми, расширение связей
|
4
|
5,88
|
11
|
8,46
|
15
|
|
Обстановка в семье
|
3
|
4,41
|
14
|
10,77
|
17
|
|
Угроза потери работы
|
__
|
__
|
1
|
0,77
|
1
|
|
Итого
|
68
|
100
|
130
|
100
|
198
|
|
|
Графическая интерпретация данных таблицы (Рис. 4.).
Рис. 4. Структура респондентов по полу и ответу на вопрос «Что побудила (бы) Вас учиться и работать одновременно?»
Анализ данных таблицы и рисунка показал, что главной причиной, побуждающей работать и одновременно учиться, является дополнительный заработок (66,18% у мужчин и 49,23% у женщин). Возможно, это связано с высокой ценой оплаты коммерческой формы обучения. Немалое число женщин (31 человек) считает, что нужно получать опыт еще во время учебы. Экономию времени выбрали 10,29% мужчин и 6,92% женщин, знакомство с новыми людьми таким способом интересует 5,88% и 8,46% мужчин и женщин соответственно, обстановку в семье подчеркнули 4,41% и 10,77. Лишь 1 человек из 198 опрошенных пошел учиться из-за угрозы потери работы, т.е. знания - не самое главное, еще нужна сообразительность и талант.
Таблица 6
Группировка опрошенных по полу и ответу о положительных моментах совмещения учебы с работой
|
Варианты ответов
|
Пол
|
Итого
|
Структура,
%
|
|
|
мужской
|
женский
|
|
|
|
Экономия времени
|
6
|
4
|
10
|
5,03
|
|
Финансовая независимость от семьи
|
28
|
46
|
74
|
37,19
|
|
Наличие стажа
|
9
|
33
|
42
|
21,11
|
|
Легче устроиться после учебы
|
8
|
18
|
26
|
13,07
|
|
Рост авторитета
|
2
|
4
|
6
|
3,02
|
|
С «корочкой» не выгонят с работы
|
6
|
3
|
9
|
4,52
|
|
Карьерный рост
|
12
|
20
|
32
|
16,08
|
|
Итого
|
71
|
128
|
199
|
|
|
|
Графическая интерпретация данных (Рис. 5).
Рис. 5. Структура опрошенных по ответу о положительной стороне совмещения учебы с работой
Анализ данных таблицы и рисунка показал, что большинство людей (37,19%), совмещая учебу с работой, хотят получить финансовую независимость от семьи. Я думаю, что этот вариант выбрали в основном студенты вуза, т.к. считают себя уже достаточно взрослыми и самостоятельными, а опека родителей их тяготит. Немало важно и то, что уже начисляется стаж, т.к. размер пенсии во многом зависит от количества проработанных лет (21,11%); что это раньше дает толчок карьере (16,08%); что работающие студенты легче устраиваются по окончании (13,07%). Немногие положительным моментом считают экономия времени (5,03%), рост авторитета (3,02%), и наличие «корочки» (4,52%).
Таблица 7
Группировка опрошенных по полу и ответу на вопрос о отрицательной стороне совмещения учебы с работой
|
Варианты ответов
|
Пол
|
Итого
|
Структура, %
|
|
|
мужской
|
женский
|
|
|
|
Физическая усталость
|
24
|
51
|
75
|
36,76
|
|
Дополнительные затраты
|
10
|
7
|
17
|
8,33
|
|
Страдают близкие
|
7
|
12
|
19
|
9,31
|
|
Одно мешает другому
|
16
|
20
|
36
|
17,65
|
|
Отсутствие свободного времени
|
26
|
31
|
57
|
27,94
|
|
Итого
|
83
|
121
|
204
|
100
|
|
|
Графическая интерпретация данных (Рис. 6).
Рис. 6. Структура опрошенных по ответам об отрицательной стороне совмещения.
Анализ таблицы и рисунка показал, что 36,76% респондентов отрицательно относятся к совмещению учебы с работой из-за физической усталости. Это легко объяснить ограниченностью возможностей человеческого организма: мы должны спать не менее 8-10 часов, что при такой ситуации просто невозможно (кроме заочной формы обучения). Отсутствие свободного времени также останавливает студентов идти работать, т.к. в этом возрасте еще хочется и погулять (27,94%). Конечно, как ни крути, но одно мешает другому, удивительно, что немного людей выбрало этот вариант - 17,65%. Примерно одинаково «набрали» ответы «страдают близкие» и «дополнительные затраты» - 9,31% и 8,33% соответственно.
