2
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ 3
- Глава 1. Исторические взгляды на семейный брак. 4
- 1.1. Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений. 4
- 1.2. Европейский брак в средневековье и Возрождение. 5
- 1.3. Семья в библейские времена. 6
- Глава 2. Сущность, структура и функции современной семьи. Проблемы современной семьи. 11
- 2.1. Взаимосвязь функций семьи. 16
- 2.2. Проблемы современной семьи. 21
- Глава 3. Причины и последствия раннего брака и материнства. 24
- 3.1. Последствия раннего материнства и отцовства. 26
- 3.2. Социальная работа по профилактике раннего брака и материнства. 27
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
- Список литературы. 31
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной на сегодня. Цель работы выяснить причины раннего брака и материнства, рассмотреть поставленные задачи.
Во все времена человек мыслил семью как свое маленькое земное счастье. Во все века, независимо от социально-экономических условий и государственных режимов именно семья являлась основой общества. А лучше сказать, семья и есть самое первоначальное общество, где формируются духовные начала и основы нравственности каждой конкретной личности.
В семье человек получает истинное и существенное воспитание и начинает развивать в себе правильное представление о нравственной жизни в целом. По большому счету, моральное и физическое благосостояние нации и государства прямо пропорционально относится и всецело находится в зависимости от наличия и уровня нравственных идей и их реализации в семье. Пугающей представляется сексуальная неграмотность молодежи на фоне широкого распространения информации эротического и сексологического содержания. Сексуальные отношения молодых людей, часто еще не достигших совершеннолетия становятся чем-то обыденным. Но элементарные правила половой гигиены, предохранения в основном не обсуждаются внутри семьи. Ранняя беременность, которая пагубно влияет на физически и психически неподготовленных девочек, заболевания СПИДом другими венерическими болезнями, вот результат такой неграмотности. Многие матери отказываются от своих детей. В основном как отмечает статистика это девушки от 15 до 19 лет. Часто, отмечают специалисты, на юных матерей оказывают давление родители, они же настаивают на прерывании беременности. Вот почему большое значение имеют нравственные нормы, которые закладываются в семье будущей матери. Полноценно развиваться и осваивать окружающий мир ребенок может только вместе с любящей матерью, а если эта самая важная для младенца связь прервана с рождения, то человек просто теряет опору в жизни.
Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Глава 1. Исторические взгляды на семейный брак.
1.1. Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.
Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.
В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.
Так Клеопатра (69 - 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем после его смерти, - супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.
Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.
В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы - служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные и одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»).
Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.
Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения».
С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну. По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.
1.2. Европейский брак в средневековье и Возрождение.
На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.
Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».
1.3. Семья в библейские времена.
Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» -- кровной мести.
«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа. В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.
И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.
Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, - пишет Дж. Ларю, - многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств - гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина».
Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII - XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В. Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи»
Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» -- старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.
Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу. В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.
Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.
В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу Небесному. Триада - Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.
Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь - ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 - 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.
По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение. В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление»(1-Коринф.) И по возможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене»[1-е Коринф. 7,32.33]
Внутрисемейные отношения по «Домострою». В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами - женским и мужским - на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.
Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.
Обязанность главы семьи - забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей - обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.
Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»
Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.
К настоящему моменту появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет их нетрадиционными: неполные семьи и смешанные (по определению В. Сатир это семьи которые объединяют части ранее существовавших).
Генезис семейно-брачных отношений происходит в соответствии со сменой культурно-исторических эпох, общественных отношений и религиозных представлений.
Глава 2. Сущность, структура и функции современной семьи. Проблемы современной семьи.
Семья -- один из наиболее древних социальных инсти-тутов: она возникла в недрах первобытного общества зна-чительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроиз-водством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.
В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и обществен-ных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитатель-ного потенциала.
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее фун-кционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей соци-альной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.
Анализ реально складывающейся ситуации в семье по-казывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.
Семья -- малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ве-дении общего хозяйства и взаимной моральной ответствен-ности Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997. С.75..
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За пе-риод между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.. Следует от-метить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15% Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996. С. 10..
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Сейчас средняя семья в Рос-сии состоит из 2-3 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азер-байджана (средняя численность детей составляет 5--6 че-ловек), а наименьший показатель -- население стран При-балтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес за-нимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей. И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.
На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают беспло-дием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России. На поведении молодежи отражаются знания обо всех сто-ронах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспи-тания (И.С. Кон).
Сегодня значительная часть молодежи или совсем не по-лучает информацию о семье, об этой сложной стороне от-ношений, или получает ее очень недостаточно, что отрица-тельно сказывается и на дееспособности семьи, и на ста-бильности браков. К сожалению, подготовка к браку сво-дится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональ-ной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмо-циональная подготовленность -- основа умения любить, бе-режно, внимательно, чутко относиться к ближнему, старать-ся понимать других и правильно оценивать свое поведение.
Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспита-ния, включая и искусство, и массовую информацию, и об-щественное мнение, и общественные организации. Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отноше-ний, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо вы-делить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.
Тенденция к установлению равноправия в семье пози-тивна по своей сути. В то же время перекос в сторону фе-минизации семейного управления в связи с возросшей эко-номической самостоятельностью женщины, ее определяю-щей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психо-логического комфорта. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказы-вает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потребле-нию материальных и духовных благ. Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой -- от нравственно-психологического климата Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991..
Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая со-циальная группа, семья обладает огромным диапазоном вос-питательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.
Семья легче и эффективнее всего осуществляет индиви-дуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует прояв-ляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка прихо-дится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семей-ного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в до-школьные годы, семья часто лишается их вообще.
Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть на-правлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой. Подлинный авторитет завоевывается не просто дидакти-ческими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих под-порок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими подачками, заставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного ав-торитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.
Настоящее воспитание в семье -- большой труд: и фи-зический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (вос-питание недостаточно стимулируется материально, а нрав-ственная и социальная ценность труда матери-воспитатель-ницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в тру-довом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием». Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе-путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
2.1. Взаимосвязь функций семьи.
Основное назначение семьи -- удовлетворение общест-венных, групповых и индивидуальных потребностей. Яв-ляясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспро-изводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы-текают основные функции социалистической семьи: репро-дуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив-ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест-вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо-полняемость.
Репродуктивная функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на-селения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове-чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот-вращением «воспроизведения в новых поколениях различ-ного рода биологических аномалий» Харчев А. Г., Мацковскии М. С. Современная семья и ее проб-лемы. - М, 1997.--С. 34--35. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей, на эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур-налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным. Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо-лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб-ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Среди причин возникновения такой ситуации демогра-фы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране во-семь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских се-мей ведут городской образ жизни. Производственная за-нятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребно-стей -- это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требова-тельность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологиче-ски, в их основе на первом месте --нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняет-ся и отношение к детям. Имея весьма скромный прожи-точный минимум и более чем скромные жилищные усло-вия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне ред-ко. Но зато своего единственного ребенка стараются хоро-шо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.
Однако часть социологов и демографов главную при-чину падения рождаемости видят в другом. Раньше на-блюдалась высокая детская смертность. Она компенсиро-валась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал -- бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5--7 детей, а теперь достаточно 2--3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее пла-нировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ре-бенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование мно-гие родители фактически уже осуществляют.
Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в еди-ный комплекс, который и привел к снижению рождае-мости. Вместе со снижением рождаемости изменяется и струк-тура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объ-единяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти яв-ления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина--матерью. Подсчитано, что населе-ние, состоящее из двухдетных семей, примерно через трид-цать лет теряет третью часть своей численности. Для про-стого воспроизводства для населения нашей страны необходи-мо, чтобы половина семей имела по трое детей, а осталь-ные по двое. Однако общество заинтересовано в том, что-бы численность населения возрастала, а не только вос-производилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей на-много скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и лич-ности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра-стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб-ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю-дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре-ображает супругов. В них пробуждается родительская лю-бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины -- материнство, у мужчины -- отцовство.
А в чем суть общесемейных интересов, связанных с ре-продуктивной функцией? Они имеют отношение, прежде всего, к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования пол-ноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстанов-ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ-ции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жиз-ни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това-рищества и дружбы, любовь к брату или сестре.
Итак, семья -- единственный и незаменимый производи-тель самого человека, продолжения рода. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функ-цию семьи. Продолжительное время ошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут к отмиранию не-посредственного участия семьи в производстве средств к жизни, что ее участие в общественном производстве долж-но сводиться только к тому, чтобы взрослые члены труди-лись на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали материальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход в настоящее время пересмотрен. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, раз-витие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улуч-шение благосостояния семьи, расширяют ее воспитатель-ный потенциал.
Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: спра-ведливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских от-ношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанно-стей в семье, когда они взваливаются в основном на жен-щину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети - лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет не-благоприятным.
С экономической функцией тесно связана проблема уп-равления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи чер-ты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраз-дельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредо-точен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинст-ва семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый про-грессивный принцип семейного управления. При этом ра-венство супругов должно быть примерным, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадле-жать первенство, а в ряде других вопросов право решаю-щего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по-коление. Успех выполнения воспитательная функции семьи зависит от воспита-тельного потенциала семьи. Он представляет собой комп-лекс условий и средств, определяющих педагогические воз-можности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, раз-витость семейного коллектива и характер отношений меж-ду его членами. Он включает идейно-нравственную, эмо-ционально-психологическую и трудовую атмосферу, жиз-ненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. «Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер об-щения в семье и ее общение с окружающими, уровень пе-дагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и обществен-ностью. Особый и весьма важный компонент--специфика самого процесса семейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со дня рожде-ния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитатель-ный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Са-ма естественная жизнь в семье учит дошкольника, а за-тем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоцио-нально по своему характеру, чем любое другое воспита-ние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не-редко с разными профессиональными интересами. Это по-зволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоцио-нальные и интеллектуальные возможности.
Характерная особенность воспитательного влияния се-мьи на детей -- его устойчивость. Обычно правильное от-ношение родителей к воспитанию детей раннего и дош-кольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность лично-сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде-лью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирова-ния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потреб-ляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются есте-ственные условия для формирования полноценного семей-ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно-го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Ма-каренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том слу-чае, если семья испытывает некоторые материальные за-труднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функция органически слива-ется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се-мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли-тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об-щения. Если семья уделяет выполнению этой функции доста-точное внимание, то это заметно усиливает ее воспитатель-ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя-зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата се-мьи. ...........
Страницы: [1] | 2 |
|