Таблица 8
Группировка опрошенных по полу и ответу на вопрос «В моем случае учеба и работа…»
|
Варианты ответов
|
Пол
|
Итого
|
Структурный сдвиг, %
|
Структура, %
|
|
|
мужской
|
женский
|
|
|
|
|
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
|
|
|
|
Совпадают по специальности, ничего не хочу менять
|
26
|
36,11
|
49
|
43,75
|
75
|
+7,64
|
40,76
|
|
Совпадают, но хочу поменять работу/специальность
|
15
|
20,83
|
14
|
12,5
|
29
|
-8,33
|
15,76
|
|
Не совпадают, поэтому пошел учиться
|
10
|
13,89
|
15
|
13,39
|
25
|
-0,5
|
13,59
|
|
Не совпадают, но ничего не буду менять
|
21
|
29,17
|
34
|
30,36
|
55
|
+1,19
|
29,89
|
|
Итого
|
72
|
100
|
112
|
100
|
184
|
|
100
|
|
|
Графическая интерпретация данных (Рис. 7).
Рис. 7 . Структура опрошенных по полу и ответу на вопрос «В моем случае работа и учеба…»
Анализ данных таблицы и рисунка показал, что большинству респондентов «повезло», их специальность совпадает с их профессией (40,76%), причем они любят свою работу и нее хотят ничего менять. У многих (29,89%) ситуация обратная, но такое положение вещей их устраивает. Варианты «совпадают, но хочу поменять работу/специальность» и «не совпадают, поэтому пошел учиться» (15,76% и 13,59%) доказывают, что не стоит останавливаться на одном образовании, и учиться никогда не поздно. Известно много случаев, когда люди и в 50 лет кардинально меняли профессию и становились специалистами высокого класса.
Таблица 9
Группировка опрошенных по уровню образования и ответу на вопрос «В моем случае работа и учеба…»
|
Уровень образования
|
Варианты ответов
|
Итого
|
|
|
Совпадают по специальности, ничего не хочу менять
|
Совпадают, но хочу поменять работу/специальность
|
Не совпадают, поэтому пошел учиться
|
Не совпадают, но ничего не буду менять
|
|
|
Не окончил школу
|
5
|
2
|
2
|
5
|
14
|
|
Только школа
|
7
|
1
|
1
|
7
|
16
|
|
ПТУ
|
8
|
__
|
4
|
6
|
18
|
|
Техникум
|
7
|
3
|
5
|
14
|
29
|
|
Студент вуза
|
20
|
12
|
16
|
13
|
61
|
|
Высшее
|
19
|
7
|
2
|
5
|
33
|
|
Итого
|
66
|
25
|
30
|
50
|
171
|
|
Структура, %
|
38,6
|
14,62
|
17,54
|
29,24
|
100
|
|
|
Графическая интерпретация данных (Рис. 8).
Рис. 8. Структура опрошенных по образованию и ответу на вопрос «В моем случае работа и учеба…»
Анализ таблицы и рисунка показал, что большинство «счастливчиков», у которых специальность и профессия совпадают, это студенты вуза (20 чел.) и респонденты, имеющие высшее образование (19 чел.). Это говорит о том, что люди очень серьезно относятся к своему дальнейшему обучению. Как правило, определяться с университетом начинают уже в 10-м классе, при чем выбор помогают сделать и мудрые и опытные родители. Много опрошенных (30 чел.) пошли учиться, т.к. профессия их не устраивает, при чем 16 из них - студенты, еще не окончившие университет. Как правило, ошибку понимают уже к 3-ему курсу. У большей массы людей (50 чел.), специальность и профессия не совпали, но они ничего не хотят менять. Это лишний раз подтверждает, что не так важны знания сегодня, как само наличие диплома.
Так какие выводы можно подвести о проделанной работе?
Во-первых, анкетирование дает достаточно четкую и ясную картину об интересующем вопросе, не смотря на то, что сбор данных охватывал небольшую массу населения.
Во-вторых, охотно участвуют в таких мероприятиях только женщины. Сильный пол «увиливает», как может.
Что касается интересующего нас вопроса, то большинство людей считают нормальным совмещать учебу с работой, но только у половины выпадает такая возможность. Чаще всего трудиться начинают еще студентами, чтобы получить финансовую независимость от семьи, хотя наличие стажа по окончании университета тоже является движущим фактором.
Однако всегда стоит помнить, что человеческие возможности не безграничны. Главный парадокс жизни то, что в молодости мы теряем здоровье, зарабатывая деньги, а потом теряем деньги, восстанавливая здоровье. Никогда не следует забывать, что всех финансов все равно не заработаешь.
Многие молодые люди сегодня работают не по специальности, но ничего менять не собираются. Это ли еще раз доказывает, что знания являются лишь одним из факторов, определяющих успех: очень многое зависит от личных качеств, таланта и везения.
|